English version

Максимальная гибкость

Недавно открывшийся в БЦ «Арена» Multispace Dinamo – пример проекта, целиком нацеленного на остросовременные подходы и технологии. Он управляется через приложение, для него написан собственный софт, а пространства не просто мульти-функциональны, но и продуманно перемешаны, как своего рода пазл, позволяющий сотрудникам миксовать свой рабочий быт для большей эффективности.

mainImg
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Мультиспейс Динамо
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36 стр 41, этаж 2-4, 13-16

Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Анастасия Абашева, Полина Воеводина, Валерия Голынская, Дарья Зверева, Катерина Кеввай, Забелин Святослав, Грязнова Полина

2020 / 2022

Инженерное проектирование: PRIDEX GROUP
Строительные работы: PRIDEX GROUP
Заказчик: Multispace
Сервисный офис Multispace Dinamo – второй проект интерьера, реализованный T+T architects Сергея Труханова для компании Multispace. Первым было здание в 1-м Щипковском переулке – Multispace Paveletskaya, открытое в 2020 году. Там архитекторам досталась 5-этажная постройка 2007 года: ее реконструировали, заменив фасады, но сохранив конструктив.

На Динамо всё иначе – новое офисное пространство заняло 7 этажей, 2–4 и 13–16, в новом бизнес-центре «Арена» (класса А), который представляет собой самый стройный и на данный момент самый высокий корпус хорошо известного комплекса ВТБ Арена Парк. В БЦ 24 этажа, Multispace занял приблизительно треть объема. Ему достался отдельный вход с двусветным атриумом со стороны ТТК, современная инженерия, коммуникационное ядро на 8 лифтов, окна «в пол», как и полагается современному офису – фактически стеклянные стены, потолки высотой 3.6 м и удобная «локация» с хорошей транспортной доступностью – от метро 10 минут пешком через парк «Динамо». 

Все это хорошие исходные данные – к ним добавилось техническое задание на максимальную гибкость: новое пространство продолжает и развивает особенности Multispace, опробованные еще на Павелецкой. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Если вкратце, то подход состоит в следующем. Multispace создает современные офисные интерьеры, оборудованные всем необходимым, и сдает их в аренду компаниям «под ключ», включая уборку и прочее – поэтому такой офис называется сервисным; говоря упрощенно, его можно сравнить с отелем, где все обслуживание берет на себя администрация, а арендаторам остается только заниматься своим делом. Но не только. Интерьеры буквально пронизаны современными цифровыми технологиями: распознавание лиц, заказ рабочего места, управление светом и температурой, сплошной «умный дом» – это раз.
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Два – офисы «гибкие», спланированы по принципу agile или, как было сказано на недавней пресс-конференции, Activity Based Working (ABW). Это означает, что пространство совмещает максимум разных форматов офисной работы, от openspace до переговорных и кабинетов, так же как и уголков для неформального общения, и любой сотрудник может чередовать их использование, регистрируя за собой то или иное место, опять же, с помощью цифровой системы. А следовательно – как объясняют Multispace – несмотря на то, что цена за метр офиса выше средней, эффективность использования пространства позволяет впоследствии существенно экономить на суммарных затратах. Поскольку не все сотрудники в наше время находятся в офисе одновременно – его загрузка «уплотняется», а люди получают больший спектр вариантов на выбор исходя из конкретной ситуации: для переговоров, для тихой работы, для разговора по телефону, чтобы рассеянно посмотреть в окно – и так далее. Какие-то форматы компании не могут позволить себе в обычном офисе, а здесь они оказываются доступны. 

Соответственно, требование особенного подхода к многофункциональности ставит нетривиальные задачи и перед архитекторами интерьера – но T+T architects привычны к такой типологии и даже любят ее, они в принципе развивают подход agile, считая его подходом будущего, и в других своих проектах. Так что для архитекторов стала вполне естественным вызовом необходимость развить идеи, уже знакомые им по Multispace Paveletskaya. 
Отличие проекта Multispace Dinamo – если на Павелецкой мы, так или иначе, сосредоточились на специфике отдельных этажей, – то здесь максимально перемешали форматы в пространстве каждого этажа, стремясь к наибольшей вариативности и разнообразию. Совместили кабинеты, переговорные, openspace, тихие зоны, stand-up зоны, а также зоны командной работы, рассчитанные на коммуникацию и неформальное общение, и так далее.
 
