Утопия в павильоне

26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.

mainImg
Экспозиция павильона России состоит из трех залов. Поднимаясь по лестнице, на которой выстроены черные фанерные силуэты людей, попадаем в помещение с грубыми кирпичными стенами и черно-белым кино про город Вышний Волочек. Фильм не столько документальный, сколько художественный, хотя и несколько «клиповый»: коротко говоря, показаны люди, приходящие на заброшенные фабрики, и их воспоминания о прошлом. Фильм хорош и вполне лиричен (многие на открытии выставки говорили «в духе Тарковского»), зрителей перед экраном много несмотря на то, что стул всего один.

В следующем зале нас ожидает круговая панорама, картина, как говорится, маслом, написанная выпускниками Репинского института специально для выставки. Это тщательная, реалистическая и очень оптимистичная живопись, традиции которой старательно блюдутся в наших художественных институтах. Она образует с фильмом,  показываемым в первом зале, качественный контраст по всем параметрам. Там – ободранные стены, черно-белое, фрагментарное, полуразмытое и время от времени теряющее фокус, имитируя любительскую съемку, кино. Здесь веселое разноцветье, яркая зелень, цветистая вода, прорисованные до кирпичика здания; иллюзия идеальной реальности, этакого весеннего рая, воплощенной мечты, в которую зритель входит, и она окружает его со всех сторон. В том числе и снизу, так как на полу – зеркало, отражающее картину и изображающее воду. Зрители обнаруживают себя на деревянных мостках посреди нарисованного города, до некоторой степени – попадают «внутрь картины», в нарисованную иллюзию красивой, радостной, по всем параметрам лучшей жизни. Это что-то вроде пресловутого очага, нарисованного на стене. Где-то здесь должен быть золотой ключик к жизни, полной счастья.

Найти этот ключик несложно – проверив две соседние двери (одна из них ведет на балкон, и видно, что панорама старательно вписана в пейзаж лагуны, линия ее горизонта стремится совпасть с реальной, что характерно для жанра подобных «обманок»). Так вот, «ключик» обнаруживается за одной из дверей, за которой расположен третий зал павильона. В нем представлены пять архитектурных проектов, сделанных специально для выставки в рамках кураторского замысла. Эти архитектурные проекты вписаны художниками в круговую панораму идеального будущего Вышнего Волочка, а в соседнем зале они представлены по-архитектурному, на больших планшетах.

Кураторский замысел был достаточно хорошо известен всем желающим задолго до открытия павильона, о ней рассказывали не только в Москве, но даже и в Нью-Йорке. Автор идеи – Сергей Чобан, один из трех кураторов павильона (в роли сокураторов выступают Григорий Ревзин и Павел Хорошилов). Ее суть – в том, чтобы, реконструируя заброшенные заводские здания, оживить один из многих умирающих «малых городов». В качестве примера был выбран Вышний Волочек, город между Ленинградом и Москвой, обладающий множеством полуразрушенных ткацких фабрик и столь же запущенной сетью каналов (построить каналы велел Петр I для того, чтобы превратить бывший волок в судоходную переправу), – которая делает его отчасти похожим на Венецию.

Сергей Чобан пригласил четырех архитекторов, двух из Москвы – Владимира Плоткина и Сергея Скуратова, двух из Петербурга – Евгения Герасимова и Никиту Явейна. Пятым стало бюро SPEECH Чобан/Кузнецов», проектирующее для обоих этих городов. Каждый получил свое задание: Никита Явейн работал со зданиями фабрики «Таболка»; Евгений Герасимов занимался регенерацией фабрики «Парижская коммуна»; SPEECH размышлял над развитием фабрики «Аэлита»; Владимир Плоткин превратил бывшую фабрику Рябушинских в музей техники – парк «Познание мира»; Сергей Скуратов спроектировал культурный центр с театром фольклора и мастерскими ремесел на пустующих островах в центре города.

Архитекторы не только получили для работы участки, привязанные к конкретной местности и объектам; они посещали город, беседовали с его мэром – словом, проекты делались совершенно всерьез. Функции выбирались не абстрактно, по примеру реконструкции фабричных зданий в столицах, а с оглядкой на реальные нужды города: например, никто из участников не предложил закрыть действующие фабрики. А бюро SPEECH предложило шить на фабрике «Аэлита» одежду модных российских дизайнеров и продавать в бутике здесь же при фабрике; и даже договорилось о гипотетическом сотрудничестве с восходящей звездой русского фэшна Алёной Ахмадулиной.

По части возрождения города план архитекторов выглядит гибридным: они не восстанавливают все заброшенные заводы и прочие общественные блага, дорогие сердцу коренных жителей города. С другой стороны, архитекторы не превращают Вышний Волочек в филиал Красной розы или Винзавода, справедливо рассудив, что такое количество современного искусства малому городу не нужно. Предполагается, что город может, отчасти сохранив свою промышленность, стать «местом встреч» для людей из Петербурга и Москвы, приезжающих, например, за стильной одеждой, в музей техники или театр. Здесь возникает еще одна тема – соответствие проекта теме биеннале. Он очень хорошо соответствует: город, в котором люди теперь встречаются все реже, по замыслу авторов должен превратиться в место встречи жителей двух столиц, и все это с помощью архитектуры.

