Успешное воплощение

Золотой знак «Зодчества-2016», диплом «Стекло в архитектуре-2015», серебряный диплом «Зодчества-2014» – и даже лондонская премия International Property Awards 2015. Открывшийся осенью 2016 года ТРЦ «Хорошо!» по проекту IQ Studio профессионалы оценили на «отлично».

mainImg
Архитектор:
Эрик Валеев
Мастерская:
IQ http://www.iqstudio.ru
Проект:
Торговый центр «Хорошо»
Россия, Москва, Хорошевское шоссе, д. 27

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Эрик Валеев
Архитекторы: Сергей Никольский, Татьяна Лебедева, Андрей Жданов, Павел Тютюнник, Мария Рубачева, Юлия Жулина, Злата Тимохина.

2013 — 2013 / 2013 — 2016

Заказчик: ТПС Недвижимость (холдинг TPS Real Estate Holdings Limited)
Генеральный подрядчик: Renaissance construction
Фасадная подсветка: МДМ-лайт
Световой фонарь, ламели: Metal Yapi
Фасад: Trimo (модульная фасадная система Qbiss One)
В 2013 году бюро Эрика Валеева, до этого проектировавшего в основном МОПы (места общего пользования – прим. ред.) и входные группы, неожиданно выиграло закрытый конкурс. Неожиданно – потому что тогда конкурсная лавина, запущенная главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, только набирала скорость и наращивала объем, «вынося» на свет и суд общественности всё новые имена. Студия IQ оказалась среди них: на девятом по счету заседании возрожденного Архсовета её проект обошёл маститые бюро Алексея Воронцова, Бориса Левянта и семейства Асадовых.

Три года на реализацию подобного объекта – достойный результат, особенно если учесть, что итог поразительно близок к конкурсной концепции. Да и вообще после Триумфальной площади это вторая «ласточка», возвещающая о том, что конкурсы приносят плоды, а не только работают на репутацию своих участников. Случай с IQ Studio как раз синергетический: по мере того, как проект «Хорошо!» собирал премии на профессиональных смотрах, слава студии росла и крепла – вместе со стенами нового здания. На «финише» торговый центр открылся, а Эрик Валеев получил высшую награду «Зодчества» – «золото» за постройку.

«Стояла задача создать объект вне стиля, который будет выгодно смотреться в контексте и окажется максимально комфортным для всех групп посетителей. Мы уделили большое внимание благоустройству: это позволило создать не просто торговое пространство, удобное для покупателей, но и полноценную среду для отдыха и общения. Проект удалось реализовать практически без изменений первоначальной концепции – на мой взгляд, это стало одним из факторов, позволивших получить Золотой знак «Зодчества», – комментирует Эрик Валеев, руководитель архитектурного бюро IQ Studio.
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Изначально у торгового центра было рабочее название «Полежаевский» – из-за расположения на пересечении Хорошёвского шоссе и 4-й Магистральной улицы, рядом с одноименной станцией метро. Несмотря на близость Мнёвников и «дорогих» кварталов у Ходынского поля, именно этот район архитектурными изысками не отличался. Застройка здесь неоднородная: есть и пятиэтажки, и современные комплексы с апартаментами. Много промзон – одну из них и «пустили под кран», чтобы построить ТРЦ.

Внушительная площадь – не сосед-гигант «Авиапарк», но всё же более 100 тысяч квадратных метров, – трактовалась скорее как недостаток, чем достоинство. Приходилось занимать почти весь участок на углу двух улиц, напротив невзрачного типового жилья 1980-х, рядом с довольно загруженным шоссе. И при этом откуда-то выкраивать место под наземные парковки, общественные и пешеходные зоны, делать их привлекательными и комфортными. В одном из интервью Эрик Валеев назвал свой главный профессиональный принцип в этом проекте «работой с ограничениями», которые он попытался «трансформировать в позитивные драйверы дизайна».
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Ни «зеркально-стеклянные» композиционные решения, ни простые или сложные геометрические формы до «позитива» не дотягивали. Визуальную монотонность, особенно вдоль протяженных фасадов здания, Эрик Валеев победил живой, хотя и техничной по сути фасадной пластикой. Первый приём: и со стороны 4-й Магистральной улицы, и со стороны Хорошёвского шоссе здание напоминает пирог со сдвинутыми друг относительно друга «слоями» (что не мешает чётко считывать четыре наземных этажа). Второй приём тоньше: фасады перламутрового оттенка кажутся глухими, но по мере приближения к главному входу металлические створки словно естественным образом, под порывами ветра, «приподнимаются» – и «замирают» под разными углами, обнажая оконные стекла.

