Пространственная чувствительность

В Палаццо делле Эспозициони в саду Джардини собраны меньшие по масштабу, но не по значению проекты главной выставки венецианской биеннале «Люди встречаются в архитектуре».

mainImg
Речь идет о бывшем павильоне Италии, самом старом выставочном пространстве биеннале: этот корпус был превращен к художественной биеннале 2009 в «Дворец выставок» и получил при этом новые кафе и книжный магазин; в этом году к этим пространствам прибавилась библиотека. Но функция постройки изменилась при этом незначительно: уже достаточно давно павильон был итальянским почти номинально, на самом деле являясь пространством для главной кураторской экспозиции, дополняющим Арсенал.
Aranda\Lasch и Island Planning Corporation. Объект из серии «Современные примитивы». Фотографии Нины Фроловой
raumlabor_berlin. Проект Kitchen Monument. Фотография Юлии Тарабариной

Рядом с ним немецкое бюро raumlabor_berlin возвело свой уже не раз опробованный Kitchen Monument – многофункциональное надувное сооружение из прозрачного пластика, которое стало местом проведения семинаров и симпозиумов. В качестве сидений архитекторы предложили использовать удобные, трансформируемые и легкие деревянные стулья, из которых они также выстроили перед Палаццо эффектный «трельяж». Эти стулья постепенно рассредоточились по всему Джардини, как и было задумано авторами: они составляют основную часть их другого проекта, Generator: кроме стульев raumlabor_berlin предложили посетителям биеннале верстаки, инструменты и деревянные модули, из которых можно собрать также столы и стеллажи.
raumlabor_berlin. Проект Kitchen Monument

Подобное активное участие человека в оформлении окружающего его пространства вполне укладывается в рамки, заданные организаторами биеннале. Девиз выставки этого года толкуется ими как отсылка к проблеме пространства (поэтому Седзима и дала каждому из участников полную свободу на доверенном им «участке»), а также к проблеме его качества. По их мысли, каждый человек должен развивать в себе «чувствительность» к окружающей его архитектурной среде, размышлять о том, как можно ее улучшить (а возможности для оптимизации есть всегда) и стремиться к воплощению своих идей. Поэтому непривычные для «традиционной» архитектурной экспозиции проекты призваны, помимо прочего, стимулировать такое обостренное восприятие, не показывая или рассказывая, а вызывая у зрителя те или иные ощущения.
Керит Вин Эванс. «Джоанна (Глава первая)»

У входа в «Дворец выставок» также расставлены объекты из серии «Современные примитивы» американских студий Aranda\Lasch и Island Planning Corporation. В этих черных и белых кристаллических объемах воплощены параллели между архитектурным формообразованием и принципами мироздания. Но возможностей для интерпретации у каждой инсталляции, что не раз подчеркивала куратор Кадзуо Седзима, должно быть много, поэтому эти многогранные «скульптуры» вполне можно воспринять как дополнение/контраст к безликому фасаду Палаццо делле Эспозициони.
В его первом, затемненном зале помещена работа британского художника-концептуалиста Керита Вин Эванса (Cerith Wyn Evans) «Джоанна (Глава первая)» – написанное неоновыми буквами начало стихотворения американского поэта Джеймса Меррилла. Этот проницаемый светящийся текст представляется комментарием к вопросу о пространственном воплощении смысла и, учитывая модернистский характер первоисточника, о его однозначности или многообразии.
Andrés Jaque Arquitectos. Объект Fray Foam Home

Мадридская мастерская Andrés Jaque Arquitectos, напротив, обратилась к конкретике: их объект Fray Foam Home, легкая структура из проволоки с подцепленными к ней пластиковыми фруктами, бумажными «зонтиками» для коктейлей и прочими символами повседневной жизни посвящен «политическим» конфликтам, которые происходят каждый день в квартирах обычных людей. Решение принять душ связано с затратой дефицитного продукта – питьевой воды – и с использованием инфраструктуры, то же самое касается вопросов питания, использования электричества, и так далее. Авторы инсталляции также предлагают варианты решения таких конфликтов, но они лежат скорее в области идей, чем реальности.
«Карузо Сент-Джон» и Томас Деманд. Проект Nagelhaus
«Карузо Сент-Джон» и Томас Деманд. Проект Nagelhaus

