English version

Жемчужина Дравы

В словенском городе Марибор завершился международный открытый конкурс, предметом которого стали сразу три объекта – набережная реки Драва, пешеходный мост и новое здание художественной галереи. В этом состязании приняли участие более 400 архитекторов, каждый из которых имел право представить как один проект, так и несколько. Мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» наиболее интересной для себя сочла возможность поработать над обликом художественной галереи и культурно-выставочный центр трактовала в виде гигантского эллипса, бережно вписанного во вновь создаваемый квартал.

mainImg
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Конкурсный проект нового здания Мариборской художественной галереи (Словения)
Словения, Марибор

Авторский коллектив:
Липранди Д.Д., Биндеман В.Н., Стаунэ Е.С., Семенов Ю.Г. при участии Зинюковой О.П.

2010 — 2010
Марибор – второй по величине и значению город Словении. Он раскинулся по обоим берегам полноводной реки Драва, всего в 16 километрах от границы с Австрией, и заслуженно считается важнейшим промышленным, экономическим и культурным центром страны. Не последним источников дохода для Марибора является въездной туризм – ежегодно город, знаменитый своими средневековыми замками, винодельческими традициями и расположенным по соседству горнолыжным курортом, посещают десятки тысяч человек. Однако всего через два года туристический поток обещает многократно возрасти – в 2012 году Марибор станет Культурной столицей Европы.

Традиция выбирать культурной столицей года один из городов стран Евросоюза была придумана в конце 1980-х и стала очень популярна. Для туристов это уникальный шанс увидеть в одном городе выступления лучших мировых коллективов и самые интересные выставки, для городов – повод получить дополнительные инвестиции и существенно обновить свои культурные территории. Скажем, в Порту именно по случаю приобретения статуса культурной столицы Европы был построен знаменитый Дом музыки. Словенский Марибор решил от предшественников не отставать и в начале этого года объявил открытый международный конкурс сразу на три объекта, призванных стать символами города в 2012 году, – набережную, пешеходный мост и галерею.

Техническое задание, разработанное при участии Международного союза архитекторов и муниципалитета Марибора, отличалось максимальной подробностью. В частности, новое здание художественной галереи должно было не просто стать вторым корпусом существующего музея, но своего рода штаб-квартирой Культурной столицей Европы 2012 года, а после этого на многие годы вперед сохранить статус одного из основных центров городского притяжения, превратиться в уникальный семейный культурно-досуговый центр, в котором посетители любого возраста найдут для себя познавательные и творческие занятия. Были сформулированы и пожелания к архитектуре: новая художественная галерея должна быть открытой и легкодоступной, обладать динамичной формой и ультрасовременной технологической «начинкой». Не в последнюю очередь именно поэтому под галерею был отведен целый квартал в самом центре Марибора, ограниченный улицами Ribiška, Koroška Cesta, Pristaniška и набережной Дравы. Техническое задание предписывало поместить в центр композиции выставочный комплекс общей площадью 8 тысяч квадратных метров, и дополнить его музеем для детей, творческими мастерскими, центром современной архитектуры, открытыми общественными зонами и подземной парковкой.

Имеющийся квартал коллектив Владимира Биндемана разделил по диагонали и на этой условной прямой, соединившей перекресток улиц Ribiška, Koroška Cesta и перекресток улиц Pristaniška и Vojašniška, разместил основное экспозиционное пространство. Оно заключено в прозрачный сферический объем, эдакий дирижабль, окруженный вспомогательными помещениями. Эти помещения объединены в два корпуса, которые к улицам обращены традиционными прямоугольными объемами, а к сфероиду – плавными изгибами, в плане напоминающими кисти рук, словно бережно поддерживающими хрупкую субстанцию. С выставочным пространством «руки» соединены переходами на различных этажах, так что связь всех помещений комплекса осуществляется через это центральное прозрачное ядро. Кровля правой «руки» представляет собой гигантский пешеходный пандус, левый же корпус имеет плоскую неэксплуатируемую крышу, на которой размещены устройства для сбора дождевой воды и солнечные батареи, аккумулирующие энергию для нужд здания. В облицовке самого сфероида архитекторы предлагали использовать специальное матовое покрытие из энергосберегающего стекла с функцией затемнения, которое позволило бы уберечь произведения искусства от слишком интенсивного солнечного света.

