Модернистские павильоны ВДНХ

Модернистские павильоны ансамбля ВДНХ в Москве в фотографиях Дениса Есакова с комментарием историка архитектуры, директора по исследованиям Института модернизма Анны Броновицкой.

mainImg
Анна Броновицкая, историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма:

«Когда говорят о ВДНХ, обычно представляют себе фонтаны, главный павильон со шпилем и прочее сталинское великолепие. Но все это относится к ВСХВ, Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, а собственно ВДНХ существовала с 1959 по 1991 год. Павильоны, построенные за это время, представляют практически все варианты архитектуры советского послевоенного модернизма, за исключением массового строительства, и первые заходы в постмодернизм. Очень жаль, что при поспешном подновлении ансамбля выставки к новому открытию летом 2014 года был уничтожен самый интересный из ранних опытов освоения модернистской эстетики в СССР – алюминиевый фасад павильона «Радиоэлектроника и связь». Но оставшегося достаточно, чтобы изучать историю архитектуры 1960–1980-х годов, не покидая территории выставки. В Москве нет другой территории с такой концентрацией оригинальных зданий этого периода.

Круговая кинопанорама
Наталья Стригалева, инженер Георгий Муратов
1959
Очень скромная на вид постройка (особенно после утраты «короны» из светящихся трубок) – оболочка уникального аттракциона, кинотеатра с проекцией на 360° и памятник хрущевской попытке «догнать и перегнать Америку». Круговая кинопанорама появилась на ВДНХ в связи с американской выставкой в Сокольниках в 1959 году, которая сама по себе была беспрецедентным событием. Узнав, что американцы собираются привезти в Москву «Циркораму» – систему панорамного кино, за несколько лет до того запатентованную Уолтом Диснеем, Хрущев распорядился создать превосходящий советский аналог, что и было сделано. Советские конструкторы в кратчайший срок разработали метод съемки, сведения и проекции полнопанорамных фильмов, а архитектор Стригалева и инженер Муратов за три месяца спроектировали и построили здание для их демонстрации.
Устроено оно очень просто: в центре круглый зал с экранами, вокруг – галерея, в верхнем ярусе которой расположена проекционная, а в нижнем – фойе и административные помещения. Снаружи это выглядит как глухой барабан, оживленный только группами отверстий вентиляционных решеток, «парящий» над сплошным остеклением фойе. Ни колонн, ни лепнины, ни карниза – только модная люминесцентная вывеска с повторяющейся надписью «Круговая кинопанорама» по краю кровли. Выглядело это невероятно современно и, вместе с появившимся тогда же, к открытию ВДНХ, фасадом «Радиоэлектроники», показывало, как далеко ушла страна за короткое время после смерти Сталина.
Круговая кинопанорама. Фото © Денис Есаков
Круговая кинопанорама. Фото © Денис Есаков
Круговая кинопанорама. Фото © Денис Есаков




«Газовая промышленность» (№ 21)
Елена Анцута, Владислав Кузнецов,
1967
В 1967 году страна отмечала 50-летие революции, и к этой дате ВДНХ значительно обновили. На площади Промышленности снесли две трети павильонов и построили на их месте четыре крупных – «Товары народного потребления», «Химическая промышленность», «Электрификация» и павильон межотраслевых выставок. Последний из них демонстрировал возможности создания уникальных построек из типовых элементов, что получилось не очень убедительно. В 2015 году его снесли, на его месте планируется строительство павильона «Росатом». Грандиозный, 229 м длиной по фасаду павильон «Товары народного потребления» (№ 57, Игорь Виноградский, В. Зальцман, конструкторы Михаил Берклайд, А. Беляев, Александр Левенштейн) в том же 2015 году заменили новоделом, где разместился исторический парк «Россия – моя история»). Зато павильон «Химическая промышленность», как и его упомянутый выше более крупный собрат, демонстрирующий увлечение советских архитекторов творчеством Миса ван дер Роэ (№ 20, Борис Виленский, А. Вершинин, инженеры И. Левитис, Н. Булкин и др.) пока сохранился в неприкосновенности. Как раз за ним, в стороне от главной оси выставки, на месте павильона «Картофель и овощеводство» построили павильон «Газовая промышленность». Его облик не оставляет сомнений, что героем авторов был не Мис, а другой гений современной архитектуры – Ле Корбюзье: сильно вынесенный, изгибом напоминающий лодку козырек, конечно же, вдохновлен Капеллой в Роншане. Принцип перетекания наружных и внутренних пространств был подчеркнут керамической мозаикой с изображением газового пламени, начинавшейся на стене снаружи павильона и продолжавшейся в интерьере за стеклянной оболочкой. Увы, теперь этого увидеть нельзя: при недавней реконструкции мозаика в интерьере исчезла. При той же самой реконструкции на фасаде были прорезаны новые окна, хотя изначально изогнутая глухая поверхность служила фоном для металлического рельефа с изображением вышек газовых скважин и надписью «Газовая промышленность».
«Газовая промышленность». Фото © Денис Есаков
«Газовая промышленность». Фото © Денис Есаков



