Автор текста:
Ксения Кокорина

Архитектура ДК

В «Манеже» до 2 апреля работает выставка «Дом культуры СССР». Один из кураторов, Ксения Кокорина, рассказывает о значимых проектах прошлого столетия.

0 Выставка «ДК СССР» приурочена к столетию со дня образования СССР. В масштабной экспозиции представлено более 700 предметов, которые раскрывают идею Домов культуры, появившихся именно в Советском Союзе. Всего тринадцать тематических разделов: от архитектуры до музыки и фотографии.
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО
Выставка «ДК СССР» в «Манеже»
Фотография предоставлена пресс-службой РОСИЗО

Ниже – подборка проектов, представленных в разделах «Архитектура Домов культуры», «Конкурсные проекты Дворца Советов», «Мавзолей».
Дворец Труда, А. Белогруд

В 1919 году в Петрограде был объявлен конкурс на создание проекта Дворца рабочих – крупного общественного здания, в задачи которого входила просветительская и образовательная деятельность среди рабочих, организация общественной жизни пролетариата, а также устройство отдыха и спортивного досуга. Функциональная программа Дворца во многом повторяла программу дореволюционных Народных домов, однако с гораздо большим набором помещений для учебы и занятий искусством.
Андрей Белогруд. Конкурсный проект Дворца рабочих Нарвского района Петрограда. Фасад. 1919
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Центральное место в композиции занимал зал для концертов и театральных представлений на 3-4 тысячи человек, также было несколько малых залов для собраний и лекций, комнаты для кружков, библиотека, столовая, гимнастический зал и т.д.

Этот конкурс, как и другие ранние послереволюционные конкурсы, носил скорее декларативный и символический характер, и выражал стремление архитекторов через конкретные формы найти способы выражения нового архитектурного языка.

Архитектор Андрей Белогруд проектирует свой Дворец под девизом «Крепость рабочих». Источником вдохновения для него выступила архитектура итальянского проторенессанса: замок Эстенсе в Ферраре, палаццо Веккьо во Флоренции, замок Сфорца в Милане. Крепостной характер здания проявился не только в его объеме центрального зала, но и в декоративных деталях: зубчатых венчаниях башен, машикулях. Аллегория неприступности и твердости, указывающая на силу духа революционных масс.
Клуб нового социального типа, И.Леонидов, 1928 г.
 
