Новые горизонты «устойчивой архитектуры»

Премия LafargeHolcim Awards ищет новые, более целостные и сложные, критерии sustainability. Среди лучших отмеченных решений – способы интегрировать промышленность в городское пространство, снизив затраты, но сохранив индустрию в городе, и дешевое жилье над парковками в Лондоне. Одну из премий для молодых архитекторов получила российская студентка.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

mainImg
0 В прошедший четверг в Марселе наградили победителей европейской сессии премии LafargeHolcim Awards: 11 лауреатов разделили 330 000 USD из состава внушительного призового фонда премии, в целом составляющего 2 млн.

Премия учреждена в 2003 и не без понятной гордости именует себя самой значимой в области устойчивой архитектуры. Идеал понят широко и комплексно: включая инновационность, ценности социальные и экологические, экономическую целесообразность и экономию ресурсов, также как и эстетику, которая поставлена на последнее место в списке идеалов, но тем не менее учтена, – в целом фонд считает своей задачей развивать креативность «устойчивых» конструкций. Устроители также обращают внимание на перспективы реализации, дистанцируясь от необоснованных фантазий и «воздушных замков»: где-то половина награжденных проектов либо уже построена, либо вскоре будет. Так что в 2017 учреждена новая номинация «Реализация – лучшее признание», ее присуждают победителям прежних лет за реализацию объекта; впрочем, эта награда не предполагает денежного эквивалента.

В 2017 году на премию было подано в общей сложности 5085 заявок из 121 страны, 70% из них прошли отбор – по словам жюри это высокий показатель. В европейской премии награды получили 11 проектов из 792 рассмотренных жюри. Половина отобранных работ принадлежала молодым архитекторам и студентам, что эксперты также особо отметили как признак ответственности нового поколения. Одной из молодых победительниц стала студентка из Казани Анна Андронова, подробнее о ее проекте читайте ниже, также как и в интервью.
Победители европейской части премии LafargeHolcim Awards 2017. Фотография: LafargeHolcim Awards
zooming
Анна Андронова, лауреат 3 премии в части «Новое поколение». LafargeHolcim Awards 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Вручение «золота пополам» LafargeHolcim Awards 2017. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Председатель европейского жюри премии Гарри Гуггер принял решение отменить в этом году серебряную награду и присудить две золотых, разделив награду ex aequo – пополам между двумя победителями, по 75 000 USD. Оба проекта предназначены для динамично развивающегося района канала Виллебрук в Брюсселе. Для него недавно был разработан новый мастер-план, предполагающий превращение из индустриального в городской, достойный столицы ЕС, но – что довольно неожиданно, в сохранением функционального разнообразия. То есть следствием обновления района не будет его полное освобождение от промзон с их выводом за границы агломерации; мастер-план сохраняет часть индустриальных функций как ради мест приложения неквалифицированной рабочей силы, так и ради заключенного в них потенциала развития Брюсселя как динамичного преуспевающего города.
zooming
Кристиан Борре, главный архитектор Брюсселя. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Золото/1
Логистический хаб компании по сбору мусора / адаптируемая структура
Tetra architecten / заказчик NET Brussel / государственный заказ / старт март 2018 / Бельгия, Брюссель
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Здание расположено в северной части Брюсселя, между северным же краем парка Мёдон и каналом. Вдоль канала расположены исключительно промзоны, парк отделяет их от жилой застройки, очаровательно-бельгийской, трехэтажной и достаточно зеленой. На противоположном берегу канала – огромная сортировочная станция железной дороги, из множества веток. Новый мусорный хаб расположится среди промышленных соседей и привнесет в контекст еще одну индустриальную функцию, как-то сбор и сортировка отходов.
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Однако в здании предусмотрен открытый для горожан проход от парка к набережной канала. Причем поскольку здание встроено в рельеф берега, один проход стелется по земле двумя лестницами, а другой в будущем позволит пройти по крыше до консоли с видом на воду. Кроме того здание представляет собой подобие крупного патио-перистиля, обширный внутренний двор которого, засаженный деревьями – тоже всего рода мини-парк, призван, с одной стороны, продолжить собой зелень Мёдона, образовав не просто проход, а «зеленый коридор». С другой стороны, двор должен стать местом отдыха для сотрудников компании, а деревья будут поглощать шум и выбросы грузовых машин, и вырабатывать кислород.
zooming
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

