Сохранение природных ландшафтов и построек Нимейера

Представлены 20 проектов-финалистов Премии Ага Хана в области архитектуры (AKAA) за 2022 год.

mainImg
Призовой фонд существующей с 1977 премии составляет миллион долларов США, что делает ее одной из наиболее «щедрых» в сфере архитектуры. Награда отмечает произведения архитектуры и градостроительства, планы реконструкции рукотворных и природных объектов, которые удовлетворяют телесные и духовные, социальные и экономические потребности сообществ, где мусульмане составляют значительную часть. В этот раз жюри отобрало в «короткий список» 20 проектов в 16 странах из 463 номинантов.
 
Публикуем вышедшие в финал проекты.
Материалы предоставлены Фондом Ага Хана.
 
Бангладеш
 
Общественные пространства в лагерях для беженцев-рохинджа, Текнаф
Авторы: Ризви Хассан, Хваджа Фатма, Саад Бен Мостафа
 
Общественные пространства в лагерях для беженцев-рохинджа, Текнаф
Фото: Aga Khan Trust for Culture / Asif Salman
  • zooming
    1 / 4
    Общественные пространства в лагерях для беженцев-рохинджа, Текнаф
    Фото: Aga Khan Trust for Culture / Asif Salman
  • zooming
    2 / 4
    Общественные пространства в лагерях для беженцев-рохинджа, Текнаф
    Фото: Aga Khan Trust for Culture / Asif Salman
  • zooming
    3 / 4
    Общественные пространства в лагерях для беженцев-рохинджа, Текнаф
    Фото: Aga Khan Trust for Culture / Asif Salman
  • zooming
    4 / 4
    Общественные пространства в лагерях для беженцев-рохинджа, Текнаф
    Фото: Aga Khan Trust for Culture / Asif Salman

В крупнейшем в мире комплексе из лагерей для беженцев эти пространства были созданы без чертежей и макетов, совместными усилиями жителей и добровольцев и согласно принципам устойчивого развития.
 
Городские набережные в Дженаде
Авторы: Co.Creation.Architects / Хондакер Хасибул Кабир
 
  • zooming
    1 / 4
    Городские набережные в Дженаде
    Фото: Aga Khan Trust for Culture
  • zooming
    2 / 4
    Городские набережные в Дженаде
    Фото: Aga Khan Trust for Culture
  • zooming
    3 / 4
    Городские набережные в Дженаде
    Фото: Aga Khan Trust for Culture
  • zooming
    4 / 4
    Городские набережные в Дженаде
    Фото: Aga Khan Trust for Culture

Этот проект общественных мест в городе с населением 250 тыс. жителей. Он предусматривает создание пешеходных дорожек, садов и культурных объектов, а также проведение мероприятий по увеличению биоразнообразия на берегах реки Набаганга.
 
Бахрейн
 
Реконструкция почтового отделения в Манаме
Авторы: студия Анне Холтроп
 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция почтового отделения в Манаме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Maxime Delvaux

Построенное в 1937 почтовое отделение – одно из самых старых сохранившихся в Бахрейне – восстановлено в его первоначальном виде и вновь используется по прямому назначению. К существующему зданию пристроено новое крыло.
 
Индия
 
Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
Авторы: RMA Architects / Рахул Мехротра и Нондита Корреа
 
  • zooming
    1 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta
  • zooming
    2 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta
  • zooming
    3 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta
  • zooming
    4 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta
  • zooming
    5 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta
  • zooming
    6 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta
  • zooming
    7 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Dinesh Mehta
  • zooming
    8 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    © RMA Architects
  • zooming
    9 / 9
    Библиотека Лилавати Лалбхай при Университете CEPT, Ахмадабад
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Dinesh Mehta

Библиотека представляет собой пример применения пассивных методов для смягчения последствий изменения климата. Здание органично вписано в архитектурный ансамбль существующего кампуса.
 
