Архсовет Москвы–35

7 октября Архитектурный совет рассмотрел и поддержал проект оперного театра-студии при Московской консерватории, но отправил на доработку офисное здание в Костомаровском переулке.

mainImg
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/
Оперный театр-студия в Среднем Кисловском переулке
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Общий вид © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Проект оперного театра разработан компаниями «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» и «Архструктура» в рамках большого проекта реконструкции комплекса Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. За концепцию планировки территории отвечал коллектив «Моспроекта-4». Участок авторам достался сложный – старый и тесный московский двор с частично выведенными из эксплуатации корпусами консерватории. Невысокие протяженные здания расположены строго по периметру почти квадратного двора, в центре которого приютилась еще одна двухэтажная постройка. Из-за нее из открытого дворового пространства остались лишь узкие коридоры по бокам и небольшая площадь перед центральным входом. Попасть же на территорию будущего театра можно только через тесную арку со стороны Среднего Кисловского переулка.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Генплан © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Под нужды театра отведена часть построек этого дворика, причем большинство из них на момент начала проектирования находилось в плачевном состоянии. Один из боковых корпусов в восточной части участка, являющийся вновь выявленным памятником культурного наследия, в проекте предлагается сохранить и реставрировать. Еще в 2003 он перестал использоваться по назначению из-за обрушения конструкций, но спустя десять лет был восстановлен силами консерватории. Центральный же объем, утративший свой исторический облик, решено разобрать и возвести заново в новых материалах, но в точном соответствии с ранее существовавшей постройкой. Над ним запроектирована двухэтажная «шайба», обернутая двухслойным фасадом из матового стекла с встроенной интерактивной светодиодной подсветкой. Эта надстройка призвана компенсировать дефицит площадей, вместив учебные студии, мастерские и репетиционные залы. Той же цели служит возникшая внушительная подземная часть.

Между собой боковой и центральный корпуса связаны общим атриумом. Атриум служит и центральным входом в театр, и распределительной, буферной зоной: все главные помещения располагаются вокруг него. В атриуме, ограниченном с двух сторон уличными фасадами зданий, устроена парадная лестница, ведущая глубоко вниз. Дело в том, что театральная сцена на 500 мест спрятана в подземной части. Спускаясь по лестнице, посетители смогут попасть на нужный им уровень – балкон, бельэтаж или партер. Зал оснащен современной сценой-трансформером, легко меняющей размеры и обеспечивающей почти мгновенную смену декораций.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Разрез © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

По словам Евгении Муринец, представленный проект полностью соответствует ГПЗУ. Особую поддержку данной работе высказали и представители Департамента культурного наследия. При этом не удалось избежать долгого и противоречивого обсуждения. Началось оно с целой серии вопросов практически от каждого члена совета. Больше всего их взволновал единственный предусмотренный на территорию въезд через арку, что не соответствует ни градостроительным, ни пожарным нормам. Сергей Кузнецов обратил внимание на то, что боковой корпус очень тесно примыкает к зданию на соседнем участке, но при этом вместо логичной в такой ситуации брандмауэрной стены появляется огромное количество окон.

Неоднозначным показалось и решение надстройки, которая внешне выглядит как сценическая коробка, но таковой не является. Сергею Кузнецову это показалось нерациональным: зачем убирать сцену под землю, а наверху делать ее муляж? Авторы объяснили, что сцена не нуждается в естественном освещении, а, поскольку речь идет не просто о театре, а о театре-студии, то имеется целый перечень помещений – репетиционные залы, учебные студии, мастерские и др. – которым естественный свет необходим. Доводы архитекторов не убедили Алексея Воронцова, уверенного, что акцентировать таким образом верхнюю часть чисто утилитарного назначения не совсем правильно. Это обманет и запутает посетителя, который при подходе к театру решит, что именно вверху находится сцена. Образ надстройки стоит решить проще и чище – убежден Воронцов.
Оперный театр-студия на 500 мест. Атриум © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Андрей Гнездилов планировку и компоновку театра назвал «экзотичной»: зал в подвале, в объеме, похожем на колосниковую коробку – репетиционные залы, которые можно было бы вместить в любой другой объем, окна выходят не на улицу, а в коридор. «При том, что работа выполнена качественно и остроумно, не оставляет ощущение, что тебя все время пытаются обмануть, – поясняет Гнездилов. – Форма убедительная, но содержание ложное. И это заставляет меня очень критически отнестись к работе».