В здании также предусмотрено множество экологичных решений, в том числе пассивных источников энергии: солнечные батареи обеспечивают, в частности, подогрев пола, запланировано использование дождевой и «серой» воды и несколько циклов охлаждения и обогрева с ее помощью. Сейчас заложено несколько зарядных станций для электрокаров, а в будущем планируется, что и двигатели грузовых мусоровозов будут электрическими.
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Но главная особенность проекта состоит в том, что он трансформируемый. Архитекторы просчитали варианты возможностей постепенного превращения здания с целым рядом переходных стадий от многофункционального индустриального к многофункциональному же жилому:
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten
Адаптируемая инфраструктура для компании по сбору отходов в Брюсселе © TETRA architecten

Пафос проекта, таким образом, двоякий: с одной стороны он, вместо того, чтобы убирать индустриальную составляющую из обновляемой части города, добавляет ему новую, утверждая важность разнообразия типологии и ценность близкого расположения такой, в частности, функции, как сбор мусора, для ее более эффективной работы на благо горожан. С другой стороны, структура здания проста и потенциально универсальна: «хороший город адаптивен» – утверждают авторы, и в него, как в известный горшок Винни-Пуха, можно, строго говоря, положить что угодно; очевидно, что любая смена функции потребует некоторой реконструкции, но сносить каркас не понадобится: пространство внутри безопорное благодаря ребристой конструкции кровли, так что перепланировка не должна составить проблем. Двор с деревьями подойдет как для брутальной функции переработки мусора, так и – возможно, в будущем – для жилого дома. 
***
 
Золото/2
Mix-city: интеграция завода по производству бетона в городскую среду
BC architects & studies / заказчик Интер-бетон / частный заказ / старт июнь 2018 / Бельгия, Брюссель
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies

В этом проекте речь не о создании новой промышленной функции, а об интеграции существующего бетоносмесительного завода в обновляемый город. Завод расположен намного ближе к историческому центру Брюсселя, чем мусорный хаб Tetra architecten – существующее здание стоит в начале расширения канала – Бассейна Вергот. Вокруг – самая высокая жилая башня города Up-Site, торгово-выставочный центр Tour and Taxis и одноименный большой парк, а также здания Бельгийского правительства. Сохранить бетонный завод при таком соседстве – шаг достаточно смелый, и авторы объясняют его как необходимостью наличия в городе низкоквалифицированных рабочих мест, так и экономическими причинами: бетон будет быстрее доезжать до строек, также как и бетон с площадок для вторичной переработки будет быстрее попадать на завод – рабочий цикл будет короче, чем если вынести завод за пределы города. Авторский девиз: «В хорошем городе есть промышленность».
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies

Из переработанного бетона, а его грузовики привозят на завод по 20 м3 в день, архитекторы BC предлагают выстроить стену вдоль канала (еще неизвестно, произведут или панели из вторично переработанного бетона на месте или на другом заводе). На стену ляжет гигантская протяженная консоль, в которой планируется разместить как офисы заводской администрации, так и городские общественные пространства. Первый ярус пространства под консолью станет открытым для горожан общественным пространством. Консоль, как и стена, будет защищать город от шума и пыли завода; сама же заводская башня станет монументальным акцентом, придаст пикантное своеобразие динамично развивающемуся району. Таким образом проект уплотняет площадку завода общественными функциями, включает завод в город и даже эстетизирует – белой балкой консоли. Жюри оценило в проекте смелость «буквального совмещения казалось бы несовместимых вещей».
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
zooming
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
Интеграция завода по производству бетона в городскую среду, Брюссель © BC architects & studies
***
 
Бронза
«Права на воздушное пространство»
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне
ZEDfactory / частная инвестиция / старт август 2017
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory

Проект служит ответом на жилищный кризис в Лондоне, где, как известно, жилье очень дорогое. Модульные панельные дома под названием ZEDpods – на ножках над городскими парковками – катастрофически малы внутри, но способны обеспечить недорогим жильем молодежь и работников городских служб, к примеру, пожарных, нянь, полиции, которым не придется подолгу ездить на работу с окраин, что также снизит нагрузку на транспортную инфраструктуру. Дома над парковками не занимают никакой площадки и не входят ни в какую программу девелопмента, «вместо покупки участка они арендуют права на воздушное пространство», – комментирует экономное решение жюри конкурса. Строить дома предлагается с помощью электроподъемников, на патентованным ростверке, так что давление дома на площадку, как утверждают авторы, будет не более веса одной машины.
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Авторы проекта Жилых модулей над парковочными местами в Лондоне/ ZEDfactory. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory

Дома оснащены многими энергоэффективными технологиями: дополнительной тепло- гидро- и пароизоляцией, тройными стеклопакетами. Солнечные батареи, которые накапливают энергию в литиевые аккумуляторы; дома полностью рассчитаны на возобновляемую энергию, и для освещения, и для отопления. Каркас домов оцинкован горячим способом и заполнен панелями клееной древесины с внешней теплоизоляцией. Фасады прочны и огнеупорны. Дома рассчитаны на 20 лет бесперебойной эксплуатации. Авторы подсчитали, что над городскими парковками Лондона можно будет разместить до 200 000 таких домов.

Впрочем, похвалив проект за социальную и эко-ответственность, также как и за вклад в дело развития доступного жилья, часть членов жюри усомнилась в том, что эстетические свойства проекта были осознанно сформулированы в проекте, а не стали попросту следствием экономии материалов.
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
zooming
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
Жилые модули над парковочными местами в Лондоне © ZEDfactory
***

Поощрительные премии
Первый независимый театр в Бухаресте
Architect Office Codrin Tritescu / Asociatia Culturala Grivita 53 / Бухарест
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu

Здание первого независимого театра в Бухаресте, появившегося после 1946 года, примет труппу, работающую с 1999 года без собственной сцены. Проект финансируют спонсоры.

Собственно сцена, гримерные и репетиционные залы разместятся под землей, на -1 этаже, что позволит сэкономить энергию для их обогрева. Фасады существующего здания включены в состав новой постройки; их надстроят одним этажом, деликатно вписав обновленное здание в контекст старейшего района Бухареста, который перед Второй мировой войной называли местным Монмартром.
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
Первый независимый театр в Бухаресте © Asociatia Culturala Grivita 53, Architect Office Codrin Tritescu
***
 
Эко-концепция музеефикации археологических раскопок
AGi architects / Испания, Понтеведра
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects

Авторы предлагают переосмыслить руины нескольких галло-римских городов в Понтеведра в ландшафтные парки, ставя по главу угла не столько археологические артефакты, сколько целостность их восприятия посетителями. Авторы, в частности, предлагают озеленить места археологических раскопок растениями, характерными для римского периода.

Проект выбран местной администрацией в результате открытого конкурса. Его цели – артикулировать научные исследования античной Галисии, остановить отток населения, стимулировать внесезонный туризм.
zooming
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects
Концепция экологичной археологии, Понтеведра, Испания © AGi architects
***
 
Центр археологических исследований римского города Августа-Раурика
Karamuk Kuo Architects / Швейцария
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects

Археологический центр занят исследованиями крупнейшего в Швейцарии римского поселения, но, увы, до последнего времени он страдал из-за недостатка финансирования. Новое здание объединяет в себе: экспозиционные пространства, кабинеты ученых, реставрационные лаборатории и хранение экспонатов, прежде распределенные по отдельным зданиям. Легкая стальная конструкция над римскими руинами рассчитана на рост и трансформации – именно адаптивность конструктивной основы больше всего впечатлила жюри.
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects
Центр раскопок в городе-музее Августа-Раурика, Швейцария © Karamuk Kuo Architects
***
 
Спортивно-досуговый центр
NP2F architectes / Бордо
Спортивно-досуговый центр в Бордо © NP2F architectes

Радикально-минималистичное здание, объединяет под одной крышей множество видов спорта и обещает стать не только спортивным центром, но и катализатором социальной жизни района. Фасадными панелями закрыты только помещение ресторана и магазинов, в остальном простая бетонная конструкция закрыта лишь металлической сеткой, которая обеспечивает защиту от дождя, ветра и солнца, в то же время открывая возможности для естественной вентиляции и снижая потребности в принудительном охлаждении и обогреве.
Спортивно-досуговый центр в Бордо © NP2F architectes
***
 
 
«Новое поколение»

