Архитектурное образование: тренды нового сезона

МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.

mainImg
Как и всё на свете, образование подчиняется общим законам жизни. Проблемы и тенденции у него такие же – от глобальных до локальных, как географически, так и хронологически. И было бы хорошо, если бы единственным трендом было, к примеру, увлечение пространством meta и рост ценности самообразования. Надеемся, что подборка высказываний экспертов разных областей, от «топовых» архитектурных вузов до представителей смежных профессий, будет интересна тем, кто учится или планирует учиться. 

 
Мыслить шире

zooming

Никита Токарев,
директор Архитектурной школы МАРШ:
 

«Архитектурное образование в мире очень разное, и заметно отличается и от страны к стране, и между школами. В России в принципе не так много учебных программ в архитектуре. В британском образовании, с которым я связан последние 10 лет, очень заметна озабоченность климатическими и экологическими проблемами: декарбонизацией, экономией ресурсов, ресайклингом материалов и повторным использованием зданий. Второй явный тренд – это коллаборации, командная работа, в том числе междисциплинарная, «живые» проекты в разных формах, вовлечение клиентов, пользователей и представителей профессионального сообщества в процесс учебного проектирования. Наконец, повышенное внимание уделяется ответственности и самостоятельности студентов, рефлексии и развитию всего спектра soft skills. Основной акцент делается на гуманитарное знание и исследование как обязательную составляющую и основу любого архитектурного проекта. Эти черты характерны и для школы МАРШ.
 
Вынужденная приостановка международных партнерств, выход из Болонской системы, конечно, ставят под вопрос перспективы развития архитектурного образования в России. Современное образование должно «мыслить глобально, действовать локально», поддерживая культурные аспекты, давать возможность студентам и преподавателям свободно перемещаться и обмениваться идеями, обеспечивать взаимное признание дипломов и трудоустройство по всему миру.
 
Во-первых, как решение мы видим много возможностей в регионах, на которые раньше обращали мало внимания: Турция, Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, Латинская Америка. Возможно, будущее архитектуры в XXI веке зависит именно от этих стран и регионов. Во-вторых, мы можем адаптировать опыт британских учебных программ к нашей российской почве – у МАРШа для этого есть все основания. Вместе с другими школами университета креативных индустрий Universal University мы получаем российскую лицензию на высшее образование, создавая программу бакалавриата, соответствующую российскому стандарту и международной архитектурной практике. Следующий шаг – это поиск новых академических партнеров и разработка программ с двойным дипломом. В нынешней международной обстановке – это дело не быстрое».
 

 
Заботиться об экологии и выбирать практику

zooming

Наталья Благовидова,
кандидат архитектуры, доцент,
профессор кафедры «Градостроительство» МАРХИ:

 
«Парадигма современного архитектурного образования призывает к принятию нестандартных творческих решений в профессии. С появлением в МАРХИ квалификации магистр по направлениям архитектура и градостроительство к уже традиционным кафедрам прибавились пять новых, задействованных в магистратуре.
 
Архитектура и строительство оказывают большое влияние на экологию городской среды. В 2013 году в МАРХИ по инициативе проректора по научной работе Георгия Васильевича Есаулова была разработана и утверждена концепция экологического образования, цель которой – сформировать экологическое мышление на всех этапах учебного процесса и задействовать в проектировании технологии экологического строительства. В процессе учебы мы предлагаем студентам разработать экспериментальную и инновационную эскиз-идею – эко-клаузуру. Так студент готовится к внедрению природных процессов в структуру архитектурно-градостроительных объектов и обеспечению безопасности и экологической устойчивости урбанизированной среды, которую они проектируют.
 
