Арх Москва: исследования

Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.

mainImg
Арх Москва прошла в тридцатый раз, и многое на выставке, начиная с площадки, наличия Арх Каталога / который теперь называется Мастера / и шумного сообщества, узнаваемо – но во многом есть и отличия. Вот к примеру: кураторы задали белый цвет, дома А-класса отликнулись черным монохромом, но часть экспозиций оказалась, наоборот, очень разноцветной. Некоторые тенденции заметно развиваются: все больше коллабораций архитектурных бюро с компаниями-производителями, все чаще девелоперские компании строят собственные аудитории, уже почти все аудитории на выставке кем-то да маркированы. 
  • zooming
    Лекторий Брусники. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Лекторий Спектрума. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Еще одна тенденция, новейший отсчет которой следует, вероятно, возводить к моменту запуска Института Стрелка и программному выступлению Рема Колхаса – исследования. Не то чтобы их не было раньше; но в позднесоветский период исследованиями занимались НИИ, к окончанию эпохи основательно протухшие, за последующие 20 лет почти полностью «придушенные»; хотя не все, не все... В то же время с 2000-х, а особенно с 2010-х место исследований занимают их неполные тезки research-и. Очень разные; всё чаще их показывают на выставках как результат работы, часть проекта, нередко само исследование рассматривается как самоценный проект; это особенно существенно для убранистики как часть инструментария, удовлетворяющего спрос на прогноз. Исследования становятся инструментом обоснования решений – от планировочных структур до выбора материалов и форматов общественных пространств. Иногда исследования делают специально, чтобы показать на выставке. Так, например, было на МУФе 2013 года, чью «Археологию периферии» многие до сих пор вспоминают с интересом. 

Итак, исследования. Сколько их вокруг. Арх Москва не осталась в стороне и как когда-то, кажется, первой начала каталогизировать заметных московских архитекторов, так и в последние годы все чаще инициирует исследования. В их числе «Значимо!» Ильи Мукосея, Тренды Юлии Шишаловой, и не только они. Здесь также и обсуждают необходимость и специфику современных research-ей. 
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Пользе исследований была посвящена сессия Москомархитектуры – ведомства, накопившего, кажется, критическую массу такого рода работ. Тем не менее архитектурно-строительная отрасль по-прежнему обладает внушительным списком вопросов, иллюзий, разочарований и «болей», требующих публичной рефлексии. На сессии обсудили, что именно можно считать исследованием, имеет ли смысл говорить о стандартах, когда исследования необходимы и когда можно без них.
  • zooming
    Павильон МКА. Арх Москва 2025
    Фотография © Слава Замыслов / предоставлена МКА
  • zooming
    Павильон МКА. Арх Москва 2025
    Фотография © Слава Замыслов / предоставлена МКА

Современный горожанин – не абстрактная единица. Его ожидания от среды обитания стремительно эволюционируют: запрос на экологичность, здоровый образ жизни, гибкость пространств, инклюзивность, локальная идентичность, цифровая инфраструктура. Понять этот многогранный спрос можно только через глубокий анализ – фокус-группы, big data, пост-заселенческие исследования.

В основе экспозиции МКА на Арх Москве – «Архитектура между зданий» –  слову сказать, одной из самых разноцветных, также лежит исследование и методические рекомендации ГлавАПУ, посвященные вопросам создания непрерывного фронта застройки с учетом формирования доступной и инклюзивной городской среды. Этой же теме была посвящена ключевая сессия первого дня выставки: «Дизайн городской среды как идея социальной справедливости».

