English version

Алексей Курков: «Суть навигации – в диалоге с пространством и проявлении того, что оно хочет сказать»

Одна из специализаций бюро «Народный архитектор» – навигационные системы в общественных пространствах. Алексей Курков рассказал о том, почему это направление – серьезная архитектурная задача, решение которой позволяет не только сделать место понятным и комфортным, но и сохранить его память или добавить новую ценность.

Алёна Кузнецова

Беседовала:
Алёна Кузнецова

mainImg
0 Архи.ру:
Когда и как «Народный архитектор» начал заниматься навигацией?

Алексей Курков:
Навигацией мы занимаемся с 2015 года, сейчас у нас пять реализованных проектов. Началось с того, что мы оформляли выставки в Музее архитектуры – инсталляцию «Коридор времени», которая временно заменяла основную экспозицию, а также выставки про Казанский вокзал, Сухаревскую башню и музейных реставраторов. Параллельно мы разработали для музея навигацию, которая не затрагивала здание-памятник: это были фанерные модули с фрезерованными надписями, без креплений к стенам, но достаточно тяжелые, чтобы быть устойчивыми, и с резиновыми подкладками, чтобы не скользили. Монтаж занимал две минуты, такие конструкции сложно задеть, они не падают. В Руине мы установили окрашенные черные модули, а в Анфиладе – белые. 
  • zooming
    1 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 4
    Интерьерная навигация в Музее архитектуры
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Как вы подходите к задаче сделать навигацию? Наверняка необходимо уплотнить информацию и встроить ее в пространство, но какие еще есть принципы?

Навигация всегда получается разная – на это влияют параметры площадки, исторический контекст, потоки людей. Каждое пространство хочет коммуницировать с посетителями, но каждое – по-своему. Мы стараемся уловить это настроение и найти подходящий язык. Где-то важно не добавить визуального мусора, а где-то необходимо создать акценты, привлечь внимание с помощью арт-объекта.

Не всегда навигация – это указатели. Можно использовать музыку или свет. В парке Веретьево Бродского, например, едва ли хочется видеть таблички и указатели, поэтому у них навигация – это книжка, путеводитель. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Второй момент – необходимо добиться достаточности информационных носителей, чтобы их было не много, но и не мало. Не нужно надоедливо выполнять функцию, к тому же каждый модуль стоит денег. 
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Вашей навигации часто сопутствует дополнительная информационная «нагрузка» – это персональный подход, заказ или тренд?

Я бы сказал, это наш подход, который соответствует тому, к чему все идет. С учетом развития картографических сервисов человек скорее проложит маршрут в смартфоне, чем будет пользоваться указателями. Поэтому когда есть оформленное пространство, а человек уже осмыслил и понял его границы – у навигации может появиться дополнительная функция, которую иногда нужно изобретать. С девелоперами, например, мы делаем навигацию во дворах кварталов. Здесь люди находятся каждый день и быстро начинают ориентироваться, поэтому мы «зашили» в навигацию историю места, рассказали о флоре и фауне, которая здесь существует. 

Городом пользуется огромное количество людей, там навигация должна быть простой и понятной широкому кругу пользователей, не должно быть двойных смыслов. А в небольшом парке позволительно делать навигацию, приближенную к арт-объектам, но в то же время не захламлять пространство и помогать самостоятельным туристам получить максимум информации. Гибриды и мультифункциональность сейчас повсюду, в том числе и в навигации. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Заметно, что в ваших проектах навигации нет предпочитаемой стилистики...