Еще одна важная инновация в МАРХИ – это создание добровольного студенческого научного объединения. Основные цели – создать условия для развития научного потенциала и сформировать у студентов исследовательские компетенции. Коллективу пока еще нет и года, но его участники уже проявили себя: приняли участие во Всероссийском фестивале «Архитектурное наследие», а сейчас готовятся провести градостроительный анализ в Ельце. Среди задач: работа с культурным наследием в архитектурной практике России, встраивание креативных индустрий в городские пространства, вовлечение жителей и составление ментального портрета города.
Современное архитектурное образование ставит архитектора, градостроителя и дизайнера в положение соучастника проектирования города, как одного из горожан. Сегодняшний архитектор должен понять, что он тоже горожанин».

zooming

Елена Баженова,
кандидат архитектуры,
заведующая кафедрой «Архитектурная практика» МАРХИ:

 
«Современный мир меняется настолько быстро, что архитектор продолжает учиться и после вуза. Есть три специальности в мире, для которых обязательна  профессиональная «доподготовка» на практике после окончания высшей школы – так называемая «интернатура». Это врачи, адвокаты/юристы и архитекторы. Во всем мире архитектор, получивший высшее архитектурное образование, еще не архитектор, он магистр или бакалавр архитектуры. Чтобы получить статус архитектора, молодой специалист должен пройти практическую стажировку в течение 2-3 лет работы полного дня в архитектурной мастерской или проектной группе, после чего он будет готов к сдаче квалификационного экзамена на право называться «Архитектор», т.е. подписывать чертежи, открыть свою частную мастерскую, указывать на визитной карточке квалификацию «Архитектор».
У архитектурных компаний есть запрос на специалистов, которые смогут вести любую стадию проекта, но таких по определению не выпускает архитектурная школа – это академические, а не практические знания. В советское время интернатуру заменяла работа младшим архитектором в проектном институте в течение 2-3 лет. Сегодня в нашей стране необходимо понимание, что процесс подготовки полноценных архитекторов нуждается в периоде полноценной  профессиональной адаптации на практике.
 
Сейчас особенностью любого профессионального развития является деятельность на «стыке» компетенций – если хочется расти и быть востребованным, нужно развиваться и после окончания профильного высшего учебного заведения и собирать компетенции по разным направлениям. Например, получить базовые знания по менеджменту и финансам, чтобы в будущем открыть свое бюро. Современный мир предлагает так много приложений в области деятельности для архитектора, что совершенно не обязательно всю жизнь чертить. Получив свой первый пятилетний опыт работы, разобравшись в процессах, архитектор может пойти в менеджмент, девелопмент, развитие современных  стройматериалов, программирования, преподавание».
 

 
Разбираться в программах

zooming

Катерина Андреевских-Устюжанина,
преподаватель модулей «Компьютерная графика» и
«Профессиональные навыки» в Архитектурной школе МАРШ:

 
«Образовательная программа у студентов очень насыщенная, а время стоит денег, поэтому я показываю быстрые способы, как решать отдельные задачи. В работе со студентами я хочу показать, что в одной программе можно сделать почти всё, если знать, как реализовать свою идею и сэкономить время. Важно не умение «двигать кнопки», а верный выбор инструментов и понимание алгоритма действий.
 
Например, студенты делают рендеры деревянных конструкций. Предварительный этап – проанализировать задачу. Нужно понять, какое должно быть дерево (матовое или глянцевое, обработанное или не обработанное), используется ли дополнительно металл, как передается материал (цвет, свет). Только потом можно приступать к реализации.
 
Уход зарубежных поставщиков ПО с российского рынка не ставит нас в безвыходную ситуацию – можно работать с аналогами. Пока мы не до конца понимаем, сможем ли полностью найти замену, но уверена, что в ближайшее время справимся с этой сложной задачей. Зная логику работы основных типов софта, освоить можно любую программу».

 
Непрерывно учиться

zooming

Екатерина Панова,
CEO коммуникационного агентства Plan the Best
 
Непрерывное образование – это новая норма. Стандартная система: школа-институт-работа – безнадежно устарела. Образовательный процесс в современном мире не заканчивается с получением диплома, а продолжается всю жизнь. Сегодня сложно быть успешным без умения учиться и сознательно развивать карьерный трек. Благодаря современным технологиям можно «лавировать» между разными профессиями в течение жизни, приобретать и обновлять свои навыки и менять направление работы.
 
Подход к обучению различается между тремя поколениями современной молодежи. Первые предпочитают работать самостоятельно, используя традиционные методы обучения (мастер-классы, семинары, курсы). Но ценят и удобство онлайн-формата, поэтому в конечном итоге выбирают смешанные методы.
 