Самое «классическое» исследование – собственно архивное и реставрационное исследование памятника архитектуры, дома Мельникова, – показала на выставке Наринэ Тютчева. Тут все красиво, дотошно и предсказуемо. В 2023 году в издательстве Tatlin вышла книга, в который были опубликованы все предварительные исследования памятника: карты фасадов с мельчайшими деталями – все это было сделано до установки лесов и начала непосредственной реставрационной работы. Книга быстро продалась – вот она, популярность фундаментальной работы, всегда найдутся люди, которые оценят усилия и будут учиться на примере – ее переиздали и презентовали во второй раз. Ну, разве это не красиво. Да и сама книга, хотя текста в ней почти нет и прочитать ее можно за час, тоже красива, лирична и в то же время основательна. Да...
  • zooming
    П. Кузнецов, Н. Тютчева, А. Молчанов. Дом Мельникова. Екатеринбург: Tatlin, 2023/2025.
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    П. Кузнецов, Н. Тютчева, А. Молчанов. Дом Мельникова. Екатеринбург: Tatlin, 2023/2025.
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Тем не менее, презентуя книгу, Наринэ Тютчева рассказала о новых открытиях, сделанных уже во время работ: к примеру, деревянные перекрытия не первоначальны, относятся к 1970-м годам. Находок множество, это ли не предсказуемо? Ни один памятник нельзя полностью исследовать не «покопавшись» в нем со всей основательностью. 
 
Попросили у Наринэ Тютчевой презентацию и намерены опубликовать на Архи.ру ее новые сведения; окончательная полная публикация планируется после завершения всех работ. 

В борьбе за клиента и инвестора девелоперы и архитектурные бюро ищут новые точки роста. Собственные исследования становятся мощным дифференциатором, демонстрирующим экспертизу, понимание рынка и способность предвидеть тренды. Это уже не просто маркетинг, а основа для инновационных продуктов.

Такое исследование представили бюро А4 и компания Шелби. «Культурный палимпсест: Старое Канавино» – итог длительного и глубинного анализа исторической территории Нижнего Новгорода. Объектом шестой книги из цикла исследований бюро стал район, где сочетаются переходный характер застройки конца ХХ – начала ХХ века, купеческих усадеб и индустриальных построек. «Наш проект соединяет исследование, сопутствующий ему бесконечный образовательный процесс и практику, опирается на междисциплинарное взаимодействие: архитектура, антропология, социология, дизайн, история, культура. Мы слушаем и документируем голоса жителей, печатаем фасады реально существующих домов», – рассказывают в бюро А4.
бюро А4 и компания Шелби. Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Исследование о сути современной коммерческой архитектуры представили бюро Blank Architects совместно с компанией Ортига Девелопмент. Их инсталляция на Арх Москве была посвящена проекту районного торгового центра ТЦ Ратин в районе Текстильщики.

В совместном проекте авторы изучили, где архитектура становится средством формирования среды и как она способна передавать суть идеи и концепции места: с фокусом на человека, его привычки и повседневные маршруты. «Суть» в проекте, таким образом, становится точкой опоры для идеи и сосредотачивает в себе новый функционал. 
Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Интересно, можно ли назвать объект ТПО «Резерв» исследованием транзиторности формы между различными предметными типологиями, от этажерки до объекта и дома-мегаструктуры? Вероятно, да. Они, очевидно, примыкают к поискам метаболизма, и тем не менее для города, зарастающего гвоздиками башен – такое исследование иных подходов к форме может быть полезным, поскольку позволяет взглянуть на тему «скульптурности» под совершенно не банальным углом. 
Стенд ТПО «Резерв». Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

А можно ли считать креативными исследованиями проекты программы NEXT или Футуратора? Тоже, вероятно, да. 
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Футуратор. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Или посетителям выставки предлагали исследовать на ощупь кирпич-сырец и падение струйки песка на камень. 
  • zooming
    Здесь можно было исследовать падение песка на камень. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    А здесь – исследовать кирпич-сырец на ощупь. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру


И на выставке, и в отрасли в целом, четко прослеживаются два основных потока исследовательской активности: исследования, проводимые вузами, институциями, государственными организациями, и прикладные девелоперские исследования, которые проводят сами компании.

Специальный партнер Арх Москвы, компания Sminex провела собственное исследование, посвященное востребованности домов в центре Москвы. Аналитики компании исследовали 43 девелоперских проекта в ЦАО и выявили предпочтения покупателей и архитектурные тренды. Наиболее популярными стилевыми направлениями назвали все виды классики: арочные окна, эркеры и колонны и французские балконы как отсылающие к эпохе «салонов» (!). Часть таких домов – реконструируемые исторические здания. Самый популярный цвет – бежевый. Из материалов чаще всего – в 28 проектах – девелоперы используют натуральный камень: известняк, гранит и мрамор. 

