Вырасти свой сад

Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.

mainImg
На небе только и разговоров, что о парках: часто кажется – это и есть лучшая часть города, признак здоровой, стабильной и безопасной среды. В Казани состоялся масштабный конгресс World Urban Parks, где шел конструктивный разговор о том, что такое парки, как их придумывать, делать и управлять.

Конгресс посетили 1500 делегатов со всего мира, в том числе признанные знаменитости мировой урбанистики, такие как, к примеру, Эверт Верхаген, Ричард Мюррей или Кен Смит: цитаты знаменитостей и представителей инстеблишмента можно увидеть здесь, мы же рассказываем о том, что из массы важного и интересного показалось самым-самым.
Конгресс World Urban Parks 2019 в Казани
Фотография предоставлена фондом «Институт развития городов республики Татарстан»

Комфортная среда для малых городов
Коротко: критерии конкурса можно использовать для любого общественного пространства, это почти готовое ТЗ.
Конгресс World Urban Parks 2019 в Казани
Фотография предоставлена фондом «Институт развития городов республики Татарстан»

Одна из секций конгресса была посвящена обсуждению критериев Всероссийского конкурса проектов комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Всего их пять, документ дает представление о том, что под общественными пространствами понимают профессионалы. Руководитель рабочей группы Артем Гебелев пояснил, что пользоваться критериями можно как техзаданием – к этой универсальности, собственно, и стремились. Но стоит отметить, что проект пока не утвержден федеральной комиссией, возможны изменения.

Итак, критерии:
  • степень и разнообразие форм участия горожан на всех этапах подготовки и реализации проекта, социокультурное программирование территории;
  • обоснованность выбора места и востребованность проекта;
  • качество планировочных и архитектурных решений;
  • сохранение историко-градостроительной и природной среды исторического поселения;
  • прогнозируемые экономические и социальные эффекты от реализации проекта.
Каждый критерий подробно раскрывается подпунктами. В этом году намного больше внимания уделено архитектурным решениям, также в трех из пяти основных критериев есть подпункт, связанный с индентичностью.
Бульвар «Белые цветы» по улице Абсалямова, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Победители и участники прошлых лет поделились опытом. Заместитель Министра строительства и ЖКХ Максим Егоров отметил, что «конкурс меняет не только пространство городов, но и мозги людей», а «критерии формируют архитекторов». Представители Казани, Москвы и Нижнего Новгорода – наиболее успешные участники конкурса, рассказали о последствиях: «муниципалитет прокачивается и начинает генерить движуху», по нарастающей в процесс вовлекаются разные социальные группы, чиновники успешнее взаимодействуют с архитекторами, но с получением гранта начинается все самое тяжелое. Лайфхак: установка камер на стройке качественно улучшает процесс.
Бульвар «Белые цветы» по улице Абсалямова, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Заместитель начальника Управления развития общественных территорий Министерства благоустройства Московской области Юрий Шередега рассказал, кто конкурс «вытаскивает города из небытия». Кроме прочих бонусов муниципалитет получает брендирование, айдентику, социокультурную программу, систему зонирования, опыт общения с жителями, которого до сих пор не часто случалось. Советовал уходить от фантастичности проектов, но не отсекать ее полностью. Проекты, не получившие гранты, по его словам были выполнены так, словно архитекторы не ездили в города, то есть не было в них пресловутой идентичности.
Фестиваль «Лэнд-Арт» в селе Муслюмово, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

За круглыми столами собрались те, кто собирается подавать заявки, рабочая группа помогала советами и отвечала на вопросы. Здесь услышалось, что как критерии ни составляй, все упирается в экономику: чем богаче регион, тем проще ему сделать хорошую заявку и найти дополнительное финансирование. У остальных же часто нет даже архитектора, который как следует нарисует проект. На это советовали «пристегивать» всевозможные муниципальные и федеральные программы, привлекать вузы, искать инвесторов. Казань, к слову, растит своих архитекторов: оплачивает им обучение и стажировки, привозит зарубежных специалистов. Также спорили о необходимости местных материалов, коротких сроках и совершенно разных погодных условиях, которые не позволяют вовремя начать стройку.

В конкурсе могут участвовать малые города с населением до 100 тысяч человек, а также исторические поселения. В 2020 году 80 проектов-победителей из 46 регионов получат финансирование из федерального бюджета от 40 до 85 млн рублей.
 
Идентичность

Коротко: копать глубже, говорить с людьми
Набережная реки Тюлячка, село Тюлячи, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Самая яркая сессия называлась «Можно ли сделать место?» И выглядела примерно так: Надежда Нилина по-английски рассказывала про советскую идентичность российской аудитории, для которой все услышанное скорее всего было новостью.

