Памяти Юрия Волчка

Вчера, 6 июля, умер Юрий Волчок, историк архитектуры, ученый, хорошо известный всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советским модернизмом. Слово – его коллегам и ученикам.

Юрий Павлович Волчок (28.02.1943 – 06.07.2020), профессор МАРХИ, академик МААМ, руководитель отдела Истории отечественной архитектуры и градостроительства Новейшего времени НИИТИАГа, вице-президент СМА, почётный строитель Москвы. Но главное – талантливый, вдохновенный исследователь, любимый многими учитель и дружелюбный, энергичный и увлеченный человек. На наш призыв вспомнить о Юрии Волчке откликнулись быстро и многие. Если вы были знакомы и тоже хотите вспомнить Юрия Павловича, пишите в комментариях, развернутые высказывания перенесем в текст.
zooming
Юрий Павлович Волчок, 1943–2020
Светлая память.


Карен Бальян, 
архитектор, член-корреспондент МААМ:

«Юрий Павлович – мой старший друг по времени моей аспирантуры в ЦНИИТИА конца семидесятых годов. Очень трудно поверить, что его нет больше с нами, и трудно сейчас правильно оценить масштаб его фигуры – он был кандидатом наук, но воспитал стольких кандидатов, стольким помог продвинуться в науке и стольких выучил, что я бы сказал, он был как академик-«тяжеловес». Могучая фигура, ученый, исследователь, разносторонний, я бы сказал, ренессансный человек.

Одну из наших совместных поездок Юрий Павлович любил вспоминать: после землетрясения в Армении я как архитектор занимался сбором проектов восстановления, их тогда присылали во множестве. Он приехал в Ленинакан, просил встретить – в какой-то момент мы не очень понимали как, там было пепелище, ни дорог, ни адресов. Но он добрался, мы всё объехали. В итоге Юрий Павлович собрал фантастический архив проектов, в девяностые мы подумывали об их публикации, но как-то не получилось. Думаю, архив Юрия Павловича заслуживает детального исследования. С другой стороны, предположу, что должна появиться конференция в его честь, может быть, даже ежегодная».


Андрей Баталов,
доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе:

«Юрий Павлович принадлежал к яркой плеяде удивительнейших людей, которые работали в институте Теории и истории архитектуры в семидесятые и восьмидесятые годы. Я очень ценю нашу дружбу, сложившуюся в то время.

Он принадлежал к кругу ученых, уверенных в том, что их деятельность способна изменить, в числе прочего, и современные им архитектурные процессы. Сейчас всем этим людям должно было быть около 80 лет. Они верили в то, что их слово может трансформировать мышление тех, от кого зависит развитие архитектуры. В этом – одна из главных черт характера и Юрия Павловича Волчка, и его близкого друга Маргариты Иосифовны Длугач, и Вячеслава Леонидовича Глазычева, и других их коллег и друзей. Они занимали активную позицию и были уверены в способности человеческого разума изменить что-то в системе, в рамках который мы все тогда жили.

Он обладал острым концептуальным умом и, много занимаясь в числе прочего историей советской архитектуры, возвышался над преобладавшей в то время тенденцией хвалебно-фактологического описания процессов, – а исследовал современность с позиций академической науки. И ставил очень важные теоретические вопросы по отношению к тому материалу, который, казалось бы, сам по себе не провоцировал такой проблематики.

Юрий Павлович был удивительно открытым и доброжелательным человеком. Доброта к любому, кто приходил в науку, в значительной мере отличала его от очень и очень многих коллег. Думаю именно поэтому во ВНИИТАГе Юрию Павловичу удалось создать удивительную общность молодых единомышленников, с которыми он собирался перевернуть мир».


Игорь Бондаренко, 
доктор архитектуры, профессор, директор НИИТИАГ до 2018 года: 

«Юрий Павлович Волчок оставил по себе светлую память. Он был интеллигентным, обаятельным и дружелюбным человеком, всегда готовым поддержать товарища и коллегу, как старого, так и совсем молодого, найти в его работе что-то интересное, новое и достойное похвалы. Он был чрезвычайно предан своей любимой профессии, жил ей, не делая перерывов, не уходя в отпуска, не отвлекаясь на что-либо другое. Он постоянно познавал, всматривался, вдумывался, искал ответы на самые сложные вопросы и никогда не удовлетворялся трафаретными суждениями. Избрав путь историка и теоретика архитектуры, он сосредоточился не только на доскональном изучении фактов истории, прежде всего, советской, но и на целенаправленном и безграничном расширении своего общекультурного и общенаучного кругозора, что позволяло ему выстраивать оригинальные философские умозаключения, порой трудные для восприятия, но всегда подкупающие своей содержательной многозначительностью.