«Химическая промышленность». Фото © Денис Есаков
«Химическая промышленность». Фото © Денис Есаков




«Птицеводство» (№ 37)
Владимир Богданов, В. Магидов, М. Леонтьев
1968
Владимир Богданов много работал на МИД, строил советские посольства за рубежом. Возможно, поэтому, павильон отличается стильностью и качеством строительства, какие на территории СССР трудно было встретить за пределами Прибалтики. Вытянутое вдоль берега пруда здание разбито на чуть смещенные друг относительно друга объемы, чтобы не подавлять масштабом. Дополнительную дробность, не вызывающую при этом ощущения беспокойства или пестроты, создает совмещение фактур: светлый кирпич и темный кабанчик цоколя соседствуют со стеклом, светлым бетоном, мореным деревом и темным металлом, из которого сделаны рубленые буквы вывески. Скульптура петуха, установленная на высоком столбе перед входом, еще больше усиливает прибалтийские ассоциации. Промышленное птицеводство – довольно страшная вещь. От осознания этого посетителей отвлекали футуристическая экспозиция вводного зала со стендами, выполненными в виде гигантских яиц, и устройство крыла с натурной экспозицией. Вольеры и клетки с птицами были отгорожены блокирующим запахи стеклом, а по другую сторону через такое же панорамное остекления открывался красивый пейзаж с прудом.
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков
«Птицеводство». Фото © Денис Есаков



«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры» (№ 22)
Б.С. Виленский, Акопов, В.И. Жук, Пумпянская, инженеры И. Левитес, А.М. Бройда, Горячева
1968–1971
Это последняя постройка вхутемасовца Бориса Виленского, скончавшегося в 1970 году. В 1959 году он одним из первых включился в возвращение в СССР современной архитектуры, возглавив команду, построившую в Сокольниках несколько изящных кафе-стекляшек, а потом проектировал вместе с Игорем Виноградским выставочные павильоны в Сокольниках и на ВДНХ, варьируя одну тему – стеклянного параллелепипеда. Здесь, возможно, благодаря участию молодых коллег, решение более сложное. Стеклянный параллелепипед тоже есть, но расчерчен нарядной клеткой и отодвинут назад, а фасад изогнут волной и покрыт рельефной облицовкой из ракушечника. Помимо традиционно открытых, перетекающих пространств экспозиционной части, в павильоне был дегустационный зал, отделанный, как подобает ресторану того времени: кирпичный пол, деревянный потолок и стены, покрытые туфом со вставками из керамики и металлического литья.
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков
«Садоводство, виноградарство и субтропические культуры». Фото © Денис Есаков



«Цветоводство и озеленение» (№ 29)
Игорь Виноградский, Владимир Никитин, Г.В. Астафьев, Н. Богданова, Л. Мариновский, А. Рыдаев, инженер Михаил Берклайд и др., скульптор Юрий Александров
1969–1971
Наверное, самый интересный и сложно организованный из модернистских павильонов ВДНХ. На сей раз отправной точкой для авторов стали работы Луиса Кана. Проектировался павильон вместе с ландшафтным участком, куда выдвинуты бассейны для демонстрации водных растений – увы, давно не функционирующие. Снаружи он выглядит как группа составленных вместе каменных кубов, над которыми поднимаются косо срезанные пирамиды световых колодцев. Внутри – очень редкий случай в советской практике – мы обнаруживаем открытые бетонные конструкции, притом удивительной красоты. У павильона счастливая судьба, он до сих пор сохранил свое назначение. Конечно, хаос современных стендов сбивает ощущение пространства, но задрав голову и посмотрев поверх перегородок, еще можно оценить качество архитектуры. Один уголок – кафе с зимним садом – сохранился практически в таком виде, каким был в 1970-х годах. Еще одна радость этого павильона – выпукло-вогнутый, ажурный рельеф «Флора» скульптора Юрия Александрова в заглублении фасада перед входом.
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков
«Цветоводство и озеленение». Фото © Денис Есаков



