Что есть истина

В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.

mainImg
«Зодчество», уже второй год подряд, объединено с относительно новым фестивалем интерьеров BIF. Куратор второго в этом году – Борис Левянт, тема – «Точка на i», что обозначает «финишную» суть интерьерных проектов, без которых здание, как правило не готово к функционированию.

Куратор первого, собственно «Зодчества», Алексей Комов, предложил тему «Истина» – по его собственным словам, после «Вечности», рассмотренной куратором прошлого года Эдуардом Кубенским, ничего кроме Истины предложить было невозможно.
Слева Алексей Комов, куратор Зодчества, справа Борис Левянт, куратор BIF. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Мы, таким образом, имеем дело со своего рода максимальной «точкой кипения» философичной метафоричности, и что будет темой следующего фестиваля, на этом фоне сложно предугадать. По традиции, истина фигурировала не только в кураторской программе, но и на других стендах и во многих речах, – получилось очень обязывающе, я бы даже сказала, несколько по-масонски: архитекторы такие зодчие, что должны искать истину для всех. Единственное утешение, что фестивальные темы они, все-таки, как правило немного невсерьез, особенно в наше постмодернистское время.
Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Так возникли названия частей программы, реализованные приглашенными кураторами: Истина в себе (Стас Кулиш, черный внутри павильон справа от входа с зеркалом внутри), Истина в свободе (Евгения Микулина, посвящено даче, много фотографий самой Евгении), Истина в космосе (проект калужского Музея космонавтики, представлены проекты бумажного конкурса на лунную станцию), Истина в форме (Владимир Фролов, фотографии ленинградского модернизма и постмодернизма от хороших фотографов), и так далее. Страшно даже предлагать «истину в вине», наверное, ее отсутствие вызвано банальной известностью фразы. 
Истина в себе. Куратор: Станислав Кулиш, архитектор. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина в Севере. Кураторы: Елизавета Сорокина, Елена Хмара, Виктория Богинская, архитекторы. Дизайнер: Елизавета Сорокина, художник. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина в Космосе. Кураторы: Наталья Абакумова, директор Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского, Ольга Баннова, профессор Международного центра космической архитектуры Сасакава (SICSA), Университет Хьюстон, США. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Самый обаятельный проект – Истина в любви, посвящен памяти главного архитектора Москвы Александра Кузьмина (кураторы Мария Нарышкина и Наталия Климова). Это кафе, ножки столиков в котором решены как увеличенные изображения потушенной сигареты, что отлично воспринимается в наше чересчур политкорректное время. На стенах – афоризмы и рисунки Кузьмина. 
Истина в любви. Кураторы: Мария Нарышкина, декоратор, Наталия Климова, советник президента РААСН. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина в любви. Кураторы: Мария Нарышкина, декоратор, Наталия Климова, советник президента РААСН. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Проект Истина в юности, расположившийся справа перед сценой, оказался самым насыщенным, поскольку здесь разные молодежные объединения представили свои инсталляции в виде «башен», и этих башен довольно много, можно заблудиться. В частности, молодые архитекторы из Самары в своей «Башне терпения» исследуют утраты исторической застройки в центре города, как совершившиеся, так и планируемые; а фестиваль АрхБухта, проходящий ежегодно на Байкале, соорудил деревянную конструкцию со стулом, сев на который, человек может сам поднять себя вверх.  
  • zooming
    1 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    2 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    3 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    4 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    5 / 10
    Башня терпения. Команда молодых архитекторов Самары. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    6 / 10
    Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    7 / 10
    Башня московских архитекторов. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    8 / 10
    Башня КМА || АМК. Куратор Валентина Синчурина, студентка 5 курса ИНИТУ, Иркутск. Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    9 / 10
    Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру
  • zooming
    10 / 10
    Истина в юности. Куратор: Анастасия Успенская, член президиума САР, куратор молодежной секции Союза архитекторов России. Фестиваль Зодчество 2021
    Фотография: Архи.ру