«Москва нацелена на создание уникальных архитектурных шедевров». – говорит Александр Лагутов, вице-президент по продукту компании Sminex, – «Высоким требованиям к внешнему облику сегодня должны соответствовать абсолютно все новые здания. Речь идёт о каждом районе Москвы и, конечно, о её историческом центре. Отвечая на запрос города, учитывая предпочтения своих клиентов, мы строим коллекционные дома в разных архитектурных стилях: от ар-деко и авангарда до классицизма. Проводит конкурсы среди лучших российских архитектурных бюро на создание эксклюзивного облика для каждого проекта. Наши дома всегда гармонично вписаны в историческое окружение и становятся новым украшением центра столицы. Для нас важно, что совместно с городом мы формируем архитектурный ландшафт Москвы будущего, то, какой ее увидят следующие поколения».
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Климатическая повестка, урбанизация, ресурсные ограничения также требуют научно обоснованных подходов к проектированию. Что формирует запрос на исследования в области новых материалов, энергоэффективности, адаптации к изменениям климата, редевелопмента. 

Традиционным для Арх Москвы стало исследование мировых трендов, которые третий год курирует Юлия Шишалова. В этот раз в проекте «Панорама» она рассказала об архитектуре будущего: «Разговоры о будущем – особенно в среде архитекторов – пожалуй, никогда не утратят свою актуальность. Ведь практически все, что бы архитектор не делал – он делает для следующих поколений (может, не только, но и для них тоже). И даже по определению временная архитектура для беженцев – если задуматься – создается во благо их детей и потомков. Так что мысли о том, как мы будем жить завтра – в каком-то роде и есть суть архитектуры».
Исследование Панорама. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Пока Юлия исследовала тренды мирового архитектурного рынка, Илья Мукосей, креативный директор Арх Москвы, вместе со студентами школы МАРШ, исследовал «Новый московский стиль». Они изучили несколько десятков зданий, построенных в Москве за последние 10–15 лет, и выделили 14 общих признаков, характерных для этих построек – крепость, зиккурат, биоморф, скругление, минимализм, арка, корона, плетение и другие. Авторы говорят, что, выявив эти свойства, невозможно теперь не видеть их, когда ездишь по Москве. Некоторые из зданий обладают двумя-тремя признаками, а некоторые – настоящие «иконы стиля» – аккумулируют в себе по 6-7 характерных черт. Примеры таких «супергибридов» – здание ГТГ на Кадашевской набережной (бюро СПИЧ и Моспроект-4), ORO (бюро GAFA), Суббота (UNK), Story (ТПО Резерв), Ломоносов (Kamen). 
 
Планируем опубликовать эту работу на Архи.ру в ближайшее время целиком. 

  • zooming
    Исследование Новый московский стиль. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
  • zooming
    Исследование Новый московский стиль. Арх Москва 2025
    Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

Один из результатов коллаборации Арх Москвы и «Архстояния» – цикл мероприятий, посвященных исследованию интеграции паблик-арта в городах, его влиянию на создание современной интересной комфортной среды. Станет ли искусство драйвером развития российских городов? Насколько паблик-арт позволяет средствами искусства сделать российские города с их типовыми пространственными решениями пост-советского периода индивидуальными и отличными друг от друга? На Арх Москве были представлены успешные кейсы, а также эффективные практики взаимодействия органов власти и частных инициатив на этом поле: от Москвы – до Владивостока. Москва уже вышла на тот уровень взаимодействия с художниками, представителями паблик-арта, когда практически каждый девелоперский проект, каждая территория развития столицы содержит в качестве аттрактора, значимой доминанты произведение современного искусства.  Эксперты уже думают о том, как интегрировать эту практику в регионы.

