Анклав меж российским и германским «материками» – опора для строительных культур обеих стран?

«Округа Камсвикус» приглашает вступать во «Второе шефство» над наследием Калининградской области: защищать и сохранять памятники и развивать на этой основе архитектурную, строительную, и вообще – культуру.

mainImg


«Округа Камсвикус» – общественная организация, созданная архитектором и историком архитектуры Дмитрием Сухиным для сохранения архитектурного наследия Калининградской области; среди проектов «Округи» – получивший широкую известность «инстерГОД», о котором Архи.ру уж писал, «Город замечательных людей» – о нем надеемся вскоре рассказать. Предоставляем слово Д.Б. Сухину.

Архитектура модернизма, говорят, за техникой забыла, как строить «уют» и «дом родной» – и в мире, в России – особенно: у них, в лучшем случае, «хай-тек», у нас – «хай-так». В Венеции на недавней биеннале даже Германия, поставив себе задачу построить «новую родину», не смогла осилить тему. Позыв есть, сказать хотели, участвовали и вузы, и союзы, проекты были вполне техничны – ан не вышло. Так, может, недостаёт как раз тех самых слов? И каких? – молчат. Что показательно, в профессиональной прессе – тоже. А ведь раньше как-то удавалось сочетать настрой «родинный» и наднациональный, технику со смыслом и с поэтикой. Не исключающи, взаимообогащающи они! Финнам, говорят, это и сегодня удаётся, про голландцев тоже рассказывают, прочие ищут – где же та точка, где ещё не разошлись разные ветви? Её и нам бы найти. А она как раз у нас и затаилась.

zooming
Поселок Штаблакен округи Инстербург, ныне Приозерное Калининградской области. Фото © Mikołaj Troniewski‎



Именно и только в России сохранился натурный образец того, как учёт и грамотное изменений традиций, бюджет и рачительность, и даже самое отсутствие правильных кадров может венчать успех – той самой Родины, той самой современности воплощенье! Работающее далеко не только по кровно-связующей линии, но прекрасно подхватившее и «наших» послевоенных переселенцев. Речь о Восточной Пруссии. Её, лежащую в руинах Первой Мировой войны, восстанавливали архитекторы со всей страны, быстро и тщательно ухватившие традицию, не упустившие и заблуждения недавнего грюндерства, и обучившие себе в помощь новейшим строительным технологиям – наших с вами прадедов. Тут начинались многие, от небывалиц Шаруна до шаблонов Нойферта. Подпитывали же их – словом, вкладом, делом – многочисленные «шефы». И именно в подобной сплотке та Пруссия восточная из отсталых задворок стала землёй образцово-показательной, современной, подлинно связанной со своей историей и остальной Германией. Местом рождения немецкости из многая язык [подробнее об этом удивительном историческом эпизоде можно прочесть здесь и здесь] – включая архитектурные! Ведь в знаменитом «Ринге» (объединение архитекторов Der Ring, 1926–1933 – примечание Архи.ру) участвовали и Мис, и Хэринг, и Беренс, и Тессенов.

Фотографии построек Гейнца Штоффрегена в Гердауэне, ныне Железнодорожный Калининградской области. Из журнала Baumeister, номер за август 1926
Проект новой застройки Домнау (ныне Домново) архитектора Пауля Клейна. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1916 года
Проект новой застройки Домнау (ныне Домново) архитектора Пауля Клейна. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1916 года
Проект новой застройки Торга в Алленбурге (ныне Дружба) архитектора Макса Шёнвальда. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 35-36 от 1916 года
Проект сельского жилого дома с лавкой, вероятно в окрестностях Зольдау (ныне Дзялдово), архитектора Рихарда Клаасена. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 23-24 от 1918 года
Проект сельского жилого дома с лавкой, вероятно в окрестностях Зольдау (ныне Дзялдово), архитектора Рихарда Клаасена. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 23-24 от 1918 года
Поселок Плонжовен округи Пиллькален, ныне Папоротное Калининградской области. Фото © Mikołaj Troniewski‎


Сегодня Калининградская область тоже собрала в себе людей из разных областей, однако положение архитектуры здесь не лучше, а даже в чем-то хуже, чем в других частях страны. Тут и коммерческие интересы нового «грюндерства», и дефицит бюджетных средств, и запрос на новую, подлинно современную архитектуру, и на старую тоже, и её же боязнь. А шефов, завязок на «материк», нет. Знатоки в столицах есть, да область минуют транзитом; «критическая масса» заинтересованных лиц в области тоже уже есть, уместность, ценный опыт старого фонда вне каких-либо коннотаций видеть мы уже научились – а специалистов сочетать новое со старым – гораздо, на порядки меньше.

