Татарстан как часть исламского архитектурного мира

Представляем лауреатов премии Ага Хана-2019. Одну из наград впервые в истории премии получил проект из России.

Автор текста:
Алина Измайлова

mainImg
0 Названы шесть лауреатов архитектурной премии Ага Хана: среди победителей впервые оказался российский проект. Международное признание получила программа развития общественных пространств Татарстана. Торжественная церемония награждения, кстати, прошла в Казани.

Премию по архитектуре в 1977 учредил Карим Ага Хан IV. Она вручается каждые три года за объекты, спроектированные для стран и регионов с преобладающим мусульманским населением, или же предназначенные конкретно для исламской диаспоры в неисламской стране. В 2019 к отбору допускались проекты, реализованные с начала 2012 года и до конца 2017-го. Призовой фонд премии составляет 1 млн долларов США, его поделят между всеми победителями.
 
Программа развития общественных пространств
Татарстан, Россия

Площадь застройки: 68 000 км2
Стоимость: 173 500 000 долларов США
Заказ проекта: 2015
Проектирование: февраль 2015 – по настоящее время
Строительство: май 2015 – по настоящее время*
*185 из 328 проектов были закончены в конце 2017 года, поэтому были допущены к участию в премии

Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на бассейн, Альметьевск
© Ivan Petrov

До недавнего времени города и поселки в Татарстане роднило отсутствие мест, где могли отдохнуть и пообщаться простые горожане. После распада СССР люди покидали родные поселения и переезжали в более крупные, более перспективные города, а возвращение права на частную собственность позволило состоятельным лицам и предприятиям скупить большие участки земли в живописных местах, что лишило обычных жителей возможности провести время на природе.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Терраса на пляже, Альметьевск
© Daniel Shvedov

Программа развития общественных пространств в Татарстане была создана для того, чтобы восстановить (или найти) индивидуальный облик каждого из населенных пунктов и вернуть местным жителям право на отдых в общественных местах. Практически на всех 328 благоустроенных пространствах – будь то пляж, парк, площадь или просто пешеходная дорожка – есть инфраструктура для культурных мероприятий. Использовать их можно круглый год, а не только летом. Разработка проектов общественных пространств шла при участии местных жителей. Немаловажно, что вывески, мебель, декоративные элементы и прочие компоненты были изготовлены силами местных производств.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на Центральную площадь, Бавлы
© Lenar Gimaletdinov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Детская площадка, поселок Богатые Сабы
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. В Горкинско-Ометьевском лесу, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Площадь на Фестивальном бульваре, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Амфитеатр в парке «Чёрное озеро», Казань
© Daniel Shvedov

Возрождение Мухаррака
Мухаррак, Бахрейн

Площадь участка: 330 000 м2
Стоимость: 110 000 000 долларов США
Заказ проекта: 2010
Проектирование: 2010 – 2013
Строительство: ведется с 2002 года
Сдача: не сдан

Возрождение Мухаррака. Общественная площадь
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Это проект по возрождению Мухаррака – города, внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Добыча жемчуга раньше имела важное значение для экономики Бахрейна, а Мухаррак считался столицей индустрии. Однако, после появления в 1930-х искусственного жемчуга, город пришел в упадок. Вместе с ним изменился и демографический облик Мухаррака: коренное население уехало, на смену ему пришли рабочие-мигранты.
Возрождение Мухаррака. Обновленный фасад дома Фахро
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Проект, который начался с восстановления и приспособления памятников архитектуры, перерос в комплексную программу под названием «Жемчужный путь». В ней участвует множество архитекторов, проектировщиков и исследователей из Бахрейна и других стран – в том числе, специалисты токийской мастерской Atelier Bow-Wow и швейцарский архитектор Валерио Ольджати. Одна из целей этой крупной затеи – сбалансировать демографический состав и через улучшение среды, создание культурных и общественных кластеров побудить семьи коренных мухарракцев вернуться.
Возрождение Мухаррака. Общественное пространство
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Программа предусматривает сохранение ряда архитектурных достопримечательностей, связанных с добычей жемчуга: от скромных домов ныряльщиков до богатых вилл предпринимателей и складов. Также запланировано обновление фасадов и строительство четырех новых зданий. Будут восстановлены башни ветра, которые раньше служили для «климат-контроля». При реконструкции используют – с оглядкой на оригинальные постройки – дерево и коралловый известняк, оставшийся от разрушенных домов. Для уличной мебели и фонарных столбов широко применяется венецианская мозаика, в составе которой частички раковин устриц. Сферические белые плафоны фонарей при этом напоминают драгоценные жемчужины.
Возрождение Мухаррака. Детали дома аль-Алави
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Зеленый павильон
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Проект
© Bahrain Authority for Culture & Antiquities