Дискуссии про исследования паблик-арта проходили на дискуссионной площадке «Глоссарий», построенной из переработанного пластика группой Самолет. Каждая деталь, каждая текстура и каждый элемент павильона говорили: устойчивый дизайн может быть не только практическим, но и эстетически приятным. Эта площадка – живой пример того, как команда застройщика может изменять мир вокруг нас с уважением к природе и через осознанный выбор.
  • zooming
    1 / 4
    Дискуссия, посвященная паблик-арту, на стенде Группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    2 / 4
    Павильон группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    3 / 4
    Павильон группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты
  • zooming
    4 / 4
    Дискуссия, посвященная паблик-арту, на стенде Группы Самолет. Арх Москва 2025
    Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

«Мы видим в остатках со стройки потенциал для создания чего-то нового, что не только было ресурсом в прошлом, но и служит материалом в настоящем, продолжая жить в будущем, – так описывают свою работу представители «Самолета». – Наш павильон – это переработка как искусство. Мы использовали брус и синюю плитку терраццо, и эти материалы были выбраны не случайно: брус – это символ прочности и силы, а терраццо – виртуозного искусства трансформации, его неповторимые узоры подчеркивают идею превращения того, что было забыто, в нечто уникальное и визуально привлекательное».

Инициатор и автор исследования «Искусство в городе: от замысла к реализации» – бюро BQ Studio.

Еще один спецпроект Арх Москвы 2025 – «Огни Москвы» под кураторством архитектурного фотографа Ольги Алексеенко – представил визуальное исследование того, как меняется город ночью, когда включается искусственное освещение. Искусственный свет меняет городскую среду, превращая ее в динамичную систему сигналов, теней и отражений. Экспозиция рассмотрела свет в сочетании с четырьмя ключевыми элементами, из которых состоит город: зданиями, транспортным каркасом, пешеходной средой и расположенным в городской среде искусством.

Павильон опоясывала ночная панорама Москвы, а в окнах четырех башен, расположенных в центре экспозиции, можно было найти примеры того, как искусственный свет взаимодействует с пластикой зданий, формирует ночной облик магистралей и транспортных узлов, преобразует площади, набережные, парки и жилые кварталы, оживляет городскую скульптуру и брандмауэры или создаёт самостоятельные художественные образы.
Арх Москва 2025
Фотография © Владимир Лаврищев / предоставлена компанией Экспо-Парк Выставочные Проекты

Выставка еще раз показала, насколько различными могут быть типы и методы, применяемые современными исследователями: начиная от совершенно академических и заканчивая очень креативными, заставляющими задуматься, что вся наша жизнь – в сущности, исследование, как и сам поход на выставку, конечно же. Там мы исследуем и объекты, и социум. Этакая получается мегамасса, исследующая сама себя. Любопытно.

И тем не менее, в каком бы ракурсе не приобретал популярность исследовательский бум, его надо признать полезным, поскольку «кроссплатформенные» рассуждения и выкладки существенно оживляют все уровни взаимодействия. Архитектор все чаще выступает не только как творец и инженер, но и как интерпретатор данных, исследователь поведения людей, интегратор знаний из смежных областей (социология, экономика, экология). Для убедительной аргументации своих решений нужны не только эстетика и функционал, но и железобетонные аргументы. Исследования становятся общим языком между девелопером, архитектором, властью и горожанами. Они переводят субъективные предпочтения и профессиональные интуиции в объективные аргументы. Цель большинства исследований – понять или убедиться, так что они способствуют пониманию и убежденности. И возникновению на новом уровне новых вопросов, конечно же. А в современном мире без вопросов никак нельзя. 
А вот это пример сюжета, который не подвержен трансформациям трендов: программный директор выставка Оксана Надыкто своими руками протирает стенд. Арх Москва 2025
Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру

05 Июня 2025

Похожие статьи
Вся мудрость океана
В Калининграде открылся новый корпус Музея мирового океана «Планета океан». Примечательно не только здание в виде 42-метрового шара, но и экспозиция, которая включает научные коллекции – их собирали около 10 лет, аквариумы с 3000 гидробионтов, а также специально разработанные инсталляции. Дизайн разработало петербургское бюро музейной сценографии «Метаформа», которое соединило все нити в увлекательное повествование.
Пикник теоретиков-градостроителей на обочине
Руководитель бюро Empate Марина Егорова собрала теоретиков-градостроителей – преемников Алексея Гутнова и Вячеслава Глазычева – чтобы возродить содержательность и фундаментальность профессиональной дискуссии. На первой встрече успели обсудить многое: вспомнили базу, сверили ценности, рассмотрели передовой пример Казанской агломерации и закончили непостижимостью российского межевания. Предлагаем тезисы всех выступлений.
WAF 2025: кто в коротком списке
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали постройки и проекты бюро ATRIUM, TCHOBAN VOSS Architekten и Kerimov Architects – предлагаем их краткий обзор.
Петербург Георгия Траугота
С 29 мая по 17 августа 2025 года в московском пространстве Ile Theleme проходит персональная выставка ленинградского художника Георгия Траугота. Более ста работ мастера представляют все грани творчества этого самобытного автора. Петербург Траугота – в эссе Екатерины Алиповой.
На Марс летит Франциск Ассизский
Кураторская экспозиция XIX Венецианской архитектурной биеннале дает ощущение, что мир вот-вот шагнет в новую эпоху, и даже есть надежда, что это будут не темные века. Предлагаем обзор идей и концепций, которые могут изменить нашу реальность до неузнаваемости: декарбонизирующие города, построенные для человека и других видов, орбитальные теплицы, биопатина и бикерамика, растительные архивы – все это очень близко.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: павильоны в Арсенале
Экспозиции национальных павильонов на территории Арсенала продолжают удивлять, восхищать и озадачивать посетителя. Рассказываем про города из лавы, сваренный на воде из лагуны эспрессо, подземные источники прохлады и множество других концепций из разных стран.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.
По ком звонит колокол
В петербургском Манеже работает выставка, посвященная подвигу тыла в годы Великой Отечественной войны. За архитектуру отвечало бюро DD|A:D, которое не оставило посетителям шансов «проскользить» по экспозиции: приемы из сакральной и мемориальной архитектуры включают чувства, а фактуры, цвет и свет задают тон, подготавливая к встрече с тяжелыми и важными событиями.
Песнь песней
В Европейском университете в Санкт-Петербурге открылась персональная выставка Сергея Мишина «Проект проекта». По его собственному определению, на ней представлена руда, из которой добывается вещество архитектуры: графика, блокноты, заметки и осколки, предшествующие рабочим чертежам. Кроме графики есть и тексты Сергея Мишина и о нем – выдающиеся примеры того, как можно говорить об архитектуре.
Любовь не горит
Последняя выставка петербургской Анненкирхе перед закрытием на реставрацию вспоминает все, что происходило в здании на протяжении трех столетий: от венчания Карла Брюллова до киносеансов Иосифа Бродского, рок-концерты и выставки экспериментального искусства, наконец – пожар, после которого приход расцвел с новой силой. Успейте запечатлеть образ одного из самых необычных мест Петербурга.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая, в том числе, об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Индустриальный эксперимент
Пять проектов-победителей грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», направленного на трансформацию промышленного наследия: экскурсии в доках Кронштадта, fashion-показы на заводе и сова в видеоигре.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Красота и нюансы материи
Книга «Архитектурный бетон. Практика применения в России» соединяет два подхода к рассказу о технологии: практическую, точную, – и творческую: тут собраны примеры современных российских реализаций, которые используют бетон, эстетизируя его открытую поверхность. С обзора книги, главным редактором которой стала Анна Мартовицкая, мы начинаем спецпроект, посвященный архбетону, и планируем в дальнейшем его развивать.
Малые креативные
Могут ли креативные индустрии сыграть значимую роль в развитии малых территорий? Пытаемся найти ответ в Палехе и Юрьевце, где реализуется сразу несколько проектов в этой области: реновация художественных мастерских, Первая сельская биеннале и пространство «Лабаз».