Миллениалы балансируют между аналоговым и цифровым миром. Они первые приняли тот факт, что учиться нужно всю жизнь, причем не для получения диплома, а для личностного роста и карьерного развития. Все чаще они рассматривают краткосрочные образовательные программы и воркшопы, совмещая работу и учебу.
 
Зумеры родились в мире интернета и не смогут вспомнить свою жизнь без смартфонов и компьютеров. Они предпочитают практику, видео-контент, социальное обучение. Мотивация дня них – не деньги, а возможность узнать нечто большее, удивительное, уникальное и быть в этом специалистом. часто это не учитывается работодателем.
 
Раньше не так много профессий требовали постоянного совершенствования. Специальность архитектора отличалась тем, что нельзя было достичь вершины: либо постоянный рост и новые навыки, либо стагнация и откат. Но требования к современному архитектору изменились с учетом новой жизненной парадигмы. Система life-long learning, выходящая за рамки традиционного образования, дает возможность «допрыгнуть» куда бы то ни было. Главное не терять фокус и понимать свою цель, к которой хочется прийти, чтобы все курсы, лекции и практика вели по верному пути. Осознанный подход к обучению дальше ведет архитектора по более короткому и эффективному пути в профессии».

  
Повышать квалификацию

zooming

Арсений Афонин,
архитектор, основатель и партнер
образовательного проекта «Софт Культура»:

 
«Как правило, все основное образование в России живет по постсоветской системе, которая не сильно изменилась за последние 30-40 лет. Необходимый набор предметов спускается «сверху» и вузы еле успевают его отдать. Программы обновляются достаточно медленно, поэтому студенты очень часто «добирают» недостающие знания и навыки факультативно и на свой выбор. Дополнительные курсы можно пройти и в институте, если преподаватели готовы вне обязательной программы давать дополнительные знания. Такой опыт тоже есть. Но поскольку на наши услуги до сих пор есть стабильный спрос, можно сделать вывод, что студенты часто занимаются самообразованием вне учебы.
 
Ученики Софт Культуры делятся на две группы. Первые – действующие студенты, которые пытаются компенсировать недостатки фундаментального образования. Вторая группа – взрослые, которым нужно «прокачать» те или иные навыки в профессии. Технологии обновляются и вместе с ними совершенствуется процесс проектирования, задача архитектора – успеть за изменениями.
 
Для запуска собственного архитектурного бюро точно не хватит базового архитектурного образования. Здесь нужны компетенции малого и среднего предпринимателя. Мне знакомы руководители архитектурных бюро, которые шли на бизнес-программы в Сколково и аналогичные школы, где для обучения не так важно, в какой индустрии ты работаешь.
 
Дополнительное образование сейчас существует преимущественно в онлайн-формате. Например, мы собрали все наши прошедшие курсы в один архив и продаем их по низкой цене для тех, кто хотел разобраться в какой-то теме, но не готов идти на полноценный курс. Параллельно на платформе регулярно запускаются программы с дистанционным сопровождением преподавателей и работой в группах».
 
zooming

Дарья Маргеева,
директор образовательного центра Точка:
 
«Градостроительство – междисциплинарная область на стыке архитектуры и географии, поэтому архитекторам не всегда хватает знаний, чтобы успешно развиваться в своем деле. Практикующие архитекторы, градостроители, представители девелоперов приходят к нам за дополнительным знанием, ориентированным на практику. Мы разбираем, как устроена сложная градостроительная документация, особенности нормативно-правовых актов и учимся сразу применять это в работе. Поскольку нормы регулярно обновляются, знания тоже нужно постоянно актуализировать – непрерывный образовательный процесс».
 
zooming

Катерина Гувакова,
модератор бизнес-программ в бизнес-школе Сколково:
 
«C архитекторами мы работали в рамках Стартап Академии и на программе Практикум. На программы приходят предприниматели, и среди них как молодые архитекторы с бизнес-идеями, так и достаточно опытные владельцы собственных бюро – их большинство. Как правило, вторые достигли  плато в развитии, либо видят ограниченность своей ниши. Для этого архитекторы обращаются к бизнес-образованию. Основной запрос участников – спроектировать свой следующий, принципиально новый по качеству, шаг развития в бизнесе.
 