первое место
Преобразование фабрики в жилой район
Malgorzata Mader / Lodz University of Technology / Польша
Преобразование бывшей фабрики в жилой район, Польша © Malgorzata Mader – Lodz University of Technology

Заброшенное промышленное здание 1960-х преобразуется в жилой район: 35 индивидуальных домов встраиваются с помощью нового деревянного каркаса в состав старого заводского металлического каркаса. Дома, чья конструктивная основа подобна фахверку и состоит из деревянных балок и изоляции между ними, располагаются внутри контура старых бетонных стен. Пространство внутри фабрики становится «промежуточным»: оно защищено от ветра и отчасти от холода (что позволяет экономить энергию на обогрев), но открыто солнцу – поэтому во дворах можно будет разводить сады и огороды. Большие зенитные окна в потолках домов обеспечивают обилие естественного света. Проект разрабатывался совместно с будущими жителями, все дома – индивидуальны и рассчитаны на будущие изменения.
Преобразование бывшей фабрики в жилой район, Польша © Malgorzata Mader – Lodz University of Technology
***
 
второе место
Реконструкция руин монастыря в реабилитационный центр
Jakub Grabowski / Польша
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski

В здании будут объединены хоспис, клиника обезболивания и центр реабилитации наркозависимости; все они расположатся в руинах заброшенного монастыря. Архитекторы предложили укрепить каменные стены конструкцией из клееной древесины; внутренние помещения также будут деревянными. Пассивная энергия обеспечивается за счет использования геотермальных скважин, тепловых насосов и солнечных батарей.
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski
Реконструкция монастыря в реабилитационный центр, Польша © Jakub Grabowski
***
 
третье место
«Жидкая эра» / концепция цифрового города
Анна Андронова / Казань / Казанский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Жюри оценило заложенный в работе визионерский подход, также как и попытку осмыслить вероятные перспективы симбиоза архитектуры с природой. «Описание проекта начинается с провокационного вопроса, – замечает жюри, – почему архитекторы так уверены в том, что в будущем устойчивость будет связана кирпичными постройками?» В будущем, отвечает Анна, «устойчивость» будет поддержана саморегуляцией архитектуры в симбиозе с природой. Все это станет возможным благодаря «цифровым мильтиматериалам, нанокомпозитам, природной растительности и голографических лазеров», – опять же цитирую резюме экспертов жюри. Хотя проект возможно нуждается в некоторой аккуратной доработке, – продолжают эксперты, – жюри высоко оценило заложенный в нем подход к архитектурному проектированию как к исследовательской платформе для изучения еще не познанных сфер, также как и потенциально новый подход к строительным материалам, комбинации элементов природных с искусственными элементами, произведенными цифровым способом.
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
zooming
Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Городской календарь. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»
zooming
Структурные элементы города. Часть работы Анны Андроновой «Цифровой Ренессанс», представленной на LafargeHolcim Award 2017 под именем «Жидкая эра»

Как видно из интервью, проект Анны основан на дипломной работе КГАСУ, защищенной в этом году. Работа представляет собой методику изучения возможного влияния цифровых технологий на архитектуру будущего, то есть с моей точки зрения представляет собой масштабную футуристическую фантазию, чем, конечно, ощутимо выпадает из тренда реализуемости, заявленного LafargeHolcim Awards. Между тем степень отрыва от реальной действительности, и в то же время – насыщенность фактами развития инновационных технологий, в проекте столь велика, что несложно согласиться с мнением жюри: этот проект украшает ряд премированных проектов как своего рода жемчужина, имеющая отношение к очень дальней перспективе.

Несложно заметить, что работа легко вписывается в ряд визионерских проектов «бумажной архитектуры» как авангарда, так и футуристических фантазий 1960-х – 1970-х, что, возможно, составляет значительную часть ее обаяния. Различные части проекта уже получили признание на нескольких международных конкурсах.

