Откопать счастье

Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.

mainImg
Архитектор:
Петр Советников
Вера Степанская
Мастерская:
KATARSIS Architects
Здесь лежит мое королевство, 
Я сама его зарывала...
Вероника Долина

Мы попросили архитекторов KATARSIS ab прислать развернутое описание проекта их комнанды, занявшего 1 место в конкурсе Открытого города. И они прислали: такую развернутую документацию – ни дать ни взять, настоящие археологи. Так что мы публикуем все же только часть фотографий, но, в то же время, достаточно много, чтобы не утратить документальности.

Тем более что проект красивый, смотреть бы и смотреть. 
  • zooming
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    Открытки выставки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab

Как всегда у KATARSIS ab, он сопровожден рисованой проектной графикой, напоминающей о мосте, который сожгли в Никола-Ленивце, но в то же время отчасти и графику Пиранези, поскольку совершенно очевидно, что фантастический город, который раскапывали во «Флаконе» на протяжении 10 дней, это, конечно, Рим. И в то же время это фантастический Рим, может быть, Римо-Лондон, поскольку в Риме небоскребов пока не рассеяно в таком количестве. Но феномен города-сети, города-наслоения уловлен, конечно, верно, и чему как не Риму быть его прообразом, первому мегаполису, отцу всех прочих. 
  • zooming
    1 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    2 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    3 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    4 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    5 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    6 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab
  • zooming
    7 / 7
    Проект. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    © KATARSIS ab

Цифры, конечно, поражают. Восемь тонн песка, 2000 домиков. Слепили из глины, красной и черной, отлили из гипса. Примечательно, что отливки использовали для зданий современной морфологии: тонких башен и мега-кварталов. Черный цвет – для деревенских домов, со скатными крышами, красную глину, в цвет черепицы и терракоты европейских городов – для плотной «римской» застройки, улочек и узнаваемых памятников.
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова
Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
Фотография © Евгения Баранова

Соединение «деревни», «Рима» и современных башен напоминает городские мутации из акварелей Сергея Чобана; техника, с другой стороны, напоминает об Александре Бродском. Позволю себе предположить даже, что авторы сделали там этакую анти-кому, если кто помнит проект «Кома» (2000), где глиняный город заливало мазутом. Тут все несколько иначе, в большей степени на позитиве и аттракционе, а между тем, в диалог все же вступает. 
  • zooming
    1 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    2 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    3 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    4 / 10
    Дома: лепка и отливка. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    5 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    6 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    7 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    8 / 10
    Небоскребы: отливка в формах. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Александра Семочкина
  • zooming
    9 / 10
    Дома. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 10
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Некоторые постройки узнаются, к примеру Пантеон, ну куда без него, или базилики, или городская стена, да и дом-«яйцо», похожее на яйцо из московских дворов, тоже как-то сюда затесалось, хотя пристыковано к чему-то с планом в виде греческого креста.

Все это спроектировали, отлили и слепили, расставили по схеме – макет если не города, то внушительного района с разными временными слоями – и засыпали песком. 
  • zooming
    1 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    2 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    3 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    4 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    5 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    6 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    7 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    8 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    9 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    11 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    12 / 12
    Монтаж. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Ну затем, конечно, откопали силами зрителей-участников, причем, по словам архитекторов, которые наблюдали за процессом: «...копают быстро, скоро ничего не останется...». Откопанное выставили на отдельный стол, как, и правда, археологические находки в «камералке». Словом, проделана внушительная работа, так и хочется пригласить команду поработать над новым макетом Москвы на Брестской. Ау! Не хотите, ведомства? Красиво же получается. Да и заявленный подход, микширующий архитектуру, историю, историческую архитектуру с современной, – и пробуждающий в зрителе хтонические навыки откапывания – полезен любому архитектору для развития контекстуальной эмпатии по отношению к городу.

Да и еще – чтобы не спрашивали, как можно совмещать древность и современность... А то некоторые не могут понять, как.
Смотрите, вот же – можно, можно. 
  • zooming
    1 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    2 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    3 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    4 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    5 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    6 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    7 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    8 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    9 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    10 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    11 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов
  • zooming
    12 / 12
    Раскопки. Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Максим Черепанов

Далее – авторское описание проекта: 
KATARSIS ab. Архитектура – археология
 
Вот и прожили мы больше половины.
Как сказал мне старый раб перед таверной:
«Мы, оглядываясь, видим лишь руины».
Взгляд, конечно, очень варварский, но верный.