Более молодое поколение часто приходит с целью создания некой цифровой модели бизнеса, более старшее – первоначально рассматривает несколько опций, в том числе выбирая технологии. Например, на последней программе Практикума мы очень много говорили про будущее архитектуры в метавселенной, что является пока неизведанной, но очень привлекательной темой в международном пространстве. Помимо прочих позитивных моментов для развития, во время обучения архитекторы находятся в непрерывном «переопылении» с представителями другого бизнеса: обсуждая вопросы будущего совместно, они получают совсем другую, более объемную перспективу для следующего шага в бизнесе».

09 Сентября 2022

Похожие статьи
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Алексей Ильин: «На все задачи я смотрю с интересом»
Алексей Ильин работает с крупными проектами в городе больше 30 лет. Располагает всеми необходимыми навыками для высотного строительства в Москве – но считает важным поддерживать разнообразие типологии и масштаба объектов, составляющих его портфолио. Увлеченно рисует – но только с натуры. И еще в процессе работы над проектом. Говорим о структуре и оптимальном размере бюро, о старых и новых проектах, крупных и небольших задачах; и о творческих приоритетах.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Валерий Каняшин: «Нам дали свободу»
Жилой комплекс Headliner, строительство основной части которого не так давно завершилось напротив Сити – это такой сосед ММДЦ, который не «подыгрывает» ему. Он, наоборот, решен на контрасте: как город из разноформатных строений, сложившийся естественным путем за последние 20 лет. Популярнейшая тема! Однако именно здесь – даже кажется, что только здесь – ее удалось воплотить по-настоящему убедительно. Да, преобладают высотки, но сколько стройных, хрупких в профиль, ракурсов. А главное – как все это замиксовано, скомпоновано... Беседуем с руководителем проекта Валерием Каняшиным.
Григорий Ревзин: «Что нам делать с архитектурой семидесятых»
Советский модернизм был хороший, авторский и плохой, типовой. Хороший «на периферии», плохой в центре – географическом, внимания, объема и прочего. Можно ли его сносить? «Это разрушение общественного консенсуса на ровном месте». Что же тогда делать? Сохранять, но творчески: «Привнести архитектуру туда, где ее еще нет». Относиться не как к памятникам, а как к городскому ландшафту. Читайте наше интервью с Григорием Ревзиным на актуальную тему спасения модернизма – там предложен «перпендикулярный», но интересный вариант сохранения зданий 1970-х.
Лама из тетраметилбутана
Петр Виноградов рассказал об экспериментальной серии скульптур «Тетрапэд», которая исследует принципы молекулярной архитектуры, адаптивных структур и интерактивного взаимодействия с городской средой. Конструкции реагируют на движение, собеседуют с пространством, допускают множественные сценарии использования и интерпретации. Скульптуры уже побывали на «Зодчестве» и фестивале «Дикая мята», а дальше отправятся на Forum 100+.
В преддверии Архстояния: интервью с Валерием Лизуновым,...
25 июля в Никола-Ленивце стартует очередной, юбилейный, фестиваль «Архстояние». Ему исполняется 20 лет. Тема этого года: «Мое главное». Накануне открытия поговорили с архитектором Archpoint Валерием Лизуновым, который стал автором одного из объектов фестиваля «Исправительное учреждение».
Сергей Кузнецов: «Мы не стремимся к единому стилю...
Некоторое время назад мы попросили у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова комментарий по Архитектурной премии мэра Москвы: от схемы принятия решений до того, каким образом выбор премии отражает архитектурную политику. Публикуем полученные ответы, читайте.
Дина Боровик: хрущёвки попадают в Рай
Молодая художница из Челябинска Дина Боровик показывает в ЦСИ Винзавод выставку, где сопоставляет пятиэтажки, «паутинки» и прочие приметы немудрящей постсоветской жизни с динозаврами. И хотя кое-где ее хрущевки напоминают инсталляцию Бродского на венецианской биеннале, страшно сказать, 2006 года, лиричность подкупает.
Дюрер и бабочки
