English version

Сложное измерение мечты

Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
Проект:
Станция метро «Остров Мечты»
Россия, Москва

2022 — 2022 / 2022
0 Конкурс на архитектурный облик станций Бирюлевской линии метро «Остров мечты» и «Загорье» был объявлен в марте по инициативе ГК «Мосинжпроект». Организатором выступило агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Первым этапом стал квалификационный отбор по портфолио и эссе. Заявки поступили от 7 консорциумов и 56 индивидуальных участников. Для каждой станции было выбрано по пять финалистов, которые приступили к разработке проектов.

Финальное заседание жюри прошло 3 августа. Для станции «Остров мечты» победителем стал проект бюро TOTEMENT/PAPER.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Станция – мелкого заложения, в излучине Москвы-реки, с одной платформой, путями по сторонам и балконом-галереей перехода на станцию «Технопарк» Замоскворецкой («зеленой») линии во втором ярусе внутреннего пространства.

Расположить будущую станцию «Остров мечты» планируется между одноименным парком развлечений и, к западу от проспекта Андропова, Технопарком, ЖК Nagatino i-Land, NOW и, чуть дальше, ЖК Shagal гигантского района ЗИЛ-Юг. Сейчас вся эта территория переживает бурное строительное развитие, и новая станция будет служить как для доступа к ней, так и для того, чтобы приезжать в парк развлечений; к последнему можно относиться по-разному, особенно с точки зрения архитектурных решений, но очевидно, что парк большой и достаточно популярный. Словом, станция метро в этом месте требовалась большая и яркая, как минимум – заметная и в пространстве города, и в составе множащихся вестибюлей метро. Так, чтобы мимо не проехать. 

Проект, предложенный TOTEMENT/PAPER, отвечает на эти вызовы уверенно и недвусмысленно, может быть даже с некоторым «запасом» выразительности пластического высказывания «на будущее», что, впрочем, и хорошо. 
Генеральный план. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Подземная платформа станции будет расположена под проспектом Андропова перпендикулярно его трассе. По сторонам расположатся входные наземные вестибюли – строения покрупнее, и павильоны поменьше. В рамках конкурсной концепции авторы разрабатывали варианты решения одного вестибюля и одного павильона – две версии наземных сооружений для входа на станцию из города. Больший, овальный и трехъярусный, разместился к востоку от проспекта, рядом с ЖК Dream towers. Меньший павильон – к западу от проспекта, со стороны Технопарка; на данный момент, однако, оба объема должны лишь демонстрировать идею. В конечном счете вестибюлей и павильонов будет больше. Дело, впрочем, не в количестве павильонов и вестибюлей, а в том подходе к пластике, который объединяет их и между собой, и с пространством подземной платформы, придавая станции выраженную узнаваемость.  
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Как известно, Левон Айрапетов и Валерия Преображенская [TOTEMENT/PAPER] – приверженцы сложной формы – такой, которую можно разглядывать, визуально расшифровывать, следовать за ней почти бесконечно: скучно не будет. Это ответственность – найти решение одновременно многосоставное и внутренне цельное. В данном случае прийти к балансу авторам помог прием, точнее метод, придуманный несколько десятилетий назад отцом Валерии инженером Олегом Преображенским. Его суть в том, что рисунок складывается из четвертей круга двух контрастных цветов. Самый простой вариант – черный и белый, причем «выпуклой» четвертинкой круга может быть как белая, так и черная часть, что при стыковке двух форм дает гибкую линию S-образного силуэта или, напротив, подобную цифре 3.

С другой стороны, каждая четверть круга вписана в квадрат и квадраты неодинаковы, хотя кратны по размеру, что резко увеличивает число возможных комбинаций. Следуя логике уменьшения, дуги могут быть сложены в спираль-ушко, визуально напоминающее «Золотое сечение», хотя и не точно таких пропорций. Через сопряжение кривых также можно получить форму, подобную волюте барочного фасада – недаром авторы определяют свой подход как необарокко. 
Схемы построения рисунка. «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Впервые эксперименты с этим методом построения рисунка Валерия Преображенская показала в начале лета на Арх Москве. 
Стенд MADE/ARCHSKIN. Автор Валерия Преображенская. Арх Москва 2022
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру

Рисунок одновременно абстрактный, подчиненный простым правилам, почти беспредельно разнообразный и богатый на вероятные ассоциации, развивающие воображение мимоспешащих пассажиров. Проще всего разглядеть в нем стилизованные листья. 

