Там русский дух

Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.

mainImg
Архитектор:
Кирилл Губернаторов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Россия, Липецкая область, Задонский район, парк «Кудыкина гора»

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Кирилл Губернаторов, Мария Вертинская

2021 / 2023
Центр гостеприимства в парке «Кудыкина гора» – самый, пожалуй, узнаваемый проект бюро Megabudka. Он был построен в 2021 году и, несмотря на свою функциональность, стал полноправным арт-объектом пространства – думается, фотографировали его не меньше, чем Змея Горыныча и деревянную крепость. Стратегия развития парка, к которой архитекторы также причастны, судя по всему, работает: приток посетителей растет, поэтому в дополнение к существующим гостевым домикам в прошлом году построили небольшой гостиничный комплекс. Этим проектом тоже занималась Megabudka. 



Место для гостиницы выбрали уютное и обособленное: на полуострове, образованном крутым изгибом речки Каменки, берега которой густо поросли деревьями. Архитекторы расположили на нем три одноэтажных корпуса на 8, 9 и 12 блокированных номеров. В навигации гостям помогает небольшое различие в цвете: рамы и дверные полотна в каждом корпусе имеют свой оттенок – травы, одуванчика или кипрея.  
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
© Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Отодвинутые к берегам, корпуса гостиницы образовали небольшую внутреннюю площадь, которую архитекторы называют «природным лобби». На него ориентированы галереи со входами в номера и окошками ванных комнат. Цоколь с этой стороны закрыт земляным валом, из-за чего создается ощущение, что здания стоят уже давно. Отсутствие заборов и личных палисадников позволяет гостям встречаться и при желании знакомиться.
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Номера же обращены окнами и укромными лоджиями к берегу реки. С этой стороны цоколь наоборот оставили открытым, из-за чего объемы кажутся приподнятыми над ландшафтом. Главным декоративным элементом стали карнизы из деревянных реек, поддержанные балками перил и перголами на лоджиях. Как и со стороны двора, при боковом освещении они дают красивые графичные тени, навевающие что-то средиземноморское. Еще один «микс», довольно ироничный, – большие окна без импостов, затянутые кружевной занавесочкой.
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Стены внутренних помещений, совершенно так же, как и фасады, покрыты штукатуркой-мазанкой, которая становится идеальным фоном для ярких акцентов: изразцовых плиток, луговых цветов, зеркала в раме-наличнике, расписной чайной пары. Все предметы «утвари» сделаны российскими дизайнерами и мастерскими: Aesthetic, Delo, Аданат, ChernyshBrothers, OMinimalism, Центрсвет. Необычное решение в комнатах – «лежанка» у окна, предназначенная для размещения детей, ради которых, собственно, в парк в основном и едут. Несмотря на минимализм, этот закуток живо напоминает о печи, лоскутном одеяле и банках с заготовками на зиму. 
  • zooming
    1 / 6
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    2 / 6
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    3 / 6
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    4 / 6
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    5 / 6
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    6 / 6
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Любоваться пейзажем можно и за пределами номеров: территория вокруг гостиничных зданий общая, поэтому лучшие виды и укромные уголки остались в распоряжении всех гостей. Вдоль берега проложена тропа, а по центральной оси полуострова можно спуститься к благоустроенной зоне с площадками для отдыха, пляжем и настилом для йога-практики. Белоснежные стены позволяют комплексу гармонировать с окружением в любое время года: зимой он сливается со снежным покровом и привлекает теплым свечением окон.
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Ольга Мелекестцева / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Ольга Мелекестцева / предоставлена Megabudka

В этом проекте Megabudka продолжила эксперименты с поиском идентичности русской архитектуры, но от деревянного зодчества перешла к белокаменному. Как и в случае с Центром гостеприимства, среди референсов оказались не только русские постройки: Ростовский кремль и торговые ряды уездных городов соседствуют с монастырями и деревенскими домиками сербской глубинки. Объемы технических блоков без сомнения напоминают печь, но и в не меньшей степени – ганзейский торговый домик. Похожие перекрещивания мы находили и в предыдущей работе бюро. 
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Тем не менее, ощущение от постройки как снаружи, так и внутри – именно русское. Толща стен с маленькими оконцами и глубокими нишами, «гульбище» деревянной галереи, живая «мазаная» поверхность, полуарки, утопленные в траву стены – это все родное и очень красивое. Образ получился настолько собирательным, что с одного ракурса здание напомнит о храме и кротости монастырской жизни, с другого – об усадебной конюшне, гостином дворе или дачной веранде.
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Уберем за кадр лошадь и колонны – вспомнится белый модернизм, и даже более конкретно – библиотека Алвара Аалто. Он, конечно, не русский, но, кажется, черпал из того же источника, что и строители церкви Покрова на Нерли: делал архитектуру частью природы и соизмерял человека с чем-то большим, чем он есть. Вполне в духе русского космизма, который Megabudka считает одним из ключевых понятий для русского же дизайна.      
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Ольга Мелекестцева / предоставлена Megabudka

Среди найденных архитекторами Megabudka ключевых для русской идентичности понятий есть и драматизм. С этой точки зрения можно различить еще один мотив. Нет ли в очертаниях технического блока силуэта обезглавленного в советское время и приспособленного под что-то приземленное храма? Нижняя часть здания – это просто фундамент или часть погребенного под культурным слоем этажа? Не намекает ли высота и карниз из деревянных реек на то, что когда-то был второй ярус? В общем, элегическое настроение, свойственное руинам, определенно можно уловить. 
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Ольга Мелекестцева / предоставлена Megabudka
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

Благодаря присутствию Megabudka «Кудыкина гора» получает архитектурно осмысленное измерение, ради которого хочется это место посетить. Похоже, что коммерчески успешный туристический продукт начинает все чаще коррелировать с хорошим архитектурным проектом, что не может не радовать. О схожей концепции мы недавно рассказывали здесь.
  • zooming
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
  • zooming
    Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
    Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka

 
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Фотография © Илья Иванов / предоставлена Megabudka
Архитектор:
Кирилл Губернаторов
Мастерская:
Megabudka
Проект:
Гостиничный комплекс «Кудыкина гора»
Россия, Липецкая область, Задонский район, парк «Кудыкина гора»

Авторский коллектив:
Авторы проекта: Кирилл Губернаторов, Мария Вертинская

2021 / 2023

26 Марта 2024

Похожие статьи
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Дорога к храму
По гранту Конкурса Малых городов в селе Николо-Березовка рядом с Нефтекамском благоустроена главная улица и территория у храма. Консорциум APRELarchitects и «Новая земля» превращает село в музей под открытым небом, а также интегрирует руинированные постройки в общественную жизнь.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.