«Архитектура Петербурга»: итоги VIII биеннале

Пять дней в Российском этнографическом музее работала VIII биеннале «Архитектура Петербурга-22». На выставке проектов посетители смогли ознакомиться с лучшими жилыми и коммерческими проектами Северо-Западного региона, а также тех районов и стран, с которыми сотрудничают петербургские архитекторы. В переполненных конференц-зонах, в режиме нон-стоп проводились презентации,  мастер-классы, шли дебаты и профессиональные дискуссии.

Жизнь после анабиоза
 
Последний раз биеннале проводили в 2019 году. Далее, как и многие другие, проект погрузился в спячку, связанную с новоявленной заразой. Известно, что при анабиозе происходит охлаждение тела, приостанавливается его жизнедеятельность, но отдельные органы все же работают, готовые «включить» организм, когда это потребуется. Так было и с биеннале – мероприятие не проводилось, дважды переносилось, но архитекторы трудились над новыми проектами, а организаторы ломали головы над тем, как и когда эти проекты представить, работали над созданием нового стиля и концепции мероприятия.
 
Главной в команде «реаниматологов» является Ассоциация «Объединение архитектурных мастерских». В конце прошлого года в объединении прошли перевыборы, которые проводятся каждые два года, являя собой удивительный для наших дней единожды установленный механизм смены власти. В руководство пришли крайне деятельные и именитые архитекторы: председателем был избран Евгений Герасимов, руководитель мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», его заместителем – Евгений Подгорнов, руководитель бюро «ИНТЕРКОЛУМНИУМ». Два Евгения одинаково смотрят на свои задачи и цели: продвигать архитектурные достижения петербургских зодчих, делая их достоянием самого широкого профессионального и общественного круга. Инструментом для первой операции по оживлению интереса к нашей архитектуре стала петербургская биеннале.
 
Выставка работ архитекторов-петербуржцев проводится с 2007 года, и всегда была способом показать товар лицом. Она была и остается инструментом продвижения творчества зодчих нашего города.
Наталия Никитина, исполнительный директор Ассоциации «Объединение архитектурных мастерских» (ОАМ)
Фотография предоставлена пресс-службой биеннале «Архитектура Петербурга»

Наталия Никитина, исполнительный директор Ассоциации «Объединение архитектурных мастерских» (ОАМ):
– После формирования идеи и нового стиля выставки, по архитектурным мастерским были направлены рассылки с приглашением принять участие в экспозиции.  Общая ситуация в стране была напряженной, и реакция архитекторов поначалу была осторожной. Но спустя неделю понимание необходимости и желание поделиться с обществом результатами своего 3-х летнего творчества, перевесило сомнения и все места на экспозиции были распределены в первую же неделю. В итоге на выставке было представлено 16 мастерских ОАМ и 22 компании, не входящие в  состав объединения. Общее количество проектов далеко перешагнуло за число заявленных изначально и составило  137 проектов только в выставочной экспозиции.
 
Выставка оформлена в интеллигентном консервативном петербургском стиле. Здесь все равны, выделиться можно только качеством представленного архитектурного материала. Проекты самые разные – от массового до элитного жилья, от кладбища до аэропорта.

«Мы ушли от планшетной подачи проектов, – добавляет Никитина, – у каждого участника был свой индивидуальный лайтбокс с логотипом по боковым сторонам. Подсветка сделала свое дело: крупно представленные проекты засветились и заиграли!»

Демократические процедуры внутри ОАМ были соблюдены во всем: места размещения лайтбоксов в зале разыгрывались с помощью жеребьевки. В итоге, сетуют мэтры, лучшие места у сцены, где при полном зале шли выступления, дебаты и сессии, достались новичкам, недавно вступившим в члены ОАМ: мастерской Юсупова, Futura Architects, SLOI architects, Ingmar Architects, «УРБИС-СПб», «НИиПИ Спецреставрация», бюро «А2», студии «АСМ Групп», «Архитектурной мастерской Рейнберга и Шарова».