Но он, особенно во входной части, напоминает и стаи птиц: причем на кровле большого вестибюля стая – густая, мельтешит в высоте серебристой тучей, а над эскалаторами, где графика усилена дугообразным прогибом объемных волн потолка, – взлетающие или садящиеся. Заметим, что метод от мелких форм переходит и на крупные: черные и белые стены эскалаторов, ограниченные дугами потолка, откликаются на ту же тему четверти-круга. 
  • zooming
    Эскалатор. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    Эскалатор. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

На стенах и потолке собственно платформы рисунок становится крупным и  не столько взлетает, сколько пребывает в пространстве. Сходство с птицами здесь скорее утрачивается – в ожидании поезда пассажир сможет гадать, на что или на кого похож тот или иной узел. Однако, благодаря крупному масштабу элементов и оптическому эффекту от контраста черного и белого, фигуры скрывают углы между стенами и потолком, превращая простой параллелепипед платформы в парадоксальное, чтобы не сказать «эшеровское» пространство, – о котором начинаешь подозревать, что оно выстроено не совсем по законом ньютоновской геометрии. Проще говоря, на станции мы попадаем, до некоторой степени, «внутрь» рисунка; что провоцирует оценить и себя самого как случайный элемент не вполне предсказуемого орнамента. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Но вернемся пока наверх, к наземным постройкам входов. Уже здесь орнамент приобретает третье измерение, становится объемным, причем работа с объемом идет в двух направлениях: толщины элемента, «вырезаемого» в стене и потолке, и его соприкосновения со сферой. Интересны оба. Во-первых, мы любуемся изгибами объемных вырезов, которые во всей полноте демонстрируют нам толщину стен. В большом входном вестибюле проницаемая стена внешнего контура дважды прозрачна: крупные отверстия между элементами сочетаются с мелкозернистой дырчатостью их металлической поверхности. В малом павильоне акцент сделан на крупных прорезях, особенно эффектных на потолке. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Обилие прорезей – особенность входных объемов в этом проекте. Как правило у нас павильоны метро, в отличие лестниц подземных переходов, представляют собой совершенно закрытые «ящики» – все отверстия как правило застеклены, так что, входя через первый ряд дверей на лестницу, мы сразу попадаем в пространство, изолированное от внешней среды – «внутрь метро». 

В проекте TOTEMENT входы решены сложнее – внутреннее пространство закрытого теплого контура совмещается с «промежуточным», полуоткрытым, проветриваемым: его можно было бы сравнить с портиком и лоджией классической архитектуры, к примеру, портиком павильона Новослободской, круговыми пилонами Новокузнецкой, углублением входа сталинской кольцевой Октябрьской и козырьком модернистской радиальной, или с аркой Кропоткинской. 

Устроены эти переходные пространства по-разному. Овальный объем состоит из трех взаимно уменьшающихся контуров, закрытость которых усиливается постепенно по ходу проникновения внутрь. Внешний проветриваемый контур образует упомянутая выше проницаемая конструкция-«ширма». Дальше – красная стена, еще дальше металлическая алюминиевая, белая, с горизонтальным рифлением. Между красной и белой стеной встроены технические помещения метро, которые чередуются с просветами входов-выходов. В эти просветы через витражное остекление видна металлическая конструкция внешней стены; они же пропускают к эскалаторам толику рассеянного дневного света. 

