Не-стирание. Памяти Николая Лызлова

Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.

Николай Лызлов был из тех архитекторов, которые в девяностые и 2000-е не увлекались стилизацией, а делали то, что Николай Малинин позднее назвал «Другая Москва». Но его почерк для меня сложно верифицируется – вероятно, особенность Лызлова как архитектора в отказе от почерка в пользу метода: это распространенное утверждение для Лызлова, кажется, было более принципиальным, чем обычно. Он вообще был очень принципиальным и... упорным каким-то. Не упертым, нет, скорее последовательным. 

О Лызлове сейчас все пишут как о защитнике наследия модернизма и авангарда, и архитекторе, способном тонко, деликатно работать с контекстом. Это правда, но это потом – сначала о том, какой он все-таки был архитектор. Модернист, «конструктивист», идеи архитектуры XX века для него были вполне своими и в то же время незаслуженно забытыми в каких-то важных моментах. Так что, избегая популярной в Москве стилизации конструктивизма, Лызлов обращался к ключевым сюжетам: к примеру, проектировал дом с двухъярусными квартирами и оптимальной «упаковкой пространства». Или – кажется, именно он первым или одним из первых вернул в Москву идею монументальной композиции на крупном объеме, поместив ее на торце «Города яхт» на Ленинградском проспекте. Этот дом – одна из построек Николая Лызлова, наиболее заметных в городе, и он составляет достойную пару «Лебедю» Андрея Меерсона. 
  • zooming
    Николай Лызлов. Многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с апартаментами «Город яхт»
    Фотография © Николай Малинин / www.drumsk.ru
  • zooming
    Николай Лызлов. Многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с апартаментами «Город яхт»
    Фотография © Николай Малинин / www.drumsk.ru

Гараж Лызлов мог парой росчерков превратить в брутальное и лаконичное высказывание, напоминающее и о двадцатых, и о более позднем времени, но каким-то образом свежее и новое. Отличный объем для наблюдений за работой светотени, как торговый центр на Большой Семеновской – хороший пример внутренней монументальности при небольшом, на самом деле, масштабе. 
  • zooming
    Гараж-паркинг на 9 Парковой улице
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Николай Лызлов. Магазин на Большой Семеновской улице («Покров мост»)
    Фотография © Юрий Пальмин

Следуя собственному утверждению – что ни стилизация, ни жест не нужны, – Лызлов был, пожалуй, непревзойденным мастером поместить новое сооружение в историческую застройку таким образом, что, не зная о его присутствии, догадаться о нем практически невозможно: из давних работ хороший пример это дом в Милютинском переулке, причем надо заметить, что брандмауэры с красивым силуэтом, так удачно сфотографированные Юрием Пальминым – это и на самом деле брандмауэры, к ним чуть позже прилепился дом с совершенно иными принципами, а этот – сейчас только формирует двор. 
  • zooming
    Административное здание в Милютинском переулке
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Административное здание в Милютинском переулке
    Фотография © Юрий Пальмин

Апофеоз незаметности – реконструкция, офис РусАгроТранса на 2-й Боевской улице, и тут редкое по нашим временам решение: сталинскую надстройку заменили не на стеклянную или металлическую, а на кирпичную, добавили только двутавры над окнами. Сдержанности так много, что она переходит в новое качество, заставляет приглядываться, поскольку эта очень простая надстройка совсем не похожа на банальную. Так надо уметь.  
  • zooming
    Офисное здание на ул. 2-ая Боевская
    Фотография © Алексей Народицкий
  • zooming
    Офисное здание на ул. 2-ая Боевская. Интерьер 2 этажа
    Фотография © Алексей Народицкий

Другой вариант – офис на Верхней Красносельской: стены совершенно новых корпусов выстроены безо всякого вентфасада, из кирпича по традиционной технологии, покрыты обмазкой, карнизы подбиты деревом, словом, как будто строили в XIX веке, но неуловимо лаконичнее – но вход здесь в виде дыры в земле с хайтечным стеклянным кожухом над ней; как в метро, только лучше. Тем не менее можно легко пройти мимо, а можно поднять глаза и удивиться. 
  • zooming
    Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    Справа историческое здание, слева современное (2018). Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру

Верхняя Красносельская получила главный приз «Золотого сечения» в 2021 году, и, вообще говоря, среди построек и проектов Николая Лызлова, лаконичных и неброских, многие получали то золото, то другие награды, то Сечения, то Зодчества. Малозаметное заметно.