Индонезия
 
Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
Авторы: Andramatin
 
  • zooming
    1 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    2 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    3 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    4 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    5 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    6 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    7 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    8 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    9 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    10 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    11 / 11
    Аэропорт Блимбингсари, Баньюванги
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo

Аэропорт обслуживает более 110 тыс. пассажиров внутренних рейсов в день. Здесь использованы традиционные способы охлаждения помещений: большой вынос крыши, естественная вентиляция, высадка растений. Проникающий внутрь сквозь проемы в перекрытиях свет фильтруется деревянными решетками. Традиционный профиль крыши сочетается с ее озеленением, обеспечивающим термоизоляцию.
 
Расширяемый дом, Батам
Авторы: ETH Zürich / Стивен Кэирнс, Мия Иравати, Азван Азиз, Диогуна Путра и Сумиади Рахман
 
  • zooming
    1 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    2 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    3 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    4 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    5 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    6 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    7 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    8 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    9 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Mario Wibowo
  • zooming
    10 / 10
    Расширяемый дом, Батам
    © ETH Zürich / Стивен Кэирнс, Мия Иравати, Азван Азиз, Диогуна Путра и Сумиади Рахман

Проект дома учитывает жилищный дефицит в условиях быстрой урбанизации и скудные ресурсы местных жителей. Его можно достраивать своими силами, он практически независим от общегородских сетей, в него встроена «городская ферма», он рассчитан на плотную застройку, при которой земля используется экономно.
 
Иран
 
Дом Абана, Исфахан
Авторы: USE Studio / Мохаммад Араб, Мина Моейнеддини
 
  • zooming
    1 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    2 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    3 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    4 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    5 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    6 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    7 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    8 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    9 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    © USE Studio
  • zooming
    10 / 10
    Дом Абана, Исфахан
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio

Дом для четы архитекторов и их маленькой дочери построен на узком прямоугольной участке в историческом центре Исфахана; композиция организована вокруг трех двориков.
 
Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
Авторы: ASA North / Ахмадреза Шрикер
 
  • zooming
    1 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    2 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    3 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    4 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    5 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    6 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    7 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    8 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    9 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    © ASA North
  • zooming
    10 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    © ASA North
  • zooming
    11 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    © ASA North
  • zooming
    12 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    © ASA North
  • zooming
    13 / 13
    Музей современного искусства и культурный центр «Арго», Тегеран
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio

Первый в Тегеране независимый музей современного искусства расположен в бывшей пивоварне, построенной более 100 лет назад. Все новые элементы криволинейны по форме и выполнены из разнообразных материалов, чтобы подчеркнуть отличие от исторической кирпичной постройки. Новый фундамент и металлический каркас позволил сделать все современные дополнения независимыми от старых стен.
 
Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
Авторы: DAAZ / Араш Алиабади
 
  • zooming
    1 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    2 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    3 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    4 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    5 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    6 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    7 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    8 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio
  • zooming
    9 / 9
    Начальная школа Джадгала, Сейед Бар
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Deed Studio

Круглая в плане начальная школа окружена стеной с асимметричными проемами, придающими ей игривый, а не крепостной характер. В центре находится круглый двор, от которого как лепестки расходятся павильоны разного назначения. Кроме собственно школы, там есть библиотека и многофункциональное пространство, где занимаются рукоделием местные женщины. Доход от продажи их изделий идет на нужды школы, которую также финансируют средства, приносимые туризмом. Это пространство можно использовать также для размещения туристов или же как кинозал.
 
Кабо-Верде
 
Программа «Отрос-Байрос», Минделу
Авторы: инициатива OUTROS BAIRROS / Нуно Флорес
 
  • zooming
    1 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Nuno Flores
  • zooming
    2 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Nuno Flores
  • zooming
    3 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    4 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    5 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    6 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    7 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    8 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    9 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    10 / 10
    Программа «Отрос-Байрос», Минделу
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar

Реконструкция района Алту-ди-Бомба включает реновацию электросетей, водопровода, канализации, водостоков, и создание серии общественных пространств. Использовался доступный местный камень, к работе были привлечены живущие в Кабо-Верде архитекторы, получившие при этом полезный опыт, и сами жители, которые приобрели навыки строительства и смогли использовать их в собственных кварталах.
 
