Супер-BIM для Густава Эйфеля

Готовясь к Олимпиаде-2024, мэрия Парижа задумала переосмыслить окружение Эйфелевой башни. Для конкурса и последующего проектирования изготовлена беспрецедентная BIM-модель, где учтены все мелочи, даже листья на деревьях.

mainImg
На пресс-конференции, состоявшейся 4 мая 2018 года в мэрии Парижа, были объявлены четыре команды финалистов конкурса «Site Tour Eiffel: découvrir, approcher, visiter» / «Вокруг Эйфелевой башни: открытие, приближение, посещение». Им предстоит за 9 месяцев переосмыслить территорию парка Трокадеро и Марсова поля – около 54 га вокруг Эйфелевой башни, предложить урбанистический проект ее развития, используя беспрецедентно масштабную и подробную BIM-модель, созданную компанией Autodesk, мировым лидером в области технологий BIM. Autodesk – партнер конкурса и единственный разработчик технологий, который сейчас сотрудничает с мэрией Парижа по проекту реконструкции территории вокруг Эйфелевой Башни. 

Гигантская модель BIM
Конкурсанты только начинают работать, а модель территории уже готова, и на сегодняшний день это крупнейшая в мире BIM-модель городского пространства, отображающая здания, дороги и инфраструктуру, пешеходные зоны, мосты, окружающие зеленые насаждения и даже уличную мебель.
Вид Эйфелеву башню с Марсова поля. Фотография © Mairie de Paris et Autodesk
Территория конкурса, BIM-модель © Mairie de Paris et Autodesk

Для ее создания использовалось лазерное дистанционное зондирование и аэрофотоснимки с детализацией от 2 до 5 см. Она включает в себя детализированное изображение 8 200 деревьев, 1000 зданий, 3 моста, 25 статуй и сотни осветительных приборов, скамеек и парковых сооружений. Одних только точек соответствия, созданных при проектировании – более 10,3 млрд, в целом данные занимают 342 ГБ (!) дискового пространства. Команды конкурсантов смогут использовать этот, в данный момент определенно уникальный, программный продукт в качестве основы для проектирования, жюри – для оценки, городская администрация для контроля за процессом, – иными словами, работа строится на функциональной подоснове совершенно иного уровня, чем обычно.

Причем вчерне рассмотрены и окружающие кварталы городской застройки: на левом берегу примерно половина районов Grenelle и Gros-Caillou, на правом значительная часть домов вокруг Chaillot – они составляют широкий взгляд на город, чуть менее подробный, зато позволяющий анализировать урбанистический контекст и связи конкурсной территории с ближайшими соседями: в общей сложности рассмотрен фрагмент города площадью 240 га, 1,6 км в ширину и 2,2 км в длину.



Если 240 га города нарисованы в 3D, то собственно территория конкурса – 54 га, включающая парк Трокадеро, Марсово поле и набережные Сены между мостами Понт-де-Альма и Бир-Хаким – выстроена много более подробно, для нее выполнена полноценная BIM-модель, техническая основа для работы мэрии и конкурсантов.



Во время работы над конкурсным проектом командам предоставят версию 3D-модели в Autodesk InfraWorks для использования на разных этапах конкурса. Autodesk также будет работать с командами, помогая им с разработкой и визуалиацией их проектов. Модель, разработанная Autodesk, будет также использоваться жюри в финале – она позволит им лучше понять и оценить предложения финалистов.

Карин Вайс – сотрудник компании, отвечающая за решения городской инфраструктуры, пояснила, что «открытые форматы BIM-проектирования позволяют участникам использовать не только программное обеспечение Autodesk, но и другие программы».
zooming
Крылья дворца Шайо, BIM-модель © Mairie de Paris et Autodesk

«Если дизайн Эйфелевой башни известен всему миру, опыт ее посещения и восприятия понять достаточно сложно. Модель, созданная Autodesk, дает возможность нам учесть этот важный аспект конкурентного диалога и выбрать лучшее предложение кандидатов, – отметил заместитель мэра Парижа Жан-Франсуа Мартинс, отвечающий за все вопросы, касающиеся спорта, туризма и будущих Олимпийских и Паралимпийских игр-2024. – Раскрытие потенциала восприятия башни – главная задача, стоящая перед командами».

По словам Николя Мангона, вице-президента подразделения AEC (направление архитектуры, строительства и инфраструктуры) компании Autodesk, этот проект «позволит, в частности, показать миру, как новые технологии меняют сектор архитектуры и строительства, и убедить всех в силе BIM-проектирования, позволяющего реализовывать подобные проекты».

