Татарстан как часть исламского архитектурного мира

Представляем лауреатов премии Ага Хана-2019. Одну из наград впервые в истории премии получил проект из России.

mainImg
Названы шесть лауреатов архитектурной премии Ага Хана: среди победителей впервые оказался российский проект. Международное признание получила программа развития общественных пространств Татарстана. Торжественная церемония награждения, кстати, прошла в Казани.

Премию по архитектуре в 1977 учредил Карим Ага Хан IV. Она вручается каждые три года за объекты, спроектированные для стран и регионов с преобладающим мусульманским населением, или же предназначенные конкретно для исламской диаспоры в неисламской стране. В 2019 к отбору допускались проекты, реализованные с начала 2012 года и до конца 2017-го. Призовой фонд премии составляет 1 млн долларов США, его поделят между всеми победителями.
 
Программа развития общественных пространств
Татарстан, Россия

Площадь застройки: 68 000 км2
Стоимость: 173 500 000 долларов США
Заказ проекта: 2015
Проектирование: февраль 2015 – по настоящее время
Строительство: май 2015 – по настоящее время*
*185 из 328 проектов были закончены в конце 2017 года, поэтому были допущены к участию в премии

Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на бассейн, Альметьевск
© Ivan Petrov

До недавнего времени города и поселки в Татарстане роднило отсутствие мест, где могли отдохнуть и пообщаться простые горожане. После распада СССР люди покидали родные поселения и переезжали в более крупные, более перспективные города, а возвращение права на частную собственность позволило состоятельным лицам и предприятиям скупить большие участки земли в живописных местах, что лишило обычных жителей возможности провести время на природе.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Терраса на пляже, Альметьевск
© Daniel Shvedov

Программа развития общественных пространств в Татарстане была создана для того, чтобы восстановить (или найти) индивидуальный облик каждого из населенных пунктов и вернуть местным жителям право на отдых в общественных местах. Практически на всех 328 благоустроенных пространствах – будь то пляж, парк, площадь или просто пешеходная дорожка – есть инфраструктура для культурных мероприятий. Использовать их можно круглый год, а не только летом. Разработка проектов общественных пространств шла при участии местных жителей. Немаловажно, что вывески, мебель, декоративные элементы и прочие компоненты были изготовлены силами местных производств.
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Вид сверху на Центральную площадь, Бавлы
© Lenar Gimaletdinov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Детская площадка, поселок Богатые Сабы
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. В Горкинско-Ометьевском лесу, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Площадь на Фестивальном бульваре, Казань
© Daniel Shvedov
Развитие общественных пространств Республики Татарстан. Амфитеатр в парке «Чёрное озеро», Казань
© Daniel Shvedov

Возрождение Мухаррака
Мухаррак, Бахрейн

Площадь участка: 330 000 м2
Стоимость: 110 000 000 долларов США
Заказ проекта: 2010
Проектирование: 2010 – 2013
Строительство: ведется с 2002 года
Сдача: не сдан

Возрождение Мухаррака. Общественная площадь
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Это проект по возрождению Мухаррака – города, внесенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Добыча жемчуга раньше имела важное значение для экономики Бахрейна, а Мухаррак считался столицей индустрии. Однако, после появления в 1930-х искусственного жемчуга, город пришел в упадок. Вместе с ним изменился и демографический облик Мухаррака: коренное население уехало, на смену ему пришли рабочие-мигранты.
Возрождение Мухаррака. Обновленный фасад дома Фахро
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Проект, который начался с восстановления и приспособления памятников архитектуры, перерос в комплексную программу под названием «Жемчужный путь». В ней участвует множество архитекторов, проектировщиков и исследователей из Бахрейна и других стран – в том числе, специалисты токийской мастерской Atelier Bow-Wow и швейцарский архитектор Валерио Ольджати. Одна из целей этой крупной затеи – сбалансировать демографический состав и через улучшение среды, создание культурных и общественных кластеров побудить семьи коренных мухарракцев вернуться.
Возрождение Мухаррака. Общественное пространство
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Программа предусматривает сохранение ряда архитектурных достопримечательностей, связанных с добычей жемчуга: от скромных домов ныряльщиков до богатых вилл предпринимателей и складов. Также запланировано обновление фасадов и строительство четырех новых зданий. Будут восстановлены башни ветра, которые раньше служили для «климат-контроля». При реконструкции используют – с оглядкой на оригинальные постройки – дерево и коралловый известняк, оставшийся от разрушенных домов. Для уличной мебели и фонарных столбов широко применяется венецианская мозаика, в составе которой частички раковин устриц. Сферические белые плафоны фонарей при этом напоминают драгоценные жемчужины.
Возрождение Мухаррака. Детали дома аль-Алави
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Зеленый павильон
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Возрождение Мухаррака. Проект
© Bahrain Authority for Culture & Antiquities

