СПбГАСУ-2020. Часть II

Пять выпускных работ кафедры Дизайна архитектурной среды, выполненных в условиях карантина под руководством Константина Самоловова и Константина Трофимова: wow-эффекты для «Тучкова буяна», подробная программа для арт-кластера, остроумное приспособление руин, а также взгляд с Луны на нижегородскую Стрелку.

mainImg
Представляем выпускные работы бакалавров rафедры Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, специально отобранные преподавателями для публикации. Проекты посвящены альтернативным сценариям организации парка «Тучков буян», ревитализации территории бывшей фабрики «Красное Знамя», приспособлению руин бывшего гарнизонного манежа Лейб-гвардии гусарского полка в Пушкине, а также концепции развития Стрелки в Нижнем Новгороде.

Во второй части – работы, выполненные под руководством старших преподавателей Константина Самоловова и Константина Трофимова. Руководитель кафедры – Суровенков Андрей Викторович.
cic =
cic =

Константин СамолововКонстантин Трофимов

Этот выпуск запомнится нам в том числе странным обстоятельством, когда отличному результату предшествовал удовлетворительный процесс. Было и психологически, и методически непросто работать со студентами удаленно. Чем дальше, тем тяжелее, и пик, разумеется, пришелся на защиты, когда после объявления оценок мы обменялись поздравлениями в воцап вместо того, чтобы пить с выпускниками шампанское возле университета.

Надо сказать, что наши студенты в этот непростой, нервный и часто непредсказуемый период проявили необычайную работоспособность и чудеса самоорганизации. И очень радостно, что показав себя серьезными и зрелыми специалистами, они довели все свои такие разные и где-то очень личные идеи до блистательного финала!


Парк впечатлений / Виктория Еремеева
Парк впечатлений на Тучковом буяне – это место, где человек сталкивается с самим собой, наполняется эмоциями и обретает внутренний покой. Здесь есть объекты, которые помогают замедлиться: например, яма тишины в самом центре города. Есть необычные визуальные решения, призванные удивить посетителя: например, в Галерее изменяющихся картин «экспонатами» являются проемы в стенах и сама природа, которую видно через них. Плита фундамента, оставшаяся от предыдущей стойки, превращается в ландшафтный объект под названием «ароматная яма»: ее формируют камерные пространства, ярко пахнущие растения и отсутствие ветра. Объекты впечатлений акцентируют внимание на необычных ракурсах привычных вещей. Путь по парку превращается в увлекательное приключение.
  • zooming
    1 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Цветочные луга и событийный холм
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Визуализация Арт-павильона
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Дождевой сад
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Зимняя визуализация площади
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Аксонометрические схемы набережной и их визуализации
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Виктория Еремеева. Парк впечатлений. Генплан и визуализация парковой части сверху
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
«Парк Впечатлений» Виктории – не просто архитектурный проект, но еще и яркая идея, в центре которой – эмоции посетителя. Каркасом организации пространств служат визуальные, аудиальные и обонятельные переживания: режиссура смены закрытых и открытых пространств, неожиданные видовые раскрытия, контраст шумных мест и мест тишины, ароматные сады – все это превращает обычный парк в Парк Впечатлений. 


Зеленый Остров / Дарина Мулюкова и Анастасия Рязапова
Тучков буян должен принять форму нового общественного пространства, где природа и архитектура составляют лаконичный ансамбль, части которого не могут существовать отдельно. С этого места раскрываются исторические панорамы, оно является частью пешеходного прогулочного маршрута и связывает несколько районов города. Новый парк должен стать «знакомым местом», где человек будет чувствовать себя в родной среде. Программа территории подразумевает многообразие путей передвижения и различные по настроению пространства: наземные, подземные, набережную.
  • zooming
    1 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Яма
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Амфитеатр
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть
    © СПбГАСУ
  • zooming
    7 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть
    © СПбГАСУ
  • zooming
    8 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Генплан
    © СПбГАСУ
  • zooming
    9 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная, аксонометрия
    © СПбГАСУ
  • zooming
    10 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть, аксонометрия
    © СПбГАСУ
  • zooming
    11 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Подземная часть, аксонометрия
    © СПбГАСУ
  • zooming
    12 / 12
    Мулюкова Дарина и Рязапова Анастасия. Городской парк «Зеленый Остров» на Тучковом буяне. Набережная, схема
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Одним из значимых и громких событий в архитектурном мире Санкт-Петербурга в 2020 году стало решение об устройстве нового городского парка на месте, где когда-то был Ватный остров, вблизи исторического Тучкова буяна. Предложение взять эту тему, несмотря на сложность задачи, была воспринята Дариной и Настей с большим энтузиазмом.