Модель призвана сделать исследование территории максимально глубоким и всесторонним, избежать «косметического эффекта», нередко присущего проектам благоустройства. Цель – переосмыслить и преобразовать, а не только украсить, подчеркивают устроители конкурса.
Вид над Марсовым полем. Фотография © Mairie de Paris et Autodesk

Место: зачем обновлять
Башня инженера Густава Эйфеля – самая посещаемая платная достопримечательность мира: в год на нее поднимается 6 млн человек, а в 2014 было 7 млн. А еще и самая фотографируемая. Территорию вокруг, откуда башню можно увидеть и сфотографировать, похваставшись затем друзьям, что «в Париже был и все видел» – за год посещает впятеро больше человек, около 30 млн. Эта территория – площадь Трокадеро и Марсово поле, нанизанные на одну ось, на которой стоит и арка широко расставленных опор башни, с конца XIX века служила для всемирных выставок, для одной из которых, в 1889 году, как известно, Эйфель и построил свою La tour de 300 metres, трехсотметровую башню, как ее попросту называл инженер. Французы сейчас нередко называют «Железной дамой» – La Dame de fer. Недавно первый ярус башни серьезно реконструировали, но в сентябре 2017 стартовала очередная модернизация: с севера и юга теперь появятся стеклянные стены. Далее запланировано масштабное обновление башни: общество ее использования (есть и такое!) привлекло 300 млн евро инвестиций, рассчитанных на 15 лет и призванных улучшить ее доступность, безопасность и красоту.

Территория же вокруг сейчас привлекает меньше внимания, и хотя оба парка, на левом берегу Сены и на правом, – не так уже плохи, во всяком случае гигантская травяная лужайка Марсова поля располагает к пикникам, а на Трокадеро бесперебойно подъезжают автобусы с туристами ради видовой площадки между крыльями дворца Шайо, построенного к выставке 1937 года (той самой, где Рабочий и Колхозница противостояли орлу нацисткой Германии) – в урбанистическом смысле они не очень привлекательны и не соответствуют сегодняшним стандартам.

вид с площадки перед дворцом Шайо, начало пути к башне: 


Основную проблему создает недостаток инфраструктуры: укрытий от дождя, туалетов (посчитано: всего 3 штуки на 800 человек в час), коммерческих услуг и плохая навигация на маршруте. Марсово поле, парадный плац Людовика XV, до сих пор больше располагает к маршам – в центральной части оно велико, совершенно открыто для солнца и дождя, оказавшись на нем, сразу понимаешь, как устали ноги, а идти до ближайшего кафе еще вооон сколько. Деревья по краям, конечно, спасают от летнего солнца, но не спасают от дождя… Словом, подолгу находиться на поле бывшей всемирной ярмарки можно, лишь разложив подстилку для пикника, но лужайки то огораживают заборами – чтобы трава подросла, то целиком вытаптывают.

Маросово поле в 2009:


Марсово поле в 2016:


Словом, несмотря на то, что деревья аккуратно пострижены и скамеек классического парижского образца здесь довольно много, времяпрепровождение на Марсовом поле сложно назвать эффективным использованием общественного пространства в центре города: людей здесь не много, и они не задерживаются – сделали селфи и ушли куда-нибудь в Латинский квартал, привлеченные непередаваемым запахом омаров и мидий из ресторанов.

С другой стороны, от относительно небольшой видовой площадки Трокадеро с ее величественным видом на парадную эспланаду и одноименный фонтан, чтобы попасть к башне и завершить обязательную программу туриста, надо спуститься с холма по лестничным маршам, минуя платформу перед театром с рестораном, вмонтированным в холм, пройти мимо фонтана, пересечь оживленную магистраль и Йенский мост.

видовая площадка Трокадеро:


трасса над тоннелем и пешеходный переход перед Йенским мостом:


Словом, для туристов здесь пока предлагается обязательная, утруждающая ноги программа, настроенная скорее на преодоление трудностей, нежели на легкость бытия. Пути запутанны, и даже очереди плохо организованы (а они есть). Парижане место тоже не жалуют: чересчур просторно, делать особенно нечего, а ходить – далеко. Между тем и в парках, и в окрестностях немало интересного: если продумать маршруты, парки-площади могли бы зажить новой «урбанистической» жизнью. Задача конкурсантов – сделать территорию более связной, улучшить пешеходные пути, связав из с общественным транспортом, улучшить ориентацию в пространстве, и, кроме того, раскрыть культурный потенциал места, то есть помочь посетителям увидеть что-то еще кроме башни. «Короля делает свита» – главной достопримечательности нужно достойное окружение. Если же говорить о «малой» экономике – сюда приезжает столько людей, что, задержись они подольше в приятной обстановке, магазины и кафе сделали бы выручку, что тоже невредно городу и способно повысить «окупаемость места».

«Цель проекта не в том, чтобы увеличить количество посетителей самого знаменитого памятника в Париже, это физически невозможно, – говорит Жан-Луи Миссика, заммэра Парижа, отвечающий за урбанизм и архитектуру, проект Большого Парижа, также как и в целом за экономическое развитие города. – Его цель сделать осмотр башни более приятным и удобным для туриста, а также продлить время пребывания на месте».
Марсово поле весной. Фотография © Mairie de Paris et Autodesk

Фактор, немало осложняющий работу проектировщков – набережная от моста Бир-Акем, сад и дворец Трокадеро, Эйфелева башня, Марсово поле и Военная школа за ним входят в список ЮНЕСКО, и следовательно, любое капитальное строительство здесь запрещено, и сам проект называется – реставрация территории. «Мы не ищем архитектурного жеста, – говорит Жан-Луи Миссика, – это должен быть урбанистический ответ, переосмысление ландшафта и управления потоками посетителей. Не следует забывать и жителей города, которые также являются пользователями места». Также Миссика отметил важность различных уровней восприятия и пространственный опыт – видение башни из города и города с башни.