Мы стараемся помнить, что навигация – это не наше заявление. Это общение парка, музея, района. Важно найти стилистику этого общения. Если бы нам казалось, что Воронцовский парк должен разговаривать неоновыми вывесками – мы шли бы в этом направлении. Но в Воронцовском парке информационные щиты сделаны в виде деликатных рам, историческая информация написана шрифтом с засечками, а инфраструктурная – обычным, спокойным. Классика в современном прочтении. 
Система навигации в Воронцовском парке, 2022
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Если мы работаем с архитекторами, то встраиваемся в их архитектурный язык. В благоустройстве уже заложены некие правила и принципы, выбрана плитка, лавочки и фонари, а мы в навигации ищем возможность для пересечения по материалам, цветам и фактурам. Если архитекторы выбирают дерево, то и мы обратимся к дереву, если у них есть полированый металл, то и мы его используем. 
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»


Не кажется ли вам, что вы как архитектор размениваетесь на мелкие задачи, работая с навигацией? Что вам как архитектору дает эта группа проектов?

Не соглашусь, что это мелкая история. Навигация для общественного пространства – завершающий штрих, который говорит о том, что пространство оформлено, пространство понимает, что оно хочет сообщить и готово раскрыть карты и направления. Эта задача в той же степени архитектурная, как и дизайнерская. Интерес состоит в том, что работа одних обогащается работой других. Архитектор понимает потоки посетителей, взгляды и акценты, дизайнер видит своим взглядом.
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке, 2018
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»
 

Можно ли сказать, что работа с навигацией стала одной из ваших специализаций? 

Да, мы планируем развивать это направление и дальше, больше работать с девелоперами, которые начинают понимать, что навигация – такое же рыночное преимущество, как благоустройство и средовые проекты. Дворы, внутриквартальные бульвары и парки становятся все сложнее и разнообразнее, а девелоперам необходимо транслировать свой подход. Навигация в этом помогает. 

Мы работаем с разными типами пространств, умеем сочетать навигацию с образовательно-информационной функцией, всегда стараемся обогатить пространства. Нам уже доверяют, есть репутация и понимание, что наш подход – не типовой. Каждый раз разворачивается индивидуальная история. 
 

***

Система навигации в Воронцовском парке
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации в Воронцовском парке

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Антон Ладыгин, Дарья Смирнова, Анастасия Аникеева
Где
Россия, Москва. Воронцовский парк, дом 3
Даты
2020 — 2021 / — 2022
Функция
Ландшафт / Парк
Усадебный парк – это ансамбль, поэтому нам хотелось сделать деликатную навигацию, но в то же время акцентировать исторические объекты. Мы придумали два формата навигационных модулей: для существующих и утраченных исторических объектов – рамы-картины, а для инфраструктурных – стелы из дерева и металла.

Рамы из лиственницы с матовыми «холстами» не закрывают виды, но при этом насыщены информацией – картами, схемами, текстами и визуальными реконструкциями. Они рассказывают истории, углубляющие опыт пребывания в парке, – о главном усадебном доме, который не сохранился, о дубраве, которой больше ста лет, о дачах начала XX века и приземлении дирижабля, описанного в «Войне и мире». Прозрачное наложение дает эффект дополненной реальности.

Вся информация продублирована шрифтом Брайля, есть рельефные карты размером в две ладони – нам кажется, что так слабовидящие могут получить сразу весь образ места, после чего им будет легче сориентироваться. 
  • zooming
    1 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке, 2022
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 7
    Система навигации в Воронцовском парке
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова
Где
Россия, Москва. ЦПКиО им.М.Горького
Даты
2017 — 2018 / — 2018
Функция
Ландшафт / Парк
В Парке Горького нам заказали навигацию для детской площадки. Мы исходили из концепции архитекторов AFA, что дети здесь – исследователи, им не нужно сообщать, что ждет за поворотом тропинки. Поэтому мы сосредоточились на двух элементах – карте, которая позволяет охватить сразу все, и на правилах поведения, которые разрабатывались совместно с психологами.

Для трансляции правил мы придумали комиксы с персонажами, которые «живут» в бетонных домиках – навигационных модулях с шестью рабочими сторонами. У каждого домика свой размер и дизайн: у малышей домики пониже, у старших – повыше. Всего получилось восемь домиков и две карты. 

