Новые горизонты «устойчивой архитектуры»

Премия LafargeHolcim Awards ищет новые, более целостные и сложные, критерии sustainability. Среди лучших отмеченных решений – способы интегрировать промышленность в городское пространство, снизив затраты, но сохранив индустрию в городе, и дешевое жилье над парковками в Лондоне. Одну из премий для молодых архитекторов получила российская студентка.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В прошедший четверг в Марселе наградили победителей европейской сессии премии LafargeHolcim Awards: 11 лауреатов разделили 330 000 USD из состава внушительного призового фонда премии, в целом составляющего 2 млн.

Премия учреждена в 2003 и не без понятной гордости именует себя самой значимой в области устойчивой архитектуры. Идеал понят широко и комплексно: включая инновационность, ценности социальные и экологические, экономическую целесообразность и экономию ресурсов, также как и эстетику, которая поставлена на последнее место в списке идеалов, но тем не менее учтена, – в целом фонд считает своей задачей развивать креативность «устойчивых» конструкций. Устроители также обращают внимание на перспективы реализации, дистанцируясь от необоснованных фантазий и «воздушных замков»: где-то половина награжденных проектов либо уже построена, либо вскоре будет. Так что в 2017 учреждена новая номинация «Реализация – лучшее признание», ее присуждают победителям прежних лет за реализацию объекта; впрочем, эта награда не предполагает денежного эквивалента.

В 2017 году на премию было подано в общей сложности 5085 заявок из 121 страны, 70% из них прошли отбор – по словам жюри это высокий показатель. В европейской премии награды получили 11 проектов из 792 рассмотренных жюри. Половина отобранных работ принадлежала молодым архитекторам и студентам, что эксперты также особо отметили как признак ответственности нового поколения. Одной из молодых победительниц стала студентка из Казани Анна Андронова, подробнее о ее проекте читайте ниже, также как и в интервью.
Победители европейской части премии LafargeHolcim Awards 2017. Фотография: LafargeHolcim Awards
zooming
Анна Андронова, лауреат 3 премии в части «Новое поколение». LafargeHolcim Awards 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Вручение «золота пополам» LafargeHolcim Awards 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Председатель европейского жюри премии Гарри Гуггер принял решение отменить в этом году серебряную награду и присудить две золотых, разделив награду ex aequo – пополам между двумя победителями, по 75 000 USD. Оба проекта предназначены для динамично развивающегося района канала Виллебрук в Брюсселе. Для него недавно был разработан новый мастер-план, предполагающий превращение из индустриального в городской, достойный столицы ЕС, но – что довольно неожиданно, в сохранением функционального разнообразия. То есть следствием обновления района не будет его полное освобождение от промзон с их выводом за границы агломерации; мастер-план сохраняет часть индустриальных функций как ради мест приложения неквалифицированной рабочей силы, так и ради заключенного в них потенциала развития Брюсселя как динамичного преуспевающего города.
zooming
Кристиан Борре, главный архитектор Брюсселя. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Золото/1
Логистический хаб компании по сбору мусора / адаптируемая структура
Tetra architecten / заказчик NET Brussel / государственный заказ / старт март 2018 / Бельгия, Брюссель
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Здание расположено в северной части Брюсселя, между северным же краем парка Мёдон и каналом. Вдоль канала расположены исключительно промзоны, парк отделяет их от жилой застройки, очаровательно-бельгийской, трехэтажной и достаточно зеленой. На противоположном берегу канала – огромная сортировочная станция железной дороги, из множества веток. Новый мусорный хаб расположится среди промышленных соседей и привнесет в контекст еще одну индустриальную функцию, как-то сбор и сортировка отходов.
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Однако в здании предусмотрен открытый для горожан проход от парка к набережной канала. Причем поскольку здание встроено в рельеф берега, один проход стелется по земле двумя лестницами, а другой в будущем позволит пройти по крыше до консоли с видом на воду. Кроме того здание представляет собой подобие крупного патио-перистиля, обширный внутренний двор которого, засаженный деревьями – тоже всего рода мини-парк, призван, с одной стороны, продолжить собой зелень Мёдона, образовав не просто проход, а «зеленый коридор». С другой стороны, двор должен стать местом отдыха для сотрудников компании, а деревья будут поглощать шум и выбросы грузовых машин, и вырабатывать кислород.
zooming
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