Проведя глубокий анализ истории места и особенностей контекста, студенты срежиссировали множество сценариев времяпрепровождения посетителей: они разделили парк на три типа пространств (наземное, подземное и пространство набережной), чтобы потом снова соединить их в особых кульминационных точках. Добавив бережное и внимательное отношение к деталям, получили яркий, разнообразный и насыщенный событиями парк. Именно такой, каким должен быть парк в центре мегаполиса.



АРТГОРОД / Юлия Мельникова и Анна Ефимова
AРТГОРОД – проект ревитализации бывшей чулочно-носочной фабрики «Красное Знамя» в креативный кластер. Его якорная функция – арт-резиденции, в которых живут представители современного искусства. В процессе работы художники взаимодействуют с посетителями в мастерских, лекториях, офисах и выставочных пространствах.

Особый акцент сделан на адаптивности пространств к различным форматам мероприятий. Здание бывшей ТЭЦ превращается в станцию «Центральная» – здесь проходят все основные события, связанные с работой резидентов. Главными пространствами являются большой и малый ивент-холлы. В интерьер большого ивент-холла интегрирован подвесной объем – ресторан, внешняя конструкция которого состоит из отражающих пластин. Благодаря отражению стержней фермы с подсветкой и окружающей реальности, пластины создают анаморфозные изображения, изменяющиеся вместе пространством. Таким образом, объем влияет на экспозиционное пространство, и сам является его частью.

Все проектные решения отвечают современным принципам городского развития: стратегии смешанного использования, стимулированию контактов, реконструкции вместо нового строительства, связности и проницаемости пространств.
  • zooming
    1 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Главная площадь арт-кластера.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Выращиевание растений для лимонадов
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Интерьер большого ивент-холла. Формат маркет.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя».
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Поэтажная аксонометрия здания ТЭЦ.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Юля Мельникова и Анна Ефимова. АРТГОРОД. Концепция ревитализации территории фабрики «Красное Знамя». Форматы работы большого ивент-холла.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Немногие могут внятно объяснить, что в действительности означает словосочетание «креативный кластер», между тем оно уже успело набить оскомину. Что нужно сделать, чтобы очередное «пространство для творческой деятельности» не стало калькой с множества ему подобных и, самое главное, могло долго и успешно работать?

Анна и Юлия решили начать с рутинной работы: изучили не один десяток так называемых креативных кластеров в Петербурге и за его пределами, после чего сформулировали четкую программу: что, где, зачем и как будет размещаться и функционировать. И придумали название «АРТГОРОД», которое отражает концентрацию разного рода деятельности и взаимодействий внутри кластера. Дальше было дело техники, с этим авторы прекрасно справились, разобрав свою программу до отдельных архитектурных и ландшафтных деталей. Рискнем предположить, что аналитическая работа в совокупности с формулированием программы отняла у них больше времени, чем конкретные проектные решения. Но «лучше день потерять, зато потом за пять минут долететь»!


Гастробар и пивоварня в Пушкине / Полина Абрамова
Полина в своей работе предлагает приспособить руины бывшего Манежа Царскосельского гарнизона в Пушкине под гастробар и пивоварню – атмосферное место, способное составить конкуренцию остальным предприятиям питания города: на прилегающей территории можно делать все то, что запрещается в исторических парках. Проект предусматривает новое строительство с включением в планировочную структуру исторических конструкций, приспособленных в качестве экранов зонирования как интерьерного, так и экстерьерного пространства. Концепция бережного формообразования нового здания предполагает восприятие культурного наследия как главной особенности в облике здания.