Старший преподаватель, Нью-Йоркского технологического института Надежда Нилина на примере социалистических городов рассказывала о том, как идентичность может быть сфабрикована. ЦПКиО – пространство для спорта («в здоровом теле здоровый дух!»), защиты промышленного города от загрязнения, адаптации сельского населения к городской жизни, а также место, где можно легитимно знакомиться с противоположным полом. В этой парадигме уникальность замещена универсальностью: парки всех городов от Арзамаса до Магнитогорска делали по стандарту Москвы. Общество поменялось, парки – нет. Городам предстоит найти свою индентичность.
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Сооснователь архитектурного бюро Orchestra Эдуард Моро делился впечатлениями от работы в глубинке: «суть малых городов в России не всегда понятна, вне городов ландшафт поразителен, но внутри – очень простой, площадь Ленина и улица Карла Маркса. Время давать новые имена».

Многие, в том числе Моро, транслировали мысль, что идентичность хорошо ищется и конструируется через работу с местным сообществом. При этом недостаточно спросить, чего хотят люди – они часто сами не знают, причем не только своих желаний, но и возможностей. Нужно вовлечь их в процесс. Для Елабуги, например, придумали «Сад тысячи историй»: на стальных пластинах напечатают личные истории горожан о том, как они связаны с городом.

Юрий Шередега назвал идентичность главной составляющей успешного проекта, но призвал «копать глубже, чем мамочки, спортсмены и пожилые люди, искать индивидуальные истории про конкретный город, а не город вообще». Тогда появляется еще нечто важное – гордость за место.
Туристическо-рекреационная зона «Пляж» в Альметьевске
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Основатель студии KEN SMITH WORKSHOP Кен Смит показывал, как превращал «страшненькие места» Торонто вроде автопарковок в популярные скверы. Ухватить идентичность помогли картины местных художников: в сквер переместили скальную глыбу и фонтан, который зимой превращается в живописную стену сосулек. Теперь жители говорят: «встретимся на скалах!» Архитектор предложил выходить на уровень абстракций, что позволяет говорить сразу с большим количеством людей.
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Арт-директор Architettura e Paesaggio Ольга Москвина с ураганной энергией рассказывала про то, как спасала растения после Экспо в Милане: по регламенту все, от дорогих и редких платанов до кустиков лаванды, после выставки должны были утилизировать. А только в одном павильоне Швейцарии было 60 берез. С помощью волонтеров и собственной харизмы Ольга постепенно вывезла большинство растений и отдала в общественные пространства Ломбардии, как правило, это были «самые паршивые неместа». Город Боллате взял 2000 растений из 7000 и вместе с рабочими Экспо спланировал парк. Поскольку растения несколько раз пересаживали, им требовался особенный уход, много внимания. Проводили встречи с волонтерами и пожилыми людьми, учили, вовлекали. Постепенно парк превратился в здоровый и красивый городской лес, хотя энтузиазм волонтеров и поубавился. Ольга считает, что теперь у места появилась идентичность, свой genius loci – дух Экспо. Камень брошен, круги идут.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Урбанист, основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV Эверт Верхаген подвел итог: «идентичность – это связывание людей с пространством. Важно, чтобы у людей была причина остаться в Сибири или хотя бы вернуться».

Если же взять вышеупомянутые критерии, то в них идентичность достигается через работу с историко-культурными и географическими особенностями, символикой, традициями и уникальными привычками горожан, городскими мифами, местными промыслами и производством. Также важно участие лидеров городских сообществ. 
Вовлечение

Коротко: необходимый и мощный инструмент, поможет с идентичностью
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Помощник президента Республики Татарстан Наталия Фишман-Бекмамбетова рассказывает, что во время работ по благоустройству парка имени Урицкого рабочие спилили старую иву, которую многие жители помнили с малых лет. Это всколыхнуло город, люди «чуть не с вилами» выходили на улицу. История кажется вполне обычной, разница в том, что здесь власти не стали отмалчиваться и вышли поговорить: организовали в ДК парка общественные слушания. После нескольких сессий в стиле фильма «Гараж» удалось начать говорить о парке: что люди хотят там видеть, как исправить случившееся. Пожелания услышали, записали, реализовали. Одно дерево изменило подход, теперь каждый новый проект сопровождается вовлечением жителей, опросами, анкетированием.

