Рейтинг Нижнего: три полюса

Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.

Юлия Тарабарина

Автор текста:
Юлия Тарабарина

24 Февраля 2022
mainImg
0 Нижегородский рейтинг – одна из самых давних премий современной российской архитектуры постсоветского времени, самых неформальных, я бы даже сказала, веселых и душевных, и самых «упрямых». Она существует с 1997-1998 годов, вручается приблизительно раз в 2 года. Одним из ее вдохновителей был Александр Харитонов, в 1995–1998 годах – главный архитектор Нижнего. С его влиянием и поддержкой связывают становление «нижегородской школы» и даже ее особенный «вкус» и «дух». Бессменный куратор и организатор премии, человек, который собирает экспертов, жюри, проекты, и заставляет их всех работать в унисон – журналист и критик Марина Игнатушко. В недавнем, 2020 года, интервью она подчеркивает, что рейтинг – не про абсолютные достижения. 

Сейчас куратор публикует в группе премии выдержки из оценок жюри, как по длинному, так и по короткому списку. Подборка интересна хотя бы потому, что почти на каждый объект обнаруживаются разные мнения. 

И действительно, как может быть абсолютным достижением награда, в ходе которой победивший проект съедают в качестве торта. Буквально на днях в ответ на мой пост в фейсбуке появился комментарий примерно такого содержания: «какой ужас! как можно!». Истоки возмущения его автора можно понять, а вот принять никак невозможно – любому, кто когда-либо изучал азы теории мифа, известно, что в самом архаическом формате божество надо съесть; так-то. Впрочем – не в оправдание будет сказано. Нижегородский рейтинг надежно сохраняет образ одного из самых обаятельных: несколько лет назад тортики дополнились шутливо-романтическими роликами при представлении каждого проекта шорт-листа. Все это создает некий флер, способный поглотить и нивелировать критичность – в пользу разнообразия решений, взглядов и позиций.

Что не исключает, конечно, профессиональной оценки. Объекты, завершенные (подчас не до конца) в течение двух лет – в данном случае 2020–2021 – вначале оценивают нижегородцы, в основном архитекторы города, формируя из лонг-листа шорт-лист. На этот раз в лонг-листе было 26 объектов, в короткий список прошло 11. Состав жюри, объекты короткого и длинного списка можно найти на странице рейтинга, здесь же попробуем рассказать о трех объектах, на наш взгляд, самых показательных. Два из них претендовали на победу чуть ли не в равной мере. 

Ролик церемонии вручения можно найти здесь.  
Победитель: павильон №2 на Нижегородской ярмарке
Нижегородский рейтинг – 14. Станислав Горшунов разрезает торт. 18.02.2022
Фотография: Архи.ру

О павильоне важно знать, во-первых, что он не вполне новое здание, а результат реконструкции остатков долгостроя 1990-х. Во-вторых, он состоит из двух частей: зеркальный павильон №1 облицован полированной сталью в 2020 году по проекту Владимира Пирожкова, основателя центра «АСТРАРОССА дизайн», автора фирменного стиля самолета Sukhoi Superjet 100 и дизайна олимпийского факела в Сочи.
Слева, зеркальная часть – павильон № 1, автор Владимир Пирожков, слева, белый объем – павильон №2 Нижегородской ярмарки, автор Станислав Горшунов. Благоустройство площади – megabudka
Фотография: Архи.ру

На вторую половину павильона, которая пристыкована к первой и вытянута вдоль нее со стороны Оки, архсовет Нижнего провел конкурс идей. В нем участвовало 15 эскизных предложений, причем победившая концепция Станислава Горшунова была, по слухам, самой проработанной. Сам автор на награждении описал это так: конкурс был очень быстрым, мы что-то нарисовали и уехали на байдарках, а когда вернулись, оказалось, что мы должны делать этот павильон... 