Мы потеряли замечательного человека и соратника, активнейшего участника всей нашей многогранной научно-творческой деятельности, истинного патриота НИИТИАГа, непреклонного борца за понимание непреходящей ценности архитектурного наследия, видного ученого, мыслителя, педагога и, конечно же, хорошего близкого друга.

Пусть земля ему будет пухом! Спи спокойно, дорогой Юра!».


Анна Броновицкая,
кандидат искусствоведения, историк архитектуры: 

«В Юрии Павловиче меня всегда восхищала поэтичность его исследовательского взгляда и смелость настаивать на значимости неочевидного. Кто еще мог прийти на конференцию по архитектуре модернизма и сделать доклад о прорыве в изучении античности, достигнутом в 1960-х годах? У него было стереоскопическое видение эпохи модернизма, свидетелем и исследователем которой он был одновременно, и он щедро делился с коллегами своими знаниями и прозрениями. Его будет очень не хватать».


Анна Васильева, 
старший научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Впервые Юрия Павловича я увидела кафедре Советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ. С момента своего появления в аудитории он сразу приковывал к себе внимание, погружал в мир архитектуры во всей ее многогранности, сложности, взаимосвязанности. Позже, регулярно присутствуя на его выступлениях на конференциях и на заседаниях Ученого совета НИИТИАГ, я опять и опять при каждом выступлении Юрия Павловича окуналась в этот интересный и удивительный мир, который он раскрывал перед слушателями. Глубина и парадоксальность его мышления, потрясающая эрудиция, раскрывали многие процессы и явления с новой и неожиданной стороны. При этом многие каждодневные ситуации, которые казались сложными и неразрешимыми, при даже беглом обсуждении с Юрием Павловичем становись простыми и ясными. Это удивительное свойство показывать одновременно простоту и сложность совершенно разных вещей и явлений, увлекая при этом любую аудиторию, будет всю жизнь для меня уроком и недостижимым примером».


Алексей Воробьев,
кандидат архитектуры, архитектор, градостроитель:

«Юрий Павлович всегда был невероятно современен, и в профессии, и в жизни. Наверное, поэтому многих к нему так тянуло, и начинающих студентов, и маститых профи. Иногда казалось,что он смотрит на мир как-то по-особенному, и при каждой встрече обыденность превращалась в увлекательный процесс, как будто из-за тучек появлялось солнышко, и ты с новым дыханием, силами и настроением бежал работать дальше. У Юрия Павловича было особое, глубокое понимание архитектуры.
Педагог по призванию, он всегда очень чутко относился к своим студентам и аспирантам, тем самым «облекая» их в свою веру в профессию. Он всегда был этичен, скромен и, несмотря на колоссальный интеллект, прост в общении. Все мы в миг осиротели. Нам, его ученикам, будет очень не хватать учителя. Светлая память!».


Игорь Грищинский,
архитектор, Израиль:

«Коллеги, долго вас не задержу. Несколько слов. На фоне творящегося вокруг хаоса и непредсказуемости важно их не забыть сказать. Что будет завтра, как и на ком отыграется эта напасть неизвестно. Сейчас страшный жребий выпал Юре. Умер хороший человек. Мне повезло познакомиться с ним и провести вместе несколько дней в 2014 году. Юра и его жена Люда, мой замечательный друг и однокурсница, гостили в Израиле. Что вам сказать, коллеги. Это было счастье. Посреди тягомотины рутинной проектной жизни вдруг праздник – разговоры обо всём, что нравится, о чём интересно поговорить нашему брату архитектору, поспорить даже, хоть и понимаешь несоответствие весовых категорий. Но чего не сделаешь под хорошую выпивку и средиземноморскую еду. Только сейчас, когда Юры не стало, я узнал от Люды, что он был на 12 лет старше нас! А ведь мальчишеская любознательность и озорной взгляд не измеряются годами. Нам было легко и комфортно. Мимолётное знакомство и память на всю жизнь. Им, Юре и Люде, повезло друг с другом. Гармония иногда случается как выяснилось. Теперь она нарушена. Люд, друг мой, мне нечего тебе сказать. Тебе придётся жить без Юры».