Консорциумы-финалисты
На конкурс-тендер, объявленный 16 февраля, было подано 42 заявки. Одно из главных требований к соискателям – мультидисциплинарность команды, куда должны входить урбанисты и ландшафтные архитекторы, которым предстоит сбалансировать использование общественного пространства в интересах пешеходов и оптимизировать управление потоками с учетом вопросов безопасности, особенно важными для Парижа, неоднократно подвергавшегося террористическим атакам.
При выборе будущих проектировщиков учитывался опыт команд в работе над подобными проектами – на разработку концепции отпущено всего 9 месяцев, и уже весной 2019 предложения должны быть рассмотрены жюри.

На пресс-конференции 4 мая объявили главных соперников – четыре мультидисциплинарные команды, в каждую из которых входят несколько компаний, отвечающих за разные сферы городского планирования: архитектуру, ландшафт и инженерию.

Amanda Levete Architects
Реконструкция двора Музея Виктории и Альберта © Hufton + Crow

Расширение музея Виктории и Альберта в Лондоне в Лондоне, Лиссабонский музей искусства и архитектуры (MAAT) – эти грандиозные объекты, реализованные по проекту британского бюро за последние два года, стали заметными событиями в архитектурном мире.
В консорциум, возглавляемый ALA, также вошли:
  • Bonnier et Glachant, architectes
  • Urbaniste Ricky Burdett
  • Agence de BET «Quartorze»
  • Terell
  • Egis
  • VPEAS
  • Systematica
  • Cronos Conseil
  • Attitudes Urbaines
  • Gross Max

Gustafson Porter + Bowman
Центральный парк Валенсии © Gustafson Porter

Известны деликатным обращением с ландшафтом: одной из недавних работ бюро стала реконструкция парка вокруг Хрустального дворца, памятника пейзажной архитектуры. И хотя само бюро расположено в Лондоне, консорциум можно скорее назвать французским, чем британским: один из партнеров, Катрин Густафсон, выпускница ландшафтной школы Версаля, привлекла в команду опытных французских архитекторов и градостроителей. В команду вошли:
  • Chartier et Corbasson, architectes
  • Atelier Monchecourt & co, architectes
  • Sathy
  • Agence Devillers & associés, urbaniste
  • Ma-Geo Morel
  • VPEAS
  • BIM Services
  • Inex
  • Bollinger et Grohmann
  • Geovolys et Yris

Ter
География работ французского ландшафтного агентства выходит далеко за пределы страны. Помимо проекта парка Булонь-Бийанкур они известны разработкой площади Першинг в Лос-Анджелесе и Пласа-де-лас-Хейлор Каталанес в Барселоне. Команда состоит из французских и итальянских архитекторов, курс – на устойчивое развитие. В нее вошел также частый гость в Москве Карло Ратти. Другие участники:
  • Exploration architecture
  • Arcadis
  • Berim
  • Cronos Conseil et Alphaville

KOZ Architectes
Четвертую команду возглавила малоизвестная студия с относительно небольшими проектами, в частности, социального жилья, она дислоцируется в Париже и работает в пределах Франции. Любопытно, что в консорциум вошел Дзюнья Ишигами, дружелюбным подход которого к существующей среде и поиск гибких сценариев взаимодействия с ней сделал его мировой знаменитостью. Остальные участники консорциума:
  • Niclas Dünnebacke, architecte
  • Atelier Roberta, paysagiste
  • Strate
  • Indiggo
  • Axio
  • Elioth

После объявления выигравшей концепции еще один год займет разработка ее экономической модели, а собственно реализация проекта, общая стоимость которого 40 млн евро, выделяемых из городского бюджета, запланирована на два.

15 Мая 2018

Похожие статьи
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Круги учености
В Ханчжоу завершена последняя очередь строительства нового Университета Уэстлейк. Бюро HENN организовало его кампус вокруг круглого в плане ядра.
Сибириада нового быта
Публикуем рецензию на книгу Ивана Атапина «Утопия в снегах. Социально-архитектурные эксперименты в Сибири, 1910–1930-е», выпущенную издательством Музея современного искусства «Гараж».
Диалог с памятью места
Показываем избранные дипломные проекты выпускников профиля «Дизайн среды и интерьера» Школы дизайна НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург. Сквозная тема – бережный диалог с историческим и природным контекстом. Итак, четыре проекта: глэмпинг в Карелии, музей в древнем Аркаиме, ревитализация конюшен в Петербурге и новая жизнь советского ДК.
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.