 
Образовательный проект «Аркадия»
Южный Канахор, Бангладеш
Архитектор: бюро Saif Ul Haque Sthapati

Площадь участка: 486 м2
Площадь основания здания: 274 м2
Стоимость 50 800 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2011
Проектирование: декабрь 2012 – декабрь 2014
Строительство: декабрь 2014 – февраль 2016
Сдача: март 2016

Образовательный проект «Аркадия». Общий вид на строения во время сухого сезона
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Образовательный комплекс «Аркадия» предназначен для детей из неблагополучных семей. Однако для строительства учреждения был выбран не самый удачный участок: каждый год его заливает река, расположенная в нескольких метрах от здания. Во время сезона дождей – а это треть календарного года – вода поднимается на 3 метра.
Образовательный проект «Аркадия». Дети играют на террасе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Мастерская Saif Ul Haque Sthapati отказалась от агрессивного вмешательства в экосистему и не стала строить насыпи или домики на сваях. Архитекторы придумали «амфибийную конструкцию», которая в зависимости от сезонных условий может стоять на земле или плыть по воде.
Образовательный проект «Аркадия». Ребенок бежит по коридору
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Площадку предварительно выровняли – при помощи подпорных стен из мешков с песков, грунтом, кирпичей. Сверху для амортизации положили отслужившие свое покрышки.
Образовательный проект «Аркадия». дети в классе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

«Якорями» для зданий стали бамбуковые столбы, утопленные на глубину 2 метров. В автономных постройках располагаются три универсальных пространства, которые используются в основном как классные комнаты, а также офис, открытая платформа, санузел, септический резервуар и цистерна для воды. Доступ ко всем ним обеспечивает единый коридор. Строения выполнены из трех видов бамбука, а удерживаются они на плаву благодаря конструкции из старых 114-литровых стальных бочек.
Образовательный проект «Аркадия». Конструкция с использованными бочками
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Материалы, которые пошли на «фундамент», «якоря» и кровлю, обработаны специальным химическим составом, что предотвращает их гниение. Остальные компоненты пропитали водоотталкивающей жидкостью, сделанной из местного фрукта гаабы – традиционный для Бангладеша метод. Практически вся работа проводилась самыми простыми инструментами, без участия электрооборудования (за исключением нескольких дрелей, питавшихся от батареек) и тяжелой техники.
Образовательный проект «Аркадия». План
© Saif Ul Haque Sthapati

 
Палестинский музей
Бирцейт, Палестина
Архитектор: Heneganh Peng Architects (архитектура) + Lara Zureikat (ландшафт)

Площадь участка: 40 000 м2
Площадь застройки: 3 085 м2
Площадь озеленения: 26 000 м2
Стоимость: 24 300 000 долларов США
Заказ проекта: декабрь 2011
Проектирование: март 2012 – апрель 2013
Строительство: апрель 2013 – апрель 2016
Сдача: май 2016

Палестинский музей. Вид на музей и земледельческие террасы
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Музей стоит на склоне гор, откуда открывается вид на Средиземное море. Он был создан для того, чтобы «развивать культуру диалога и терпимости» и популяризировать историческое наследие Палестины.
Палестинский музей. музей интегрирован в окружающий ландшафт
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Концепция проекта во многом основана на сельскохозяйственном прошлом местности. Так, очертания будущего музея определили террасы, которые крестьяне сооружали здесь для ведения земледелия.
Палестинский музей. Террасы как основной источник вдохновения архитектурных форм музея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Здание в плане имеет форму двойного клина. Основные помещения для посетителей – вестибюль, выставочная зона, галерея, магазин, кафе и гардероб – находятся на уровне входа, что практически снимает необходимость в вертикальной циркуляции. Впадина в рельефе используется для размещения дополнительных удобств, включая магазины и образовательно-исследовательский центр. Для мощения дорог и облицовки фасада использовался известняк, добываемый в окрестностях Вифлеема. Здание отмечено «золотым» сертификатом LEED за применение устойчивых технологий строительства.
Палестинский музей. Снаружи сооружение обшито палестинским известняком
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

