«О парках вспомнили вновь совсем недавно»

Шесть впечатлений от Всемирного паркового конгресса, прошедшего в Казани, и пять советов от опытных архитекторов – архитекторам, начинающим работать с парками и общественными пространствами.

mainImg
В конце октября в Казани прошел Всемирный парковый конгресс World Urban Parks, посвященный городским паркам. Мы поговорили с несколькими архитекторами посетившими форум, об их впечатлениях, задав вот такие вопросы:
  1. Впервые ли на таком конгрессе?
  2. Каковы общие впечатления в целом и по сравнению с другими подобными форумами?
  3. Удалось ли узнать что-то новое на WUP? Назовите самые интересные обсуждения, впечатления, проекты – что можно было бы отметить особо?
  4. О парках вообще: супер-совет себе и коллегам: что на ваш взгляд необходимо знать современному архитектору, проектирующему в городе, о сфере парков, ландшафта, благоустройства общественных пространств, прежде всего? Самое главное, базовое знание или принцип.
 
zooming
Наталья Сидорова, DNK ag

1. 
Я впервые на этом конгрессе. DNK ag пригласила программная дирекция конгресса, агентство CITYMAKERS. Ландшафтное проектирование не является нашим основным профилем, но мы всегда очень трепетно относимся к ландшафту и экологическим вопросам в наших работах… И мы польщены тем, что организаторы конгресса смогли это оценить, и пригласили меня спикером на сессию «Взгляд из ландшафта. Новый подход к индустриальному наследию», которую модерировал Эверт Верхаген. Урбанист, основатель агентства Creative Cities и компании Reuse BV, Верхаген, много работает с бывшими индустриальными территориями, поэтом выбор модератора был очевиден.

2.
WUP впервые проходил в нашей стране. И в целом у меня сложилось очень позитивное впечатление. По уровню организации мероприятия, подходу к проблематике, уровню экспертов, предметности и детальности дискуссии, я готова сравнить его с WAF, хотя по существу это очень разные мероприятия. На WUP были очень интересные лекции и специализированные сессии, в том числе: про парки в условиях сурового климата, про управление и экономические модели общественных пространств, про особенности регенерации ландшафта при редевелопменте, была даже сессия, посвященная пространству кладбищ. Народу было очень много: залы почти всегда были битком. И что самое важное – все дискуссии были по существу, с детальными примерами, конкретными советами, технологиями, а не общие заявления о благе человека, которые часто слышишь на подобных мероприятиях.

3. 
Ландшафтный проект не может иметь конечного решения, он все время развивается во времени в зависимости от целеполагания на каждом этапе развития. В этой связи, любопытный пример был на нашей сессии «Взгляд из ландшафта. Новый подход к индустриальному наследию» Бенджамина Уокера, директора британского LDA Design.
Бенджамин Уокер, LDA Design, на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Речь шла о масштабном проекте редевелопмента территории исторической электростанции Баттерси в южной части Лондона. Согласно генплану Баттерси и прилегающий участок (всего 17 га) должен превратиться в новый городской район с жилой и деловой застройкой, соответствующей инфраструктурой и ритейлом, а так же с городским парком на берегу Темзы и общественными пространствами общей площадью 9 га, которые и проектирует LDA Design. Но на первом этапе стояла задача открыть и перезагрузить территорию минимальными средствами: сделать ее привлекательной как для дальнейших инвестиций, так и для горожан разных возрастов. И уже с самого начала девелопер начал активно взаимодействовать с архитекторами. В итоге, на небольшом участке просто разбили газон, поставили шезлонги, повесили экран и получился мини-кинотеатр под открытым небом. А вход на территорию отрыли через железнодорожный мост Гросвенор, что эффектно акцентирует «вхождение» в новое пространство. Минимальное благоустройство и активная рекламная компания со стороны девелопера сделали это место сразу очень популярным и помогли «раскрутить» его для дальнейшего развития… Так и должна поэтапно начинаться работа над редевелопментом территорий, который представляет собой целый комплекс мероприятий, за которыми стоят исследования, междисциплинарный подход, и разработка сценариев развития на каждом этапе. Это не было открытием для меня, я просто лишний раз в этом убедилась.