Ольга Казакова, 
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИТИАГ, директор Института Модернизма:
 
«Ужасно тяжело писать этот текст. Невозможно писать в прошедшем времени о Юрии Павловиче – еще слишком рано, и больно, и не справедливо.
 
Невозможно поверить, что ему нельзя больше позвонить, что не будет встреч, и знаешь что да – не будет. Это тяжело и больно.
 
Юрий Павлович Волчок – человек, который в моей жизни сыграл очень большую и важную роль. Он был моим научным руководителем на дипломе, и согласился им быть, почти меня не зная, просто поверив. Из-за него я пошла в аспирантуру – тоже потому, что он в меня поверил – и этим сделал для меня возможным научный путь. Конечно, он был научным руководителем диссертации, которая без него никогда бы не состоялась – и таких диссертаций, защищенным благодаря Юрий Павловичу, наверняка не один десяток. Я была одной из многих его студенток и аспиранток – он ко всем нам относился с подлинной добротой, уважением, индивидуальным и чутким интересом. Он поражал широтой знаний и души, и при этом всегда был совершенно спокоен, с абсолютно своим «волчковским» стилем. Каждым разговором он умел вдохновить, убедить, подарить новые мысли, приподнять над собой и над серостью. Перед защитой диплома я звонила ему в 2 часа ночи, потому что он перед этим сказал – звони мне в Любое (с нажимом) время – и он ответил так, как будто за окном был белый день. И все его ученики его любили, и продолжают любить.
 
Он был удивительный во всем. Удивительно мудрый, тонкий, остро и парадоксально мыслящий, ярко одаренный, умевший находить нужные и точные слова и в науке, и в жизни. Удивительно красивый человек. И удивительно щедрый – легко даривший свои идеи, время, внимание.
 
Именно с подарка и с легкой руки Юрия Павловича – собранного им большого и уникального архива фотографий советских зданий и проектов – начался Институт модернизма. Институт, который теперь осиротел, как и все мы – его ученики, коллеги, близкие и дальние знакомые. Нам всем уже сейчас, когда еще трудно трудно поверить случившееся и не пришло еще осознание этой утраты – ужасно и остро его не хватает».


Сергей Кавтарадзе,
историк архитектуры, старший преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ: 

«Очень больно, потому что неожиданно. Юрий Павлович умел не стареть, сколько знаю его, был бодр, полон планов, остроумен и непредсказуем в риторике (излагаемой голосом, который мы вряд ли забудем).

Наверное, нельзя стать историком архитектуры, если на жизненном пути не повстречается такой учитель – любящий свое дело и заражающий этой любовью, открывающий неофиту незримые смыслы языка объемов, пространств и декора. Мне повезло. В 1979 или в 1980 году к нам в МГУ преподавать спецкурс пришел Юрий Павлович Волчок – завсектором ЦНИИТИА. И моя учеба у него, разумеется, никак не умещалась в рамки положенной по расписанию академической пары. Свою концепцию тектоники, отличную от привычной, он растолковывал мне и после занятий, и пешей дорогой от нашей «стекляшки» к метро «Университет», и потом еще (и долго) – на платформе, где мы стояли, не в силах закончить беседу, пропуская десятки поездов. И так раз за разом. Мы говорили об архитектуре, и это было прекрасно.

Эти счастливые времена продолжались и позже, когда после окончания вуза он взял меня к себе в сектор. Именно Юрий Павлович тогда, когда «борьба с излишествами» была еще актуальна в начальственных кабинетах, начал изучение советской архитектуры 30-х – 50-х годов, той самой, «с колоннами». Тогда мы прикрывались темой «Послевоенное восстановление городов». Множество роскошных изданий с советской классикой, лежащие сейчас на книжных полках – это во многом его личная заслуга.