Пригород Кенигсберга Шпандинен, ныне Суворово в черте Калининграда. Фото © Mikołaj Troniewski‎


Так повторим же эксперимент! Соединяя скучно-техничную немецкую практику и возвышенно-кособокий российский полет, именно наследием XX века поможем разобраться себе и другим, вырасти над собой – и «плыть в революцию дальше». Улучшать и российскую, и немецкую, и даже польскую архитектуру. Если только прежде не утратим «не-наше наследие». Если проекты типа поддержанного ректором МАРХИ воссоздания Кенигсбергского замка не превратит заявленное открытие в области филиала вуза в фарс.

Поселок Кляйнноркиттен округи Инстербург, ныне Шлюзное Калининградской области. Фото © Mikołaj Troniewski‎



Наш проект «Второго шефства» – путь к естественному привлечению людей к защите наследия, чтобы в результате история и памятники стали из «чужих» своими. Важно даже малое участие. Каждый может быть и «шефом» и «подшефным», в сочетаниях или одновременно: у нас–калининградцев, у нас–русских и нас–немцев, архитекторов и просто жителей, у каждого есть чем поделиться – и есть, что, казалось бы, некому восполнить. Ан есть! Хотя и необязательно попарно. Каждый может помогать каждому и принимать от другого такого же помощь. Это может быть моральная поддержка самой идеи ценности наследия, роста на наследии здесь, чтобы буде когда кому из подшефных потребуется, можно было бы опираться сразу на много голосов; может быть и поддержка экспертная, по конкретному объекту или теме, в которой заявить о себе, отвечать на вопросы, статьи писать, участвовать в проектах; могут быть и школьные программы... Свои идеи предлагать тоже можно! Да и от финансовой поддержки вряд ли кто откажется.

Не назидать про ценность, а дать на ней произрасти, заколоситься, личную выгоду с общественной, прошлое с настоящим сочетая – в последние годы подобные концепции ревалоризации наследия показали и доказали себя. Тем страннее, что записавшихся в наши новые шефы – пока лишь с десяток-другой. Среди них, конечно, и такие мэтры как Фольквин Марг, со-основатель бюро gmp – von Gerkan, Marg und Partner, или бывший глава немецкого Госстроя Маусбах – но мало, мало их! Ханс Штимман отнекивается «политическими последствиями», другие – ещё чем. Разве что Веркбунд, много славы заслуживший как раз при организации того, первого шефства, всё ещё не отказал – но как объяснить колебания калининградских областных общественников? Разве не они первыми жалуются на отсутствие поддержки, когда кто-то начинает крушить дорогую им мостовую, руину или сквер, не сумев их понять? Когда бессмысленно упаковывают в вату, для вящего плесневенья, метровые стены? Так вот же – шефы могли бы и поддержать, и разъяснить, и сочетать; те – других, а эти – вас!

Записаться в шефы можно здесь.

Фантазии на тему восстановления малого восточнопрусского города архитектора Гейнца Шпицнера. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1915 года
Фантазии на тему восстановления малого восточнопрусского города архитектора Гейнца Шпицнера. Из журнала Deutsche Bauhütte, номер 19-20 от 1915 года
Фантазии на тему восстановления малого восточнопрусского города архитектора Гейнца Шпицнера. Из журнала Deutsche Bauhütte, специальный номер от 1916 года



Балтийские воды, говорят, скрывают древний город Винету. Нигде не бывало лучше златокузнецов, механикусов, звездочетов; купцы их ходили за тридевять морей, везли диковины домой. Но возгордились они, затворились, ни с кем ничем не делясь – и низвергнуты. И мастерство их вместе с ними. Втуне лежат, под водой – но раз в сто лет всплывают на пару часов: вдруг кто заглянет в ныне широко распахнутые врата? Бери, миллион купи за грош, и вернется прощенная Винета в подлунный мир.

Нильсу у Сельмы Лагерлёф грошика не хватило, он его, в лунной дорожке играя, потерял. Сегодня Винета стала «островом» Калининградской области. Год за годом истекает песок их часов: шинкелями горелыми, черепицами битыми, аллеями на дрова... Упустим – явится ли Винета хоть кому-нибудь ещё после нас?

