Секреты городского пейзажа

В творчестве известного архитектора-неоклассика Михаила Филиппова мансардные окна VELUX используются практически во всех проектах, начиная с его собственной квартиры и мастерской и заканчивая монументальными ансамблями в центре Москвы и Тюмени. Об умном применении мансардных окон и их связи с силуэтом городских крыш мастер дал развернутый комментарий порталу archi.ru.

Реклама
mainImg
Компaния:
VELUX (Велюкс)
Контакты:

 
Михаил Филиппов является признанным мастером неоклассического градостроительства. Еще в 1985 году, будучи молодым архитектором, он выиграл конкурс японских журналов JA и A+U «Стиль 2001 года», где предложил в серии акварелей свое видение города как ансамбля из классических зданий разных эпох. Позднее архитектор реализовал эти идеи в своем творчестве. В 2003 году он спроектировал «Итальянский квартал» в центре Москвы на Долгоруковской улице, строительство которого было завершено в 2013 году. В те же годы появился еще более крупный ансамбль «Маршал» на Октябрьском поле, в 2014 году был построен Горки-Город в Сочи, а сейчас строится ЖК «Вознесенский» в Тюмени. В большинстве этих проектов применяется террасная композиция, сочетается множество разновысотных крыш, и, следовательно, у жителей появляется стимул устраивать мансарды.
zooming
«Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
© Михаил Филиппов

«Итальянский квартал» стал кусочком Италии в центре Москвы. Он выглядит как традиционный  средиземноморский город на холме. Черепичные крыши всех цветов и оттенков от оранжевого до бордового составляют колористическое очарование итальянских городов. Живописный городской пейзаж из множества черепичных крыш с «римским» уклоном, созданный в «Итальянском квартале», уникален для столицы. До сих пор в Москве и других российских городах относились к крышам как к технической, а не эстетической составляющей (собственно говоря, крыш в Москве почти не видно, потому что рельеф города не выражен, несмотря на семь холмов). В «Итальянском квартале» придуман отличный прием – террасная ступенчатая композиция: это позволяет любоваться фактурой черепичных крыш и жильцам дома, и остальным горожанам, проходящим мимо или работающим в зданиях напротив. Доктор-дантист, чей кабинет расположен на Долгоруковской улице с видом на «Итальянский квартал», рассказывал архитектору, что у него бизнес пошел в гору, когда достроили жилой комплекс, так как клиенты обожают этот вид, у них даже боль от него проходит. 
  • zooming
    1 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    2 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    3 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    4 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    5 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    6 / 6
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова
    © Михаил Филиппов

Радиальные корпуса «Итальянского квартала» постепенно понижаются от десяти до четырех этажей по направлению к полукруглой площади и исторической колокольне церкви Св.Николая. Эта композиция позволила устроить террасы во многих квартирах, – появление в Москве в 2013 году террасного дома само по себе стало большим событием, – и создать живописный рельеф крыш (о том, как важен угол уклона крыши см. ниже в комментарии Михаила Филиппова). Все самое прекрасное: террасы, мансарды и черепичные крыши – соединилось в одном ансамбле. И архитектор принял логичное решение – наполнить мансарды естественным светом через мансардные окна VELUX.
  • zooming
    1 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве; фрагмент фото. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
  • zooming
    2 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве; фрагмент фото. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
  • zooming
    3 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
    © Михаил Филиппов
  • zooming
    4 / 4
    «Итальянский квартал» на Долгоруковской ул. в Москве. Мастерская Михаила Филиппова. На кровле – около 200-сот мансардных окон VELUX WoodLine GGL – самых безопасных окон VELUX: ударопрочное закаленное стекло снаружи и ламинированное стекло «триплекс» изнутри для защиты от осколков
    © Михаил Филиппов

Найденные решения были развиты Михаилом Филипповым в ЖК «Вознесенский» в центре Тюмени. Здесь нет акцента на террасы, но силуэт крыш не менее затейливый и живописный. Ансамбль представляет собой композицию вокруг исторической Георгиевско-Вознесенской церкви, которая является одним из главных архитектурных памятников Тюмени. Дома располагаются как бы венцом, образуя красивые открыточные виды вместе с храмом. 
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»