 
Образовательный проект «Аркадия»
Южный Канахор, Бангладеш
Архитектор: бюро Saif Ul Haque Sthapati

Площадь участка: 486 м2
Площадь основания здания: 274 м2
Стоимость 50 800 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2011
Проектирование: декабрь 2012 – декабрь 2014
Строительство: декабрь 2014 – февраль 2016
Сдача: март 2016

Образовательный проект «Аркадия». Общий вид на строения во время сухого сезона
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Образовательный комплекс «Аркадия» предназначен для детей из неблагополучных семей. Однако для строительства учреждения был выбран не самый удачный участок: каждый год его заливает река, расположенная в нескольких метрах от здания. Во время сезона дождей – а это треть календарного года – вода поднимается на 3 метра.
Образовательный проект «Аркадия». Дети играют на террасе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Мастерская Saif Ul Haque Sthapati отказалась от агрессивного вмешательства в экосистему и не стала строить насыпи или домики на сваях. Архитекторы придумали «амфибийную конструкцию», которая в зависимости от сезонных условий может стоять на земле или плыть по воде.
Образовательный проект «Аркадия». Ребенок бежит по коридору
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Площадку предварительно выровняли – при помощи подпорных стен из мешков с песков, грунтом, кирпичей. Сверху для амортизации положили отслужившие свое покрышки.
Образовательный проект «Аркадия». дети в классе
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

«Якорями» для зданий стали бамбуковые столбы, утопленные на глубину 2 метров. В автономных постройках располагаются три универсальных пространства, которые используются в основном как классные комнаты, а также офис, открытая платформа, санузел, септический резервуар и цистерна для воды. Доступ ко всем ним обеспечивает единый коридор. Строения выполнены из трех видов бамбука, а удерживаются они на плаву благодаря конструкции из старых 114-литровых стальных бочек.
Образовательный проект «Аркадия». Конструкция с использованными бочками
© Aga Khan Trust for Culture / Sanndro di Carlo Darsa

Материалы, которые пошли на «фундамент», «якоря» и кровлю, обработаны специальным химическим составом, что предотвращает их гниение. Остальные компоненты пропитали водоотталкивающей жидкостью, сделанной из местного фрукта гаабы – традиционный для Бангладеша метод. Практически вся работа проводилась самыми простыми инструментами, без участия электрооборудования (за исключением нескольких дрелей, питавшихся от батареек) и тяжелой техники.
Образовательный проект «Аркадия». План
© Saif Ul Haque Sthapati

 
Палестинский музей
Бирцейт, Палестина
Архитектор: Heneganh Peng Architects (архитектура) + Lara Zureikat (ландшафт)

Площадь участка: 40 000 м2
Площадь застройки: 3 085 м2
Площадь озеленения: 26 000 м2
Стоимость: 24 300 000 долларов США
Заказ проекта: декабрь 2011
Проектирование: март 2012 – апрель 2013
Строительство: апрель 2013 – апрель 2016
Сдача: май 2016

