Автономия под зеленой крышей: посетительский центр ботанического сада VanDusen в Ванкувере

Здание с нулевым потреблением энергии и углеродной нейтральностью строилось в расчете на получение сложного сертификата LBC. Озеленением его кровель занималась компания ZinCo.

Реклама
Мастерская:
Perkins+Will
Компaния:
Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Ботанический сад VanDusen площадью около двадцати двух гектаров расположен в канадском Ванкувере, в нескольких километрах от Тихого океана, и существует он с 1970-х годов.
В юго-восточной части этого сада в 2011 году было возведено новое здание – посетительский центр площадью около 1800 квадратных метров. Он вмещает в себя лекторий, помещение для свадебных торжеств и кафе.

Форма здания, его энергоэффективность и материалы, из которых он построен, – все это говорит о том, что еще до начала проектирования его создатели поставили своей целью получение сертификата LBC (Living Building Challenge), но это никак не принижает достоинства постройки. Получить LBC намного сложнее, чем LEED (кстати, здание центра обладает платиновым сертификатом LEED) – LBC требует, чтобы здание обладало нулевым потреблением энергии. Высоки его требования и к применяемым материалам. Вероятно, авторы тщательно изучали нюансы этой сертификации и лишь потом перешли к идеям здания. Символ сертификата – цветок с семью лепестками, каждый из которых означает определенный аспект архитектуры: место, вода, энергия, здоровье, материалы, объективность и красота.

Легенда гласит, что канадским авторам проекта – архитектору Питеру Басби (Peter Busby, бюро Perkins + Will) и ландшафтному дизайнеру Корнелии Хан Оберландер (Cornelia Hahn Oberlander) – идея создать центр в форме цветка орхидеи пришла независимо друг от друга, и что оба они пришли на обсуждение проекта с копией страницы с изображением этого цветка, взятой из одной и той же книги. Оба автора – приверженцы зеленой архитектуры. Госпожа Оберландер считается даже пионером озеленения крыш, которые она начала создавать в семидесятых годах XX века.

Итак, центр сделан в виде орхидеи, а его крыша – в виде волнообразно лежащих и частично перекрывающих друг друга лепестков. Крыша расстилается поверх одноэтажного, почти сплошь остекленного, здания. Один из «лепестков» плавно спускается к земле, создавая путь, позволяющий небольшим животным подниматься наверх.

Зеленая крыша, на которой высажено более двадцати видов растений, отражает травяную растительность, характерную для канадского побережья Тихого океана. На ровных поверхностях растет осока (Carex acuti-formis) и ситник (Juncus), а на склонах – желтые ирисы (Iris pseudacorus) и камассии (Camassia). Эти растения эффективно разрушают аммиак, нитраты и фосфаты, поэтому они участвуют в очищении дождевой воды. На участках крыши с крутым скатом высажена засухоустойчивая лихорадочная трава. Благодаря такому разнообразию растений, крыша центра стала местом обитания для многих видов птиц и насекомых.

Если раньше основными задачами ботанического сада были сохранение растений и способствование биоразнообразию, то теперь к ним добавилось еще и продвижение энергоэффективности и экотехнологий.

Все в здании посетительского центра подчинено идеалам LBC: здание использует собственные возобновляемые источники энергии, а вода для здания берется из осадков и используется повторно после очищения без применения химикалий.

В центре здания размещено оборудование, которое обеспечивает циркуляцию воздуха и охлаждение здания. Стелянный атриум высотой двенадцать метров включает солнечную воздушную электростанцию, составленную из окон с автоматическими датчиками и алюминиевого поглотителя тепла. Солнце светит через атриум, нагревает алюминиевый теплопоглотитель и вытягивает воздух, охлаждая нижние части здания благодаря конвекции. Алюминий было решено перфорировать, сделав множество трехмиллиметровых отверстий, чтобы увеличить площадь поверхности. Когда окна открыты, перфорация допускает сквозную вентиляцию.

Широкие, частично перекрывающие друг друга, лепестки крыши предотвращают приток тепла и в то же время обеспечивают защиту здания от дождя. Теплоизоляцией его служит озеленение крыши, причем озеленены четыре из шести лепестков крыши. Оставшиеся два лепестка покрыты стандартной кровлей. Одна из них поддерживает трубы с нагреваемой солнцем водой, а другая перевернута таким образом, чтобы она могла собирать и отводить воду в цистерну объемом триста тысяч литров, расположенную под зданием в самом восточном «лепестке» крыши. Эта вода фильтруется и используется для смыва в туалетах. После этого она очищается и отправляется в собственный биореактор, расположенный в северной части здания. Там она перерабатывается с помощью микроорганизмов, затем очищается с помощью фильтрационной площадки и после этого используется для полива садов вокруг здания. Излишки воды со всех лепестков крыши собираются в другой цистерне и отправляются в дренажный колодец.

