Неизменная «Правда»

Рассказываем о семи проектах «бумажного», как выяснилось, конкурса на комбинат «Правда» и обсуждаем его творческие результаты.

mainImg
Архитектор:
Владимир Кузьмин
Мастерская:
Проектная группа Поле-Дизайн
Андрей Воронов
Архатака https://www.archattacka.com/
Требования к проектам фасадных решений строений 3 и 7 и внутренних помещений строения 2 бывшего полиграфического комбината «Правда» насторожили многих. Инициатором конкурса стала компания-производитель отделочных материалов Kerama-Marazzi, и одним из его условий было использование керамогранита, материала спорного в случае, когда речь идёт о памятнике конструктивизма, что мы уже подробно обсудили со специалистами. Достаточно бурная реакция профессионального сообщества на перспективу облицовки фасадов зданий 1930-х годов керамогранитом, очевидно, повлияла и на участников конкурса, и на жюри, сделав главным сюжетом конкурса вопрос о том, «как сочетать несочетаемое» или даже «как красиво обойти конкурсное задание». Что, определённо, добавило и сложности, и интереса.

Большинство авторов старательно дистанцировались от пресловутых лопаток и филёнок, обеспечив подлинному фасаду неприкосновенность. Жюри же, в свою очередь, выбрало самый деликатный проект – сделав, судя по всему, главным критерием не столько реабилитацию керамогранита, сколько сохранность старого здания. Так что творческих результатов у конкурса оказалось два:

1. Архитекторы поупражнялись в бережном отношении к произведениям 1930-х, входящим в комплекс Пантелеймона Голосова, а жюри поддержало их инициативу. Вывод следующий: для творческого человека выход есть всегда, даже если тебе предложили сочетать несочетаемое;

2. Будучи ограничены собственным решением беречь исторические здания, авторы проектов уделили максимум внимания обустройству пространства комбината «Правда», отдав таким образом должное популярной, чтобы не сказать модной, теме преобразования городского пространства. 

Первое место
«Поле-Дизайн», Владимир Кузьмин и Николай Калошин
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Победители нашли элегантное решение проблемы несочетаемости керамогранита и архитектуры 1930-х. Они предложили восстановить большую часть фасадов в исходных материалах, а керамогранит использовать точечно и для новых объектов на территории, обращаясь со стилем, в котором построено здание, предельно уважительно.

«Обновленная «Правда» будет выглядеть почти также, как и выглядела. Возможно, поэтому жюри и присудило нам первое место», – пошутил Владимир Кузьмин из «Поле-дизайн». Победители предложили восстановить фасады в исходных материалах, использовать краску по укрепленной оштукатуренной поверхности. А отделку из керамогранита применять точечно – для цоколя и лестничных ограждений. 

«Наша концепция заключается в том, что мы максимально тактично отнеслись к решению фасада, который является частью культурного наследия, – поясняет соавтор проекта Николай Калошин. – Как вариант мы предложили керамогранитную облицовку для ниш фасада строения 3. Но она не должна выходить за эти границы, потому что изначально здание предполагало совершенно иные материалы».
Ритм фасада строения 3 «Поле-дизайн» подчеркнули высоким порталом в сером керамограните. Колонны не перекрывают оригинальные лопатки, а крепятся к ним кронштейнами
на расстоянии. Ко входу с двух сторон ведут рампы – своего рода оммаж Ле Корбюзье. Вверху портала установлен световой короб, внутри же поместятся большие афиши или полотно экрана, а весь фасад можно будет превратить в экран для видеомаппинга. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Две серые колонны визуально уравновешивают множество невысоких ярких пилонов вдоль стоящего напротив строения 7. Они превращают бесконечно вытянутое здание в соразмерное и позволяют проще ориентироваться. В верхней части маленьких колонн тоже есть световые короба, в тёмное время суток они выполняют функцию уличных фонарей. Пилоны облицованы керамогранитом шести цветов, а цоколь строения – серым, в тон фасадной краске.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

В дизайн-проекте внутреннего помещения сохраняются все элементы, которые дошли до наших дней, вплоть до деталей давно не используемого инженерного оборудования. Местами авторы сохраняют на полу ностальгический метлах и перфорированную металлическую плитку, хотя большую часть пола всё равно пришлось бы выполнить в новых материалах.