Внутри образуется высокое «трехсветное» пространство атриума, куда ведут все эскалаторы – наподобие круглого зала на сталинской Курской, но впечатляюще высокое.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Малый прямоугольный павильон не столь сложен, но в нем тоже есть свой сюрприз – здесь в промежуточном пространстве скрывается дерево, чья крона вырастает выше кровли, в круглое отверстие. Так перед входом в метро возникает внутренний дворик – сюжет, нетипичный для общественного транспорта, рассчитанного на потоки людей: тихий дворик, то ли итальянский, то ли японский, для паузы в повседневном беге.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Не менее интересно объемное обрамление дерева: оно развивает все тот же модуль, но вместо четверти круга мы получаем четверть сферы, как будто дерево вылупилось из какого-то яйца с серебристо-перламутровой поверхностью внутри. В проекте достаточно ярких решений, но это дерево в скорлупе мне лично нравится больше всего. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Перерастание плоскостной четверти круга в объемную четверть сферы в обрамлении дерева – самый крупный пример взаимодействия двухмерного рисунка с трехмерным. Подобный же подход мы видим и в предложенных архитекторами малых формах: мебели и светильнике, который парит в атриуме большого вестибюля. Здесь авторы позволяют себе немного нарушить правила построения, вводят полукруги и полусферы. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Мебель. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Таким образом орнамент, или модуль/метод, положенный в основу образования формы, получает отнюдь не декоративное и не украшательское, а объемно-пространственное развитие – не ограничиваясь плоскостью, «прорастает» в разные измерения, подчиняя себе все, образуя этакий гезамткунстверк.

И наконец еще один сюжет – колонны внутри станции. Здесь речь может идти скорее о расширении метода: с общей парадигмой колонны объединяет разве что красный цвет и полукруглый профиль желобков. Любопытно, что колонны – максимально а-классичные, желобки на них горизонтальные, что исключает всякое сходство с каннелюрами, зато может напомнить катушки медной проволоки и в целом технические приспособления. К тому же опоры расширяются кверху – что, как и темно-террактовый оттенок, указывает на родство с колоннами Кносского дворца. Это логично для подземного пространства, все же в Кноссе был лабиринт Минотавра. Такие колонны проще объединить балконом-галереей перехода, чей черный цвет тоже способен напомнить о капителях кносских колонн, а в уменьшенном пространстве под балконом приходят мысли и о лабиринте. 
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

Заметим, можно найти аналогию, хотя и отдаленную, с белыми тюльпанообразными колоннами Кропоткинской – так что решение созвучно известным образцам московского метро.
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Колонна. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER
Взрыв-схемы. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
© TOTEMENT/PAPER

В целом станция, как и было сказано выше, отвечает своему расположению в центре развивающегося района. Проект – если его удастся реализовать как задумано – по сложности выходит за рамки уникальных решений новых станций, проектируемых по конкурсам. Чем вполне соответствует интригующему названию «Остров мечты». 
  • zooming
    1 / 6
    Вестибюль. 1 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    2 / 6
    Вестибюль. 2 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    3 / 6
    Вестибюль. 3 этаж. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    4 / 6
    План и разрез платформы. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    5 / 6
    Малый входной павильон. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
  • zooming
    6 / 6
    Разрез по овальному вестибюлю. Станция метро «Остров Мечты». Конкурсный проект 2022
    © TOTEMENT/PAPER
Проект:
Станция метро «Остров Мечты»
Россия, Москва