Деловые люди и не только
 
Организация деловой программы была поручена относительно новой и перспективной компании «Деловой клуб MEETING», много лет занимающейся бизнес-мероприятиями в сферах девелопмента, строительства, урбанистики, архитектуры и дизайна. Программа по сути своей вылилась в гибрид дискуссионного клуба и творческой мастерской. Дебаты были построены таким образом, чтобы у каждой заявленной проблемы появилась пара-тройка внятных решений. При этом, в отличие от многих подобных мероприятий, биеннале посетили и, главное – вступили в диалог  и пришли обсудить архитектурно-градостроительные вопросы – практически все представители власти, отвечающие за разные стороны градостроения: развитие новых территорий, сохранение памятников, строительные нормы и озеленение. В разных сессиях приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, первый заместитель председателя КГИОП Александр Леонтьев, заместитель председателя КГИОП Алексей Михайлов, руководитель Управления Министерства культуры РФ по СЗФО Андрей Ермаков, первый заместитель председателя комитета градостроительной политики и главный архитектор Ленинградской области, Сергей Лутченко, начальник отдела благоустройства Красногвардейского р-на СПб Руслан Проценко, депутат Законодательного Собрания СПб Михаил Амосов. Открыли биеннале и перерезали ленточку Николай Линченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга, главный архитектор Санкт-Петербурга Павел Соколов и председатель ОАМ Евгений Герасимов.  После церемонии открытия гостей ознакомили с экспозицией выставки.
 
Новыми в построении программы стали и формы подачи материалов. Архитектурный баттл магистров СПбГАСУ, краш-тест фасадов города-спутника Южный, встречи с авторами книг, авторская экскурсия по выставке архитектора Ильи Юсупова, нереализованные проекты Евгения Подгорнова, взрослые и детские мастер-классы и, как вишенка на торте, – великолепная лекция главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.

Еще одно новшество – привлечение в качестве ведущих и участников программы представителей самых разных профессий: блогеров, журналистов, артистов, музыкантов, педагогов и пр.
zooming
Татьяна Ганюшина и Елена Глебова, Деловой клуб MEETING
Фотография предоставлена пресс-службой биеннале «Архитектура Петербурга»

Татьяна Ганюшина, управляющий партнер Делового клуба MEETING:
– Конечно, привлечение артистов не было самоцелью. Главной задачей для себя мы видели, во-первых, наладить коммуникацию среди архитекторов, строителей, производителей материалов – словом, всех участников создания сооружения или даже целого квартала. Во-вторых, предоставить возможность показать проекты и рассказать о своих возможностях тем, кто не попал в выставочный пул. В результате благодаря деловой части география проектов расширилась до Республики Беларусь и Камеруна. И, в-третьих, конечно, было важно сделать мероприятие по-настоящему популярным, чтобы архитектура шагнула в народ, но не придавила его (смеется).

Архитекторы культурные люди, и ничто культурное им не чуждо
 
Слово ВПЕРВЫЕ стало ключевым на этой биеннале, и коснулось оно не только впервые представленных проектов. Первый раз в этом году организаторы затеяли эксперимент с привлечением партнеров из музеев, театров, галерей, школ и т.д. Союз архитектуры с музами (известно, что в сонм муз архитектура не входит) оказался на  редкость плодотворным.

«В нашей культурной программе все было связано с зодчеством, – рассказывает Ольга Шишко, арт-директор компании MEETING. У нас в партнерах были музеи-квартиры – Ф.М. Достоевского, Л.Н. Бенуа, «Полторы комнаты» Иосифа Бродского, музей Фаберже, школа Masters и центры дополнительного образования для детей. Приняли участие Росфото, ДК Кирова, театры, галереи и библиотеки, кафе и коворкинги. И все они подготовили программы, связанные с архитектурой.

В 2022-м году биеннале в буквальном смысле захватила 20 культурных площадок города, включая Российский этнографический музей – свою основную сцену.