Колористическое решение интерьера отсылает к эпохе, когда
был спроектирован комбинат «Правда». Оно включает в себя три чистых «основных» цвета: красный, жёлтый и синий; ахроматическим фоном для них будет серый. На стенах длинного коридора появляются яркие вертикальные рамы, которые в перспективе сливаются в прямоугольник. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Поле-дизайн»

Конструктивистскую чистоту геометрических форм воспроизводит интерьерный объект, который проектировщики прозвали «Кубом Правды». По сути, это трансформер из множества мелких кубиков, который при необходимости превращается и в кафедру лектория, и в небольшой выставочный зал, и в зону хранения. Отделка кубиков выполнена из керамической плитки, которая подражает газетной полосе.
Для искусственного освещения используется система подвесных светодиодных светильников. Помимо этого авторы предложили восстановить первоначальные световые фонари на крыше здания.
***
Второе место 
«Архатака» («Лес»)
Петербург
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)

Проект также не предполагает облицовку исторических фасадов новыми материалами. Керамогранит использован в отделке новых средовых объектов на территории, похожих на потерянные во дворе части гигантского конструктора «Лего». Из таких деталей собрана галерея – она начинается у строения 3, то и дело нарочито сбивается с ритма, но преодолевает всю длину здания 7 и формирует пространство внутренней улицы. За надземный переход тут зацепилось угловатое синее «облако», у входа в третье строение жёлтые кубики сложились в зону отдыха, на бетонной площадке игрушечные кремлевские зубцы стали ограждением висячего сада. Под ними, как сломанные, валяются оранжевые модули сцены и экрана. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)

В интерьере стены решены в серой гамме. К ним цветовыми пятнами приставлены яркие элементы, которые тоже притворяются, что их забыли, но уже в опустевшем цеху: зелёный вытянутый подиум, красные прямоугольные рамы, оранжевый амфитеатр-гора, выглядящий так, словно у кого-то не хватило терпения собрать его полностью. При этом все они, как и полагается деталям конструктора, имеют гибкий сценарий использования.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «Архатака» («Лес»)
***
Третье место
Akhmadullin Architects
Уфа
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects

«У нас была идея создать городское пространство внутри здания. Коридоры – это улицы со своей иерархией, входные группы в помещения являются своего рода «фасадами», а основной цех, где мы сделали пространство для выставок – это пьяцца», – рассказывает Азат Ахмадуллин. На полу длинных коридоров предусмотрено прорезиненное покрытие, чтобы можно было передвигаться на самокатах, которые висят здесь же, вдоль стен. Выделены и «точки остановок» – с подвесными креслами и вертикальным озеленением.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects

В концепции Akhmadullin Architects фасады подвергаются значительной, по сравнению с предыдущими двумя проектами, переработке, хотя формально исходная пластика сохранена. Строение 3 облицовано фиброцементными панелями, а внутренние плоскости его вертикальных ниш – тёмно-серым керамогранитом. Авторы пошли по пути стилизации, усилив рельеф лопаток и подчеркнув связь с плакатной агитацией – для этого активно введён красный цвет, контрастирующий с «газетным» светло- и тёмно-серым. Красным прописаны откосы и переплёты окон, и верхние откосы фасадных ниш, пожарные лестницы и обрамления входных порталов. 
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Akhmadullin Architects
***

Ещё четыре проекта

«ПланАР», Илья Мукосей
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»

Бюро «ПланАР» предложили дополнить фасад строения 3 по уровню первого этажа конструкцией красного цвета из трёх частей в форме буквы «П». Она восстанавливает симметрию входной группы, где изначально дверь смещена влево. Вдоль строения 7 авторы разместили модуль с балконами, который скачет в трёхдольном ритме марша, и выглядит аллюзией на конструктивизм. Стены в интерьере оформлены словами «петит», «нонпарель» и «цицеро», которые мгновенно отсылают к гарнитурам шрифтов советских газет и не позволяют забыть биографию здания.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © «ПланАР»
***
Archiproba Studios
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Archiproba Studios

