English version

Янтарная стрела

Санкт-Петербургский Экспофорум – конгрессно-выставочный центр, которого долго ждали и о котором много спорили, наконец построен, введен в эксплуатацию и уже активно функционирует.

mainImg
Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Кузнецов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Tchoban Voss Architekten
Проект:
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
Россия, Санкт-Петербург, Пушкинский район, Петербургское шоссе, 62– 66

Авторский коллектив:
Е.Л.Герасимов, С.Чобан – руководители авторского коллектива
В.Ф.Хиврич, А.М.Перлич, В.Каширина, И.Марков – гл. архитекторы проекта
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Архитекторы: И.М.Минниев, А.С.Букина, Н.Н.Дмитриева, М.А.Раменская, Е.С.Савченко, И.В.Филимонова, Д.А.Зайцев, М.П.Борисюк, Г.Н.Шумская, Ек.М.Осипова, Е.П.Апполонова, Е.Н.Будылина
Гл. конструктор: М.Я.Резниченко
Конструкторы: Н.В.Алексеева, Д.А.Астапчик, Т.В.Белова, Д.О.Григорьев, Е.В.Егорова, М.Л.Ингер, Т.Л.Лебедева, Е.М.Никитина, А.А.Коблов, Т.С.Компанец, С.А.Перепелкин, Е.А.Пантелеева, Е.С.Яковлева, В.Ю.Антонов, С.В.Кучин, В.Е.Павленко, А.Т.Шарыгин
Генплан: А.С.Титова, Е.Н.Кузнецова
SPEECH
Архитекторы: А.Перлич, Т.Локтева, Е.Машков, И.Апарин, А.Попова, Д.Толстова, Т.Любимова, А.Туманян, Е.Плужник, С.Орехова, И.Филатов, А.Корникова, А.Хмеленина, Г.Шашкина, М.Рассказова, Ю.Лаврова
nps tchoban voss
Архитекторы: К.Озан, Д.Дитц, Х.Тёппер, Р.Шварцвеллер, И.Шварцвеллер, С.Гришкат, Р.Хох
ООО ПКП «ФЕРУМПРОМ»
Конструкторы: М.А.Трофимов, В.Г.Розенфельд
ООО «Вернер Зобек Москва»
Конструкторы: И.Томович, Ф.Фонтейн, С.Алёшивеч, С.Юппен, Р.Бехманн
ОАО «Проектсервис» – СПб ПТИ – инженерные разделы
Гл. инженеры проекта: А.В.Таборский, А.В.Крынин, Н.Ю.Нечаева
Интерьеры:
Конгресс-центр – мастерская Трофимовых
Бизнес-центр – SPEECH
Гостиницы – LWA
Воссоздание церкви Смоленской иконы Божьей Матери – архитектурное бюро «Литейная часть – 91»

2007 — 2009 / 2009 — 2016

Заказчик – ЗАО «ЭкспоФорум»
Генеральный подрядчик ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ»
Подрядчик – ГК «Эталон»
В прошлом году на площадке Экспофорума прошел Международный экономический форум – масштабное мероприятие, под которое, собственно, комплекс и строился на смену морально и физически устаревшему Ленэкспо. В нынешнем Экспофоруме трудно узнать изначальный проект комплекса, с которым Евгений Герасимов и Сергей Чобан победили когда-то в международном конкурсе, да и по сравнению с утвержденной и прошедшей экспертизу версией кое-что изменилось. Впрочем, на данный момент осуществлена только первая очередь строительства.
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Место для центра выбрано очень удачно – на пересечении крупных транспортных магистралей, в непосредственной близости от международного аэропорта, к тому же на одной из редких для петербургского рельефа возвышенностей – Пулковских высотах. Понятно, что хорошая транспортная доступность для места проведения международных выставок и конференций – одно из ключевых достоинств. Не менее важны комфортность пребывания, удобство внутреннего трафика, интуитивно понятная навигация, гибкость и вариабельность объемов, надежное техническое обеспечение – и, не в последнюю очередь, яркость эстетического решения: для многих тысяч гостей, прибывающих на салоны и форумы, эти комплексы выполняют роль лица города, а то и страны. Недаром строительством выставочных центров во всем мире занимаются сегодня самые известные архитекторы. Не покривив душой, можно сказать: в архитектуре Экспофорума все эти ключевые моменты учтены и успешно реализованы.
Экспофорум. Ситуационный план © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко



Лицом комплекса стали пять зданий, плавной дугой выстроившихся вдоль Петербургского шоссе: два бизнес-центра, отели Hilton и Hampton by Hilton и конгресс-центр, от которого начинается длинный пассаж, ведущий к павильонам. «Расположение практически за городом, рядом с аэропортом, диктовало необходимость создания ярких узнаваемых фасадов, которые бы хорошо воспринимались с дальних точек», – объясняет один из авторов проекта, руководитель бюро SPEECH Сергей Чобан. Зрительно все пять фасадов объединены в одну плавную линию, хотя на самом деле это отдельные, самостоятельно функционирующие объекты. Ощущение единства создает в первую очередь цвет: все фасады комплекса решены в золотистом оттенке, вызывающем хрестоматийные ассоциации и с Янтарной комнатой, и с золотой осенью – кстати, совсем рядом город Пушкин. Корпуса облицованы объемными керамическими панелями из экструдированной керамики. «Все панели были изготовлены специально для данного объекта, в том числе уникальные криволинейные элементы, позволившие придать корпусам характерные мягкие очертания», – поясняет ГАП проекта Андрей Перлич (SPEECH).

Разбивает эту линию только полностью стеклянный фасад конгресс-центра. По проекту он перекрывался золотистым козырьком-парусом 30-метровой высоты, который должен был стать главным архитектурным акцентом всего комплекса. К открытию Экспофорума козырек решили не сооружать, но, по словам Евгения Герасимова, есть надежда, что в рамках второй очереди строительства этот эффектный элемент займет предназначенное ему место.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Все пять зданий имеют также одинаковую высотность, хотя оба отеля восьмиэтажные, а в конгрессном и бизнес-центрах по семь этажей. При условии единства цвета и формы для внешней индивидуализации корпусов оставалась по сути одна только возможность – игра с оконными проемами. Для каждого из зданий выбран свой ритм, свой принцип, по которому окна собираются в группы или, напротив, рассеиваются по фасаду. Так, в одном из бизнес-центров они объединены в крупные протяженные группы по два этажа, напоминающие о здании ТАСС, в другом вертикальные и горизонтальные пары чередуются.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Фасад отеля Hampton by Hilton – он в центре – прорезан круглыми, как иллюминаторы, отверстиями, которые по мере удаления от конгресс-центра собираются во все более протяженные «змейки».
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко

Правильная ортогональная сетка окон гостиницы Hilton оживлена золотистыми «лесенками», расчертившими фасад сверху донизу.
Экспофорум. Интерьер © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Стеклянный фасад конгресс-центра в отсутствие «золотого паруса» оживляется только пластикой: на фоне стеклянной глади вскипают три пологих горизонтальных «волны» – на уровне второго, четвертого и шестого этажей.
Экспофорум. Интерьер © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум. Интерьер © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

От конгресс-центра вглубь комплекса уходит 500-метровый пассаж, на который, как на главную ось, «нанизаны» три выставочных павильона. Андрей Перлич называет этот переход – казалось бы, исключительно функционального, даже служебного назначения – «наиболее зрелищной и сложной в реализации частью выставочного комплекса». Высота его фасадов достигает 16 метров, причем они полностью стеклянные – специально для Экспофорума были изготовлены стеклопакеты высотой до 5,5 м. Чтобы обогреть такой огромный объем, понадобилось два ряда конвекторов, разместившихся на нижнем и среднем уровнях. Уникальная волнообразная кровля с зенитными фонарями, в которые встроены LED-светильники, лишает грандиозное пространство монотонности, характерной для большинства переходов в аналогичных комплексах.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
© Дмитрий Чабаненко
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе. Первый вариант проекта
© SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Что касается собственно павильонов, площадь каждого из которых более 13 000 м², то и здесь архитекторы поставили перед собой и решили целый ряд сложнейших технических задач. Огромные монтажные ворота, безопорные 90-метровые пролеты ферм, раздвижные перегородки, позволяющие при необходимости разделять пространство на секции, – комплекс действительно находится на пике новейших выставочных технологий. Внешние фасады павильонов, решенные в том же золотистом цвете, украшены изображениями символов Санкт-Петербурга: самых известных зданий и памятников, кораблей, дворцов и усадеб. В оформлении использованы знаменитые гравюры Михаила Махаева. Изображения нанесены методом фотопечати на крупноразмерные трехмиллиметровые керамические панели, причем печать делалась на керамограните до его запекания в печи – уникальное для России решение, обеспечивающее долговечность поверхностей.
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе. Проект
© SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум. Выставочный павильон © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Сейчас павильонов три; строительство еще трех, по другую сторону пассажа, пока отложено. Если они все-таки будут возведены, гигантская парковка, занимающая сейчас все свободное пространство, уйдет под землю.

В ходе строительства на территории комплекса были обнаружены остатки фундамента церкви Смоленской иконы Божией Матери, построенной в XVIII веке Джакомо Кваренги и разрушенной во время Великой Отечественной войны. Церковь была полностью восстановлена по старинным чертежам и теперь украшает парадный фасад комплекса, выходящий на Петербургское шоссе.
 