Опытом охотно делятся: на сайте парков Татарстана есть методички: «Соучаствующее проектирование», «Организация общественных слушаний». Сейчас идет разработка стратегии благоустройства Казанки, для нее тоже создан сайт, пропустить блок для предложений невозможно, а интерфейс инструмента такой, что не внести предложение тоже почти невозможно.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Многие говорили о том, что копирование – «как в Копенгагене», «как в Москве», а теперь и «как в Казани» – нужно заменить слушанием, тогда легче будет создать место со своей идентичностью да и вообще понять, в каком направлении двигаться. Инструментов много: кроме упомянутого помогают глубинные интервью, фокус-группы, воркшопы, конкрусы детских рисунков, статистика – данные мобильных операторов, платежных систем, анализ социальных сетей.
Набережная «Казан Су» в городе Арск, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Партнер и управляющий директор Gehl Architect Генриетта Вамберг рассказывала об открытой системе Протокол, которая использует как простейшие инструменты вроде кликера, так и анализ поз по фотографиям: где люди сидят, стоят, прислоняются, бегут или останавливаются. В Протокол можно загружать свои данные и сравнивать, например, набережную озера Кабан с другим променадом у воды, чтобы оценить его эффективность.
 
Жизнеспособность

Коротко: без перфекционизма и малыми средствами
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Когда процесс более или менее налажен, оказывается, что не всегда нужны масштабные бюджетные программы.

Директор по планированию и дизайну, University City District Нейтон Хомель рассказал, о том, как менялась территория рядом с ж/д вокзалом в Филадельфии, получившая название The Porch. Относительно небольшое инвестирование потратили на сбор данных и изменения небольшого участка. Опыт оказался успешным, власти выделили дополнительные средства, архитекторы продолжали исследовать. Благоустроенная территория расширялась и насыщалась, чего могло бы не случиться при изначально большом проекте: никто не поверил бы, что 14 качелей могут быть здесь востребованы.
Набережная и пляж в городе Лаишево
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Бюро Orchestra в Юже всего лишь добилось открытия территории текстильного завода фабрикантов Балиных, что добавило городу красивую улицу и улучшило коммуникацию. А в Ханты-Мансийске в одном их депрессивных дворов для начала поставили ящики для рассады и стенды с информацией, что пользовалось успехом у детей и подростков целых четыре месяца.

Директор Lugares Públicos и партнер Placemaking X Гильермо Берналь считает: «чтобы из пространства создать место, понадобятся не только материалы и растения, необходимо развивать связи между людьми, наводить мосты дружбы». Копеечная настольная игра, колонки и учитель танцев – так тоже начинается место.
Набережная озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Эверт Верхаген на сессии посвященной индустриальному наследию делился мыслями: «Красота переоценена, даже страшные здания могут быть уютными. Со зданиями без охранного статуса можно экспериментировать, часто именно они становятся самыми привлекательными для города. Надо ценить то, что есть, а не выбрасывать».
Набережная «Казан Су» в городе Арск, Республика Татарстан
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

***
Еще пару лет назад, «до Зарядья» и конкурса малых городов, сложно было представить, что такое мероприятие как конгресс World Urban Parks пройдет в Казани.

WUP появился четыре года назад, в это же время стартовала Программа развития общественных пространств Татарстана, благодаря которой республика благоустроила или создала уже больше 300 парков, получила премию Ага Хана, приглашала иностранных архитекторов и обучала своих. В Казани опытом делились «звезды» вроде Киат В. Тана, создателя «Садов у залива» в Сингапуре, а также архитекторы, чиновники, муниципалы, общественники. Атмосфера стояла неформальная, праздничная, но в то же время на удивление рабочая и продуктивная.

Интересно, что российские «кейсы», как их везде называли, отражают совсем другое представление о парке, чем иностранные: у нас это скорее благоустроенное место, насыщенное всевозможными «активностями», тогда как в зарубежных примерах больше естественности, природности. Возможно, зеленый каркас как рутина, как еще одна городская сеть коммуникаций – следующий шаг, запрос на который еще не сформулирован. Вероятно, от этого нет и ощущения той пресловутой идентичности: новые общественные места все еще про подражание, желание быть западом, «русского духа», несмотря на арт-одуванчики и национальные орнаменты, в них нет. Также было заметно, что на конгрессе почти не касались текущих проблем, отчитываясь лишь об успехах.

И все же упрекать никого совершенно не хочется, потому что эйфория от мероприятия слишком очевидная и долгоиграющая. Увидев чиновников в человеческом обличье, классных российских специалистов, архитекторов с горящими глазами и просто хороших людей – веришь, всем очень веришь, что скоро в Мурманске зацветут сады, по Якутии полетят дирижабли, парковки и микрорайоны зазеленеют и вообще жить станет веселее.

Эйхнория отличная в одном из каскадных прудов на набережной озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

25 Октября 2019

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.