Кувейт
 
Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
Авторы: AGi Architects
 
  • zooming
    1 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    2 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    3 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    4 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    5 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    6 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    7 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    8 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    © AGi Architects
  • zooming
    9 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    10 / 10
    Жилой комплекс «Башня ветра Вафра», Эль-Кувейт
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

По мысли архитекторов, в основу этого 13-этажного дома (12 двухуровневых квартир и пентхаус) легла концепция традиционной башни ветра. В центре имеется внутренний двор во всю высоту здания, который обеспечивает естественную вентиляцию.
 
Ливан
 
Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
Авторы: East Architecture Studio
 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    © East Architecture Studio
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция гостевого дома Нимейера, Триполи
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Выставочный комплекс по проекту Оскара Нимейера (1962) в Триполи не был достроен и оказался заброшенным из-за ливанской гражданской войны 1975–1990. Сейчас этот ансамбль включен в предварительный список Всемирного наследия, но в первую очередь 15 павильонам требуется реконструкция, а также способ использования. Согласно проекту East Architecture Studio, один из них, гостевой дом, превращен в центр новаторского проектирования и производства для местной деревообрабатывающей промышленности. Все новые дополнения могут быть демонтированы без вреда для первоначальной постройки.
 
Марокко
 
Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
Автор: Салима Наджи
 
  • zooming
    1 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    2 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    3 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    4 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    5 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    6 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    7 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    8 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari
  • zooming
    9 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    © Inside Outside
  • zooming
    10 / 10
    Благоустройство долины Иссы, Айт-Мансур
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amine Houari

В рамках более крупного гидро-аграрного проекта в долине на начальном этапе проводится улучшение туристических маршрутов и объектов наряду с реновацией пальмовых садов и сооружений для сбора и хранения воды.
 
Нигер
 
Ниамей 2000, Ниамей
Авторы: united4design / Atelier Masomi и Studio Chahar / Марьям Камара
 
  • zooming
    1 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    2 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    3 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    4 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    5 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    6 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    7 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi
  • zooming
    8 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    © united4design / Atelier Masomi и Studio Chahar / Марьям Камара
  • zooming
    9 / 9
    Ниамей 2000, Ниамей
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Aboubacar Magagi

Дом-прототип на шесть семей подходит для плотной застройки, необходимой в условиях стремительной урбанизации и дефицита жилья, и при этом учитывает культурные традиции Нигера.
 
ОАЭ
 
Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
Авторы: SpaceContinuum Design Studio / Мона Эль Мусфи
 
  • zooming
    1 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    2 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    3 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    4 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    5 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    6 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    7 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    8 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    9 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    10 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    11 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    12 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Danko Stjepanovic
  • zooming
    13 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    © SpaceContinuum Design Studio
  • zooming
    14 / 14
    Восстановление «Летающей тарелки», Шарджа
    © SpaceContinuum Design Studio

Построенный в 1978 модернистский павильон, прозванный «Летающая тарелка», вместил кафе, ресторан, газетный киоск и магазин подарков. В 1988 он первый, но не последний раз сменил функцию, и в наши дни выглядел не лучшим образом. Сейчас он отреставрирован, позднейшие пристройки снесены, и найден новый способ использования: общественное арт-пространство. Под окружающей парковкой сейчас строится подземный общественный центр с библиотекой по искусству, кинозалом и т. д.
 
Палестина
 
Дворец правосудия в Тулькарме
Авторы: AAU Anastas
 
  • zooming
    1 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    2 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    3 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    4 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    5 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    6 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    7 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    8 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    9 / 9
    Дворец правосудия в Тулькарме
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Дворец правосудия на Западном берегу реки Иордан расположен на ключевом для Тулькарма участке. Он включает административный корпус и здание с десятью залами суда, объединенные двором. На фасадах применены разные способы солнцезащиты.
 
Сенегал
 
Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
Авторы: Dawoffice / Давид Гарсия, Айна Тугорес
 
  • zooming
    1 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    2 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    3 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    4 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    5 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    6 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    7 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    8 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar
  • zooming
    9 / 9
    Средняя школа CEM Kamanar, Тионк-Эссиль, провинция Зигиншор
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Amir Anoushfar

Глиняные модули свода этой школы, изготовленные добровольцами по местным технологиям, заключены в деревянную обрешетку и служат в качестве испарительных охладителей. Сверху их защищает кровля из профнастила.
 
