ИНИОН: новая угроза

В ответ на прошедший конкурс Союз московских архитекторов заявляет: здание ИНИОН РАН должно быть восстановлено при участии ведущих проектировщиков и экспертов.

mainImg
Союз московских архитекторов обратился к широкой общественности, представителям федеральных и московских властей, профессиональному сообществу с призывом провести новый конкурс на проект реконструкции здания Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук – конкурс, соответствующий как уникальности этого памятника советского модернизма (подробнее о нем), так и научному значению располагающегося там учреждения. Публикуем открытое письмо президента СМА Н.И. Шумакова, а также историю вопроса – что происходило со зданием ИНИОН и вокруг него после пожара в начале 2015 года.


Интерьер. Фото 1970-х гг. © ИМО



МОО Союз московских архитекторов выражает серьезную озабоченность ситуацией, складывающейся вокруг восстановления здания ИНИОН РАН.

В феврале 2015 года Председателю Правительства российской Федерации Д.А. Медведеву было направлено письмо, подписанное ведущими российскими архитекторами, искусствоведами, учеными о необходимости восстановления здания ИНИОН РАН по проекту выдающегося российского зодчего Якова Белопольского с привлечением широкого круга специалистов и профессионального архитектурного сообщества. Письмо подписали более шестисот архитекторов, их поддержали граждане – почти 11 000 подписей собрала петиция на www.change.org.

Обращение архитекторов и петиция были переданы в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России, откуда был получен ответ за подписью Начальника Управления федерального имущества И.В. Романенко, в котором говорилось, что «Планами предусматривается максимальное восстановление библиотеки ИНИОН РАН».

Несмотря на обещание восстановления, которое невозможно без участия экспертного сообщества, дальнейшая работа над объектом не учитывала мнения специалистов и пожелания сотрудников ИНИОН РАН, а также проводилась без широкого освещения в информационном пространстве, что необходимо, учитывая уникальность объекта и его культурное значение для Москвы. Подобный подход к решению сложнейших городских вопросов противоречит принципами открытости и профессионализма, присущим градостроительной политике Москвы последних лет.

Критерии выбора генерального подрядчика, процедура и условия прошедшего конкурса на концепцию реконструкции здания, который не был анонсирован и поэтому остался вне поля зрения ведущих проектных организаций, не могли привести к достойному результату. Свидетельством тому – уровень и характер представленных на конкурс проектов. Реализация любого из них приведет к непоправимому искажению первоначального облика выдающегося произведения советского модернизма, не решит функциональных проблем Института и библиотеки, а также не раскроет потенциал территории ИНИОН РАН как важного ресурса для развития общественных пространств Юго-Запада столицы.

Союз московских архитекторов считает, что важность задач по восстановлению здания и развитию всего комплекса требуют проведения полноценного архитектурно-градостроительного конкурса с соблюдением общепринятых принципов: открытости, конкурентности, профессионализма. Техническое задание конкурса должно быть разработано экспертной группой, включающей архитекторов, сотрудников ИНИОН, историков архитектуры и специалистов библиотечного дела. Организатором конкурса должна выступать авторитетная профессиональная институция, имеющая должную репутацию и пользующаяся общественным доверием.

В связи с этим, МОО СМА полагает целесообразным и этически верным считать результаты проведенного ООО «ГИПРОКОН» конкурса недостаточным основанием для дальнейших проектных работ по восстановлению здания ИНИОН РАН и развитию территории комплекса.

Просим всех заинтересованных лиц поддержать инициативу Союза московских архитекторов о проведении нового архитектурно-градостроительного конкурса, соответствующего значению ИНИОН РАН как выдающегося архитектурного произведения и его статусу ведущего научного учреждения Российской Федерации.
 