Табличка, которая сообщает, что можно и чего нельзя делать, – это некая обязательная часть таких площадок, и нередко она выглядит чужеродно. Но здесь, как нам кажется, домики отлично вписались.
  • zooming
    1 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького, 2018
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Правила поведения и навигация на площадке «Салют» в парке Горького
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Ссылки
Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке, 2018
© Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Екатерина Жилманова, Денис Агафонов
Где
Россия, Санкт-Петербург. наб. реки Мойки, 94
Даты
2015 — 2016 / 2017 — 2018
Функция
Культурный / Музей
Юсуповский дворец сначала поставил нам задачу по новому зонированию подвальных помещений, где сосредоточена инфраструктура – буфет, туалеты, магазин, и только потом – по навигации во всем музее, а также в саду.

Поскольку историческую планировку цокольного этажа поменять нельзя, мы придумали новые назначения помещений и способы движения. Для интуитивной навигации в этом пространстве мы предложили акцентировать два коридора – один, со сводами, очистить от штукатурки, а второй, с окнами, выкрасить в желтый цвет, на стенах разместить планшеты с историей дворца. Не все было реализовано, но получилось главное – перенести гардероб и кассу, организовать круговое движение, добавить вход с улицы Декабристов, развести потоки групп и самостоятельных посетителей. 

Для этажей с историческими интерьерами и основной экспозиции мы выбрали более сдержанное решение: золотистые подставки, «дворцовый» стиль в рисунке пиктограмм. Каждый зал уникален, модули навигации тоже получились уникальные. В саду навигация минимально достаточная, поскольку парк – памятник, да и объектов в нем не так много, чтобы на них указывать. 
  • zooming
    1 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    7 / 7
    Система навигации и концепция интерьера в Юсуповском дворце на Мойке
    © Архитектурное бюро «Народный архитектор»
Система навигации в Дарвиновском музее
Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

Система навигации в Дарвиновском музее

Авторский
коллектив
Алексей Курков, Дмитрий Селивохин, Тамара Куркова, Родион Китаев
Где
Россия, Москва. ул. Вавилова, 57
Даты
— 2013 / — 2014
Функция
Культурный / Музей
Когда мы пришли в Дарвиновский музей, то поняли, что он слишком живой. Если основное здание 1980-х годов построено именно как музей, то пристроенная к нему в 1990-х башня предназначалась для хранения и администрации, но в результате на каждом из ее семи этажей что-то происходит, при этом войти можно только через подвал. У музея сложная структура, два гардероба и две кассы – нам нужно было все привести к общему знаменателю. 

Основная экспозиция занимает три этажа и семь залов, каждый из которых рассказывает свою историю – зарождение жизни, микроэволюция, макроэволюция. Для идентификации этих пространств иллюстратор Родион Китаев придумал композиции, выполненные в разных техниках – от стилизации под детские рисунки до cut out и ксилографии.

Навигационные модули мы сделали строгими, потому что в музее много ярких экспонатов. Планы этажей напоминают взрыв-схему и наглядно показывают, как соединяются залы. Разные корпуса мы маркировали цветом: оранжевый использовали для основного здания, а синий – для пристройки. Там, где нужно что-то подчеркнуть, мы позволили себе крупные яркие объекты, в остальном же придерживались минимализма.   
  • zooming
    1 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    2 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    3 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    4 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    5 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»
  • zooming
    6 / 6
    Система навигации в Дарвиновском музее
    Фотография © Арсений Россихин / предоставлена Архитектурное бюро «Народный архитектор»

12 Сентября 2022

Алёна Кузнецова

Беседовала:

Алёна Кузнецова
Похожие статьи
KOSMOS: «Весь наш путь был и есть – поиск и формирование...
Говорим с сооснователями российско-швейцарско-австрийского бюро KOSMOS Леонидом Слонимским и Артемом Китаевым: об учебе у Евгения Асса, ценности конкурсов, экологической и прочей ответственности и «сообщающимися сосудами» теории и практики – по убеждению архитекторов KOSMOS, одно невозможно без другого.
КОД: «В удаленных городах, не секрет, дефицит кадров»
О пользе синего, визуальном хаосе и общих и специальных проблемах среды российских городов: говорим с авторами Дизайн-кода арктических поселений Ксенией Деевой, Анастасией Конаревой и Ириной Красноперовой, участниками вебинара Яндекс Кью, который пройдет 17 сентября.
Никита Токарев: «Искусство – ориентир в джунглях...
Следующий разговор в рамках конференции Яндекс Кью – с директором Архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым. Дискуссия, которая состоится 10 сентября в 16:00 оффлайн и онлайн, посвящена междисциплинарности. Говорим о том, насколько она нужна архитектурному образованию, где начинается и заканчивается.
Архитектурное образование: тренды нового сезона
МАРШ, МАРХИ, школа Сколково и руководители проектов дополнительного обучения рассказали нам о том, что меняется в образовании архитекторов. На что повлиял уход иностранных вузов, что будет с российской архитектурной школой, к каким дополнительным знаниям стремиться.
Архитектор в метаверс
Поговорили с участниками фестиваля креативных индустрий G8 о том, почему метавселенные – наша завтрашняя повседневность, и каким образом архитекторы могут влиять на нее уже сейчас.
Арсений Афонин: «Полученные знания лучше сразу применять...
Яндекс Кью проводит бесплатную онлайн-конференцию «Архитектура, город, люди». Мы поговорили с авторами докладов, которые могут быть интересны архитекторам. Первое интервью – с руководителем Софт Культуры. Вебинар о лайфхаках по самообразованию, в котором он участвует – в среду.
Устойчивость метода
ТПО «Резерв» в честь 35-летия покажет на Арх Москве совершенно неизвестные проекты. Задали несколько вопросов Владимиру Плоткину и показываем несколько картинок. Пока – без названий.
Сергей Надточий: «В своем исследовании мы формулируем,...
Недавно АБ ATRIUM анонсировало почти завершенное исследование, посвященное форматам проектирования современных образовательных пространств. Говорим с руководителем проекта Сергеем Надточим о целях, задачах, специфике и структуре будущей книги, в которой порядка 300 страниц.
Олег Манов: «Середины нет, ее нужно постоянно доказывать...
Олег Манов рассказывает о превращении бюро FUTURA-ARCHITECTS из молодого в зрелое: через верность идее создавать новое и непохожее, околоархитектурную деятельность, внимание к рисунку, макетам и исследование взаимоотношений нового объекта с его окружением.
Юлия Тряскина: «В современном общественном интерьере...
Новая премия общественных интерьеров IPI Award рассматривает проекты с точки зрения передовых тенденций современного мира и шире – сверхзадачи, поставленной и реализованной заказчиком и архитектором. Говорим с инициатором премии: о специфике оценки, приоритетах, страхах и надеждах.
Владимир Плоткин:
«У нас сложная, очень уязвимая...
В рамках проекта, посвященного высотному и высокоплотному строительству в Москве последних лет поговорили с главным архитектором ТПО «Резерв» Владимиром Плоткиным, автором многих известных масштабных – и хорошо заметных – построек города. О роли и задачах архитектора в процессе мега-строительства, о драйве мегаполиса и достоинствах смешанной многофункциональной застройки, о методах организации большой формы.
Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Якоб ван Рейс, MVRDV: «Многоквартирный дом тоже может...
Дом RED7 на проспекте Сахарова полностью отлит в бетоне. Один из руководителей MVRDV посетил Москву, чтобы представить эту стадию строительства главному архитектору города. По нашей просьбе Марина Хрусталева поговорила с Ван Рейсом об отношении архитектора к Москве и о специфике проекта, который, по словам архитектора, формирует на проспекте Сахарова «Красные ворота». А также о необходимости перекрасить обратно Наркомзем.
