Татарстан как часть исламского архитектурного мира

Представляем лауреатов премии Ага Хана-2019. Одну из наград впервые в истории премии получил проект из России.

mainImg
Названы шесть лауреатов архитектурной премии Ага Хана: среди победителей впервые оказался российский проект. Международное признание получила программа развития общественных пространств Татарстана. Торжественная церемония награждения, кстати, прошла в Казани.

Премию по архитектуре в 1977 учредил Карим Ага Хан IV. Она вручается каждые три года за объекты, спроектированные для стран и регионов с преобладающим мусульманским населением, или же предназначенные конкретно для исламской диаспоры в неисламской стране. В 2019 к отбору допускались проекты, реализованные с начала 2012 года и до конца 2017-го. Призовой фонд премии составляет 1 млн долларов США, его поделят между всеми победителями.
 
Программа развития общественных пространств
Татарстан, Россия

Площадь застройки: 68 000 км2
Стоимость: 173 500 000 долларов США
Заказ проекта: 2015
Проектирование: февраль 2015 – по настоящее время
Строительство: май 2015 – по настоящее время*
*185 из 328 проектов были закончены в конце 2017 года, поэтому были допущены к участию в премии

Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на бассейн, Альметьевск
© Ivan Petrov

До недавнего времени города и поселки в Татарстане роднило отсутствие мест, где могли отдохнуть и пообщаться простые горожане. После распада СССР люди покидали родные поселения и переезжали в более крупные, более перспективные города, а возвращение права на частную собственность позволило состоятельным лицам и предприятиям скупить большие участки земли в живописных местах, что лишило обычных жителей возможности провести время на природе.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Терраса на пляже, Альметьевск
© Daniel Shvedov

Программа развития общественных пространств в Татарстане была создана для того, чтобы восстановить (или найти) индивидуальный облик каждого из населенных пунктов и вернуть местным жителям право на отдых в общественных местах. Практически на всех 328 благоустроенных пространствах – будь то пляж, парк, площадь или просто пешеходная дорожка – есть инфраструктура для культурных мероприятий. Использовать их можно круглый год, а не только летом. Разработка проектов общественных пространств шла при участии местных жителей. Немаловажно, что вывески, мебель, декоративные элементы и прочие компоненты были изготовлены силами местных производств.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на Центральную площадь, Бавлы
© Lenar Gimaletdinov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Детская площадка, поселок Богатые Сабы
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. В Горкинско-Ометьевском лесу, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Площадь на Фестивальном бульваре, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Амфитеатр в парке «Чёрное озеро», Казань
© Daniel Shvedov

Возрождение Мухаррака
Мухаррак, Бахрейн

Площадь участка: 330 000 м2
Стоимость: 110 000 000 долларов США
Заказ проекта: 2010
Проектирование: 2010 – 2013
Строительство: ведется с 2002 года
Сдача: не сдан

Возрождение Мухаррака. Общественная площадь
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Это проект по возрождению Мухаррака – города, внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Добыча жемчуга раньше имела важное значение для экономики Бахрейна, а Мухаррак считался столицей индустрии. Однако, после появления в 1930-х искусственного жемчуга, город пришел в упадок. Вместе с ним изменился и демографический облик Мухаррака: коренное население уехало, на смену ему пришли рабочие-мигранты.
Возрождение Мухаррака. Обновленный фасад дома Фахро
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Проект, который начался с восстановления и приспособления памятников архитектуры, перерос в комплексную программу под названием «Жемчужный путь». В ней участвует множество архитекторов, проектировщиков и исследователей из Бахрейна и других стран – в том числе, специалисты токийской мастерской Atelier Bow-Wow и швейцарский архитектор Валерио Ольджати. Одна из целей этой крупной затеи – сбалансировать демографический состав и через улучшение среды, создание культурных и общественных кластеров побудить семьи коренных мухарракцев вернуться.
Возрождение Мухаррака. Общественное пространство
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Программа предусматривает сохранение ряда архитектурных достопримечательностей, связанных с добычей жемчуга: от скромных домов ныряльщиков до богатых вилл предпринимателей и складов. Также запланировано обновление фасадов и строительство четырех новых зданий. Будут восстановлены башни ветра, которые раньше служили для «климат-контроля». При реконструкции используют – с оглядкой на оригинальные постройки – дерево и коралловый известняк, оставшийся от разрушенных домов. Для уличной мебели и фонарных столбов широко применяется венецианская мозаика, в составе которой частички раковин устриц. Сферические белые плафоны фонарей при этом напоминают драгоценные жемчужины.
Возрождение Мухаррака. Детали дома аль-Алави
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Зеленый павильон
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Проект
© Bahrain Authority for Culture & Antiquities

 
Образовательный проект «Аркадия»
Южный Канахор, Бангладеш
Архитектор: бюро Saif Ul Haque Sthapati

Площадь участка: 486 м2
Площадь основания здания: 274 м2
Стоимость 50 800 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2011
Проектирование: декабрь 2012 – декабрь 2014
Строительство: декабрь 2014 – февраль 2016
Сдача: март 2016