Все лучшее – детям

Дети от 0 до 16 стали полноправными участниками программ. Их пускали везде.
Подростки и их родители в большом количестве присутствовали в первый день, когда много говорилось об архитектурном образовании. Но было и много специально разработанных для них программ: экскурсионных, музыкальных, театральных и образовательных.
Кстати, и детская и культурная программы, связанные с биеннале, будут продолжаться до конца декабря. Программа размещена на сайте www.oam-spb.ru
zooming
Евгений Герасимов, руководитель архитектурной мастерской «Евгений Герасимов и партнеры», Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Фотография предоставлена пресс-службой биеннале «Архитектура Петербурга»

Закончен бал?
«НЕТ, и еще раз НЕТ», – говорит Евгений Герасимов, председатель Ассоциации «Объединение архитектурных мастерских»:
– В продолжение биеннале мы разворачиваем широкую просветительскую деятельность. Моя мастерская уже приняла несколько школьных экскурсий. В течение года каждая из мастерских-членов ОАМ также примет у себя хотя бы пару-тройку школьных экскурсий и проведет несколько мастер-классов для студентов профильных вузов и техникумов.
Открытость с целью продвижения и показа достижений мастерских станет основным принципом нашей работы. В своем телеграмм-канале мы будем показывать все проекты, выходящие из-под грифеля наших архитекторов – жилые дома, бизнес-центры, больницы, детские сады, школы, сады и парки.
Я вижу, что члены ОАМ вошли во вкус – увидели, как можно показать и обсудить свою работу с профессиональным сообществом, или найти заказчиков и почитателей, или в одночасье выйти в топ упоминаемости в Яндексе, как это стало с проектом Левашовского аэропорта, который спроектировал новый участник объединения – бюро INGMAR – и был впервые представлен и описан в рамках биеннале.
Так что работа VIII биеннале «Архитектура Петербурга» не останавливается до следующего года – она просто реинкарнируется в другие формы.
zooming
Анна Мартовицкая, архитектурный обозреватель, журналист, блогер
Фотография предоставлена пресс-службой биеннале «Архитектура Петербурга»

Взгляд со стороны.  Анна Мартовицкая, архитектурный обозреватель, журналист, блогер:
 
«VIII биеннале «Архитектура Петербурга» по своему жанру является отчетной выставкой, репрезентирующей творческие достижения архитекторов города на Неве за последние 2-3 года, однако от сухого отчета эта выставка максимально далека. Экспозиция, вписанная в классицистический интерьер Мраморного зала Этнографического музея, носит подчеркнуто современный и тактично временный характер, в легкой и многообразной форме представляя проекты и постройки членов ОАМ. Выставка сопровождалась насыщенной деловой программой, включающей в себя и дискуссии (зачастую очень острые), и презентации, и практические мастер-классы. Представитель любого поколения и любой профессии мог найти здесь для себя что-то интересное, и это, пожалуй, главное достоинство биеннале – благодаря разнонаправленной программе, ей удается заинтересовать архитектурой широкую аудиторию».

Алексей Михайлов, генеральный директор ООО «АСМ Групп»
Фотография предоставлена пресс-службой биеннале «Архитектура Петербурга»

Взгляд изнутри. Алексей Михайлов, генеральный директор ООО «АСМ Групп»:
«Как участник первых выставок ОАМ и зритель последующих, могу сказать, что последняя является наиболее продуманной, подготовленной и в итоге наиболее презентабельной и комфортной для посетителей. Выбор маршрута обозрения был открыт для каждого индивидуально, что несомненно смогло развести потоки и способствовало гораздо лучшему ознакомлению с представленными проектами. Постоянное присутствие многих из участвующих архитекторов и возможность им представить свои проекты и компании, а также возможность посетителей пообщаться с участниками и задать им вопросы, – пожалуй, одна из самых важных и оправдавших интерес составляющих выставки».

14 Декабря 2022

Похожие статьи
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Маршрут построен
При поддержке фонда DICTUM FACTUM вышел в свет путеводитель по новейшей архитектуре Санкт-Петербурга, составленный Анной Мартовицкой. Делимся впечатлениями о книге.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.