Арх Москва 2023: впечатления

Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.

mainImg
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Соборная мечеть в Казани
Россия, Казань

2022
Архитекторы года
Гвоздь программы Арх Москвы 2023 – экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Вместо выставки-портфолио или выставки-объекта ЦЛП превратили свой стенд в презентацию одного проекта, совсем нового; никто практически о нем не знал до выставки.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Речь о проекте соборной мечети в Казани. Ее планируется построить на берегу Волги к 1100-летию принятия ислама в землях Волжской Булгарии (922). Насколько можно судить, мечеть ЦЛП состоит из белой полусферы молельного зала, помещенной внутрь кубовидного параллелепипеда с ассиметрично-шахматной сеткой проемов в стенах. В обходе планируется музей ислама. Купол, светящийся через стену, дает силуэт, похожий на лоджию Тадж-Махала или медресе Улугбека.

Макет установлен на цилиндрическом постаменте, верх засыпан песком и залит водой. Постамент помещен в черный кубический объем павильона посередине центральной оси Гостинки. Внутри темно, атмосферная музыка настраивает на молитву и поклонение.

Саму мечеть ЦЛП сравнивают с Каабой. Кааба – черный куб. Другая святыня, храм Скалы, восьмигранник с золотым куполом. Кажется, что авторы разложили святыни на стереометрические составляющие и поместили купол храма внутрь Каабы.
Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Сергей Кузнецов охарактеризовал проект как работу мирового уровня. По словам самих авторов, он «в каком-то смысле является кульминацией творческого пути бюро». Проект, действительно, очень смел в своем лаконизме и брутально выразителен.

Но не будем забывать, что архитектурный конкурс на здание соборной мечети в честь 1100-летия ислама был проведен в Казани в июле 2022 года. Тогда победителями назвали два проекта: Алексей Гинзбург предложил зальную мечеть из белых колонн-«деревьев», а Айвар Саттаров – купольную мечеть с четырьмя минаретами. С тех пор идеи неоднократно дорабатывались. Наблюдаем ли мы теперь продолжение той конкурсной истории? И как, хотелось бы знать, будут дорабатывать проект(ы) теперь? [Дисклеймер: вопросы эти риторические]
  • zooming
    1 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Экспозиция «архитекторов года» Александра Цимайло и Николая Ляшенко. Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Москомархитектура
Стенд Москомархитектуры давно и прочно занял позицию одного из самых импозантных, чтобы не сказать заглавных, экспозиционных проектов Арх Москвы, – но в этом году он совершенно особенный. Интерактив и иммерсивность тоже практиковались и раньше, но в этом году стенд МКА это картонный город, по-настоящему яркий и большой. Такого эффекта как-то не ждешь от картонных конструкций.
Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
© Фотография Архи.ру

Внутри амфитеатр, небольшая «площадь» с игровым столом-лабиринтом, и целая серия игровых сюжетов и «секретиков» для детей. Все это придумано и сделано для демонстрации социальной инфраструктуры Москвы: школ, детских садов, поликлиник, спортивных центров и так далее. Проекты показывают на экранах, а посетителей и их детей приглашают играть, читать тайнопись фонариком за закрытыми ставнями.

Стенд построен архитектором Бэлой Бадмажаповой и украшен, прямо скажем сверху донизу, рисунками иллюстратора Алисы Юфы. Она же – автор иллюстраций к книге «Я – Москва», инициированной и поддержанной Сергеем и Ириной Кузнецовыми, и выпущенной только что издательством МИФ. Задача книги – доходчиво рассказать детям младшего школьного возраста (Ирина добавляет: и их родителям) о том, как функционирует городская инфраструктура, чего требует и как устроена. Зачем, например, надо перекапывать улицы. Книга и стенд представляют, таким образом, цельный проект, хотя это во многом результат стечения обстоятельств. 
  • zooming
    1 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Стенд Москомархитектуры, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
«Москва на стройке»
Проект «Москва на стройке» расположился сразу за стендом Москомархитектуры. И если там был лабиринт улиц картонного детского города, то тут, можно сказать – гипостиль для серьезных людей.

Поскольку тут показывают процесс стройки значимых – и очень крупных – московских зданий. На круглых колоннах, которые напоминают рекламные тумбы, а сделаны из опалубки колонн железобетонных конструкций. Опалубка обернута чем-то пластиковым, на каждой колонне один объект, например ЖК RED7 или ЖК MOD. Всего восемнадцать. Все большие, в основном узнаваемые, все подписаны, хотя жаль что рядом не поместили, пусть бы небольшой, рендер объекта для ясности.

