Стеклянные грани

Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.

mainImg
Архитектор:
Дмитрий Иванушкин
Артем Носенко
Мастерская:
Мегапроект
Проект:
Торговый комплекс GRANI
Россия, Новосибирск, площадь Карла Маркса, 5/1

Авторский коллектив:
Автор проекта, ГАП: Артем Носенко  
Главный конструктор: Грант Цатурян (ПБ Конструктив +)

2007 — 2021 / 2019 — 2023

3D витраж (проектирование и производство): НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ

Заказчик: ГРАНИТ
И между тем при ближайшем знакомстве с объектом оказывается, что название, геометрия и типология точно соответствуют обстоятельствам времени и места.

ТЦ «Грани» расположен в левобережной части Новосибирска. Эта территория за Обью осваивалась промпредприятиями и спальными районами, выделялись  некие пустыри на пересечениях улиц, и только в шестидесятые город приступил к градостроительному осмыслению площадей. Так, одной из них – площади Карла Маркса, отводилась роль центрального общественного пространства левобережья, и на протяжении десятков лет его трактовали как пешеходное. До  конца 1970-х  по улице Титова, через площадь пролегал путь из аэропорта Толмачево в центр города – на единственный на то время Октябрьский (Коммунальный) мост. Тогда же на площади началось строительство 20-этажной гостиницы «Турист», позже – дворца культуры одного из самых крупных заводов Новосибирска. Оба объекта оказались долгостроями, незавершенными и до наших дней,  больше повезло ГУМу «Россия» – «самому передовому» универсаму Сибири – его строили всего 13 лет. К слову, в 1978 году Новосибирск обзавелся вторым мостом – Димитровским,  новой магистралью, – кратчайший  путь из аэропорта в город исключил проезд  по площади Маркса. Однако площадь не утратила значения важнейшего транспортного  узла: здесь в 1991 году появилась конечная станция метро, а по периметру площади расположены остановки десятков направлений автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси.
Торговый комплекс GRANI. Ситуационная схема
© А.Носенко

По рассказу Татьяны Иваненко, организатора «Золотой капители», директора Сибирского центра содействия архитектуре, в 1994 году группа архитекторов (Александр Долнаков, Александр Баранов, Игорь Поповский и др.), участвуя в заказном конкурсе, разработала пространственную стратегию возможного развития площади Маркса. Они предложили организовать сеть взаимосвязанных публичных пространств, с тремя масштабами – крупным (для монополистов), средним (стрит-формат) и мелким (павильонным), который формировал пешеходные потоки, логистику перемещения посетителей.

«В начале 1990-х  над этими идеями  посмеялись, – рассказывает Татьяна, – но сегодня ясно, что пространство  формируется именно по сценарию, заданному архитекторами. Площадь разделена на три треугольных сектора, в каждом из которых складываются разные картины».
 
Итак, сегодня площадь Карла Маркса – это три треугольника. Самый заполненный фрагмент, со сформированной системой закрытых и открытых площадей, в границах улиц Ватутина, Новогодней, Сибиряков-Гвардейцев, с 23-х этажным ТРК «Сан-Сити». Треугольник, ограниченный улицами Блюхера, Ватутина, Титова  – с тем самым «Туристом»  с одного угла и полукруглой башней ТЦ «Версаль» с другого. И самый большой по территории треугольник – между улицами Титова, Покрышкина, Сибиряков-Гвардейцев, где и построен ТЦ «Грани».
Торговый комплекс GRANI. Общий вид со стороны ул. Титова,
Фотография © А. Носенко / предоставлена Мегапроект

Но сегодняшние «Грани» – это только первая очередь комплекса – по проекту он должен протянуться дальше, в сторону ТЦ «Гранит». Кстати, «Грани» и «Гранит» – прямые родственники – у них общий владелец. Когда архитектора Артема Носенко во время защиты проекта на «Золотой капители» спросили, как появился образ граней, куда ведут ассоциации, он ответил, что вряд ли  можно вообразить что-то другое, находясь между «Гранитом» и «Кристаллом». Действительно, напротив башни «Граней» на другой стороне улицы Покрышкина, в шумозащитном экспериментальном доме – ювелирный и остановка общественного транспорта «Магазин Кристалл».

И все-таки  эта кристаллическая структура на фасадах ТЦ была придумана не сразу. Как и все проекты на площади Маркса, этот вызревал долго: первый вариант  датирован 2007 годом. Эскиз похож на более изощренную, динамичную, но все же  интерпретацию фасадов  ТЦ «Версаль», уже выросшего по-соседству. И на «Золотой капители» того года проект  Носенко не произвел  значительного впечатления.
Торговый комплекс GRANI. Варианты фасадов 2007-2011гг
© А.Носенко, визуализация А.Носенко, С.Рябов

В 2011  году основная идея фасадов была переформулирована. По словам Артема, изменились представления самого заказчика об объекте. Он захотел уйти от «тяжелых» фасадов. Если раньше основная задача была – получение максимального количества полезных для аренды площадей, то потом появилось, в первую очередь, желание обезопасить фасады от неизбежного замусоривания. Вместо назойливой рекламы предложить доверительную прозрачность – с теплым светом, ценным особенно зимой, с движением посетителей вдоль проходной галереи по контуру фасада. Фонарь, маяк на перекрестке – и ничего лишнего.
Торговый комплекс GRANI
Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