Еще одна особенность – рядом с переговорными предусмотрены мягкие зоны: они нужны не только для того, чтобы подождать, пока начнется встреча, но и для того, чтобы завершить разговор в комфортной обстановке. Научно доказан факт, что в 70% случаев возникает необходимость «договорить». к примеру, обсудить конкретный кейс с конкретным человеком. Мы учли и эту необходимость.

  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Здесь, действительно, очень плотно всё перемешано, иногда даже кажется, что типы пространств разделены намеренно – во всяком случае, схемы показывают, насколько тщательно проведена эта работа. 
  • zooming
    1 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    7 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    8 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    9 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    10 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    11 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    12 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    13 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects
  • zooming
    14 / 14
    Мультиспейс Динамо
    © Т+Т Architects

Прежде всего интересно, что стало с форматом openspace, который в обычном офисе, как правило, разрастается в протяженные «поля», целиком заполняя собой пространство от окон до внутреннего ядра здания. Так вот, столы openspace, во-первых, разделены на небольшие группы – к примеру, деревянными конструкциями, включающими маленькие застекленные кабинеты-«аквариумы».

Другой вариант разбивки «полей» – стеклянными овалами небольших переговорных. Кроме того, вдоль внешней стены тянется стойка рабочих мест на высоких стульях, похожая на барную. Openspace оказывается при таком дроблении и в таком окружении альтернатив намного более «живым», чем обычно, а благодаря гибкости возможного использования – человек не привязан к месту в нем – даже привлекательным. Можно посидеть и тут. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Далее, особенно интересен набор миниатюрных вкраплений, которых здесь прямо-таки множество. Помимо упомянутых выше застекленных кабин-«кабинетиков» и «стойки» с высокими стульями встречаются кабинеты-ниши с минимальным столом во внутреннем пространстве и даже просто ниши с розетками, а также пуфики, кресла и группы кресел, о которых Сергей Труханов говорит как о местах, где можно продолжить переговоры. В некоторых случаях мини-кабинеты пристыкованы к внешнему стеклу и закрыты шторой, так что, если развернуть стул к окну, – получается этакое уединенное место для наблюдения за городом и бесконечным движением машин на ТТК. Добавим сюда разноформатные и разноцветные диваны с высокими спинками: иногда их целая вереница, а иногда один-два – тоже место для спокойного разговора. К диванам прилагаются мини-столики на одной ноге, все вместе чем-то напоминает купе поезда. 
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Помимо раздробленных на фрагменты «полей» openspace и набора микро-вкраплений присутствует несколько видов «обычных» переговорных, как побольше, со столами, так и с диванами и креслами, а также пространств с небольшими, на пару ступенек, амфитеатрами и длинных столов, некоторые из которых изогнуты зигзагами, что увеличивает их рабочую длину, или подковами, приближая столы к окнам. 
  • zooming
    1 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    2 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    3 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    4 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    5 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    6 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    7 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    8 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 3
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    9 / 9
    Мультиспейс Динамо. Этаж 4
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Разнообразие форматов объединено общим и в целом достаточно сдержанным, прагматичным дизайном. Единственной стилевой отсылкой стал Пит Мондриан, тем более строгий, что от его сетчатых пересечений использованы только линии, без цветовых контрастов. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Стулья черные, достаточно много дерева; в офисной части больше белого, в переговорной и лекционной – темно-серого и сдержанного цвета. Открытые коммуникации на потолках выкрашены то в серый, то в белый цвет. Ниже расположены линейные светильники, нередко свободно привешены световые «змейки» и – know-how – решетчатые конструкции, обитые звукоизолирующим материалом сродни войлоку. Они не скрывают потолки и в целом довольно прозрачны и свободны, однако помогают гасить шум. Ту же роль выполняют войлочные круги над переговорными столами. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 3
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Звукоизоляции уделено очень много внимания: как «войлочные» поверхности на стенах и потолке, так и шторы, и стеклянные перегородки призваны улавливать и нейтрализовывать лишние звуки. Представители Multispace специально подчеркивают, что в офисе действует правило «трех звонков»: если у кого-то звонит телефон, то за это время необходимо выйти и найти место для разговора, чтобы не мешать соседям. 

