Мастер подвижных сил

Умер Борис Стучебрюков.

mainImg
Больше двадцати последних лет Борис Стучебрюков был коллегой Бориса Левянта по руководству ABD architects, «заместителем генерального директора по проектированию», по его собственным словам – строил дома, и многое заставляет думать, что некоторая значительная часть формообразования архитектуры ABD исходила именно от него. Хотя архитекторы не раз подчеркивали, что не вмешиваются в работу ГАПов бюро, предоставляя им свободу и ответственность, но некоторые созвучия между кинетическими объектами, которые Стучебрюков делал и выставлял начиная в восьмидесятых, хочется видеть. Есть в некоторых проектах ABD поэтика простого-сложного механизма, попадающая в резонанс с его самонапряженными структурами, одновременно невероятными и элементарными. «Галатея» из 22 250 лезвий похожа на ежа, медузу и стадионы мировых «звезд», увиденные из самолета, но в отличие от стадионов, она подвижна.

Объект «Галатея» на фестивале Science Art:


Сходство архитектуры и объекта может быть и не важно, а может быть и неправдой, случайностью. Правда то, что Борис Стучебрюков серьёзно относился к архитектурной морали и этике, как с точки зрения качества работы, так и соблюдения всех норм. Не жаловался на опыт проектирования панельных домов в Мосгражданпроекте, а ценил его (см. интервью). Уважал организационный опыт и «умение работать» иностранных коллег, но не считал, что русские архитекторы слабее их творчески. Любил русский рационализм двадцатых и считал себя его последователем, а в 2000 устроил ретроспективную выставку своих кинетических работ, сопоставив их с механизмами XIX века Пафнутия Чебышева. Интерес к корням совершенно не приводил у него к копированию и повторениям, даже авангарда. У Стучебрюкова получался какой-то собственный рационализм. Рациональный, но не минималистичный, красивый, но не чрезмерный. Что возвращает к кинетическим объектам, о которых Вячеслав Колейчук написал в каталоге кинетизма, что «в руках автора стальная «ткань» начинает переливаться», и что они имеют большой игровой потенциал (1994, см. цитату из каталога). Действительно, «ежа» из лезвий так и хочется взять в руки, пусть даже в перчатках.

Борис Стучебрюков рассказывает о своих объектах:


Борис Дмитриевич Стучебрюков родился в 1950 в Южно-Сахалинске, изучал химию в московском Институте тонкой химической технологии, учился в Университете Томска. Специальность архитектора получил в 1980 в московском Институте землеустройства, где в то время преподавали Андрей Владимирович Иконников и Селим Омарович Хан-Магомедов. С 1985 член Союза архитекторов, с 1994 член Московского союза художников.

Скорбим и помним.
zooming
Борис Стучебрюков. 1950–2016

16 Июля 2016

Похожие статьи
Памяти Александра Раппапорта
Человек, «глубоко мыслящий и всесторонне одаренный»; «ренессансный гений – уникальный эрудит, мудрый философ, тончайший поэт, виртуозный музыкант и проницательный художник»; «один из последних архитекторов, входивших в интеллектуальную элиту»... С нами больше нет Александра Раппапорта.
Памяти Алексея Розенберга
Сегодня в 13:00 в церкви Нерукотворного Образа в Клязьме состоится отпевание Алексея Розенберга. Вспоминаем его архитектуру. Она была свободной, разнообразной, тонкой и узнаваемой.
Памяти Марии Зубовой
Мария Зубова преподавала историю искусства и архитектуры нескольким поколениям студентов МАРХИ. Художник, иконописец, искусствовед, автор учебников, книги о графике Матисса, инициатор переиздания книг Василия Зубова по истории и теории архитектуры, реставрации и христианской философии.
Не-стирание. Памяти Николая Лызлова
Николай Лызлов умер три дня назад, 7 июня. Вспоминаем его архитектуру, старые и новые проекты, построенное и не построенное, принципы и метод, отношение к среде и контексту. Светлая память. Прощание завтра в ЦДА.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.