Палестинский музей. Вид на музей и земледельческие террасы
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Музей стоит на склоне гор, откуда открывается вид на Средиземное море. Он был создан для того, чтобы «развивать культуру диалога и терпимости» и популяризировать историческое наследие Палестины.
Палестинский музей. музей интегрирован в окружающий ландшафт
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Концепция проекта во многом основана на сельскохозяйственном прошлом местности. Так, очертания будущего музея определили террасы, которые крестьяне сооружали здесь для ведения земледелия.
Палестинский музей. Террасы как основной источник вдохновения архитектурных форм музея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Здание в плане имеет форму двойного клина. Основные помещения для посетителей – вестибюль, выставочная зона, галерея, магазин, кафе и гардероб – находятся на уровне входа, что практически снимает необходимость в вертикальной циркуляции. Впадина в рельефе используется для размещения дополнительных удобств, включая магазины и образовательно-исследовательский центр. Для мощения дорог и облицовки фасада использовался известняк, добываемый в окрестностях Вифлеема. Здание отмечено «золотым» сертификатом LEED за применение устойчивых технологий строительства.
Палестинский музей. Снаружи сооружение обшито палестинским известняком
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

В саду растут совершенно разные культуры: на периферии – пригодные в пищу, а более «изысканные» представители флоры посажены ближе к строениям.
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. Выставочный зал
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Палестинский музей. План
© Heneghan Peng Architects

 
Корпус университета имени Алиуна Диопа
Бамбей, Сенегал
Архитектор: IDOM

Площадь застройки: 11 500 м2
Площадь основания: 6 895 м2
Открытый ландшафт (бассейны и каналы с дождевой водой): 4 316 м2
Стоимость: 6 700 000 долларов США
Заказ проекта: ноябрь 2012
Проектирование: февраль 2013 – сентябрь 2013
Строительство: май 2015 – декабрь 2017
Сдача: декабрь 2017

Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Вид на рампу и фасад
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Университет имени Алиуна Диопа основали в 2007, и уже в 2012 пространство понадобилось расширить. В рамках этой кампании и был построен новый корпус. Здание разработано с учетом природно-климатических особенностей местности.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Колоннада, которая поддерживает галерею
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Комплекс состоит из, собственно, лекционного зала на 500 мест, серии меньших аудиторий, трех лабораторий, десяти кабинетов и двух переговорных. Архитекторы намеренно объединили все помещения под одной крышей, а не стали раскидывать блоки по кампусу. Комнаты соединены между собой прямым длинным коридором.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Здание является одноэтажным, но с северной стороны за счет наклонной крыши его высота достигает 10 метров. Южный фасад закрывает решетчатый экран длиной 203 м. Он сделан из перфорированных шлакоблоков, изготовленных местными мастерами. Стена – часть системы пассивного охлаждения, за этой завесой комфортно находиться даже при температуре 40°C.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Классная комната
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

Двойная крыша позволяет избежать попадания внутрь прямых солнечных лучей. Каждое помещение имеет собственный навес, над которым располагается единая теплоотражающая кровля. Она протянута по всей длине здания; с северной стороны конструкция расширяется, образуя гигантскую лоджию, которая отводит горячий воздушный поток.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Лекторий
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall

На территории кампуса оборудованы каменные бассейны, заполненные гравием и растительностью, куда стекается дождевые потоки и отфильтрованные сточные воды. Смелые архитектурные решения в сочетании с традиционными методами строительства и принципами устойчивого развития свели к минимуму затраты на техобслуживание.
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. Угол
© Aga Khan Trust for Culture / Chérif Tall
Лекторий в Университете имени Алиуна Диопа. План
© IDOM

 
Центр водно-болотных угодий «Васит»
Шарджа, ОАЭ
Архитектор: X-Architects (Дубай, ОАЭ)

Площадь участка: 200 000 м2
Площадь основания здания: 2 534 м2
Стоимость: 7 600 000 долларов США
Заказ проекта: 2012
Проектирование: 2012
Строительство: 2014 – 2015
Сдача: 2015

Центр водно-болотных угодий «Васит» С высоты птичьего полета
© X-Architects / Nelson Garrido

«Васит» – это национальный природный парк эмирата. С его помощью архитекторы преобразовали бывшую свалку в экосистемный водно-болотный заказник. Место пользуется большой популярностью у местных жителей и туристов.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Входная рампа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

