English version

Набережная Европы

10 марта в Петербурге был объявлен победитель международного конкурса на проектирование исключительно крупного по нашим временам из «живых» (не съеденных кризисом) объектов – многофункционального комплекса Набережная Европы. Победил, причем со значительным отрывом, проект, сделанный совместно мастерскими Евгения Герасимова и Сергея Чобана.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
«Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, 14

Авторский коллектив:
Руководитель коллектива: Евгений Герасимов, С.Э. Чобан
ГАП: Светлана Меркушева, Валерия Каширина

Архитекторы ООО Евгений Герасимов и партнеры: Карен Смирнов, Екатерина Горюнова, Олег Манов, Светлана Бурдонская, Наталья Кулаева, Алексей Сморыгин, Дмитрий Анцырев, Георгий Соколов, Ирина Бахорина, Татьяна Чистякова, Илья Припоров, О.А. Старосельцева, Андрей Славянинов, Максим Громов, Роман Пак

Tchoban Voss Architekten
Сергей Чобан, Павел Земсков, Евгений Пфайль, Татьяна Рабинович, Владимир Литус, Илья Гендельман
Главный конструктор: М. Я. Резниченко , В. Зобек (Вернер Зобек Штутгарт ГмБх & Ко. КГ)
Конструкторы: А. А. Прокофьев, Д. А. Астапчик, В. Ю. Антонов, Ю. И. Ильина
Инженерные сети: ОАО Проектсервис-СПб ПТИ (Федорова Н., Прусова Л., Самылкина И.), Эберт Инженеры ГмбХ & Ко. КГ
ГАП: А. А. Чепик, Х. Хартман
Макет: «ГрадМакет»

2009 — 2009

Заказчик: ООО «ПЕТЕРБУРГ СИТИ»

«Набережная Европы» – это, по сути, городской квартал (или даже микрорайон), который должен быть построен на месте выводимой химической «промзоны» (РНЦ «Прикладная химия»). Сюжет для последних лет типичный, и даже правильный – убирать из города заводы и строить на их месте жилье и офисы. А вот местоположение героя – уникально: центр Петербурга, аккурат между Петропавловской крепостью и Стрелкой. Это грубо говоря. Точнее: в начале Малой Невы, перед Тучковым буяном, ввиду Зимнего дворца. С этого места прекрасно видно Дворцовую набережную и наоборот – участок вписывается в самую что ни на есть открыточную панораму. Да что там говорить – просто удивительно, в каких местах у нас встречаются химические (и прочие) предприятия.

Уникальность проекта на этом не заканчивается: территория будущего многофункционального комплекса очень велика – 9,3 гектара. Для центра исторического города, особенно Петербурга – это очень много. И наконец, третье – в наше кризисное время инвестор обязуется закончить проект к сроку (в 2016 году). Так что «набережная» – очень большой по нашим временам «живой» проект. Более того, ему, может быть, удастся стать первым из петербуржских международных конкурсов, результат которого будет реализован. Во всяком случае, инвесторы на данный момент настроены решительно, хотя уже подумывают об экономии.

К столь логичной для этого места идее международного конкурса заказчики пришли не сразу. В июле 2008 года петербургский градсовет раскритиковал сделанный для этого места проект мастерской Юрия Земцова и Михаила Кондиайна, конкурс же объявили через несколько месяцев, 18 ноября. В нем участвовали три иностранных архитектора: Марио Ботта, Рафаэль Монео, Дэвид Чипперфильд, петербуржец Никита Явейн и совместный коллектив Евгения Герасимова и Сергея Чобана – о победе которого было объявлено на днях, 10 марта. Таким образом, теперь Евгений Герасимов и Сергей Чобан стали авторами уже двух знаковых проектов «ВТБ» – первой была «Невская ратуша», конкурс на концепцию которой архитекторы выиграли в 2007 году. Впрочем, о конкурсе написано уже очень много. Мы же попробуем рассмотреть здесь проект-победитель.

Прежде всего стоит оговориться, что предметом конкурса была градостроительная концепция. Это специфический жанр архитектурного проектирования.
В данном случае в конкурсном задании были заранее определены: функции, примерное количество квадратных метров, т.е. плотность застройки, а такие маркетинговые детали, как максимальное количество красивых видов (благо место более чем выигрышное). Так, основную часть комплекса должно составлять жилье, а основной культурной фишкой проекта должно стать здание театра современного балета Бориса Эйфмана. В дальней части комплекса – офисы, на самом выгодном месте с видом на Неву и Дворцовую набережную – гостиница. Все это было в конкурсном задании и примерно (с поправками) соответствует тем параметрам, которые рассматривались на архитектурном совете летом.