Евгений Асс, отметивший, что по многим параметрам авторы справились со своей задачей, тем не менее, высказал недоверие к решению превратить весь центральный объем исторического ансамбля во входной вестибюль с гардеробными. Не понравилось ему и решение с надстройкой. По его мнению, она не вступает в диалог с окружением, остается «чужаком» в этом маленьком и тихом московском дворике. Пространства внутри очень тесные, но нет интеграции нового строительства в городскую ткань при чрезвычайном градостроительном уплотнении – уверен Асс. Никак не артикулирован, по его мнению, и вход во двор: как зритель сможет найти театр, как он догадается, что он спрятался внутри двора? Ведь из переулка его не видно. Сравнить представленное решение Асс смог только с театром «Практика», где тоже приходится входить через «подворотни». Здесь с Ассом не согласились его коллеги. Сергей Кузнецов напомнил, что в современном мире довольно часто объекты культуры оказываются в крайне стесненных условиях, и в этом нет вины архитектора. Алексей Воронцов добавил, что такое расположение, наоборот, создает особую романтическую атмосферу, напоминая о европейских улочках и двориках: «Театры в Вероне или в Венеции тоже не сразу найдешь, однако это не делает их менее привлекательными для посетителей,» – прокомментировал Воронцов.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Интерьер атриума с парадной лестницей © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Поддержал проект и Сергей Чобан. По его мнению, он существует в сложных пограничных условиях. Но авторам, тем не менее, удается создать даже некое общественное пространство. Конечно, его нужно усилить за счет разнообразия функций, сделать больший акцент на зоне центрального входа: «это могло бы решить проблему его анонимности». Сносить центральное здание и строить его заново, по мнению Чобана – очень сомнительное предприятие. Куда честнее было бы построить новый и цельный театр без надстройки. Но, зная, что в охранной зоне закон позволяет действовать только в режиме регенерации, Чобан предложил представленный проект, выполненный, по его словам, чисто и аккуратно, поддержать, потому что в таких условиях это хорошее и оригинальное решение. Мысль Чобана подхватил Алексей Воронцов, предложивший в первом этаже предусмотреть общественную функцию – кафе с летней террасой или небольшой ресторан вместо технических помещений, что заметно оживило бы весь театральный комплекс.
zooming
Оперный театр-студия на 500 мест. Главная сцена © ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские», ООО «Архструктура»

Основной недостаток проекта, по мнению Владимира Плоткина – «отсутствие ощущения среды». Зал на 500 мест не слишком велик и вполне сомасштабен существующему пространству двора, но качество пространства в этом проекте не отмечено. Что же касается планировочного решения, то его Плоткин посчитал весьма остроумным и, в целом, проект поддержал. В итоге, с небольшим перевесом работу решено было одобрить, рекомендовав авторам учесть замечания: более тщательно продумать и организовать пространство двора, «успокоить» верхнюю надстройку и более разнообразно спланировать первый этаж.

Административно-офисное здание в Костомаровском переулке
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Первый вариант © «Группа АБВ»

Участок, выделенный под строительство офисного здания, разработанного «Группой АБВ», занимает угловое положение на пересечении Костомаровского переулка с Костомаровской набережной реки Яузы. Рядом проходит мост через реку, а на противоположном берегу, точно напротив рассматриваемого участка расположен Спасо-Андроников монастырь. При проектировании приходилось учитывать важность местоположения и многочисленные ограничения ландшафтно-визуального анализа с целью сохранения хорошего обзора монастыря со всех видовых точек. В результате, изначально простой объем, занявший вытянутый вдоль переулка прямоугольный участок, оказался многократно усечен и обрезан. Часть здания со стороны набережной пришлось понизить до 4 этажей, кроме того, сильно «обтесать» по бокам, из-за чего прямой торец превратился в острый угол, похожий на нос корабля, устремленный в сторону реки.