Илья Машков: «Нужен диалог между профессиональным...
Высказать замечания по тексту закона можно до 8 февраля на портале нормативных актов. В том числе имеет смысл озвучить необходимость возвращения в правовую сферу понятия эскизной концепции и уточнения по вопросам правки или искажения проекта после передачи исключительных прав.
Год 2021: что говорят архитекторы
Вот и наш новый опрос по итогам 2021 года. Ответили 35 архитекторов, включая главных архитекторов Москвы и области. Обсуждают, в основном, ГЭС-2: все в восторге, хотя критические замечания тоже есть. И еще почему-то много обсуждают минимализм, нужен и полезен, или наоборот, вреден и скоро закончится. Всем хорошего 2022 года!
Михаил Филиппов: «В ордерной системе проявляется...
Реализовав свою градостроительную методику в построенном в Сочи Горки-городе, крупных градостроительных проектах в Тюмени и в Сыктывкаре, известный архитектор-неоклассик Михаил Филиппов занялся оформлением своей методики в учебник. Некоторые постулаты своей теории архитектор изложил в интервью для archi.ru.
Ольга Большанина, Herzog & de Meuron: «Бадаевский позволил...
Партнер архитектурного бюро Herzog & de Meuron, главный архитектор проекта жилого комплекса «Бадаевский» Ольга Большанина ответила на наши вопросы о критике проекта, о том, почему бюро заинтересовала работа с Бадаевским заводом и почему после реализации комплекс будет таким же эффектным, как и показан на рендерах.
Татьяна Гук: «Документ, определяющий развитие города,...
Разговор с директором Института Генплана Москвы: о трендах, определяющих будущее, о 70-летней истории института, который в этом году отмечает юбилей, об электронных расчетах в области градпланирования и зарубежном опыте в этой сфере, а также о работе Института в других городах и об идеальном документе для городского развития – гибком и стратегическом.
Феликс Новиков: «Я никогда не предлагал заказчику...
Большое и очень увлекательное интервью с Феликсом Новиковым. О репрессированных родителях, погибшем брате, о переходе от классики к модернизму, об авторстве и соавторстве, о том, как обойти ограничения. По видео связи в Zoom, Hью-Йорк – Рочестер, штат Нью-Йорк, 16-17 Августа, 2021.
Авторский надзор: мытьем да катаньем
Разговор на АрхПароходе 2021 со Стасом Горшуновым: о том, как ему удается добиваться качественной реализации проектов, какие проблемы приходится решать, когда жертвовать гонораром, а когда идти на компромиссы.
Технологии и материалы
Из чего сделан фасад дома-победителя «Золотого Трезини»?
Для реконструкции и нового строительства в исторической части Васильевского острова архитекторы бюро «Проксима» использовали кирпич Terca Stockholm концерна Wienerberger и фасадную плитку ZEITLOS от Stroeher. Материалы поставила компания «Славдом».
Delabie ставит на черный
Компания Delabie представляет линейку сантехнических изделий Black Spirit, выполненных в матовом черном покрытии. В нее вошли как раковины, смесители и унитазы, так и многочисленные аксессуары, позволяющие добиться эффекта total black.
Мода на плинфу
Коммерческий директор Кирово-Чепецкого кирпичного завода Данил Вараксин в рамках семинара «Городские кварталы» представил архитекторам российский кирпич ригельного формата
Строительный атом архитектуры
В рамках семинара «Городские кварталы» архитектор Роман Леонидов проследил историю кирпичного строительства от древнего Вавилона до наших дней.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
История в кирпиче. В Музее архитектуры прошел семинар...
Компания «КИРИЛЛ» и Кирово-Чепецкий кирпичный завод в партнерстве с Музеем архитектуры им. А.В. Щусева провели семинар для архитекторов, представив самый широкий взгляд на материал, от истоков и философии работы с кирпичом в разные исторические эпохи до современных особенностей технологии и производства.
Плитка BRAER: рассчет на века