По законам города Ванкувера питьевая вода должна быть хлорирована, поэтому здание посетительского центра Ботанического сада VanDusen подключено к муниципальным коммуникациям. В то же время хлор входит в «красный список» запрещенных материалов LBC, поэтому архитекторам пришлось договариваться с руководством сертифицирующей компании, о том, чтобы при рассмотрении этого проекта сделали исключение из правил.

Команда разместила четыреста труб солнечной системы нагрева воды в северной части крыши здания и на расположенном рядом здании, чтобы избежать тени от деревьев. Трубы накапливают солнечное тепло и сохраняют его в воде, которая расходуется на обогрев здания. Система панельно-лучистого отопления, устроенная в полу из бетонных плит, прогоняет горячий воздух по периметру. Часть воды, нагреваемой солнечными лучами, нагревает жидкость в системе радиационного обогрева. Излишки воды поступают в 52 скважины 60-метровой глубины, которые хаотично расположены вокруг здания. Эта вода хранится при температуре около 20 ºC и способствует подогреву наружного воздуха зимой и его охлаждению летом.

На парковке у входа в здание размещены фотоэлектрические солнечные батареи, которые дают 11 киловатт электроэнергии – такой объем покрывает от двадцати до двадцати пяти процентов необходимой для центра электроэнергии. Благодаря потоку дневного света, поступающему из атриума и остекленной стены, а также светодиодному освещению, расход электроэнергии на освещение остается низким.

Основная часть энергии тратится на кафе, и чтобы добиться нулевого потребления энергии, посетительский центр обменивает излишки горячей воды, нагреваемой солнцем, на электричество, сгенерированное усовершенствованной системой кондиционирования воздуха в примыкающем к нему здании ресторана. Это позволяет создавать всю энергию прямо на месте, сохраняя углеродную нейтральность.

LBC регламентирует также и выбор строительных материалов – существует «красный список» материалов, использования которых LBC не терпит, поскольку признано, что они негативно влияют на окружающую среду и здоровье человека. Поэтому для строительства центра были выбраны простые материалы, что и определило строгие формы здания: восточная часть его сделана из землебитных и бетонных стен, а полы – из шлифованного бетона.

Из-за того же «красного списка» пришлось отказаться от готовых перфорированных дренажных труб из ПВХ в пользу труб из акрилонитрила, бутадиена и стирольной пластмассы, в которых были специально для этого объекта просверлены тысячи отверстий.

Основным же строительным материалом для самого здания послужила древесина, использование которой препятствует росту объема углекислого газа в атмосфере. Дерево в посетительском центре применено очень широко – начиная с конструкций крыши и заканчивая наружной отделкой здания, мебелью и элементами интерьера. Причем Living Building Challenge предписывает использовать только те продукты из древесины, которые сертифицированы Лесным попечительским советом FSC, а также устанавливает высокий минимальный порог доли применяемых переработанных продуктов и требуют, чтобы материалы были поставлены местными производителями, поскольку в этом случае можно обойтись без перевозок на длинные расстояния.

Крыша каждого из шести лепестков была собрана из произведенных на заводе деревянных панелей, сделанных из многослойных дощатоклееных балок, сертифицированных FSC. При этом теплоизоляция, электрооборудование и противопожарные устройства были заранее встроены в составляющие крыши, чтобы облегчить ее монтаж, который проводился зимой.

Деревянная крыша была оснащена системой обнаружения протечек и дополнена двухслойной битумной водонепроницаемой и устойчивой к корням растений мембраной. Угол наклона крыши варьируется от двух до пятидесяти пяти градусов, и поскольку части крыши с различными углами наклона требуют различных дренажа, орошения и сопротивления сдвигу, то озеленять ее пришлось несколькими способами.

Озеленение кровли было поручено компании ZinCo, и ее специалисты предложили решение с помощью трех систем. Защитный и оросительный слой BSM 64 был встроен по всей площади крыши. Там, где угол наклона крыши был меньше десяти градусов, был встроен элемент для дренажа и хранения воды Floradrain® FD 40. Там, где угол был больше десяти, но меньше двадцати пяти градусов, были применены элементы специальной формы Floraset® FS 75, которые обеспечивают достаточное сцепление с основой, а сдвигающая сила перенаправляется к карнизу крыши. Там, где угол наклона кровли выше двадцати пяти и в некоторых местах достигает пятидесяти пяти градусов, применены элементы Georaster® 10-миллиметровой высоты, заполненные нижним слоем почвы. Дополнительные барьеры против сдвига почвы здесь полностью принимают на себя сдвигающие силы. При определении размеров карнизов и барьеров в расчет принималось увеличение нагрузки на крышу за счет влажности почвы и обильных снегопадов.