Тунис
 
«Африканский сад», Зарзиз
Автор: Рашид Кораичи
 
  • zooming
    1 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    2 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    3 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    4 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    5 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    6 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    7 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    8 / 8
    «Африканский сад», Зарзиз
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Кладбище-мемориал для беженцев, погибших при попытке пересечь Средиземное море, создано художником Рашидом Кораичи по своему проекту и на собственные средства. Ранее тела оставались на берегу, теперь для них предусмотрено место упокоения, где также имеются морг с современными технологическими средствами для опознания погибших, кабинет врача и экуменическая часовня.
 
Турция
 
Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
Авторы: Sayka Construction Architecture Engineering Consultancy
 
  • zooming
    1 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    2 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    3 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    4 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    5 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    6 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    7 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    8 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
  • zooming
    9 / 9
    Реконструкция хлопкоочистительной фабрики в Тарсусе
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Проект превращения хлопкоочистительной фабрики XIX века в центр археологических исследований и точку притяжения для общественности.
 
Шри-Ланка
 
Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
Авторы: feat.collective / Ноэми Тиэли, Феликс Лупач, Валентин Отт и Феликс Япарсиди
 
  • zooming
    1 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    2 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    3 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    4 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    5 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    6 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    7 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar
  • zooming
    8 / 8
    Ланкийский учебный центр, Парангиямаду
    Фото © Aga Khan Trust for Culture / Nipun Prabhakar

Многофункциональный общественный центр и училище, где местные жители изучают основы ремесел, служит в качестве места встречи для представителей разных этнических групп, что снижает существующую между ними предубежденность.
 