Павильон сделали и он стал одним из ключевых конференц-залов проведения юбилейных торжеств к 800-летию Нижнего Новгорода. В сущности, его можно понять как обширный светлый холл, соединенный с конференц-залом в «зеркальной» части. Протяженный юго-восточный фасад, параллельный Оке и Советской улице, решен как ряд белых пилонов и стекол, отчего ощутимо напоминает Кремлевский дворец съездов – сходство с Кремлевским контекстом подчеркивает даже само по себе соседство псевдорусского Ярмарочного дома. Но угол поворота пилонов плавно меняется, стекло они как будто «тянут» за собой: так образуется зигзагообразный ряд высоких треугольных эркеров, который в плане напоминает веер, а в объеме – волну, что придает решению, ощутимо ретроспективному, современную динамичную трактовку, если не сказать оживляж.
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
Фотография © Станислав Горшунов / предоставлено АБ ГОРА
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
Фотография © Станислав Горшунов / предоставлено АБ ГОРА
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
Фотография © Станислав Горшунов / предоставлено АБ ГОРА
Павильон №2 Нижегородской ярмарки, 2021
Фотография: Архи.ру
Павильон №2 Нижегородской ярмарки, 2021
Фотография: Архи.ру
  • zooming
    1 / 4
    Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА
  • zooming
    2 / 4
    Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА
  • zooming
    3 / 4
    Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА
  • zooming
    4 / 4
    Бар. Проект. Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
    © АБ ГОРА

Неудивительно, что ролик, представлявший проект на премии, начинался с московского КДС на известной открытке, затем показывал нижегородский Московский вокзал – тоже ужасно похожий, так же как и реконструкцию концертного зала «Юпитер», произведенную Станиславом Горшуновым в 2018–2019 годах. Все эти здания легко выстраиваются в общую линию, и павильон занимает в общем ряду свое почетное место. 

Можно было бы сказать, что пилонада КДС осмыслена здесь через ветер, который в Нижнем постоянно дует с рек, отчего ровный ряд устоев «колышется», но не по-настоящему, а визуально, как скульптура, оживающая при смене ракурсов в обходе. Однако важно, что на входном торце со стороны Ярмарочного дома четыре пилона действительно подвижны – они реализованы как «поворотные пилоны револьверного типа», причем высота каждой створки больше 10 м, вес больше 2 тонн, поворачиваются дистанционно. 
Конгресс-центр, павильон №2 на нижегородской ярмарке
предоставлено АБ ГОРА

Сам Станислав Горшунов на награждении определил свое произведение как «античный ангар с какими-то нашими выдумками», и – достаточно неожиданно – переключил внимание аудитории на здание Корнер плейс, как «гораздо более качественное и нужное для Нижнего Новгорода» и как прецедент качества, к которому надо стремиться. Что возвращает нас к другому объекту короткого списка – офисному зданию в центре города, на перекрестке улиц Алексеевской и Пискунова, – которое, по словам Марины Игнатушко, на первом этапе голосования было абсолютным лидером, затем уступив ярмарочному павильону. 
БЦ Corner place: шорт-лист
БЦ CORNER PLACE
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов

Итак, БЦ Corner place стал главным конкурентом павильона на премии. Хотя отчасти здания может объединить тот факт, что они оба – результаты завершения долгостроев. Корнер плейс занимает место двухэтажного доходного дома конца XIX века, довольно типичного примера мещанской застройки, в советское время работавшего как областной Дом крестьянина. В 2010-е на его месте была спроектирована гостиница, начато строительство, бетонный каркас ждал какое-то время своей судьбы. Затем сменился владелец, и новый заказчик обратился к АБ «Проспект» Бориса Тарасова и Егора Рыбина с просьбой «сделать как в Лондоне». 
БЦ CORNER PLACE. Вид по улице Алексеевской
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов
БЦ CORNER PLACE
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов
БЦ CORNER PLACE
Фотография © Александр Ивасенко, Илья Тарасов

Итогом стало здание, скомпонованное в парадигме последних десяти, примерно, лет развития русской, да и мировой, архитектуры в целом: это имитация, как уже было сказано, брандмауэрной застройки, ряда разных фасадов, выстроенных в один ряд по красной линии. Цельность обеспечивает общая высотность, чьи небольшие перепады спланированы ради того, чтобы избежать монотонности, общий уличный фронт из полированного гранита с витринами, в основном, ресторанов, а также общий верхний этаж из имитации кортена (впрочем, при взгляде с улицы выглядит как настоящий), с отступом террас перед ним. Современность нового дома подчеркнута скруглением каменных углов – для них пришлось специальным образом обточить снаружи достаточно толстый слаб камня – и моллированным стеклом окон на тех же углах. Известняковые фасады чередуются с кирпичными, покрытыми клинкерной плиткой, которая образует немного ершистые скругления «полуколонн». С ними перекликаются полукруглые ниши на самом восточном каменном фасаде по улице Пискунова.
БЦ CORNER PLACE
Фотография: Архи.ру
БЦ CORNER PLACE
Фотография: Архи.ру

Многие сходятся в том, что фасады – а в сущности, речь в данном случае именно о них – реализованы очень тщательно. Толщина практически всех швов одинаковая, это видно при простом проходе по улице вдоль первого этажа. 