Зеленая кровля не только подчеркивает необычную архитектуру этого здания-цветка, но и служит одним из факторов обеспечения "идеала LBC", ведь за зданиями с нулевым потреблением энергии и углеродной нейтральностью – будущее.

Представительство компании ZinCo в России – компания ЦинКо РУС – адаптировала технологии  ZinCo под климатические условия российских регионов и уже более десяти лет успешно применяет их на объектах от Санкт-Петербурга до Урала.
 

Поставщики, технологии

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»)
Мастерская:
Perkins+Will

15 Сентября 2014

Компания «ЦинКо РУС» («ZinCo»): другие статьи и новости
«Зеленые» крыши по-гречески
Новый культурный центр Фонда Ставроса Ниархоса с Национальной оперой и Национальной библиотекой встроен в гигантскую средиземноморскую парковую зону.
Крыши города-сада
Главная особенность будущего района Гамбурга Oberbillwerder – насыщенность городской среды и взаимодействие с природным окружением. Не последнюю роль в создании «образцового города» играют крыши, на которых разместятся сады, игровые площадки и общественные пространства.
Perkins+Will: другие проекты
Новые лидеры
В «коротком списке» наград Всемирного фестиваля архитектуры WAF-2015 больше всего объектов из Австралии, Великобритании и Турции. Публикуем самые интересные проекты шорт-листа.
Ажурные преграды
В Эр-Рияде закончено строительство кампуса Университета принцессы Норы бинт Абдулрахман, спроектированного бюро Perkins+Will.
Архитектурный марафон
Ехать на Всемирный фестиваль архитектуры в Сингапур долго и дорого, стоит ли игра свеч? Ответ на этот вопрос и все отмеченные наградами проекты – в нашем репортаже.
Ориентир устойчивого развития
В конце сентября в Лондоне открылся Crystal – первый в мире Глобальный центр устойчивого развития городов, созданный компанией Siemens при участии архитектурных бюро Wilkinson Eyre Architects, Pringle Brandon, Perkins + Will и инженеров Arup.
Технологии и материалы
Новая версия ар-деко
Жилой комплекс «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Сейчас на главной
Диалог культур на острове
Этим летом стартует бронирование номеров в спроектированной BIG гостинице сети NOT A HOTEL на острове Сагисима во Внутреннем Японском море. Строительство отеля должно начаться чуть позже.
Место под солнцем
Две виллы в Сочи по проекту бюро ArchiNOVA: одна «средиземноморская» со ставнями и черепицей для заказчиков из Санкт-Петербурга, вторая – минималистичная с панорамным обзором на горы и море.
Новая жизнь гиганта
Zaha Hadid Architects выиграли конкурс на разработку проекта нового паромного терминала в Риге. Под него реконструируют старый портовый склад.
Три глыбы
Конкурс на проект музеев современного искусства и естественной истории, а также Парка искусства и культуры в Подгорице выиграла команда во главе с бюро a-fact.
Переплетение учебы и жизни
Кампус Китайской академии искусства в Лянчжу по проекту пекинского бюро FCJZ рассчитан на творческое взаимодействие студентов с архитектурой.
Улица как смысл
В рамках воркшопа, который Do buro проводило совместно с Обществом Архитекторов в центре «Зотов», участники переосмысляли одну из улиц Осташкова, формируя новые центры притяжения. Все они тесно связаны с традициями места: чайный домик, бани, оранжереи, а также кожевенная мастерская, место для чистки рыбы и полоскания белья.
Ледяная пикселизация
Конкурсный проект омского аэропорта от Nefa Architects восходит к предложению тех же авторов, выигравшему конкурс 2018 года. В его лаконичных решениях присутствует оммаж омскому модернизму, но этот, вполне серьезный, пластический посыл соседствует с актуальным для нашего времени игровым: архитекторы сопоставляют предложенную ими форму со снежной или ледяной крепостью.
Ивановский протон
В Рабочем поселке Иваново по соседству с университетским кампусом планируют открыть общественно-деловой центр, спроектированный мастерской p.m. (personal message). В основе концепции – идея стыковки космических аппаратов.
Памяти Юрия Земцова
Петербургский архитектор, которого помнят как безусловного профессионала, опытного мастера работы с историческим контекстом и обаятельного преподавателя.
Тайный британец
Дом называется «Маленькая Франция». Его композиция – петербургская, с дворцовым парадным двором. Декор на грани египетских лотосов, акротериев неогрек и шестеренок тридцатых годов; уступчатые простенки готические, силуэт центральной части британский. Довольно интересно рассматривать его детали, делая попытки понять, какому направлению они все же принадлежат. Но в контекст 20 линии Васильевского острова дом вписался «как влитой», его протяженные крылья неплохо держат фасадный фронт.