Комментарий Анны Андроновой:
«Провозглашаемая в работе эра «Цифрового Ренессанса» исследует, как с помощью цифровых технологий возможно возродить утерянную гармонию между природой и культурой, вернуть чувства общности и взаимопомощи в городе. С помощью моделей пространственной организации города (ландшафты парка, площади, рынка, школы, жилых ячеек, плантаций и т. д.) переизобретается пространство, а в типологической матрице структурных элементов города (точка, линия, поверхность, объем) в функциональное программирование города внедряется временной аспект, формируя гибридный городской ландшафт. В заключение концептуальные тезисы апробируются методом реконструкции трех локальных участков в городе Казани».
zooming
Концепция цифрового города, Казань © Анна Андронова, Казанский государственный архитектурно-строительный университет
***
четвертое место
Пожарная цистерна и лесное укрытие
Frédéric Bouvier / Франция
Пожарная цистерна и лесное укрытие, Франция © Frédéric Bouvier

Водная цистерна предназначена для сбора дождевой воды и тушения пожаров в регионе Коллобрьер. Над цистерной размещен приют для пеших туристов; конструкция располагает к тихому созерцанию, кроме того, автор посвятил ее памяти добровольцев воевавших в Алжирской войне на стороне Франции и затем вынужденных покинуть свою страну. Они работали во Франции пожарными. Жюри оценило изящество, с которым архитектору удалось уместить целый комплекс разнообразных идей в лаконичном артефакте.
Пожарная цистерна и лесное укрытие, Франция © Frédéric Bouvier
***
Региональные награды во всех пяти частях света присудили в общей сложности около 200 проектам. Все они теперь будут претендовать на три главных – международных – приза. Заседание главного жюри, под руководством Алехандро Аравены, состоится весной 2018 года. 
 