Сам Алексей Комов в инсталляции Истина в призвании изобразил увеличенную модель главной премии главного архитектурного фестиваля страны, Хрустального Дедала. Заостренный красный нос постамента что-то напоминает из недавних выставок, и на нем тоже можно сидеть, что плюс. 
Истина в призвании. «Алтарь архитектурной правды». Куратор: Алексей Комов, архитектор. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Прямо за инсталляцией Комова, перед большим амфитеатром, расположилась металлическая конструкция Петра Виноградова, которой в программе нет, под названием Истина ХЗ, составленная из двух металлических тетраподов, похожих на формы для бетонных волнорезов.
Истина ХЗ, объект Петра Виноградова. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру
Истина ХЗ, объект Петра Виноградова. Авторский комментарий. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Кураторские проекты выстроены по главной оси Гостиного двора, вдоль которой раньше собирали планшеты смотра-конкурса, и составляют главную аллею, ведущую к большому амфитеатру в конце. На пересечении этой, длинной оси и поперечной, по центру установлен кураторский проект Лары Копыловой Истина в городе, собравший четыре графических высказывания архитекторов-классиков о городе, в котором они хотели бы жить. Все авторы имеют отношение к Петербургу, это Михаил Филиппов, Максим Атаянц, Артём Никифоров и Степан Липгарт, куратор называет свой перекресток пересечением кардо и декумануса, а все вместе заставляет задуматься о том, почему в самый центр поместили не просто город, а именно город классический.
Истина в городе. Куратор: Лариса Копылова, архитектурный критик, искусствовед. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Хотя, как справедливо заметил в своем фейсбуке Александр Антонов, судя по программе фестиваля, «архитекторы <...> переключились на градостроительство и урбанизм во всех проявлениях», и этот город, во всяком случае пока, либеральный. На фестивале действительно много градостроительных обсуждений разного уровня, в том числе посвященных КРТ и мастер-планам, – по словам Алексея Муратова, КБ Стрелка разрабатывает стандарт мастер-плана, который, конечно, не будет в прямом смысле типовым проектом мастер-плана, а будет набором рекомендаций для разработки таковых. Но понятие мастер-плана, по его же словам, необходимо включить в ФЗ-172 о стратегическом планировании. Помимо обсуждений, на Зодчестве много градостроительных проектов разного масштаба, особенно от Института Градплана Москвы, Гипрогора и ГлавАПУ. Однако, тут не соглашусь с Александром Антоновым, про закон об архитектурной деятельности здесь тоже помнят, хотя про его доработку речи вроде бы не было, но президент двух союзов архитекторов Николай Шумаков на открытии не преминул напомнить, обращаясь к Минстрою, что комиссия создана и закон необходимо бы принять. 

Фестиваль, названный «предъюбилейным», открылся вчера на высшем уровне, с видеоприветствия Марата Хуснуллина, выступлений нескольких «первых замов» разных министерств и ведомств, также как и главных архитекторов Москвы и области Сергея Кузнецова и Александры Кузьминой, – что говорит о его стабильном и разностороннем официальном признании. 

Сам фестиваль успешно оправился от последствий пандемии и выглядит, определенно, цветущим. По словам президента двух союзов архитекторов, в прошлые годы в «Зодчестве» участвовали 7-8 регионов, а в этом году целых 16 – президент здесь же со сцены предположил, что в следующем году их должно быть 30, поставив себе, надо сказать, непростую планку роста. Но несложно заметить, что именно сейчас внушительнее всего выступили стенды регионов. 

Дело не только в том, что их много, существенно еще и то, что как будто ощутимо больше эффектных дизайнерских экспозиций, а некоторые из них отличаются и отменным содержанием. Выставок, скажем так, традиционного образца со шпалерной развеской мелких картинок, представляющих не всегда удачные варианты высокоплотной застройки, все меньше. В ходу QR-коды, книги «для ознакомления», темные или, наоборот, ярко освещенные пространства и интерактив. Самарская область запустила на стенд воду, которая капает с потолка павильона на решетки и камни, развесив на леске миниатюрные распечатанные на 3D-принтере макеты зданий разных периодов – похожее решение вспоминается в одной из экспозиций павильона Венеции на биеннале. На лесках также укреплены коды, ведущие на страницы новых проектов области.
Самарская область. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Расположенный рядом стенд республики Якутия / Саха, напротив, совершенно белый и по контрасту кажется особенно сухим. Сочетание белизны и лаконичного дизайна с минимумом национальной символики дает хороший эффект, пространство внутри напоминает почему-то не зимние льды иглу, а, скорее, качественный космический корабль, который собрался на освоение новых планет, не забыв прихватить с собой на память пару ковриков – рискну предположить, что это отражает настроение региона, направленного на радикальное обновление с сохранением национального колорита в русле современных тенденций. Из представленной на стенде книги, освещающей работу Центра компетенций по вопросам городской среды республики, видно, как много в республике проектов разного масштаба, от дизайн-кода поселка до туристических центров и площадей, и насколько все они соответствуют современным стандартам визуального восприятия – иначе говоря, модно выглядят. 
Республика Саха. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Расположенный напротив стенд Нижегородской области светится еще более ярким светом и проекты – связанные с празднованием 800-летия города – представляет лишь мельком. Он скорее посвящен юбилею в целом. Зато укрупненный рисунок Кати Гущиной на светящемся столе можно с удовольствием рассматривать и читать. 
Нижний Новгород. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Самый интерактивный – стенд Москомархитектуры. Сейчас в городе проходит серия экскурсий по современной архитектуре, посвященных 30-летию ведомства, тому же событию посвящен и стенд, на котором проводят викторину по знанию современной Москвы. Мне достался вопрос на тему экономической полицентричности, о трех очень крупных центрах притяжения, которые должны в обозримое время появиться в Москве. Ответ: район Южного порта (конкурс на который еще, насколько мне известно, не завершен), Большой Сити и «существующий центр в пределах Садового кольца» в целом. За ответы дают чай и кофе. Избранные проекты последних 8 лет представлены ​в виде буклетов на стенах, в видео-инсталляции над головой и в виде QR-кодов, ведущих вот на эту карту, сделанную специально к Зодчеству; мне, впрочем, показалось, что на карте объектов меньше, чем на столе. На стене рядом написано – занимаемся градостроительством сотни лет. Это утверждение восходит к плану Ивана Мичурина 1739 года. 
Москомархитектура. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Стенд Омской области представляет генплан города, принятый осенью 2020 года и рассчитанный до 2040 года, на позитивной ноте сообщая: все идет по плану. Как мне рассказала на Зодчестве основатель омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговских, мастер-план города, рассчитанный на полицентричное развитие города и улучшение связности его территории, причем прежде всего через выход к набережным рек, разработан ее Институтом как инициативный проект в 2016–2019 годах; затем «Граду» был заказан мастер-план города, созданный и принятый в рекордные сроки – всего за год, причем чуть раньше генплана удалось принять схемы территориального планирования для объектов регионального значения, и достичь, таким образом, почти что гармонии – за исключением федеральных объектов, к примеру, пока не удалось решить судьбу пороховых складов и аэропорта, расположенных в центральной части города. На стенде демонстрируется также внушительная книга, изданная специалистами «Градо» и нацеленная на разъяснение положений генплана.
Омская область. Основатель омского Института территориального планирования «Град» Анна Береговских. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Что наименее заметно в экспозиционной расстановке Зодчества-2021 – так это планшеты участников смотра-конкурса.