Рассматриваем одну из работ выставки «Границы видимости», которая еще открыта на Винзаводе, поближе. Объект называется актуальным для современности образом: «Сакральная геометрия», сделан из лотков для коммуникаций, которые нередко встречаются в открытом виде под потолком, с вкраплениями фрагментов гравюры Дюрера, «чтобы сбить зрителя с толку».
«Коллизии модернизма и ориентализма»
К выходу в издательской программе Музея «Гараж» книги о Ташкенте, уже 4-м справочнике-путеводителе из серии о советском модернизме, мы поговорили с его авторами, Борисом Чуховичем, Ольгой Казаковой и Ольгой Алексеенко, о проделанной ими работе, впечатлениях и размышлениях.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Наталья Шашкова: «Наша задача – показать и доказать,...
В Анфиладе Музея архитектуры открылась новая выставка, и у нее две миссии: выставка отмечает 90-летний юбилей и в то же время служит прообразом постоянной экспозиции, о которой музей мечтает больше 30 лет, после своего переезда и «уплотнения». Мы поговорили с директором музея: о нынешней выставке и будущей, о работе с современными архитекторами и планах хранения современной архитектуры, о несостоявшемся пока открытом хранении, но главное – о том, что музею катастрофически не хватает площадей. Не только для экспозиции, но и для реставрации крупных предметов.
Юрий Виссарионов: «Модульный дом не принадлежит земле»
Он принадлежит Космосу, воздуху... Оказывается, 3D-печать эффективнее в сочетании с модульным подходом: дом делают в цеху, а затем адаптируют к местности, в том числе и с перепадом высот. Юрий Виссарионов делится свежим опытом проектирования туристических комплексов как в средней полосе, так и на юге. Среди них хаусботы, дома для печати из легкого бетона на принтере и, конечно же, каркасные дома.
Дерево за 15 лет
Поемия АРХИWOOD опрашивает членов своего экспертного совета главной премии: что именно произошло с деревянным строительством за эти годы, какие заметные изменения происходят с этим направлением сейчас и что ждет деревянное домостроение в будущем.
Марина Егорова: «Мы привыкли мыслить не квадратными...
Карьерная траектория архитектора Марины Егоровой внушает уважение: МАРХИ, SPEECH, Москомархитектура и Институт Генплана Москвы, а затем и собственное бюро. Название Empate, которое апеллирует к словам «чертить» и «сопереживать», не должно вводить в заблуждение своей мягкостью, поскольку бюро свободно работает в разных масштабах, включая КРТ. Поговорили с Мариной о разном: градостроительном опыте, женском стиле руководства и даже любви архитекторов к яхтингу.
Андрей Чуйков: «Баланс достигается через экономику»
Екатеринбургское бюро CNTR находится в стадии зрелости: кристаллизация принципов, системность и стандартизация помогли сделать качественный скачок, нарастить компетенции и получать крупные заказы, не принося в жертву эстетику. Руководитель бюро Андрей Чуйков рассказал нам о выстраивании бизнес-модели и бонусах, которые дает архитектору дополнительное образование в сфере управления финансами.
Василий Бычков: «У меня два правила – установка на...
Арх Москва начнется 22 мая, и многие понимают ее как главное событие общественно-архитектурной жизни, готовятся месяцами. Мы поговорили с организатором и основателем выставки, Василием Бычковым, руководителем компании «Экспо-парк Выставочные проекты»: о том, как устроена выставка и почему так успешна.
Влад Савинкин: «Выставка как «маленькая жизнь»
АРХ МОСКВА все ближе. Мы поговорили с многолетним куратором выставки, архитектором, руководителем профиля «Дизайн среды» Института бизнеса и дизайна Владиславом Савинкиным о том, как участвовать в выставках, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные время и деньги.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Технологии и материалы
Юбилейный год РЕХАУ
В этом году компания РЕХАУ отметила две знаковые даты – 30 лет с момента открытия первого представительства в Москве и 20 лет со дня запуска завода в поселке Гжель Московской области. За эти годы компания превратилась в одного из ключевых игроков строительного рынка и лидера оконной отрасли России, предлагая продукцию по трем направлениям: оконные технологии и светопрозрачные конструкции, инженерные системы, а также мебельные решения.