Поставщики, технологии

Holcim
ЦЕМЕНТУМ

03 Октября 2017

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Похожие статьи
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Новая заря
В проекте технопарка на территории ДСК 500 в Тюмени – «самого большого в РФ» – архитекторы HADAA сохраняют не только промышленную функцию гигантского ангара конца 1980-х и 90% его конструктива, но и откликаются на его образность. И предлагают «градиентный» подход к развитию пространств: от открытых общественных к закрытым профессиональным, его цель – сделать технопарк драйвером развития деловой функции между промышленными территориями и будущим жилым районом по программе КРТ.
Выбрать курс
В Ульяновске завершился конкурс на развитие бывшей территории Суворовского военного училища. В финал вышли три консорциума, сформированные из местных организаций и столичных бюро: Asadov, ТПО ПРАЙД и TOBE architects. Показываем все три предложения.
Nunc est bibendum*
В Казани объявлены победители «Кирпичного конкурса», организуемого петербургским журналом «Проект Балтия» и компанией Архитайл. Гран-при получил глубокий, во многих отношениях, проект, авторы которого предложили Петербургу сеть подземных виноделен с окошками, торгующими вином по всему городу. Показываем 5 проектов-победителей и еще один, который нам понравился.
WAF Inside 2022: идти на свет
Премия WAF Inside отмечает интерьеры, способные менять общество. В этом году гран-при взял проект детской библиотеки в китайской деревушке – жюри оценило возрождение плотницких техник и объединяющий характер этой работы.
LafargeHolcim Awards 2017: улучшаем жизнь местных сообществ
Конкурс с призовым фондом $2 000 000 проводится в сотрудничестве с ведущими техническими университетами мира: Швейцарским технологическим университетом, Высшей архитектурной школой Касабланки, Массачусетским институтом технологий и другими.
Технологии и материалы
Больше стекла: окна РЕХАУ в загородных домах
Оконная и дверная индустрия кажется консервативной в плане дизайна, но на самом деле изменения, которые произошли с ней в последние годы, значительны. Анализируем тренды на проектах выставки Open Village, индикатора всего самого популярного в мире частного домостроения.
Карусель для авиаторов
Для обновленного Парка Авиаторов в Петербурге компания «Новые горизонты» спроектировала и построила игровой комплекс «Карусель». Яркий объект с двумя ярусами маркирует главную событийную площадь парка, а детям предлагает разнообразные сценарии игры на разной высоте.
Устойчивое завтра
Названы победители Holcim Awards – премии за достижения в области устойчивой архитектуры. Показываем все проекты из «короткого списка».
Новые декоры в европейской коллекции Homapal 2022-23
Еще больше уникальных цветов и поверхностей металлизированных HPL пластиков появилось в обновленной коллекции бренда Homapal. Самые изысканные металлические текстуры сочетаются с преимуществами износостойкого и гибкого ламината.
Блестящая жизнь в деталях
В ряду металлов, которые выигрышно смотрятся как в классическом, так и в ультрасовременном интерьере, латунь занимает особое место. Неслучайно ее называют «новым золотом». На примере проектов компании HÖGER смотрим, как добиваться эффекта “латуни” и других металлов при помощи современных технологий.
Фасадная подсистема от «ОРТОСТ-ФАСАД»: надежность...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД» разработала и запустила собственное производство подсистемы для устройства облицовки навесных фасадов. Инновационная разработка позволяет решать проблемы, связанные со сложной геометрией фасадов и работами на высотных зданиях.
Декоративное панно из алюминиевых панелей ГК АСП...
На путевой стене станции метро «Яхромская» в Москве установили монументальное панно в честь празднования 800-летия столицы в 1947 году. Панно выполнялось из трехслойных алюминиевых панелей с сотовым заполнением от компании ГК АСП.
Зимний сценарий
Осень и зима – не повод грустить и сидеть дома.
Рассказываем, какие малые архитектурные формы делают общественные пространства теплее, уютнее и интереснее даже в самые промозглые, пасмурные или студеные дни.
Больше чем детская площадка
Компания «КБЭА» из Чебоксар переосмысливает функционал детских площадок: с их помощью наука выходит в городское пространство и становится частью социокультурного программирования территорий.
Будущее фасадной инженерии: как решить проблемы строительства...
Вместе с постоянно развивающимися технологиями строительства область фасадной инженерии также переживает значительные изменения, однако далеко не все оказались к ним готовы. Опытом делится компания Unistem, лидер на рынке фасадного консалтинга.
Ригель и двоичный код.
ИТ-парк им. Башира Рамеева
На фасадах ИТ-парка имени Башира Рамеева в Казани – облицовочные материалы преимущественно российских производителей, в том числе клинкер ригельного формата.
Философия проекта изначально подразумевала полный контакт здания с человеком – как визуальный, так и тактильный.
Краски и штукатурки Baumit: идеальное финишное покрытие
В процессе отделки дома или квартиры одним из главных вопросов является выбор финишного покрытия, ведь это решение влияет не только на внешний вид стен сегодня, но и на то, как они будут выглядеть со временем. Рассказываем о том, какие штукатурки и краски предлагает Baumit для создания идеального фасада и интерьера, которые будут радовать много лет.
Облицовочный кирпич от BRAER: размер имеет значение
Сегодня наиболее распространенными форматами кирпича являются 1НФ, 0,7 НФ и 1,4НФ. У каждого есть свои преимущества. В линейке облицовочных кирпичей BRAER есть все три, но как определиться с выбором нужного? Попробуем разобраться.
Отдых в большом городе
Простая скамейка, установленная в нужном месте, способна дарить минуты отдыха и объединять. Рассказываем, как с помощью городской мебели «Хоббика» даже в самом урбанизированном контексте можно устроить островки для полноценной релаксации.
Кто построит будущее