Все стройки сняты фотографом Ольгой Алексеенко, все масштабные, и на посетителя действует одновременно масштаб объектов и колонн. Проект интонационно и по смыслу продолжает поза- и прошлогоднюю «Москву. Значимо!» того же куратора, Ильи Мукосея. Только теперь мы не подводим итоги, а нам показывают, как то значимое растет прямо у нас на глазах. Есть что-то завораживающее в большой бетонной стройке. А зеркало, предсказуемо установленное в торце, создает бесконечную перспективу, отвечая девизу всей выставки и заодно намекая, что процесс идет, да еще как.
  • zooming
    1 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    «Москва на стройке», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
NEXT
Участники спецпроекта NEXT! в этом году размышляли о национальной идентичности – ее искали многие и долго, кажется, все еще не нашли, так что подключить к поискам молодежь не лишне.

Современное поколение считает, что будущее за соединением локального с суперсовременным – то есть с искусственным интеллектом и нейросетями. Так у ARCHINFORM появился «нейроколодец» – классический сруб, внутри которого «плещется» зацикленный программой «бульон» из соборов, небоскребов и знаковых зданий. Ему близок по духу аналоговый объект архитектурного бюро 1541 – калейдоскоп с фигурками, которые как в генетической лотерее каждый раз образуют все новые сочетания – то Ленин попадает в коллаборацию со стеклянной башней, то буддийская ступа стыкуется с Мельниковым. 22STUDIO помещает светоч искусственного интеллекта на вершину бетонной башни с окнами в прошлое.

Кто-то из участников обращается к советскому прошлому – как бюро Правда, большие любители мозаики, другие ищут корни в природе – как LAMPA COMMYNITY, показавшее взаимосвязь всего со всем через крутящиеся цилиндры-шестеренки. 

АКVK&PARTNERS много теоретизировали, поэтому их объект – яйцо на трех столпах – без сопроводительной записки, в которой упоминается русский космизм, не поймешь. HEADS GROUP посчитали, что главный носитель идентичности – сам архитектор, а его деятельность подобна партии в шахматы, где математический расклад идет рука об руку со случайностью и игрой.

CORE предложили панораму, на которой собрали много узнаваемых образов – от Шуховской башни до рыбьего жира, а DDD ARCHITECTS раскрыли формулу истинно русского deluхe – первый от Кремля, высокий, из золота. 
  • zooming
    1 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Спецпроект NEXT!, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
KRNV
Проект победителей программы NEXT!прошлого года, бюро KRNV Надежды и Ильи Кореневых, напоминает объект, с которым они победили год назад. Тогда был куб с зеркальными створками и названием «экзистенция», теперь куб со стенами из зеленого матового стекла и названием «интерполяция», которому и сейчас тоже приведены различные расшифровки, начиная от компьютерной интерполяции путем добавления куда надо похожих пикселов и заканчивая средневековой интерполяцией через вставку новых фраз в переписываемый текст. Тонко, и заметно продолжение темы, но не очень читаемо: не читается ни текст, ни замысел, кажется, что удаётся ухватиться за какую-то нить, но не очень ясно, правда ли это так.

Визуальное высказывание – чище: белые шары разложены внутри, они же вырываются вверх, и объект становится одним из пространственных маркеров выставки, поскольку он выше почти всех других стендов, а среди них немало крупных. Хочется его сравнить с душой и полетом фантазии архитектора: поместили их в куб, как сказано в авторском описании, в рамки квартального проектирования, а душа и мысль все рвутся куда-то взлететь. Понятное и похвальное стремление, всем удачи.
  • zooming
    1 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Проект бюро KRNV, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Тезисы
В этом году за спецпроект отвечало бюро GAFA. В отличие от «Антитез», которые были представлены на Арх Москве в предыдущие два года, «Тезисы» не предполагают противопоставления парных понятий, но дополняют друг друга. Восемь инсталляций разместились в отдельном black box-павильоне, составляющем пару «каабе» архитекторов года. Участники – зрелые и состоявшиеся бюро, ровесники самих GAFA – раскрывали тему «Перспективы», предлагая тезис и его материальное воплощение. Снаружи по стенам павильона кураторы развесили работы участников проекта Архиграфика, что добавило экспозиции глубины и перекличек. 