Если рассматривать павильон №2 и Corner place в контексте премии как пару конкурирующих объектов, становится заметно, что они во многом представляют противоположность друг другу. Павильон – временное сооружение, построен и быстро и относительно экономно, хотя у него есть управляемые подвижные револьверные двери и стекла высотой 4 м на псевдоструктурной системе. Несмотря на соседство ярмарочного дома, окружающий его контекст скорее советский, он расположен в дальнем углу ярмарки и окружен большим открытым пространством. БЦ – сооружение более чем капитальное, на вид очень «капиталистическое», дорогое, тщательно реализованное, хотя, насколько мне известно, часть дорогих материалов в процессе реализации все же заменили на похожие, но более экономные. Один представляет собой вариации на темы классического модернизма, «передает привет» семидесятым. Другой построен на осмыслении, если не сказать имитации, среды городского центра. Притом что такая частота фасадов не очень свойственна центру Нижнего и даже не похожа на бывший здесь Дом крестьянина – тот был «длинным». Скорее это «Лондон», чем Нижний. 

Строго говоря, две постройки оказываются на двух полюсах современности, притом что обе современны, можно заметить, что павильон лучше «укоренен» с нижегородском контексте, не говоря уже о контексте творчества автора и, возможно, более актуален. БЦ, напротив, удивителен качеством исполнения и, как было многократно сказано, может служить примером такого качества в городской среде, более архаичен не потому, что имитирует традиционный город, а скорее потому, что принадлежит к тренду, который развивается уже лет 10, если не сказать 20, и немного уже, так сказать, клонится к закату. Что не делает один из двух объектов хуже или лучше, но любопытно, какое между ними возникает напряжение – его, возможно, премия и показала. 

Третий объект еще интереснее, поскольку, во-первых, подтверждает признанное мнение о разнообразии рейтинга, а во-вторых, образует из обозначенной двухполярности треугольник. 

Собственный дом Зои Рюриковой: короткий список
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода

С этим домом все наоборот. Он спроектирован больше, чем 10 лет назад, причем по словам автора, архитектора и сейчас председателя нижегородского союза архитекторов Зои Рюриковой, через 2 года ей, автору, разонравился. То есть мы имеем дело с проектом 2010 года, а постройка не завершена до сих пор. Притом что семья строит дом своими силами – и на премии он был представлен как принципиально не завершенный «Архозавр». Видимо потому, что древний, ползущий по склону то ли крыльями птеродактиля, то ли птичьими носами. 
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода

Дом расположен крутом на склоне на краю деревни Кузьминка, которая на входит в черту города Нижнего, но от которой до центра примерно 20 минут на машине, – таким образом, что деревни из него е видно никак. Как будто он стоит «в чистом поле». Чтобы добраться до дома надо миновать несколько «деревенских» улиц, плотно заставленных крупными домами-коттеджами, в основном кирпичными, но временами обшитыми сайдингом. Морфологически дом не имеет с коттеджами в строю улицы ничего общего: он легче, тоньше, стоит на опорах-ногах (хотя часть пространства первого яруса семья все же застроила, первоначально дом был еще более тонконогим). По склону он выстраивает диагональ между острым носом-навесом над входным крыльцом и похожим треугольником с другой стороны, над открытой террасой с гамаками. Но «вползает вверх» не только дом, а и баня – расположенная выше, привязанная «ниткой» деревянной лестницы. 
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой
Фотография предоставлена Зоей Рюриковой и 14 рейтингом архитектуры Нижнего Новгорода

Внутри дом закручен вокруг лестницы – железобетонной, отлитой собственноручно, безо всяких строителей, лестницей с «обратными ступенями», парящей в пространстве и поворачивающей. Она служит «сердечником», а может быть, позвоночником дома-существа.
«Архозавр». Собственный дом архитектора Зои Рюриковой. Лестница
Фотография: Архи.ру

Надеемся, что часть других объектов рейтинга нам тоже вскоре удастся описать. Но эти три, как кажется, образуют три самых интересных полюса, представляющих нам нижегородскую архитектуру и даже школу как явление по-прежнему разнообразное и живое.  

24 Февраля 2022

Юлия Тарабарина

Автор текста:

Юлия Тарабарина
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры...
В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова
Технологии и материалы
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?