В здании также предусмотрено множество экологичных решений, в том числе пассивных источников энергии: солнечные батареи обеспечивают, в частности, подогрев пола, запланировано использование дождевой и «серой» воды и несколько циклов охлаждения и обогрева с ее помощью. Сейчас заложено несколько зарядных станций для электрокаров, а в будущем планируется, что и двигатели грузовых мусоровозов будут электрическими.
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Но главная особенность проекта состоит в том, что он трансформируемый. Архитекторы просчитали варианты возможностей постепенного превращения здания с целым рядом переходных стадий от многофункционального индустриального к многофункциональному же жилому:
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Пафос проекта, таким образом, двоякий: с одной стороны он, вместо того, чтобы убирать индустриальную составляющую из обновляемой части города, добавляет ему новую, утверждая важность разнообразия типологии и ценность близкого расположения такой, в частности, функции, как сбор мусора, для ее более эффективной работы на благо горожан. С другой стороны, структура здания проста и потенциально универсальна: «хороший город адаптивен» – утверждают авторы, и в него, как в известный горшок Винни-Пуха, можно, строго говоря, положить что угодно; очевидно, что любая смена функции потребует некоторой реконструкции, но сносить каркас не понадобится: пространство внутри безопорное благодаря ребристой конструкции кровли, так что перепланировка не должна составить проблем. Двор с деревьями подойдет как для брутальной функции переработки мусора, так и – возможно, в будущем – для жилого дома. 
***
 
Золото/2
Mix-city: интеграция завода по производству бетона в городскую среду
BC architects & studies / заказчик Интер-бетон / частный заказ / старт июнь 2018 / Бельгия, Брюссель
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies

В этом проекте речь не о создании новой промышленной функции, а об интеграции существующего бетоносмесительного завода в обновляемый город. Завод расположен намного ближе к историческому центру Брюсселя, чем мусорный хаб Tetra architecten – существующее здание стоит в начале расширения канала – Бассейна Вергот. Вокруг – самая высокая жилая башня города Up-Site, торгово-выставочный центр Tour and Taxis и одноименный большой парк, а также здания Бельгийского правительства. Сохранить бетонный завод при таком соседстве – шаг достаточно смелый, и авторы объясняют его как необходимостью наличия в городе низкоквалифицированных рабочих мест, так и экономическими причинами: бетон будет быстрее доезжать до строек, также как и бетон с площадок для вторичной переработки будет быстрее попадать на завод – рабочий цикл будет короче, чем если вынести завод за пределы города. Авторский девиз: «В хорошем городе есть промышленность».
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies

Из переработанного бетона, а его грузовики привозят на завод по 20 м3 в день, архитекторы BC предлагают выстроить стену вдоль канала (еще неизвестно, произведут или панели из вторично переработанного бетона на месте или на другом заводе). На стену ляжет гигантская протяженная консоль, в которой планируется разместить как офисы заводской администрации, так и городские общественные пространства. Первый ярус пространства под консолью станет открытым для горожан общественным пространством. Консоль, как и стена, будет защищать город от шума и пыли завода; сама же заводская башня станет монументальным акцентом, придаст пикантное своеобразие динамично развивающемуся району. Таким образом проект уплотняет площадку завода общественными функциями, включает завод в город и даже эстетизирует – белой балкой консоли. Жюри оценило в проекте смелость «буквального совмещения казалось бы несовместимых вещей».
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
***
 
Бронза
«Права на воздушное пространство»
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне
ZEDfactory / частная инвестиция / старт август 2017
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory

Проект служит ответом на жилищный кризис в Лондоне, где, как известно, жилье очень дорогое. Модульные панельные дома под названием ZEDpods – на ножках над городскими парковками – катастрофически малы внутри, но способны обеспечить недорогим жильем молодежь и работников городских служб, к примеру, пожарных, нянь, полиции, которым не придется подолгу ездить на работу с окраин, что также снизит нагрузку на транспортную инфраструктуру. Дома над парковками не занимают никакой площадки и не входят ни в какую программу девелопмента, «вместо покупки участка они арендуют права на воздушное пространство», – комментирует экономное решение жюри конкурса. Строить дома предлагается с помощью электроподъемников, на патентованным ростверке, так что давление дома на площадку, как утверждают авторы, будет не более веса одной машины.
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Авторы проекта Жилых модулей над парковочными местами в Лондоне/ ZEDfactory. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory

Дома оснащены многими энергоэффективными технологиями: дополнительной тепло- гидро- и пароизоляцией, тройными стеклопакетами. Солнечные батареи, которые накапливают энергию в литиевые аккумуляторы; дома полностью рассчитаны на возобновляемую энергию, и для освещения, и для отопления. Каркас домов оцинкован горячим способом и заполнен панелями клееной древесины с внешней теплоизоляцией. Фасады прочны и огнеупорны. Дома рассчитаны на 20 лет бесперебойной эксплуатации. Авторы подсчитали, что над городскими парковками Лондона можно будет разместить до 200 000 таких домов.