Разбор на стройматериалы для последующей продажи казарм 8-го Восточнопрусского пехотного полка №45 в Инстербурге (ныне улица Гагарина в Черняховске). Фото © Mikołaj Troniewski‎



Как раз под Новый год в области катастрофическим «ремонтом» хорошо если чуть-чуть недоуничтожили крыши жилого массива «Пестрый ряд» в Черняховске, первой постройки Ганса Шаруна, автора знаменитой Берлинской Филармонии. Федерального памятника, «памятника европейского значения под угрозой уничтожения» (Europa Nostra 2014). Ему как раз и посвящает себя «Округа Камсвикус». А сколько их таких же по области не имеют столь звучного имени для защиты?

01 Марта 2017

Похожие статьи
Казус Нового
Для крупного жилого района DNS City был разработан мастер-план, но с началом реализации его произвольно переформатировали, заменили на внешне похожий, однако другой. Так бывает, но всякий раз обидно. С разрешения автора перепубликовываем пост Марии Элькиной.
«Рынок неистово хочет общаться»
Арх Москва уже много лет – не только выставка, но и форум, а в этом году количество разговоров рекордное – 200. Человек, который уже пять лет успешно управляет потоком суждений и амбиций – программный директор деловой программы выставки Оксана Надыкто – проанализировала свой опыт для наших читателей. Строго рекомендовано всем, кто хочет быть «спикером Арх Москвы». А таких все больше... Так что и конкуренция растет.
Опровержение и сравнение: конкурс красноярского театра
Начали писать опровержение – ошиблись, при рассказе о проекте Wowhaus, который занял 1 место, с оценкой объема сохраняемых конструкций, из-за недостатка презентационных материалов – а к опровержению добавилось сравнение с другими призерами, и другие проекты большинства финалистов. Так что получился обзор всего конкурса. Тут, помимо разбора сохраняемых разными авторами частей, можно рассмотреть проекты бюро ASADOV, ПИ «Арена» и «Четвертого измерения». Два последних старое здание не сохраняют.
ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Пользы не сулит, но выглядит безвредно
Мы попросили Марию Элькину, одного из авторов обнародованного в августе 2020 года письма с критикой законопроекта об архитектурной деятельности, прокомментировать новую критику текста закона, вынесенного на обсуждение 19 января. Вывод – законопроект безвреден, но архитектуру надо выводить из 44 и 223 ФЗ.
Буян и суд
Новость об отмене парка Тучков буян уже неделю занимает умы петербуржцев. В отсутствие каких-либо серьезных подробностей, мы поговорили о ситуации с архитекторами парка и судебного квартала: Никитой Явейном и Евгением Герасимовым.
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: Европа и отказ от формы
Рассматривая тематические павильоны и павильоны европейских стран, Григорий Ревзин приходит к выводу, что «передовые страны показывают, что архитектура это вчерашний день», главная тенденция состоит в отсутствии формы: «произведение это процесс, лучшая вещь – тусовка вокруг ничего».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: «страны с проблематичной...
Продолжаем публиковать тексты Григория Ревзина об ЭКСПО 2020. В следующий сюжет попали очень разные павильоны от Белоруссии до Израиля, и даже Сингапур с Бразилией тоже здесь. Особняком стоит Польша: ее автор считает «играющей в первой лиге».
Григорий Ревзин об ЭКСПО 2020: арабские страны
Серия постов Григория Ревзина об ЭКСПО 2020 на fb превратилась в пространный, остроумный и увлекательный рассказ об архитектуре многих павильонов. С разрешения автора публикуем эти тексты, в первом обзоре – выставка как ярмарка для чиновников и павильоны стран арабского мира.
Помпиду наизнанку
Ренцо Пьяно и ГЭС-2 уже сравнивали с Аристотелем Фиораванти и Успенским собором. И правда, она тоже поражает высотой и светлостию, но в конечном счете оказывается самой богатой коллекцией узнаваемых мотивов стартового шедевра Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса, Центра Жоржа Помпиду в Париже. Мотивы вплавлены в сетку шуховских конструкций, покрашенных в белый цвет, и выстраивают диалог между 1910, 1971 и 2021 годом, построенный на не лишенных плакатности отсылок к главному шедевру. Базиликальное пространство бывшей электростанции десакрализуется практически как сам музей согласно концепции Терезы Мавики.
Спасение Саут-стрит глазами Дениз Скотт Браун
Любое радикальное вмешательство в городскую ткань всегда вызывает споры. Джереми Эрик Тененбаум – директор по маркетингу компании VSBA Architects & Planners, писатель, художник, преподаватель, а также куратор выставки Дениз Скотт Браун «Wayward Eye» на Венецианской биеннале – об истории масштабного проекта реконструкции Филадельфии, социальной ответственности архитектора, балансе интересов и праве жителей на свое место в городе.