«Семена» (№ 7)
Зоя Арзамасова, инженер Д. Земцов
1974–1979
Павильон, стоящий на открытом участке у изгиба Кольцевой аллеи, сразу привлекает внимание динамичной формой, меняющейся в зависимости от ракурса. При подходе от Южного входа мы видим два пересекающихся треугольника, а от перпендикулярной аллеи открывается плоскость фасада с асимметрично расположенной прямоугольной башней. Только походив вокруг и зайдя внутрь, понимаешь, что параллелепипед основного объема прорезан двумя вертикально поставленными треугольными пластинами, витражи которых впускают в интерьер дневной свет. А еще архитектор не стала бороться с понижением рельефа на участке, а открыла в сторону «ямы» цокольный этаж, сохранив, таким образом, растущие на участке деревья. Внутри до сих пор торгуют семенами, сохранились фрагменты первоначальной экспозиции и даже аутентичные таблички с мужским и женским силуэтом на дверях туалета.
«Семена». Фото © Денис Есаков
«Семена». Фото © Денис Есаков
«Семена». Фото © Денис Есаков



Пристройка к павильону «Овцеводство» (№ 2)
В.Е. Попова
1974
Один из павильонов идиллического животноводческого городка ВСХВ 1954 года был переквалифицирован в «Воспроизводство сельскохозяйственных животных». Под этой формулировкой подразумевалось искусственное осеменение, и для столь прогрессивной темы прежняя архитектура, стилизованная под монастырский корпус XVII века, не очень подходила. К счастью, павильон А7 Колесниченко и Г. Савинова не снесли, а просто дали ему новый вход с пересеченной консолью круглой угловой башней.
Пристройка к павильону «Овцеводство». Фото © Денис Есаков
Пристройка к павильону «Овцеводство». Фото © Денис Есаков