Впрочем, похвалив проект за социальную и эко-ответственность, также как и за вклад в дело развития доступного жилья, часть членов жюри усомнилась в том, что эстетические свойства проекта были осознанно сформулированы в проекте, а не стали попросту следствием экономии материалов.
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
***

Поощрительные премии
Первый независимый театр в Бухаресте
Architect Office Codrin Tritescu / Asociatia Culturala Grivita 53 / Бухарест
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu

Здание первого независимого театра в Бухаресте, появившегося после 1946 года, примет труппу, работающую с 1999 года без собственной сцены. Проект финансируют спонсоры.

Собственно сцена, гримерные и репетиционные залы разместятся под землей, на -1 этаже, что позволит сэкономить энергию для их обогрева. Фасады существующего здания включены в состав новой постройки; их надстроят одним этажом, деликатно вписав обновленное здание в контекст старейшего района Бухареста, который перед Второй мировой войной называли местным Монмартром.
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
***
 
Эко-концепция музеефикации археологических раскопок
AGi architects / Испания, Понтеведра
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects

Авторы предлагают переосмыслить руины нескольких галло-римских городов в Понтеведра в ландшафтные парки, ставя по главу угла не столько археологические артефакты, сколько целостность их восприятия посетителями. Авторы, в частности, предлагают озеленить места археологических раскопок растениями, характерными для римского периода.

Проект выбран местной администрацией в результате открытого конкурса. Его цели – артикулировать научные исследования античной Галисии, остановить отток населения, стимулировать внесезонный туризм.
zooming
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects
***
 
Центр археологических исследований римского города Августа-Раурика
Karamuk Kuo Architects / Швейцария
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects

Археологический центр занят исследованиями крупнейшего в Швейцарии римского поселения, но, увы, до последнего времени он страдал из-за недостатка финансирования. Новое здание объединяет в себе: экспозиционные пространства, кабинеты ученых, реставрационные лаборатории и хранение экспонатов, прежде распределенные по отдельным зданиям. Легкая стальная конструкция над римскими руинами рассчитана на рост и трансформации – именно адаптивность конструктивной основы больше всего впечатлила жюри.
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects
***
 
Спортивно-досуговый центр
NP2F architectes / Бордо
Спортивно-досуговый центр в Бордо © NP2F architectes

Радикально-минималистичное здание, объединяет под одной крышей множество видов спорта и обещает стать не только спортивным центром, но и катализатором социальной жизни района. Фасадными панелями закрыты только помещение ресторана и магазинов, в остальном простая бетонная конструкция закрыта лишь металлической сеткой, которая обеспечивает защиту от дождя, ветра и солнца, в то же время открывая возможности для естественной вентиляции и снижая потребности в принудительном охлаждении и обогреве.
Спортивно-досуговый центр в Бордо © NP2F architectes
***
 
 
«Новое поколение»

первое место
Преобразование фабрики в жилой район
Malgorzata Mader / Lodz University of Technology / Польша
Преобразование бывшей фабрики в жилой район, Польша © Malgorzata Mader – Lodz University of Technology

Заброшенное промышленное здание 1960-х преобразуется в жилой район: 35 индивидуальных домов встраиваются с помощью нового деревянного каркаса в состав старого заводского металлического каркаса. Дома, чья конструктивная основа подобна фахверку и состоит из деревянных балок и изоляции между ними, располагаются внутри контура старых бетонных стен. Пространство внутри фабрики становится «промежуточным»: оно защищено от ветра и отчасти от холода (что позволяет экономить энергию на обогрев), но открыто солнцу – поэтому во дворах можно будет разводить сады и огороды. Большие зенитные окна в потолках домов обеспечивают обилие естественного света. Проект разрабатывался совместно с будущими жителями, все дома – индивидуальны и рассчитаны на будущие изменения.
Преобразование бывшей фабрики в жилой район, Польша © Malgorzata Mader – Lodz University of Technology
***
 