О Тезисах мы еще расскажем во всех подробностях в отдельном материале.
  • zooming
    1 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Спецпроект «Тезисы», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Тотан Кузембаев
Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, которому в августе 2023 года исполняется 70 лет, разместилась в дальнем торце Гостиного двора, перед Большим амфитеатром.

И о ней у нас получился гибридный рассказ. Во-первых, надо сказать, что это выставка графики – Тотан Кузембаев известный «бумажный архитектор», то есть график, в чьих работах значительное место занимают архитектурные фантазии – а размещена она на стендах из CLT-панелей в виде латинских цифр Х, расставленных по дуге амфитеатра, как в солнечных часах. Причем с восточной стороны, где встает солнце, рисунки светлые, а в западной части «циферблата» они темнеют до черноты.

Предлагаем несколько картинок с выставки и текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на трансформацию от белого к черному.
  • zooming
    1 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    7 / 7
    Юбилейная выставка Тотана Кузембаева, Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Материя архитектуры
Объять Арх Москву было непросто, но кураторы помогали посетителям разными способами навигации: например, меж традиционных разделов пустили «реку» и «ступени», а еще точечно разбросали островки спецпроекта «Материя архитектуры», который курировала Анна Мартовицкая (см. Архиблог Анны Мартовицкой)

Спецпроект легко находился по круговым скамейкам, оформленным в тех материалах, которым посвящены стенды: деревом, кирпичом, бетоном и камнем. С них удобно рассматривать фотографии построенных в недавнее время объектов, демонстрирующих как красоту каждого материала, так и его потенциал. Больше всего в этом смысле удивляет, пожалуй, бетон.

Скамейки, стоит заметить, – отличный стратегический ход: они пользовались у посетителей большой популярностью и так или иначе заставляли сосредоточиться на материалах спецпроекта.

А еще грибовидные фонари-навесы над ними светились.
  • zooming
    1 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 5
    Спецпроект «Материя архитектуры», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Послезавтра

Первый университет в России был открыт почти 300 лет назад. Кураторы спецпроекта «Послезавтра» Владимир Кузьмин и Владислав Савинкин предложили студентам сделать скачок на такой же период в будущее, и представить образовательное пространство в 2323 году.

Не все посчитали задачу реалистичной – сейчас перспектива и пяти лет кажется туманной. Однако два варианта развития событий все же наметилось – кому-то явно хочется поскорее уйти в метаверс, другим – почувствовать материальность окружающего мира. Поэтому многочисленные QR-коды и VR-очки соседствуют с ощутимо фактурными мокапами в масштабе 1:1 для санктуария и убежища (узнали почерк школы МАРШ?), а также с 3D-альбомами из акварельной бумаги и цветного картона. Студенты КАЗГАСУ собрали воображаемую библиотеку – в ней стоят книги, которую напишут будущие архитекторы. А воспитанники МАРХИ нашли ответ в мультидисциплинарности – займет ли сцену цвет, параметризм, философские конструкты или все сразу – мы не знаем, но можем пофантазировать.
  • zooming
    1 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Спецпроект «Послезавтра», Арх Москва 2023
    © Фотография Архи.ру
Открытый город

Среди экспозиций Арх Москвы в этом году – три проекта фестиваля «Открытый город», победителей 2022 года:
  • Археология от бюро KATARSIS, где всем желающим предлагают откапывать глиняные фигурки зданий разной степени воображаемой древности из песка, подобно археологам.
  • Мир природных форм от бюро Чехарда, в данном случае представленный картонным кубом, внутри которого – растительность в кадках, она не совсем точно отражает суть проекта, зато QR-коды на фасадах отправляют прямо на его сайт, где показаны работы участников воркшопа, и это красивые бионические формы.
  • Проект ДНК аг – лиричный анимационный фильм «Через» о строительстве моста над пропастью, дополнен новым сюжетом – макетами мостов, которые созданы учениками Детской творческой студии СМА под руководством Алисы Пастернак. Они отлично оттеняют фильм и симпатичны сами по себе.
Задача экспозиции – анонсировать фестиваль Открытый город 2023. Его кураторы – Вера Бутко и Антон Надточий, АБ ATRIUM и Москомархитектура обещают, что фестиваль в этом году приобретет новый размах и масштаб. Тема – «реформирование социального».
  • zooming
    1 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    2 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    3 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    4 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    5 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
  • zooming
    6 / 6
    Проекты фестиваля «Открытый город» на Арх Москве 2023
    © Фотография Архи.ру
Архитектор:
Александр Цимайло
Николай Ляшенко
Мастерская:
Цимайло Ляшенко и Партнеры http://www.tlp-ab.com/
Проект:
Соборная мечеть в Казани
Россия, Казань