В саду растут совершенно разные культуры: на периферии – пригодные в пищу, а более «изысканные» представители флоры посажены ближе к строениям.
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. План
© Heneghan Peng Architects

 
Корпус университета имени Алиуна Диопа
Бамбей, Сенегал
Архитектор: IDOM

Площадь застройки: 11 500 м2
Площадь основания: 6 895 м2
Открытый ландшафт (бассейны и каналы с дождевой водой): 4 316 м2
Стоимость: 6 700 000 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2012
Проектирование: февраль 2013 – сентябрь 2013
Строительство: май 2015 – декабрь 2017
Сдача: декабрь 2017

Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Вид на рампу и фасад
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Университет имени Алиуна Диопа основали в 2007, и уже в 2012 пространство понадобилось расширить. В рамках этой кампании и был построен новый корпус. Здание разработано с учетом природно-климатических особенностей местности.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Колоннада, которая поддерживает галерею
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Комплекс состоит из, собственно, лекционного зала на 500 мест, серии меньших аудиторий, трех лабораторий, десяти кабинетов и двух переговорных. Архитекторы намеренно объединили все помещения под одной крышей, а не стали раскидывать блоки по кампусу. Комнаты соединены между собой прямым длинным коридором.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Здание является одноэтажным, но с северной стороны за счет наклонной крыши его высота достигает 10 метров. Южный фасад закрывает решетчатый экран длиной 203 м. Он сделан из перфорированных шлакоблоков, изготовленных местными мастерами. Стена – часть системы пассивного охлаждения, за этой завесой комфортно находиться даже при температуре 40°C.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Классная комната
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Двойная крыша позволяет избежать попадания внутрь прямых солнечных лучей. Каждое помещение имеет собственный навес, над которым располагается единая теплоотражающая кровля. Она протянута по всей длине здания; с северной стороны конструкция расширяется, образуя гигантскую лоджию, которая отводит горячий воздушный поток.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Лекторий
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

На территории кампуса оборудованы каменные бассейны, заполненные гравием и растительностью, куда стекается дождевые потоки и отфильтрованные сточные воды. Смелые архитектурные решения в сочетании с традиционными методами строительства и принципами устойчивого развития свели к минимуму затраты на техобслуживание.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Угол
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. План
© IDOM

 
Центр водно-болотных угодий «Васит»
Шарджа, ОАЭ
Архитектор: X-Architects (Дубай, ОАЭ)

Площадь участка: 200 000 м2
Площадь основания здания: 2 534 м2
Стоимость: 7 600 000 долларов США
Заказ проекта: 2012
Проектирование: 2012
Строительство: 2014 – 2015
Сдача: 2015

Центр водно-болотных угодий «Васит» С высоты птичьего полета
© X-Architects / Nelson Garrido

«Васит» – это национальный природный парк эмирата. С его помощью архитекторы преобразовали бывшую свалку в экосистемный водно-болотный заказник. Место пользуется большой популярностью у местных жителей и туристов.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Входная рампа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

При проектировании комплекса архитекторы полагались на естественную топографию местности. Чтобы минимизировать визуальное вмешательство, они практически полностью «погрузили» строения в землю.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Игра света и тени у входа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Комплекс состоит из двух ключевых элементов, расположенных крест-накрест. В одном находятся служебные и административные помещения, другой представляет собой смотровую галерею, откуда можно наблюдать за птицами в почти естественной среде обитания: строение со всех сторон окружено вольерами. В третьем блоке, примыкающем к галерее с торца, находится кафе и многопрофильное пространство с видом на открытые заболоченные участки.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Смотровая галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Противостоять экстремально жаркому пустынному климату помогает хорошо изолированная крыша. Консольная стальная ферма в смотровой галерее позволила обойтись без внешних колонн и закрыть фасад бесшовным сплошным остеклением. Интерьер преднамеренно минималистичен – так, чтобы посетители полностью фокусировались на ландшафте и его обитателях. Единственным украшением являются, пожалуй, информационные дисплеи. Сплошной бетонный подоконник вровень с землей обеспечивает удобное место для наблюдения за птицами.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Часть вольера
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Центр водно-болотных угодий «Васит». План
© X-Architects