Также много примеров на конгрессе было посвящено активному взаимодействию с местными сообществами. По признанию многих экспертов, оно может быть как катализатором процессов, так и манипулятором. Но без мнения и обратной связи людей, тех, для кого и делаются собственно говоря все изменения в городе, включая благоустройство, не обойтись. И только в этом случае пространство будет живым и востребованным.

Ландшафтное проектирование у нас пока чаще всего ассоциируется с красивой визуализацией озеленения, мощения и благоустройства на уровне лавочек и фонариков. На самом деле проблематика гораздо шире и глубже. И в выступлениях спикеров на форуме, как зарубежных, так и российских, тема ландшафтных преобразований обсуждалась на уровне создания экологического каркаса и регенерации территорий в независимости от масштаба проекта. Из отечественных самый показательный пример в этом контексте – проект благоустройства озера Кабан в Татарстане, который был реализован на базе концепции китайских коллег Turenscape. Частью этого проекта стали мероприятия по очистке воды с помощью специальных растений, размещенных у берега озера. И как показали исследования – это работает, вода стала чище! Конечно, такие решения всегда высокотехнологичные и дорогие.
Эйхнория отличная в одном из каскадных прудов на набережной озера Кабан, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Интересно, что в своем выступлении Наталья Фишман-Бекмамбетова призналась, что если бы она знала, с какими сложностями ей придется столкнуться при реализации этого проекта в самом начале, она, быть может, на него бы и не решилась. Но не жалеет, конечно.

4.
Сегодня пространства и функции перемешиваются, поэтому современные проекты требуют комплексного подхода. Во всем нужен профессионализм и работа целой команды.

Для себя я все больше убеждаюсь, что архитектура и ландшафт не просто взаимодействуют, а взаимопроникают друг в друга. Поэтому темой моего выступления на конгрессе стало «Включение ландшафта в архитектуру». Всё работает в контексте. Для ландшафта контекстом является архитектура, а для архитектуры – ландшафт.


zooming
Екатерина Гольдберг, Orchestra Design

1. 
Именно на парковом конгрессе впервые, но была раньше на других международных форумах. Мне очень понравилось, что форум специализированный. Была возможность более подробно с разных сторон обсудить именно парки и посмотреть на них в более широком контексте. 

2-3. 
Мне больше всего были интересны истории градостроительных ошибок, почему и как они произошли и главное, как можно было бы сделать иначе. О них редко говорят на форумах, но в этот раз было несколько полезных разборов таких кейсов. Например, Кен Смит показывал пример бывшей промышленной зоны, на которой он планировал сохранить индустриальные объекты и интегрировать их в парк. Но в результате все было снесено. И хотя создали также зеленую зону, она уже совсем не отражает идентичности места и его истории. Еще я в первый раз поняла, что наконец-то российские кейсы смотрятся на таких международных конгрессах абсолютно равноправными по отношению к международным. Сейчас стал возможен полноценный диалог и обмен опытом между российскими экспертами и зарубежными. Это очень приятно.
zooming
Кен Смит на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

4. 
Главный совет для России – обговаривать сроки проектов: и стадии проектирования, и надзора. Нормальные сроки проектирования и строительства и участие архитекторов на всех этапах проекта позволят нам всем выйти на совсем другой уровень качества реализованных проектов.

И второй важный совет – не бояться временной активации, запуска проекта еще до полноценного строительства уже с момента разработки концепции. Создавать жизнь в пространствах и в рамках этой жизни проектировать – это лучшее решение.


zooming
Михаил Бейлин, CitizenStudio

Главный тезис: парки – это зоны комфорта. И они доржны быть спроектированны таким способом, чтобы дать человеку возможность для максимально вариативного, но непременно комфортного времяпрепровождения. Иными словами, парк – место для совершенно разных людей. Молодежи, родителей с маленькими детьми, пенсионеров и так далее. Вряд ли можно придумать более банальную максиму. Но, и это особенно касается локальных парков, – это территория абсолютной демократии и пересечения интересов людей, считающих ее своей. А значит у них должна быть возможность сосуществовать, не мешая друг другу. В этом смысле развитие парков и общественного пространства вообще должно сделать горожан более терпимыми друг к другу, а общество более свободным. Пусть идти к этому приходится через огороженную «Яму» и екатиринбургские заборы.