При проектировании комплекса архитекторы полагались на естественную топографию местности. Чтобы минимизировать визуальное вмешательство, они практически полностью «погрузили» строения в землю.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Игра света и тени у входа
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Комплекс состоит из двух ключевых элементов, расположенных крест-накрест. В одном находятся служебные и административные помещения, другой представляет собой смотровую галерею, откуда можно наблюдать за птицами в почти естественной среде обитания: строение со всех сторон окружено вольерами. В третьем блоке, примыкающем к галерее с торца, находится кафе и многопрофильное пространство с видом на открытые заболоченные участки.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Смотровая галерея
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden

Противостоять экстремально жаркому пустынному климату помогает хорошо изолированная крыша. Консольная стальная ферма в смотровой галерее позволила обойтись без внешних колонн и закрыть фасад бесшовным сплошным остеклением. Интерьер преднамеренно минималистичен – так, чтобы посетители полностью фокусировались на ландшафте и его обитателях. Единственным украшением являются, пожалуй, информационные дисплеи. Сплошной бетонный подоконник вровень с землей обеспечивает удобное место для наблюдения за птицами.
Центр водно-болотных угодий «Васит». Часть вольера
© Aga Khan Trust for Culture / Cemal Emden
Центр водно-болотных угодий «Васит». План
© X-Architects