Образовательный проект «Аркадия». Общий вид на строения во время сухого сезона
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Образовательный комплекс «Аркадия» предназначен для детей из неблагополучных семей. Однако для строительства учреждения был выбран не самый удачный участок: каждый год его заливает река, расположенная в нескольких метрах от здания. Во время сезона дождей – а это треть календарного года – вода поднимается на 3 метра.
Образовательный проект «Аркадия». Дети играют на террасе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Мастерская Saif Ul Haque Sthapati отказалась от агрессивного вмешательства в экосистему и не стала строить насыпи или домики на сваях. Архитекторы придумали «амфибийную конструкцию», которая в зависимости от сезонных условий может стоять на земле или плыть по воде.
Образовательный проект «Аркадия». Ребенок бежит по коридору
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Площадку предварительно выровняли – при помощи подпорных стен из мешков с песков, грунтом, кирпичей. Сверху для амортизации положили отслужившие свое покрышки.
Образовательный проект «Аркадия». дети в классе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

«Якорями» для зданий стали бамбуковые столбы, утопленные на глубину 2 метров. В автономных постройках располагаются три универсальных пространства, которые используются в основном как классные комнаты, а также офис, открытая платформа, санузел, септический резервуар и цистерна для воды. Доступ ко всем ним обеспечивает единый коридор. Строения выполнены из трех видов бамбука, а удерживаются они на плаву благодаря конструкции из старых 114-литровых стальных бочек.
Образовательный проект «Аркадия». Конструкция с использованными бочками
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Материалы, которые пошли на «фундамент», «якоря» и кровлю, обработаны специальным химическим составом, что предотвращает их гниение. Остальные компоненты пропитали водоотталкивающей жидкостью, сделанной из местного фрукта гаабы – традиционный для Бангладеша метод. Практически вся работа проводилась самыми простыми инструментами, без участия электрооборудования (за исключением нескольких дрелей, питавшихся от батареек) и тяжелой техники.
Образовательный проект «Аркадия». План
© Saif Ul Haque Sthapati

 
Палестинский музей
Бирцейт, Палестина
Архитектор: Heneganh Peng Architects (архитектура) + Lara Zureikat (ландшафт)

Площадь участка: 40 000 м2
Площадь застройки: 3 085 м2
Площадь озеленения: 26 000 м2
Стоимость: 24 300 000 долларов США
Заказ проекта: декабрь 2011
Проектирование: март 2012 – апрель 2013
Строительство: апрель 2013 – апрель 2016
Сдача: май 2016

Палестинский музей. Вид на музей и земледельческие террасы
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Музей стоит на склоне гор, откуда открывается вид на Средиземное море. Он был создан для того, чтобы «развивать культуру диалога и терпимости» и популяризировать историческое наследие Палестины.
Палестинский музей. музей интегрирован в окружающий ландшафт
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Концепция проекта во многом основана на сельскохозяйственном прошлом местности. Так, очертания будущего музея определили террасы, которые крестьяне сооружали здесь для ведения земледелия.
Палестинский музей. Террасы как основной источник вдохновения архитектурных форм музея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Здание в плане имеет форму двойного клина. Основные помещения для посетителей – вестибюль, выставочная зона, галерея, магазин, кафе и гардероб – находятся на уровне входа, что практически снимает необходимость в вертикальной циркуляции. Впадина в рельефе используется для размещения дополнительных удобств, включая магазины и образовательно-исследовательский центр. Для мощения дорог и облицовки фасада использовался известняк, добываемый в окрестностях Вифлеема. Здание отмечено «золотым» сертификатом LEED за применение устойчивых технологий строительства.
Палестинский музей. Снаружи сооружение обшито палестинским известняком
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

В саду растут совершенно разные культуры: на периферии – пригодные в пищу, а более «изысканные» представители флоры посажены ближе к строениям.
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. План
© Heneghan Peng Architects

 
Корпус университета имени Алиуна Диопа
Бамбей, Сенегал
Архитектор: IDOM

Площадь застройки: 11 500 м2
Площадь основания: 6 895 м2
Открытый ландшафт (бассейны и каналы с дождевой водой): 4 316 м2
Стоимость: 6 700 000 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2012
Проектирование: февраль 2013 – сентябрь 2013
Строительство: май 2015 – декабрь 2017
Сдача: декабрь 2017

Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Вид на рампу и фасад
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Университет имени Алиуна Диопа основали в 2007, и уже в 2012 пространство понадобилось расширить. В рамках этой кампании и был построен новый корпус. Здание разработано с учетом природно-климатических особенностей местности.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Колоннада, которая поддерживает галерею
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Комплекс состоит из, собственно, лекционного зала на 500 мест, серии меньших аудиторий, трех лабораторий, десяти кабинетов и двух переговорных. Архитекторы намеренно объединили все помещения под одной крышей, а не стали раскидывать блоки по кампусу. Комнаты соединены между собой прямым длинным коридором.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Здание является одноэтажным, но с северной стороны за счет наклонной крыши его высота достигает 10 метров. Южный фасад закрывает решетчатый экран длиной 203 м. Он сделан из перфорированных шлакоблоков, изготовленных местными мастерами. Стена – часть системы пассивного охлаждения, за этой завесой комфортно находиться даже при температуре 40°C.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Классная комната
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Двойная крыша позволяет избежать попадания внутрь прямых солнечных лучей. Каждое помещение имеет собственный навес, над которым располагается единая теплоотражающая кровля. Она протянута по всей длине здания; с северной стороны конструкция расширяется, образуя гигантскую лоджию, которая отводит горячий воздушный поток.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Лекторий
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

