Фрэнк Гери в 2007
Фото: Paul Morigi. Предоставлено: National Building Museum. Лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)
Будущий архитектор родился в Канаде в 1929 и переехал в 1947 с семьей в Калифорнию с ее мягким климатом вынужденно, чтобы облегчить состояние страдавшего сердечным заболеванием отца. Вначале Гери работал на коммерческих девелоперов – сперва в чужих бюро, с 1962 – в своем, но времена менялись, и он постепенно влился в насыщенную контркультурную, неоавангардную среду, особенно характерную для Калифорнии с 60-х. Здесь он – редкость для своего поколения – взаимодействовал с художниками – типичная и очень плодотворная практика для передовой архитектуры 1920-х и 1930-х, практически завершившаяся после Второй мировой.
Собственный дом Фрэнка Гери в Санта-Монике. 1978 и 1992
Фото: IK′s World Trip (ikkoskinen) via flickr.com. Лицензия Attribution 2.0 Generic (CC BY 2.0)
В результате сформировались философия и формальный подход Гери, стремившегося, по его словам, воплотить в постройках неупорядоченность, органическую основу и даже хаос жизни – это была реакция на жесткие и слишком «рафинированные» схемы модернизма. Иронию и исторические мотивы постмодернизма архитектор тоже не признавал, воплощая вместо этого, осознанно или нет, противоречивое и острое мировосприятие современного человека, переживаемые им глобальные и личные кризисы.
Музей Гуггенхайма в Бильбао
Фото: MykReeve via Wikimedia Commons. Лицензия CC BY-SA 3.0
Отмеченный Притцкеровской премией уже в 1989 и достигший высшего уровня «звездности» после открытия Музея Гуггенхайма в Бильбао в 1997, Гери стал одним из очень немногих архитекторов, узнаваемых широкой публикой (и даже попал как персонаж в одну из серий мультсериала «Симпсоны»). Но, несмотря на широкое признание, его работы и его кредо сохраняли способность раздражать истеблишмент. Так, в 2009 он выиграл конкурс на проект мемориала Дуайта Эйзенхауэра в Вашингтоне, но потомки военачальника сочли работу Гери недостаточно парадной и героической – тот поставил во главу угла образ бедной фермы в Канзасе, где вырос будущий президент США – и добились значительной корректировки изначального замысла.
Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе
Фото:
Carol M. Highsmith via Wikimedia Commons. Фото является общественным достоянием
Но чаще Гери успешно находил общий язык с самыми крупными и сложными заказчиками – несмотря на необычные материалы (в первую очередь титан-цинк) и сложность своих работ, для которых с 1980-х требовались цифровые средства проектирования. Их архитектор заимствовал в аэрокосмической индустрии и даже основал фирму Gehry Technologies для разработки собственного программного обеспечения (именно оно использовалось в проектах Музея Гуггенхайма и Фонда Louis Vuitton в Париже).
Фонд Louis Vuitton в Париже
Фото: Iwan Baan для Fondation Louis Vuitton © Iwan Baan
Фрэнк Гери работал до последних дней жизни, и его свежие проекты были заказаны именно владельцем LV – Бернаром Арно: флагманский магазин в Беверли-Хиллс и культурный центр в Париже недалеко от здания фонда.
Отель на Самотечной площади в Москве. Gehry Partners, LLP – концепция, ADM – сопровождение