В 1929 году архитектор Иван Леонидов опубликовал проект клуба нового социального типа – исследовательскую работу, одной из задач которой была стройка новой культуры рабочего класса средствами современной науки и техники. Леонидов откладывал в сторону проблемы поиска новой формы, и обращал внимание на важность внутренней культурной организации, из которой и будет исходить внешняя форма.
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 1-го этажа. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Клуб Леонидова – это парковый комплекс из отдельных зданий, каждое из которых имело конкретную специализированную функцию. Программа клуба включала как  досуговую и спортивную часть, так и научную. Леонидов предлагал устраивать в клубных комплексах зимние сады, библиотеки, спортивные залы, научные лаборатории и универсальные залы. Помимо самого клуба архитектор предложил устраивать там своего рода «живую газету»: экран с рупором, на который посредством радио и телевидения передавались бы важнейшие события дня.
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Вариант «Б». План 2-го этажа. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Главными материалами строительства служили железобетон и стекло: «оболочка,  главным образом, из стекла и несущая конструкция из железобетона. До сих пор стена являлась главным образом тепло-звукоизолятором и источником света. Сегодняшние технические условия позволяют делать стену не изолирующей от окружающей жизни – непрозрачным, каменным или деревянным массивом, а прозрачной стеклянной, тем самым расширяющей охват человеком бытовой обстановки в ее динамике».
Иван Леонидов. Проект клуба нового социального типа. Схема планировки культорганизации. 1928
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важная составляющая такого клуба – его универсальность. Клуб задумывался не как парадное сооружение, а скорее как бытовая составляющая повседневной жизни рабочего, подстраиваемая под его трудовые процессы.
Дворец пионеров на Воробьевых горах
Построенный в 1962 году, Дворец пионеров (архитекторы В. Егерев, В. Кубасов, Ф. Новиков, И. Покровский, Б. Палуй, М. Хажакян, конструктор Ю. Ионов) стал одной из самых знаковых построек эпохи оттепели, символом советского модернизма. Задвинутый в глубину участка, стоящий асимметрично центральной оси, он ломал устойчивые представления о том, какой должна быть архитектура культурного учреждения, и абсолютно по-иному отражал представления об облике советского дворца.
Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Перспектива паркового фасада. Архитекторы: Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян
Фотография А. Александрова, 1962 / Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Дворец пионеров состоит из нескольких корпусов, объединенных в единый комплекс. В центральном корпусе, вытянутом вдоль площади, устраиваются основные помещения для кружков, игр и занятий. По бокам к нему примыкают Клуб занимательной науки, расположенный в параболическом в плане здании, и концертный зал, соединенный с основным корпусом галереей-переходом. Со стороны парка к главному зданию пристроены три корпуса кружковой работы, их объемы помогают образовывать глубокие дворики, что подчеркивает связь всего комплекса с природой парка, внутри которого он построен.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Небо» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Важную роль в образе Дворца играет монументально-декоративное искусство. Снаружи декоративным панно украшена стена концертного зала, над входом разместилась мозаика «Юные ленинцы», а парковые фасады кружковых корпусов украшены триптихом «Вода», «Земля» и «Небо».
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Земля» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Дворец пионеров стал именно детским дворцом не только по своей функциональности, но и по архитектуре. Именно от восприятия ребенка отталкивались архитекторы, выбирая и пропорции здания, и активно включая природу в архитектуру всего комплекса – все для того, чтобы ребенок чувствовал себя здесь не гостем, но хозяином.
Евгений Аблин, Андрей Губарев, Григорий Дервиз, Ирина Дервиз, Игорь Пчельников. Московский дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах. Эскиз декоративного панно «Вода» на торцевом фасаде кружкового корпуса. 1962
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Народный конкурс на Мавзолей
Через несколько дней после смерти Ленина в январе 1924 года было принято решение о бальзамировании тела вождя и сооружении для него мавзолея на Красной площади. Разработка проекта была поручена напрямую архитектору Алексею Щусеву. Похороны Ленина прошли 27 января в первом мавзолее, который был сделан из дерева и считался временным. С наступлением весны здание было перестроено в более монументальных формах, но также из дерева.
В 1925 году Президиум ЦИК СССР принял постановление об открытом конкурсе на проект постоянного здания мавзолея. По задумке организаторов конкурса, оно должно было стать «центром воздействия на массы», снаружи представляя собой «огромную трибуну». Задачей конкурса была не выработка итогового проекта, а поиск основной идеи. В соревновании было разрешено участвовать всем: архитекторам, рабочим, школьникам, крестьянам; проекты можно было представить как в виде рисунков с описанием, так и просто в виде текстов с концепцией будущего сооружения.
Алексей Щусев. Проект гранитного мавзолея В.И. Ленина. Перспектива, план, фасад. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева
Лев Руднев. Конкурсный проект мавзолея В.И. Ленина. Перспектива. 1925
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Предложения, присланные на конкурс, показательны сразу во многих аспектах. Во-первых, они демонстрируют, насколько был силен культ вождя и как советские люди оценивали влияние его идей на весь мир. Во-вторых, проекты показывают, насколько разным было представление людей о мемориальных сооружениях, а также отчасти отражают самоидентификацию авторов и то, какой они видели свою страну.
Дворец Советов
Дворец Советов стал самым грандиозным проектом в истории советской архитектуры, обозначив не только символичный переход от архитектуры авангарда к освоению классического наследия, но и воплотив в себе идеологический символизм довоенного советского зодчества. Для строительства была выбрана площадь на месте Храма Христа Спасителя, который в 1931 году для этой цели снесли. Дворец Советов называли памятником новой эпохе, он мыслился как эмблема воплощенной мечты о справедливости и утверждение торжества индустриализации. Однако грандиозность замысла и неясность задачи, сопряженная с отсутствием четкого представления о внешнем облике будущего сооружения, стали причиной довольно долгого периода выбора проекта, состоявшего в конечном счете из четырех конкурсных этапов.

