Архитектура ДК

В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.

Выставка «ДК СССР» приурочена к столетию со дня образования СССР. В масштабной экспозиции представлено более 700 предметов, которые раскрывают идею Домов культуры, появившихся именно в Советском Союзе. Всего тринадцать тематических разделов: от архитектуры до музыки и фотографии.
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО

Ниже – подборка проектов, представленных в разделах «Архитектура Домов культуры», «Конкурсные проекты Дворца Советов», «Мавзолей».
Дворец Труда, А. Белогруд

В 1919 году в Петрограде был объявлен конкурс на создание проекта Дворца рабочих – крупного общественного здания, в задачи которого входила просветительская и образовательная деятельность среди рабочих, организация общественной жизни пролетариата, а также устройство отдыха и спортивного досуга. Функциональная программа Дворца во многом повторяла программу дореволюционных Народных домов, однако с гораздо большим набором помещений для учебы и занятий искусством.
Андрей Белогруд. Конкурсный проект Дворца рабочих Нарвского района Петрограда. Фасад. 1919
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Центральное место в композиции занимал зал для концертов и театральных представлений на 3-4 тысячи человек, также было несколько малых залов для собраний и лекций, комнаты для кружков, библиотека, столовая, гимнастический зал и т.д.

Этот конкурс, как и другие ранние послереволюционные конкурсы, носил скорее декларативный и символический характер, и выражал стремление архитекторов через конкретные формы найти способы выражения нового архитектурного языка.

Архитектор Андрей Белогруд проектирует свой Дворец под девизом «Крепость рабочих». Источником вдохновения для него выступила архитектура итальянского проторенессанса: замок Эстенсе в Ферраре, палаццо Веккьо во Флоренции, замок Сфорца в Милане. Крепостной характер здания проявился не только в его объеме центрального зала, но и в декоративных деталях: зубчатых венчаниях башен, машикулях. Аллегория неприступности и твердости, указывающая на силу духа революционных масс.
Клуб нового социального типа, И.Леонидов, 1928 г.
 