30 Августа 2019

Автор текста:

Алина Измайлова
Похожие статьи
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
WAF 2022: строить мосты
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Выбор жюри указывает на важность взаимодействия людей друг с другом и опытом прошлого: победила реконструкция офисной башни, маршрут-мост и программа восстановления традиционного ландшафта. Рассказываем о проектах, взявших гран-при, а также приводим комментарии очевидцев, добравшихся до фестиваля.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Технологии и материалы
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Геометрия городского комфорта с Axyforma
Молодой и демократичный бренд Axyforma предлагает пересмотреть подход к благоустройству в пользу комплексных решений с лаконичными и взаимозаменяемыми элементами
Напольные покрытия для здоровых помещений
Компания «Tarkett» – мировой лидер в производстве напольных покрытий – одной из первых перестроила свой бизнес в соответствии с зелеными стандартами и экономикой замкнутого цикла. Рассказываем о продукции Tarkett, безопасной для человека и природы.
Алюминий в историческом городе
Алюминий – современный материал с большим потенциалом для реконструкции и новой архитектуры в контексте исторической застройки: он легкий, прочный, а еще умеет имитировать другие поверхности – например, более дорогую и меняющую со временем цвет медь. Предлагаем несколько удачных примеров из мировой и российской практики.
Новые тренды вентилируемых фасадов от компании SIBALUX
В рамках Art-Techno форума 2023 компания SIBALUX представила уникальную технологию цифровой печати тематических фасадов и новые цветовые решения в коллекциях METAL, BRUSH и RUSTY. А также познакомила проектировщиков с комплексным подходом в реализации объектов, который обеспечивает полное соответствие фасада – проекту.
Евгений Циулин: «Мы взяли формат легко читаемой брошюры...
Segezha Group – компания, которая не только производит CLT-панели, но и активно продвигает ценности деревянного домостроения, – выпустила несколько брошюр-руководств для инженеров и архитекторов по проектированию деревянных зданий. Беседуем с руководителем проектного направления о принципах работы с деревом, его пожароустойчивости, об уникальных проектах из дерева и первом доме под Вологдой, а также о новых проектах Segezha на Крайнем Севере.
Как на картине
Скамейка – будничный предмет, который нередко встречается на полотнах художников. На нем, бывает, сидят поэты и композиторы, но чаще обычные люди: читают книги, беседуют, надевают коньки или играют в шахматы. Мы сопоставили картины с ассортиментом компании «Хоббика», нашли много сходств, а также выяснили, что жизнь на скамейках за сто лет изменилась не так уж сильно.
Микрорайон
«Новая Елизаветка»:
новая жизнь краснодарского...
Формат загородной жизни сегодня востребован как никогда раньше. Проект «Новая Елизаветка» от ГК «ИНСИТИ» в Прикубанском округе Краснодара – это полноценный микрорайон столицы Кубани, в котором сочетаются преимущества жизни в городе и за городом.
Cтудия дизайна Dulux: жизнь в новом цвете
Цвет в архитектуре имеет значение. И, выбирая цвета, архитекторы прежде всего думают об эстетике, но, когда дело доходит до выбора краски для конкретных задач, то тут необходимо подумать и о практической стороне дела – защите материала, влагостойкости, истираемости. Cтудия дизайна Dulux была создана специально для профессионалов – дизайнеров и архитекторов, чтобы помочь им сделать правильный выбор.
Проба на вечность: в Екатеринбурге возвели мемориал...
32 тонны атмосферостойкой стали Forcera производства «Северстали» были использованы для монументальной стелы «Город трудовой доблести», торжественно открытой в центре Екатеринбурга в рамках III Всероссийского форума городов трудовой доблести «Рубежи победы»
15 лет «МасТТех»: итоги и перспективы
Сегодня системы Masttech известны среди ведущих девелоперов России. Компания активно сотрудничает с архитектурными мастерскими и проектными институтами: «СПИЧ», «Атриум», «Олимпроект», «ТПО Резерв», «Моспроект» и другими, а все системы остекления Masttech сертифицированы и прошли испытания в НИИСФ РААСН
Ресторан MUME – китайская слива расцвела
в «Башне...