Несмотря на то, что главный фасад смотрит на север и всегда находится в тени, форма, цвет и ритмическое расположение его элементов придают большим по площади поверхностям лёгкость и фактурность. Подобно тому, как мастера архитектурного рисунка воссоздают любые объемы, пропорции и игру светотени «монотонными» параллельными штрихами, архитекторы IQ Studio вычёрчивают красочные и динамичные образы одноразмерными панелями. Им удалось подобрать одинаковых габаритов «открывающиеся» фасадные ламели и глухие сэндвич-панели. Высота этих элементов в 6 метров как раз соответствует высоте этажа. Кроме того, лишь 12% металлических панелей потребовалось сделать не типовыми. Таким образом, «скульптурное» решение фасадов оказалось ещё и экономичным.
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

После наступления темноты «архитектурные игры» получают дополнительное измерение и ускорение. В ламели фасадов, расположенные под углом, интегрированы светодиоды, и в вечернее время здание буквально «заливается цветом». Подсветка синхронизирована с тремя медиа-экранами, размещенными на разных фасадах. Цвето-динамические сценарии можно менять или создавать независимые, без участия рекламных плазм. Тонкая автоматика реагирует на время суток, погодные условия и освещённость. Но, так или иначе, фасады мерцают в едином ритме, и здание превращается в световую и цветовую доминанту площади, отвлекая внимание от неприглядной окружающей застройки. Именно поэтому архитектор называет свой объект «медиа-организмом».
 
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Остекление не регулярное: ряды глухих панелей чередуются с прозрачными. Причём контраста никакого нет – по мере движения вдоль фасада «хаотично разбросанных» стеклянных рядов становится всё больше. Завершает картину стеклянный «взрыв» – полностью прозрачный центральный вход, который одновременно «врезается» вглубь и «забирается» на крышу. Там он превращается в световой фонарь, впускающий солнце и воздух в интерьер.

Внутри планировка у комплекса стандартная: внизу продуктовый гипермаркет и двухъярусная подземная парковка, ещё два этажа магазинов, на верхнем четвертом этаже – фуд-корт и кинотеатр. Архитектурно же наиболее интересна входная зона – смысловая точка притяжения, «магнетизм» которой усилен несколькими эффектными штрихами.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Во-первых, на керамогранитном полу ​проникающий сверху свет «дублирует» стеклянную «сетку» кровли в духе Нормана Фостера. Во-вторых, не «выпяченная» наружу, а, напротив, углубленная входная группа становится продолжением уличной площади и будто «заманивает» прохожих внутрь. Рисунок мощения бетонной плитки перекликается с рисунком укладки керамогранита и, усложняясь возле центрального входа, ненавязчиво «направляет» людские потоки, куда нужно.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio

Теперь, например, вдоль торгового центра приятно прогуляться – вопреки соседству с запыленным шоссе. Променад, траектория которого повторяет фасадные «сдвиги» и не дает заскучать, отгорожен от дороги «буфером» из зелени и скамьями – со спинками в два раза выше, чем обычно. Хотя места вокруг сформированного пятна застройки осталось совсем немного, архитекторы IQ Studio вписали сюда искусственные холмы и живые газоны. Даже фонарные столбы напоминают деревья с ветвями – получилась, по выражению Эрика, «урбанистическая роща». Если развивать эту аллегорию, то здание ТРЦ предстает урбанистическим горным массивом, с живописными «уступами», «разломами» и «лакунами». Что для унылых пейзажей Магистральных улиц – однозначно хорошо! И даже отлично.
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
zooming
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта trimo-rus.ru
Торговый центр «Хорошо». Интерьер. Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Интерьер. Реализация, 2016 © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». Реализация, 2016 © IQ Studio Фотография с сайта horoshomall.ru
Торговый центр «Хорошо». План укладки пола © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Генеральный план © IQ Studio
Торговый центр «Хорошо». Схемы © IQ Studio