Не менее интересно то, как устроено пространство всех 7 этажей в целом. Верхние этажи, 13–16 и четвертый, предназначены для аренды компаниями, вход туда – через распознавание лиц, бронирование рабочих мест через приложение. 

Третий этаж, из офисных в данном случае нижний, получил название общественного пространства, – но он открыт не для всей общественности, а для сотрудников компаний-арендаторов, – зато для всех. Если на «своем» этаже в какой-то момент не хватает места, можно спуститься на третий этаж и работать там, найдя примерно все то же самое: столы, переговорные, мини-кабинеты, амфитеатры, кофе-пойнты. 

На второй этаж можно войти прямо с улицы, и он еще более общественный. Здесь расположена столовая, предназначенная для сотрудников, но открытая для всех. Еду в ней и заказывают, и оплачивают через приложения, причем одно внутреннее, а другое гостевое. Получают по номерам заказов. Работает столовая до 16:00, но прийти в нее можно и позднее, купить готовую еду из холодильника и разогреть свою. На столах розетки, так что можно приходить с ноутбуком и заряжать телефон. А интерьер – в целом похож на пространство офисного этажа с разнообразием мест и «островками», притом что зелени в нем даже больше. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Там же, на втором этаже, расположено несколько лекционных комнат, причем если столовая будет популярной, предусмотрена возможность расширить ее площадь за счет «лекционной» части. 
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 2
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Если в нижних этажах преобладает фирменный винно-красный цвет Multispace, то в верхних цвет варьируется, обозначая собой разные зоны: появляется синий, зеленый, оранжевый. 
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо
© Т+Т Architects
Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

Один из «сквозных» приемов – объемные «трубки»-вертикали, где-то из них составлена стена переговорной, где-то ядро зеленого островка, а на входе в атриуме поверхность, составленная из «каннелюр наоборот», скульптурно обрамляет лифтовую шахту рядом с кафе. 
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 2
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects
  • zooming
    Мультиспейс Динамо. Этаж 13-16
    Фотография © Даниил Анненков / предоставлена Т+Т Architects

В целом же это тот случай, когда функциональная программа, нацеленная на разнообразие пространств, насколько сложна, что дизайн «отступает» в сторону минимального: цвет насыщен, но неярок, фактуры сдержанны – все работает на то, чтобы дать человеку отдохнуть, а не привлечь его внимание. Всё действительно сочетается таким образом, что на «релакс» работают и стекло, и штора, и белый, и темно-серый, и дерево, и зелень – они становятся частью общей режиссуры, сосредоточенной на удобстве взаимной компоновки, «прилаживанию» друг к другу очень разных составных частей. Они прилажены – емко и умело, как в хорошей объемной головоломке – чем откликаются и на поставленную задачу, и даже на название проекта Multispace: «многопространственность» просчитана тонко и практично. И как-то сразу верится: Open- устарел, наступает время Multi-.
 
