Стальное кружево на Стрелке

Об истории Главного здания Всероссийской выставки 1896 года, конструкции которого обнаружены на Стрелке в Нижнем Новгороде.

mainImg
Материал входит в серию текстов об обнаруженных на Стрелке в Нижнем Новгороде конструкциях павильонов Всероссийской выставки 1896 года. Также мы опубликовали материалы о градостроительном значении Стрелки и зарубежном опыте использования подобных памятников архитектуры.

Принято считать, что все памятники архитектуры в Нижнем Новгороде давно известны. Оказалось, что не все. Недавно на Стрелке обнаружены уникальные металлические конструкции, представляющие особую ценность. Это чудом сохранившиеся части павильонов, входивших в состав Главного здания 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде летом 1896 года. В 2016 будем отмечать ее юбилей – 120-летие. Создавались же эти конструкции на пятнадцать лет раньше, и предназначались тоже для Главного здания, но предыдущей, 15-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, состоявшейся в Москве в 1882. Произведены они были на Санкт-Петербургском металлическом заводе.
Александр Иванович Резанов – русский архитектор, академик архитектуры (1850), профессор Императорской Академии художеств с 1852 года и ее ректор по архитектуре в 1871–1887 годах. Первый председатель Петербургского общества архитекторов (1870-1887).

Над проектом Главного здания трудились известные в России архитекторы и инженеры. Так, общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора А.И. Резанова. Сподвижник К. А. Тона, он строил храм Христа Спасителя в Москве. Неразрывно связан и с нижегородской землей – по проекту А.И. Резанова возведен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. Металлический несущий каркас Главного здания разрабатывали конструкторы Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский Интересно, что и тот, и другой стали российскими министрами: Паукер – министром путей сообщения, а Вышнеградский – министром финансов. Окончательный проект Главного здания и рабочие чертежи выполнили архитекторы А.Г. Вебер и А.С. Каминский, они же руководили строительством этого сооружения. И вновь открывается связь с нижегородской землей – в творческом списке А.С. Каминского значится освященный в 1903 храм преподобного Серафима Саровского в Сарове.
zooming
Интерьер павильона главного здания выставки 1896 года (фото М. П. Дмитриева) «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде» http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1.html

Чтобы увидеть сохранившиеся на Стрелке уникальные конструкции, надо попасть в порт. Там вдоль Волги стоят два огромных пакгауза. Снаружи в них нет ничего привлекательного – типичные складские сооружения. Но войдя внутрь, испытаешь одновременно изумление и восторг. Это надо видеть. Стальной скелет пакгауза, его несущий каркас образуют ряды колонн. И это не привычные для нас мощные швеллеры и двутавры. Колонны сквозные, ажурные. Собранные из уголков и металлических полос, соединенных заклепками, они напоминают стволы пальм, огромные листья которых как-то незаметно для глаза превращаются в такие же ажурные арки и фермы покрытия. Создается впечатление удивительной легкости и гармонии. Как это ни кажется странным, пересечения составляющих элементов каркаса напоминают кружево – кружево, сплетенное из стальных стержней. Такое нам не приходилось видеть. Уникальные конструкции на Стрелке вобрали в себя забытую или, правильнее сказать, неведомую нам инженерную культуру, сложившуюся в середине XIX века. И что важно, они доносят до нас информацию о методах создания большепролетных металлических сооружений.
zooming
Фасад главного подъезда Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве, 1882 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко»). Фото: http://pastvu.com/p/8866



Большие пролеты были необходимы для выставочных павильонов. Лучшие инженеры решали эту непростую задачу. Новые конструкции были востребованы и быстро внедрялись. XIX век был веком выставок. Национальные и всемирные, отраслевые и тематические, кустарные и художественные они организовывались в разных странах, следуя одна за другой. Россия была «вмонтирована» в этот процесс, демонстрируя свои достижения на зарубежных выставках и организовывая собственные. Первая всероссийская выставка была проведена в 1829 в Петербурге. Последующие проходили попеременно в двух столицах – в Петербурге и в Москве, лишь три выставки работали в Варшаве.

15-я Всероссийская выставка, а именно для нее создавалось Главное здание, о котором идет речь, отражала достижения России времени правления Александра II. Проходила она в Москве на Ходынском поле. Главное здание, выполненное из металла и стекла, было ее основной достопримечательностью и служило своеобразной визитной карточкой. Оно стояло в центре поля, доминируя над всем выставочным комплексом. Состояло из восьми одинаковых трехнефных павильонов, расположенных звездообразно и соединенных между собой двумя концентрическими переходами. Это, огромное и по сегодняшним меркам, сооружение с выставочной площадью 35 тыс. кв.м. (7 675 кв. саж.) вбирало в себя 2/3 всех экспонатов. В плане оно имело форму громадного кольца, похожего на колесо со спицами, внешний диаметр которого был равен 298 м, а внутренний – 170,4 м. В центре кольца стоял музыкальный павильон, где был размещен оркестр. Внутри кольца был разбит сад.