По сути, это дань прежним мечтам про пешеходную площадь – важный общественный центр. Но не стоит подозревать заказчика в избыточном романтизме – в итоге ТЦ получил эффектное конкурентное преимущество. Вдобавок к тому, что под его крышей находится и вход в метро, а на первом этаже в магазины и кафе можно попасть в каждый по отдельности прямо с  улицы. По данным пресс-службы метрополитена Новосибирска, уже много лет «Площадь Маркса» – лидер по пассажиропотоку, за сутки здесь проходит больше 40 тысяч человек. С учетом всех маршрутов транспорта и перехватывающей парковки по соседству, о пешеходном трафике рядом с «Гранями» можно не беспокоиться.
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

С 1990-х площадь Карла Маркса стала складываться не как общественный, а как огромный торговый центр. Татьяна Иваненко считает, что  за три последних десятилетия  место эволюционировало от гигантского пустыря до мегацентра, сопоставимого по масштабам с крупнейшими европейскими  и азиатскими центрами розничной торговли (например, крупнейший в Европе, лондонский «Westfield Stratford City» с площадью в 177 000 м2 даже уступает новосибирскому кластеру по размерам).  Так что «Грани», закончив формирование западного въезда на площадь со стороны улицы Титова, естественным образом включаются в жизнь  всего  кластера, соотвествуя своим масштабом и устройством потребностям части посетителей этой территории.
 
Поскольку «Грани» внешне  не совсем только про торговлю, по привлекательности они становятся в один ряд и с другими точками притяжения в этом районе. Не случайно рассказ об истории места Артем Носенко начинал с фотографии водонапорной башни 1935 года: этот ОКН – одна из главных архитектурных  ценностей района и города. Мало того, что «Грани» с близкого ракурса тоже – башня, кристаллическую структуру здания выполнили «Несущие системы» – знаковая для Новосибирска компания.
  • zooming
    1 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    2 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    3 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    4 / 4
    Торговый комплекс GRANI
    Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

Эта компания построила первое в стране параметрическое здание – на главной улице Новосибирска, стеклянный купол «Зарядья», множество других объектов, и, на зависть другим городам, подарила Новосибирску такую современную элегантную крышу над пешеходным переходом, что другим столицам и не снилось. «Грани» – как  эффектный результат успешной коллаборации – мелькают в ролике на экране в Толмачево, вместе с другими архитектурными достижениями города.
Торговый комплекс GRANI
Фотография © Н. Бочкова / предоставлена Мегапроект

Что же представляют собой кристаллы на фасаде? Это 3 D витражи, модули, собранные из треугольников. При их соединении получились выпуклые ромбы.  Были варианты использования в треугольниках молочного стекла и даже думали про окраску. Посчитали – отказались. В результате ушли от избыточной декоративности, что в этом месте, перегруженном потоками и впечатлениями, оказалось правильным.

При обсуждении «Граней» на конкурсе «Зотолого сечения» были опасения, что этот объект слишком  активно доминирует. В реальности же оказалось, что он – самодостаточный и дружелюбный, в меру игрив и спокоен, что этому месту – на пользу.
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI. Процесс строительства 2021г.
    Фотография © А. Носенко / предоставлена Мегапроект
  • zooming
    Торговый комплекс GRANI
    © А.Носенко
  • zooming
    1 / 5
    Торговый комплекс GRANI. Фасад 16-1
    © А.Носенко
  • zooming
    2 / 5
    Торговый комплекс GRANI. Схема генплана
    © А.Носенко
  • zooming
    3 / 5
    Торговый комплекс GRANI. План 1 этажа
    © А.Носенко
  • zooming
    4 / 5
    Торговый комплекс GRANI. План 3 этажа
    © А.Носенко
  • zooming
    5 / 5
    Торговый комплекс GRANI. Разрез
    © А.Носенко
Архитектор:
Дмитрий Иванушкин
Артем Носенко
Мастерская:
Мегапроект
Проект:
Торговый комплекс GRANI
Россия, Новосибирск, площадь Карла Маркса, 5/1

Авторский коллектив:
Автор проекта, ГАП: Артем Носенко  
Главный конструктор: Грант Цатурян (ПБ Конструктив +)

2007 — 2021 / 2019 — 2023

3D витраж (проектирование и производство): НЕСУЩИЕ СИСТЕМЫ

Заказчик: ГРАНИТ

10 Октября 2023

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Таинственный терем
Обещали публиковать проекты, награжденные «Золотыми капителями» – начинаем. Проект реставрации Дачи Бугрова в окрестностях Нижнего Новгорода оказался сложной историей: ее и отчасти реставрировали, и не один раз, и дата строительства неизвестна, и автор проекта под вопросом, хотя резная «ропетовская» стилистика очевидна. Новый проект реставрации предполагает полную переборку и восстановление всех исторических элементов, от утраченных балконов до исторической раскраски. Разбираемся.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.