Вестибюли московского метро советского модернизма

Вестибюли станций московского метрополитена 1950-х – 1970-х годов в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры Дениса Ромодина.

mainImg
Денис Ромодин, историк архитектуры:

«Вестибюли московского метро конца 1950 – конца 1970-х годов почему-то часто оказываются вне поля зрения исследователей архитектуры наземных сооружений метрополитена, хотя некоторые из этих вестибюлей – весьма любопытные объекты. Если в середине 1930-х годов в архитектуре московских наземных вестибюлей преобладали интересные и разнообразные формы – от авангардистского портала «Красных ворот» до упрощенной неоклассики «Парк Культуры», то послевоенная архитектура была выдержана в русле монументальной, тяжеловесной эклектики – в отличие от более изящных вестибюлей ленинградского метро середины 1950-х годов. Правда, московские вестибюли имели акцент лишь на главный фасад, т.к. в большинстве случаев должны были быть встроены в более крупные здания. Борьба с архитектурными излишествами в 1955 привела к тому, что все эти сооружения превратились в постройки павильонного типа, но сохранили свою монументальную композицию и некоторые мотивы упрощенной неоклассики. Такие примеры можно видеть у станций метро «Университет», «Спортивная», «Рижская», «Щербаковская» (ныне – «Алексеевская») и «ВДНХ». В тот момент стало понятно, что архитектура этих сооружений должна быть иной – более экономичной и при этом более современной.

Смена архитектурной концепции ярко проявилась в вестибюлях станций метро первой очереди Филевской линии – «Студенческая», «Кутузовская» и «Фили», построенных в 1958–1959. Архитектура вестибюлей уже не развивала монументальные формы 1-й половины 1950-х годов. Проект, разработанный архитекторами Ю .Зенкевичем и Р. Погребным, включал как сборные готовые элементы – железобетонные изделия, металлические балки и шифер – так и монолитный железобетон с панорамным легким остеклением в алюминиевых рамах. Облик этих сооружений частично наследовал советскому авангарду 1920–1930-х годов и европейскому межвоенному функционализму. Интерьеры вестибюлей довольно просты, но изящны – метлахская плитка с узором, кафельная облицовка стен лестниц и весьма элегантная криволинейная отделка стен кассовых залов белым слоистым пластиком с сочетанием розовых или голубых полосок, заключенных в алюминиевый профиль. При этом использовалось мягкое скрытое освещение, которое в вечернее время эффектно подсвечивало весь вестибюль. Интересным было и решение козырьков над дверьми, которые служили осветительными конструкциями для площадки перед входом. Совсем иное, утилитарное решение было выбрано при проектировании второй очереди Филевской линии от станции метро «Багратионовская» до станции «Кунцевская» (архитекторы Ю. Зенкевич и Р. Погребной), а также на станции «Измайловская» (архитекторы И. Таранов и Н. Быкова).

Ярким исключением в весьма скромную «хрущевскую» эпоху московского метро начала 1960-х стали вестибюли станций метро «Октябрьская» и «Ленинский проспект» Калужско-Рижской линии. Станция «Октябрьская», открытая в 1962, была запроектирована еще в начале 1950-х годов. Проект станции был существенно переработан архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным в конце 1950-х. Тогда же пришлось и разработать проект стоящего отдельно вестибюля, т.к. будущую Октябрьскую площадь планировалось полностью реконструировать в духе новой архитектуры с крупномасштабными модернистскими постройками и новопостроенным кинотеатром, рядом с которым и должен был располагаться белоснежный вестибюль станции метро. Авторы мастерски совместили легкий изогнутый козырек, который оказывается внутри вестибюля куполом с точечными встроенными светильниками – с прямоугольными коробчатыми бетонными блоками, в которых скрыли остекление служебных помещений и камеры вентиляции.

Эти же блоки та же группа архитекторов использовала и для вестибюля станции метро «Ленинский проспект», разместив их над широким выносным козырьком со встроенными светильниками в вогнутых полусферах. Простое и изящное решение было эффектным для своего времени, но не нашло дальнейшего применения в архитектуре вестибюлей начала 1960-х. К тому моменту появились очень простые типовые вестибюли из сборных элементов для станций метро мелкого заложения, а многие станции и вовсе имели выходы, встроенные в галереи подземных переходов.