Немецкий фотохудожник Томас Деманд (Thomas Demand) и британские архитекторы «Карузо Сент-Джон» представили уже получивший известность проект для Цюриха, причем в масштабе 1:1 – «Дом-гвоздь» представляет собой два «муляжных» и поэтому абстрактных дома, которые планируется расположить под эстакадой на одной из наименее ухоженных площадей города. Эти две постройки должны напоминать как о располагавшейся там когда-то улице, так и о прославившемся на весь мир домике жителя китайского города Чунцин: застройщик полностью сносил район традиционной застройки, но этот горожанин переезжать отказался, и вскоре его жилище очутилось на островке посреди огромного котлована.
Кадзуо Седзима. Комплекс художественных галерей на острове Инудзима. Проект

Сама куратор показала в Палаццо делле Эспозициони свой проект комплекса художественных галерей для небольшого острова Инудзима, а также проект музея для другого острова, Тесима, авторства ее партнера по SANAA Рюэ Нисидзава. Обе работы построены на взаимодействии здания и ландшафта – на самом, пожалуй, прямом понимании темы пространства, поэтому они представлены в виде огромных макетов прилегающей местности; сами будущие постройки занимают на них минимальную площадь.
Кристиан Керец. Модель конструкции музея современного искусства в Варшаве

Швейцарский архитектор Кристиан Керец (Christian Kerez), лучше всего известный широкой публике благодаря своему художественному музею Лихтенштейна в Вадуце, получил в свое распоряжение целых два зала, где продолжил «традиционную линию» и разместил макеты своих последних проектов и их фрагментов.
Лина Бо Барди. Общественный центр SESC Pompéia в Сан-Паулу. 1982. Фото © Nelson Kon

Нашлось также место и для обращения к истории: подробно представлен комплекс SESC Pompéia в Сан-Паулу (1982) – реконструированная фабрика – общественный центр Лины Бо Барди (Lina Bo Bardi), замечательного бразильского архитектора итальянского происхождения (1914-1992). В этой работе она разместила рестораны, бальные и выставочные залы, помещения для занятий лепкой и т. д. в существующих корпусах, оттенив их монументальный масштаб продуманно организованным общественным пространством вокруг. В итоге возник комплекс, где четкость планировки сочетается с активным взаимодействием между людьми.
Седрик Прайс. «Веселый дворец». 1960-61

Как и в творчестве Бо Барди, Седзима нашла родственные себе черты в работах британского архитектора Седрика Прайса (Cedric Price) (1934-2003), повлиявшего своими «бумажными» проектами и идеями трансформируемой, «зеленой», кинетической и «веселой» архитектуры на направление хай-тек, на Рема Колхаса и на многих других деятелей современной архитектурной сцены. Наследие Прайса представлено в Палаццо делле Эспозициони в виде рисунков и видео его выступлений.
Том Сакс. «Лучезарный город»

Также «взглядом в прошлое» можно назвать подборку работ нью-йоркского художника Тома Сакса (Tom Sachs), который создал скульптуры-макеты на тему различных работ Ле Корбюзье, ставящие под сомнение актуальность и даже ценность его наследия.
dePaor architects. Инсталляция «4 часа утра»

Как более «материальную» трактовку темы пространства можно рассматривать инсталляцию ирландского бюро dePaor architects, создавших небольшое сооружение из ткани на деревянном каркасе под названием «4 часа утра»; его узкие лестницы должны напоминать о «пограничном домашнем пространстве»; использованные также стеклянная лампа и куски известняка – отсылка к гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», хотя подобную аллюзию уловить без подсказки почти невозможно.
AMID (Cero9). Центр для празднования дня вишни в долине Херте

Бюро AMID (Cero9) представило в подчеркнуто китчевом ключе свой уже известный публике проект центра для празднования дня вишни в испанской провинции Касерес, а португальцы Aires Mateus e Associados продемонстрировали в виде макетов зданий и соседствующих с ними таких же объемов, но «вынутых» из плоскости, свои размышления о сущности и связи формы и пространства.
Aires Mateus e Associados. Проект Voids
Со Фудзимото. Павильон в Шато ля Кост (Франция)