30 Августа 2019

Похожие статьи
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Завод – для города
Подведены итоги конкурса на разработку концепции общественных пространств завода «Урал» в Миассе Челябинской области. Победителем стал проект консорциума под лидерством Проектного бюро Publica. Рассказываем о проекте-победителе и двух других финалистах конкурса.
Конь огонь
Консорциум TOBE Architects и NTML architects победил в конкурсе на концепцию благоустройства площади у станции метро «Тулпар» в Казани. Зонирование, учитывающее мастер-план развития района, архитекторы совместили с национальными мотивами, вписав в «полотно» территории выходящего из воды волшебного коня Тулпара и отсылки к традиционному женскому костюму.
Живое в неживом
Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи огласил итоги конкурса на разработку фасада «Эрьзя-Центра» в Москве. В конкурсе могли принять участие студенты и молодые выпускники архитектурных вузов в возрасте до 30 лет. Победителем стал проект астраханских архитекторов Анастасии Поляковой и Ивана Кокоурова. Знакомим с проектами, занявшими первые три места.
От дуг до дольменов
Работая над конкурсным проектом для Петропавловска-Камчатского, архитекторы бюро ASADOV поставили во главу угла ценность природного и городского окружения, стремясь не повредить балансу места и в то же время минимизировать сходство объема с «традиционным зданием». Задача оказалась непростой, и авторы сделали 3 варианта, причем один из них – уже после конкурса, в котором основная из предложенных версий заняла 3 место. Но тут дело, как нам кажется, не в итогах конкурса, а в непрерывности творческого мышления.
Ре:Креация – итоги конкурса, 3 часть, заключительная
В третьей части публикаций об итогах конкурса рассказываем о победителях группы номинаций «Необычные элементы курортной среды»: общественные пространства, детская зона, WOW-пойнт территория, свободная номинация, а также о лучшей общей идее курорта
Ре:Креация – итоги конкурса, 2 часть
Во второй части рассказываем о самой многочисленной группе номинаций – «Объекты развлечений». В ней было представлено шесть номинаций: акватермальный и банный комплексы, многофункциональный центр, парк развлечений, рыбный рынок и этноархеологический парк.
Не снится нам берег Японский
Для того, чтобы исследовать возможности развития нового курорта на берегу Тихого океана, конкурс «РЕ:КРЕАЦИЯ» поделили на 15 (!) номинаций, от участников требовали не меньше 3 концепций, по одной в каждой номинации, и победителей тоже 15. Среди них и студенты, и известные молодые архитекторы. Показываем первые 4 номинации: отели и апартаменты разного класса.
Место силлы
В Петропавловске-Камчатском прошел конкурс на создание общественно-культурного центра. В финал вышли три бюро, о работе каждого мы считаем важным рассказать. Начнем с победителя – консорциума во главе с Wowhaus.
Антипольза побеждает
Десять участников спецпроекта NEXT на АРХ Москве представили свои работы-размышления на тему пользы. Молодое поколение демонстрирует усталость от эффективного менеджмента и декларирует: польза есть там, где за зданиями виден город и человек.
IAD Awards 2024
В нескольких номинациях премии International Architecture & Design Awards награды получили проекты российских бюро – рассказываем и показываем.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Технологии и материалы
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Амфитеатры, уличное искусство и единение с природой
В сентябре 2023 года в Воронеже завершилось строительство крупнейшей в России школы вместимостью 2860 человек. Проект был возведен в знак дружбы между Россией и Республикой Беларусь и получил название «Содружество». Чем уникально новое учебное заведение, рассказали архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс» и специалист компании КНАУФ, поставлявшей на объект свои отделочные материалы.
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Сейчас на главной
Молодежный апдейт
Торговому центру начала 2000-х в Гуанчжоу возвращена актуальность в ходе реконструкции по проекту местного бюро Atelier cnS.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Погружают свои проекты и – важнее – объекты в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, работа с формой.
Бермудский треугольник
Дом в Чебоксарах, спроектированный бюро House and Flat, умещается на маленьком треугольном участке. Его площадь – 86 м2, план вписан в трапецию, а ширина одной из стен – всего полтора метра. Найти форму помог опыт японских архитекторов.
Сны на Вуоксе
Еще один ландшафтный отель в карельских лесах от бюро Rhizome, в котором немедленно хочется забронировать номер. Башня и «кабины» разместились на берегу Вуоксы, прямо на гранитных валунах, среди берез и сосен – архитекторы чествуют каждый кусочек природы и включают его в опыт путешественника.
Гайя
На самом деле никакая, конечно, не Гайя, а Гея, по имени богини земли – так называлась парфюмерно-экологическая инсталляция архитекторов бюро KOSMOS на прошлогодней биеннале дизайна в Цюрихе. Парфюмеры разработали для нее запах тающего льда, и о чем же это нам говорит?
В атмосфере поля
Завтра, в субботу, еще можно посмотреть проекты студии МАРШ Атмосфēры: полē. Они созданы под кураторством Александры Боевой и Андрея Фомичёва, и на выставке итоговых проектов 2023/2024 года именно эту студию нам представили как одну из самых сильных. Показываем три избранные работы.
Изумрудная шкатулка
Бюро MDVA спроектировало для парка в Барнауле павильон, внутри которого располагается трехчастная театральная сцена с амфитеатром. Внешний контур строения формируют аркады из деревянных ламелей, а тентовый навес защищает зрителей от непогоды.