На территории кампуса оборудованы каменные бассейны, заполненные гравием и растительностью, куда стекается дождевые потоки и отфильтрованные сточные воды. Смелые архитектурные решения в сочетании с традиционными методами строительства и принципами устойчивого развития свели к минимуму затраты на техобслуживание.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Угол
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. План
© IDOM

 
Центр водно-болотных угодий «Васит»
Шарджа, ОАЭ
Архитектор: X-Architects (Дубай, ОАЭ)

Площадь участка: 200 000 м2
Площадь основания здания: 2 534 м2
Стоимость: 7 600 000 долларов США
Заказ проекта: 2012
Проектирование: 2012
Строительство: 2014 – 2015
Сдача: 2015

Центр водно-болотных угодий «Васит» С высоты птичьего полета
© X-Architects / Nelson Garrido

«Васит» – это национальный природный парк эмирата. С его помощью архитекторы преобразовали бывшую свалку в экосистемный водно-болотный заказник. Место пользуется большой популярностью у местных жителей и туристов.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Входная рампа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

При проектировании комплекса архитекторы полагались на естественную топографию местности. Чтобы минимизировать визуальное вмешательство, они практически полностью «погрузили» строения в землю.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Игра света и тени у входа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Комплекс состоит из двух ключевых элементов, расположенных крест-накрест. В одном находятся служебные и административные помещения, другой представляет собой смотровую галерею, откуда можно наблюдать за птицами в почти естественной среде обитания: строение со всех сторон окружено вольерами. В третьем блоке, примыкающем к галерее с торца, находится кафе и многопрофильное пространство с видом на открытые заболоченные участки.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Смотровая галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Противостоять экстремально жаркому пустынному климату помогает хорошо изолированная крыша. Консольная стальная ферма в смотровой галерее позволила обойтись без внешних колонн и закрыть фасад бесшовным сплошным остеклением. Интерьер преднамеренно минималистичен – так, чтобы посетители полностью фокусировались на ландшафте и его обитателях. Единственным украшением являются, пожалуй, информационные дисплеи. Сплошной бетонный подоконник вровень с землей обеспечивает удобное место для наблюдения за птицами.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Часть вольера
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Центр водно-болотных угодий «Васит». План
© X-Architects

30 Августа 2019

Похожие статьи
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Архитектурное наследие 2025: итоги
В начале июня в Рязани прошел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Фестиваль включал деловую, экспозиционную и конкурсную программы. Были подведены итоги четырех смотров-конкурсов и конкурса на лучшее печатное издание об архитектурном наследии. Рассказываем о победителях.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Благоустройство глазами студентов
В начале марта в Минстрое России подвели итоги Национального студенческого конкурса «Благоустрой!» Были определены победители в шести номинациях, а также обладатель гран-при конкурса в миллион рублей. Рассказываем о проектах-победителях.
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Волжская регата
Компания GloraX планирует построить на берегу Волги в Нижнем Новгороде жилой комплекс, который займет площадь в 14 гектар. В закрытом конкурсе победил проект бюро ГОРА – он предлагает типологии жилья от таунхаусов до террасированных пластин, баланс функций, различные способы взаимодействия с водой, а также отдельный остров в пользование жителям города.
Дом китобоя в кубе
Этой осенью калининградский музей «Дом китобоя» проводил конкурс на лучшую концепцию арт-объекта из панелей снесенного Дома Советов. Победителем стал московский проект – коллаборация историка архитектуры Константина Антипина и компании «Даль» в виде куба-игрового автомата. Рассказываем о победителях.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Винная тропа
Проект The wine path архитектурного бюро .ket стал победителем международного конкурса Cultural Winery, проводимого винодельней Podere Fedespina в Тоскане. Конкурсанты должны были представить новую концепцию дегустации – пространства, которое стало бы местной достопримечательностью и ядром новой культурной жизни.
Моя река: Салам! Йӑлӑм
В Москве подвели итоги VI Всероссийского образовательного проекта «Моя река». В смотре-конкурсе студенческих работ приняли участие более 130 студентов из профильных вузов страны, их преподаватели и работающие архитекторы. Победителем стал проект команды студентов Самарского технического университета «Салам! Йӑлӑм». Рассказываем обо всех победителях проекта.
Новый культурный слой усадьбы «Успенское»
Итоги конкурса на разработку концепции развития территории ансамбля усадьбы «Успенское» подвели в середине сентября. В финал вышли четыре проекта, победителем стал консорциум в составе AI-Architects + Sheredega consulting + Ирина Крымова. Рассказываем обо всех финалистах.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.