Детские площадки меняются вместе с городской средой и предлагают детям не только палитру сенсорных ощущений и физической активности, но и образы, заимствованные у мировой архитектуры. Один из примеров – футуристические игровые комплексы, спроектированные компанией «Новые горизонты».
Сейчас на главной
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
Урбанистический катализатор
Модернистское офисное здание в 1960-е изменило характер амстердамской промзоны, а теперь превратилось в корпус студенческого жилья и вновь оживило свой район. Авторы реконструкции – Studioninedots.
Космос в матрешке
Школа креативных индустрий в Воронеже заняла необычное здание в форме матрешки. Авторы интерьерной концепции постарались сделать пространство функциональным, а также добавили связь с историей города: первый общественный этаж украшает мозаика и горельеф на космическую тему, которые в том или ином виде удалось спасти из снесенного ДК 50-летия Октября.
Портик нового времени
В начале года в новосибирском аэропорте Толмачево открылся терминал С. Масштабный и прозрачный входной зал со светящимися колоннами внутри умело сочетает лаконизм с яркой фотогеничностью WOW-эффекта. Он – и новый фасад всего комплекса, и точка отсчета планируемой реконструкции, по завершении которой Толмачево станет крупнейшим региональным аэропортом России. Рассматриваем здание в контексте модернистских прототипов как Новосибирска, так и Ленинграда: они собираются в отдельную, не лишенную любопытных нюансов, историю.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
Пресса: Место под солнцем: как архитекторы «Студии 44» находят...
Архитекторы из «Студии 44» Антон Яр-Скрябин, Евгений Новосадюк, Иван Кожин и Илья Сабанцев рассказали о новом поколении архитекторов, о проектах, которые уже сейчас формируют облик современных российских (и не только) городов, а также о том, как молодому архитектору найти свое место под солнцем.
Опыт, чувства и баланс
Бюро GAFA подготовило проект благоустройства «Дом Дау» – нового полностью жилого небоскреба в Москва-Сити. Вызовом стала компактная площадь дворов и «портрет» будущего жильца: архитекторы предлагают ему практику созерцания и замедления, обращаясь как к традиционным ландшафтным средствам, так и новым, способным удивить. Например, кинетическим скульптурам.
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Карельский лабиринт
Лабиринт-квест на территории музея «Карельский дом в Чашково» привлекает внимание посетителей и работает как продолжение экспозиции: для его создания архитекторы использовали национальные орнаменты и элементы традиционного зодчества.
Чайка серебристая
Реконструкция здания ресторана на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде, по сути, окончательно утвердила название этого объекта. Даже если ресторану присвоят иное официальное наименование, все равно это – «серебристая чайка» – достаточно посмотреть на него и вспомнить историю места.
Здание D
Проект Харбинского центр дизайна на севере Китая создан архитекторами Wuxing Youxing Space Design на основе «типографского» мотива – буквы D.
Точка нового отсчета
Давно хотелось изучить пространство RuArts Foundation, созданное архитекторами ATRIUM, и наконец удалось. Оно уместное и впечатляющее, в нем интересным образом сочетаются традиции – в данном случае, галереи, и новации. Рассматриваем. А заодно вглядываемся в предисторию.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Лепка ракурсом
Степан Липгарт внедряет на окраине Казани «схематизированное ар-деко», да еще и зеленого цвета, со стеклянистой корочкой на фасадах. Главные достоинства проекта – он тщательно выстраивает ракурсы, стремясь сформировать в непростом окружении зародыш города не только в смысле пешеходности, но и пластически. Работает с силуэтами, предлагает любопытные треугольные «горки» террас. Да и выстроен он как кристалл, по двум сеткам, ортогональной и диагональной. Что получилось, что нет, в чем особенности – читайте в тексте.
«Плавательный оперный театр»
Крытый бассейн начала 1970-х годов в Гамбурге, памятник архитектуры модернизма и одна из крупнейших оболочечных конструкций в Европе, реконструирован архитекторами gmp и конструкторами schlaich bergermann partner.
Разнообразие фасадов
Комплекс из жилья и офисов по проекту бюро ALTA в ближнем пригороде Парижа учитывает соседство маловысотной частной застройки, будущей станции метро и послевоенных многоэтажек.
Образовательный эксперимент для Севера
Бюро «Сити-Арх» продолжает работу над проектами экспериментальных государственных ДОУ: по многим параметрам им могут позавидовать частные сады и школы. На этот раз – в городе Губкинском Ямало-Ненецкого автономного округа. Будущих воспитанников ждет разнообразная образовательная и игровая среда, которая включает зимний сад, педагогов – возможности для внедрения новых практик.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Александра Кузьмина: «Легко работать, когда правила...
Сюжетом стенда и выступлений архитектурного ведомства Московской области на Зодчестве стало комплексное развитие территорий, или КРТ. И не зря: задача непростая и очень «живая», а МО по части работы с ней – в передовиках. Говорим с главным архитектором области: о мастер-планах и кто их делает, о том, где взять ресурсы для комфортной среды, о любимых проектах и даже о том, почему теперь мало хороших архитекторов и что делать с плохими.
Над Жемчужной рекой
Самый большой в мире пешеходный мост Хайсинь в Гуанчжоу стал важнейшим общественным пространством этого гигантского города.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Парк на острове
Рядом с Королевским оперным театром во внутренней гавани Копенгагена открылся парк по проекту бюро Cobe.
Стиль лобби
Магазин бренда Emka выделяется в галерее торгового центра Ростова-на-Дону за счет ставки на сдержанность, ритм и асимметрию: проектируя пространство, архитекторы вдохновлялись образами хороших отелей. Среди сложных решений: гранитная кассовая стойка и деревянные кессоны на потолке.