Проект российского павильона надо признать очень хорошо продуманным, почти что  идеальным. В нем есть социальный пафос, очень много: архитекторы собрались вместе для размышлений о том, как помочь умирающему городу. Если учесть, что таких городов очень много (около 300), то тема очень важна, и, кстати сказать, ее практически никогда еще не рассматривали в позитивном ключе: о том, как все плохо, время от времени говорят, но никто не выступает на тему «что делать». Есть отклик на главную тему биеннале «люди встречаются». Есть качественная современная и разнообразная архитектура проектов. И, к слову сказать, вся экспозиция павильона (и фильм, и живопись, и, что главное, архитектурные проекты реконструкции фабрик) сделана специально для биеннале.

Экспозиция павильона выглядит очень цельной и продуманной, три зала, три темы; и эмоционально, и образно она очень ясная. Зритель попадает сначала в строгое пространство реальности, затем в сказочное пространство мечты, после чего обнаруживает архитектурные проекты – то, на чем эта мечта основана. Все это и логично, и красиво, и актуально, и важно. Одна беда – утопично. Этот проект – выставочная инициатива, теоретически она могла бы всколыхнуть страну, привиться, стать примером для других подобных инициатив и поступательно изменить реальность в лучшую сторону. Но сейчас этот проект по сути чисто художественный. Может быть, поэтому светлые дали нарисованы маслом на холсте, и неизвестно, скрывается ли за холстом волшебная дверца, ведущая в светлое завтра.

В ближайшее время мы опубликуем подробные описания всех пяти проектов, показанных в павильоне России.
Сергей Чобан, куратор и автор идеи павильона России.
Вход в павильон. Фанерные тени и реальные люди сливаются в причудливую композицию
Павильон России. Тени и люди
Первый зал, единогласно опознанный всеми зрителями как «фабрика». Фильм режиссера Дмитрия Веникова и оператора Романа Васянова
Панорама лучшей доли Вышнего Волочка и вид на лагуну в балкона. Понять отношение искусства и природы нам помогает известный архитектурный критик и зам. главного редактора журнала Made in Future Мария Фадеева
Круговая панорама в центральной части павильона России. Авторы живописи: Василий Федотов (живопись, руководитель коллектива), Татьяна Цехомская (архитектор, руководитель коллектива), живопись - Наталья Маковецкая, Сергей Курбацкий, Светлана Курбатская, Андрей Васильев, Ольга Васильева.

Фотографии Юлии Тарабариной
Настоящий фотограф в нарисованном пейзаже. На фоне - проект Сергея Скуратова
Круговая панорама. Если двери закрыты, их почти не заметно. Интереснее, когда двери приоткрывают
Проект Никиты Явейна. В пейзаже
Проект Владимир Плоткина в пейзаже
Проект Сергея Скуратова в пейзаже
Третий зал. Проекты. Слева направо - Евгений Герасимов, Владимир Плоткин, Сергей Скуратов
Третий зал. Проект SPEECH (Сергей Чобан, Сергей Кузнецов) со встроенным роликом Алены Ахмадулиной; проект Никиты Явейна

28 Августа 2010

Пресса: Вторая жизнь трущоб
Последнее время российские власти и девелоперы все чаще говорят о развитии старых индустриальных пространств. В заброшенные фабрики, склады и даже тюрьмы можно вдохнуть новую жизнь, превратив трущобы в высококлассную недвижимость. В Москве и Петербурге уже реализован ряд удачных проектов по перепрофилированию промзон под офисы и арт-кварталы.
Пресса: Венеция: место встречи
На днях завершила свою работу архитектурная биеннале в Венеции. Организаторы рапортуют: архитектурную выставку посетило на треть больше зрителей, чем два года назад, всего 170 тысяч.
Connecting people
Завершая обзор национальных павильонов XII Международной биеннале архитектуры в Венеции, расскажем о самых небольших, но отнюдь не последних по значению экспозициях Швейцарии, Израиля, Армении и Румынии. Каждая из этих стран по-своему трактовала тему встречи людей в архитектуре.
Пресса: Оптимистическое завтра. Об экспозиции Российского...
Архитектура – древнее искусство, но архитекторы, похоже, никогда не договорятся о том, как лучше обустроить нашу жизнь. Раз в два года лучшие профессионалы слетаются в застывшую во времени Венецию, чтобы подискутировать об архитектуре прошлого, настоящего и будущего.
Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Сейчас на главной
Райский птичий лай
Вилла Casa Seriema, построенная в окрестностях Белу-Оризонти по проекту бюро Tetro, своими общественными пространствами обращена на горы, а частными комнатами – на густой лес.
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.