Своим главным фасадом  комплекс раскрыт на набережную Дравы и исторический центр города. «Руки», поддерживающие сфероид, расходятся в стороны, словно приглашая посетителей и прогуливающихся по набережной туристов пройти на внутреннюю площадь музея или подняться по открытой лестнице на последний выставочный этаж и полюбоваться прекрасными видами, открывающимися с высоты 29 метров. С противоположной от набережной стороны рядом с комплексом разбит ландшафтный и скульптурный парк, играющий одновременно роль «зеленых легких» галереи и места для размещения экспозиций под открытым небом. Фасад, обращенный к парку, решен как вертикальный сад – архитекторы стремились усилить впечатление слияния здания с окружающей природой, и в нем сделана проходная арка, связывающая сквер и внутреннюю площадь. Попасть на площадь можно и с перпендикулярных набережной улиц Ribiška и Pristaniška, так что доступ в сердце музейного комплекса обеспечен со всех четырех сторон, и главное требование технического задания о доступности нового культурного центра из разных точек города выполнено.

Все выставочные пространства сгруппированы в сфероиде, подвешенном за счет ферм-переходов над музейной площадью. Архитекторы спроектировали пять выставочных этажей, первые два из которых предназначены для постоянной экспозиции, два последующих для временных выставок, а самый верхний будет превращен в зал, посвященный истории и генплану Марибора. Сквозь «дирижабль» пропущена спираль пандуса, который позволяет перемещаться внутри выставочных пространств, минуя боковые переходы. Все остальные функции, такие как детский центр, творческие мастерские и Архитектурный центр расположены в отдельных корпусах, каждый из которых имеет самостоятельный вход, но соединен со сфероидом галереями на разных уровнях. А вот хранилища музея расположены на подземном этаже, на одном уровне с парковкой. Подземный этаж устроен под всеми корпусами галереи, и за счет перепада рельефа его высота меняется от 3 метров на парковке до 6 метров в хранилищах.

Двухпутная рампа для доставки экспонатов организована со стороны улицы Ribiška, там же сделан заезд в подземную парковку. А вот главный вход для пешеходов расположен со стороны набережной, в корпусе А, в плане напоминающем прямоугольник с одним скругленным углом. Для того чтобы лишний раз подчеркнуть открытость галереи городу, на уровне первого этажа стены  этого объема выполнены из прозрачного стекла, а начиная со второго прорезаны неровными «сталактитами» окон (чем, кстати, мгновенно заставляют вспомнить Форум Герцога и де Мерона в Барселоне). В центре вестибюля расположена огромная парадная лестница, подвешенная на стальных тросах к конструкциям перекрытия. В пространстве между ее маршами размещены информационный центр и кассы, а под лестницей и вокруг нее – сувенирные и книжные магазины. А чтобы заглядывающему в галерею с улицы человеку не казалось, что весь первый этаж занят торговлей, вестибюль оформлен минимальным числом перегородок. Из вестибюля по главной лестнице можно попасть в выставочные залы, библиотеку музея, а также в кафе и клуб, причем последние непосредственно примыкают к месту основного раскрытия двух корпусов- «рук» на набережную реки Драва – это не только обеспечит посетителей прекрасными видами, но и позволит заведениям работать в собственном режиме.