Работа заняла третье место во внутривузовском конкурсе выпускных квалификационных работ.
  • zooming
    1 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Лужайка
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Восточный фасад.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Интерьер обеденного зала.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Аксонометрия парка
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 5
    Полина Абрамова. Гастробар и пивоварня в Пушкине. Приспособление руин бывшего Манежа Царскосельского гарнизона и ландшафтная организация прилегающей территории. Концепция формообразования.
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Район София хоть и расположен рядом с парковым ансамблем Царского села, фактически отрезан парком же от исторического центра Пушкина, и в каком-то смысле является военным городком: здесь располагались гарнизоны, а сегодня множество военных, действующих и бывших, населяют его. Руины Гарнизонного манежа располагаются в центральной части района близь Софийского собора. Исходя из этих обстоятельств нужно было решить две задачи:
  1. Какая функция подойдет для места, удаленного от главных туристических маршрутов, рассчитанная на локального пользователя, при этом необходимая и порой забредающим сюда туристам?
  2. Как в контексте этой функции использовать руины?
На наш взгляд, Полина нашла блестящее решение, которое можно описать в нескольких тезисах:
  • совмещение культуры потребления и отдыха с производственным циклом;
  • двойная роль руин: внутренний фасад со стороны улиц и кулисы внутреннего двора;
  • крайне лаконичный объект в целом, формирующий уличный фронт фактически своим интерьером;
  • внятная средовая и ландшафтная программа, безусловно необходимая основной функции.
Культура потребления на службе у исторических ценностей – прекрасный и вполне реализуемый метод для малых городов.


Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки / Юлия Терехина
Стрелка всегда играла важную роль в городе, ее территория в числе прочего успешно функционировала в качестве порта. Цель проекта – сформулировать принципы порта в современном мире, где информация и новые идеи стали ценнее грузов и товаров. Новый порт предоставляет изменяемые пространства для получения вдохновляющих впечатлений. Проект предоставляет возможности для совершенно разных сфер деятельности и направлен на создание новых контактов. Появление нового порта приравнивается к появлению Луны на небе, так как Луна отражает свет Солнца. Порт по-новому отражает лучшие стороны каждого периода истории. Open port открыт для людей, идей и перемен!
  • zooming
    1 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Двор-спуск
    © СПбГАСУ
  • zooming
    2 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Подземный выставочный зал.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    3 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    4 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Вид из Кремля.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    5 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. На мысе Стрелки.
    © СПбГАСУ
  • zooming
    6 / 6
    Терехина Юлия. Креативный порт. Концепция развития Нижегородской Стрелки. Аксонометрическая схема организации набережной
    © СПбГАСУ

Комментарий руководителей:
Нижегородская Стрелка давно на слуху у архитекторов и урбанистов. Неудивительно, ведь это место за сотню лет претерпело множество изменений, пройдя путь от всероссийской ярмарки до пустыря с бетонными берегами.

Концепция Юлии впитала все этапы жизни Стрелки, которые автор остроумно связала с дневным циклом, от рассвета до заката, и сформулировала многоуровневую программу для дня сегодняшнего, назвав ее «фазой Луны» – ночью, после (и благодаря) которой должен вновь наступить рассвет!

В названии Open Port легко соединяется уважение к портовой истории Стрелки и постиндустриальный формат человеческих активностей и взаимодействий, столь необходимых современному городскому общественному пространству. Программа проекта фактически наследует типичным элементам городского речного порта, переводя их на новый язык и создавая из них огромное количество всевозможных функций и объектов, формирующих по сути городской линейный парк на набережной. Относительно языка особо стоит отметить еще вот что: доклад автора на защите представлял собой спич пришельца, представляющего рабочую группу с Луны, любезно предлагающую свой взгляд и помощь для решения наших вполне земных проблем. Понять весь объем проделанной работы можно с помощью созданной Юлией 3D-модели новой Стрелки.

Тот случай, когда неуемная фантазия вкупе с аналитическим умом и обезоруживающей графикой делают из бакалаврского проекта концептуально-мировоззренческий манифест. 