Итак, структуру функций, плотность застройки комплекса и многое другое архитекторы не определяли – в их силах были лишь незначительные вариации.
С другой стороны, окончательный вид комплекса они тоже не определяют. К проектированию отдельных зданий (в рамках параметров, заданных авторами концепции) планируется привлечь других архитекторов, и тоже на конкурсной основе. Конкурс на проект главной части комплекса – на здание театра современного балета Бориса Эйфмана – должен быть объявлен в конце марта. Поэтому ни один из конкурсных проектов, в том числе и победивший, по определению не позволяет судить о фасадах «Набережной». Разве что – в очень общих чертах. Проект Герасимова и Чобана определяет только одну особенность фасадов зданий, выходящих на набережную – наличие двух ризалитов по краям. Поэтому говорить о «сталинском» ощущении от нарисованных архитекторами фасадов, решенных на самом деле в духе интернационального ар-деко 1930-х – более чем преждевременно.

О чем же позволяет судить градостроительная концепция? О планах и форме зданий, а точнее – о пластике создаваемого городского пространства. В проекте Евгения Герасимова и Сергея Чобана можно разглядеть совмещение двух подходов к этому пространству.

Один – сугубо традиционный для Петербурга. Достаточно посмотреть на карту, чтобы удостовериться: большинство зданий в исторической части города строились именно так – окружая свой участок по периметру и принимая, по возможности, форму участка. Таким образом в городе, помимо обычных прямоугольных, появлялись трапециевидные, треугольные, пятиугольные, вогнутые и выгнутые дома, дома с острыми углами, коих иногда на перекресток выходит по пять.

На этой, классической для Петербурга теме авторы сыграли, формируя основную часть застройки. По внешнему контуру все здания аккуратно вписаны в контуры территории. Внутри их «разрезают» проезды, направление которых в значительной мере определено видовыми точками. Самая красивая из них (что уже было замечено) – улица, направленная от Князь-Владимирского собора в сторону «Пушкинского дома» на Васильевском острове. Остальные «смотрят» изнутри квартала на Малую Неву. Две улицы параллельны, намекая на регулярность плана, две расходятся под строгим углом (намекая на «лучевую» планировку). Но планы домов в результате получаются совершенно разные – треугольник, трапеция, вогнутая стена, выгнутая стена. Соответственно внутренние дворы тоже разные – в этом заключается одна из «изюминок» проекта: в легких различиях между домами и дворами, определяющих их индивидуальность. Вроде бы все по одному стандарту – но варьируется. Судя по всему, от последующего участия разных архитекторов в проектировании отдельных зданий вариативность должна не только усилиться (сейчас она лишь намечена), но и приобрести качество «достоверности» – ведь одно дело имитация многообразия, сделанная одним автором, другое – реальное сотрудничество архитекторов, строящих соседние дома.

Эта часть планировки наиболее контекстуальна, она нужна для формирования некоей «городской материи», сходной с материей окружения. Чему способствует и общий принцип (дом вокруг двора) и намек на разнообразие. Кстати сказать, принцип «дом вокруг двора», который по определению тянет за собой другой (тоже вполне питерский) принцип – застройки набережной «сплошной фасадой» – был одной из главных тем конкурса. Его использовали четыре участника из пяти (все, кроме Никиты Явейна, который построил план по схеме, показанной еще Земцовым этим летом – с домами в виде «пальцев», вытянутых к реке). Правда, только у Герасимова и Чобана появился «прострел» между Пушкинским домом и церковью, и только у них традиционность решения домов совмещена с разнообразием.
Но дома, построенные по периметру дворов, слишком замкнуты в себе. Чтобы преодолеть это, Герасимов и Чобан прорезали здания множеством проемов, образующих пешеходные тропы, идущие в глубине квартала вдоль Малой Невы, и «арок» (широких проемов с прямой перемычкой), ведущих на главную площадь. В доходных домах старого Петербурга такие проемы и проезды также использовались, но здесь их раза в три больше.

Если «городская материя» основной части комплекса использует самый распространенный прием питерской застройки XIX века, то вторая составляющая концепции – это яркий градостроительный акцент, «стягивающий» к себе все главные линии.
В северной части, примыкающей к проспекту Добролюбова, квартал «прорезан» большой овальной, точнее заостренно-яйцевидной площадью. На площади находится здание театра, такое же овальное. Театр и площадь – подобные фигуры, они резонируют и акцентируют друг друга. Кстати говоря, в прессе было не один раз замечено, что овальное здание театра похоже на «Невскую ратушу»; однако в «ратуше» форма овала проще и его не окружают изогнутые контуры площади. Так что здесь мы имеем дело не с дублированием, а скорее с развитием идеи.
Если смотреть на план, то может показаться, что площадь появилась в результате какого-то геометрического действия – была вырезана не просто для здания театра, а зданием театра, которое, закончив работу, «приземлилось» на ее орбите (театр стоит не посреди, и не с краю, а точнехонько на линии, образующей площадь). Есть в этом нечто космическое, вероятно навеянное названием площади в честь звезд балета. Маленькая деталь в дополнение – Герасимов и Чобан предложили выкладывать на площади светящиеся ночью звездочки и подписывать их примерно как в Голливуде. Выходит, в «небесном теле» театра звезды будут танцевать, а потом «рассыпаться» по космосу площади.