2022

29 Мая 2023

Похожие статьи
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.
У лесного пруда
Еще один санаторный комплекс, который рассмотрел Градостроительный совет Петербурга, находится недалеко от усадьбы «Пенаты». Исходя из ограничений, связанных с площадью застройки на данной территории, бюро «А.Лен» рассредоточило санаторно-курортные функции и гостиничные номера по 18 корпусам. Проект почти не обсуждался экспертами, однако коэффициент плотности все же вызвал сомнения.
Санаторий в стилях
Градсовет Петербурга рассмотрел проект реконструкции базы отдыха «Маяк», которая располагается на территории Гладышевского заповедника в окружении корабельных сосен. Для многочисленных объектов будущего оздоровительного комплекса бюро Slavyaninov Architects предложило использовать разные стили и единый материал. Мнение экспертов – в нашем репортаже.
По два, по три на ветку. Древолюция 2025
Практикум деревянной архитектуры, упорно и успешно организуемый в окрестностях Галича Николаем Белоусовым, растет и развивается. В этом году участников больше, чем в предыдущем, а тогда был рекорд; и поле тоже просторнее. Изучаем, в какую сторону движется Древолюция, публикуем все 10 объектов.
Звёздный путь
Большие архитектурные фестивали отмеряют, так или иначе, историю постсоветской действительности. Архстояние, определенно, среди них, а юбилейное – особенно. Оно получилось крупным, системным высказыванием, во многом благодаря силе воли куратора этого года Василия Бычкова. Можно его даже понять, в целом, как большой объект, сооруженный, при участии многих коллег, в том числе архитекторов-звезд, в лесу арт-парка Никола-Ленивец – авторства инициатора и бессменного организатора Арх Москвы. Изучаем слои смыслов, виды высказываний – в этот раз они лучше, чем раньше, раскладываются «по полочкам».
Со-общение
В Ruarts Foundation – выставка «Сообщение» с подзаголовском «Другая история фотографии». Она тут изложена честно, «от дагеротипов» до нейронок, – как развитие, так и разрывы исторической ленты подчеркнуты дизайном экспозиции от Константина Ларина и Арсения Бекешко. А вот акценты, как водится, расставлены так, чтобы хронологию «остранить» и превратить в выставку, которая сама по себе произведение.
МАРШоу: разложено по полочкам
Новая выставка МАРШоу превзошла все предыдущие. Она поэтична, материальна, насыщенна, разнообразна – но еще и структурирована, в буквальном смысле многослойна и красива. Сами авторы признают, что вряд ли еще лучше получится когда-нибудь. Мы же с оптимизмом смотрим в будущее и изучаем выставку.
Бродский в кубе
Посмотрели на инсталляцию Александра Бродского IDEA FISSA в выставочном зале музея Иосифа Бродского. Она развивает тему предшествующего объекта, недавно показанного в Милане: там был форум, тут канал; и апеллирует к стихотворению Иосифа Бродского о Флоренции. Хотя на вид – как есть Венеция. Если его правильно, последовательно смотреть, объект вызывает закономерную ах-кульминацию. Но еще интересны хищные птички, шагающие по промышленному городу, в коридорчике справа. Если идете туда, надо коридорчик не пропустить.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Белый верх, черный низ
Тотан Кузембаев показывает на Арх Москве юбилейную выставку в честь своего 70-летия. Она состоит из графических работ на стендах форме латинской цифры X и, как солнечные часы, отсчитывает время. Публикуем текст Андрея Иванова – давнего исследователя творчества Тотана, – с авторским взглядом на выставку.
Кирпичная перспектива
Компания «КИРИЛЛ» представит на «АРХ Москве» стенд с инсталляциями из ригельных кирпичей Кирово-Чепецкого завода, как размышление на главную тему фестиваля
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Бетонные опоры
Архитектурный фотограф Ольга Алексеенко рассказывает о спецпроекте «Москва на стройке», запланированном в рамках Арх Москвы.
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Технологии и материалы
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Сейчас на главной
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.
Живопись и графика
Недавно построенный в Москве музей «Коллекция» интересен не только своей концепцией, архитектурой от бюро СПИЧ и впечатляющей программой выставок, но и интерьером офиса, созданного бюро .dpt, вдохновлявшегося произведениями искусства.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание посольство Эстонии. Проект бюро Архип (United Riga Architects) бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая ее с современными архитектурными решениями и технологиями.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Зеленая гостиная