Рациональная архитектура Главного здания была прогрессивной для своего времени. В основе композиции лежала функциональная идея, близкая к реализованной на Всемирной выставке в Париже в 1867. Это был первый опыт использования приемов функционализма в практике отечественной выставочной архитектуры. Несмотря на новое конструктивное решение, положенное в основу проекта, в оформлении фасадов проявлялись устойчивые архитектурные традиции. Мелкий лепной раскрашенный орнамент, выполненный по эскизам художника А.К. Малова, вступал в противоречие с присущим новой архитектуре стремительным полуовалом большого стеклянного витража.

После закрытия Московской выставки, а она работала лишь летом 1882 года, Главное здание осталось стоять на Ходынском поле. Время от времени его использовали для разных выставок. Наиболее крупным событием была открывшаяся в 1891 Французская торгово-промышленная выставка, ставшая первым иностранным смотром в России.

Десять лет прошло после Всероссийской выставки в Москве. Вновь пришло время оглянуться на путь, пройденный страной, и «явить миру крупные успехи русского творчества и труда», достигнутые при новом императоре. Александр III, желая продемонстрировать рост и мощь российской промышленности, сельского хозяйства и торговли, а также показать достижения науки и культуры, местом проведения выставки по совету министра финансов С.Ю. Витте избрал Нижний Новгород – «в воздаяние памяти о славных днях службы нижегородцев России и с учетом торгового значения города». «Красе Поволжья, городу, славному своим историческим прошлым, вновь суждено привлечь внимание всей Руси. В нем не собираются на ратные подвиги воинские дружины и не развеваются воздвигнутые гражданским мужеством хоругви ополчений, как в былые времена: ныне под зубчатыми стенами его кремля совершается тихое и мирное торжество промышленности», – такими словами начинался один из путеводителей по Нижегородской выставке.

13 августа 1893 года для объявления нижегородцам и ярмарочному купечеству «Высочайшей воли» императора Александра III об открытии летом 1896 года в Нижнем Всероссийской выставки в город прибыл министр финансов России Сергей Юльевич Витте. Он назвал себя посланником царя. Этот день – 13 августа – можно считать стартом подготовительных работ. Под председательством самого Витте была создана Особая комиссия. Он же ее и возглавил. Правительство взяло на себя все расходы по организации выставки: по предварительной смете они составили 4 321 200 рублей, по тем временам это были большие деньги.

С этого времени Нижний Новгород стал едва ли не самым главным городом России, центром всеобщего притяжения. И строить здесь начали так, как положено в столицах – величественно и добротно. Именно к выставке нижегородцы получили на Большой Покровке великолепный городской театр и здание Окружного суда, на берегу Волги была построена новая Биржа. Готовясь к выставке, город утверждался, устремляя ввысь купола, шатры и шпили своих построек. В 1896 даже древняя Дмитровская башня «подросла»: по проекту петербургского архитектора Н.В. Султанова ее надстроили, добавив шатер со световым фонарем. Благодаря проведенной реконструкции внутри башни получился большой трехсветный зал с балконами; где разместился Художественно-исторический музей.

К открытию выставки появился в Нижнем Новгороде и трамвай, первый в России. Против плашкоутного моста через Оку в 1896 была построена электрическая станция нижегородского трамвая. Список приобретений города дополнился и двумя элеваторами-подъемниками: Похвалинским и Кремлевским.

Для размещения будущей выставки был выбран пустырь в Канавине, сегодня на его месте парк 1-го Мая с окрестными жилыми кварталами. Нижегородская выставка по своей площади (более 80 гектаров) превышала Всемирную выставку в Париже 1889 года и была в три раза больше предыдущей Всероссийской выставки в Москве.

Для проектирования и строительства выставочных павильонов были приглашены лучшие российские инженеры, архитекторы и художники. Заметим, по положению о Выставке, никаких зарубежных специалистов – только свои, отечественные. Можно сказать, что вся русская архитектура конца позапрошлого века со своими стилями и направлениями получила здесь свое отражение. Всего на выставке было построено 55 так называемых «казенных» павильонов и 117 частных. Все они были возведены за фантастический и по сегодняшним меркам срок – менее, чем за два строительных сезона.