Иосиф Бродский. Письма римскому другу
 
Тема АРХИТЕКТУРА – АРХЕОЛОГИЯ показалась нам удивительно глубокой, актуальной и вместе с тем непостижимо загадочной. В первую очередь, это история про время.

Архитектура и Археология, два явления, которые вместе исчерпывающе описывают жизнь, но с разных сторон, как два конца одной цепи – можно дотронуться до одного и почувствовать, как дрогнет другой.
 
Наблюдая действительность в текущем моменте, мы находимся в определённой точке времени и пространства, где будущее существует лишь в теории, а прошлое отмечено порой артефактами, тем более загадочными, чем более древними. Так прошлое растворяется во времени, постепенно стираясь.
  • zooming
    1 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    2 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    3 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    4 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    5 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    6 / 6
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова

Цель проекта – исследование феномена времени и его влияния на восприятие архитектуры. Соединение созидательного и исследовательского подходов, которые на практике всегда существуют отдельно. Обществом, цивилизацией, культурой, социумом формируются смыслы и цели. Архитектор создает, время разрушает, исследователь расшифровывает. Сам предмет изучения изначально скрыт и осознается постепенно, по мере «извлечения», наполняясь смыслом.
Выражением этих размышлений стала закопанная экспозиция.

Посетитель, попадая на выставку, обнаруживает лишь поле песка и не видит никаких экспонатов. Вместе с тем ему предоставляется необходимый инструментарий в виде кисти и совка. Так начинается процесс раскопок.
В процессе обнаруживается, что экспозиция являет собой фрагмент ландшафта, покрытого песком, в толще которого скрывается грандиозная история.
В процессе работы над проектом, мы с участниками воркшопа придумали серию воображаемых цивилизаций, существовавших в разные периоды времени в одном ландшафте. Эти цивилизации были очень разными – и по уровню своего технического и общественного развития, и по господствующим нравам и ценностям, и по сроку своего существования. Эта разность отразилась в архитектуре, как отдельных зданий, так и градостроительства в целом.
  • zooming
    1 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    2 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    3 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова
  • zooming
    4 / 4
    Архитектура + археология / Katarsis / Открытый город 2022
    Фотография © Евгения Баранова

Мы придумали несколько структур различного масштаба, плотности и принципов пространственной организации, целиком занимающих всю область ландшафта. Это небольшие деревни, разбросанные в ландшафте, образовавшиеся вокруг загадочных реликвий; воображаемый город с плотной сеткой улиц, сложной системой площадей, сформированных мегаобъектами; сетка тонких башен, как часть колоссального размера города, инфраструктура которого остается загадкой.
Со временем одна цивилизация исчезала, превращаясь в культурный слой, сквозь который прорастала следующая. Так, сама стихия песка стала метафорой времени. А время, в свою очередь, сформировало пространство.

Посетитель выставки, как исследователь, постигает эту многослойную историю в обратном порядке (что придает ей трагизма), обнаруживая массу закономерностей и делая неожиданные открытия. В процессе экспонаты бережно извлекаются и маркируются. Они заполняют выставочные стенды и, как следствие, образуют экспозицию.

Так и проходит полный цикл – превращение жизни в архитектуру, превращение архитектуры в загадочный предмет изучения, и превращение предмета изучения в музейный экспонат.

В рамках воркшопа, мы с участниками придумали и изготовили около 2000 зданий из глины и гипса, сформировавших воображаемые города. Мы использовали 8 тонн песка и спроектировали полноценную выставку, на протяжении 10 дней открытую для посетителей.

Кроме того, мы обнаружили, что кисть, совок и неизвестность легко превращают взрослого человека в ребенка, что все-таки вселяет надежду.
 
Кураторы:
Петр Советников
Вера Степанская
Борис Гусев
Даниил Наринский
Лиза Ковальчук
 
Участники воркшопа:
Арина Заметельская
Екатерина Волкова
Анна Шмакова
Максим Черепанов
Анна Захарова
Роман Рябинин
Мария Баранова
Екатерина Жук
Валерия Миронова
 
Графическое оформление выставки:
Олеся Воронина
 
Отдельная благодарность
Studio 911
Архитектор:
Петр Советников
Вера Степанская
Мастерская:
KATARSIS Architects

29 Ноября 2022

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.