В 1929 году архитектор Иван Леонидов опубликовал проект клуба нового социального типа – исследовательскую работу, одной из задач которой была стройка новой культуры рабочего класса средствами современной науки и техники. Леонидов откладывал в сторону проблемы поиска новой формы, и обращал внимание на важность внутренней культурной организации, из которой и будет исходить внешняя форма.
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 1-го этажа. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Клуб Леонидова – это парковый комплекс из отдельных зданий, каждое из которых имело конкретную специализированную функцию. Программа клуба включала как  досуговую и спортивную часть, так и научную. Леонидов предлагал устраивать в клубных комплексах зимние сады, библиотеки, спортивные залы, научные лаборатории и универсальные залы. Помимо самого клуба архитектор предложил устраивать там своего рода «живую газету»: экран с рупором, на который посредством радио и телевидения передавались бы важнейшие события дня.
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 2-го этажа. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Главными материалами строительства служили железобетон и стекло: «оболочка,  главным образом, из стекла и несущая конструкция из железобетона. До сих пор стена являлась главным образом тепло-звукоизолятором и источником света. Сегодняшние технические условия позволяют делать стену не изолирующей от окружающей жизни – непрозрачным, каменным или деревянным массивом, а прозрачной стеклянной, тем самым расширяющей охват человеком бытовой обстановки в ее динамике».
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Схема планировки культорганизации. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важная составляющая такого клуба – его универсальность. Клуб задумывался не как парадное сооружение, а скорее как бытовая составляющая повседневной жизни рабочего, подстраиваемая под его трудовые процессы.
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Построенный в 1962 году, Дворец пионеров (архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, И. Покровский, Б. Палуй, М. Хажакян, конструктор Ю. Ионов) стал одной из самых знаковых построек эпохи оттепели, символом советского модернизма. Задвинутый в глубину участка, стоящий асимметрично центральной оси, он ломал устойчивые представления о том, какой должна быть архитектура культурного учреждения, и абсолютно по-иному отражал представления об облике советского дворца.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Перспектива паркового фасада. Архитекторы: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян
Фотография А. Александрова, 1962 / Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Дворец пионеров состоит из нескольких корпусов, объединенных в единый комплекс. В центральном корпусе, вытянутом вдоль площади, устраиваются основные помещения для кружков, игр и занятий. По бокам к нему примыкают Клуб занимательной науки, расположенный в параболическом в плане здании, и концертный зал, соединенный с основным корпусом галереей-переходом. Со стороны парка к главному зданию пристроены три корпуса кружковой работы, их объемы помогают образовывать глубокие дворики, что подчеркивает связь всего комплекса с природой парка, внутри которого он построен.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Небо» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важную роль в образе Дворца играет монументально-декоративное искусство. Снаружи декоративным панно украшена стена концертного зала, над входом разместилась мозаика «Юные ленинцы», а парковые фасады кружковых корпусов украшены триптихом «Вода», «Земля» и «Небо».
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Земля» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Дворец пионеров стал именно детским дворцом не только по своей функциональности, но и по архитектуре. Именно от восприятия ребенка отталкивались архитекторы, выбирая и пропорции здания, и активно включая природу в архитектуру всего комплекса – все для того, чтобы ребенок чувствовал себя здесь не гостем, но хозяином.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Вода» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Народный конкурс на Мавзолей
Через несколько дней после смерти Ленина в январе 1924 года было принято решение о бальзамировании тела вождя и сооружении для него мавзолея на Красной площади. Разработка проекта была поручена напрямую архитектору Алексею Щусеву. Похороны Ленина прошли 27 января в первом мавзолее, который был сделан из дерева и считался временным. С наступлением весны здание было перестроено в более монументальных формах, но также из дерева.
В 1925 году Президиум ЦИК СССР принял постановление об открытом конкурсе на проект постоянного здания мавзолея. По задумке организаторов конкурса, оно должно было стать «центром воздействия на массы», снаружи представляя собой «огромную трибуну». Задачей конкурса была не выработка итогового проекта, а поиск основной идеи. В соревновании было разрешено участвовать всем: архитекторам, рабочим, школьникам, крестьянам; проекты можно было представить как в виде рисунков с описанием, так и просто в виде текстов с концепцией будущего сооружения.
Алексей Щусев. Проект гранитного мавзолея В.И. Ленина. Перспектива, план, фасад. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Лев Руднев. Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина. Перспектива. 1925
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Предложения, присланные на конкурс, показательны сразу во многих аспектах. Во-первых, они демонстрируют, насколько был силен культ вождя и как советские люди оценивали влияние его идей на весь мир. Во-вторых, проекты показывают, насколько разным было представление людей о мемориальных сооружениях, а также отчасти отражают самоидентификацию авторов и то, какой они видели свою страну.
Дворец Советов
Дворец Советов стал самым грандиозным проектом в истории советской архитектуры, обозначив не только символичный переход от архитектуры авангарда к освоению классического наследия, но и воплотив в себе идеологический символизм довоенного советского зодчества. Для строительства была выбрана площадь на месте Храма Христа Спасителя, который в 1931 году для этой цели снесли. Дворец Советов называли памятником новой эпохе, он мыслился как эмблема воплощенной мечты о справедливости и утверждение торжества индустриализации. Однако грандиозность замысла и неясность задачи, сопряженная с отсутствием четкого представления о внешнем облике будущего сооружения, стали причиной довольно долгого периода выбора проекта, состоявшего в конечном счете из четырех конкурсных этапов.

Самый масштабный этап, второй, прошел с декабря 1931 года по февраль 1932 года. На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 иностранных. Участие в открытом конкурсе иностранных архитекторов подчеркнуло его масштаб, придав вес самой идее Дворца Советов как эмблеме «торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». Широкий стилистический диапазон внешнего облика Дворца в представленных проектах показал, насколько были еще актуальны для СССР поиски художественного образа общественного здания.