Он был отличным научным стратегом, планировавшим на много ходов вперед, и лидером, умевшим мобилизовать на решение практических задач. Он толкал вперед свою команду, продвигал карьеры молодых, знакомил, рекомендовал и помогал, помогал, помогал…

Ушел невероятно хороший, умный и добрый человек».



Армен Казарян, 
доктор искусствоведения, директор НИИТАГ:

«Юрий Павлович Волчок – редчайший на сегодняшний день ученый, исследующий сущность архитектурных и художественных явлений, способный взглянуть на них с необычного ракурса – ракурса творца и философа. Обладая многосторонними знаниями, острым аналитическим мышлением, он не только генерировал идеи, но и умел привлекать к их воплощению круг своих сподвижников и учеников, призывая каждого из них раскрыть в общем замысле свои собственные мысли и достоинства.
Юрий Павлович был учителем по призванию, и учил он, прежде всего, мыслить и чувствовать структуру, конструкцию, образ произведения – качествам, крайне необходимым историку архитектуры. За последние десятилетия из его магистрантов и аспирантов сформировалась целая плеяда талантливых ученых и организаторов науки.

Для НИИТИАГ, где Юрий Павлович многие годы возглавлял Отдел истории архитектуры и градостроительства Новейшего времени, организовывал яркие проблемные конференции, круглые столы и сборники научных статей, его уход – невосполнимая потеря. Во многом и потому, что он был большим другом, приходящим на помощь и приободряющим в трудную минуту, способным дать оригинальный и в то же время основанный на жизненном опыте совет, поддержать разумную инициативу. Юрия Павловича никогда не покидали большие планы, он никогда не терял оптимизма и особого чувства юмора, свойственного его колоссальному интеллекту. Нам будем очень не хватать общения с ним».


Андрей Кафтанов, 
архитектор, старший научный сотрудник НИИТИАГ, вице-президент Союза архитекторов России:

«Уход от нас Юрия Павловича Волчка, масштаб его личности и его вклад в Архитектуру и Культуру нам только предстоит осознать. Но для меня, проработавшего под его началом почти сорок лет, это не только глубокая личная трагедия, но и понимание того, что весь наш архитектурный цех лишился выдающегося, я бы сказал – «ключевого» носителя архитектурной культуры. И здесь речь прежде всего идёт не об огромном научном вкладе- десятки монографий и сотни статей с собственным взглядом на новую и новейшую истории архитектуры, не о яркой многолетней педагогической деятельности с десятками защитившихся аспирантов и сотнями студентов, по праву считающих себя его учениками.

Кроме этого высокого профессионализма в традициях академической науки, энциклопедических знаний, Юрий Павлович обладал удивительным чувством времени и понимания меняющихся с его нелинейным движением смыслов архитектурной деятельности. Это редкое качество давало ему уникальную возможность предвидеть будущие вызовы и интересы, как в науке, так и в практике. Он всегда был новатором. В 1983 году, мы вместе с Лешей Тархановым и Серёжей Кавтарадзе, трое молодых сотрудников, только что пришедших в ЦНИИТИА, вошли в рабочую группу под руководством Юрия Павловича по разработке методологии реконструкции и реабилитации «пятиэтажек», как домов так и районов, которые затем легли в основу первых двух всесоюзных конкурсов. Затем работа над книгой «40 лет Победы. Архитектура», в то время первое предъявление, а фактически – реабилитация Архитектуры военных лет и послевоенного десятилетия. Следующая – двухтомная книга «Год Архитектуры» и «Новое в Архитектуре», в которой удалось зафиксировать как процессы «перестройки» в архитектуре в конце 1980-х, так и предъявить возможные пути исправления ситуации. Последовавшие 1990-е подтвердили выявленные тогда проблемы социалистического градостроительства. Тогда, в эти самые тяжелее годы нашей новейшей истории, когда целенаправленно стиралась память о советском прошлом вместе со сносом памятников архитектуры того времени, под руководством Юрия Павловича мы работали над международным изданием лучшего в наследии XX века, под редакцией Кеннета Фремтона. Отдельная книга, вошедшая в знаменитое десятитомное издание, предъявленное на Конгрессе Международного союза архитекторов в Пекине в 1999 году, было посвящено 100 лучшим произведениям архитектуры на постсоветском пространстве. Во многом благодаря этой работе удалось сохранить для будущих поколений знаковые объекты прошедшего столетия...». Полный текст на сайте САР. 