Основной объем здания, достигающий 34 метров в высоту, в торце со стороны реки тоже приобрел плавные, скругленные очертания. Он, словно стремясь скрыть свое присутствие, полностью стеклянный. Маленькая четырехэтажная часть заметно более материальна, и для нее предложено два варианта отделки. Первый – из темно-красного кирпича с металлическими вставками и белыми горизонтальными поясами из архбетона. Второй – из светлого натурального камня. Главный вход в здание организован со стороны переулка. На первом этаже устроен видовой ресторан.
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Второй вариант © «Группа АБВ»

Предваряя обсуждение, Сергей Кузнецов пояснил, что такой небольшой объект неслучайно вынесен на рассмотрение совета. Здесь крайне важно его место в городе – знаковое и с градостроительной точки зрения, и в связи с ответственным соседством с монастырем, и ввиду общегородской задачи формирования фронта набережных. По мнению главного архитектора, представленный проект – качественный и хорошо проработанный – выглядит слишком функциональным. «Такая архитектура могла бы быть уместной в любой другой точке Москвы, но здесь она кажется слишком простой. Объем обрезали в соответствии с высотными и видовыми ограничениями, не добавив ничего своего,» – прокомментировал Кузнецов, высказав общее недоверие к подобным методам проектирования, когда архитектурный образ и силуэт здания формируются только нормами инсоляции и разрешенными высотными параметрами.

Андрей Гнездилов согласился с суждением главного архитектора, добавив, что с самого начала проектирования был знаком с проектом и с горечью наблюдал, как «традиционные способы ландшафтно-визуального анализа приводят к появлению таких угловатых, неловких объемов». В результате, по мнению Гнездилова, пытаясь не навредить монастырю, новое здание, наоборот, начинает с ним спорить. «Здесь нужно нетривиальное авторское решение, трюк,» – уверен Гнездилов. Похожего мнения придерживается и Михаил Посохин, убежденный, что в таком знаковом месте надо лучше работать над архитектурным образом.
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Генплан © «Группа АБВ»

Владимир Плоткин коллег не поддержал, вспомнив, что и сам в своей практике очень часто оказывается в ситуации, когда архитектуру определяют ограничения и соседство с каким-нибудь «сакральным» объектом. Тогда и город, и заказчик требуют от архитектора сделать скромную, незаметную, как можно более контекстуальную архитектуру. Это всегда очень сложно. Именно поэтому архитектор не стал давать авторам таких смелых советов, как предыдущие выступающие. По его мнению, авторы сделали очень аккуратный объем, но угловое положение на открытом пространстве волей-неволей делает его доминирующим, здание невозможно спрятать. Поэтому авторам стоит тщательней продумать качественные решения: «возможно, высокое качество реализации вытянет весь объем». Еще Плоткин посоветовал попробовать решить здание в одном материале. «Здание достаточно маленькое, но при этом имеет двухчастную композицию, подчеркнутую использованием разных материалов. Вероятно, целиком решенное, скажем, в натуральном камне, оно выглядело бы более цельным» – порекомендовал Плоткин. Авторы, в свою очередь, показали один из первоначальных вариантов, где офисный центр сделан полностью стеклянным. Вариант членам совета понравился.