Поставщики, технологии

ООО «Айкью Фасад» Фасадные системы
Архитектор:
Эрик Валеев
Мастерская:
IQ http://www.iqstudio.ru
Проект:
Торговый центр «Хорошо»
Россия, Москва, Хорошевское шоссе, д. 27

Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Эрик Валеев
Архитекторы: Сергей Никольский, Татьяна Лебедева, Андрей Жданов, Павел Тютюнник, Мария Рубачева, Юлия Жулина, Злата Тимохина.

2013 — 2013 / 2013 — 2016

Заказчик: ТПС Недвижимость (холдинг TPS Real Estate Holdings Limited)
Генеральный подрядчик: Renaissance construction
Фасадная подсветка: МДМ-лайт
Световой фонарь, ламели: Metal Yapi
Фасад: Trimo (модульная фасадная система Qbiss One)

13 Февраля 2017

IQ: другие проекты
История вопроса
Эрик Валеев и бюро IQ разработали экспозиционный дизайн для выставки «Россия. Дорогами цивилизаций» в Историческом музее.
Похожие статьи
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Лаконичный образ времени
Жилой комплекс «Тайм Сквер», построенный на северном краю Петербурга, на вид лаконичнее и эффективнее, нежели его сосед и предшественник, ЖК New time. Тем не менее, рука архитектора очень даже чувствуется: темы «черного и белого», «внутри и снаружи», а, главное, «съедающей» массу пластинчатости фасадов – разыграны как по нотам. Тут вспоминаешь и классический модернизм, и так называемый «постконструктивизм».
Новая жизнь в карьере
Общественный центр по проекту Snøhetta – первое завершенное здание нового района в бывшем карьере недалеко от Гётеборга; продажи квартир здесь еще даже не начались.
Верхом на холме
Вилла «Сидоний» в предместье Праги, в популярном месте отдыха и хайкинга, задумана архитекторами Stempel & Tesar как конструктивный и технологический эксперимент.
Цветок озера
Прообраз здания «театра Камала» в Казани – ледяной цветок: редкое и хрупкое природное явление озера Кабан «застыло» в крупных летящих контурах стеклянных экранов, ограждающих основной объем, формируя его силуэт и защищая витражи от солнца. Проект консорциума под руководством Wowhaus, включавшего «звезду» мировой архитектуры Kengo Kuma, победил в конкурсе 2021/2022 года, был реализован близко к исходному замыслу в короткие, очень короткие сроки. Театр открыт в начале 2025. Кэнго Кума предложил образ ледяного цветка и контрапост холодного снаружи – теплого внутри. В течение 2022–2024 Wowhaus сделали все для его воплощения, буквально-таки ночуя на площадке. Рассматриваем знаковое здание и увлекательную историю.
Ремикс архитектурной «классики»
Бюро E Plus Design и URBANUS/LXD Studio радикально обновили торговый комплекс в Гуанчжоу в виде старого европейского города через новое колористическое решение, устройство водных сооружений и озеленение.
Керамический ажур
По проекту OMA завершено строительство штаб-квартиры компании JOMOO в Сямыне на юго-восточном побережье Китая.
Модули из глины и древесины
Модульное офисное здание HORTUS по проекту Herzog & de Meuron возведено под Базелем из возобновляемых и вторично используемых материалов, а также должно за 31 год «окупить» с помощью фотоэлектрических панелей всю затраченную при строительстве энергию.
Торнадо миграции
В Роттердаме открылся музей миграции Fenix по проекту звездного китайского бюро MAD. Его архитектура и экспозиция посвящены самым острым проблемам современности и воспевают саму идею перманентного движения.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Волны на фасаде
Проект выставочного комплекса для агропромышленного комплекса в Биньчжоу – попытка сделать экспо-центр полноценной частью города. Архитекторы – проектный институт Чжэцзянского университета (UAD).
Уважаемая бананка
Вилла «Бананка» в словацком селе Банка, спроектированная студией Paulíny Hovorka, своей необычной формой образует вокруг уютные зоны взаимодействия с природой.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Технологии и материалы