Проект бюро Archiproba обращается к прошлому не напрямую, через авангард, а апеллирует к воспоминаниям тех, кто был во времена СССР ребенком: стилистика надписи «Правда» над входом напоминает старые неоновые вывески старых кинотеатров. Исторический фасад архитекторы предложили тщательно отреставрировать, покрыть штукатуркой с фактурой, похожей на оригинальную, а для оконных проемов воссоздать исходную раскреповку рам.
***

Kontora
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Kontora

Бюро Kontora назвали здание «серой машиной правды Пантелеймона Голосова», а описание проекта сделали похожим на революционный манифест. В той же революционной манере они предложили разбить перед использованием новую плитку Kerama Marazzi, чем заставили организаторов конкурса вздрогнуть – положения не спасло даже упоминание Гауди.
***

Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
Москва
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский

Консорциум предложил очень лёгкое, почти незаметное решение; во всяком случае, не такое разноцветное, как у всех остальных. Основной идентичности нового дизайна согласно концепции должен стать некий паттерн, представленный мозаикой из плиточных квадратов – да-да, из керамогранита – соединённых между собой методом пазла. Таким рисунком авторы оформили двери, козырьки, клумбы, скамейки и прочие элементы общественных пространств. Дизайн-код, основанный на предложенном авторами паттерне и крупных элементах навигации, используется как снаружи, так и внутри. Пешеходные и автомобильные дороги разгорожены городской мебелью ради безопасности передвижения по территории.
Конкурсный проект для территории комбината «Правда» © Adjoubei ScottWhitby Studio & Иван Полисский
***
А реализации не будет
Собственно ещё тогда, когда обсуждалось конкурсное задание как таковое, в кулуарах было известно, что конкурс – скорее всего «бумажный», нацелен лишь на то, чтобы продемонстрировать возможности применения материала на конкретном примере, и реализация проектов не планируется. Однако едва победители были объявлены, «Группа ПСН» – компания, «управляющая проектами ГЦК «Правда», сочла нужным отдельно объявить, что реализации проектов и реконструкции зданий комбината не планируетсяА потом и вовсе потребовала от изданий удалить сообщения о результатах конкурса из ленты новостей.

Что, вероятно, многих удивило, поскольку так называемые концептуальные конкурсы или конкурсы идей – сами по себе не редкость, хотя там и принято более явно и сразу объявлять об отсутствии планов реализации. По словам Сергея Георгиевского,
директора проводившего конкурс Агентства стратегического развития «ЦЕНТР», «Профессиональный конкурс – инструмент диалога города, девелопера и экспертного сообщества. В случае с объектами со значимой историей конкурс позволяет найти наиболее взвешенное решение по отношению к значимому объекту. Работы получились очень профессиональными – это большая победа, которая окажет позитивное влияние на будущее развитие объекта. В этом нас поддерживает Москомархитектура и архсовет».

Так что никто не планировал воплощать конкурсные проекты. Хотя надо признать, и в процессе обсуждения конкурса это неоднократно прозвучало: район и комбинат в обновлении безусловно нуждаются. Пока же конкурс получился более звучным, чем привычные мероприятия производителей материалов – возможно за счёт некоторой скандализированности вопроса о реконструкции, а возможно, благодаря решению провести его на реальном примере. Но совершенно «бумажным».

Так выглядит комбинат «Правда» сейчас: 

Предмет конкурса – строение 3 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
zooming
Предмет конкурса – строения 3 и 7 комбината «Правда». Фотография © Василий Бабуров
Предмет конкурса – помещения строения 2 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
Предмет конкурса – помещения строения 2 комбината «Правда». Фотография предоставлена Агентством «ЦЕНТР»
***
Архитектор:
Владимир Кузьмин
Мастерская:
Проектная группа Поле-Дизайн
Андрей Воронов
Архатака https://www.archattacka.com/

22 Февраля 2017

Похожие статьи
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
Фасады «Правды»
Конкурс на концепцию фасадного решения Центра городской культуры «Правда» в комплексе памятника авангарда – комбината «Правда» в Москве, вызвал много споров. Чтобы прояснить ситуацию, мы взяли комментарии у организаторов конкурса и экспертов в сфере сохранения наследия и градостроительства.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.