Химия цвета

Отель, построенный по проекту Григория Дайнова рядом с Ареной-2000 на въезде в Ярославль из Москвы, строился так долго, что истории замысла сейчас приблизительно 15 лет. По словам архитектора, именно эта работа позволила основать собственное бюро. Но здание не выглядит устаревшим, вероятно, потому что сочетает простоту объемов с яркими тщательно просчитанными «прослойками» цветного света.

mainImg
Архитектор:
Григорий Дайнов
Мастерская:
DK architects
Проект:
Гостиница в Ярославле
Россия, Ярославль

Авторский коллектив:
Архитекторы: Григорий Дайнов (рук.., ГАП), Роман Маврин, Александр Качалов, Сергей Фомин, Роман Шатров, Ольга Украженко, Любовь Канахистова, Никита Дубов

2007 — 2008 / 2014 — 2022

Заказчик: ОАО «Ярославский Технический Углерод»
Конструкции, инженерные сети : Ярпромстройпроект
Подрядчик: Ярнефтехимстрой
Гостиница расположена на подъезде к Ярославлю из Москвы, по левую руку от Московского проспекта, но на некотором отдалении, в 600 метрах от трассы, за парком «Нефтяник», в микрорайоне Нефтестрой. Подъезжая к городу, чуть раньше, опять же по левую руку, можно увидеть лес строений огромного нефтеперерабатывающего завода компании Славнефть, одного из самых крупных на северо-востоке, так что здесь вся округа так или иначе имеет отношение к нефтяникам. Заказчик – «Ярославский Технический Углерод», подрядчик Ярнефтехимстрой.

Между тем гостиница относится к рекреационно-спортивной части экономически успешного района, рядом 3 открытых стадиона (один из них принадлежит ЯГТУ), а прямо напротив – ледовая Арена-2000 Локомотив, рассчитанная на порядка 9000 зрителей, построенная в 2001 году шведской девелоперской компанией Skanska. Арену начали строить, надеясь принять в Ярославле чемпионат мира по хоккею, и хотя он прошел в Петербурге, все равно достроили. Это довольно внушительное сооружение также стало самой большой в городе концертной площадкой, так что можно легко представить себе, как либо зрители концертов, либо болельщики и спортсмены поселяются в гостинице напротив – когда ее запустят – на расстоянии вытянутой руки от арены. Очень удобно. 
Арена-2000, Ярославль; проект Skaska; расположена напротив гостиницы
Фотография: Юлия Тарабарина, Архи.ру
Ситуационный план. Гостиница в Ярославле
© DK architects

Проект – давний. Григоргий Дайнов сделал его, фактически, 15 лет назад: по словам архитектора, именно благодаря этому проекту ему удалось открыть собственное бюро. Но строительство в 2008 году остановилось из-за кризиса, возобновилось в 2014, и вот, не прошло и 8 лет, как гостиницу построили. Хотя пока не открыли. Но она полностью готова. 

Интересно же то, что столь давний проект в общем-то не очень устарел. Есть, конечно, изменения, к примеру, по настоянию заказчика фиброцементные плиты на фасадах заменили на керамогранит; окружили все железным забором; да и к названию гостиницы – "Соколёна" и ее предсказуемому логотипу в виде птички архитектор, по его словам, отношения не имеет. Но все это детали, такие замены по-прежнему сплошь и рядом случаются в Москве и Петербурге, что уж говорить о микрорайоне Нефтяник; искажения неприятные, но сравнительно не существенные. Поскольку основные темы сохранены и замысел считывается. 
Гостиница в Ярославле
© DK architects
Гостиница в Ярославле
© DK architects

Он строится на сочетании лаконичного объемно-пространственного решения и яркой «фишки» – галерей из цветного стекла. 

Гостиница состоит из двух корпусов на стилобате c 2-ярусной подземной парковкой под ним. Корпуса обрамляют стилобат: один, 10-этажный, по северо-западному контуру, другой, 16-этажный – по юго-восточному. Пластина поменьше параллельна улице Гагарина, пластина побольше – стадиону Славнефть, таким образом здание откликается на все оси и линии ближайшего контекста, и в то же время легкий «доворот» второго корпуса позволяет развернуть 16-этажный фасад на несколько дополнительных градусов от востока к югу, «поймав» чуть больше солнца.