Но тут в дискуссию включился Сергей Чобан. Он, отказавшись всерьез рассматривать изрубленный ограничениями объем, обратился к совету с предложением о возможном пересмотре высотных отметок. По его убеждению, фронт набережной должен быть сознательно сформирован более крупным и важным объектом, тем более, что существующие соседние дома значительно выше и масштабнее, чем рассматриваемый. Фасад, выходящий на набережную, необходимо хорошо проработать. Сейчас же вся форма здания кажется Чобану неубедительной и должна быть пересмотрена, иначе город получит еще одну градостроительную ошибку. Сергей Кузнецов тут же адресовал вопрос представителям ландшафтно-визуального анализа, и оказалось, что возможность для пересмотра имеется, просто изначально ставилась задача сформировать понижение в сторону реки с учетом перспективной застройки территории завода «Серп и Молот».
zooming
Административно-офисное здание в Костомаровском переулке. Разрез © «Группа АБВ»

Евгений Асс добавил, что, помимо пересмотра всей объемно-пространственной композиции с учетом вновь выявившихся возможностей, стоит подумать над акцентированием угла. Кроме того, участок, с которым Асс много работал вместе со студентами МАРШа, должен рассматриваться не только с точки зрения соседства с монастырем. Объект должен быть и частью перспективной линии при взгляде с моста, и единым целым с застройкой набережной. Но делать объем «такой странной формы, чтобы историки в будущем ломали голову над тем, что же с ним могло случиться», по убеждению Асса, ни в коем случае нельзя.

Итог обсуждению подвел Сергей Кузнецов. В целом, он выразил уважение к проделанной работе и уверенность в высокой квалификации ее авторов, оказавшихся в ловушке. Им он предложил подумать над альтернативными вариантами – либо, по предложению Плоткина, слегка упростить объем и решить его в одном материале, либо, по предложению Чобана, целиком пересмотреть форму. Оба варианта будут рассмотрены в рабочем порядке.
Мастерская:
Архитектурная мастерская «Группа АБВ» http://www.abv-group.ru/

