На пересечении культур

В 2012 году небольшой польский город на границе с Белоруссией обогатился новым зданием оперного театра, которому может позавидовать любая столица.

mainImg
Архитектор:
Марек Будзинский
Мастерская:
Budzynski & Badowski
Проект:
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке
Польша, Белосток, Ул. Одеска, д. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Марек Будзинский, Збигнев Бадовский, Кристина Илмужинска.

8.2005 — 9.2006 / 4.2006 — 9.2012
В 2006 году проект Марека Будзинского и Збигнева Бадовского победил в открытом международном конкурсе c 14 участниками. Полное название театра – «Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке». Театр задуман как грандиозный центр общеевропейского значения, способный стимулировать культурную жизнь и повысить туристическую привлекательность небольшого города[1] вблизи восточной границы страны. Строительство было профинансировано Евросоюзом и продолжалось восемь лет.

Комплекс расположен недалеко от центра Белостока, в окружении парков. Авторская идея учитывает поликультурную специфику восточной части Польши: здание театра и окружающее пространство призвано установить символическую связь между старым еврейским кладбищем и небольшим православным некрополем с маленькой одноглавой церковью. Идею диалога культур развивает соседство костёла Св. Роха.

Образ театра решён как храм искусства и природы. Характерная для Марека Будзинского колоннада главного фасада, а также открытый амфитеатр – главные акценты темы культуры и традиции. Ей вторит тема природы: зелёное пространство близлежащего парка перетекает в озеленённые фасады театра, его зелёную крышу и далее – в заросли исторических некрополей.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Амфитеатр. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

Комплекс включает продуманную систему культурно-природных связей. Улица Одесская, на которую выходит главный фасад, становится «осью искусства», на которую Будзинский «нанизывает» расположенный поблизости театр кукол, а также кинотеатр. При этом улица осталась по преимуществу пешеходной, с обозначенной полосой одностороннего автомобильного движения на низкой скорости 5-10 км/ч. Авторы продолжили эту короткую улицу, чтобы связать ул. Млынову с улицей Калиновского; к ней примкнула площадь Станислава Манюшки в виде обильно озеленённого партерного сквера. Предусмотрена возможность как «парадного» подъезда к главным входам Оперы, театра кукол и кинотеатра, так и заезда в подземные паркинги. Не только новый оперный театр, но и вся территория получила продуманную систему наземных и подземных автостоянок.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Генеральный план © Budzynski & Badowski

Таким образом, разрозненные объекты и зелёные зоны, перемежающиеся с пустырями, были объединены в цельное, осмысленное пространство, пронизанное наглядными символическими связями и удобными коммуникациями.

Театр имеет достаточно свободный план, ядро которого – коробка большого зрительного зала и сцены. Её кубический, поросший зеленью объём решительно доминирует в окружающем пространстве, тогда как остальные помещения размещены в двух нижних ярусах и вписаны в пологий зелёный холм. Два подземных этажа занимают сценические трюмы и парковки.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

Помимо главной сцены, опера «Подляска» имеет дополнительную малую сцену для камерных концертов и драматических спектаклей. К северо-западному склону «холма» примыкает открытый амфитеатр. Включение последнего в композицию «Подляски» обусловлено памятью места: раньше здесь находился музыкальный Амфитеатр имени знаменитого польского органиста Чеслава Немена, построенный в 1970-е годы.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Амфитеатр. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

Колоннада сильно распластанного главного фасада облицована нержавеющей сталью и увита зеленью, ползущей по специальным сеткам. Парадный вход смещён относительно центра и имеет вид экседры, накрытой сверху плоским стеклянным колпаком с ажурным металлическим каркасом.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

За прозрачной стеклянной стеной располагается просторное и чрезвычайно динамичное пространство фойе. Когда попадаешь сюда, глазу открываются две перспективы: первая, с двумя узкими стеклянными лестницами и строем простых цилиндрических колонн, вытянута вдоль главного фасада. Здесь расположен гардероб и вход в партер, а также открытые узкие лестницы, ведущие наверх.
В стилистике доминирует хай-тек.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

Вторая перспектива, продолжающая ось главного входа, через торжественные пропилеи и широкую лестницу ведёт к фойе на уровне лож – пространство сакрализированное и мифологизированное. Оригинальный декор из рельефного стекла с нотными текстами украшает пропилеи и колонны.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Фойе. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

В разнонаправленных по стилю и расположению холлах осуществляется зримое взаимодействие традиционного театрального облика с современной функциональностью. Фойе могут использоваться как выставочные площадки, независимо от проведения музыкальных спектаклей.