А солнце здесь нужно не столько для инсоляции жилых помещений – в отношении гостиниц, как известно, строгие нормы не актуальны, – сколько для создания образа и особой атмосферы внутри. Еще одна ремарка: гостиница строилась не по бренд-буку какого-то оператора, возможно, поэтому в здании не наблюдается этакой чрезмерной экономии пространства. Вероятно, это позволило сделать оба корпуса не коридорными, а галерейными, вынеся галереи на юго-восточные фасады и застеклив их от пола до потолка. Причем северный корпус тонкий, он просто галерейный, а южный вдвое толще, он коридорно-галерейный, здесь есть и коридор по продольной оси, и галерея на юго-восточном фасаде.
Гостиница в Ярославле
© DK architects

Благодаря галереям на одной из протяженных сторон каждого корпуса появился стеклянный фронт – решение может напомнить разные примеры из европейской практики, но лично мне вспоминается реконструкция Cité du Grand Parc в Бордо от Лакатон & Вассаль. Она впрочем случилась позднее, чем была придумана ярославская гостиница, лет на 10. Но в целом такой галерейный фронт – с одной стороны, довольно распространенное решение, а с другой, в наших широтах в последние десятилетия редкое, поскольку галереи не очень выгодны с экономической точки зрения. 

Стеклянные галереи дают много света и, при условии правильного проветривания, создают эффект выхода из комнаты прямо на улицу, характерный для приморских курортных отелей. Когда открыл дверь – и уже на солнце, и пахнет морем. Здесь, может быть, морем и не пахнет, но солнце, случается, светит, – и архитектор своими галереями не только «ловит» его, поворачиваясь к юго-востоку, к самым приятным рассветным лучам, но и усиливает его теплоту.
Гостиница в Ярославле
Фотография © Антон Севастьянов / DK architects

Для усиления используется цвет. Часть стекол покрыта полупрозрачной керамической печатью желтого и красного цвета. На 16-этажной пластине ритм вертикальный и регулярный, снаружи желтые стекла расположены в шахматном порядке и поддержаны цветными перегородками внутри галереи, причем здесь цветовая растяжка – от темно-красного до желтого и прохладно-голубого через оранжевый. Стены тоже выкрашены чередующиеся оттенки (ну, примерно по принципу Марсельской единицы) и поддерживают игру цветовыми рефлексами изнутри.
Гостиница в Ярославле
Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
Гостиница в Ярославле
© DK architects

На 10-этажном корпусе – горизонтальные цветные полосы, тонкие, вперемежку красные, желтые и нейтральные серые. Получается орнамент, но не плоскостный, а развивающийся в пространстве галерейной прослойки через рефлексы, блики, усиление цвета, растворяющегося в лучах света. Причем свет приобретает теплые, «солнечные» оттенки даже в пасмурный дождливый день. Все это было просчитано и даже экспериментально проверено. 
Проработка формата цветного остекления. Гостиница в Ярославле
© DK architects
Проработка формата цветного остекления. Гостиница в Ярославле
© DK architects

И да, днем стеклянные галереи «впитывают» солнечный свет, а вечером будут светиться уже изнутри. Северный корпус будет подсвечивать дворик на кровле стилобата. 

В остальном корпуса очень сдержанны – намеренно спокойные по форме и цвету, они становятся лаконичной «рамой» для цвето-световой мозаики двух остальных фасадов. Которые лучше всего рассматривать, конечно, в первой половине дня, когда на них светит восточное и южное солнце. 
  • zooming
    1 / 5
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    2 / 5
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    3 / 5
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    4 / 5
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    5 / 5
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects

Есть впрочем еще одна особенность – входной козырек. Он не просто вынесен далеко вперед, он еще и опирается на площадь перед отелем скосом диагональной ноги. Он надежно защищает выходящих из такси от дождя и в то же время он – скульптура, асимметричный и черный, брутальный, то ли вырастает из земли, то ли втыкается в землю как нога космического корабля, сразу давая входящим повод задуматься, что может быть, в этом несложном на первый взгляд здании не все так просто, как кажется при подъезде с улицы Гагарина. 
  • zooming
    1 / 4
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    2 / 4
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    3 / 4
    Гостиница в Ярославле
    Фотография © Антон Севастьянов / DK architects
  • zooming
    4 / 4
    Гостиница в Ярославле
    © DK architects
Архитектор:
Григорий Дайнов
Мастерская:
DK architects
Проект:
Гостиница в Ярославле
Россия, Ярославль

Авторский коллектив:
Архитекторы: Григорий Дайнов (рук.., ГАП), Роман Маврин, Александр Качалов, Сергей Фомин, Роман Шатров, Ольга Украженко, Любовь Канахистова, Никита Дубов

2007 — 2008 / 2014 — 2022

Заказчик: ОАО «Ярославский Технический Углерод»
Конструкции, инженерные сети : Ярпромстройпроект
Подрядчик: Ярнефтехимстрой