​Формула Real Brick
Минеральная плитка ручной формовки белорусского производителя Real Brick выходит на российский рынок как альтернатива европейской. Технология заводского пропила под системы НВФ позволяет экономить до 40% бюджета проекта на логистике и монтаже.
​Вертикаль, линия, сфера: приемы игровых пространств
В современных ЖК и городских парках детская площадка – все чаще полноценный архитектурный объект. На примерах проектов компании «Новые Горизонты» рассматриваем, какие типологии и приемы позволяют проектировать игровые пространства как доминанты, организующие среду и создающие идентичность места.
«Марсианская колония» на ВДНХ
Компания «Шелби», используя концептуальные идеи освоения красной планеты от Айзека Азимова и Илона Маска, спроектировала для ВДНХ необычный плейхаб. «Марсианская колония» разместится рядом с легендарным «Бураном» и будет состоять из нескольких модулей, которые предложат детям игровые сценарии и образы будущего.
Материал как метод
Компания ОРТОСТ-ФАСАД стоит у истоков фасадной индустрии. За 25 лет пройден путь от мокрых фасадов и первого в России НВФ со стеклофибробетоном до уникальных фасадов на подсистеме собственного производства, где выносы СФБ элементов превышают три метра. Разбираемся, какие технологические решения позволяют СФБ конкурировать с традиционными системами и почему выбор единого подрядчика – наилучший вариант для реализации фасадов со сложной архитектурой.
Десять новых кирпичей ModFormat
Удлиненные кирпичи с терракотовыми оттенками и новая коллекция самых узких в России кирпичей – теперь в арсенале архитекторов. О серийном производстве сложных фактур и разработке новых рассказывает исполнительный директор компании КИРИЛЛ Дмитрий Самылин.
Архитектура тишины
Создание акустического комфорта в школе – комплексная задача, выходящая за рамки простого соблюдения норм. Это проектирование самой образовательной среды, где качество звука напрямую влияет на здоровье, концентрацию и успеваемость. Разбираем, как интегрировать эффективные звукоизоляционные и звукопоглощающие решения в конструкции здания, обеспечивая соответствие СП 51.13330.2011.
Моллирование 2.0
Технология моллирования вышла на новый уровень: больше не нужно выбирать между свободой формы и прочностью закалённого стекла. АО «РСК» разработало метод гравитационного моллирования с последующим химическим упрочнением, которое снимает ключевые технические ограничения.
PRO Тепло: утеплитель, который не стареет
Долговечная и пожаробезопасная альтернатива волокнистым и полимерным утеплителям – каменный утеплитель «PRO Тепло» (D200) торговой марки «ГРАС» – легкий газобетонный блок, который создает вокруг здания прочную и долговечную теплозащитную оболочку. Разбираемся в технологии.
Безуглеродный концепт
MVRDV NEXT – исследовательское подразделение бюро – запустило бесплатный онлайн-сервис CarbonSpace для оценки углеродного следа архитектурных проектов.
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Сейчас на главной
Правда без кавычек
Редакционный корпус комбината «Правда» отреставрируют, приспособив под дизайн-отель. К началу работ издательство «Кучково поле Музеон» выпустило книгу «Дом Правды. На первой полосе архитектуры» об истории знакового здания и его создателе Пантелеймоне Голосове.
Дмитрий Остроумов: «Говоря языком алхимии, мы участвуем...
Крайне необычный и нетипичный получился разговор с Дмитрием Остроумовым. Почему? Хотя бы потому, что он не только архитектор, специализирующийся на строительстве православных храмов. И не только – а это редкая редкость – сторонник развития современной стилистики в ее, пока все еще крайне консервативной, сфере. Дмитрий Остроумов магистр богословия. Так что, помимо истории и специфики бюро, мы говорим о понятии храма, о каноне и традиции, о живом и о вечном, и даже о Русском Логосе.
Фокус синергии