Архитектор:
Сергей Труханов
Мастерская:
Т+Т Architects https://tt-arch.ru/
Проект:
Мультиспейс Динамо
Россия, Москва, Ленинградский проспект, 36 стр 41, этаж 2-4, 13-16

Авторский коллектив:
Сергей Труханов, Анастасия Абашева, Полина Воеводина, Валерия Голынская, Дарья Зверева, Катерина Кеввай, Забелин Святослав, Грязнова Полина

2020 / 2022

Инженерное проектирование: PRIDEX GROUP
Строительные работы: PRIDEX GROUP
Заказчик: Multispace

16 Декабря 2022

Т+Т Architects: другие проекты
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Новый путь
Обошли со всех сторон D_Станию – депо 1906 года, реконструированное с сохранением промышленного здания столетней давности по проекту Сергея Труханова и T+T Architects. Работа над интерьерами, а внутри планируются рестораны и общественные пространства, пока еще только идет, но и снаружи есть на что посмотреть. Тут можно изучить сочетание старого и нового кирпича, авторский взгляд на романтику руины, и оценить вновь выстроенный пешеходный путь: через арки БЦ Ситидел на улицу Казакова.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Мультитон
Новый интерьер офиса «Актион» можно понять как попытку создать идеальный «дом» для компании, не просто удобный, но транслирующий ценности современного делового девелопмента. Он откликается на контекст и выстроен на контрасте, он свеж, но уютен, располагает и к динамике, и к релаксу – но все это сочетается довольно гармонично, вероятно, потому, что для каждой темы авторы нашли свое место.
Игра на повышение
Концепция жилого комплекса в Самаре от T+T Architects: новая доминанта в городском ландшафте, вид на Жигулевские горы и VR-технологии.
Золотое очелье
Новый стеклянный объем с параболической аркой из корабельной стали между башнями штаб-квартиры Сбербанка – общественное пространство, открытое для посещения. Архитектурную концепцию предложили Evolution Design. Ниже рассказ о сложностях и тонкостях.
Очень гибкое решение
После обновления по проекту T+T architects офисное здание в 1-м Щипковском переулке приобрело более простую и строгую форму снаружи и исключительную, поддержанную «умной» электронной системой управления, функциональную и образную гибкость внутри. Осовремененная внешность соответствует agile-ной начинке. Новое название – MULTISPACE.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Метод сращивания
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Депо постиндустриальной жизни
Проект реновации заброшенного здания депо отличается вниманием к деталям и эмоциональной «фактуре» общественных пространств, разнообразием функционального наполнения и романтическим отношением к идее руины, которая превращается к дополнительный сюжет проекта.
Сергей Труханов: «Наше основное направление – мультинаправленность»
О пользе многозадачности, гибкости и выхода в области, смежные с архитектурным проектированием, такие как BigData и маркетинг – и о пользе проектов для общества как тенденции в архитектуре и градостроительстве.
Социальная сеть
Бюро T+T Architects победило в конкурсе на проектирование научно-информационного кластера в Екатеринбурге с проектом, цель которого – отразить дух одной из самых динамичных компаний российского рынка.
Башни, но не близнецы
Закончена реконструкция отеля «Белград» на Смоленской площади, вошедшего теперь в сеть Azimut Hotels. Рассказываем о том, как она проходила, какие преподнесла сюрпризы и что получилось в итоге.
Офисы «Новой Земли»
Бюро «Т+Т Architects» спроектировало интерьеры бизнес-центра Neo Geo, полностью адаптировав бывшее промышленное здание под жизнь офисных служащих. В пространстве, где прежде работал завод «Красный пролетарий», теперь вальяжно разместились красные манекены.
Импровизация на заданную тему
Жёсткие предписания корпоративного стиля заказчика не помешали бюро T+T Architects найти индивидуальные решения для московского представительства французской компании Orange Business Services.
Сергей Труханов: «Работа с территорией – как сценарий...
О благоустройстве в актуальном понимании этого слова, о том, зачем оно нужно застройщику, и сверхидее как основе планирования территории – в интервью с руководителем мастерской Т+Т Architects Сергеем Трухановым.
Преображение «Белграда»
Проект реконструкции гостиницы «Белград» превратит её в практичный и хорошо оснащенный отель, но бережно сохранит узнаваемую стилистику советского модернизма и даже восстановит симметрию Смоленской площади.
Архсовет Москвы–32
Архсовет поддержал проект многофункционального жилого комплекса на Большой почтовой улице, но не одобрил предложения по реконструкции гостиницы «Белград».
Похожие статьи
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).