Самый масштабный этап, второй, прошел с декабря 1931 года по февраль 1932 года. На конкурс было представлено 160 проектов, среди них 24 иностранных. Участие в открытом конкурсе иностранных архитекторов подчеркнуло его масштаб, придав вес самой идее Дворца Советов как эмблеме «торжества коммунизма не только у нас, но и там, на Западе». Широкий стилистический диапазон внешнего облика Дворца в представленных проектах показал, насколько были еще актуальны для СССР поиски художественного образа общественного здания.

Проект молодого американского архитектора Гектора Гамильтона стал единственным иностранным проектом, получившим премию. Архитектор создал достаточно компактное и одновременно масштабное здание, главным мотивом которого выступают вертикальные членения во всю высоту, повторяющиеся монотонно по всему фасаду.
Гектор Гамильтон, США. Проект Дворца Советов. Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап), высшая премия. Перспектива со стороны бокового фасада. 1931-1932
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Участвовал в конкурсе и архитектор Ле Корбюзье, по проекту которого в Москве в то время велось строительство здания Центросоюза на Мясницкой улице. Он предложил новаторское решение для Дворца, в котором инженерная форма – вынесенный наружу каркас, к которому подвешивались объемы залов –  превращена в элемент архитектурной композиции. Гигантская парабола большого зала, ставшая центральным элементов композиции, символизировала путь солнца.
Ле Корбюзье, Франция. Проект Дворца Советов. Всесоюзный открытый конкурс (2-й этап). Аксонометрия. 1931
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

С итоговым проектом определились в марте 1933 года. За основу для Дворца Советов было решено взять проект Бориса Иофана, представлявший высокую ярусную композицию с фигурой «Освобожденный пролетарий» на ее вершине. Через несколько месяцев к проектированию были привлечены архитекторы Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх. Одновременно было принято решение о том, что здание, высота которого в утвержденном проекте достигала 415 метров, должно завершаться стометровой фигурой Ленина.
Борис Иофан, Владимир Гельфрейх, Владимир Щуко и др. Проект Дворца Советов. Утвержденный вариант. Перспектива. 1933
Музей архитектуры им. А.В. Щусева

 

28 Марта 2023

Автор текста:

Ксения Кокорина
Похожие статьи
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
14+ ТОП сессий деловой программы «Казаныша»
Завтра в Казани стартует архитектурно-строительный форум. Стали разбираться в его программе и выбрали, для начала, 10 сессий, достойных внимания, для первого дня, и еще по 4 для других. Может быть, еще допишем. А пока интересующимся еще не поздно купить билеты.
Параметры комплексного развития
Рассматриваем три проекта КРТ, показанных Мособлархитектурой на Зодчестве 2023. Все они демонстрируют разные ракурсы комплексного подхода к планированию и раскрытию территорий, особенно – заброшенных промышленных, расположенных как рядом с Москвой, так и на отдалении.
Куда пойти учиться?
5 вариантов дополнительного...
По следам круглого стола, организованного Институтом Генплана на Зодчестве – и в преддверии старта выставки «Открытого города», – рассматриваем разные направления бесплатного дополнительного образования для архитекторов. Оно позволяет развить навыки, приблизиться к реализации мечты, или выйти из зоны комфорта и войти в новую, устроившись на работу.
Вид на город
Узнать, что видно из московских окон и как меняется образ столицы по времени, можно на выставке в Подземном музее парка «Зарядье». Она работает до 15 октября.
Искусство на районе
На Дизайнерском бульваре в Москве открыта выставка паблик-арта с объектами девяти художников. Вплетенное в пейзаж жилого района, искусство стало неотъемлемой частью повседневности. Предлагаем познакомиться с пятью участниками.
Сны о вселенной
На прошлой неделе начала работу Первая архитектурная Биеннале в Метавселенной. Мероприятие демонстрирует, что технологии иммерсивного интернета доступны уже сегодня, и пришло время архитекторам обустраивать «новые земли». В нашей подборке – восемь объектов биеннале, показавшихся наиболее интригующими.
Илья Голосов и приемы советской версии ар-деко
Сегодня архитектору Илье Голосову исполнилось бы 140 лет. В честь юбилея Андрей Бархин вновь рассказывает об особенностях советского декоративизма тридцатых годов на примере творчества мастера, с американскими и европейскими образцами.
Предсказания и заблуждения
В этом году на «Архстоянии» появится два новых арт-дома, а главный объект – капсулу предсказаний – в последний день фестиваля планируется закопать.
Строители БАМа. Итоги конкурса
Подведены итоги открытого всероссийского конкурса «Строители БАМа» на лучшую концепцию мемориала создателям Байкало-Амурской магистрали. Публикуем 5 проектов победителей.
Нейрокапром или как сделать плохо специально
Преподаватели и студенты кафедры средового дизайна РАНХиГС провели эксперимент с нейросетью Stable Diffusion, пытаясь воспроизвести вернакулярную архитектуру, советский модернизм и капром. Результаты интересные: чем более обыденна архитектура, тем реальнее ее «слепки», а вот капром искусственному интеллекту пока что не по зубам. Предлагаем убедиться.
Тезисы Арх Москвы
За спецпроект Арх Москвы «Тезисы» в этом году отвечает бюро GAFA. Посетителей ждут восемь архитектурных инсталляций, которые раскроют основную тему выставки «Перспективы» под новым углом. Кураторы срежиссировали интересные коллаборации и обещают «огненный идеологический коктейль».
Что приготовила Арх Москва
Главная архитектурная выставка столицы в этом году пройдет в Гостином дворе с 24 по 27 мая. Рассказываем о том, что нового ждет посетителей и чем можно будет заняться. Онлайн-трансляции в этот раз не планируется, поэтому всем рекомендуем поприсутствовать лично.
Мета-музей
Проектная компания Genpro открыла музей-шоурум в метавселенной Spatial. Его виртуальное пространство состоит из нескольких залов и позволяет взаимодействовать с интерактивными планшетами.
Строители и первопроходцы
В рамках конкурса на лучшую идею памятника в честь 50-летия БАМа в Музее архитектуры прошла лекция Марка Акопяна, посвященная архитектурному и градостроительному наследию проекта. Публикуем тезисы выступления.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Параметрические волны
В жилом комплексе Sydney City, который ГК «ФСК» возводит в районе Шелепихинской набережной, Genpro спроектировали центральный квартал, соединив в архитектуре параметрические фасады с модульной технологией.
Магистры и бакалавры Академии Глазунова 2022: кафедра...
Публикуем дипломы архитектурного факультета Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Это проекты реставрации и приспособления Спасо-Вифанской семинарии в Сергиевом Посаде, суконной фабрики в Павловской слободе, завода «Кристалл» в Калуге и мануфактуры Зиминых в Орехово-Зуево.
Архстояние 2022: четыре главных проекта
Фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние» в этом году пройдет в Никола-Ленивце с 29 по 31 июля. Все три дня художники, архитекторы, перформеры и музыканты будут рассуждать на тему «Счастье есть?», а зрители смогут стать соавторами этого процесса.
От стула до жилого дома
Учебный год для студентов профиля «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна завершился традиционной итоговой выставкой.
Как быть в городе
Поскольку говорить о новых проектах довольно немыслимо, мы решили на какое-то, надеемся недолгое, время сосредоточиться на книгах. В этом обзоре – три новые книги о городской среде.
Новогодние небоскребы
Карен Сапричян поздравляет всех с Новым годом серией небоскребов в виде букв. Автор давно разрабатывает эту тему и имеет в запасе календари разных лет. Последняя подборка – башни для города NEOM, запланированного в Саудовской Аравии.
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?