Архитекторы, правда, сопровождают свой замысел вполне контекстуальным объяснением. Многие площади в Петербурге сделаны именно так – в виде циркумференции. После барокко архитектура любила такие пространственные эффекты. С одной из них – самой знаменитой, Дворцовой, площадь звезд балета даже до некоторой степени «переглядывается» через Неву. Заметно это, правда, только из космоса, так что сопоставление чисто фигуральное, но оно определенно имеет место.
Вообще говоря, исторический город как раз и построен на похожем сочетании: «материи», пронизанной наискосок лучами улиц, и пространственных акцентов – торжественных площадей. Поэтому основную градостроительную интригу проекта надо признать также позаимствованной из контекста (или вдохновленной контекстом?).

Проект обладает еще двумя особенностями, также нацеленными на то, чтобы более тесно связать его с историческим городом. Во-первых, он предполагает сохранение единственного интересного исторического здания на этой территории – красно-кирпичной башни Винной биржи конца XIX века. Башню, которая оказывается единственным старым вкраплением в новый комплекс, планируется превратить с роскошный многоэтажный лофт для одной (!) семьи.

Еще одна особенность касается уже не самого проекта, а подачи конкурсных листов. Стилизованных под графику Остроумовой-Лебедевой, которая давно стала одним из «знаковых» образов Петербурга. К этому можно относиться по-разному – кто-то скажет, что архитекторы стилизовали подачу проекта чтобы он лучше смотрелся в глазах жюри. И сочтет такое поведение авторов украшательством, призванным смазать впечатление от реальной концепции. Но можно оценить этот жест архитекторов и по-другому – как попытку вложить в проект реальную приверженность петербуржским образам и передать это чувство последующим проектировщикам.

«Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
© «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
«Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса 2009 года
© «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss
«Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
© «Евгений Герасимов и партнеры», NPS Tchoban Voss GbR
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Чобан
Мастерская:
Tchoban Voss Architekten
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
Проект:
«Набережная Европы». Проект – победитель архитектурно-градостроительного конкурса
Россия, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, 14

Авторский коллектив:
Руководитель коллектива: Евгений Герасимов, С.Э. Чобан
ГАП: Светлана Меркушева, Валерия Каширина

Архитекторы ООО Евгений Герасимов и партнеры: Карен Смирнов, Екатерина Горюнова, Олег Манов, Светлана Бурдонская, Наталья Кулаева, Алексей Сморыгин, Дмитрий Анцырев, Георгий Соколов, Ирина Бахорина, Татьяна Чистякова, Илья Припоров, О.А. Старосельцева, Андрей Славянинов, Максим Громов, Роман Пак

Tchoban Voss Architekten
Сергей Чобан, Павел Земсков, Евгений Пфайль, Татьяна Рабинович, Владимир Литус, Илья Гендельман
Главный конструктор: М. Я. Резниченко , В. Зобек (Вернер Зобек Штутгарт ГмБх & Ко. КГ)
Конструкторы: А. А. Прокофьев, Д. А. Астапчик, В. Ю. Антонов, Ю. И. Ильина
Инженерные сети: ОАО Проектсервис-СПб ПТИ (Федорова Н., Прусова Л., Самылкина И.), Эберт Инженеры ГмбХ & Ко. КГ
ГАП: А. А. Чепик, Х. Хартман
Макет: «ГрадМакет»

2009 — 2009

Заказчик: ООО «ПЕТЕРБУРГ СИТИ»