Со Фудзимото показал населенную множеством человечков прозрачную модель своего павильона в Шато ля Кост (вероятно, для того же заказчика, что и работа обладателя «Золотого льва» Дзунья Исигами): сооружение состоит из панелей, расположенных с интервалом 35 см друг от друга: таким образом, их можно использовать как стулья (высота 35 см), столы (35 см Х 2), крыши, ступени, полы и т. д.
Atelier Bow-Wow. Вид экспозиции «Бихевиоральная архитектура»

Эксперимент другого типа – «поведенческий» – представило бюро Atelier Bow-Wow: они выставили макеты своих домов для разных заказчиков: мастера чайной церемонии, семейной пары журналистов, собирающейся на пенсию женщины – владелицы пони – предоставив зрителю самому провести связи между архитектурой и поведением владельцев зданий. Впрочем, это сделать затруднительно в связи с отсутствием пояснительных надписей на европейских языках.
То Хо Су и Suh Architects. Проект Blueprint

Идею жилища и его восприятия также исследуют скульптор То Хо Су (Do-Ho Suh) и южнокорейское бюро Suh Architects: первый выполнил из ткани трехмерную модель фасада своего нью-йоркского таунхауса и подвесил ее параллельно полу, а архитекторы (в их числе – родной брат скульптора) создали ее «отражение» на полу, где контуры американского дома Су сливаются с очертаниями дома в Корее, где тот родился и вырос, а также традиционной итальянской виллы. Проект назван Blueprint, и его синий цвет – отсылка к прямому переводу этого слова: (чертеж)-синька.
Pezo Von Ellrichshausen Architects. Проект Detached

Молодые чилийские архитекторы Pezo Von Ellrichshausen Architects обратились к вопросу пространства-среды. Они показали в виде макетов и крупноформатных фотографий два почти одинаковых проекта дома: один – для пустынного берега океана, другой – для пригорода. Оба сооружения теряются среди подробно изображенной панорамы своего «контекста».
Андреа Бранци. «К новой Афинской хартии». Макет «Жилое сельское хозяйство»

Итальянские дизайнеры и архитекторы, представители реакции против модернизма – участник объединения Archizoom Андреа Бранци (Andrea Branzi) и член группы «Мемфис» Альдо Чибик (Aldo Cibic) – оба показали градостроительные проекты. Бранци вновь обратился к критике модернизма, предложив вниманию публики «Новую Афинскую хартию», включающую такие положения, как «город как хай-тек фавела» и «город как живой планктон», а также более реалистичное «сооружать обратимые и легкие инфраструктуры». Они проиллюстрированы 12 фантастическими макетами городских пространств и интерьеров, которые не рассчитаны на реализацию и могут существовать только в идеальном пространстве человеческого сознания.
Альдо Чибик. Проект «Новый поход к счастью»

Чибик разработал «Новый поход к счастью», ответ на экономические и экологические катастрофы: 4 новые градостроительные схемы, включающие «кампус среди полей», агротехническую долину для Венето и «сельский урбанизм» с чертами городской и загородной застройки.

Все представленные проекты, как и экспоненты в Арсенале, выбраны куратором по принципу важности потенциального вклада в общую тему и конгениальности творчества их авторов работам самой Седзимы. Важно отметить, что практически все они – за исключением Рема Колхаса, о выставке которого в Палаццо делле Эспозициони мы расскажем позже – нечастые гости на крупных выставках и далеки от одержимого саморекламой типа архитектора-«звезды». Поэтому настроение экспозиции в небольших залах лабиринтообразного, многократно перестраивавшегося павильона далеко от бравурности PR-презентаций. Некоторое замешательство, которое вызывает это собрание во всем отличающихся друг от друга работ, возможно, служит напоминанием о превалирующей случайности встреч объектов в пространстве.