Павильоны выставки возводились «с нуля», за исключением одного – Главного здания. Оно было единственным не новым, «работало» до этого на предыдущей 15-ой Всероссийской выставке. Для экономии, а она составила 300 тыс. рублей, посчитали целесообразным это громадное здание с металлическим каркасом, общий вес которого 115 тыс. пудов (1840 т), разобрать, перевезти в Нижний Новгород и здесь вновь собрать. Закладка Всероссийской выставки в Нижнем состоялась 16 мая 1894 года. В мае того же года в Москве начали разбирать Главное здание. Все работы по демонтажу, как и последующую сборку в Нижнем Новгороде, выполнял Санкт-Петербургский металлический завод, тот самый, который изготовлял конструкции этого сооружения. Разборка в Москве шла под наблюдением архитектора академика Ф.О. Богдановича, а сборку в Нижнем вел архитектор Ф. О. Станек, кстати, он собирал Главное здание дважды, в Москве и в Нижнем. «Разборка здания в Москве, его укладка, перевозка, разгрузка на месте, новая сборка – все это потребовало работы, о размерах которой можно судить по объему здания. При тщательной переборке здания, простоявшего в Москве более десяти лет, пришлось откинуть до 2% металлического материала. Потребовался также довольно значительный расход на возведение в Нижнем Новгороде нового фундамента и на замену старых связей в кровле новыми; но все же удалось сэкономить на этом здании, благодаря готовому материалу, до 300 тыс. руб», – это цитата из одного из выставочных изданий.
Архитектор Ф. О. Станек

Архитектурный стиль здания, включая оформление его фасадов, было решено оставить в прежнем, московском, виде, т.е. таким, каким создали его архитекторы А.И. Резанов, А.С. Каминский и А.Г. Вебер. Несущий каркас был почти полностью сохранен, лишь главный вход в здание, а это павильон со стороны главного входа на выставку, приподняли почти на три метра (на 10 футов), благодаря чему он стал более привлекательным в художественном отношении. Его фасад был обновлен архитектором профессором А.Н. Померанцевым (на выставке в Нижнем по его проекту были построены павильоны Царский и Средней Азии, а также здание Художественного отдела).

В Нижнем Новгороде полностью сохранили и первоначальную функцию Главного здания. В его восьми радиально расположенных павильонах разместились экспонаты следующих отделов: Горного, Изделий из волокнистых веществ, Художественно-промышленного, Изделий фабричного, заводского и ремесленного производств. Внутри кольца, как и в Москве, был сад, в центре – Музыкальный павильон. Все торжества на выставке, ее открытие и закрытие, проводились в этом саду. Здесь бывал российский император с императрицей, выступал С.Ю. Витте и другие высокие персоны, здесь служили торжественные молебны. В этом саду собиралась публика на музыкальные концерты.
zooming
Центральное здание Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 год (фото «Шерер, Набгольц и Ко») «Виды Всероссийской художественной промышленной выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде» http://andcvet.narod.ru/ni_no/sam1.html

Приведем описание Главного здания, сделанное очевидцем. «Судить о нем во всей его целостности нет возможности зрителю, находящемуся снаружи его; этому препятствует убегающая от глаза по всей бесконечной круговой линии фигура здания. Вид сверху издали также не полон вследствие ракурса круговой фигуры. Где бы зритель ни остановился, обходя здание, он видит перед собою только один из восьми павильонных фасадов и уходящие по окружности прилегающие стены. Общее впечатление получается во всей полноте лишь при обзоре постройки с внутреннего круглого двора. Тут глаз последовательно переходит с одного павильона на другой по всему просторному кругу сада. Все восемь павильонов Главного здания совершенно одинаковы по величине, фигуре и декорациям. Фасады их изящно-пестры, покрыты целым узором орнаментов. Весь двор – почти сплошной газонный ковер, усеянный цветочными клумбами. Около Музыкального павильона, превосходно устроенного в акустическом отношении, простирается громадное газонно-цветочное плато; сам павильон несколько приподнят и опоясан рядами скамеек, на которых заседает публика…»
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Надежда Щёма
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Надежда Щёма

Конструкции, обнаруженные сегодня на Стрелке, «помнят» все это. Как они оказались в порту на Стрелке? Это вопрос, на который попытаемся ответить. Напомним, что Всероссийская выставка в Нижнем была сезонной. После своего закрытия она исчезла как мираж. Сегодня о ней напоминает, пожалуй, лишь пруд в парке 1 Мая. Все павильоны с металлическим каркасом были сборно-разборными. После закрытия выставки они были проданы и разъехались по разным уголкам России. Пока мы не знаем точно, но есть основания предположить, что павильоны Главного здания купил Д.В. Сироткин. Они были перевезены на территорию Сибирских пристаней. Два из них там сохранились.
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Михаил Солунин
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Михаил Солунин