Диана Кейпен-Вардиц, 
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник НИИТИАГ, ученый секретарь НИИ РАХ:

«Да, он такой был – как «сто сорок солнц», эмоционально и психологически чрезвычайно мощным. Удивительный человек! Его присутствие всегда ощущалось, даже когда он молча присутствовал в комнате. А когда начинал говорить глубоким, хорошо поставленным голосом – размеренно, неизменно доброжелательно, ясно и четко – все вообще преображалось, а слушатели не могли не подпасть под его обаяние».


Нина Коновалова, 
кандидат искусствоведения, заместитель директора НИИТАГ по научной работе:
 
«Юрий Павлович всегда был очень требователен к употреблению слова, мастерски владел этим искусством. Часто сокрушался, что большинство людей привыкло говорить и мыслить штампами, а вникнуть в смысл слов могут лишь немногие. Он настаивал на том, что необходимо научиться чувствовать нюансы, оттенки смыслов, подбирать точные слова. По его словам, «предъявить масштаб проблемы», «запараллелить смыслы», «показать сквозное действие», должен уметь каждый, даже начинающий ученый. Лучше многих он умел это делать сам и добивался того же от учеников. Но сейчас слов просто не хватает…».


Петр Кудрявцев,
урбанист, социолог, партнер бюро Citymakers:

«Юрий Павлович, милый, умный, добрый и чрезвычайно уютный человек. Благодарен ему за каждую встречу – просто потому, что всегда становилось легко на душе. И очень ему признателен за его лекцию об истории кинотеатра «Ударник» – одно из самых ярких воспоминаний с нашей Первой архитектурной недели в далеком 2006 году».

Светлана Левошко,
кандидат архитектуры, доцент, ведущий научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Юрий Павлович к казалось бы хорошо известному мог подойти неординарно. Его мысли не были простыми, не были понятными сходу, но он ухитрялся внедрять их в наши головы. И его идеи тоже становились «общепринятыми». Он обладал прекрасным чувством юмора. Хохотал над названием« 100 шедевров архитектуры». Казалось бы, что тут смешного? Но он видел абсурд в примелькавшемся и обыденном. ПРЕКРАСНЫЙ УМНЫЙ И ТОНКИЙ ЧЕЛОВЕК ПОКИНУЛ НАС. МЫ ОСИРОТЕЛИ».


Марианна Маевская, 
старший научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Юрия Павловича Волчка отличала удивительная доброта и душевность по отношению к коллегам и студентам. Он умел вдохновить и направить ученика, подчеркивая индивидуальность каждого. Обладая энциклопедическими знаниями и невероятной широтой профессионального кругозора, Юрий Павлович приглашал коллег к равноправному диалогу, увлекая своими идеями и суждениями. Благодаря его страстной уверенности в ценности наследия архитектуры советского модернизма в профессиональном и общественном сознании произошла существенная переоценка важности этого периода в отечественной архитектурной науке».


Дмитрий Михейкин, 
архитектор, старший научный сотрудник НИИТИАГ, профессор МААМ, основатель «НЛО бюро»:

«Юрий Павлович – мой любимый учитель, руководитель, наставник во всех смыслах. В уже далеком 2004 во время тяжелой сдачи диплома в МАРХИ какими-то неисповедимыми путями меня направил к нему мой отец, физик, как к будущему руководителю диссертации. Конечно, они были вообще не знакомы и никогда не видели друг друга. Оба дети войны, шестидесятники, со схожими привычками. И уже тогда с первого дня знакомства я почувствовал от Юрия Павловича поддержку фантастической силы.

Доброта его была безгранична. Дорогой Юрий Павлович всегда помогал добрым словом и делом, словно он всегда был близким человеком, а это так и было на самом деле. Сколько он отдал времени мне, равно как и всем своим подопечным – а это долгие годы, в моем случае в течение 16 лет, сколько в нем было терпения ко мне, сколько он передал знания и мудрости, потому как по-другому Юрий Павлович просто не мог поступать – он одарял всех. И дело его продолжается и будет продолжено.