В Липецке прошел фестиваль «Архимет», продемонстрировавший новый формат сотрудничества архитекторов, производителей металлических конструкций и региональных властей для создания оригинальных фасадных панелей для программы реконструкции местных школ. Рассказываем о фестивале и показываем работы участников, среди которых ASADOV, IND и другие.
Коридор лиминальности
Роман Бердник спроектировал для Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге входную группу, которая помогает посетителю настроиться на взаимодействие с пространством памяти и печали. Работа готовилась для кирпичного конкурса, но материал служит отсылкой и к жизнеописанию святой Ксении Петербургской, похороненной здесь же.
Полки с квартирами
При разработке проекта многоквартирного дома на озере Лиси под Тбилиси Architects of Invention вдохновлялись теоретической работой студии SITE и офортом Александра Бродского и Ильи Уткина.
Б – Бенуа
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа – всё Бенуа», которая рассказывает о феномене художественной династии и ее тесной связи с Петербургом. Два основных раздела – зал-лабиринт Александра Бенуа и анфиладу с энциклопедической «Азбукой» архитектор Сергей Падалко дополнил версальской лестницей, хрустальным кабинетом и «криптой». Кураторы же собрали невероятную коллекцию предметов – от египетского саркофага и «Острова мертвых» Бёклина до дипфейка Вацлава Нижинского и «звездного» сарая бюро Меганом.
Вопрос дефиниции
Приглашенным редактором журнала Domus в 2026 станет Ма Яньсун, основатель ведущего китайского бюро MAD. 10 номеров под его руководством будут посвящены поиску нового, релевантного для 2020-х определения для понятия «архитектура».
Образы Италии
Архитектурная мастерская Головин & Шретер подготовила проект реконструкции Инкерманского завода марочных вин. Композиция решена по подобию средневековой итальянской площади, где башня дегустационного зала – это кампанила, производственно-складской комплекс – базилика, а винодельческо-экскурсионный центр – палаццо.
Климатические капризы
В проекте отеля vertex для японской компании Not a Hotel бюро Zaha Hadid Architects учло все климатические условия острова Окинава вплоть до колебания качества воздуха в течение года.
У воды и над лесом
По проекту бюро М4 набережная в городе Заречный Свердловской области раскрыла свой потенциал рекреационного пространства. Каскадная лестница соединила различные зоны территории, а также помогла отрегулировать антропогенную нагрузку на ландшафт. Пикниковые зоны и парковая инфраструктура в свою очередь снизили количество мусора.
Глазурованная статуэтка
В поисках образа для дома у Новодевичьего монастыря архитекторы GAFA обратились к собственному переживанию места: оказалось, что оно ассоциируется со стариной, пленэрами и винтажными артефактами. Две башни будут полностью облицованы объемной глазурованной керамикой – на данный момент других таких зданий в России нет. Затеряться не дадут и метаболические эркеры-ячейки, а также обтекаемые поверхности, парадный «отельный» въезд и лобби с видом на пышный сад.
От МЫСа до Маяка: лучшие проекты Подмосковья
Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области подвел итоги ежегодного конкурса, который в этом году получил обновленный формат. Впервые появился раздел «Реализация», позволяющий оценить не только проектные решения, но и качество их воплощения.
Ход курдонером
Бюро Intercolumnium представило на Градостроительном совете проект жилого комплекса, который заменит БЦ «Акватория» на Выборгской набережной. Эксперты отметили высокое качество работы, но с сомнением отнеслись к трем курдонерам, а также предложили смягчить контраст фасадов, обращенных к набережной и Кантемировскому мосту.
Иван Леонидов в Крыму. 1936–1938. Часть 4
В четвертой статье цикла, посвященного проектам Ивана Леонидова для Южного берега Крыма, рассматриваются курортные отели и парковые павильоны на центральной набережной Ялты и делается попытка их реконструкции на основе сохранившихся материалов.
Стремление к истокам
В интерьере ресторана «Горные пороги» при гостиничном комплексе «Хвоя в горах» в долине реки Катунь архитекторы бюро New Design постарались передать удивительную красоту и мощь природы Алтая, художественно переосмыслив ее наиболее характерные образы.
