Грядут перемены. Подведены итоги Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за период 2006–2007 годов

В пятницу, 1 февраля, в Доме архитектора прошла торжественная церемония объявления и награждения победителей, завершившаяся знаменитым поеданием «героя вечера» – огромного 40-килограмового торта в виде здания-победителя. Архитектура участвоваших в Рейтинге зданий демонстрирует, что в стилевых предпочтениях нижегородской школы намечаются существенные перемены – считает обозреватель Архи.ру Елена Петухова

Елена Петухова

Автор текста:
Елена Петухова

04 Февраля 2008
mainImg
0

Победитель Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006–2007 гг. – административно-офисное здание в Холодном переулке, спроектированное архитекторами бюро «Арко» Юрием Болговым и Александром Гребенниковым (ГИП – Олег Щепанов, строительство: ООО «Япыстрой», заказчик: ООО «Легионпром НН», ЗАО ЮЦ «Практика».

К радости кондитеров нынешний лауреат не доставил им обычных хлопот с соблюдением «загадочных» пропорций, приданием коржам причудливых форм и созданием из крема и марципанов невообразимых архитектурных излишеств. Лаконичная архитектура дома с двойным названием «Денди-Хамелеон» лишь в одном осложнила жизнь пекарям – им пришлось на собственном опыте постараться разгадать закономерность чередования на фасаде больших и маленьких оконных проемов. Эта немаловажная деталь была исполнена при помощи разноцветной глазури, что в переводе с зефирно-бисквитного на архитектурно-строительный язык означает навесные фасадные системы. Правда, кондитерские технологии отстают от строительных, и добиться от сахара эффекта «хамелеон», как на композитных панелях Alucobond spectra colours, которыми облицован дом, изготовителям праздничного торта не удалось.

В статьях, посвященных итогам конкурсов, обычно подробно рассказывается о церемонии награждения и о достоинствах проекта-победителя и его соперников. Но мне хотелось бы поделиться неожиданным и от этого особенно ярким впечатлением, полученным на основе анализа работ, участвовавших в нижегородском Рейтинге 2006-2007 гг. Они свидетельствуют о том, что архитектура Нижнего Новгорода находится на переломном этапе, результатом которого, как очень хочется верить, станет новый подъем нижегородской школы, способный оказать не меньшее влияние на российскую архитектуру, чем предыдущий. 
 
Писать о современной российской архитектуре достаточно сложно, но очевидно, что для профессиональной прессы постсоветского периода некоторые региональные школы стали особенной, нежно любимой находкой. И здесь нижегородская школа в отношении насыщенности художественными аллюзиями и вольготности интерпретаций превосходила даже современную архитектуру Санкт-Петербурга. Однако пик интереса к Нижнему пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х годов. Тогда стало очевидно, что в 400 километрах от столицы существует и развивается абсолютно уникальная архитектурная «резервация», которая в пику неуклюжим московским рефлексиям на темы постмодернизма сформировала собственную палитру выразительных средств, нашла свой масштаб и методологию встраивания в историческую среду.

С тех пор нижегородские мастера уверенно заняли места среди когорты российских архитекторов, чьи имена постоянно мелькают на страницах профессиональной прессы, но острота восприятия нижегородских событий постепенно сошла на нет. Редакторы архитектурных журналов не считают дни до сдачи очередной постройки, на фестивалях и конкурсах объекты из Нижнего не имеют карт-бланш за актуальность. Да что говорить, на нынешнюю церемонию подведения итогов Рейтинга, куда в прошлые годы с готовностью приезжали и президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский и директор Центра Современной Архитектуры Ирина Коробьина, почти никто из приглашенных гостей не приехал. Можно подумать, что мода на Нижний Новгород прошла и никто больше не ждет от него архитектурных потрясений. А зря…

Как раз сейчас с архитектурой Нижнего Новгорода происходят интересные метаморфозы. Более того, ее специфика, равно как и особенности этого города, позволяют увидеть этот процесс, проследить этапы его развития и, в конце концов, насладиться результатами трансформации. Это чем-то напоминает геологию, точнее вулканологию, где незначительные на первый взгляд события, выстраиваясь в определенную последовательность, предвещают извержение вулкана. В архитектуре все происходит приблизительно также. На фоне превалирующих стилистических канонов сначала появляются отдельные проекты, в которых можно заметить решения, альтернативные мейнстриму. Такие проекты становятся все радикальнее, их число растет, что неминуемо приводит к началу реализации – одного, другого, третьего. Окончание строительства каждого нового объекта стимулирует дальнейшие эксперименты. И так до полной смены доминирующей архитектурной стилистики.