zooming
Вера Бутко, Антон Надточий, ATRIUM

1. 
На конгрессе WUP мы впервые; форум очень масштабный, представительный, пафосный и несмотря на это живой; в Казани умеют организовать большие фестивали. Структура их тоже понятна, она уже устоялась: параллельно идут сессии, доклады, встречи. Есть два вида фестивалей – на одних проводится конкурс, как, скажем, на биеннале или на WAF, и главной темой обсуждения становятся проекты. WUP – форум без конкурса, его фокус был сосредоточен скорее на темах, чем на обсуждении конкретных работ, хотя примеры, конечно, тоже фигурировали, в зависимости от докладов.

Интересен сам факт – тема парков и общественных пространств стала настолько востребованной, что заставляет не первый год устраивать масштабные статусные мероприятия. Казалось бы, парки – узкая тема, а конгресс всемирный. Это радует и вселяет оптимизм в любом случае. Когда же дело доходит до специфических тем, как на нынешнем WUP, где обсуждали, в частности, кладбища и парки северных территорий – то, что раньше как отдельный вопрос не всплывало, кажется, ни разу. Понимаешь, что тема приобрела всеобъемлющий характер.

2-3.
Мы участвовали в сессии, посвященной общественным пространствам в суровом климате: вместе с главным архитектором республики Саха Ириной Алексеевой показывали проект «Парка будущих поколений», который победил в конкурсе и теперь постепенно реализуется. Нам показался интересным рассказ Сьюзан Холдсворф об урбанистических инициативах города Эдмонтона из канадского штата Альберта: никаких мегапроектов, точечные и в сущности достаточно простые реализации, нацеленные на улучшение городской жизни. Надо сказать, мы были удивлены, узнав из выступления врио губернатора Мурманской области, что и в Мурманске сейчас активно занимаются проектами благоустройства. Кажется, раньше парки были темой если не субтропиков, то средней полосы и в большей степени столиц. Теперь же очень много делается в северных городах, есть даже ощущение, что акцент сместился на север.

Мы считаем позитивным, что на конгрессе не обсуждали сам по себе просто ландшафтный дизайн: траву, кусты или устройство газонов. На нашей сессии никто не обсуждал, скажем, ягель. Разговор шел в совершенно ином разрезе, в частности, речь шла о том, что в суровом климате людей не тянет на улицу в холод, и нужно искать пути, способные как-то подтолкнуть их к тому, чтобы чаще встречаться и общаться.

Конечно, на таких форумах невозможно посетить и оценить всё, так как многое идет параллельно. Но было много интересных мероприятий, к примеру интервью с Сергеем Капковым, ныне главой «Центра исследований экономики культуры и городского развития» при экономическом факультете МГУ, там тоже многое делается для северных городов.
Сергей Капков на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

4. 
Начиная работать с любой территорией, важно «на берегу» оговорить с заказчиком, кто будет проектировать ландшафт и какое место можно ему отвести в проекте, каковы возможности и ограничения. Это позволит сразу начать продумывать связи и сценарии поведения людей не только в здании, но и вокруг него, предлагать логику взаимодействия здания с городом. К примеру, если речь о школе, мы задаем вопрос: территория школы будет за забором или ее будут использовать как городскую территорию? Не договорившись на первом этапе, можно затем получить конфликт, так что вопросы лучше задавать с первой минуты.

Поскольку наша архитектура всегда интегрирована в ландшафт и служит его продуманным продолжением, нам особенно важна возможность влиять на проект ландшафта, в идеале – самим сделать его. Наши здания – единое целое с их окружением, они взаимодействуют между собой. Поэтому мы стремимся сделать ландшафт активным «партнером», – к примеру, если на участке нет естественного рельефа, добавляем искусственный.