Корпуса В и С, в которых расположены все необходимые дополнительные функции, представляют собой узкие сблокированные параллелепипеды, стены которых так же «расщеплены» треугольными прозрачными вставками. По сути, это задний фасад комплекса, та заслонка, которая надежно фиксирует эфемерный сфероид в створе дугообразных зданий.  Архитекторы досконально продумали связи корпусов с основным выставочным пространством: свои галереи-переходы имеют и детский центр (преподаватели смогут проводить небольшие экскурсии и обучающие лекции), и творческие студии. Помещения детского центра организованы таким образом, чтобы иметь еще и непосредственный выход в парк, а в корпусе С, где располагается архитектурный центр, последний этаж отведен под кладовые и зону неформального общения.

Но, пожалуй, главное достоинство спроектированного «Архитектуриумом» комплекса заключается в его сомасштабности окружающей застройке. Самые яркие архитектурные элементы композиции – сфероид и обнимающие его «руки» -- выполнены из максимально прозрачных материалов, нивелирующих давление этих объемов на невысокие исторические памятники, расположенные по соседству, тогда как основные корпуса, «держащие» углы нового квартала, поддерживают их строй и ритм. Современная по композиции и технологии, новая художественная галерея органично сосуществует со своим окружением и способна стать его неотъемлемой частью.
zooming
zooming
zooming
zooming
Вестибюль
Интерьер
Интерьер
План подземного этажа
План первого этажа
План второго этажа
План третьего этажа
План четвертого этажа
План пятого этажа
План шестого этажа
zooming
Разрез
Архитектор:
Владимир Биндеман
Мастерская:
Архитектуриум http://www.arhitekturium.ru
Проект:
Конкурсный проект нового здания Мариборской художественной галереи (Словения)
Словения, Марибор

Авторский коллектив:
Липранди Д.Д., Биндеман В.Н., Стаунэ Е.С., Семенов Ю.Г. при участии Зинюковой О.П.