03 Августа 2020

Похожие статьи
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
Мост мосту рознь
В портфолио архитекторов ATRIUM – не один футуристичный мост; так что неудивительно, что для воркшопа по теме транспорта они выбрали эту важную для связности города тему. Получилось типологическое исследование и три проекта мостов. Нам особенно нравится сквозной скаймост через Сити. Показываем проекты воркшопа. Все мосты, в той или иной мере, «обитаемые».
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.
Летали, летаем и будем летать
Разнообразные версии переосмысления идей авангарда и модернизма предложили участники воркшопа «Легче Воздуха» под руководством архитекторов DO buro. Все – фантастика, все про аэростаты. Не зря он отмечен специальным упоминанием жюри. В общем-то, нормально: одни награжденные приземляются, другие летают.
Приземляемся везде
Landing Everywhere – воркшоп под руководством бюро Archinform и sintez.space – получил высшую оценку жюри Открытого города 2025. Он посвящен изменению взгляда на мобильность и меняет его достаточно радикально, обращаясь к роботам-доставщикам и цифровым технологиям самых новых поколений. Показываем проекты с комментариями кураторов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
Осмысление фьорда
Дипломная работа Арины Андросовой, бакалавра кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, создавалась под влиянием проекта «Национальные туристические дороги», благодаря которому в Норвегии появились знаковые объкты от ведущих архитекторов мира. Диплом отмечен руководителем за анализ скандинавской архитектуры и эстетическую привлекательность комплекса, который включает гостевые дома, пеший маршрут, спа и музей.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
По волнам памяти
Говорят, в советское время выпускники архитектурных вузов могли спроектировать завод или целый микрорайон, но почти ничего не знали о планировке частного дома. Сегодня все иначе: не потому, что студенты стали лучше разбираться в индивидуальном жилье, а потому что промышленные объекты их мало интересуют. Их основная миссия – работа с наследием: переосмысление руин, реновация заброшенных фабрик, фестивали в опустевших деревнях, проекты, связанные с памятью места. В этой подборке – самые интересные дипломы выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Город древний, но пока еще несколько запущенный
Город Касимов Рязанской области – русско-татарский, тут до 1681 года (!) существовало ханство, впрочем, под общим руководством московских князей... Сейчас это туристический город с памятниками XVI–XVIII и далее веков, но небольшой. Задачей летнего практикума Института Генплана было предложить Касимову изменения, способные увеличить туристический поток и быть полезными жителям. Получилось много разных идей: от пешеходных маршрутов до переноса автовокзала.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть II
Еще шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, отмеченных государственной экзаменационной комиссией: объекты транcпортной инфраструктуры, спортивные и рекреационные комплексы, а также ревитализация архитектурного наследия.
МГАХИ им. В.И. Сурикова 2025: часть I
Представляем шесть бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, посвященных крупным культурным центрам и научным комплексам. Все работы основаны на предпроектных исследованиях, которые проводились в рамках преддипломной практики. Два объекта спроектированы для Болгарии и Албании, еще четыре – для Палеха, Махачкалы, Москвы и Краснодара.
Развитие и благоустройство глазами участников Летней...
В июле завершилась Летняя архитектурная школа 2.0 Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В этом году она проводилась уже во второй раз и включала четыре проекта по развитию и благоустройству территорий деревни Низино. Знакомим с работами победителей.
Леса, санки и трансформации
В Новосибирске наградили победителей городского молодежного фестиваля «АРХ-РЕАЛИЗАЦИЯ. От идеи до результата». Идеи объектов предлагали студенты вузов города, пять победивших проектов реализовали в дереве на территории кампуса НГАСУ. Один объект установят в одном из жилых комплексов нового микрорайона «Клюквенный».
Городская экстрим-станция
Дипломный проект бакалавра ВГТУ Елизаветы Нагиной под названием «ВОГРЭС – Воронежская городская экстрим-станция» предлагает свежий взгляд на развитие левого берега Воронежского водохранилища: автор сочетает креативную, спортивную и досуговую функцию с уличной культурой и памятью места.