Гибкость и острота современности
Роскошные, текучие, большие кокошники и спиральные бочки-колонны как из цветной жевательной резинки: в Москве, кажется, нет других таких особняков стиля нео-рюс модерна. А Теремок на Малой Калужской, ранее, как кажется, малоизвестный, «заиграл» и стал заметен после реставрации для офиса «архитектурной экосистемы». Видно, что Юлий Борисов и архитекторы UNK вложили всю душу и в поиск нового офиса, и в его приведение в современный вид. Рассматриваем парадоксы истории особняка и его пластического решения. Спойлер: тут встречаются две современности, обе прямо на острие «лезвия актуального».
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Палубы и кессоны
Архитектурная мастерская Антона Литовского спроектировала дом-палубу: линейное устройство позволяет ему отгородиться от соседей протяженным глухим фасадом, а со стороны сада – раскрыться проницаемыми объемами разной конфигурации, объединяет которые кессонированный потолок.
«Устойчивая» мода
Бюро gmp реконструировало сразу четыре небольших здания в историческом квартале Шанхая под модный кластер ICCF Group. Проект стал результатом более чем десятилетнего сотрудничества двух компаний.
Сады на высоте
Бюро HENN выиграло конкурс на проект вертикальной фермы, совмещенной с офисным зданием, в новом районе на месте промзоны на юго-востоке Берлина.
В ожидании леса
Здание ресепшен курортного комплекса в Ленинградской области имеет сложную конфигурацию и конструктив. Архитекторы мастерской Kalinkahaus использовали несколько видов материалов на основе древесины: CLT-панели, LVL брус и фермы из клееной балки.
Семейное древо
По проекту команды Алексея Полищука в Ленинградской области построен дом, в котором бок о бок живут четыре семьи. Архитекторы предложили систему из автономных жилых блоков и общих пространств, а также объединили требования дизайн-кода поселка с пожеланиями заказчика: за лаконичными фасадами из планкена и фибробетона прячется интерьер, характерный для традиционного деревянного дома.
В основе – ромб
Арт-павильон в новом жилом районе Нанкина по проекту местного бюро azLa напоминает о 3-тысячелетней истории и столичном статусе этого мегаполиса.
Первая московская
«Качество образования во многом зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия Сергей Скуратов реализовал в проекте Первой московской гимназии на Ростовской набережной в Хамовниках. Здание легко встраивается в непростое городское окружение, откликаясь и на пешеходный поток горожан, и на тихий переулок; умело использует перепад высот; учитывает современные тенденции работы с образовательными пространствами. Рассматриваем.
Студенты на склоне
По отзывам многих людей, «Древолюция» 2024 года получилась очень хорошей, едва ли не рекордной: 77 участников, 9 объектов – все на склоне северного берега у села Туровского. По итогам практикума они образовали парк «Древолюция», а в процессе еще и совпали с «национальным офф-роуд велопробегом». Показываем все девять объектов.
Оленьими тропами
Бюро Snøhetta соединило в здании саамского культурного и образовательного центра Čoarvemátta в норвежском Заполярье, казалось бы, мало сочетающиеся функции: национальный театр, училище и школу оленеводства.
Круглые бани
Камерный банный комплекс построен по проекту kub house в поселке Московской области на участке с другими объектами. Круглая форма обеспечивает уединение, а моллированное стекло и обожженное дерево в отделке фасада – слияние с ландшафтом.
«Здесь и сейчас»: ночные клубы от студентов МАРШ
Бакалавры МАРШ, размышляя об «архитектуре клуба», что поначалу кажется даже консервативным, перевернули тему, сосредоточившись на культуре ночных клубов и рейв-вечеринок. Показываем три клуба: подземный, буквально – под оранжереей; совмещенный с фермой и рынком; и с легкоатлетическим манежем. С чем угодно, практически, клуб может вступить в симбиоз. Воспоминания девяностых и локации проектов в промзонах портов и вокзалов тоже подкупают.
«Маленький лес» во дворе
Во дворе начальной школы в Шэньчжэне по проекту пекинского бюро Vector Architects растет роща китайского баньяна: архитекторам удалось сохранить ее при строительстве.
Смотрящий на воду
Участок виллы Sonata вытянут от дороги до кромки воды, у него есть собственный берег, пристань, хорошая речная панорама. Раскрывая виды, Роман Леонидов «срезал» фасад по диагонали параллельно реке: так у дома образовалось две главные оси и, как следствие, «две головы». А внутреннее ядро – два двусветных пространства, гостиная и оранжерея, и «мостик» над ними – делает дом и проницаемым, и светлым.
СПбГАСУ ДАС 2024: магистры
Четыре магистерские работы кафедры Дизайна архитектурной среды: развитие велопешеходной инфраструктуры на юго-западе Петербурга, парк на месте заброшенной железной дороги, ландшафтная организация центра Кронштадта и преобразование санаторно-курортных объектов Крыма.
Обновление имиджа
Перехватывающая парковка на окраине Рена в Бретани от ateliers O-S architectes – современная версия пригородного паркинга.
Бетонные сады
Первый пост-индустриальный парк в России появился в Острогожске по проекту консорциума Citizenstudio и Новая земля. Вместо дорогой и неэкологичной утилизации бетонных останков недостроенного завода архитекторы предложили сделать их частью ландшафта парка.
Краеведение по следам Ленинианы
Два года назад художница из Санкт-Петербурга Ксения Клёнова придумала проект ПостLeniniana, приуроченный к столетию смерти Ленина. Она планирует посетить 100 городов России с необычными памятниками Ленину, поговорить о них с жителями и написать книгу. Сейчас она проехала 20 населённых пунктов и регулярно отчитывается, – так, по ходу дела, возникают путевые заметки. Показываем.