Лишь в начале 1970-х годов при строительстве второй очереди Таганско-Краснопресненской линии появляются три новых вестибюля – «Кузнецкий мост», «Баррикадная» и «Улица 1905 года». Открытый в 1972 вестибюль «Баррикадной» (проект архитекторов А. Стрелкова и В. Поликарповой) выделятся своими брутальными формами, вписанными в склон. Каменная облицовка с барельефом плавно переходит в подпорные стены, а сам вестибюль должен был стать своеобразным каменным гротом в большом сквере, который так и не был реализован до конца.

Совсем иначе был решен построенный в 1972 по проекту архитектора Р. Погребного вестибюль станции «Улица 1905 года». Ему отвели роль доминанты на новой обширной пешеходной площади. Автор вернулся к идее вестибюлей-ротонд 1950-х годов, переосмыслив архитектуру в духе нового времени: широкое остекление эскалаторного зала накрыто массивной граненой «шайбой».

Аналогичное решение применили в 1978 архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова, спроектировавшие наземный вестибюль станции «Ботанический сад», который, по замыслу архитекторов, должен был выходить в обширный парк. Именно с этой целью сделали легкое остекление ротонды, призванное обеспечивать визуальную связь с природой, а внутри вестибюля был спроектирован зимний сад.

Совсем иначе решен вестибюль 1978 года постройки для станции метро «Медведково», спроектированный архитектором Н. Алешиной в виде шестиколонного портика с мощным антаблементом. Такое решение было очень близко к ленинградским вестибюлями метро того же времени, которые отличают монументальность и просторность.

В этом духе была решена и архитектура вестибюля станции метро «Шаболовская», выстроенного в 1980 по проекту архитектора Н. Демчинского. Станция была заложена и построена еще в 1962, но из-за сложных геологических условий реализация была приостановлена. Первоначальный вестибюль планировался архитекторами А. Стрелковым и Ю. Вдовиным и напоминал по стилистике вестибюли станций «Ленинский проспект» и «Октябрьская», но в конце 1970-х годов проект оформления станции и архитектурная концепция наземного вестибюля были коренным образом переработаны в сторону монументальности. Согласно новому замыслу, массивное сооружение стало архитектурной доминантой площади перед улицей Шаболовка. В первом проекте присутствовали зенитные фонари в кровле, которые в итоге заменили на полусферы с искусственным освещением.»



«Студенческая»
Архитекторы: Ю.П. Зенкевич, Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: М.В. Головинова
1958
 
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков
«Студенческая» © Денис Есаков





«Багратионовская»
Архитекторы: Р.И. Погребной, В.А. Черемин
Инженер-конструктор: Л.В. Сачкова
1961
 
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков
«Багратионовская» © Денис Есаков





«Октябрьская – радиальная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин
Инженеры-конструкторы: Ю.З. Муромцев, Л.В. Сачкова
1962
 
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков
«Октябрьская – радиальная» © Денис Есаков





«Ленинский проспект»
Архитекторы: А.Ф. Стрелков, Н.А. Алешина, Ю.В. Вдовин, В.Г. Поликарпов, А.А. Марова
Инженеры-конструкторы: М.В. Головинова, В.А. Шмерлинг
1962
 
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков
«Ленинский проспект» © Денис Есаков





«Баррикадная»
Архитекторы вестибюля: А.Ф.Стрелков, В.Г.Поликарпова
Инженер-конструктор: Е.С.Барский
1972
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков
«Баррикадная» © Денис Есаков





«Улица 1905 года»
Архитектор: Р.И. Погребной
Инженер-конструктор: Г.М. Суворов
1972
 
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков
«Улица 1905 года» © Денис Есаков





«Ботанический сад»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Л.В. Сачкова, Т.Б. Процерова
1978
 
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков
«Ботанический сад» © Денис Есаков





«Медведково»
Архитекторы: Н.А. Алешина, Н.К. Самойлова, В.С. Волович
Инженеры-конструкторы: Т.A. Жарова, О.А. Сергеев, В. Алтунин.
1978
 
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков
«Медведково» © Денис Есаков





«Шаболовская»
Архитекторы вестибюля: Н.И. Демчинский, Ю.А. Колесникова
Инженеры-конструкторы: Э. Чернякова, Е. Кобзева
1980
«Шаболовская» © Денис Есаков
«Шаболовская» © Денис Есаков

10 Марта 2016

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».