ЖК «Вознесенский» – часть большой градостроительной концепции, также выполненной Михаилом Филипповым. В излучине реки Туры, где она поворачивает на 180 градусов, планируется целый традиционный город, который при путешествии по реке будет открываться эффектными панорамами. Излучина расположена напротив древнего Троицкого монастыря, архитектурной доминанты заречной части. Город заречной части – это город бульваров с большим количеством прогулочных маршрутов, город-сад в буквальном смысле слова.  Из окон ЖК «Вознесенский», который расположен вблизи набережной, откроются прекрасные городские пейзажи. Ансамбль активно строится, в верхних этажах будущие жильцы смогут обустроить светлые и уютные мансарды с «велюксами».
  • zooming
    1 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    2 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»
  • zooming
    3 / 3
    ЖК «Вознесенский» в Тюмени. Мастерская Михаила Филиппова
    © предоставлено застройщиком «Восток Девелопмент»

О личном опыте использования мансардных окон в проекте archi.ru расспросил архитектора Михаила Филиппова.
zooming

Михаил Филиппов:

"Я использую окна VELUX во всех моих проектах. Но в отличие от моих коллег, я держу «римский» уклон кровли 22,5 градуса. Это очень удобно, дает огромные преимущества, хотя якобы уменьшает объем помещения. Если применять мансардные окна стандартным способом, то из них видно только небо. А ведь, главное в окнах то, что в них можно смотреть. Отсутствие вида из окна – это катастрофа.

Мои коллеги в большинстве своем располагают мансардные окна ошибочным образом. Стандартные современные требования к жилым мансардам – полтора метра от пола до начала уклона кровли – превращают мансардные окна в зенитные фонари, в которые невозможно взглянуть и которые стоящему человеку невозможно открыть поднятой вверх рукой. Это неправильно. Если окна VELUX располагать низко от края внутренней плоскости кровли, то к такому окну можно подойти и в него посмотреть, открыть его и закрыть. А то место у стены, которое становится трудно доступным, надо использовать для встроенной мебели, поставить там столы, шкафы и т.д. Именно так я поступил в своей мастерской, которая находится в старинном здании XVIII века. Окно VELUX в результате становится как бы люкарной, мансардным окном, в которое можно взглянуть на природу", – объясняет архитектор.

  • zooming
    1 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    2 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    3 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    4 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    5 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    6 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    7 / 8
    Мансарда в центре Москвы
    © фотография archi.ru
  • zooming
    8 / 8
    Мансарда в центре Москвы. Арх. Михаил Филиппов
    © фотография archi.ru

"Моя знаменитая  квартира на Чистых прудах, которая публиковалась во всех интерьерных журналах, про которую снимали телепередачи, именно так устроена. Там по всему периметру стоят мансардные окна, и образуется панорамный вид на Москву. Кроме того из такого окна даже можно устроить выход на плоскую часть кровли, как у нас предполагалось на Чистопрудном бульваре, просто руки не дошли. Конечно, если есть ограждение крыши", – рассказывает о своем проекте Михаил Филиппов.
Квартира на Чистопрудном бульваре в Москве.
© Михаил Филиппов

"Вообще окна в крышах имеют очень древнее происхождение, подобные окна использовались и в Средневековье, и раньше. Круглое окно вентилирует кувуклию в храме Гроба Господня в Иерусалиме. А современный город без мансардных окон и представить невозможно. Поскольку маленькое окно неудобно и дает мало света, в таких случаях можно делать сдвоенные, строенные окна VELUX и даже составить большое окно из четырех частей. Но нижняя открываемая часть должна быть сделана таким способом, как я описал. Чтобы это было близко к размеру подоконника, чтобы можно было взглянуть в окно. В «Итальянском квартале» много таких комбинированных окон, впрочем, в этом жилом комплексе у меня есть и вертикальные окна-люкарны. В ЖК «Вознесенский» также очень широко применяются мансардные окна.

Окна VELUX дают колоссальные возможности, но работать с ними надо умно. Вообще, я разработал целую систему, которая чрезвычайно удобна для размещения окон VELUX. Даже мог бы целый СНИП написать на эту тему. Вопрос только в том, чтобы не было препятствий на крыше для сползания снега, чтобы не возникали снеговые мешки. Например, когда окна VELUX лежат на низких уклонах, они делают инсолируемой северную сторону. Потому что при низком уклоне, солнце попадает даже в северные окна. Моя мансарда, обращенная окнами строго на север, в марте залита солнцем, начиная с четырех часов дня. Такого рода пространство в условиях расчета инсоляции может считаться жилым помещением. Если кровля наклонная, то окно превращается в люкарну, как в старых мансардах,  то есть в нормальное окно, из которого что-то видно. Архитектор должен аккуратно работать с кровлей. Потому что кровля – это корона здания. У нас в реставрациях и новоделах среди тысячи реставраций нет ни одного нормального карниза. Когда хотят убить, бьют в голову, поэтому первый удар нанесен «коронам».