Проект молодого американского архитектора Гектора Гамильтона стал единственным иностранным проектом, получившим премию. Архитектор создал достаточно компактное и одновременно масштабное здание, главным мотивом которого выступают вертикальные членения во всю высоту, повторяющиеся монотонно по всему фасаду.
Гектор Гамильтон, США. Проект Дворца Советов. Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап), высшая премия. Перспектива со стороны бокового фасада. 1931-1932
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Участвовал в конкурсе и архитектор Ле Корбюзье, по проекту которого в Москве в то время велось строительство здания Центросоюза на Мясницкой улице. Он предложил новаторское решение для Дворца, в котором инженерная форма – вынесенный наружу каркас, к которому подвешивались объемы залов –  превращена в элемент архитектурной композиции. Гигантская парабола большого зала, ставшая центральным элементов композиции, символизировала путь солнца.
Ле Корбюзье, Франция. Проект Дворца Советов. Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап). Аксонометрия. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

С итоговым проектом определились в марте 1933 года. За основу для Дворца Советов было решено взять проект Бориса Иофана, представлявший высокую ярусную композицию с фигурой «Освобожденный пролетарий» на ее вершине. Через несколько месяцев к проектированию были привлечены архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Одновременно было принято решение о том, что здание, высота которого в утвержденном проекте достигала 415 метров, должно завершаться стометровой фигурой Ленина.
Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко и др. Проект Дворца Советов. Утвержденный вариант. Перспектива. 1933
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

 

28 Марта 2023

Похожие статьи
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Технологии и материалы
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Космические фасады
В Шэньчжэне открылся Музей науки и технологии по проекту Zaha Hadid Architects. Переливающиеся стальные панели его фасадов своим цветом должны напоминать о небесных телах.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Медицинская сталь
Петербургский бренд Hircost специализируется на одежде для врачей, в том числе неформальной. Для флагманского магазина NDA design studio воспроизвели эстетику медицинского кабинета: с помощью металлических поверхностей, «хирургического» освещения, стеклоблоков и амальгамных штор примерочных.
Бронза, соль, стеклоблоки
Отель «Сижан» по проекту Vector Architects на востоке Китая спланирован вокруг девяти внутренних дворов, каждый из которых получил свою трактовку.
Разноцветный город
Работая для Кунцево над масштабным проектом, у которого пока еще нет названия, Kleinewelt Architekten не только предложили целый веер силуэтов башен «ампирных» оттенков, и не только продумали разновысотность, создав внизу шестиэтажный «неоурбанистический» город квартальной планировки – но еще и нашли для своего решения исторические и средовые обоснования. Они восстанавливают несколько «сталинских» домов, оставшихся от послевоенного города Кунцева, а также ж/д станцию 1953 года, снесенную в 2017.
Дух степи, очаг и оберег
Подведены итоги конкурса на переосмысление кочевой архитектуры Архтамга. Конкурс проводил Евразийский музей кочевых цивилизаций и уфимское проектное бюро «Архтамга» – участник проекта NEXT на АРХ Москве в этом году. Призовой фонд в 350 тысяч рублей обещают разделить между тремя победителями, определенными профессиональным жюри, и победителем голосования за приз зрительских симпатий. Рассказываем о победителях, выбранных профессиональным жюри.
На орбите Москва-Сити
Бизнес-центр Orbital прост и сложен одновременно. Прост лаконичной формой и оптимальным офисным решением планировок: центральное ядро, световой фронт, стекло; из необычного техэтаж, хитроумно размещенный на торцах. Сложен – ну, хотя бы потому, что похож на космическое тело, парящее на металлических ногах при Магистральной улице. Почему такая форма, из чего состоит и как сделано это «бутиковое» офисное здание, выкупленное сразу же после реализации – в нашем рассказе.
Арарат в арке
Проект PLAN BURO победил в закрытом конкурсе на коттеджный поселок в пригороде Еревана. Архитекторы соединили наследие Александра Таманяна с современными тенденциями, предложили дополнить застройку таунхаусами, а также предусмотрели коммерческий блок, который легко адаптируется под запросы сообщества.
Все в школу
Проектируя школу на 1500 учеников в районе Новоселье, архитектурная мастерская Юсупова подошла к зданию как к общественной и пространственной доминанте. Ее объемы отражают функцию и реагируют на градостроительные оси, а центр прикладных искусств и спорткомплекс доступны не только детям, но и взрослым жителям квартала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.