08 Сентября 2010

Эффект в пространстве
Биеннале прошла, похваставшись 170 тысячами посетителей; воспоминания и фотографии остались. Предлагаем еще раз вспомнить про биеннале и посмотреть на картинки с выставки.
Сохранение изменений и изменение сохранения
Экспозицией венецианской биеннале, привлекшей особое внимание публики в этом году, стала выставка Cronocaos от обладателя «Золотого Льва» Рема Колхаса и его бюро ОМА. Ее тема — проблема сохранения наследия, которая, несмотря на свою актуальность, совершенно выпала из сферы интересов современных архитекторов и, как напоминают организаторы выставки, впервые поднимается на биеннале со времен «Присутствия прошлого» Портогези — первой венецианской архитектурной выставки, состоявшейся в 1980.
Метаморфозы больше не в моде
Вчера в Венеции состоялось выступление Курта Форстера, куратора биеннале 2004 года. Форстер, предложивший шесть лет назад для главной архитектурной выставки мира тему «Метаморфозы», каялся и убеждал собравшихся в том, что за метамофозами на самом деле ничего нет, никакой пользы. Он призывал архитекторов заняться проблемами более насущными, чем формообразование – рассказывает обозреватель Архи.ру Анна Мартовицкая.
Архитектурные параллели
В «параллельную программу» венецианской биеннале вошли как проекты, имеющие к архитектуре самое опосредованное отношение, так и выставки, которым самое место — среди ее ключевых событий.
Люди встречаются
В заключение обзора российских проектов на биеннале – несколько слов о выставке «Кабинет директора» и несколько фотографий, сделанных в день открытия превью биннале, 26 августа.
Разум и чувства на архитектурном поле
Президент Венецианской биеннале Паоло Баратта заявил на открывшей выставку пресс-конференции, что главная задача любой экспозиции – вызывать в зрителе эмоции. Если исходить из этого немного неожиданного для руководителя такого интеллектуального мероприятия постулата, можно взглянуть на главную архитектурную выставку с неожиданной стороны.
Погружение в архитектуру
Вчера, 26 августа, венецианская биеннале архитектуры открылась для журналистов в режиме так называемого превью. Еще два дня выставку будут показывать прессе, в субботу раздадут «Золотых львов», и начиная с воскресенья она будет доступна для всех желающих. Публикуем первый, беглый обзор главной части выставки. Кураторскую экспозицию Арсенала Кадзуйо Сэдзима превратила в одно большое архитектурное произведение, посвященное творческому осмыслению пространства бывшей Кордери; массивные интерьеры ответили на эти заигрывания взаимностью и стали выглядеть как будто лучше, чем обычно.
Мост в мир высокой моды
Архитектурная мастерская SPEECH разработала концепцию регенерации вышневолоцкой швейной фабрики «Аэлита». Поскольку это действующее производство, архитекторы решили его не перепрофилировать, а наоборот поддержать, создав рядом с фабрикой outlet-центр.
Утопия в павильоне
26 августа состоялось открытие экспозиции павильона России на XII венецианской биеннале архитектуры. Проект «Фабрика Россия», посвященный возрождению промышленной архитектуры и шире – общественной жизни города Вышнего Волочка, проект, интриговавший архитектурную общественность более полугода, наконец представлен зрителям.
Ажурные узоры будущего
Архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры» в Вышнем Волочке досталась фабрика «Парижская коммуна». На ее территории архитекторы разместили конгресс-центр, отель, жилой дом и школу искусств.
В круге земном
ТПО «Резерв» было приглашено в проект для работы над образом одного из самых крупных и известных предприятий Вышнего Волочка – фабрикой Рябушинских. Бывшее текстильное производство архитекторы превратили в Музей познания мира и технико-развлекательный парк.
Обитаемый остров
Рассказом о концепции регенерации исторического центра Вышнего Волочка, разработанной бюро «Сергей Скуратов Architects», мы открываем серию публикаций о проектах участников экспозиции Российского павильона на XII Международной биеннале архитектуры в Венеции. Сергей Скуратов – единственный из участников «российской архитектурной сборной», кто в процессе работы над проектом переработал кураторское задание, поменяв и место расположения объекта, и его функциональное наполнение.
Лицом к большой воде
Архитектурная мастерская «Студия 44» в рамках проекта «Фабрика Россия» работала над концепцией регенерации хлопчатобумажного комбината «Пролетарский Авангард». Его территорию с водной системой Вышнего Волочка архитекторы связали с помощью нового канала, так что после реконструкции бывшее производство превратится в маленькую Венецию.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».