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Сейчас на главной
Полотно на веревке
Вилла Casa de Linho, построенная по проекту бюро Tetro на окраине Белу-Оризонти, романтизированно изображает профессиональную деятельность заказчицы-модельера.
Изначальная материя
В интерьерах лобби жилого комплекса FØRST бюро WALL смогло развернуть общую концепцию в неожиданном направлении: через соединение брутальных ортогональных форм с природными материалами, создав ассоциации с северной природой, скалами и сосновым лесом.
Тайга во дворе
В тюменском жилом комплексе «Сердце Сибири» по проекту АБ «Вещь!» благоустроены дворы «Южная тайга» и «Северная тайга», а также бульвар «Тропа Сибири». Малые архитектурные формы отсылают к Тунгусскому метеориту и медвежьей берлоге, активная геопластика помогает усложнить пространство и маршруты.
Пресса: В Петербурге выбрали облик вестибюля станции метро...
В конце июля в Петербурге подвели итоги архитектурного конкурса на концепцию административного корпуса вестибюля новой станции метро «Лиговский проспект — 2». Первое место заняла работа «Студии 17», второе — архитектурного бюро SLOI Architects, третье — «А.Лен». Многие петербуржцы на решение жюри отреагировали неоднозначно и требуют пересмотра результатов. Собака.ru собрала мнения экспертов о проектах участников.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Квадраты и ромбы
В проекте дома на 51 социальную квартиру в Барселоне от бюро Cierto Estudio учтены местные климатические и общественные условия.
Магия закулисья
Интерьер ресторана «Сайар» от бюро Merilo Design, расположенного в здании театра имени Галиасгара Камала, поражает воображение феерическим разнообразием и качеством реализации различных элементов, тем и приемов, перефразирующих на современный лад мотивы татарской культуры и образы театра.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
Развитие ландшафта
ЖК «Альпен» спроектирован TOBE architects для вытянутого участка, выходящего к реке Охта. Архитекторы предложили террасированную форму, несколько серых оттенков, а также выступающие за плоскость стены эркеры и балконы – по замыслу все это отыгрывает образ горного массива, который естественным образом сочетается с рекой.
Времени действительно нет?
С 22 июля по 5 октября 2025 года в Аптекарском приказе в Музее архитектуры работает выставка «Времени нет» – совместный проект МУАР и сообщества ЦЕХ, куда входят архитектурные бюро Saga, ХОРА и NOWADAYS office. ЦЕХ собрал двадцать одного участника, предложил им изучить цифровой каталог Музея архитектуры, выбрать оттуда документы или произведения искусства и на основе или в диалоге с ними создать оригинальные работы.
Вожу с собой
Дом Voyager, сделанный Lab House из морского контейнера и поставленный на шасси, можно прицепить к грузовому автомобилю и увезти в красивое место. Дом автономен, а внутри есть все, необходимое для комфортной жизни. Площадь значительно расширяет складная терраса.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Арка, гранит, 90-е
В Петербурге подвели итоги конкурса на концепцию вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2», который станет частью узла Высокоскоростной железнодорожной магистрали. Показываем концепции всех финалистов, чуть подробнее останавливаемся на призерах и пытаемся понять, почему выбор жюри оказался именно таким.
Масштаб и драйв
Реконструкция интерьеров главного корпуса РУДН по проекту бюро HAAST – еще один пример переформатирования памятника советского модернизма в соответствии с современными представлениями об эстетике, комфорте и функциях, которые должны присутствовать в успешной и не чуждой инновациям образовательной институции.
Универсальный игрок
Офисный комплекс, выстроенный на 80% из древесины по проекту бюро ALTA на окраине Рена, стал «посредником» между сельским ландшафтом и насыщенной городской средой.
Лес вместо ленты