2022 — 2022 / 2022

23 Августа 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Пресса: Дворцы, сады и фонтаны московского метро
Mосковское метро. О нем писали Ильф и Петров, складывал стихи Маяковский: «Я поеду с Танею в метрополитанию». Жители города почти сразу начали называть метро, открывшееся 15 мая 1935 года, подземными дворцами. Это неудивительно, ведь задача у известных зодчих — Ладовского, Фомина, Душкина и других — была такая: «строить красивые станции».
Пресса: Две станции Большой кольцевой линии оформят в стиле...
Станции Большой кольцевой линии московского метрополитена "Проспект Вернадского" и "Аминьевское шоссе" планируются построить к 2020 году. Москомархитектура утвердила дизайн-проекты станций, говорится на портале мэра и правительства Москвы.
Пресса: Москва опубликовала перспективную карту метро 2022...
На портале столичного стройкомплекса появилась перспективная карта Московского метрополитена 2022 года. Она позволяет получить представление о предстоящих объемах строительства подземки и используемых технологиях, а также подробнее узнать о каждой отдельной станции.
Пресса: Москва сравняется с Нью-Йорком по размерам метро
После окончания всех проектов по расширению столичного метрополитена, его размеры будут сопоставимы с нью-йоркской подземкой. Об этом сообщает «Москва 24» со ссылкой на мэра Москвы Сергея Собянина.
Пресса: Две новые станции Сокольнической линии будут похожи...
На Сокольнической линии Московского метрополитена откроются две наземные станции: «Филатов луг» и «Прокшино». Они уже строятся на юго-западе столицы, в непосредственной близости от автомагистрали «Солнцево — Бутово — Видное», сообщает mos.ru.
Технологии и материалы
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре: город в городе
Микрорайон «Любимово» в Краснодаре от компании «ИНСИТИ» стал первым опытом проектирования и строительства отдельного микрорайона с развитой инфраструктурой – социальной и транспортной, не только для столицы Кубани, но и для всего юга России.
Сталь Forcera: благородная патина
Атмосферостойкая сталь – одновременно изысканный и брутальный материал, моментально превращающий объект в иконическое здание-скульптуру. Компания «Северсталь» представляет видеокейс уникального спорткомплекса в ЖК Veren Village, где использовалась атмосферостойкая сталь Forcera
Сейчас на главной
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Китайская симфония
Строительство китайского центра «Парк Хуамин» стало долгой историей, которая завершилась относительно недавно. Здание соседствует с традиционным китайским садом, но оно очень современно, лаконично и технологично, а простые по форме, но эффектные белые ламели обещают когда-нибудь включиться как медиафасад. А еще этот комплекс по-настоящему многофункционален, в его объеме увязаны разные типы жилых помещений, офисы, большой фитнес, конференц-залы и рестораны. В нем можно с комфортом проводить международные форумы, выходя наружу только для того, чтобы прогуляться. Рассматриваем подробно.
Новое сердце
Архитекторы UNStudio выиграли конкурс на проект жилой и офисной башен в Дюссельдорфе, дополненных общественным центром.
Лиственница с елкой
Микродом для семьи архитектора Кати Сванидзе с видом на луг и лес, незапланированной елкой на террасе, а также артефактами, добытыми в Переславле-Залесском.
Ансамбль индивидуальностей
Стартовало строительство первой очереди многофункционального комплекса INDY Towers на улице Куусинена по проекту архитектурного бюро «Остоженка». Проект открывает новые ракурсы сходства между колонной и небоскребом, изучаем нюансы и переклички.
Семь видений
Студия дизайна Елены Крыловой, которая работала над пространствами Mriya Resort&spa, оформила интерьеры пятизвездочного отеля, расположенного в границах старых кварталов Еревана. Национальный колорит авторы объединяют с современными технологиями: в атриуме, например, проходят цирковые и театральные представления.
Красный камень
Фасад коворкинга в индийском городе Пуна закрыт ящиками с растениями, выполненными из местного охристо-красного песчаника. Авторы проекта – PMA madhushala.
Башня-петля
У пролива Дарданеллы-Чанаккале в Турции открылась для публики телебашня по проекту бюро IND [Inter.National.Design] и Powerhouse Company. Она задумана не только как техническое, но и как общественное сооружение.
Море, дюны, кортен
Мария Яско спроектировала для комплекса Nordic Spa, одной из самых популярных туристических локаций Калининградской области, винную гостиную. Новый объект развивает стилистику, заданную предыдущими авторами, а также привносит новые веяния: прежде всего, монооболочку из кортеновской стали.
Кофе в консерватории
Команда архитекторов переосмыслила кафе в Екатеринбурге с двадцатилетней историей, которое работает в одном из самых старых зданий города. Сводчатые залы дополнила винтажная мебель, мозаичное панно из колотой плитки, а также более продуманные посадочные места.
Дом для дизайна
Новый интерьер и экспозиция Музея прикладных искусств в Брно созданы силами лучших чешских дизайнеров, причем только из местных материалов.
Дом с головокружением
Студия ELASTICOFarm реконструировала для молодого шеф-повара дом 1970-х годов в пригороде Турина Камбьяно. Свой проект архитекторы назвали «Дыра с домом вокруг».
Фонтанная площадь в Пущино
Сегодняшние проекты благоустройства нередко затрагивают исторические районы городов, внося ноту современности в традиционную застройку. Недавно открытая Фонтанная площадь в подмосковном Пущино, научном центре, или как сейчас принято говорить наукограде, – пример возрождения городских традиций через архитектуру в чисто модернистской среде