Блеск и пепел

В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.

mainImg
Делать дизайн выставки Карла Брюллова, как нам кажется, все равно что снимать фильм про Пушкина – имя довлеет, всеобщая известность гения подогревает ожидания, а автору необходимо еще раз подступиться к тому, что много лет до него обсуждалось в академических кругах. Добавить к этому серьезность такого института как Государственный Русский музей и витающую в воздухе задачу научиться гордиться тем, что есть у нас своего – и получается вызов довольно грандиозный. Поэтому лично нам кажется большой удачей участие в проекте Андрея Воронова, который своим дерзким лазоревым цветом остудил пафос происходящего и помог зрителю сосредоточиться на сути, не умаляя общего впечатления. 

Вообще же, вспоминая фанерный театр, красным клином взрезавший БДТ, хочется аплодировать тому человеку из Русского музея, который позвал на столь ответственный проект автора из объединения «Архатака». Специализация бюро, по крайней мере так декларировалось в 2020 году, – «балансировать на грани абсурда и реальности». Но Андрей Воронов умеет и взбодрить публику, и быть лиричным, а главное – яркие и выразительные решения появляются не из желания произвести wow-эффект, а как следствие размышлений о смысле и контексте. Один из наших любимых проектов архитектора – Индустриальный сквер в Альметьевске, где газовые трубы растут вместе с полевыми травами сквозь трещинки в асфальте. 

Итак, Академические залы Михайловского дворца, 225 лет Карлу Брюллову, отреставрированный «Последний день Помпеи», привезенные из трех десятков музеев картины, одна из которых экспонируется впервые. Стратегия Андрея Воронова – выделить ряд фундаментальных условий и ограничений, которые необходимо учесть, и постараться их обыграть. 
cic = 1

Андрей Воронов, Архатака

Сценография экспозиции выстраивается таким образом, что движение посетителя уподобляется одновременно путешествию и некой торжественной церемонии. Оно подчинено логике истории, которая раскрывается, как и сама композиция, последовательно. 

История жизни превратилась в главную, но не единственную пространственную метафору. У нее есть фундамент – условные раскопки, где из-под слоя затвердевшего пепла приоткрылась архитектура. Подобные картины вполне мог видеть и сам художник, который побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме. Эта мысль неотвязно вертелась у меня в голове, после того как я наткнулся на работу кисти Пьетро Фабриса и еще несколько гравюр и картин конца XVIII начала XIX века.

Ну а холодный лазурный цвет – это в моем видении свежесть Средиземноморья. Мы в Петербурге живем между серым небом и серым гранитом, художник как никто хорошо это понимал, страдая от непогоды и скучая по Италии. Для нас такие цвета и контрасты кажутся чем-то, выходящим за рамки приличия. Но я считаю, что лазурный цвет отлично оттеняет теплые густые краски самой живописи.

Драму выставки держат несколько ключевых точек, о которых мы и расскажем чуть подробнее.
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Масштаб и пепел
Многие портреты кисти Брюллова по размеру значительно превосходят рост человека. Габариты «Последнего дня Помпеи» – около 4,5 х 6,5 метров. Но это не самая большая работа автора – есть еще незавершенная «Осада Пскова», а 14-метровый фрагмент плафона для Исаакиевского собора даже пришлось поставить под наклоном. Одновременно на выставке представлены акварели, графика и картины малого формата.
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Осмысляя масштаб, Андрей Воронов сделал вещь, возмутившую многих – приподнял полы на два метра. Пропорции залов изменились, но картины Брюллова стали выглядеть еще значительнее, одновременно приблизившись к зрителю – не нужно задирать голову, все, что возможно – на уровне глаз. Этот же приём позволяет по-новому взглянуть и на архитектуру Академических залов и рассмотреть то, на что раньше взгляд не падал. Покидая зал Помпеи, чувствуешь себя в книге Льюиса Кэрролла – почему это портал стал таким маленьким, словно его затопило водой или остывшей лавой? Смена ракурса отлично освежает привычное. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Стоит ли говорить, что большие работы размещаются в больших залах, акварели и графика – в галерее перехода, которая превращается в шкатулку. Гигантский плафон зритель обозревает с балкона, словно вглядываясь в открытый археологами культурный слой, а гроздь винограда с «Итальянском полудня» – на расстоянии вытянутой руки.  
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Свежесть лазури
Драматичные контрасты, порожденные сменой масштаба и пропорций, усиливает цветовое решение. При этом введенный архитектором дополнительный цвет – искренне удивляемся – многим не понравился. Корреспондент «Фонтанки» сравнивает его с лазурными городскими автобусами и спортивным бассейном. Издательство Blueprint настроено еще критичнее, называя «массу холодного синтетического цвета» «серьезным просчетом архитектора». Чуть мягче «Новая газета»: «пронзительно-бирюзовый цвет этих фальшполов в первый момент вызывает оторопь, но потом глаз привыкает – без резкого контрастного цветового пятна часть работ, выдержанных в красно-коричневых тонах и висящих на стенах почти такого же красно-коричневого цвета, просто исчезла бы из поля зрения».
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Претензии выглядят странными прежде всего потому, что на цветовом круге лазурный находится ровно напротив музейного бордового. Сильной контрастной парой пользовался и сам Брюллов. У искусствоведа Алексея Бобрикова читаем про «Последний день Помпеи»: «...этот холодный голубовато-зеленый (электрический, почти радиоактивный) свет молнии на красно-черном фоне – вообще лучшее изобретение Брюллова как художника».  