Сейчас я окончательно начинаю осознавать, что Юрий Павлович был для меня гораздо больше, чем любимый учитель, он отчасти заменил мне отца, который ушел сильно раньше.

Как странно больше не услышать его голос, не увидеть его больше».


Константин Хрупин, 
научный сотрудник НИИТИАГ: 

«Трудно свыкнуться с мыслью, что нет больше Юрия Павловича Волчка. Ушел из жизни замечательный человек – ученый, педагог, инженер-строитель, искусствовед. Всегда спокойный, доброжелательный, отзывчивый, мудрый – он пользовался уважением, как среди коллег, так и учеников. Он навсегда останется в нашей памяти».

Некролог на сайте НИИТИАГ.
Некролог на сайте МАРХИ.

Лекция Юрия Волчка на канале «Россия»:  

07 Июля 2020

Похожие статьи
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Памяти Анатолия Столярчука
Автор многих зданий современного Петербурга, преподаватель Академии художеств, Член Градостроительного совета и человек, всегда готовый поддержать.
Памяти Жана-Луи Коэна
Марина Хрусталева – о Жане-Луи Коэне (20.07.1949-7.08.2023), историке архитектуры авангарда, преподавателе, авторе многих изданий и выставочных проектов.
Памяти Сергея Ткаченко
На прошедшей неделе, 6 августа, ушел из жизни Сергей Ткаченко, – одна из самых символических фигур постсоветской архитектуры и московского градостроительства.
Умер Майкл Хопкинс
В возрасте 88 лет скончался Майкл Хопкинс, один из главных архитекторов хай-тека, расширивший свой репертуар за счет традиционных материалов и рифм с историей.
Памяти Александра Некрасова
Он известен как автор нескольких реализованных станций метро, многие – с заметной, яркой, запоминающейся архитектурой. Одним из последних проектов Некрасова стала станция Физтех.
Собиратель
Умер Игорь Киселев. Реставратор и автор многих книг – справочников по архитектурным деталям и элементам зданий, очень полезных и хорошо известных специалистам.
Умер Рафаэль Виньоли
Скончался американский архитектор Рафаэль Виньоли, автор лондонских и нью-йоркских небоскребов, токийского «Форума» и многих других построек по всему миру.
Умер Балкришна Доши
В возрасте 95 лет скончался индийский архитектор Балкришна Доши, лауреат Притцкеровской премии, сотрудник Ле Корбюзье и Луиса Кана.
Памяти Виктора Быкова
Ушел из жизни Виктор Филиппович Быков – яркий представитель Нижегородской архитектурной школы, лучшего ее периода. Заслуженный архитектор Российской Федерации, лауреат престижных международных конкурсов и премий Нижнего Новгорода. Талантливый и эмоциональный человек, остро откликавшийся на вызовы времени.
Памяти Сергея Эстрина
Три дня назад умер Сергей Эстрин – архитектор и художник, автор синагоги на Бронной и множества общественных и частных интерьеров, всегда ярких и эффектных, а также красивых тонких графических работ.
Памяти Феликса Новикова
Ушел из жизни Феликс Новиков, архитектор, автор Дворца пионеров на Ленинских горах и Зеленограда, историк архитектуры модернизма и увлеченный публицист.
Слово о друге
В память о Феликсе Новикове публикуем его эссе, посвященное Джиму Торосяну и написанное в 2019 году для книги, которую сейчас готовит в издательстве Tatlin архитектор Карен Бальян. С разрешения автора и издательства.
Умер Рикардо Бофилл
Безусловная звезда современной архитектуры, автор, сменивший несколько направлений и тем самым примиривший в своем творчестве постмодернизм, национальные мотивы, неоклассику и интернациональный стиль, умер в возрасте 82 лет от последствий ковида в больнице Барселоны.
Памяти Евгении Кириченко
Ушла из жизни Евгения Ивановна Кириченко, человек, открывший нам ценность русской архитектуры модерна и эклектики, увлеченный и продуктивный исследователь, умный и жизнерадостный собеседник. Светлая память.
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Умерла Ольга Севан
Реставратор, исследователь и защитник деревянной архитектуры и исторической среды русского Севера, малых городов и сел.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».