18 Марта 2009

Tchoban Voss Architekten: другие проекты
Лес энергоэффективности
Сегодня, 22 августа, в Берлине официально открывается новая штаб-квартира энергетической компании Vattenfall, офисный комплекс EDGE. Один из двух его корпусов – самое большое деревогибридное здание в Германии. Это означает, что его несущий каркас – выполнен из клееного бруса, но в нужных местах дерево сотрудничает с металлом, железобетоном и стеклофибробетоном. Рассказываем, как устроено это не только экологически прогрессивное, но и эффектное строение.
COR-TEN® как подлинность
Материал с высокой эстетической емкостью обещает быть вечным, но только в том случае, если произведен по правильной технологии. Рассказываем об особенностях оригинальной стали COR-TEN® и рассматриваем российские объекты, на которых она уже применена.
Стратегия преображения
Публикуем 8 проектов реконструкции построек послевоенного модернизма, реализованных за последние 15 лет Tchoban Voss Architekten и показанных в галерее AEDES на недавней выставке Re-Use. Попутно размышляя о продемонстрированных подходах к сохранению того, что закон сохранять не требует.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Янтарная стрела
Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.
Взгляд вглубь
Коллекция арт-объектов проекта «Эталон качества», показанная на фестивале «Зодчество», наглядно продемонстрировала, как архитекторы соотносят ключевые ценности своей профессии и свое собственное творчество
Прозрачность империи
В Петербурге завершилось строительство первой очереди административно-делового квартала «Невская ратуша» Евгения Герасимова и Сергея Чобана. Рассказываем и показываем, что получилось из синтеза классики и прозрачности.
В диалоге с контрастной гармонией
В миланской галерее SpazioFMG открылась выставка Сергея Чобана «Realtà e Fantasia», на которой представлена инсталляция с более чем 60 рисунками архитектора. О выставке-инсталляции рассказывает Анна Мартовицкая, главный редактор журнала speech:.
Оттачивание принципов
Новый эксперимент в панельном строительстве: генплан и архитектура от мэтров плюс фасады от молодых архитекторов, победивших в конкурсе.
Чикагские лауреаты
Представляем десять построек из ста четырнадцати, отмеченных в этом году премией чикагского музея «Атенеум». Два из них – авторства российских архитекторов.
Навстречу городу
В Петербурге идет строительство «Невской ратуши» – делового квартала с большой общественной площадью во главе с новым Смольным.
Дом графики
Летом следующего года в Берлине откроется Музей архитектурной графики, здание которого спроектировали архитекторы Сергей Чобан и Сергей Кузнецов.
Тонировка истории
Одной из самых заметных архитектурных премьер минувшего года стало здание банка «Санкт-Петербург», построенное по проекту бюро «Евгений Герасимов и партнеры», nps tchoban voss и «SPEECH Чобан & Кузнецов» на Малоохтинском проспекте Северной столицы. Не так давно была полностью закончена работа над интерьерами этого объекта, в которых современные проектные решения органично дополнены фотографиями самых известных банков Санкт-Петербурга.
Скромное обаяние пропорций
Строительство нового жилого района Кудрово с населением около 60 тысяч человек – один из самых амбициозных проектов Санкт-Петербурга по комплексному освоению территории, реализацию которого не остановил даже экономический кризис. Генеральный план и архитектурная концепция нового города-спутника Северной столицы разработаны мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в соавторстве с nps tchoban voss.
Комплекс выставочной полноценности
Жизнь современного мегаполиса, культурного и индустриального центра, немыслима без крупного выставочного комплекса. И хотя сегодня выставка – это, прежде всего, высокотехнологичная инфраструктура, предлагающая посетителям полный спектр услуг, типология здания требует яркой и запоминающейся архитектуры, символизирующей успех и привлекательность такого рода мероприятий. Есть такие комплексы в Милане, Франкфурте, Париже. Теперь к этим городам присоединится и Санкт-Петербург, для которого новый «ЭкспоФорум» спроектировали Евгений Герасимов и Сергей Чобан.
Символ прозрачности исполнительной власти
Ансамбль «Невской ратуши» стал известен еще на стадии международного конкурса. Это целый городской квартал с дворцом исполнительной власти в центре. Прозрачность здесь – символ демократии, а камень – знак питерского контекста.
Дом, примиряющий контрасты
Дом у моря награжден уже пятью разными дипломами, самый новый из них – золотой диплом «Зодчества»-2008. Такое внимание неудивительно: рассматривая этот комплекс, можно обнаружить, что его архитектура не только насыщена смыслами, она к тому же смело использует приемы двух противоположных стилей. Авторам удалось примирить внутри одного ансамбля приемы классики и модернизма – рискованный ход, но в итоге образ получился хоть и строг, но гармоничен.
Судебный квартал
Публикуем четыре проекта, вошедших в шорт-лист конкурса на «судебный квартал» на месте «Набережной Европы». Стиль: вариации классики от очень строгой до не очень. Архитекторы: Максим Атаянц, Евгений Герасимов (и Сергей Чобан), Юрий Земцов и Никита Явейн
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Кристалл смотрит на вас
Прямо сейчас в Музее архитектуры началась Ночь музеев. Ее самая свежая новинка – «Кристалл представления» – объект Сергея Кузнецова, Ивана Грекова и компании КРОСТ, установленный во дворе. Он переливается светом, поет, он способен реагировать на приближение человека, и кто еще знает, на что еще.
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр по проекту Graal Architecture в коммуне Бейн недалеко от Парижа идеально вписан в холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни-2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров реализовало здесь три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Гостиинца Ummahat 9-3 построена по проекту Кэнго Кумы на одноименном острове, принадлежащем Саудовской Аравии, в Красном море. Составляющие ее виллы мимикрируют под песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.