15 Сентября 2016

ЛДМ: быть или не быть?
В преддверии петербургского Совета по сохранению наследия в редакцию Архи.ру пришла статья-апология, написанная в защиту Ленинградского дворца молодежи, которому вместо включения в Перечень выявленных памятников грозит снос. Благодарим автора Алину Заляеву и публикуем материал полностью.
«Животворна и органична здесь»
Рецензия петербургского архитектора Сергея Мишина на третью книгу «Гаража» об архитектуре модернизма – на сей раз ленинградского, – в большей степени стала рассуждением о специфике города-проекта, склонного к смелым жестам и чтению стихов. Который, в отличие от «города-мицелия», опровергает миф о разрушительности модернистской архитектуры для традиционной городской ткани.
Сохранить окна ТАСС!
Проблема в том, что фасады ТАСС 1977 года могут отремонтировать, сохранив в целом рисунок, но в других материалах – так, что оно перестанет быть похожим на себя и потеряет оригинальный, то есть подлинный, облик. Собираем подписи за присвоение зданию статуса объекта наследия и охрану его исторического облика.
Отстоять «Политехническую»
В Петербурге – новая волна градозащиты, ее поднял проект перестройки вестибюля станции метро «Политехническая». Мы расспросили архитекторов об этом частном случае и получили признания в любви к городу, советскому модернизму и зеленым площадям.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Молодой город для молодой науки
В издательстве «Кучково поле Музеон» вышла книга «Зеленоград – город Игоря Покровского». Замечательная «кухня» этого проекта – в живых воспоминаниях близкого друга и соратника Покровского, Феликса Новикова, с прекрасным набором фотоматериалов и комментариями всех причастных.
Советский регионализм
В книге итальянских фотографов Роберто Конте и Стефано Перего «Советская Азия» собраны постройки 1950-х–1980-х в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Таджикистане. Цель авторов – показать разнообразие послевоенной советской архитектуры и ее связь с контекстом – историческим и климатическим.
«Это не башня»
Публикуем фото-проект Дениса Есакова: размышление на тему «серых бетонных коробок», которыми в общественном сознании стали в наши дни постройки модернизма.
Музей «Пресня»
Пример «средового брутализма» музей «Пресня» в историческом центре Москвы – в фотографиях Дениса Есакова с детальным рассказом историка архитектуры Дениса Ромодина.
«Вопрос не в профессиональной этике, а в месте этой...
Реконструкция зданий модернизма – болезненный вопрос, в том числе потому, что она нередко происходит на глазах их изначальных авторов, опечаленных и возмущенных некорректным подходом к своим творениям. Высказаться на эту сложную тему мы попросили архитекторов и историков архитектуры.
Все в Алма-Ату
Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.
Технологии и материалы
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Сейчас на главной
Создавая миры: финалисты
Определены финалисты конкурса «Создавая миры». Жюри выбрало десять лучших работ, по пять в каждой из двух номинаций конкурса: «Фотография. Архитектура» и «Digital Art. Архитектура». Представляем выбранные работы.
Золото юго-запада
Клубный дом Full House, реализация которого недавно завершилась на проспекте Вернадского рядом с метро «Юго-Западная» – это «клубный дом бизнес-класса». Здесь много роскоши: в отделке интерьеров преобладает золотистая латунь и диковинные мраморные рисунки, на фасадах – укрупненные элементы декора. А вот объемное построение дом заимствовал в поисках модернистов – может быть, даже у архитекторов, застраивавших юго-запад в 1970-е.
Узор Алтая
Бюро Empate разработало концепцию экопоселения для отдаленной территории Алтая. Генеральный план, который напоминает традиционный орнамент или город-утопию, формирует четкую систему общественных и приватных пространства. Также архитекторы разработали для поселения шесть типов домов, отсылающих к культуре региона и вернакулярным строительным практикам.
Найди свою школу
Бюро Gradolí & Sanz Arquitectes спроектировало и построило для работающей по системе Монтессори школы Imagine под Валенсией здание, которое служит для учащихся наглядным пособием.
Ковчег в заповеднике
Проект апарт-отеля мастерской Ильи Гринберга для Куршской косы – одновременно архитектурная капитуляция, как называют ее авторы, и осознанный выбор. Подход, вероятно, оценил бы Джон Рёскин, для которого в архитектуре была важна честность: здание не притворяется маленьким, не стремится раствориться или мимикрировать, но заявляет о себе с достоинством. Приняв данность ТЭПов и экономической модели, оно не увязает в рефлексии и демонстрирует сильные стороны. Подробную историю формообразования рассказывает главный архитектор проекта Илья Гринберг.
Pro forma
Появились фотографии реализованной в Черняховске вискикурни архитекторов TOTEMENT / PAPER – объекта, продолжающего их же Музей коньяка. Из простого, в общем-то, технически промышленного, объема и пространства, архитекторы сделали целый театр, насыщенный впечатлениями. Смотрим. Всем советуем экскурсию на вроде бы завод, а на самом деле – эксперимент по театрализации темы приготовления крепких напитков. И не только ее, а и «чистого искусства», способного развиваться где угодно.
Исток, гнездо и колос