Президент МОО СМА Н. И. Шумаков


Общий вид. Фото 1970-х гг. © ИМО



История вопроса:
– 30 января 2015 года в ИНИОН РАН произошел пожар, нанесший серьезные повреждения зданию. В феврале 2015 года инициативной группой было направлено письмо Председателю Правительства российской Федерации Д.А. Медведеву, подписанное ведущими российскими архитекторами, искусствоведами и учеными о необходимости восстановления здания ИНИОН РАН по проекту выдающегося российского зодчего Якова Белопольского с привлечением широкого круга специалистов и профессионального архитектурного сообщества. Письмо подписали более шестисот архитекторов, их поддержали граждане – почти 11 000 подписей собрала петиция на www.change.org

– Обращение архитекторов и петиция были переданы в Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) России, откуда был получен ответ за подписью Начальника Управления федерального имущества И.В. Романенко, где говорилось, что «Планами предусматривается максимальное восстановление библиотеки ИНИОН РАН».

– В марте 2016 года по итогам тендера, организованного «ФКУ «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту»» через портал госзакупок (http://qoo.by/pXi) был определен разработчик будущего проекта ООО «Проектная организация «ГИПРОКОН», основанная 4 года назад и не имеющая высокой профессиональной известности (в конкурсной документации отсутствует «Подтверждение квалификации участника в заявке»).

– В тендере участвовали всего два соискателя: как указано выше, контракт на проектно-изыскательские работы стоимостью 140 млн рублей получило ООО «Проектная организация ГИПРОКОН», проигравшим на портале госзакупок указана компания «Ардент-М». 50% уставного капитала «Ардент-М» принадлежит Александру Геннадьевичу Малыха. Единоличным учредителем «Гипрокона» является Галина Геннадьевна Малыха. Подробнее об этих обстоятельствах смотри репортаж телекомпании РЕН ТВ от 16.08.2016.

– В июле (05.07.2016) стартовал архитектурный конкурс на концепцию восстановления здания ФГБУ ИНИОН РАН.

– На сайте конкурса не размещены важнейшие конкурсные данные – дата и место размещения объявления о начале конкурса, организаторы конкурса, тип конкурса, эксперты, жюри конкурса.

– Анонсирования конкурса на профессиональных ресурсах и в общедоступных СМИ не проводилось.

– На подготовку конкурсных проектов было отведено меньше месяца.

– На конкурс поступило всего 14 проектов.

– Итоги конкурса были подведены 16 августа 2016 на круглом столе. Первое место заняли два проекта, авторами которых являются Кирилл Теслер и Александр Кожевников. Второе место не присуждено. Третье место занял проект Азамата Тахтарова.

Обращает на себя внимание вопиющая аффилированность победителей конкурса и членов жюри:

Победители конкурса:
Теслер Кирилл Игоревич, доцент кафедры проектирования и градостроительства МГСУ, кандидат наук
Кожевников Александр Михайлович, Канд. архитектуры, доцент кафедры «Архитектура сельских населенных мест» МАРХИ, главный архитектор проектов ООО «Гипрокон»

Члены жюри:
Волков Андрей Анатольевич, ректор МГСУ
Балакина Алевтина Евгеньевна, зав. кафедрой проектирования зданий и градостроительства МГСУ ;
Швидковский Дмитрий Олегович, ректор МАРХИ;
Есаулов Георгий Васильевич, проректор МАРХИ;
Малыха Галина Геннадиевна, профессор, представитель организации Генерального проектировщика ООО «Гипрокон»
zooming
Проект группы институтов у метро «Профсоюзная». Фото с макета // «Строительство и архитектура Москвы», 1965, №8, с. 18.

18 Августа 2016

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Авангард на льду
Бюро Coop Himmelb(l)au выиграло конкурс на концепцию хоккейного стадиона «СКА Арена» в Санкт-Петербурге. Он заменит собой снесенный СКК и обещает учесть проект компании «Горка», недавно утвержденный градсоветом для этого места.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
Технологии и материалы
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Сейчас на главной
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.