2010 — 2010

09 Апреля 2010

Архитектуриум: другие проекты
Спортивный холм
Академия бадминтона, спроектированная на границе ЖК «Лайково», подстраивается под окружение не выходя за рамки языка современной архитектуры.
Селигерский форпост
Здание офиса продаж ЖК «Селигер-Сити» – яркая точка, с которой начинается редевелопмент очередной промзоны на Дмитровском шоссе.
В поисках утраченного рая
Мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» разработала архитектурно-градостроительную концепцию курорта «Paradise waters» на острове Бинтан в Индонезии.
Ледяное зеркало
Ломаные, разнофактурные, но в основном – отражающие всё вокруг фасады проекта спорткомплекса, который планируется построить в Химках, призваны «растворить» здание, спрятать его объём в отблесках окружения, чтобы не противоречить парку, на границе которого планируется построить комплекс.
Подмосковная Швейцария
На берегу реки Сходни закончено строительство жилого района со спортивно-оздоровительным и культурным центром «Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры».
Эко-решение
Семейный спортивно-досуговый центр в проекте мастерской Владимира Биндемана «Архитектуриум» укладом напоминает скаутский лагерь, а его композиция тяготеет к идеалам зелёной архитектуры.
Облако знаний
В конце прошлого года бюро Владимира Биндемана «Архитектуриум» приняло участие в международном открытом конкурсе на проект городской библиотеки поколения «2.0», которую планируется построить в самом центре Копенгагена.
На зеленом подиуме
Неподалеку от Красногорска по проекту мастерской «Архитектуриум» Владимира Биндемана начинается реализация нового жилого квартала «Опалиха-village».
Медные горы
Район среднеэтажной жилой застройки в окрестностях Екатеринбурга трактован как урбанизированное воплощение уральского ландшафта.
Город пригородов
До конца лета в Музее архитектуры проходит выставка «Город Архитектуриум», посвященная десятилетию мастерской.
Владимир Биндеман: «Архитектура у нас вполне уже западная,...
В четверг в Музее архитектуры открывается выставка «Город Архитектуриум», посвященная 10-летию одноименно архитектурной мастерской. О том, что сделано за этот срок, мы беседуем с ее основателем архитектором Владимиром Биндеманом.
Остров у дома
В одной из живописных излучин реки Сходни мастерская «Архитектуриум» строит жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск. Курорт».
Виды с высокого берега
В ближайшем Подмосковье, на берегу Сходни по проекту мастерской «Архитектуриум» строится жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск. Квартиры», в состав которого войдут школа единоборств «Самбо-70» и центр театральных искусств.
Дом на повороте
По проекту мастерской «Архитектуриум» на Машкинском шоссе продолжается строительство «Олимпийской деревни Новогорск». В этом году в эксплуатацию сданы здание КПП и четырехэтажный жилой дом, расположенные на первой линии поселка.
Плотность как стиль
Проектируя на землях Новой Москвы район малоэтажной застройки под названием «Андерсен», архитектор Владимир Биндеман попытался представить, каким мог бы получиться городок, если бы его придумал правнук великого сказочника.
Квартал на трех берегах
Неподалеку от Красногорска по проекту мастерской «Архитектуриум» строится поселок таунхаусов «Рижский квартал». Стильная малоэтажная застройка организована вокруг большого лесного озера, и для Подмосковья это редкий пример, когда название подходит и соответствует содержанию.
Пригород Петербурга. Уютный и регулярный
Для одного из самых известных курортов Санкт-Петербурга – Сестрорецка – бюро «Архитектуриум» разработало концепцию малоэтажного жилого комплекса. Район, в состав которого войдут таунхаусы и коттеджи, проектируется как комплексное поселение с уютной и запоминающейся средой.
Пешеходная дуга
Неподалеку от подмосковной Истры мастерская «Архитектуриум» спроектировала комплекс малоэтажной застройки. Новый район с уютной пешеходной улицей должен стать частью поселка «Светлогорье».
Город у озера
Неподалеку от Ростова-на-Дону мастерская «Архитектуриум» спроектировала уютный городок на берегу озера. Как принято говорить в таких случаях, в нем есть все, что нужно для жизни: удобное жилье, необходимая инфраструктура, живописный парк и благоустроенная береговая зона. Но, главное, он обладает собственным архитектурным характером – его не спутаешь ни с каким другим поселением.
Вдоль дороги лента вьется
Архитектурной доминантой поселка «Олимпийская деревня Новогорск», спроектированного мастерской «Архитектуриум», станет многофункциональный комплекс, в который войдут школа, фитнес-центр, ресторан, тренировочный центр олимпийской сборной России по художественной гимнастике и даже несколько жилых домов. Этот сложносочиненный объем не только станет «въездными воротами» в новый поселок, но и шумозащитой для таунхаусов, расположенных в нем.