Сама скромность
Общественный центр коммуны Бейн, построенный недалеко от Парижа по проекту бюро Graal Architecture, вынесен за пределы города и идеально вписан в окружающий холмистый ландшафт.
Озерная история
Для конкурса на омский аэропорт в Фёдоровке нижегородское бюро ГОРА предложило, кажется, самую оригинальную мотивацию контекста: архитекторы сравнивают свой вариант терминала с «пятым озером» из легенды – тем «потаенным», которое открывается не всякому. В данном случае, если бы аэропорт так и построили, «озеро» можно было бы увидеть из окна самолета как блеск зеркальной кровли, отражающей небо. Очень романтично.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Бетон, проволока и калька
Можно ли стать художником, получив образование и опыт работы архитектора? Узнали у Даниила Пирогова, окончившего Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет.
Семейное сходство
Бюро CoBe Architecture et Paysage разработало планировку сектора E Олимпийской деревни — 2024 в пригороде Парижа и в качестве визуального и конструктивного ориентиров для партнеров построило три жилых корпуса.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Сверток
Конкурсный проект, предложенный бюро Treivas для первого, 2021 года, конкурса для EXPO 2025, завершает нашу серию публикаций проектов павильона, которого не будет. Предложение отличается детальностью объяснений и экологической ответственностью: и фасады, и экспозиция в нем предполагали использование переработанных материалов.
Деревянная струна
Конкурсный проект омского аэропорта от ЦЛП, при всей кажущейся традиционности предложенной технологии клееной древесины – авангарден до эпатажного. Терминал они вытягивают вдоль летного поля, упаковывая все функции в объем 400 х 30 х 23 метра. Так нигде и никогда не делают, но все, вероятно, бывает в первый раз. И это не первый аэропорт-манифест ЦЛП, авторы как будто «накапливают смелость» в рамках этой ответственной функции. На что похож и не похож – читайте в нашем материале.
В ожидании гезамкунстверка
Новый альманах «Слово и камень», издаваемый мастерской церковного искусства ПроХрам – попытка по-новому посмотреть на вопросы и возможности свободного творчества в религиозном искусстве. Диапазон тем и даже форматов изложения широк, текстов – непривычно много для издания по современному искусству. Есть даже один переводной. Рассматриваем первый номер, говорят, уже вышел второй.
Среди дюн и кораллов
Курортный комплекс Ummahat 9-3 построен на одноименном острове в Красном море по проекту Кэнго Кумы. Его виллы мимикрируют под местные песчаные дюны и коралловые рифы.
Птицы и потоки
Для участия в конкурсе на аэропорт Омска DNK ag собрали команду, пригласив VOX architects и Sila Sveta. Их проект сосредоточен на перекрестках, путешествиях, в том числе полетах: и людей, и птиц – поскольку Омск известен как «пересадочный пункт» птичьих миграций. Тут подробно продумана просветительская составляющая, да и сам объем наполнен светом, который, как кажется, деконструирует медный круг центрального портала, раскладывая его на фантастические гиперпространственные «слайсы».
Молодежное соревнование
Объявлены лауреаты главной архитектурной награды Евросоюза – Премии Мис ван дер Роэ. Обладатели «взрослой» гран-при за учебный корпус в Брауншвейге оказались заметно моложе коллег, отмеченных специальной премией «для начинающих архитекторов» за библиотеку в Барселоне.
Дом книги
Бюро ludi_architects перезапустило библиотеку в Ташкенте: фасады исторического здания подновили, а интерьеры сделали привлекательными для разных поколений читателей. Теперь здесь на несколько часов можно занять детей, записать подкаст или послушать концерт. Пространство для чтения в одноэтажном особняке расширили за счет антресолей, а также площадок на открытом воздухе: амфитеатра и перголы.
Грани реальности
Архитекторы CITIZENSTUDIO подчинили свой конкурсный проект аэропорта Омска одному приему: полосам, плоским и объемным, прямым и граненым. Хочется сказать, что по их форме как будто грабли прошлись, оставив, впрочем, регулярный и цельный след. Но ключевая идея проекта – проветриваемое пространство «крытой улицы», или портика, перед входом в терминал. В него даже выходят балконы.
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.