второе место
Реконструкция руин монастыря в реабилитационный центр
Jakub Grabowski / Польша
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski

В здании будут объединены хоспис, клиника обезболивания и центр реабилитации наркозависимости; все они расположатся в руинах заброшенного монастыря. Архитекторы предложили укрепить каменные стены конструкцией из клееной древесины; внутренние помещения также будут деревянными. Пассивная энергия обеспечивается за счет использования геотермальных скважин, тепловых насосов и солнечных батарей.
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski
***
 
третье место
«Жидкая эра» / концепция цифрового города
Анна Андронова / Казань / Казанский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Жюри оценило заложенный в работе визионерский подход, также как и попытку осмыслить вероятные перспективы симбиоза архитектуры с природой. «Описание проекта начинается с провокационного вопроса, – замечает жюри, – почему архитекторы так уверены в том, что в будущем устойчивость будет связана кирпичными постройками?» В будущем, отвечает Анна, «устойчивость» будет поддержана саморегуляцией архитектуры в симбиозе с природой. Все это станет возможным благодаря «цифровым мильтиматериалам, нанокомпозитам, природной растительности и голографических лазеров», – опять же цитирую резюме экспертов жюри. Хотя проект возможно нуждается в некоторой аккуратной доработке, – продолжают эксперты, – жюри высоко оценило заложенный в нем подход к архитектурному проектированию как к исследовательской платформе для изучения еще не познанных сфер, также как и потенциально новый подход к строительным материалам, комбинации элементов природных с искусственными элементами, произведенными цифровым способом.
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Городской календарь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Структурные элементы города. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»

Как видно из интервью, проект Анны основан на дипломной работе КГАСУ, защищенной в этом году. Работа представляет собой методику изучения возможного влияния цифровых технологий на архитектуру будущего, то есть с моей точки зрения представляет собой масштабную футуристическую фантазию, чем, конечно, ощутимо выпадает из тренда реализуемости, заявленного LafargeHolcim Awards. Между тем степень отрыва от реальной действительности, и в то же время – насыщенность фактами развития инновационных технологий, в проекте столь велика, что несложно согласиться с мнением жюри: этот проект украшает ряд премированных проектов как своего рода жемчужина, имеющая отношение к очень дальней перспективе.

Несложно заметить, что работа легко вписывается в ряд визионерских проектов «бумажной архитектуры» как авангарда, так и футуристических фантазий 1960-х – 1970-х, что, возможно, составляет значительную часть ее обаяния. Различные части проекта уже получили признание на нескольких международных конкурсах.

Комментарий Анны Андроновой:
«Провозглашаемая в работе эра «Цифрового Ренессанса» исследует, как с помощью цифровых технологий возможно возродить утерянную гармонию между природой и культурой, вернуть чувства общности и взаимопомощи в городе. С помощью моделей пространственной организации города (ландшафты парка, площади, рынка, школы, жилых ячеек, плантаций и т. д.) переизобретается пространство, а в типологической матрице структурных элементов города (точка, линия, поверхность, объем) в функциональное программирование города внедряется временной аспект, формируя гибридный городской ландшафт. В заключение концептуальные тезисы апробируются методом реконструкции трех локальных участков в городе Казани».
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
***
четвертое место
Пожарная цистерна и лесное укрытие
Frédéric Bouvier / Франция
Пожарная цистерна и лесное укрытие, Франция © Frédéric Bouvier

Водная цистерна предназначена для сбора дождевой воды и тушения пожаров в регионе Коллобрьер. Над цистерной размещен приют для пеших туристов; конструкция располагает к тихому созерцанию, кроме того, автор посвятил ее памяти добровольцев воевавших в Алжирской войне на стороне Франции и затем вынужденных покинуть свою страну. Они работали во Франции пожарными. Жюри оценило изящество, с которым архитектору удалось уместить целый комплекс разнообразных идей в лаконичном артефакте.
Пожарная цистерна и лесное укрытие, Франция © Frédéric Bouvier
***
Региональные награды во всех пяти частях света присудили в общей сложности около 200 проектам. Все они теперь будут претендовать на три главных – международных – приза. Заседание главного жюри, под руководством Алехандро Аравены, состоится весной 2018 года. 
 