Другой аргумент в пользу внимательного отношения к ландшафту – сейчас резко выросла высотность и земля стала пятым фасадом, на который интересно смотреть сверху вниз – то, что мы при этом видим, должно быть осмысленной картиной, закономерной частью комплекса и его продуманным завершением.


zooming
Анна Ищенко, Wowhaus

1.
Всемирный парковый конгресс сравнительно новая история, он впервые проходит в России, я также была на нем впервые. Впечатления самые положительные: интересные рассказы участников, как из нашей страны, так и иностранных коллег. Казалось бы парки – узкая тема, но на форуме возник диалог по широкому спектру вопросов: парки стали поводом для обсуждения того, каково человеку жить в городе вообще, что такое современный город и как его следует развивать.

Сравнить с другими форумами достаточно сложно, МУФ – место программных заявлений, тоже масштабный, конечно; почти сразу после мне удалось побывать на Forum 100+ в Екатеринбурге, это более узкоспециализированное мероприятие, поэтому сообщения на нем были суше. А на WUP многие докладчики говорили очень увлеченно, с горящими глазами, что, конечно, вдохновляет. Сама по себе тема волнующая: пять наших сотрудников поехали туда самостоятельно, взяв отпуск за свой счет, мы не знали, только на форуме встретились.

2-3.
Все панельные дискуссии, на которых нам удалось побывать, оказались очень содержательными. Хотя из организационных минусов – из-за того, что сессии шли параллельно, не удалось посетить все, что хотелось. Мне лично были интересны сообщения о работе, подобной нашей, о создании проектов комфортной городской среды, – не знаковых и пафосных, а локальных, но реально меняющих жизнь людей, живущих в каком-то районе.

Все знают, как москвичи реагируют на благоустройство, и мне было интересно послушать, как такие проблемы решают в других городах. Как взаимодействовать с людьми на этапе проектирования и как тогда, когда объект уже реализован. Казалось бы, жизнь объекта после реализации это вопрос не проектирования, а эксплуатации. Но на этом форуме я поняла, какой вклад в поддержание жизни озелененных территорий вносят волонтеры – это супер-важно, поскольку позволяет даже не экономить деньги, но помогает воспитывать общий дух – когда люди начинают относиться к месту как к своему, как к собственной квартире.
Горкинско-Ометьевский лес, Казань
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

Хотя там же прозвучало, что у нас пока сложно настроить такого рода волонтерские механизмы: скажем, когда деньги на поддержание парка уже выделены, то даже если будут волонтеры, перераспределить бюджет не получится – средства необходимо потратить, и пока неясно, как у нас регулировать такие вещи.

Но больше всего меня впечатлило, как это ни странно, пленарное заседание. От них обычно ничего не ждут, там уважаемые люди произносят воодушевляющие, но временами усыпляющие речи. Но вышел Гил Пеньялоса – и показал невероятную, радикальную панковскую презентацию: он зажигательно говорил о том, как градостроительство в какой-то момент завело города в тупик, и мы вместо парков стали строить парковки… Его выступление дало всем невероятный приток энергии и энтузиазма.
Гил Пеньялоса на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

4.
Супер-совет: если вы беретесь за работу с городскими общественными пространствами и парками, помните, что в этой сфере необходимо четко отделять творчество от самовыражения, в большей степени, чем в проектировании объемной архитектуры городских домов. Здесь, в нашей области, архитектор – практически медиум, коммуникатор между сообществом, сложившейся средой, и той новой средой, которую он видит и хотел бы создать.

Надо понимать, что мы не можем сочинить памятник себе, оставить его и уйти. Такого не будет. Если вы выбрали эту сферу, здесь придется много общаться, объяснять, слушать. Но при этом также необходимо понимать, что невозможно выслушать всех и всем угодить. Так или иначе, наша работа – искусство компромисса.


zooming
Олег Шапиро, Wowhaus

На мой взгляд, парк – это отдельный, крупный, серьезный объект городской территории. Парк – не «обсевки» проектирования, а серьезная задача. Поэтому браться за его проектирование надо тем, что понимает серьезность задачи. Понимает, что это важный фрагмент города, что он влияет на большую территорию, что он связан с городским контекстом, что им пользуется большое количество людей, что парки бывают разные. Туда входит много задач, дендрологических, эстетических, любых. Это очень специальный, но важный объект в городе, что заново осознали только недавно.