Метод вибропрессования делает тротуарную плитку BRAER прочной, а технология ColorMix позволяет добиваться многообразия оттенков. При правильном монтаже изделие будет сохранять свои свойства десятки лет. Рассказываем о важных нюансах при укладке и эксплуатации.
Экология вне времени
Компания «Новые горизонты» разработала линейку игровых площадок, выполненных в природном стиле и из экологичных материалов, которые прослужат долгие годы.
Реставраторы провели работы в мемориальном комплексе...
В Беслане прошла выездная школа реставрации Союза реставраторов России. Ее участники выполнили восстановительные и консервационные работы на руинах школы №1. Проект состоялся при поддержке компании Baumit, специалистов в области реставрации исторических зданий.
МасТТех. Этапы большого пути
Алюминиевые архитектурные конструкции Masttech используют в своих проектах архитекторы ведущих бюро, таких как СПИЧ, ATRIUM, ТПО «Резерв». Не так давно специалисты компании разработали – по техническому заданию АБ Цимайло, Ляшенко и Партнеры – эксклюзивное решение оконно-витражного блока, который монтируется сразу на два этажа.
Шесть общественных комплексов, реализованных с применением...
Технологии КНАУФ АКВАПАНЕЛЬ® давно завоевали признание в отечественной строительной отрасли. Особенно в области общественных зданий, к которым предъявляются особые требования по безопасности, огнестойкости, вандалоустойчивости. При этом, технологии «сухого строительства» значительно сокращают монтажные работы.
Кирпич плюc: с чем дружит кладка
С какими материалами стоит сочетать кирпич, чтобы превратить здание в архитектурное событие? Отвечаем на вопрос, рассматривая знаковые дома, построенные в Петербурге при участии компании «Славдом».
Pipe Module: лаконичные световые линии
Новинка компании m³light – модульный светильник из ударопрочного полиэтилена. Из такого светильника можно составлять различные линии, подчеркивая архитектуру пространства
Быстро, но красиво
Ведущий производитель стеновых ограждающих конструкций группа компаний «ТехноСтиль» выпустила линейку модульных фасадов Urban, которые можно использовать в городской среде.
Быстрый монтаж, высокие технические показатели и новый уровень эстетики открывают больше возможностей для архитекторов.
Чувство плеча
Конструкция поручней DELABIE из серии Nylon Clean дает маломобильным людям больше легкости в передвижениях, а специальное покрытие обладает антибактериальными свойствами, которые сохраняются на протяжении всего срока эксплуатации.
Сейчас на главной
Перфоманс солнца
Набережную Федоровского реконструировали к 800-летию Нижнего Новгорода по проекту Arch Group. Крутой склон превратился в световую инсталляцию, а променад с террасами – в излюбленное место для прогулок и любования знаменитыми волжскими закатами.
Вопрос циркуляции
В Париже завершилась многолетняя реконструкция исторического комплекса Национальной библиотеки Франции: теперь там расположены научные институты и музейные залы. Авторы проекта – Atelier Gaudin Architectes.
Ось Савеловского
БЦ в окружении крупной городской развязки у Савеловского вокзала берет на себя роль пространственной оси – то есть оси вращения: закручивается спиралью, чередуя идеальное стекло этажей с глубокими уступами междуярусных перекрытий, в которые спрятаны изобретенные архитекторами форточки. Оно скульптурно и претендует на роль нового городского акцента несмотря на сравнительно небольшой – девятиэтажный – рост.
Пресса: Подменное настоящее
Иногда так любишь какое-нибудь прошлое, что как-то забываешь, когда живешь, сейчас или тогда, особенно если «сейчас» отличается от «тогда» достаточно резко. В случае, если настоящее не отличается от прошлого — и даже старательно не отличается, стремится с ним отождествиться,— любить и забываться сложнее.
Из созвездия Ворона
Cheng Chung Design (CCD) создало в интерьерах отеля W в городе Чанша модель Вселенной, предлагая постояльцам совершить космическое путешествие.
И в зной, и в стужу