Дом в Переделкино, построенный по проекту мастерской АРХИВУД, представляет собой вариацию на тему современной дачи. Лаконичное по архитектуре здание вписано в пространство между соснами, соответствует классу энергоэффективности «А» и предназначено как для уединения, так и совместного досуга большой семьи.
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Катализатор дизайна
Новый магазин известного бренда ТРИО Интерьер, созданный бюро SINITSA, – это особое пространство, которое изначально должно было соответствовать высочайшему уровню стиля, ведь это дизайнерский магазин с дизайнерской мебелью для дизайнеров.
Собери конструктор
В старинном городе Сысерть Свердловской области строится жилой комплекс, в котором с удовольствием поселились бы и жители мегаполисов. Его особенность – сложно скомпонованная малоэтажность.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Туркомплекс на месте колонии
Бюро MAD FOX architects разработало мастер-план туристско-рекреационного комплекса в селе Выдрино на Байкале. Проект займет более 25 гектаров на южном берегу озера, в том числе территорию бывшей исправительной колонии №4.
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Модель многоуровневой жизни
Показываем отчет о круглом столе Арх Москвы 2025, посвященном высотному строительству. Он вполне актуален: опытные градо- и башне-строители сошлись на том, что высокие дома стали нормой, и пора переходить от «гвоздиков в панораме» к целым разновысотным и разноуровневым мегаструктурам. Ну, а как иначе?
Снос Энтузиаста
В Москве снесли кинотеатр «Энтузиаст». Хороший авторский модернизм, отмеченный игрой в контраст пластического равновесия, непринужденно парящими консолями, и чем-то даже похожий на ГТГ. С ним планировали разобраться где-то с 2013 года, и вот наконец. Но поражает даже не сам снос – а то, что приходит на смену объекту, отмеченному советской госпремией.
Истина в муке
Бюро Mast разработало интерьер кафе для сети кафе-пекарен «Лицей», как будто исследуя выразительные возможности самых простых, самых сдержанных дизайнерских средств, чтобы у посетителей была возможность насладиться ароматом свежеиспеченной сдобы и хлеба.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
Фабрика Матти
Креативные кластеры добрались до Выборга – бюро KLAUZURA подготовило проект ревитализации бывшей мебельной фабрики Матти Пиетинена, который предполагает восстановление исторического облика корпусов на 1916 год, а также включение новых выразительных элементов: металлической арки входа, объемной кладки на месте утрат, опоясывающей двор террасы.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Новый образ Искры
ТП-РП 2820 или «Искра» – новое небольшое кафе на нижегородской Стрелке, по силе обаяния и привлекательности достойно конкурирующее с более статусными объектами. Этот осколок постконструктивизма – епархиальное кафе. Весной этот небольшой объект признан лучшим в номинации «Реконструкция и приспособление» на Мосбилд-2025.
Формула воды
По проекту ‘nefa’architects’ в центре Йошкар-Олы благоустраивается так называемая набережная Брюгге: променад между рекой Малая Кокшага и сплошным фронтом «бельгийских» домиков, построенных в начале 2000-х. Изучив опыт Амстердама и Брюгге, архитекторы закольцевали сухопутный пешеходный маршрут с помощью водного, проходящего по понтонной системе. Потенциал участка у воды раскрывает сцена с амфитеатром на воде, безопасный бассейн для купания, а также плавучие сады. Марийский образ в архитектуре и дизайне
Себя показать…
Видовой ресторан «Пижоны», расположенный на 14-м этаже башни в центре Ижевска, быстро стал популярен – и во многом благодаря не столько открывающимся видам, сколько дизайну интерьера от бюро Egodesign.studio, в котором средиземноморские мотивы причудливо переплелись с удмуртскими.
Время архитектора: премия имени Сергея Ткаченко-2025
Учрежденная Институтом Генплана Москвы и Архитектурным центром Сергея Ткаченко премия подвела итоги. Из 160 студенческих выпускных квалификационных работ экспертное жюри выбрало три: медицинский центр для больных сахарным диабетом, морской технопарк и проект градостроительной организации периферийных зон на примере Волгограда.
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.