Победа прагматиков? Хроники уничтожения НИИТИАГа
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства сопротивляется реорганизации уже почти полгода. Сейчас, в августе, институт, похоже, почти погиб. В недавнем письме президенту РФ ученые просят перенести Институт из безразличного к фундаментальной науке Минстроя в ведение Минобрнауки, а дирекция говорит о решимости защищать коллектив до конца. Причем в «обстановке, приближенной к боевой» в институте продолжает идти научная работа: проводят конференции, готовят сборники, пишут статьи и монографии.
Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре
«Есть ли места на Олимпе? Сексизм и «звездность» в архитектуре» Дениз Скотт Браун – это результат личного исследования вопросов авторства, иерархической и гендерной структуры профессии архитектора. Написанная в 1975 году, статья увидела свет лишь в 1989, когда был издан сборник "Architecture: a place for women". С разрешения автора мы публикуем статью, впервые переведенную на русский язык.
ВХУТЕМАС versus БАУХАУС
Дмитрий Хмельницкий о причудах историографии советской архитектуры, о роли ВХУТЕМАСа и БАУХАУСа в формировании советского послевоенного модернизма.
Еще одна история
Рассказ Феликса Новикова о проектировании и строительстве ДК Тракторостроителей в Чебоксарах, не вполне завершенном в девяностые годы. Теперь, когда рядом, в парке построено новое здание кадетского училища, автор предлагает вернуться в идее размещения монументальной композиции на фасадах ДК.
Арки, ворота, окна, проемы, пустоты, дырки
В архитектуре АБ «Остоженка», особенно в крупных комплексах, значительную роль играют арки, организующие пространство и массу: часто большие, многоэтажные. В публикуемой статье Александр Скокан размышляет о роли и смысле масштабных цезур, проемов и арок.
Вавилонская башня культуры?
Реконструкция ГЭС-2 для Фонда V-A-C по замыслу Ренцо Пьяно в центре Москвы – яркий пример глобальной архитектуры, льстящей заказчику, но избежать воздействия сложного контекста этот проект все же не может.
WAF 2019: в ожидании финала
Говорим c авторами проектов, вышедших в финал премии WAF: об их взгляде на фестиваль, о проектах и вероятных способах презентации.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
Античность и недвижимость
Бюро OMA выиграло конкурс на проект реконструкции футбольного стадиона «Сельман Стермаси» в Тиране: вокруг модернизированной арены появятся жилье, офисы и гостиница.
Между действительным и виртуальным
Интерьер бутика Nude Story на Кузнецком Мосту, реализованный по проекту Романа Гуляева и Марии Цахариас, может показаться очень уж модным: очищенный кирпич, обилие медиа-экранов. Но он освежает и даже завораживает парадоксами, начиная от обилия медиа-экранов в историческом интерьере и заканчивая «фрагментами» каннелированных колонн травянистого цвета.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Вент-фасад: беда или мелочь?
Еще один памятник модернизма под угрозой: Донскую публичную библиотеку в Ростове-на-Дону архитектора Яна Заниса планируется ремонтировать «с максимальным сохранением внешнего облика» – с переоблицовкой камнем, но на подсистеме, и заменой туфа в кинозале на что-то акустическое. Это пример паллиативного подхода к обновлению модернизма: искажения не касаются «буквы», но затрагивают «дух» и материальную уникальность. Рассказываем, размышляем. Проект прошел экспертизу, открыт тендер на генподрядчика, так что надежды особенной нет. Но почему же нельзя разработать, наконец, методику работы со зданиями семидесятых?
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Войти в ущелье
Бюро Ofis полностью перестроило входной павильон живописного ущелья Винтгар в Словении, предложив вернуться к традиционной, не наносящей вреда природе деревянной архитектуре.
Изящество и совместность
Вилла «Грейс», построенная по проекту бюро Романа Леонидова в Подмосковье, балансирует между элегантным минимализмом и широкими порывами русской души. Главный дом решен как последовательность четырех самодостаточных объемов – каждый может существовать по отдельности, но предпочитает быть частью целого. Единение достигается с помощью цвета и системы общих пространств, а богатая пластика, которая менялась по ходу строительства, «окупает» почти полное отсутствие декора.
Скульптуры вместо карет
По проекту Главного управления культурного наследия Московской области в Серпуховском историко-художественном музее к новой функции приспособили каретный сарай. Теперь он действует как открытое фондохранилище и более доступен маломобильным посетителям.
Бетон и искусство иллюзии
В парижском парке Ла-Виллет по проекту бюро Loci Anima реконструирован кинотеатр La Géode – геодезическая сферорама на бруталистском основании.
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...