Хотел бы еще сказать о роли мансард и крыш в силуэте города. Часто окна VELUX делают на мансардах, крытых железом, которые имеют очень высокий уклон. Мало того, что окно становится недоступным, но и возникает  наклонная, уродливая, металлическая стена, которая к тому же перегревается. В целом мансарды с высоким уклоном с переломом кровли а ля Франция или многоэтажные мансарды, типичные для средневековой Германии, не характерны для России. У нас больше распространен итальянский вариант. Я делаю окна VELUX на нормальной кровле с «римским» уклоном, поэтому мои дома не портят силуэты памятников архитектуры и городских крыш в целом. На мой взгляд, VELUX может спасти город от надстроек при соблюдении всех ноу-хау. И без увеличения этажности можно создать полноценное помещение. Но, конечно, хорошо это может сделать только мастер", – делится своими соображениями Михаил Филиппов.
 

Поставщики, технологии

VELUX (Велюкс)

08 Сентября 2021

VELUX (Велюкс): другие статьи и новости
Игра света расширяет пространство
Даже самые маленькие помещения обретают очарование, когда в них появляются мансардные окна VELUX и образуются пересекающиеся световые потоки. Хижины выходного дня в Австрии, Италии, Швеции и Дании, равно как и модульный Скаут-хаус в Казани красноречиво подтверждают этот закон.
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Превращение мансарды
Для «Петровского квартала» бюро «Евгений Герасимов и партнеры» воспользовались окнами VELUX Cabrio, которые позволяют одним движением руки превратить мансарду в небольшую террасу.
Свет для самой яркой звезды
Свет учебным классам и лабораториям павильона «Школа» центра «Сириус» обеспечивают мансардные окна VELUX, одновременно защищая помещения от южного солнца и участвуя в формировании архитектурного облика.
Грани света
Параметрическое моделирование помогло апарт-отелю в комплексе Grani не затенять окружающие постройки, а окна Velux – обеспечить светом разнообразные внутренние пространства. Другая их заслуга: деликатное дополнение реконструированных исторических корпусов комплекса.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Долина знаний
«Студия 44» разработала проект образовательного центра в Сочи, соединив павильонный подход с космическими мотивами, ассоциирующимися с названием центра «Сириус».
Дачный параметризм
Бюро «ДА» спроектировало для Нижнего Новгорода малоэтажный дом, вобравший в себя черты нижегородского стиля и дачной романтики.
Сила света
Свет, который превращает пустыню в оазис, прогоняет полярную ночь, дарит утешение и помогает сберечь традицию – в проектах победителей первого этапа студенческого конкурса International VELUX Awards 2018. Два из них – из Казани. Рассматриваем все девять.
Технологии и материалы
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
Сейчас на главной
От кирпича к кирпичу
Школа Тунтай на северо-востоке Китая расположена на месте карьера по добыче глины для кирпичного производства: это обстоятельство не только усложнило работу бюро E Plus и SZA Design, но и стало для них источником вдохновения.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Вечный август
Каким должен быть офис, если он находится в месте, однозначно ассоциирующемся не с работой, а с отдыхом? Наверное, очень красивым и удобным – таким, чтобы сотрудникам захотелось приходить туда каждый день. Именно такой офис спроектировало бюро AQ для IT-компании на Кипре.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
Налетай, не скупись…
В Москве открылся магазин «Локалы». Он необычен не только тем, что его интерьером занималось DA bureau, что само по себе привлекает внимание и гарантирует высокий уровень дизайна, но и потому, что в нем продаются дизайнерские предметы и объекты модных российских брендов.
Ласточкин хвост
Бюро Artel architects спроектировало для московского жилого комплекса «Сидней Сити» квартал, который сочетает застройку башенного и секционного типа. Любопытны фасады: клинкерный кирпич сочетается с полимербетоном и латунью, пилоны в виде хвоста ласточки формируют ритм и глубокие оконные откосы, аттик выделен белым цветом.
Белый дом с темными полосками
Многоквартирный дом Taborama по проекту querkraft architekten на севере Вены включает на разных этажах библиотеку, художественную студию, зал настольного тенниса и другие разнофункциональные пространства для жильцов.
Ступени в горах
Бюро Axis Project представило проект санаторно-курортного комплекса в Кисловодске, который может появиться на месте недостроенного санатория «Каскад». Архитекторы сохранили и развили прием предшественников: террасированные и ступенчатые корпуса следуют рельефу, образуя эффектную композицию и открывая виды на живописный ландшафт из окон и приватных террас.
Сопряжение масс