Поселок при дата-центре
Представляем проекты победителей конкурса СПбГАСУ на разработку концепции поселка, сформированного при центре обработки данных. Избыточное тепло от его работы используется для вертикальных садов и ферм. Задание конкурса готовили при участии магистрантов ИТМО.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
МГАХИ 2024: часть II
Еще пять бакалаврских работ, защищенных на «отлично» на факультете Архитектуры МГАХИ: жилой комплекс в Казани, а также несколько туристических кластеров разной специфики – от устричных ферм и терм до горнолыжного курорта и городского общественного центра.
МГАХИ 2024: часть I
Представляем восемь бакалаврских дипломных работ факультета Архитектуры, которые были отмечены на защите и получили оценку «отлично». Все они посвящены образовательных комплексам и культурным центрам с разнообразной географией – от Сириуса до Павловского Посада.
От Канонерки до Териберки
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерских Феликса Буянова и Вячеслава Ухова в 2024 году: парк у Финского залива, крематорий на Канонерском острове, застройка территории ЛенЭКСПО и Музей китов в Териберке.
Реставрируя, оживляй
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Николая Смелкова в 2024 году: ревитализация балкарского аула, реставрация монастыря в Новой Ладоге и приспособление под новую функцию Пеньковых амбаров на Тучкове буяне.
Преемственность и развитие
Публикуем лучшие дипломные работы Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Никиты Явейна в 2024 году: авторы предлагают идеи для Музея блокады и намывных территорий в районе поселка Горская, а также новый туристический объект в Териберке.
Технологии и материалы
Универсальная совместимость
Клинкерная плитка азербайджанского производителя Sultan Ceramic для навесных вентфасадов получила техническое свидетельство Минстроя РФ. Материал совместим с распространенными подсистемами НФС и имеет полный пакет документации для прохождения экспертизы. Разбираем характеристики и возможности применения.
Как локализовать производство в России за два года?
Еще два года назад Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ) – производитель акустических подвесных потолков и стеновых панелей – две трети ассортимента и треть исходных материалов импортировал из Европы. О том, как в рекордный срок удалось локализовать производство, рассказывает Марина Потокер, генеральный директор РОКВУЛ.
Город в цвете
Серый асфальт давно перестал быть единственным решением для городских пространств. На смену ему приходит цветной асфальтобетон – технологичный материал, который архитекторы и дизайнеры все чаще используют как полноценный инструмент в работе со средой. Он позволяет создавать цветное покрытие в массе, обеспечивая долговечность даже к высоким нагрузкам.
Формула изгиба: кирпичная радиальная кладка
Специалисты компании Славдом делятся опытом реализации радиальной кирпичной кладки на фасадах ЖК «Беринг» в Новосибирске, где для воплощения нестандартного фасада применялась НФС Baut.
Напряженный камень
Лондонский Музей дизайна представил конструкцию из преднапряженных каменных блоков.
LVL брус – для реконструкций
Реконструкция объектов культурного наследия и старого фонда упирается в ряд ограничений: от весовых нагрузок на ветхие стены до запрета на изменение фасадов. LVL брус (клееный брус из шпона) предлагает архитекторам и конструкторам эффективное решение. Его высокая прочность при малом весе позволяет заменять перекрытия и стропильные системы, не усиливая фундамент, а монтаж возможен без применения кранов.
Гид архитектора по нормам пожаростойкого остекления
Проектировщики регулярно сталкиваются с замечаниями при согласовании светопрозрачных противопожарных конструкций и затянутыми в связи с этим сроками. RGC предлагает решение этой проблемы – закаленное противопожарное стекло PyroSafe с пределом огнестойкости E60, прошедшее полный цикл испытаний.
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Клинкер для ЖК «Дом у озера»: индивидуальный подход
Для облицовки второй очереди ЖК «Дом у озера» в Тюмени Богандинский завод разработал специализированную линейку клинкерной продукции с гарантией стабильности цвета на весь объем в 14 000 м² и полным набором доборных элементов для сложной геометрии фасадов.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Сейчас на главной
Возврат к реальности