Муме, или мейхуа, – это дикая китайская слива, цветение которой с древних времен художники запечатлевали на гравюрах, а поэты – в хокку. Сегодня на одном из верхних этажей «Башни Федерации» в Москве-Сити можно найти еще одно произведение искусства, которое создано в честь этого прекрасного явления, – ресторан китайской кухни MUME.
INFINITY SYSTEM
Световая система с механическим (запатентованным) немагнитным фиксатором светильника в треке, позволяет устанавливать новые светильники в будущем, в отличие от других систем, для которых невозможно обновить светильники через несколько лет.
Облицовочный кирпич BRAER: новые реалии помогают совершенствоваться
Следуя за трендом на фасады из темного кирпича, компания BRAER – один из ведущих отечественных производителей кирпича и тротуарной плитки – в этом году выпустила новые коллекции кирпича и обновила уже завоевавшие популярность серии, представив в них модели темных оттенков.
Блеск металла
Декор из металла популярен в интерьерном дизайне благодаря уникальному сочетанию цвета, идеальной поверхности и тактильных ощущений. Рассказываем о продукции Homapal, ведущего мирового производителя металлизированных HPL пластиков
Эстетика порождает этику
От восприятия человека, не обладающего специальными познаниями в области строительства и ремонта, могут быть скрыты определяющее детали интерьера, но общее эстетическое восприятие позволит различить шаблонный проект от оригинального.
Малые, но большие
К малым архитектурным формам относятся в том числе достаточно крупные объекты: беседки, перголы, въездные знаки и контейнерные площадки – без них сложно представить современный парк или двор жилого комплекса. В ассортименте компании «Хоббика» представлено большое разнообразие крупноформатных МАФ, предлагаем краткий обзор-навигатор.
Стоит ли экономить на фасадном материале?
Почему практика удешевления фасадного материала в процессе стройки приводит к перерасходу бюджета, какие контраргументы в споре с заказчиком может привести архитектор, и на чем реально можно сэкономить в отношении фасадов, рассказывает исполнительный директор компании «КИРИЛЛ» Дмитрий Самылин.
Сейчас на главной
Мозаика в 3D
В Мохали, городе-спутнике Чандигарха, появилось еще одно офисное здание с необычным фасадом от Studio Ardete.
Cité для Наро-Фоминска
Новый район на острове в центре Наро-Фоминска продолжает идеи развития территории шелкоткацкой фабрики, вокруг которой, собственно, и возник город. Авторы умело, мотивированно миксуют разные форматы среднеэтажной застройки и эффективно используют островное положение, предлагая множество форматов взаимодействия с водой, доступных для всех горожан. Неудивительно, что в области проект считают образцовым и достойным подражания. И еще это пример редкостной синергии между заказчиком и архитекторами.
«Дом зерна»
Посетительский центр при органическом агропромышленном центре по проекту Reiulf Ramstad Arkitekter на севере Дании напоминает о традиционных для региона амбарах и хлебопекарных печах.
Башня и усадьба
Концепция высокоплотного микрорайона на месте частного сектора в Екатеринбурге предполагает сохранение сетки улиц, в отдельных случаях – даже масштаба. Бюро ОСА сочетает башни с таунхаусами и другими типами жилья, ориентируя силуэтную композицию на пешеходный бульвар. Благодаря нелинейным маршрутам и пространственному разнообразию жители каждый день видят свой район по-новому.
Пресса: Gesamtkunstwerk с конями. Как Александр Медведкин отдал всю...
В 1938 году был закончен и тут же запрещен фильм Александра Медведкина «Новая Москва», представлявший архитектуру сталинской Москвы утопией, изготовленной силами народного творчества. Григорий Ревзин рассказывает об этой картине и выдвигает предположения о возможных причинах несовпадения сталинистского произведения со сталинскими представлениями о том, каким ему следует быть.
Жить, учиться и работать
Проектируя жилой, офисный и образовательный центр «Лаэррер» во французском городе По, архитекторы бюро CoBe Architecture et Paysage постарались создать благоприятные условия для развития целого района.
Культура в порту
Zaha Hadid Architects стали победителями в конкурсе на проект района культуры в городе Санья на острове Хайнань.
Изменчивая декорация
Члены экспертного совета премии Innovative Public Interiors Award 2023 продолжают рассуждать о том, какими будут общественные интерьеры будущего: важен предлагаемый пользователю опыт, гибкость, а в некоторых случаях – тотальный дизайн.
Вопрос аутентичности