09 Июня 2022

Похожие статьи
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
А! – 2024
Сейчас немного хвастовства: вчера нам вручили премию «Буква А» за архитектурную журналистку, причем не одну, а сразу две. Первую получила наш ведущий обозреватель и редактор Алёна Кузнецова, вторую – или наоборот – вручили Архи.ру как отраслевому архитектурному изданию. Благодарим, гордимся и радуемся. И публикуем список награжденных журналистов и изданий.
Под руководством архитекторов
100-километровая лондонская линия Елизаветы, охватывающая 41 подземную и надземную станцию и обслуживающая более 200 млн пассажиров в год, получила Премию Стерлинга как лучшее сооружение Великобритании-2024.
АрхиWOOD-15: душевный
Юбилейный АрхиWOOD, с обновленным составом экспертов, подвел итоги. Помимо основных номинаций появилось два специальных приза, а гран-при снова не объявлялся. В списках победителей, особенно выбранных жюри, а не народом, есть неожиданные решения: например, реконструкция кирпичной ГЭС или экспериментальный дом-обелиск, обогнавший виллы и резиденции.
«Изобретательность и разнообразие»
В коротком списке Премии Стерлинга-2024, отмечающей лучшее здание Великобритании, как и всегда соседствуют огромные и камерные проекты разных типов, например, реставрация музейного здания XIX века и линия городской железной дороги.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Польза+. Награды Арх Москвы
Вот и прошла Арх Москва, в пятницу наградили участников, в субботу догуляли. Выставку мы любим давно – за размах, разнообразие и упорство в освещении разных сторон архитектурной жизни. Она настоящий форум и феерия. Пробуем ответить на вопрос, как именно участники раскрыли тему Польза; спойлер – никак, но в этом и соль. И публикуем список награжденных.
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Действенная архитектура
Финалисты премии Мис ван дер Роэ-2024 – общественные сооружения, нацеленные на развитие периферийных районов крупных городов, а также деревень и городков.
Лучшее из дерева
В конце прошлой недели были подведены итоги Prowood Awards – премии в области деревянного строительства. Представляем список награжденных.
Расслоение идентичности: итоги Зодчества 2023
Мир полон парадоксов, и вот Зодчество, которое в культурной программе 2023 года предлагало прописать миру ижицу, впервые за историю своего существования даёт главный приз иностранному архитектору. Публикуем полный список победителей и удивляемся некоторым вещам: к примеру, проектов в 2 раза больше, чем построек, но премия Татлин пропала с радаров, а из списка награжденных исчезли авторские коллективы.
Терапевтическая архитектура
Объявлен лауреат Премии Стерлинга: «зданием года» по версии Королевского института британских архитекторов (RIBA) стал центр дневного пребывания для пожилых людей в Лондоне по проекту Mae Architects.
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.
Новый «новый стадион»
Проект реконструкции «Камп Ноу», домашней арены ФК «Барселона», разработанный бюро IDOM, b720 и Nikken Sekkei, отмечен Международной архитектурной премией Чикагского Атенеума.
«Босоногая архитектура»
Золотая медаль Королевского института британских архитекторов в этом году присуждена пакистанке Ясмин Лари за ее гуманитарные проекты, которыми она активно занялась «на пенсии».
Постройка на четыре века
Новая библиотека кембриджского Магдален-колледжа получила Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании-2022. Ее авторы Níall McLaughlin Architects уверены, что выполнили задание заказчика: здание прослужит 400 лет.
Сигналы в будущее
Представлены финалисты премии высотных зданий International Highrise Award 2022: в их числе всего одно европейское сооружение.
Зодчество: лауреаты 2022
В пятницу в Гостином дворе вручили награды фестиваля Зодчество 2022. Хрустальный Дедал достался ЖК Veren Village архитекторов АБ «Остоженка». Татлин, премию за проект, решили не присуждать. Рассказываем, кого наградили, публикуем полный список.
Технологии и материалы
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Сейчас на главной
Память города
Комплекс сооружений в промзоне Даляня на северо-востоке Китая превращен по проекту Neri&Hu в многофункциональный центр с культурной составляющей.
МиRная интеграция
ЖК МИRA, расположенный над высоким склоном Яузы и Проспекта Мира, оправдывает свое название не только технически, но и визуально и по смыслу. Будучи современным и технологичным, высотным и стеклянным, он реагирует и на классику Жолтовского, и на модернизм «Дома на ножках». Вбирает в себя особенности соседей и «мирит» их внутри себя на общей основе современности фасада. Изучаем, каким именно образом.
В позитивном свете
Современные общественные пространства все чаще сочетают несколько функций, и на первый план выходит их планировочная гибкость и продуманность зонирования. В новом мультипространстве LOOK UP & UPSKILL, разработанном Pergaev Bureau, объединены кафе, ресторан, библиотека, университет и даже магазин шоколада, решенные в едином стиле, создающем спокойную и одновременно вдохновляющую атмосферу.
Школа как доминанта
Бюро арх.15 актуализировало типовой проект общеобразовательной школы на 1100 мест в Хостинском районе. Функциональные блоки отличаются фасадными решениями, задействована кровля, а для оформления учебных и рекреационных пространств формальный подход отвергнут в пользу адаптивного.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Ворота в геопарк
Бюро «КБ-11» разработало концепцию этнографического комплекса для геопарка «Янган-Тау», расположенного в Республике Башкортостан. Природные объекты и ландшафты этой территории имеют международное геологическое значение и включены в список ЮНЕСКО, не менее значительны расположенные здесь памятники истории и культуры. Комплекс должен сделать место более привлекательным для туристов, местного населения и ученых.