Нынешний рейтинг можно считать одним из важнейших этапов такой метаморфозы. Он зафиксировал переходное состояние, при котором характерные черты предыдущей фазы сосуществуют с абсолютно новыми элементами, предвещающими следующую стадию развития. Такие «Рубиконы» обычно восстанавливаются задним числом и сильно страдают от субъективизма восстанавливающих. Мы же имеем прекрасную возможность «занять места в первом ряду» и, не полагаясь на чужие трактовки, вывести собственную эволюционную теорию.

Среди более чем 30 объектов, отобранных для рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006-2007 гг. по принципу «нельзя не заметить», подавляющее большинство не соответствовало традиционным представлениям о нижегородской школе, среди которых прежде всего: игра с выступающими-западающими объемами и активное использование цвета. Из 10 зданий, вошедших в шорт-лист, по результатам опроса 70 нижегородских архитекторов, только 3 отвечали стереотипу («Одуванчик», «Ковбой», «Парк Авеню»).

В остальных – привычные «нижегородские» черты уступили стилистике, принципиально отличной от стереотипов вчерашнего мейнстрима этой школы. Вместо ярких, в духе русского авангарда цветных пятен, создающих анти-камуфляжные фасады, теперь преобладают строгие и сдержанные цвета, облегающие лаконичные формы. Чувствуется, как очаровательно яркие «одуванчики» уступают место оттенкам серым, бежевым и зеленоватым... серьезным. Но в Нижнем «строгость» не означает ни холодности - ни, паче чаяния, сухости. Характер новой нижегородской архитектуры по-прежнему определяет самое трепетное внимание к тонким нюансам формы, пропорций, а также – что немаловажно – человеческий масштаб этих зданий. То и другое вместе придают им теплоту без экстравагантности. Как будто бы нижегородские архитекторы, пройдя стадию экспериментов, начали работать в найденной тональности, созвучной их родному городу.

Итак, один из представленных объектов («Призма») демонстрировал фактически полный отказ от прежнего выразительного инструментария. Еще один («Чайка») смотрелся скорее гостем из подмосковных яхт-клубов. В данном случае представляется важным, что на первом этапе рейтинга сами нижегородские архитекторы отобрали объекты, несущие в себе приметы новой архитектуры. Это означает, что потребность в обновлении, стремление к ней исповедуют сами творцы, т.е. это не искусственная реформа, насаждаемая извне, а абсолютно естественная, органичная, при которой переход к новой эстетике не означает отказ или ниспровержение прежних идеалов. Сохраняется важнейший фактор преемственности, обеспечивающий сохранение лучших традиций и самого понятия «школа».

В этой ситуации победа «Денди-Хамелеона» выглядит симптоматично. Жюри избежало падения в крайности и своим решением ясно продемонстрировало поддержку курса на обновление нижегородской школы. Авторы «Хамелеона» Юрий Болгов и Александр Гребенников второй раз подряд попадают в итоговый шорт-лист Рейтинга. Но если в 2006 году радикализм их «Радиодома» смотрелся как провокационная эскапада (высокопрофессиональное хулиганство) – то в этом году столь же лаконичный, но при этом серьезный и элегантный «Денди-Хамелеон» получил заслуженную награду, опередив творения весьма именитых нижегородских архитекторов. А что же эти именитые? Неужели столпы нижегородской школы окажутся не у дел в грядущей смене «формаций»? Отнюдь. Нескольких часов прогулки по улицам Нижнего Новгорода и разглядывания информационных щитов с компьютерными визуализациями строящихся объектов оказалось достаточно, чтобы убедиться: именитые не то чтобы уступают первенство в реформировании созданной ими самими школы, а даже опережают своих коллег. Судя по радикальности проектов не исключено, что инициатива обновления исходит как раз от них. И если они не представили на нынешний рейтинг свои последние проекты, то только потому, что в конкурсе участвуют лишь завершенные постройки. Так что следующий Рейтинг сулит не только усиление конкурентной борьбы, но и полномасштабную демонстрацию новейшей архитектуры Нижнего Новгорода.