В конце прошлого года бюро ASADOV подвело итоги конкурса на лучший семейный клуб, который проводило при поддержке Союза архитекторов России. Принять участие в нем могли молодые архитекторы и студенты профильных вузов. С запозданием, но знакомим с победителями конкурса.
Жизнь в замке
Амалия Тавелла и ее бюро превратили замок среди виноградников Прованса в выставочное пространство, дополненное дюжиной гостиничных номеров.
Вишневая фабрика
Мастерская PROJECTLIFE разработала проект реконструкции дома культуры в городе Уварово для размещения производства энергосберегающих полиуретановых изделий. Смену функции архитекторы маркируют более динамичной композицией, соответствующей технологии перепланировкой, а также кирпичной облицовкой. Также проект предполагает использование принципов устойчивого строительства.
Крути педали
Первый участок ВЕЛО1 – маршрута между Москвой и Петербургом – соединяет города Дубна и Яхрома. Благоустройством трассы занималось бюро EASYBUREAU совместно с АНО «Вело1»: с помощью ландшафтного дизайна дорожка вписана в разнообразные пейзажи, а по пути следования появились деревянные настилы, площадки для отдыха, пункты проката и ремонта.
MADA 2025: итоги премии MosBuild для молодых архитекторов...
В начале апреля на выставке MosBuild 2025 подвели итоги премии для молодых архитекторов и дизайнеров MosBuild Architecture & Design Awards. Номинаций в этом году было семь: шесть традиционных и одна новая – от бизнес-сообщества MosBuild Connect. Рассказываем о победителях.
Славянский мотив
По проекту бюро «Лепо» в Старом Осколе открылась пекарня, которая оживила советский микрорайон: за стенами обычного торгового павильона скрывается интерьер с декоративными подзорами, мозаичными стенами и сочным терракотовым цветом.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Арт-мельница
Историческая автоматическая мельница в чешском Пардубице претерпела сложную, многосоставную реставрацию усилиями бюро TRANSAT и Prokš Přikryl, став в итоге важным художественным центром.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Арка и треугольник
Новый бизнес-центр Stone Мневники от Kleinewelt Architekten, для того же заказчика, что и на Ходынке, в чем-то перекликается с проектами для нее. Но не во всем. В Мневниках больше углов, и сами авторы говорят, что проект построен на контрасте. Действительно, если в первой очереди присутствуют намеки на классику, хотя и очень легкие – ну, хотя бы те же арки, и просто, и перевернутые, то есть ее прообразом можно считать восьмидесятые; то во второй очереди в роли отдаленного прообраза модернизм семидесятых. Их объединяет калейдоскоп не лишенного дерзости благоустройства из лучей и треугольников.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Парящие ступени
В поместье в горах на юге Китая появились два павильона по проекту бюро DoDesign: они вдохновлены типичными для этой местности огромными камнями.
Солнечный дуплекс
Небольшой отель в Солнечногорске, рассчитанный на автономное размещение двух компаний, построен по проекту DO buro. В сценарий здания заложена как возможность уединения, так и совместного времяпрепровождения: у каждого жилого модуля свой двор и гостиная с панорамным окном, а объединяет их терраса, которую можно использовать в качестве дополнительной площадки для отдыха.
Домашняя триада
Дом по проекту Neogenesis+Studi0261 в Сурате на западе Индии состоит из трех почти одинаковых и независимых секций: здесь с удобством разместились несколько поколений одной семьи.
Тень от франжипани
Ресторан, построенный по проекту бюро Максима Цыбина Overhead на острове Бали, простыми и крупными формами подсвечивает колоритный контекст: на фоне белых и бетонных поверхностей ярче проступает разнообразие растительности, самобытность придомовых храмов и детали окружающих зданий.
Убежище архитектора
Собственный дом архитекторов студии Quatrobase в Московской области изобретателен и включает множество нестандартных решений: двусветную гостиную при каркасной технологии строительства, темный фасад и контрастные окна, а также целый ряд интерьерных и технических находок.
Фабрика здоровья
Работая над проектом оздоровительно-туристического комплекса на берегу Енисея, архитекторы ПТАМ Виссарионова поставили перед собой задачу создать оздоровительные пространства, усиливающие пользу воздействия природы и медицинских процедур на тело и душу. Объемно-пространственные нацелены стимулировать взаимодействие гостей с ландшафтом и друг с другом.
Рыночный куб
MVRDV предложили для тайваньского города Чжубэй новую, максимально гибкую типологию рыночной постройки, применив свой излюбленный прием штабелирования этажей и функций.
Дом над соснами
Дом на юго-западе Франции по проекту Maud Caubet Architectes приподнят над землей, чтобы владельцы могли любоваться кронами сосен.
Механика цветения стеклянного леса
Комплекс апартаментов Саввинская 27 от Level, строительство которого сейчас уже подходит к концу на вытянутом вдоль реки протяженном участке рядом с Новодевичьим монастырем, – обладает очень смелой для Москвы пластикой. Визуально он похож на результат работы стеклодува в соавторстве со скульптором, этакие стеклянно-бетонные джунгли, ритмизованные, но растущие энергично и живописно. Воплотить такую идею – не так-то просто. Рассказываем о концепции ODA и о методах, использованных архитекторами компании АПЕКС для ее реализации. Показываем узлы.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».