Термы за Волгой
Как в нашей стране строят бани? Обычно из лакированных бревен, иногда добавляя розовую штукатурку... А Григорий Дайнов и DK Architects предложили для Тверицких бань на левом берегу Волги в Ярославле – берег заброшенный и депрессивный, но бани, говорят, культовые, – 1. сохранение здания 1950-х, кирпичного, крашеного красной краской; 2. термы из травертина. Ну что тут сказать, идеи Цумтора забрались на азиатский берег. Рассматриваем.
Респектабельная неформальность
Как скомбинировать шоурум и рабочее пространство? Как объединить гедонизм и нонконформизмом? Как превратить меньше 200 м2 в целый мир фешн-индустрии? Архитекторы студии MNdesign справились с этими непростыми задачами, создав интерьер офиса компании Albione и MezzaTorre.
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Интерьер для нового формата образования
Проект нового корпуса ТЮМГУ был сделан до пандемии, а затем переработан для новых требований: университет перешел на систему «2+2+2», без разделения на группы и потоки, а с индивидуальными программами. Изменения удалось ввести очень быстро, в начале строительства. Сейчас корпус готов, рассмотрим его.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
«Слово и камень» №3
Альманах современного церковного искусства – издание с аскетическим дизайном и пространными текстами, в том числе со множеством интервью – вышел в третий раз. Новая книжка самая объемная. Пролистали, показываем оглавление и редакционную статью.
Феномен «чистой» архитектуры: читая книгу Карена...
Ученик Юрия Волчка Алексей Воробьев рассматривает книгу, написанную о знаменитом архитекторе-модернисте Джиме Торосяне учеником Торосяна Кареном Бальяном; и вышедшую недавно в издательстве TATLIN. Рецензия получилась прочувствованной, подробной – превратилась в эссе, где подзаголовок книги – Maestro di bellezza – становится отправной точкой для размышлений о красоте и ее преобразующей роли, со ссылками на Умберто Эко и Владимира Соловьева. Такая рецензия – сама по себе размышление о судьбе профессии архитектора.
Продолжение памятника
Библиотека в немецком Брюле примыкает к отреставрированной исторической ратуше. Бюро JSWD, занимавшееся обоими проектами, подобрало для внешней отделки новой части особым образом обработанный кирпич песочного цвета, выложив им даже крыши.
Национальный музей: яркий
Рассматриваем проект Национального музея Бурятии в Улан-Удэ, который недавно прошел экспертизу. Сравниваем с музеями Жана Нувеля, пробуем выявить направление. Получается, что это направление здания-монеты, восходящее к домам-паровозам авангарда, но далеко от них ушедшее, на один из дальних полюсов современной культуры.
«Где трепещут осины…»
Дизайнеры бюро Archpoint переосмыслили интерьер ресторана Lesnoy в фудмолле «Депо» на Лесной улице в Москве для команды AgalarovRest и Future Group. Общая атмосфера и тематические элементы интерьера в сочетании с ироничными арт-объектами изобретательно переводят на язык дизайна ассоциативный ряд, рождающийся у любого человека, услышавшего название ресторана и одноименной улицы.
Соцсети на службе городского планирования
Социальные сети давно перестали быть только платформой для общения, но превратились в инструмент бизнеса, образования, маркетинга и даже развития городов. С их помощью можно находить точки роста и скрытый потенциал территорий. Яркий пример – исследование агентства Digital Guru о туристических возможностях Автозаводского района Тольятти.
Капля крови
На стенде Москвы на ПМЭФ был показан – в формате инсталляции – проект нового корпуса НИИ Скорой помощи имени Склифосовского, в просторечии Склиф. Изучаем, строим гипотезы и предположения, рассматриваем аналогии.
Пентхаусы и закомары
Проект жилого комплекса, подготовленный бюро ASADOV для делового квартала «Красная Роза», реагирует на соседство с памятниками XVII века: палатами Хамовного двора и Никольской церковью, а также на необходимость включить ценные фасады доходного дома в духе а-ля рюс. Архитекторы предложили разновысотные секции, фасады которых включают отсылки к элементам церковной архитектуры. Но мы различили и другие коннотации.
Памяти Леона Крие
Ушел из жизни Леон Крие – выдающийся люксембургский архитектор, градостроитель и мыслитель (7 апреля 1946 – 17 июня 2025).
На два укуса
В деловом центре Ванкувера построена жилая башня 1550 Alberni по проекту Кэнго Кумы. Она тактично отклоняется от красной линии, сохраняя важные городские виды.
Сны рыбака
Команда дизайн-бюро Finoarte разработала интерьер ресторана премиум-класса Barca, расположенного в районе Левашовского хлебозавода – нового культурно-делового пространства в Санкт-Петербурге.
ГЭС на Нерли
Бюро amor в соавторстве с датчанами из Mette Lange Architects приспособило бывшую гидроэлектростанцию под Суздалем для летней площадки проекта МИРА центр, сохранив элегическое настроение руины. Новую кровлю, которая защищает уцелевшие кирпичные стены, держит независимая металлическая конструкция, а в отделке используются простые материалы – сосна и фанера. Конструктивные решения выполнены при участии мастерской деревянной архитектуры Евгения Макаренко.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Сплетение нитей
V Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходит в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно». Работая над дизайном экспозиции, бюро PSCulture вдохновлялось наследием художницы по текстилю Гунты Штельцль, которая сделала ткацкую мастерскую востребованным отделением Баухауса.