Главный зрительный зал, чей интерьер спроектирован Жоржем Изенуром (Georg Izenour), рассчитан на 1000 мест: 664 в партере, 241 на балконе и 95 в ложах. Возможна его трансформация в разновеликие пространства под нужды концертного зала, драматического театра и конференц-зала. В насыщенной полихромии современного пространства зала серо-синий цвет стен сочетается с зелёными и красными креслами. Не характерный для исторических оперных залов интенсивный контраст зелёного и красного, наделяет пространство эмоциональной динамикой и пронизывает ощущением животворной энергии.

Театральное оборудование оперы Подляска – одно из самых современных в Европе. Верх зрительного зала образуют подвижные стеклянные экраны, которые обеспечивают освещение и акустику и одновременно выполняют важную декоративную функцию. Огромные сценические трюмы предусматривают возможность трансформации и быстрой смены декораций. Необычны ограждения ярусов, в которых использованы мотивы нотных линеек. Стены украшены реалистичными скульптурами музицирующих и танцующих фигур.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

В отличие от верхнего сада библиотеки Варшавского университета тех же авторов, зелёная крыша оперы в Белостоке имеет вид естественного луга с полевой растительностью; с неё открывается панорамный вид Белостока.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Озеленённая крыша нижнего уровня. Фотография © Ирина Бембель

Огромный живописный комплекс воспринимается не сразу, а по мере его обхода, в захватывающем развитии монументальной пространственной драматургии. Ясно читается идея театра как священного храма муз, который возвышается над идеологическими, национальными и конфессиональными противоречиями.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель

[1] Население Белостока – примерно 350 тыс. человек.
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Православная церковь на старинном некрополе. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Постройка, 2012. Фотография © Ирина Бембель
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Разрезы © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Поперечный разрез © Budzynski & Badowski
zooming
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. Продольный разрез © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. План верхнего сада © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. План крыши © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. План третьего уровня © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. План второго уровня © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. План первого уровня © Budzynski & Badowski
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке. План нулевого уровня © Budzynski & Badowski
Архитектор:
Марек Будзинский
Мастерская:
Budzynski & Badowski
Проект:
Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке
Польша, Белосток, Ул. Одеска, д. 1

Авторский коллектив:
Архитекторы: Марек Будзинский, Збигнев Бадовский, Кристина Илмужинска.

8.2005 — 9.2006 / 4.2006 — 9.2012

05 Мая 2016

Budzynski & Badowski: другие проекты
Библиотека Варшавского университета
Библиотека Варшавского университета с факультетом права и администрации была построена по проекту бюро Budzynski & Badowski в 2000 году и сразу стала одной из достопримечательностей польской столицы.
Похожие статьи
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
Три измерения города
Начали рассматривать проект Сергея Скуратова, ЖК Depo в Минске на площади Победы, и увлеклись. В нем, как минимум, несколько измерений: историческое – в какой-то момент девелопер отказался от дальнейшего участия SSA, но концепция утверждена и реализация продолжается, в основном, согласно предложенным идеям. Пространственно-градостроительное – архитекторы и спорят с городом, и подыгрывают ему, вычитывают нюансы, находят оси. И тактильное – у построенных домов тоже есть свои любопытные особенности. Так что и у текста две части: о том, что сделано, и о том, что придумано.
В центре – полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
Технологии и материалы
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Сейчас на главной
Безопасное пространство
Для клиники доказательной психотерапии мастерская Lo design создала обволакивающий монохромный интерьер, который соединяет черты ваби-саби и ретрофутуризма. Наполненные предметами искусства и декора кабинеты отличаются по настроению и помогают выйти за рамки привычного мышления.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Пресса: АрхМосква: десять архитектурных бюро-финалистов NEXT...
На следующей неделе начнется выставка архитектуры и дизайна АРХ МОСКВА. Темой этого года стала «ПОЛЬЗА». Рассказываем про десять молодых архитектурных бюро, возраст которых не превышает 10 лет, а также про их мечты и видение будущего архитектуры. Проекты этих бюро стали финалистами спецпроекта выставки NEXT 2024 и будут представлять свои «полезные» разработки в Гостином дворе с 22 по 25 мая. Защита финалистов и объявление победителя состоится 23 мая в 13:00 в Амфитеатре.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.