Studio Rostovskii разработала концепцию загородного комплекса, в котором гостям предлагают отключиться от городской суеты в буквальном смысле: мобильная связь блокируется почти на всей территории и перестает отвлекать от общения и созерцания. Коттеджи и другие постройки с отделкой из термолиственницы и кортеновской стали учитывают рельеф и ландшафт и также помогают разглядеть красоту вокруг.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Город как сюжет
Подход Сергея Скуратова к крупным участкам хочется определить как «тотальный дизайн-код» – он в равной степени внимателен к общей композиции и деталям; а также настроен на то, чтобы абсолютно всё было продумано и подчинено авторской воле. Ренессансный, если подумать, подход, титанический труд, требующий завидной воли и упорства. Ну, и результат – заметные произведения. Рассматриваем возрожденный проект центральной части жилого района «Седьмое небо» в Казани, структуру, продуманную до «градиента акцентности» (sic!) фасадов. А также «литературную» идею и даже авторские сомнения в ней.
Графский парк
Проектное бюро М4 благоустроило Милютинский парк в Алупке. Архитекторы мягко подчеркнули богатство ландшафта с помощью авторских МАФов, а также добавили яркий акцент – бетонные лепестки, очерчивающие сцену с амфитеатром.
Верная функция
Подбирая новую функцию для бывшей детской больницы конца XIX века в Иваново, бюро BOMAR и заказчик отказались от надежных офисов в пользу преемственности: в конечном итоге здание превратилось в детский образовательный центр. Стратегия оказалась верной: арендодатели нашлись быстро, а история объекта культурного наследия продолжилась.
Сад надежды на свободу
В Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале в октябре открыли Сад арестантского корпуса: там, где с XVIII века до оттепели была тюрьма. Авторы архитектуры – NOῨD Короткий метр, ландшафта – бюро МОХ. Садов на самом деле не один, а два разных. Очень разных. Пытаемся разобраться, правильно ли они воздействуют не эмоции посетителя и заодно показываем красоту июньского цветения рудеральных растений.
Восставший в пепле
Словенское бюро Ofis восстановило из руин историческое шале Адольфа Мура начала XX века на берегу Бохиньского озера. Его основной объем выполнен из дерева, карбонизированного по традиционной технологии.
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
Упрощение для гармонии
По проекту alexey podkidyshev studio в центральной части Грозного началась реновация Музея Чеченской Республики. Новая планировочная структура сделает музей удобнее, а фасадная система и работа с объемом позволит сбалансировать ансамбль со зданием драматического театра. Благоустройством прилегающих территорий занимается TGNK landscape.
Южный остров
Клубный дом «Моретта» строится по проекту бюро Archivista в одном из особенно зеленых районов Сочи. Команда вписала в сложный рельеф не только жилые корпуса, но и детский сад, двухуровневый паркинг, коммерческие помещения, а также благоустройство и новые пешеходны маршруты, которые делают среду района более комфортной. Статус резиденций подчеркивают дорогие облицовочные материалы, моллированное стекло и лаконичные формы.
Светлое подземелье
На Центральном вокзале в Амстердаме открылся новый терминал для пассажиров, отправляющихся в Лондон поездами Eurostar. Авторы проекта – ZJA Architects & Engineers и Superimpose Architecture.
Метро как искусство. Деконструкция
В Музее Москвы до 24 августа 2025 года работает выставка «Высоко под землей», посвященная 90-летию московского метро. Столичная подземка – больше, чем транспорт, это гигантский арт-объект, который мы ежедневно не замечаем. Главный трюк экспозиции – заставить увидеть в утилитарном самостоятельное искусство. Метро предстает как результат одержимости деталями, как коллективный труд тысяч людей, как место, где технологии скрываются за красотой.