Форум показался мне очень хорошо организованным событием, туда приехало много важных людей и профессионалов со всего мира. Думаю, там были все, кто всерьез занимается парками. Было видно, как много профессионалов всерьез посвящают жизнь таким городским образованиям, как парки. Как важно их иметь, как они нужны городу и его жителям. К примеру, Мэри Боуман показывала огромный парк, 40 га вокруг Эйфелевой башни, которым она сейчас занимается, выиграв конкурс. Занять 40 га в центре одного из старейших городов мира парком – мне кажется, это очень важный факт, иллюстрирующий важность темы.
Мэри Боуман на WUP
Фотография предоставлена пресс-службой Программы развития общественных пространств Республики Татарстан

13 Ноября 2019

Похожие статьи
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
2023: что говорят архитекторы
Набрали мы комментариев по итогам года столько, что самим страшно. Общее суждение – в архитектурной отрасли в 2023 году было настолько все хорошо, прежде всего в смысле заказов, что, опять же, слегка страшновато: надолго ли? Особенность нашего опроса по итогам 2023 года – в нем участвуют не только, по традиции, москвичи и петербуржцы, но и архитекторы других городов: Нижний, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Согласование намерений
Поговорили с главным архитектором Института Генплана Москвы Григорием Мустафиным и главным архитектором Южно-Сахалинска Максимом Ефановым – о том, как формируется рабочий генплан города. Залог успеха: сбор данных и моделирование, работа с горожанами, инфраструктура и презентация.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Определяющая среда
Человекоцентричные, технологичные или экологичные – какими будут общественные интерьеры будущего, рассказывают члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023.
Иван Греков: «Заказчик, который может и хочет сделать...
Говорим с Иваном Грековым, главой архитектурного бюро KAMEN, автором многих знаковых объектов Москвы последних лет, об истории бюро и о принципах подхода к форме, о разном значении объема и фасада, о «слоях» в работе со средой – на примере двух объектов ГК «Основа». Это квартал МИРАПОЛИС на проспекте Мира в Ростокино, строительство которого началось в конце прошлого года, и многофункциональный комплекс во 2-м Силикатном проезде на Звенигородском шоссе, на днях он прошел экспертизу.
Резюмируя социальное
В преддверии фестиваля «Открытый город» – с очень важной темой, посвященной разным апесктам социального, опросили организаторов и будущих кураторов. Первый комментарий – главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, инициатора и вдохновителя фестиваля архитектурного образования, проводимого Москомархитектурой.
Прямая кривая
В последний день мая в Москве откроется биеннале уличного искусства Артмоссфера. Один из участников Филипп Киценко рассказывает, почему архитектору интересно участвовать в городских фестивалях, а также показывает свой арт-объект на Таможенном мосту.
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Юлий Борисов: «ЖК «Остров» – уникальный проект, мы...
Один из самых больших проектов жилой застройки Москвы – «Остров» компании Донстрой – сейчас активно строится в Мневниковской пойме. Планируется построить порядка 1.5 млн м2 на почти 40 га. Начинаем изучать проект – прежде всего, говорим с Юлием Борисовым, руководителем архитектурной компании UNK, которая работает с большей частью жилых кварталов, ландшафтом и даже предложила общий дизайн-код для освещения всей территории.
Валид Каркаби: «В Хайфе есть коллекция арабского Баухауса»
В 2022 году в порт города Хайфы, самый глубоководный в восточном Средиземноморье, заходило рекордное количество круизных лайнеров, а общее число туристов, которые корабли привезли, превысило 350 тысяч. При этом сама Хайфа – неприбранный город с тяжелой судьбой – меньше всего напоминает туристический центр. О том, что и когда пошло не так и возможно ли это исправить, мы поговорили с архитектором Валидом Каркаби, получившим образование в СССР и несколько десятилетий отвечавшим в Хайфе за охрану памятников архитектуры.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