zooming
Торжественное разрезание торта архитекторами-авторами здания-победителя. Юрий Болгов и Александр Гребенников
zooming
Фрагмент торта. Лестница из шоколада, стекло из глазури.
zooming
Ажиотаж вокруг торта продолжался достаточно долго, что бы архитекторы почувствовали «бремя славы»
zooming
Победитель Рейтинга нижегородской архитектуры 2006-2007 гг.
Административно-офисное здание в Холодном переулке
Проект: «Арко»
Архитекторы: Юрий Болгов, Александр Гребенников
zooming
«Призма». Реконструкция здания столовой под административно-офисный центр. ООО АПМ «АРТ проект». Архитекторы: Ольга Добротина, Елена Григорьева, Андрей Никитин, Сергей Шагалов.
zooming
«Ковбой». Жилой дом на пересечении улиц Белинского и Студёной. Творческая мастерская Андрея Степового. Архитекторы: Андрей Степовой, Елена Миронова, Сергей Поливанов
zooming
«Ганзей». Многофункциональный комплекс на улице Варварской. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Варичева, Наталья Пестова
zooming
«Кит». Вторая очередь многофункционального комплекса на пересечении улиц Пискунова и Ошарской. Бюро «Проспект». Архитекторы: Борис Тарасов, Илья Вихорев
zooming
«Парк Авеню». Торговый центр «Парк Авеню» на улице Веденяпина. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Варичева, Сергей Попов, Элла Погарская
zooming
«Одуванчик». Пенсионный фонд на проспекте Ленина. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, Ирина Капустина, Сергей Попов, Елена Пестова.
zooming
«Пеленгатор». Жилой дом в квартале между улицами Славянской и Студёной. ТМ Быкова. Архитекторы: Александр Сазонов, Виктор Быков, Ольга Алексеева.
zooming
«Николь». Административно-гостиничное здание по Московскому шоссе. Мастерская Юрия Чакрыгина. Архитекторы: Арсений Чакрыгин, Юрий Чакрыгин, Елена Пронина
zooming
«Чайка». База «Чайка» в пос. Жёлнино. ТМ Валерия Никишина Архитекторы: Андрей Рубцов, Валерий Никишин, Николай Членов, Наталья Краснова.
Нижний Новгород. Февраль 2008. Улица Б. Печерская
Строительство административного здания на пересечении улиц Фрунзе и Б.Печерская ТМА «Пестова и Попова».
3-D визуализация проекта строящегося здания. ТМ «Пестова и Попова». Архитекторы: Евгений Пестов, А.Каменюк, П.Васильев, С.Мичурин

04 Февраля 2008

Елена Петухова

Автор текста:

Елена Петухова
Пресса: Смена приоритетов
На асфальте: Смена приоритетов НИЖНИЙ НОВГОРОД — В начале февраля в Нижнем Новгороде подвели итоги VII Рейтинга архитектуры — традиционного конкурса построек, который проводится с 1997 г. Рейтинг придумала, продумала и организует журналист и архитектурный критик Марина Игнатушко. Неизменный партнер рейтинга — Государственный центр современного искусства. Лучшим нижегородским зданием за 2006-2007 гг. признан административно-офисный центр в Холодном переулке, спроектированный архитекторами Юрием Болговым и Александром Гребенниковым. Этот объект, по мнению архитекторов и критиков, характеризует новые тенденции нижегородской архитектуры — стремление к простоте и строгости форм, лаконичности выразительных средств
Пресса: Подведены итоги VII рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода
1 февраля 2008 г. в нижегородском Доме архитектора были подведены итоги конкурса лучших зданий, построенных за последние два года в Нижнем Новгороде. «Рейтинг архитектуры Нижнего Новгорода» проводится с 1997 года, его итоги традиционно завершаются представлением кондитерской модели лучшего здания – победителя. В этом году акция отметила первый юбилей - 10 лет
Пресса: Итоги VII Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода
Офисно – административное здание «Денди Хамелеон» архитекторов Юрия Болгова и Александра Гребенникова стало победителем VII Рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода 2006/2007, итоги которого были подведены 1 февраля 2008 года в нижегородском Доме архитектора
Пресса: Между городом и деревней. В Нижнем Новгороде подведены...
В жесткой борьбе административно-офисное здание "Денди-Хамелеон" архитекторов Болгова и Гребенникова вырвало победу у загородной базы отдыха "Чайка" (ТМ Валерия Никишина). Деловая серьезность здесь конкурировала с элегантным эстетством.
Удивительный Нижний
Продолжаем рассматривать постройки нижегородского рейтинга 2020-2021 годов. В этой подборке самое опасное: здания, чьи прообразы несложно угадать, отчего они вызывают некоторое, скажем так, дежавю. Делает ли это их хуже – сложно сказать, это каждый решает для себя.
Цветной Нижний
Продолжаем публиковать проекты короткого и длинного списков рейтинга Нижнего Новгорода: вперемежку, но в тематических подборках. В «цветной» подборке – проекты, в которых, на наш взгляд, ощутимее всего прослеживаются самые узнаваемые, хотя не единственные, черты нижегородской школы.
Клетки-прятки
Продолжаем публиковать проекты 14 рейтинга нижегородской архитектуры. На наш взгляд, офисный центр на улице Кулибина не укладывается ни в какую подборку, поэтому его публикуем отдельно. К тому же он симпатичный. И хорошо спрятался.
Светлый Нижний
В феврале в Нижнем Новгороде объявили победителя XIV рейтинга его архитектуры. Мы рассказали о нескольких проектах, потом нам пришлось сделать паузу, поскольку очень сложно писать об архитектуре в сложившихся обстоятельствах. Но мы не можем не рассказывать об архитектуре, поэтому продолжаем, сейчас вашему вниманию – 3 других работы победителя рейтинга Станислава Горшунова.
Рейтинг Нижнего: три полюса
Несмотря на полное отсутствие рабочего настроения публикуем обзор результатов и части проектов короткого списка 14 рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода. Победителей наградили в прошлую пятницу; «тортом» стал павильон №2 нижегородской ярмарки, построенный в 2021 году про проекту Станислава Горшунова. Рассматриваем три самых показательных, на наш взгляд, объекта рейтинга, включая победивший.
Рейтинговая революция
Полуторамесячный марафон подведения итогов рейтинга архитектуры Нижнего Новгорода за 2008-2009 гг. закончился. На этот раз целых 7 объектов были признаны равноправными лидерами, после чего, согласно традиции, воссозданы в кремо-бисквитном формате и церемониально съедены.
Технологии и материалы
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Сейчас на главной
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Кристаллы и минералы
Архитектор Дмитрий Серегин, успевший поработать в Coop Himmelb(l)au MAD Architects , предлагает новый подход к реабилитационной архитектуре. С помощью нейросети он стирает грань между архитектурой и природой, усиливая целительное воздействие последней на человека.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Там русский дух
Второй проект, реализованный бюро Megabudka на территории парка «Кудыкина гора» – гостиничный комплекс. В нем архитекторы продолжили поиски идентичности, но изменили направление: в сторону белокаменных церквей, уюта избы, уездного быта и космизма. Не обошлось и без драмы.
Счастье независимого творчества
Немало уже было сказано с трибуны и в кулуарах – как это хорошо, что в период застоя и типовухи развивались другие виды архитектурного творчества: НЭР, бумажная архитектура... Но не то чтобы мы хорошо знаем этот слой. Теперь, благодаря книге Андрея Бокова, который сам принимал участие во многих моментах этой деятельности, надеемся, станет намного яснее. Книга бесценная, написана хорошо. Но есть сомнения. В пророческом пафосе.
Новый «Полёт»
Архитекторы бюро «Мезонпроект» разработали проект перестройки областного молодежного центра «Полёт» в Орле. Летний клуб, построенный еще в конце 1970-х годов, станет всесезонным и приобретет много дополнительных функций.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Яуза towers
В столице не так много зданий и проектов Никиты Явейна и «Студии 44». Представляем вашему вниманию концепцию большого многофункционального комплекса на Яузе, между двумя парками, с набережной, перекрестьем пешеходных улиц, развитым общественным пространством и оригинальным пластическим решением. Оно совмещает сложную, асимметричную, как пятнашки, сетку фасадов и смелые заострения верхних частей, полностью скрывающее техэтажи и вылепливающее силуэт.
И опять о птицах
Завершается строительство первого аэропорта в китайском городе Лишуй. Архитекторы пекинского бюро MAD выбрали для своего проекта самый очевидный визуальный прототип – серебристо-белую птицу.
Подражание природе
Открываем новую рубрику «Нейросети» работой для конкурса AI&Biomimicry. Для концепции музейного комплекса авторы позаимствовали природные световые явления и принцип биомимикрии. Этот промт не был простым: использовались слова трабекулы, мезоглея, сцинтиллоны и динофлагелляты.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Тайный пруд
Благодаря проекту команды TISS Garden у жильцов клубного дома Ordynka в центре Москвы появился вид на воду: на плите подземного паркинга удалось создать водоем с системой фильтрации, высадить взрослые деревья и другую растительность.
Офисы с «ленточкой»
В Берлине началось строительство офисного (и немного жилого) «кампуса» LXK по проекту MVRDV. Проект связан с развитием района Восточного вокзала.
Венец из пентхаусов
Первое многоэтажное здание Монако, жилая башня Le Schuylkill, получит после реконструкции по проекту Zaha Hadid Architects завершение из шести пентхаусов.
«Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде: снос или...
В Нижнем Новгороде прямо сейчас идет «битва экспертиз»: удивительный заросший зеленью квартал двадцатых годов «Красный просвещенец», с одной стороны, пытаются поставить на охрану как достопримечательное место, а с другой стороны, похоже, есть желание отдать его под застройку полностью или частично. Мы попросили журналиста и активиста Иру Маслову рассказать о ситуации.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Черный, белый и стекло
Лаконичный в формах и отделке дом для подмосковного коттеджного поселка, основным приемом которого стал контраст – цвета, материалов и масс.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.