Бюро Megabudka, известное разнообразными исследованиями творческих проблем, поделилось с нами статьей Артема Укропова, посвященной наработкам в области проектирования детских площадок в разных климатических условиях. Не то чтобы все изложенное в ней совершенно ново и неожиданно, но собрано вместе. Делимся.
Панъевропейский проект
Конкурс на проект реконструкции здания Европейского Парламента в Брюсселе выиграл консорциум Europarc из пяти континентальных мастерских.
Ода к ОАМ
В Петербурге начала работу VIII архитектурная биеннале. На дискуссии, где обсуждалось архитектурное просвещение, зал и председатель ОАМ попросили у редакции Архи.ру больше критики. Мы решили попробовать, и начать с самой выставки.
Убежище и пропитание, или съесть архитектуру
Самый вкусный, красивый и чувственный проект Открытого города – показываем третьим в нашей редакционной подборке. Каждый гастрономический сюжет сопровожден в нем внушительной, так сказать, арх-подготовкой, от референсов до аксонометрии. Так и хочется его съесть. Ну, его и съели.
Конечно можно
Рузанна Аветисян придумала для салона красоты в Казани интерьер, в котором посетитель чувствует себя как дома и погружается в приятные воспоминания о детстве и путешествиях. Уютное пространство в природной гамме дополняют фактурные детали: сухой борщевик, плетеные светильники или панно, сотканное из сорго.
Незаброшенная типография
Показываем три проекта урбанистического лагеря в Себеже, который был посвящен возрождению здания бывшей типографии. Победила команда под руководством Евгении Репиной и Сергея Малахова с проектом, который предлагает очень деликатные вкрапления в существующее здание.
Сценарии для Московской области
Мособлархитектура и АПМО провели VI Форум проектировщиков – главный ежегодный практикум для архитекторов Подмосковья, собрав ответы на наиболее насущные вопросы при подготовке проектной документации, а также представив новые подходы к территориям на примере лучших практик.
Имманентная бионика
Продолжаем публиковать проекты Открытого города, выбранные редакцией. Следующий посвящен программированию бионических форм, его курировало бюро «Чехарда». Формы – из российской природы, размещены на карте страны и доступны для изучения посредством смартфона.
Архитектура и анимация: ЧЕРЕЗ
Начинаем публиковать кураторские проекты Открытого города. Мы – редакция – выбрали пять проектов. Один из них мультфильм ЧЕРЕЗ, сделанный группой молодых архитекторов под кураторством dnk ag и режиссерским тьюторством. Получился вполне профессиональный фильм артхаусного свойства.
Петля в бору
Деликатное благоустройство соснового бора в спутнике Нижнего Новгорода не нарушает сложившийся природный ландшафт, но раскрывает красоту места и помогает посетителям насытиться впечатлениями.
Радости Монпарнаса
Архитекторы бюро MVRDV продолжают оттачивать приемы эффективной и экологически безопасной реконструкции объектов позднего модернизма. Им удалось вернуть Парижу целый квартал многофункциональной застройки Gaîté Montparnasse.
Ре-контейнер
Сообщество p.m. (personal message) дало вторую жизнь морскому контейнеру, в котором работает кофейня: авторы наладили инженерные системы, продумали эргономику и добавили яркие акценты. Барная стойка, например, сделана их переработанных пластиковых крышечек.
Инструкция не прилагается
Детская площадка, разработанная бюро UTRO, предлагает игру без заложенного взрослыми сценария: за счет ландшафта и абстрактных фигур дети могут наделять пространство какими угодно смыслами, развивая воображение.
Ослепляющий камуфляж
Электростанция на биотопливе Powerbarn по проекту Giovanni Vaccarini Architetti недалеко от Равенны – часть плана по превращению промзоны в центр производства «зеленой» энергии.
Модуль и свобода
В новом отеле сети «Точка на карте» Rhizome продолжает исследовать возможности крупно-модульной технологии строительства и добивается все большего разнообразия пространств и скульптурности объемов.
Реконструктивная операция
Бюро из Гонконга Cheng Chung Design попыталось залечить один из шрамов, оставленных на поверхности земли деятельностью человека. Так на месте заброшенного карьера возник люксовый отель Banyan Tree Nanjing Garden Expo.