Загородный дом, построенный в Пензенской области по проекту бюро Design-Center, отличают брутальный характер и разноплановые ракурсы. Со стороны дороги дом представляет одноэтажную линейную композицию, с торца напоминает бастион с мощными стенами, а в саду набирает высоту и раскрывается панорамными окнами.
Работа на любой вкус
Новый офис компании Smart Group стал результатом большой исследовательской и проектной работы бюро АРХИСТРА по анализу современных рабочих экосистем, учитывающих разные сценарии использования и форматы деятельности.
Змея на берегу
Деревянная тропа вдоль берега реки Тежу, спроектированная бюро Topiaris, связывает пешеходным и велосипедным маршрутом входящие в агломерацию Большой Лиссабон муниципалитеты Лориш и Вила-Франка-ди-Шира.
Храм тенниса
Павильон теннисного клуба в Праге по проекту Pavel Hnilička Architects+Planners напоминает маленький античный храм с деревянной конструкцией.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
Вопрос сорока процентов: изучаем рейтинг от «Движение.ру»
Рейтингование архитектурных бюро – явление достаточно частое, когда-то Григорий Ревзин писал, что у архитекторов премий едва ли не больше, чем у любой другой творческой специальности. И вот, вышел рейтинг, который рассматривает деловые качества генпроектных компаний. Топ-50 генпроектировщиков многоквартирного жилья по РФ. С оценкой финансов и стабильности. Полезный рыночный инструмент, крепкая работа. Но есть одна загвоздка: не следует ему использовать слово «архитектура» в своем описании. Мы поговорили с автором методики, проанализировали положение о рейтинге и даже советы кое-какие даем... А как же, интересно.
Перспективный вид
Бюро CNTR спроектировало для нового района Екатеринбурга деловой центр, который способен снизить маятниковую миграцию и сделать среду жилых массивов более разнообразной. Архитектурные решения в равной степени направлены на гибкость пространства, комфортные рабочие условия и запоминающийся образ, который позволит претендовать зданию на звание пространственной доминанты района.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Малевич и бани, природа и хайтек
Комплекс «Бани Малевича» планируется открыть осенью 2025 года на Рублёво-Успенском шоссе. Проект, разработанный DBA-GROUP под руководством Владислава Андреева – пример нетипичного подхода к образу СПА вообще и бань в частности. Намеренно уклонившись от всех видов аллюзий авторы отдали предпочтение характерным для стримлайна угловым скруглениям, сочетанию дерева с моллированным стеклом – сдержанным современным формам. Как внутри, так и снаружи. Изучаем проект.
Скорее скатерть и бокал!
Спустя много лет заброшенное Конюшенное ведомство в Петербурге наконец дождалось своего часа: по проекту «Студии 44» в этом году должны начаться первые мероприятия по восстановлению и приспособлению здания. И функция, и общий план работ предполагают минимальное изменение комплекса, который сохранил следы трехвековой истории. Все решения обратимы и направлены прежде всего на то, чтобы открыть памятник городу и погрузить его в кипучую светскую жизнь – для этого выбран сценарий культурного центра с выраженной гастрономической составляющей.
Материализация воздушных потоков
Международный аэропорт имени Николая Камова в Томске открылся в конце августа прошлого года. О проекте мы уже рассказывали – теперь рассматриваем реализованное здание. Функциональность усилена в нем символическим подтекстом: архитекторы бюро ASADOV стремились по максимуму отразить в архитектуре местную идентичность.
Смех за портьерой
В Москве открылся театр современной клоунады и стендапа, интерьеры для которого разработало бюро AQ. Сочетание необычного здания и необычной функции трансформировалось в оригинальное дизайнерское решение, главную роль в котором играют фиолетовые драпировки, создающие особую театральную атмосферу.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Внутренние ценности
Что думают о развитии интерьерного дизайна в России самые успешные и именитые архитекторы и дизайнеры? Чем они гордятся, чем восхищаются, к чему стремятся? Как выстраивают работу и как оценивают путь, проделанный отраслью за прошедшие годы? Представляем ответы 14 архитекторов из 13 бюро, и пусть вас не смущает «несчастливое» число :)
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Всё по плану
Международная премия THE PLAN Award объявила короткие списки финалистов. В пяти различных номинациях присутствуют реализованные проекты российских бюро – сейчас за них можно проголосовать, чтобы увеличить шансы на получение приза зрительских симпатий. Некоторые, как музей «Коллекция» бюро СПИЧ уже успели отметиться в других серьезных премиях, другие менее известны – предлагаем познакомиться.