Один из крупнейших и важнейших памятников чешского функционализма, здание Электрических предприятий в Праге, полностью реконструирован и теперь вмещает офисы холдинга WPP.
Пресса: «Это самая правдивая история города и страны»: Сергей...
Как менялся в последние годы облик Москвы и Санкт-Петербурга, что привносят в образ города ансамбли высотных зданий, как они должны взаимодействовать с исторической застройкой и должна ли современная архитектура стоять вечно — на эти и другие темы Forbes Life поговорил с архитектором Сергеем Чобаном.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Искусствовед между молотом и наковальней
Советская эпоха, несомненно, воспитала своего человека. Образ его, как правило, соотносят с колоннами физкультурников и другими проявлениями тоталитарной телесности, но это по крайней мере лишь половина дела. Режиму было важно не только то, как маршируют, но и как думают. А также – как проектируют и строят. Илья Печёнкин – о книге Николая Молока «Давид Аркин: «идеолог космополитизма» в архитектуре».
Шестиглавый
В Новосибирске объявлены результаты архитектурного рейтинга «Золотая капитель», одной из старейших постсоветских премий. Ее особенность, чтобы не сказать уникальность для российского контекста – в том, что на последнем этапе судейства проекты презентуют и обсуждают. Что довольно увлекательно. Делимся впечатлениями и показываем, кто победил.
Геотектонические структуры
Штаб-квартира нефтегазовой компании Eni под Миланом по проекту Morphosis вдохновлена геологическими формациями, которые обеспечивают ее существование.
Согретый камень
Жилой комплекс в Зеленогорске архитектурное бюро «Маяк» интерпретирует как россыпь камней. Нестандартный абрис пятиугольных в плане домов не только помог с образной частью проекта, но и во многом облегчил работу с плотностью застройки и инсоляцией квартир.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Четвертая четверть
Бюро Benthem Crouwel Architects и OVA выиграли конкурс на последний незастроенный сектор вокруг площади Победы (Витезне Намнести) в Праге.
Галерея для курьера
Что думают профессионалы об интерьерах мест общего пользования в современных жилых комплексах? Вместе с выпускниками Geometrium School мы рассмотрели пять проектов: от ар-деко во всем его блеске до сдержанного северного минимализма.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
Бамбуковый листопад
В китайском уезде Аньцзи началось строительство масштабного Центра культуры и искусства по проекту бюро MAD. Его архитектура отражает специфику уезда, славящегося бамбуковыми рощами и плантациями белого чая.
На все времена
Модульная технология, соединенная с конструктивом из клееной древесины, позволяет бюро Rhizome создавать гостиницы, которые быстро возводятся, нравятся посетителям и получают высокие отценки от архитектурного сообщества: на прошлой неделе новый отель «Времена года. Игора» взял сразу три премии. Рассказываем об этом проекте подробнее.
Все наоборот
Мало премий вместо многих, вручение в первый день а не в последний, проекции вместо планшетов, деревья внутри, а объекты на улице – обновление фестиваля Архитектон пошло, как будто бы, по надежному пути переворачивания всех традиций профессионального цеха – ну или хотя бы тех, что подвернулись под руку. Придраться, конечно же, есть к чему, но ощущение свежее и импровизационное. Так, чего доброго, и Москву начнут учить. Мы рассказывали об элементах фестиваля частями в телеграме, теперь рассматриваем все целиком.
«Собор спорта»
В Бордо завершено строительство спортивного центра UCPA по проекту бюро NP2F. Это сооружение предлагает горожанам компромиссный вариант между занятиями спортом в помещении и на открытом воздухе.
Архивуд-14: строить мосты
В этом сезоне жюри не стало присуждать гран-при: судя по тому, что в шорт-лист попало несколько работ, не успевших добраться до премии в предыдущие годы, а лучшим домом признали бесспорно прекрасную, но серийную модель, – «урожай» построек из дерева в 2023 был не слишком обильным. Зато среди финалистов много необычных типологий и свою долю признания получили проекты реставрации и ревитализации. Знакомим со всеми финалистами.
Торжество хорошего вкуса
Объявлены финалисты Премии Стерлинга-2023, главной архитектурной награды Великобритании. Несмотря на социальную нагрузку и различие в функции, все здания объединяет эстетическая выверенность.