Кураторами Венецианской архитектурной биеннале-2027 назначены китайские архитекторы Ван Шу и Лу Вэньюй, которые обещают показать «простые и истинные методы и идеи» – в отличие от оторванной от действительности погони за новизной, которую они считают причиной кризиса в архитектуре.
Шорт-лист WAF Interiors: Bars and Restaurants
Самый длинный шорт-лист конкурса WAF Interiors – список из 12 интерьеров номинации Bars and Restaurants, включает самые разнообразные места для отдыха, веселья, общения с друзьями и дегустации вкусной еды и напитков. И все это в классной дизайнерской упаковке.
Метро человекоцентричное
Еще один воркшоп Открытого города «Метро 2.0: новая среда транзитных пространств» от бюро DDD Architects приглашал студентов к совместному размышлению и проектированию нового визуального, пространственного и функционального языка метро через призму человекоцентричного подхода. Смотрим, что из этого вышло.
Грезы Трезини
В Эрмитаже подвели итоги VIII Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини». В этом году премию вручали в год 355-летия первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини. Среди победителей много знаковых проектов: от театра Камала до церкви Преображения Господня Кижского погоста. Показываем победителей всех номинаций, а их у «Трезини» аж целых 33.
Замковый камень
Клубный дом «Саввинская 17», рассчитанный всего на 22 квартиры, построен по проекту AI Studio в Хамовниках, на небольшом участке с рельефом. Крупные членения и панорамные окна подчеркнуты светлым полимербетоном с эффектом терраццо, латунными элементами, а также «ножкой» первого этажа, которая приподнимает основную массу над землей.
«Корейская волна» Доминика Перро
В Сеуле реализуется крупнейший для Южной Кореи подземный объект – 6-уровневый транспортный узел с парком на крыше Lightwalk авторства Доминика Перро. Рассказываем о разнообразном контексте и сложностях воплощения этого замысла.
Посыпать пеплом
Еще один сюжет с прошедшего петербургского Градостроительного совета – перестройка крематория. Авторы предложили два варианта, учитывающих сложную технологию и новые цифры. Эксперты сошлись во мнении, что дилемма выбора ложная, а зданию необходим статус памятника и реставрация.
Арка для вентиляции
В округе Наньша в Гуанчжоу открывается спорткомплекс (стадион, крытая арена и центр водных видов спорта) по проекту Zaha Hadid Architects.
Стекло и книги
В Рязани на территории обновленной ВДНХ в павильоне «Животноводство» планируется открыть городскую гостиную – новое общественное пространство и филиал библиотеки им. Горького. Проект реконструкции и современной пристройки разработало архитектурное бюро «Апрель», которое курирует комплексное преобразование этой знаковой территории с 2021 года.
Ной Троцкий и залетный биотек
На прошлой неделе Градостроительный совет Петербурга рассмотрел очередной крупный проект, инициированный структурами «Газпрома». Команда «Спектрум-Холдинг» планирует в три этапа преобразить участок серого пояса на Синопской набережной: сначала приспособят объекты культурного наследия под спортивный и концертный залы, затем построят гостинично-офисный центр и административное здание, а после снизят влияние дымовых труб на панораму. Эксперты отнеслись к новой архитектуре критично.
Сосуд тепла
Ротонда «Теплица», созданная сооснователем бюро UTRO Ольгой Рокаль в поселке Рефтинский, стала первым открытым арт-объектом Уральской индустриальной биеннале 2025. Павильон, в котором можно послушать и записать личные истории, проектировался с помощью партисипаторных практик: местные жители определили главной темой тепло и энергию, поскольку в поселке работает крупнейшая в регионе ГРЭС.
Луч солнца золотого
Компактное кирпично-металлическое здание на территории растущего в Выксе «Шухов-парка», кажется, впитывает в себя солнечный свет, преобразует в желтые акценты внутри и вечером «отдает» теплотой золотистого света из окон. Серьезно, очень симпатичное получилось здание: и материальное, и легкое, причем легкость внутри, материальность снаружи. Форма в нем выстроена от функции – лаконично, но не просто. Изучаем.
WAF 2025: малые награды
Рассматривать специальные номинации Всемирного фестиваля архитектуры едва ли не интереснее, чем основные списки, поскольку финалистов для них подбирают не по типологии, а по иным критериям. В этом году отмечен офис Google из дерева, реджио-школа, корпоративный сад в Китае, социальное жилье в Лос-Анджелесе, а лучшим малым объектом стала церковь, взявшая главную награду фестиваля. Рассказываем обо всех победителях и финалистах.
Шайбу!