08 Октября 2015

Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Архсовет Москвы – 77
Совет поддержал проект башни, завершающей ансамбль ВТБ Арена Парка с северной стороны. Авторы проекта – UNK – предложили увеличить ее высоту со 100 до 150 м для лучших пропорций. В ходе обсуждения возникли предложения увеличить высоту сильнее, сделать башню стройнее и сдвинуть с оси ТТК, что она не замыкала его перспективу от Беговой.
Архсовет Москвы–76
Архитектурный совет Москвы горячо поддержал новый проект Юрия Григоряна для ТПУ Парк Победы, в котором измененные высотные ограничения позволили предложить тонкую стройную башню 300-метровой высоты. После обсуждения некоторых нюансов как эксперты, так и МКА единодушно пожелали проекту качественной реализации, пообещали следить за ней и поддерживать.
Архсовет Москвы – 75. Между принятием и отвержением
Обсуждение высокоплотного жилого комплекса на Пресненском валу-27 вылилось в дискуссию о допустимых параметрах застройки промзон мегаполиса в целом и полномочиях Архсовета в частности. Проект отправили на доработку с ремаркой, что радикальная переработка все же не требуется. Рассказываем о проекте и об обсуждении.
Архсовет Москвы – 74
Проект ЖК на территории ПВСВ, построенной по проекту архитекторов мастерской Весниных, тесно соседствует с известным «Домом-Самолетом», но сохранных памятников конструктивизма на его территории немного. Авторы – АБ ЦЛП, – уделили много внимания памяти о конструктивистском прошлом места, так же как и парку. Но главной темой обсуждения совета стала проницаемость территории в будущем хотя бы для транзитного прохода.
Архсовет Москвы – 73
Архсовет поддержал проект здания ресторанного комплекса на Тверском бульваре рядом с бывшей Некрасовской библиотекой, высоко оценив архитектурное решение, но рекомендовав расширить тротуары и, если это будет возможно, добавить открытых галерей со стороны улиц. Отдельно обсудили рекламные конструкции, которые Сергей Чобан предложил резко ограничить.
Архсовет Москвы – 72
Концепцию развития территории бывшего завода «Красный богатырь», разработанную Buromoscow и включающую идеи сохранения пяти исторических зданий без статуса ОКН, Архсовет Москвы поддержал, выразив надежду на превращение будущего комплекса площадью 473 000 м2 в часть нового линейного центра, формирующегося на северо-востоке города вдоль Яузы; эксперты также предложили повысить высоту части башен не до 100 метров, в больше.
Архсовет Москвы–71
Высотный – 105 м в верхних отметках – многофункциональный комплекс «ТПУ «Парк Победы», расположенный на границе между «сталинской» и «парковой» Москвой, был доброжелательно принят архитектурным советом Москвы, но все же получил такое количество замечаний и комментариев, что проект было решено отложить и доработать, придерживаясь, однако, выбранного направления поисков.
Архсовет Москвы–70
Архсовет единодушно одобрил проект реконструкции гостиницы «Варшава» на Калужской площади, а обсуждение превратилось в деликатную дискуссию о подходах к градостроительным приоритетам: должно ли здание работать «на городской ансамбль», или решать локальные задачи в рамках заданного участка. Ответ – нельзя сказать, чтобы однозначный, прозвучали предложения создать на этом месте более заметный и высокий акцент, но были отклонены.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Архсовет Москвы-65
Архсовет поддержал проект размещения скульптур Виктора Корнеева на проектируемой станции метро «Лианозово», рекомендовав «усилить провокацию».
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Архсовет Москвы-63
Архсовет рассмотрел проект реконструкции Детского музыкального театра юного актера на улице Макаренко, представленный бюро Kleinewelt Architekten, выбрал из трех вариантов наиболее интересный и рекомендовал его доработать.
Архсовет Москвы-62
Собравшийся 3 июля архсовет Москвы не согласился с проектом многофункционального комплекса за Даниловским фортом, в котором, по мнению экспертов, не хватило общественной функции и сдержанности по отношению к соседним зданиям.
Архсовет Москвы-61
На архсовете рассмотрели масштабный жилой проект в границах Большого Сити: ЖК «Береговой» вырастет цепочкой разноэтажных высоток и максимально раскроется к реке, где возникнет продолжение Филевской набережной.
Технологии и материалы
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сейчас на главной
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
Слобода 2.0
Мастерская sp architect разработала для малоэтажного жилого района Мурома концепцию застройки, которая включает такие типологии как «изба», «амбар» и «башня». Разновысотные дома формируют пять кварталов с приватными двориками и палисадниками, а скатные кровли и кирпич дополняют образ уютного городка.
Городок-сороконожка
Лицейский городок, спроектированный архитекторами ATRIUM на берегу заповедного озера орнитологического заповедника Имеретинской низменности, – новый и ответственный для авторов опыт работы с образовательным объектом: это не просто школа, а Президентский лицей для всестороннего развития одаренных детей на 2500 учеников от 3-летнего возраста до старшей школы, и новый общественный центр для всей территории Сириус. Разбираемся в структуре и архитектуре «лицейского городка».
Московский K-pop
Магазин корейской косметики Hollyshop от Sinitsa Buro предлагает посетителям окунуться не только в широкий ассортимент средств для здоровья и красоты, но и в K-pop эстетику, слегка адаптированную с учетом московских трендов.
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
В поисках стиля: паттерны и гибриды
Специально для Арх Москвы под кураторством Ильи Мукосея и по методике Марата Невлютова и Елены Борисовой студенты первых курсов МАРШ провели исследование «нового московского стиля». Результатом стала группа иконок – узнаваемых признаков, карта их распространенности и два вывода. Во-первых, ни один из выявленных признаков ни в одной постройке не встречается по одиночке, а только в «гибридах». Во-вторых, пользоваться суммой представленных наблюдений как готовым «определителем» нельзя, а вот началом для дискуссии она может стать. Публикуем исследование. Заодно призываем к началу дискуссии. Что он все-таки такое, новый московский стиль? И стиль ли?
Эллипс на арках
Бюро Matveev_archgroup получило почетное упоминание в конкурсе на гастрономический и культурный центр во Флоренции. Архитекторы взяли за основу мотив из арок, усилив его инверсиями – перевернутыми элементами. Интеграции в историческую среду способствуют полупрозрачные материалы, колористика и проницаемость, а также сохранение структуры и функции площади, где предполагается разместить здание.