В разрезе
Для Хостинского района Большого Сочи мастерская Владимира Биндемана «Архитектуриум» спроектировала гостиницу под названием «Кипарис». Из-за сильного перепада рельефа семиэтажное здание кажется трехэтажным, а благодаря запоминающейся форме в виде бумеранга оно могло бы стать новым символом района.
Брызги оранжа
В Ленинском районе Челябинска архитектурная мастерская Владимира Биндемана спроектировала жилой комплекс на 530 квартир. Для родины тяжелой промышленности СССР архитекторы придумали дом с запоминающимся силуэтом, необычной тектоникой и очень яркой палитрой.
На перекрестке двух бульваров
В 2004 году проект поселка «Новоархангельское», выполненный мастерской «Архитектуриум», победил в конкурсе, объявленном журналом «Современный дом». Тогда, пять лет назад, сам факт такого состязания для отечественного рынка загородных поселков был безусловным прорывом: девелоперы вдруг осознали, что успех коммерческого продукта под названием «поселок» закладывается не в последнюю очередь архитектором и именно на этапе создания генерального плана. Реализация проекта-победителя убедительно доказала, что это действительно так.
Террасы уходят к морю
Частный пансион семейного типа, построенный в Сочи по проекту Владимира Биндемана, можно считать примером качественной и элегантной курортной архитектуры, недостаток которой в последние годы ощущается в этом городе все острее. В то время, как будущая столица Зимней Олимпиады спешно застраивается масштабными жилыми, гостиничными и спортивными комплексами, Владимиру Биндеману и его соавтору Наталье Котовой удалось в самом сердце знаменитого курорта реализовать проект, в котором органично сочетаются камерность и комфорт, изысканный лаконизм форм и сложность конструктивных решений.
Олимпийские резервы на берегах Сходни
На живописном берегу извилистой и глубокой Сходни по проекту мастерской Владимира Биндемана строится спортивно-жилой комплекс «Олимпийская деревня Новогорск». Название проекта точно отражает суть его замысла: в поселке будет построен один из крупнейших в области спортивно-общественных комплексов, а основными покупателями жилья здесь должны стать тренирующиеся на многочисленных базах соседнего Новогорска нынешние и будущие олимпийские чемпионы России.
Похожие статьи
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Сила линий
Здание в самом начале Нового Арбата – результат долгих размышлений о вариантах замены Дома Связи. Оно стало заметным акцентом как в перспективе бывшего проспекта Калинина, так и в панораме Арбатской площади. Хотя авторский замысел реализован увы, не целиком. В 2020 году архсовет поддержал проект здания с экзоскелетом: внешней несущей конструкции сродни ферме. Она превратилась в декоративную – но сила суперграфики все же «держит» здание, придает ему качество акцента иконического плана. Как сложился замысел, какие неочевидные аллюзии, вероятно, лежат в основе формы сетки и почему не реализован экзоскелет – читайте в нашей статье.
Жителям каменоломни
Архитекторы DRNH вписали жилой комплекс «Диорит» в заброшенный карьер на окраине чешского города Брно, сохранив и даже развив местную экосистему.
Гнезда в Приморье
Проект эко-парка «Гнезда», разработанный Алексеем Полищуком и компанией Пауэр Технолоджис, был отмечен первой премией фестиваля Союза архитекторов Эко-Берег 2025. Для глэмпминга в Филинской бухте авторы предложили дома-птицы, дома на деревьях, смотровую площадку-гнездо и входной акцент – павильон в виде филина.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.
Лечебный трилистник
Модульная стальная конструкция больницы в Ханчжоу по проекту Архитектурного института Чжэцзянского университета (UAD) позволила сократить время и бюджет строительства. «Футуристический» замысел авторов при этом не пострадал.
Петербург vs Рим
Центр Петербурга, как известно, священен, – но мало кто всерьез знает, где он начинается и заканчивается. Речь не о формальном признаке «от Обводного канала до Большой Невки», а о «вайбе», соответствующем центру города. Реализовав квартал «Невской ратуши» – по проекту, победившему в международном конкурсе – Евгений Герасимов и Сергей Чобан создали на его территории «образ центра». Причем не столько петербургского, сколько общемирового. Это ново, такого в Питере давно не было... Изучаем атмосферу, вспоминаем прообразы, в том числе раздумываем о том, кто и когда назвал Петербург новым Римом. Не зря, получается, идея-то живет.
Свет в пустоте
Культурный центр «Чжанбэйский мираж», расположенный среди полей северо-востока Китая, превращен бюро Puri Lighting Design в гигантскую световую инсталляцию.
Как старинный Тобольск становится порталом в будущее