Поставщики, технологии

Holcim

03 Октября 2017

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Точка сборки
Рассказываем об итогах конкурса на концепцию общественно-делового кластера и жилых кварталов с парком впечатлений в Химках, показываем выбранный проект.
Кольцевое построение
Проект UNK interiors, победивший в конкурсе на метро «Загорье», модульностью и простотой формы созвучен идеям индустриальной жилой застройки ближайшего окружения. В то же время станция «вся металлическая», в чем откликается на название Липецкой улицы, поскольку Липецк – центр металлургии. Казалось бы, авторы могли увлечься брутальными образами проката и домны, но проект получился лаконичным и легким – изучаем, почему.
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Платок Марьям
Специальный приз международного конкурса на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии, получили студенты Казанского архитектурно-строительного университета. Их предложение отсылает к традиционной татарской архитектуре.
Ковчег из космоса
Рассказываем о втором проекте, победившем в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Проект архитектора Айвара Саттарова вдохновлен образом ковчега Нуха.
Белая роща
Проект «Гинзбург Архитектс» занял первое место в международном конкурсе на эскизный проект соборной мечети в Казани, посвященной 1100-летию принятия ислама в Волжской Булгарии. Предложенная архитекторами концепция «белого сада» в современных формах интерпретирует правила и понятия ислама и апеллирует к историческим цифрам. Рассматриваем проект в деталях.
Новая устойчивость
Экспозиция молодых архитекторов NEXT стала одним из самых ярких и эмоционально насыщенных событий прошедшей Арх Москвы. Предлагаем виртуально познакомиться со всеми 13 объектами.
Горская гавань
Конкурс на концепцию развития территории «Горская» завершился победой консорциума под лидерством Wowhaus, однако проект, вероятно, реализован не будет. Рассказываем о причинах и публикуем предложения победителей.
В мыслях о будущем
В Вене объявили финалистов конкурса Superscape 2022. Шесть вошедших в шорт-лист концепций представляют размышления архитекторов на тему будущего жилого строительства и места в нем технологий устойчивого развития.
NEXT на АРХ Москве: пять причин увидеть
Спецпроект АРХ Москвы в этом году курирует бюро GAFA, которое стремилось показать, как может выглядеть современная архитектурная выставка и продемонстрировать потенциал нового поколения. Участники воодушевились настолько, что брали кредиты на макеты, не спали ночами, изучали мицелий. Подпитать завязавшуюся дружбу и сотрудничество – одна из задач, которую видят кураторы.
LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ
Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
Технологии и материалы
Кирпичный модернизм
​Старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева, искусствовед Марк Акопян – о том, как тысячелетняя строительная история кирпича в XX веке обрела новое измерение благодаря модернизму. Публикуем тезисы выступления в рамках семинара «Городские кварталы», организованного компанией «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецким кирпичным заводом
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Сейчас на главной
Трапеза с видом
Для интерьера ресторана Da Vittorio в основании башни Allianz в Милане Андреа Маффеи выбрал стиль, который по его мнению больше всего подходит крупным современным мегаполисам и ориентирован на активную городскую молодежь.
Путь завода
На прошлой неделе в новом центре изучения конструктивизма «Зотов» открылась первая выставка: «1922. Конструктивизм. Начало». Идея создания центра принадлежит Сергею Чобану, а проект ближайших домов, приспособления здания хлебозавода к музейной функции, и дизайн его первой экспозиции архитектор разработал в соавторстве с коллегами по АБ СПИЧ. Мы решили, что такой комплексный проект надо рассматривать целиком – так получился лонгрид о конструктивизме на Пресне, консервации, новациях, многослойном подходе и надежде.
Храм спорта
В Ла-Пас началось строительство стадиона для футбольного клуба «Боливар», сильнейшего в Боливии. Авторы проекта – испанцы L35 Arquitectos.
Три проекта для Подмосковья
Публикуем три из пяти проектов, представленных в рамках VI Форума проектировщиков Московской области в качестве образцовой работы с территориями и с проектной документацией. Надеемся чуть позже показать еще два, более масштабных.
Откопать счастье
Проект «Архитектура + Археология», курированный бюро KATARSIS, совершенно справедливо был отмечен гран-при Открытого города. Он гигантский, романтичный, интерактивный и, я бы так сказала, меланхолически-позитивный. Если МАРШ съедали город, то тут откапывали из песка и исследовали. А еще – авторы дали нам ооочень подробный отчет. Настоящие археологи.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.