И да, как говорит сам Андрей Воронов, лазурный добавляет свежести и прохлады Средиземного моря, остужает голову, заставляет ее думать. «Последний день Помпеи» и так запечатлен в голове каждого русского человека. Но приподнятый пол, подчеркивающий жар лавы своей прохладностью, помогает простоять напротив картины подольше. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Лазурный, кстати, плещется только в центральной части выставки, да на информационных блоках у входа. Залы, отражающие первые и последние годы жизни и творчества художника, более спокойны. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Линия жизни
Как уже говорилось, кураторы выстраивали экспозицию в соответствии с хронологическим подходом: от студенческих работ и полных жизни автопортретов до картины «Христос во гробе». Дизайн выставки дополняет высказывание о том или ином периоде жизни художника.

Первый зал, в котором представлены ранние работы, Андрей Воронов сознательно не меняет. Здесь царит академический дух, от которого и сам Брюллов довольно быстро отмежевался. Оживление вызывает в основном «Итальянский полдень» – его легко опознать по не уменьшающейся толпе зрителей в одном из углов. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Далее следует стремительный взлет – довольно крутой для такого места пандус, который поднимает зрителя прямиком к кульминации выставки и жизни художника – «Последнему дню Помпеи». До определенного момента зритель не видит ничего, кроме пути и картины, остальное остается скрытым. Прямо над пандусом – ось светового фонаря.


Зал с хедлайнером делят другие не менее знакомые полотна – многочисленные портреты современниц и современников Брюллова, разделенные «рекой» пандуса, на перила которого удобно опереться, чтобы послушать аудиогид, рассмотреть детали, стать частью галереи характеров. Этот же «водораздел» помогает чуть отрегулировать потоки посетителей, которых на подобных выставках очень много в любой день и час. 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Следующий зал, где размещаются эскизы и фрагмент росписи плафона Исаакиевского собора – метафора «обрыва» жизни, визуализированного балконом у «Святого Николая Мирликийского с ангелами». Эта работа фатально подорвала здоровье художника. Здесь же «Осада Пскова» разделяет занимающие всю высоту стен гигантские картоны от части с почти шпалерной развеской и чувственной «Вирсавией». 
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Следом – коридор-шкатулка с графикой и акварелями и, наконец, последний спуск в зал с последними работами Брюллова. Для картины «Христос во гробе», впервые представленной широкой публики, здесь выстроен отдельный зал-крипта, который позволяет раскрыть технику «транспарент».
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
  • zooming
    Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
    Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым
Выставка «Великий Карл» в Государственном Русском музее, 2024
Фотографии © Алиса Гиль / предоставлены Андреем Вороновым

Таким образом, получилось цельное и даже закольцованное высказывание – в последнем зале невозможно не сравнить поздний и печальный автопортрет с первыми, где художник напоминает Апполона Бельведерского. О выбранных архитектурных приемах можно спорить, но кажется, Брюллову, который любил сильные эффекты и умел управлять эмоциями зрителей, подход понравился бы. Посмотреть «Великого Карла» рекомендуем обязательно – хотя бы ради возможности приподняться на два метра ближе к потолкам Академических залов. Выставка продлится до 12 мая 2025 года, а затем поедет в Москву. Более подробную информацию, расписание и билеты ищите здесь

16 Января 2025

Похожие статьи
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.
Ленты и складки
Выставочный центр по проекту Zaha Hadid Architects в Пекине реализован как модульное сооружение, что сократило затраты на строительство и его сроки.
Красный конь
Суперграфика на фасадах жилого комплекса, построенного в Екатеринбурге по проекту бюро «План Б», вдохновлена мезенской росписью. Красный пигмент для 23-этажной башни выбрали не только как акцентный, но и устойчивый в штукатурке. Не менее яркими получились вестибюли подъездов, оформленные приемом color block.
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Производство знаний
Компания «Даль» заняла второе место в конкурсе на редевелопмент Главного корпуса Ижевского завода. Команда предложила будущим инвесторам на выбор два сценария развития территории – межвузовский кампус или бизнес-хаб, но в обоих случаях отвела историческому зданию Семёна Дудина роль центра популяризации наук. Внушительное предпроектное исследование определило архитектурные решения.
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.