Утверждена архитектурная концепция станции метро ЗИЛ Бирюлевской линии. Ее авторы: Сергей Кузнецов, KAMEN, Максим Козлов. По словам авторов, они «стремились передать атмосферу большого завода, энергии производства, промышленной мощи». Конкурса не было.
Непостижимый Татлин
Центр «Зотов» отметил свое трехлетие открытием масштабной выставки «Татлин. Конструкция мира», приуроченной к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина и демонстрирующей не столько большую часть его уцелевшего наследия, сколько величину и непостижимость его таланта.
В ритме шахматной доски
Бюро SAME построило в технопарке iXcampus в парижском пригороде корпус для Школы дизайна Университета Сержи-Париж. Его фасады отделаны светлым известняком из местных карьеров.
Вход в сад Чехова
В музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» по проекту мастерской «Рождественка» идет масштабная комплексная реконструкция. В основе подхода – идея восстановления максимальной подлинности ландшафта и создание нового «слоя», который превратит усадьбу в современный театрально-выставочный и научный центр. В проекте много интересных объектов, публикуем один из них – визит-центр.
Зодчество 2025: победители
Не прошло и месяца, а мы публикуем полный список победителей Зодчества. Сильно выступил, как всегда, Петербург – и даже московскому музею Коллекция дали серебро. Среди школьных зданий лидирует ATRIUM и гимназия имени Примакова от Студии 44. Кстати! В этом году наконец вручили «Татлин», награду за проект; что не может не радовать.
Оперный жанр в wow-архитектуре
Два известных оперных театра, в Гамбурге и Дюссельдорфе, получат новые здания по проектам BIG и Snøhetta, соответственно; существующий дюссельдорфский театр, возведенный в 1950-х, пойдет под снос, а его «коллега» и ровесник в Гамбурге будет продан.
«Тканый» экзоскелет
Проект многоквартирного дома The Symphony Tower от Zaha Hadid Architects для Дубая вдохновлен традиционными для Аравийского полуострова народными искусствами.
Зыбкая граница
Бюро VEA Kollektiv спроектировало бутик для молодого российского бренда женской одежды LCKN как антитезу его девизу «Не для серой мышки» (Not for a grey mouse), продемонстрировав, насколько харизматичным и энергичным может быть серый цвет, особенно если его дополнить блеском стали.
Крылья сложили палатки
По проекту ТМ/bureau в Самарской области завершилась первая очередь благоустройства Мастрюковской горы – место известно тем, что рядом проходит Грушинский фестиваль и ряд других мероприятий. Архитектурные решения направлены на сохранение особой атмосферы места, снижение антропогенной нагрузки на ландшафт, а также раскрытие потенциала места как одного из брендов области.
Многоликие транзиты
Воркшоп Открытого города «Городские транзиты» под руководством бюро ASADOV – кажется, поставил целью раскрыть тему с максимального количества сторон. Шутка ли: 5 задач, 5 решений, 10 проектов. Показываем все.
Премьера театра
ПИ «Гипрокоммундортранс» подготовил проект реконструкции Театра оперы и балета в Воронеже. Исторический облик здания и интерьеры сохранят, дополнив современными театральными технологиями, которые позволят увеличить сцену, количество мест в зрительном зале и общий комфорт для посетителей и сотрудников.
Шорт-лист WAF Interiors: Hotels
Новая подборка интерьеров из шорт-листа конкурса WAF Interiors представляет разнообразные гостиничные форматы, среди которых преобладают разные этнические и экзотические образцы, что не столько говорит о тенденциях в дизайне, сколько о зонах активного развития туристического рынка.
За звуковую осознанность
Вторым спецупоминанием жюри Открытого города был отмечен воркшоп «Звуковой ландшафт города», который курировало бюро Ильи Мочалова. На выставке авторы показывали записи шумов Садового кольца, но в из манифесте другое – звук как искусство, звук как ресурс будущего, новая экология слуха. Публикуем манифест.
WAF 2025: умом и сердцем
Всемирный фестиваль архитектуры, впервые приехавший в США, подвел итоги. Главный приз получила церковь на Тенерифе, которая воздействует на посетителя с помощью массы, света и акустики. Проектом года стал аэропорт Гелепху, поражающий воображение сочетанием инженерных достижений с ремесленными техниками. Лучший ландшафтный – в Китае, где архитекторы превращают разрушительные паводки в объект созерцания.
Самокат-кузнечик
Красивое решение для самокатов предложил воркшоп под руководством Института Генплана Москвы: легкий, не очень скоростной и рассчитанный прежде всего на то, чтобы добраться до метро и от метро.