Эти павильоны тихо стоят на закрытой для посетителей территории порта. Внимания не привлекают, интереса не вызывают. Склады и склады. Их можно снести, освободив пространство для воплощения фантазии архитекторов. И никто бы не дрогнул от такого решения, не организуй архитектурный критик Марина Игнатушко осмотр этих пакгаузов группой архитекторов. Можно представить себе всеобщий восторг при виде уникальных конструкций. Все были едины в оценке: «это стальное кружево!». Кто-то стал высказывать идеи, как сохранить несущие каркасы пакгаузов, вдохнув в них «новую жизнь». Все сошлись на мысли – конструкции надо «открыть», используя для этого свето-прозрачные ограждения.
Сегодняшнее состояние конструкций. Фото © Денис Макаренко

Уже на следующий день в интернете появились прекрасные фотографии, сделанные архитектором Надеждой Щемой. А затем сенсация: архитектор Денис Плеханов сделал открытие. Он не просто высказал предположение, что в порту на Стрелке сохранились конструкции павильонов Главного здания Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, а профессионально доказал это и установил их подлинность. Открытие архитектора, ставшее заметным событием российского масштаба, послужило основанием для этой статьи. Символично, что конструкции на Стрелке «открылись» к юбилею Нижегородской выставки – ее 120-летию. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года была последней в дореволюционной истории России и получила официальный титул «Великая».

Автор – профессор ННГАСУ, кафедра ЮНЕСКО.
Предложение Проектного бюро «ДА» по реконструкции павильонов на Стрелке под универсальное общественное пространство

21 Декабря 2015

Похожие статьи
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Школа ФЗУ Ленэнерго – забытый памятник ленинградского...
В преддверии вторичного решения судьбы Школы ФЗУ Ленэнерго, на месте которой может появиться жилой комплекс, – о том, что история архитектуры – это не история имени собственного, о самоценности архитектурных решений и забытой странице фабрично-заводского образования Ленинграда.
Нейросказки
Участники воркшопа, прошедшего в рамках мероприятия SINTEZ.SPACE, создавали комикс про будущее Нижнего Новгорода. С картинками и текстами им помогали нейросети: от ChatGpt до Яндекс Балабоба. Предлагаем вашему вниманию три работы, наиболее приглянувшиеся редакции.
Линия Елизаветы
Александр Змеул – автор, который давно и профессионально занимается историей и проблематикой архитектуры метро и транспорта в целом, – рассказывает о новой лондонской Линии Елизаветы. Она открылась ровно год назад, в нее входит ряд станцией, реализованных ранее, а новые проектировали, в том числе, Гримшо, Вилкинсон и Мак Аслан. В каких-то подходах она схожа, а в чем-то противоположна мега-проектам развития московского транспорта. Внимание – на сравнение.
Лучшее, худшее, новое, старое: архитектурные заметки...
«Что такое традиции архитектуры московского метро? Есть мнения, что это, с одной стороны, индивидуальность облика, с другой – репрезентативность или дворцовость, и, наконец, материалы. Наверное всё это так». Вашему вниманию – вторая серия архитектурных заметок Александра Змеула о БКЛ, посвященная его художественному оформлению, но не только.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Архитектурная модернизация среды жизнедеятельности:...
Публикуем полный текст первой книги коллективной монографии сотрудников НИИТИАГ. Книга посвящена разным аспектам обновления рукотворной среды, как городской, так и сельской, как древности, так и современной архитектуре, в частности, в ней есть глава, посвященная Николасу Гримшо. В монографии больше 450 страниц.
Поддержка архитектуры в Дании: коллаборации большие...
Публикуем главу из недавно опубликованного исследования Москомархитектуры, посвященного анализу практик поддержки архитектурной деятельности в странах Европы, США и России. Глава посвящена Дании, автор – Татьяна Ломакина.
Сколько стоил дом на Моховой?
Дмитрий Хмельницкий рассматривает дом Жолтовского на Моховой, сравнительно оценивая его запредельную для советских нормативов 1930-х годов стоимость, и делая одновременно предположения относительно внутренней структуры и ведомственной принадлежности дома.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
От музы до главной героини. Путь к признанию творческой...
Публикуем перевод статьи Энн Тинг. Она известна как подруга Луиса Кана, но в то же время Тинг – первая женщина с лицензией архитектора в Пенсильвании и преподаватель архитектурной морфологии Пенсильванского университета. В статье на примере девяти историй рассмотрена эволюция личностной позиции творческих женщин от интровертной «музы» до экстравертной креативной «героини».
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.