Фандоринский Петербург
VFX продюсер компании CGF Роман Сердюк рассказал Архи.ру, как в сериале «Фандорин. Азазель» создавался альтернативный Петербург с блуждающими «чикагскими» небоскребами и капсульной башней Кисе Курокавы.
2022: что говорят архитекторы
Мы долго сомневались, но решили все же провести традиционный опрос архитекторов по итогам 2022 года. Год трагический, для него так и напрашивается определение «слов нет», да и ограничений много, поэтому в опросе мы тоже ввели два ограничения. Во-первых, мы попросили не докладывать об успехах бюро. Во-вторых, не говорить об общественно-политической обстановке. То и другое, как мы и предполагали, очень сложно. Так и получилось. Главный вопрос один: что из архитектурных, чисто профессиональных, событий, тенденций и впечатлений вы можете вспомнить за год.
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Парки Татарстана, часть I: лучшие городские
Цветущий бульвар вместо парковки, авторские МАФы, экологические решения, равно как и ностальгические фонтаны и площадки для фотосессий новобрачных – в первой части путеводителя по паркам Татарстана, посвященной новым городским пространствам.
Вырасти свой сад
Конгресс World Urban Parks, прошедший в Казани, получился больше про общественные места и энергичных людей, чем собственно про парки. Публикуем самое интересное и полезное из того, что удалось услышать и увидеть.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Сейчас на главной
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.
Слоистая кладка
Шанхайская студия X+Living в своем проекте книжного магазина в Тяньцзине отвечает историческому «итальянскому» окружению и экспериментирует с кирпичом, металлом и визуальным восприятием.
Групповой портрет архитекторов Серебряного века
Новая книга Марии Нащокиной «Архитектура Москвы эпохи модерна в творческих биографиях зодчих» сочетает научную глубину и энциклопедический охват с увлекательным изложением. В ней представлены жизнь и творчество 126 мастеров модерна, неоклассицизма и поздней эклектики. Публикуем рецензию и отрывок из книги, посвященный одному из самых ярких архитекторов ХХ века Александру Таманову.
Дом прощания
Бюро DIALECT Architects спроектировало для кладбища недалеко от Екатеринбурга комплекс построек, который помогает провести ритуал прощания. Авторы стремились найти подходящий функции тон, для чего обратились к образу неугасающего пламени, использовали светлые материалы, а также силу воздействия ландшафта и зеркала воды.
Большая волна
По проекту ПИ «АРЕНА» в Южно-Сахалинске построен Центр водных видов спорта, рассчитанный как на оздоровительные тренировки обычных горожан, так и на проведение спортивных мероприятий международного класса. О кровле в виде гиперболического параболоида, системе второго дна и энергоэффективности витражных конструкций читайте в нашем материале.
Торговый городок
Консорциум APRELarchitects, «ДАЛЬ» и Деловой клуб «Наследие и экономика» разработал для рязанской ВДНХ мастер-план развития, который учитывает как сохранение 21 павильона, так и программирование территории, способное вернуть жизнь и устойчивость этому знаковому месту. Многие решения мастер-плана уже реализованы.
Французский лес
16-этажный жилой дом Wood Up на берегу Сены с гибридной конструкцией из дерева и бетона играет градостроительную роль на границе Парижа и пригородов. Авторы проекта – архитекторы LAN.
Скрепка над рекой
Говорим с Виталием Лутцем из Института Генплана о замысле и особенностях пешеходного моста, соединившего два берега Яузы в новом кластере МГТУ. Его форма и программа – прежде всего речь о включении в «линейный транспортный объект» амфитеатра, зависшего над рекой – были придуманы при работе над ППТ. Обычно так не делают, а было бы полезно, – говорят авторы, называя промежуточную стадию проекта «пред-АГР». Она позволяет определить многие параметры будущего проекта, преодолеть разрыв между градостроительным и архитектурным проектированием.