Впрочем, не то чтобы незаметность была главной особенностью Лызлова как архитектора, вовсе нет. Был и проект огромных «Краснобогатырских слонов» – домов на одноименной набережной – в лексиконе автора с тех пор закрепилось сравнение архитектуры то со слоном, то с зайцем, или проект здания на месте «Президент-Сервиса», во дворе комплекса, который тогда еще назывался Миракс-Плаза, остановленный кризисом 2008 года: фасады простые стеклянные, зато атриум – огромная пиранезианская композиция, решетчатая, с опорами на всю высоту, заполненная полезными объемами с некоторым виртуозным, я бы так сказала, произволом, то внутреннее здание «обнимет» колонну, то толща стены откроет окно на фасаде, а то одна из стен расширяется кверху. 
  • zooming
    Проект многофункционального комплекса с апартаментами и подземной автостоянкой (на месте «Президент-сервиса», комплекс «Миракс-плаза»)
    © АМЛ
  • zooming
    Проект многофункционального комплекса с апартаментами и подземной автостоянкой (на месте «Президент-сервиса», комплекс «Миракс-плаза»)
    © АМЛ

Или вот, можно вспомнить каркасную башню для Будвы

Все это возвращает к несчитываемости почерка, но устойчивости метода. Метод Лызлов озвучивал неоднократно, например здесь, и не отступался: комплекс гения это плохо, здание должно родиться из сочетания всех обстоятельств, равно как и борьбы с ними, растет оно само, а архитектор помогает: «крестьянский цикл», а не самовыражение. 

В этом звучит какой-то параметризм, не в смысле гнутых дигитальных форм или чешуек, поднимаемых ветром и солнцем, а в смысле параметров, самоустранения автора, который настолько не навязывается – как видим, не только месту, а даже своему проекту, что его как будто даже и нет. Правдой быть не может, уж как минимум автор с его взглядами – тоже параметр, причем очень важный. Но, с другой стороны, это дает гибкость и разнообразие. Можно сравнить БЦ на Страстном бульваре и на Верхней Красносельской, но не могу сказать, что будет легко догадаться, что это работы одного автора, пусть и с перерывом в 10 лет. А ведь даже типология одна и та же. Хотя может быть, кто-то скажет, что между ними можно найти признаки эволюционного развития. 
  • zooming
    Административное здание на Страстном бульваре. Фрагмент фасада
    Фотография © Юрий Пальмин
  • zooming
    Комплекс офисных зданий на Верхней Красносельской улице. Мастерская Николая Лызлова
    Фотография: Архи.ру

Упомянутый «крестьянский цикл» тоже важен. У Лызлова временами, и кажется, тоже достаточно давно, заметен интерес к этакому «сельскому» сочетанию дикого дерева и кирпича – не «натуральных фактур», а именно что настоящих материалов, если дерево то бревно, если кирпич то не плитка. Вот например конноспортивный комплекс в Пирогово: деревянный манеж-«перипер» за белой «крепостной» стеной. 

Почему-то мне кажется, что тот давний проект перекликается с его последним и любимым проектом, музеем идеолога научной организации труда Алексея Гастева в Суздале. Многие помнят, как Николай Лызлов в недавние годы взахлеб и подробно рассказывал, кто такой Гастев, что сделал и как жил – пример максимального вживания архитектора в свою работу. Так бывает, но не очень часто. 