25 Июля 2022

Похожие статьи
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Башни в детинце
Жилой комплекс в Уфе, построенный по проекту PRSPKT.Architects, объединяет два масштаба: башни маркируют возвышенность и въезд в город, а малоэтажные корпуса соотнесены с контекстом и историей места, которое когда-то было обнесено крепостными стенами.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.
Медь и глянец
Универмаг Hi-light в торговом центре Екатеринбурга объединяет несколько универсальных корнеров для брендов-арендаторов, а посетителей привлекает глянцевыми материалами отделки и акцентными объектами.
Опал Анны Монс
Проект небольшого бизнес-центра рядом с Туполев плаза и улицей Радио прокламирует необходимость современной архитектуры в отдельно взятом месте Немецкой слободы и доказывает свой тезис проработанностью деталей, множеством отвергнутых вариантов формы и даже – описанием района. Можно согласиться и интересно, что получится.
Кофе со сливками
Бистро в центре Белграда с дубовыми панелями, бордовым мрамором, патио и лестницей-диваном. Интерьером занималось московское бюро Static Aesthetic.
Бетон и море
В Светлогорске в одном из помещений берегового лифта открылся гастрономический бар. Архитекторы line design studio сохранили брутальный характер места, добавив дихроичное стекло, металл и бетон, а главный акцент сделали на изменчивом пейзаже за окном.
Ширма для автомобиля
Микрорайон “New Питер” отличается от других новостроек Петербурга тем, что с ним работают разные архитекторы. Паркингами, например, занималось молодое бюро Bagratuni Brothers, которое предложило складчатые фасады из металлической сетки, превратившие утилитарную постройку в достойный красной линии объект.
Дом на взморье
Перевоплощение кафе «Причал» на берегу залива в Комарово в ресторан Meat Coin отразило смену тенденций в оформлении загородных домов: на месте темная облицовка фасадов, открытые деревянные конструкции и бетон в интерьере, натуральные материалы, а также фокус на природном окружении.
Шоколад в шоколаде
Интерьер петербургского ресторана Theobroma, где все блюда готовятся с применением какао-бобов, выдержан в стиле Людовика XIV. Мебель и посуду в духе рококо балансирует фактура потертого бетона на стенах и обилие естественного света.
Домики в саду
Детский сад, спроектированный бюро WALL для нового района Казани, отвечает нормативам, но далеко уходит от типовых вариантов. Архитекторы предложили замкнутую на себе структуру с зеленым двором в центре, деревянными домиками-ячейками и галереей вместо забора. Получилось по-взрослому и уютно.
Парголовский протестантизм
В Петербурге по проекту бюро SLOI architects строится протестантская церковь. Одна из главных особенностей здания – деревянная кровля с 25-метровыми пролетами, которая в числе прочего формирует интерьер молельного зала. Но есть и другие любопытные детали – рассказываем о них подробнее.
Стрит-арт на стройке
Магазин уличной одежды в петербургском пространстве Seno Валентина Дукмас оформила граффити, заборами из профлиста, строительными лесами и пластиковыми стульями. Контраст им составляют старинные деревянные балки и кирпичные стены.
На бокальчик
Для интерьера винного бара в Казани Карина Гимранова выбирает как прямые ассоциации вроде бочек, светильников-виноградин и хрусталя, так и более тонкие: оттенки закатного солнца, образ почвы, осколки амфор. Не последнюю роль в создании атмосферы сыграл светодизайн.
Платан и фонтан
Кафе-терраса в сочинском парке «Ривьера» стремится раствориться в окружающей его буйной растительности: деревья растут сквозь перекрытия, в конструктиве предусмотрены отсеки для высадки растений, а панорамные окна истончают границы пространств.
В гостях у Фрэнка
Интерьеры лобби башен комплекса «Павелецкая сити» посвящены легендам американского кинематографа. Чтобы воссоздать атмосферу голливудской роскоши, бюро Олега Клодта обратилось к приемам ар-деко, фактурным материалам и арт-объектам.
Лучи пустыни
В Дубае по проекту бюро IND architects планируют построить школу, рассчитанную на 1750 учеников. Архитекторы учли локальные особенности, предложили «лучевую» планировку и пространства, в которых детям будет комфортно находиться на протяжении всего дня.
Сад Памяти
Сад Памяти – ландшафтное продолжение экспозиции Музея Истории ГУЛАГа. В основе его планировки – идея пути к свету через трудности памяти и опыта. Пустовавший ранее технический двор стал оживленным пространством для культурной программы музея и знакомства с историческими фактами. Рассказ о проекте – от автора.
Смотровая вышка
Дом в Красной поляне, спроектированный екатеринбургским бюро Марии Демидовой, занимает очень узкий участок. Архитекторы вытянули объем вверх и добавили террасы, тем самым раскрыв виды на горы и освободив место для патио и бассейна.
Хибинская сокровищница
Модернистское здание библиотеки в Апатитах после реконструкции превратилось в серьезный культурный центр: внутри экспонируется современное искусство, проходят концерты и мастер-классы. Один из участников проекта – телеведущий и коллекционер Андрей Малахов. Интерьерную концепцию разработала студия «Точка дизайна».
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».