Адонис, адмирал и коч
Семь муралов, созданных художниками из России и Сербии в рамках паблик арт-программы «Взгляды» в Южно-Сахалинске, которые раскрывают историю острова, подчеркивают богатство и хрупкость его природы, а также раскрашивают будничный ландшафт города.
WAF 2024: полшага навстречу
Всемирный фестиваль архитектуры объявил шорт-листы всех номинаций. В списки попали два наших бюро с проектами для Саудовской Аравии и Португалии. Также в сербском проекте замечен российский фотограф& Коротко рассказываем обо всех.
Гаражный футуратор
Первым куратором нового спецпроекта Арх Москвы «Футуратор» стало бюро Katarsis. Свободные в выборе инструментов и формата Петр Советников и Вера Степанская обратились к теме «параллельного ландшафта» – малозначительной и невоспроизводимой архитектуры, которая не зависит от конъюнктуры, но исподволь влияет на реальную жизнь человека. Искать параллельный ландшафт отправились восемь участников: на дачу, в лес, за город, на шашлыки. Оказалось, его сложно заметить, но потом невозможно забыть.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Технологии и материалы
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Сейчас на главной
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Шепот песка
Бюро HAAST спроектировало многофункциональный спа-комплекс в Алматы, чтобы воплотить мечту заказчицы о пространстве, оказывающем терапевтический и расслабляющий эффект благодаря дизайну интерьера.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Внимание на угол
Комплекс 5Tracks по проекту Shift Architecture & Urbanism и Powerhouse Company в нидерландском городе Бреда соединяет крытые общественные пространства с жильем и офисами, заполняя лакуну рядом с главным вокзалом.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
«Пламенеющий» бетон
Новый театр во французском Бове по проекту бюро AJC напоминает о разных эпохах в истории города, от Средневековья до послевоенного восстановления.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Дом, в котором
Музей искусств Санкт-Петербурга XX-XXI веков открыл выставку «Фрагменты эпох» в парадных залах своего нового здания – особняка купца Ивана Алафузова на набережной канала Грибоедова. Рассказываем, почему сюда стоит заглянуть тем, кто хочет проникнуться духом Петербурга.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Заряд энергии
Бюро CNTR спроектировало для нового спортивного кластера на окраине Екатеринбурга автозаправочную станцию, сумев превратить небольшой объект в локальную доминанту: что-то вроде въездного знака, который рассказывает об окружающей территории и задает тон. А кроме того – демонстрирует разнообразные архитектурные приемы. Даже неподготолвенный зритель, приехав заправить машину, почувствует движение и статику, игру с массой, сочетание пятна и линии.
За каменной стеной
Концепция фондохранилища Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника сочетает элементы архитектуры домонгольской Руси с современными приемами и материалами. Проект бюро Архиоптерикс стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области».
Рисовать как Баженов
В Московском архитектурном институте прошел IV Творческий конкурс академического рисунка. В эпоху тотальной компьютеризации умение рисовать считается редким и ценным навыком, и МАРХИ по праву гордится тем, что учит своих студентов этому важному ремеслу.
Больше солнца и воздуха
Бюро KIDZ удается создавать кафе с уникальной атмосферой и настроением, благодаря которым они становятся популярными. И благодаря классному дизайну запускаются целые сети, как это произошло в Нальчике, где к уже двум существующим кофейням Balance Coffee добавилась третья.
Мачта связи
Компания «Норвекс Арт» спроектировала и построила в городе Сокол вышку сотовой связи из клееной древесины. Она легче по весу, а также дешевле и экологичнее в производстве, чем металлическая.
На римских развалинах
Бюро Ofis реконструировало виллу 1920-х годов в центре Любляны, наглядно продемонстрировав многослойный и противоречивый характер застройки словенской столицы.
Парящий дом
Сложный план и форма дома, построенного по проекту студии VFORM в Подмосковье, – ответ на ограничения компактного участка: архитекторы тщательно подбирали не только видовые характеристики, но и световые сценарии. «Левитацию» пластичного второго этажа обеспечивают тонкие колонны из нержавеющей стали, а также глянцевые и полупрозрачные материалы облицовки первого уровня дома.
Замковый камень