В древнем, но деревенском уездном городе Суздале, на полянке между монастырем, основанным Александром Невским, и домами из кирпича и дерева, Николай Лызлов спроектировал такой же музей: деревянный верх, белый кирпичный низ, деревянные брусья внутри, оптимальное построение объема с учетом перепада высот и яркие конструктивистские вставки – внутри новатор двадцатых Гастев, снаружи тихий сонный Суздаль. Попробуйте найти музей на панораме с реки Каменки: он заметно скромнее соседней гостиницы. 
  • zooming
    Встройка в панораму левого берега Каменки. Музей Гастева – по центру между елками
    © Архитектурная мастерская Лызлова
  • zooming
    Музей Гастева, Суздаль
    © Архитектурная мастерская Лызлова

В музее Гастева тоже – а может быть, в нем сильнее всего, – присутствует все тот же эффект неброской заметности, проявления через стирание, когда подчинение контексту на самом деле не подчинение, не прятки и не стирание себя, а некий исподволь рост. 

То же и с постройками модернизма. Будучи модернистом по сути и выучке, Лызлов, с одной стороны, сам следовал принципам движения – а с другой стороны, был увлеченным защитником послевоенных построек, которым так редко удается присвоить статус памятника и которые так часто уродуют реконструкциями до неузнаваемости. 

Он был одним из первых, кто многим рассказал, что пятиэтажки – не серые коробки, а прогрессивный проект оттепели и уникальная среда, заросшая дикой, но зрелой и обильной городской зеленью – с другой. Он был против обновления зданий послевоенного модернизма методом вентфасада, полностью уничтожающего исходный «вкус» здания, к примеру, семидесятых – и работая с гостиницей «Арктика» в Мурманске, сохранил ее исходный вид – всем показал, что с этими зданиями можно обращаться иначе, бережно не в ущерб комфорту. 
zooming
Реновация гостиницы «Арктика» в Мурманске. Azimut Отель Мурманск, архитектор – Николай Лызлов, подрядчик – RD Constuction,
© АМЛ

Он мне потом рассказывал, какими методами (опять метод!) можно сохранять здания модернизма, для которых, как правило, сложно получить охранный статус: то они слишком новые, то слишком прочные... Один из методов – статус капремонта, который в некоторых случаях и в хороших руках способен помочь зданию выжить, сохранив свое лицо. Так, мы обсуждали судьбу вокзала во Владимире, где исходную белокаменную облицовку планировали (или до сих пор планируют?) заменить на вентфасад с ее имитацией. Он вообще был готов помочь и участвовать в защите памятников / не памятников, которые сравнительно мало кто защищал / защищает. 

Задача, к сожалению, сложная на грани невыполнимого. В самом начале своей карьеры Николай Лызлов семь лет работал в «Гипротеатре», и его первым, или одним из первых, проектов был драмтеатр в Великом Новгороде – в 1980-е годы, под руководством Владимира Сомова. У этого здания сейчас сложная судьба: на протяжении больше чем 15 лет Лызлов наблюдал и фиксировал его постепенное исчезновение, фотографировал амфитеатр с металлическими стульями и стелу, которых уже нет, объяснял про бетонные модули Сомова, которые и на потолке и на площади, сокрушался о вентфасаде, был настроен с ним бороться.
  • zooming
    Драмтеатр в Великом Новгороде
    Фотография Николая Лызлова
  • zooming
    Драмтеатр в Великом Новгороде
    Фотография Николая Лызлова

Еще он был деятельным, энергичным, приветливым; проектировал, преподавал, выступал. У него было много друзей, которые сейчас сказали о Николае Лызлове много хорошего. Совершенно невозможно представить, что его больше нет. 

Прощание с Николаем Лызловым состоится 11 июня в 11:30 в Фойе Центрального Дома архитектора.
Николай Лызлов на Древолюции, август 2022 года
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Некролог Союза архитекторов здесь.

10 Июня 2024

Похожие статьи
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Памяти Сергея Ткаченко
На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Памяти Евгении Кириченко
Ушла из жизни Евгения Ивановна Кириченко, человек, открывший нам ценность русской архитектуры модерна и эклектики, увлеченный и продуктивный исследователь, умный и жизнерадостный собеседник. Светлая память.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».