Измерение Y
Тенденция проектирования жилых башен в Москве не тускнеет, а напротив, за последние 5 лет она как никогда, пожалуй, вошла в силу... Мы и раньше пробовали изучать высотное строительство Москвы, и теперь попробуем. Вашему вниманию – небольшой исторический обзор и опрос практикующих в городе архитекторов.
Горы, рощи и родовые башни
Всесезонный курорт «Армхи» в Республике Ингушетия позиционируется как место для спокойного семейного отдыха и имеет устоявшиеся традиции, связанные с его 100-летней историей и культурой региона. Программа развития, которую подготовил Институт Генплана Москвы, сохраняет индивидуальность курорта и одновременно расширяет его программу, предлагая новые направления туристического досуга. В ближайшем будущем здесь появятся: бальнеологический центр, термальный комплекс, интерактивный музей, экстремальный парк и новые горнолыжные трассы.
Умер Дени Валод
Дени Валод, сооснователь бюро Valode & Pistre, скончался 9 декабря 2025 в возрасте 79 лет после продолжительной болезни.
Тренды выставки «Мебель-2025»: комфорт по-русски
Выставка «Мебель-2025» прошла с 24 по 27 ноября 2025 на новой площадке в МВЦ «Крокус Экспо» и объединила 741 компанию из 8 стран. Экспозиции российских компаний продемонстрировали несколько важных тенденций в сфере общественных и жилых интерьеров.
История с тополями
Архитекторы Ofis перестроили частный дом в люблянском районе Мургл 1960-1980-х годов. Их подход позволил сохранить характерные планировочные решения, целостность и саму ДНК района.
Маленькая страна
Бюро «Мезонпроект» разрабатывает перспективный мастер-план кампуса МИФИ в Обнинске: в ближайшие десять лет анклавная территория площадью около 100 га, в лесу на северном краю города должна превратиться в современный центр развития атомной энергетики. Планируется привлечение иностранных студентов и специалистов, и также развитие территории: как путем реализации «замороженных» планов 1980-х годов на современном уровне, так и развитие новых тенденций – создание общественных пространств, аквапарк, фудкорт, школа и даже центря ядерной медицины. Общественные и спортивные функции планируется сделать доступными для жителей, а также связать кампус с городом.
Отель-мост
Крупнейший индустриально-туристический проект «Шухов-парка», создаваемый ОМК на месте исторического завода Баташевых в Выксе, постепенно материализуется в конкретные постройки. Мы уже писали про кванториум и пересобранную водонапорную башню Шухова. А вот про здание отеля «Шухов» по проекту Front Architecture еще не писали. Разбираем его здесь.
Ловцы жемчуга
Бюро GAFA спроектировало для Дербента апарт-комплекс, который призван переключить режим человека с рабочего на курортный, а также по-хорошему встряхнуть окружающую среду. Здание предлагает сразу два образа: лаконичный со стороны города, и пышно-ажурный со стороны моря. А в центре спрятана жемчужина – открытый бассейн с аркой, звездным небом и выходом к пляжу.
С любовью можно прожить
Бюро NOWADAYS office разработало концепцию для ресурсного центра фонда «Антон тут рядом», где дети, подростки и взрослые с расстройством аутического спектра смогут найти помощь и поддержку. Архитекторы искали возможность соединить в небольшом помещении чувство дома с особенностями типологии: например, в подобном центре необходима комната сенсорной интеграции и восстановления, особое внимание к нуждам маломобильных людей, тщательно подобранные цвета и фактуры.
Крыша-головоломка
У треугольного в плане дома по проекту бюро Tetro в агломерации Белу-Оризонти крыша тоже составлена из треугольников – сплошных и остекленных.
Поющие пески
Проект благоустройства набережной в Вилюйске, разработанный бюро Grd:studio в рамках Конкурса комфортной среды, примечателен малыми архитектурными формами, которые рассказывают о якутской культуре, казачьем наследии и особенностях повседневной жизни этих мест. Память об утраченной православной церкви решено сохранить с помощью металлической инсталляции, повторяющей силуэт здания.