Еще недавно премиальные жилые и офисные комплексы в Москве воспринимались как привилегия центра. Сегодня ситуация меняется: качественная архитектура выходит за пределы Третьего транспортного кольца и появляется на окраинах. Бизнес-центр «STONE Калужская» – один из таких примеров. Подобные проекты децентрализуют мегаполис и делают престижными жизнь и работу в любой части города.
Перпетум мобиле
Интерьер штаб-квартиры компании «Нацпроектстрой», созданный командой студии IND, максимально наглядно и столь же эффектно воплощает сферу деятельности заказчика – одного из крупнейших российских инфраструктурных холдингов: логистику и транспортные коммуникации всех возможных форматов.
Вода и свет
В церковном искусстве много символики, и одна ее часть, действительно, каноничная, другая сформирована традицией и кем-то воспринимается как обязательная. Из-за такого рода ложного консерватизма современная церковная архитектура медленно развивается и не выглядит как современная. Тем не менее подвижники у этой темы есть: кладбищенский храм Архангела Михаила в Апатитах, спроектированный Дмитрием Остроумовым и бюро Прохрам, совмещает традиции и эксперимент. Но не эксперимент ради самого себя – а продуманную работу современного архитектора с символикой пространства, объема и, главное, света.
Модульная ротонда
Круглое в плане офисное здание с деревянно-бетонным каркасом по проекту HENN строится в Юлихе на западе Германии: оно должно стать центром инновационного бизнес-парка.
Торжество во дворце
Проект дворца бракосочетания во Всеволожске, подготовленный мастерской «Головин & Шретер», стал победителем ежегодного конкурса «Концепций пространственного развития муниципальных образований Ленинградской области». Архитекторы предложили комплекс в духе дворцово-парковых ансамблей пригородов Санкт-Петербурга: с симметричной композицией и регулярным садом. А также позаботились о том, чтобы на памятные фотографии не попадали припаркованные автомобили.
Пространство для диалога эпох
Бюро Urbanus ревитализировало бывшее место нахождения важнейшего даосского храма Юнлэ-гун, откуда он был перенесен в 1960-х из-за угрозы затопления при строительстве плотины на реке Хуанхэ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
Осторожно отмыто
В издательстве «Подписные издания» выходит книга Ксюши Сидориной – со-основательницы сообщества волонтеров-реставраторов Гэнгъ, которое с 2019 года отмывает и скоблит парадные Петербурга, открывая жильцам исторических домов сокровища: печи, мозаики, витражи. А еще – плитку. Именно плитка стала «цементом» книги, соединившим все – исторический экскурс, способы поиска ценных экземпляров, «каталог» парадных, а также опыт «партизанской» реставрации. О книге рассказывает редактор издательства Артем Макоян.
Кубок чемпионов
Небоскреб Bell на 1-й улице Ямского поля, 12 на первый взгляд строг и лаконичен, хотя скромным его назвать никак не возможно. Экономная стереометрия построена на работе с формой, близкой к овалу – а это одна из излюбленных тем архитекторов UNK. Обтекаемая поверхность основной формы с металлическими ламелями дважды посечена стеклянными срезами, графически демонстрируя суть исходной формы: ее простоту и одновременно сложность. К тому же здесь решены десятки сложнейших инженерных головоломок.
Полуцифровая среда
В Иннополисе под Казанью открылся первый 4-звездочный отель, спроектированный бюро MAD Architects. Интерьеры отеля сочетают элегантность и иронию, технологичность и комфорт, напоминая декорации компьютерной игры или фантастического фильма о недалеком будущем.
Y-школа
По проекту «БалтИнвест-Проект» в Гатчине построена школа на 800 учеников. Лучевая планировка позволила разделить младшую и старшую школы, а также спортивный блок, обеспечив помещения большим количество естественного света. На многослойны фасадах оштукатуренные поверхности сочетаются с навесными элементами разных цветов и фактур.
Тропа к центру Земли
Посетительский центр в Национальном парке ледника Снайфедльсйёкюдль в Исландии, спроектированный бюро Arkis, служит также смотровой платформой и пропускает через себя пешеходную тропу.
Краеугольный храм
В московском Музее архитектуры на днях открылась выставка, посвященная всего одному памятнику средневековой русской архитектуры. Зато какому: Георгиевский собор Юрьева-Польского это последний по времени храм, сохранившийся от домонгольского периода. Впрочем, как сказать сохранившийся... Это один из самых загадочных и в то же время привлекательных памятников нашего средневековья. Которому требуется внимание и грамотная реставрация. Разбираемся, почему.