Они оказались на периферии, и их еще надо поискать; они даже на плане выставки не очень очевидны, как мне показалось, поэтому скажу сразу – постройки во внешнем контуре, если смотреть от входа, справа, проекты слева, а в длину – примерно посередине. Традиционно хорошо представлен Петербург, в значительной степени проектами и постройками «Студии 44» Никиты Явейна, который почти единственный проиллюстрировал свои работы макетами. Но и другие архитекторы Петербурга – Евгений Герасимов, Михаил Кондиайн, Михаил Мамошин, Сергей Орешкин, – представлены хорошо. Сергей Чобан показывает петербургский Veren place и московские Искру Парк и складчатый кирпичный дом в «Садовых кварталах». Москва также представлена Вадимом Грековым и Моспроектом-4 со стартовыми домами в Головинском районе, которые, прямо скажем, выпадают из привычного ряда стартовых домов, и новой очередью ЖК Береговой, и, конечно, главой союзов и Метрогипротранса Николаем Шумаковым со станциями метро БКЛ Электрозаводской, Лефортово и Авиамоторной. 
Экспозиция смотра-конкурса: постройки. Фестиваль Зодчество 2021
Фотография: Архи.ру

Стас Горшунов из Нижнего Новгорода показал свой белый павильон №1 с Нижегородской ярмарки и очень любопытный дом из панелей с кирпичной облицовкой. Заслуживает внимания БЦ Corner Place от АПМ «Проспект», тоже из Нижнего. Очень красивый детский сад в Белоярском, спроектированный по логике современных образовательных учреждений, выставило бюро «Сити-Арх». Сергей Гикало и Александр Купцов показывают группу загородных домов, которыми занимаются достаточно давно на Камчатке, и проект музея рыбопромышленной компании там же; кажется, мы их видели на «Золотом сечении». Заслуживает внимания дом «Парус» от Archinform в Екатеринбурге и, для меня достаточно неожиданное произведение – Ледовый дворец в Самаре от Волгатрансстрой, чистая стилизация под 1960-е. 

Ну и так далее. Награждение разделено на две части, основную – с «Дедалом» и «Татлиным» – вручают завтра, в воскресенье, вечером. 

02 Октября 2021

Похожие статьи
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Истинное Зодчество: лауреаты 2021
Хрустальный Дедал достался Николаю Шумакову, президенту САР и СМА и главному архитектору Метрогипространса, за станции БКЛ Авиамоторная, Лефортово, Электрозаводская. Премию Татлин решили не присуждать.
Что есть истина
В Гостином дворе открылся 29 по счету фестиваль «Зодчество». Ярче всего, на наш взгляд, на этот раз выступили стенды регионов, которых не 8, как в прошлом году, а 16. А где истина, мы знаем и так.
Зодчество: 16 истин
Где архитектору искать истину? Участники «Зодчества» предложат сразу 16 вариантов. Рассказываем о спецпроектах фестиваля, который пройдет в Гостином дворе с 1 по 3 октября.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Равный полукруг
Бюро Atelier Delalande Tabourin реконструировало здание правительства региона Центр–Долина Луары в Орлеане. Главным мотивом проекта стали заданные планировкой зала заседаний полукруг и круг.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.