Панорама Экспофорума от Петербургского шоссе
с реконструированной церковью Смоленской Богоматери: 



Милан, Франкфурт, Кельн, Гуанчжоу – хорошо известно, какую важную роль в жизни этих городов играют почти круглогодично проходящие там международные выставки. Сейчас трудно сказать, что первично – необходимость проведения выставок повлекла за собой строительство в этих городах крупнейших выставочных центров или, наоборот, почти не ограниченные возможности Fiera Milano, Messe Frankfurt, KoelnMesse или Пачжоу привлекают организаторов всемирных салонов. С появлением Экспофорума Санкт-Петербург может претендовать на проведение не менее масштабных мероприятий. Сложится с этим или нет – покажет время, а архитекторы свое дело сделали: площадка, достойная принимать конгрессы и выставки международного масштаба, в городе есть.
 
Экспофорум. Бизнес-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум. Бизнес-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Конгресс-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Конгресс-центр © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Отель 3 звезды © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Отель 4 звезды © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Разрез-1 © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Разрез-2 © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
zooming
Пассаж © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Экспофорум © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Ситуационный план © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры
Схема генплана © SPEECH, Евгений Герасимов и партнеры

Поставщики, технологии

Архитектор:
Евгений Герасимов
Сергей Кузнецов
Сергей Чобан
Мастерская:
Евгений Герасимов и партнеры http://www.egp.spb.ru/
СПИЧ http://www.speech.su
Tchoban Voss Architekten
Проект:
Конгрессно-выставочный комплекс «Экспофорум» на Петербургском шоссе
Россия, Санкт-Петербург, Пушкинский район, Петербургское шоссе, 62– 66

Авторский коллектив:
Е.Л.Герасимов, С.Чобан – руководители авторского коллектива
В.Ф.Хиврич, А.М.Перлич, В.Каширина, И.Марков – гл. архитекторы проекта
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
Архитекторы: И.М.Минниев, А.С.Букина, Н.Н.Дмитриева, М.А.Раменская, Е.С.Савченко, И.В.Филимонова, Д.А.Зайцев, М.П.Борисюк, Г.Н.Шумская, Ек.М.Осипова, Е.П.Апполонова, Е.Н.Будылина
Гл. конструктор: М.Я.Резниченко
Конструкторы: Н.В.Алексеева, Д.А.Астапчик, Т.В.Белова, Д.О.Григорьев, Е.В.Егорова, М.Л.Ингер, Т.Л.Лебедева, Е.М.Никитина, А.А.Коблов, Т.С.Компанец, С.А.Перепелкин, Е.А.Пантелеева, Е.С.Яковлева, В.Ю.Антонов, С.В.Кучин, В.Е.Павленко, А.Т.Шарыгин
Генплан: А.С.Титова, Е.Н.Кузнецова
SPEECH
Архитекторы: А.Перлич, Т.Локтева, Е.Машков, И.Апарин, А.Попова, Д.Толстова, Т.Любимова, А.Туманян, Е.Плужник, С.Орехова, И.Филатов, А.Корникова, А.Хмеленина, Г.Шашкина, М.Рассказова, Ю.Лаврова
nps tchoban voss
Архитекторы: К.Озан, Д.Дитц, Х.Тёппер, Р.Шварцвеллер, И.Шварцвеллер, С.Гришкат, Р.Хох
ООО ПКП «ФЕРУМПРОМ»
Конструкторы: М.А.Трофимов, В.Г.Розенфельд
ООО «Вернер Зобек Москва»
Конструкторы: И.Томович, Ф.Фонтейн, С.Алёшивеч, С.Юппен, Р.Бехманн
ОАО «Проектсервис» – СПб ПТИ – инженерные разделы
Гл. инженеры проекта: А.В.Таборский, А.В.Крынин, Н.Ю.Нечаева
Интерьеры:
Конгресс-центр – мастерская Трофимовых
Бизнес-центр – SPEECH
Гостиницы – LWA
Воссоздание церкви Смоленской иконы Божьей Матери – архитектурное бюро «Литейная часть – 91»

2007 — 2009 / 2009 — 2016

Заказчик – ЗАО «ЭкспоФорум»
Генеральный подрядчик ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ»
Подрядчик – ГК «Эталон»

04 Декабря 2017

Похожие статьи
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Архитектура ДК
В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Где свить гнездо?
Башня Park Court Jingu Kitasando по проекту бюро Hoshino Architects в центре Токио визуализирует размышления архитекторов на тему дома как гнезда.