За последнее десятилетие архитектурное бюро Wowhaus подготовило концепции развития для ряда российских городов – Выксы, Тулы, Нижнекамска. На этом фоне мастер-план Тобольска выделяется своим масштабом – охваченная преобразованиями территория превышает 220 км² – и сложностью.
На волне
Проект преобразования речного порта и набережной в Чебоксарах, разработанный архитектурным бюро АТРИУМ, затрагивает одну из ключевых территорий города. Набережная превращается в Речной бульвар – многофункциональное, комфортное и выразительное пространство для работы и отдыха. Авторы предлагают создать новую связь с главной площадью города – Красной, а также возвести несколько жилых башен, вдохновленных формой национального женского головного убора и способных стать ярким акцентом волжской панорамы.
Технологии и материалы
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
Сейчас на главной
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.
От общего к частному
Бюро KRUG, работающее в смешанном стиле современного урбанромантизма, подарило Владикавказу замечательный интерьер ресторана DAN, способного конкурировать даже с модными местами двух столиц.
Прием у сыроделов
Студия Makedesign разработала концепцию комплекса для проживания сотрудников и гостей завода по производству свежих сыров, расположенного в Брянской области. Комплекс объединяет квартиры и блокированные дома, а также общие пространства для отдыха, открывающие виды на долину. Ресторан с дегустационным залом и выходом на террасу стал ядром центра гостеприимства.
Урбанистический стежок
Мост для пешеходов и велосипедистов по проекту Zaha Hadid Architects соединил две половины нового района Ханчжоу, строящегося по их же мастерплану.
Импульсный ритм
Жилой комплекс «Импульс» в Екатеринбурге – интересен выразительной формой, которая выдает нетривиальный способ мышления авторов, DIALECT Architects. Глядя на проект, можно подумать, что его идея принадлежит иностранцам, точнее даже голландцам – тут и прагматизм, и выверенность, и соответствующая эстетика.
Дальневосточный урбанизм
Лауреатами премии «УрбанВэй 2025», итоги которой подвели на одноименном международном форуме в октябре во Владивостоке, стали как новые, так и известные проекты. Например, музей Океанрыбфлота от Gikalo Kuptsov Architects, ЖК STARK от DNK ag, концепция банного комплекса от IQ Studio, проект микрорайона «Логово дракона» от ПСВ и другие. Рассказываем о победителях.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Ладожский ковчег
Деревянный ковчег посреди полей – так SLOI Architects увидели новое фондохранилище для Староладожского музея-заповедника. Диалог с историей здесь ведется на языке современного деревянного зодчества, где технологичность идет рука об руку с аутентичным образом.
Лечение природой, лечение искусством
Бывшая поликлиника, запланированная, но не реализованная из-за Второй мировой как большая больница с потенциалом «лечения природой» – в проекте Александра Деринга и ТМ «Классика» становится арт-кластером. Нередкое для наших времен превращение. Редким, пожалуй, стоит назвать то внимание, с которым архитекторы подошли к истории зданий и местности. Даже название проекту дали – «Дети Бурлакова». В честь автора приспособляемых строений.
Значимость малого
Словенские архитекторы Ofis сдержанным, но точным жестом вернули изначальную общественную функцию старому заброшенному колодцу в центре деревни Стара-Фужина.
«На грани»: интервью с куратором «Зодчества 2025» Тиграном...
С 4 по 6 ноября в московском Гостином дворе состоится XXXIII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество». В этом году его приглашенным куратором стал вице-президент Союза московских архитекторов, основатель бюро STUDIO-ТА Тигран Бадалян.
Вариация фахверка
Конструкция дома, построенного в Ленинградской области по проекту бюро SOLOarch, представляет собой силовой каркас из клееной древесины. Акцентом выступила остекленная наклонная стена, которая открывает из двусветной гостиной панорамный обзор на лес. Динамику этого элемента продолжает обратный уклон кровли, а рейки разного сечения на фасадах связывают разные корпуса в единый комплекс.
Архитектура здоровья
Бюро archCLOUD подготовило проект реставрации фасадов и обновления интерьеров оздоровительного комплекса «Сосны». Ансамбль на Николиной горе у Москвы-реки включает здания 1930-х и 1960-х годов, а также вышку лифта со смотровой площадкой. Подгоняя корпуса под требования современных норм, архитекторы постарались сохранить черты нескольких советских эпох.
Символы и символы
Министерство культуры и туризма Московской области совместно с АНО «МосОблПарк» провело конкурс «Символы Подмосковья» с целью создания новых художественных форм, отражающих идентичность региона. Показываем не все победившие объекты, а почти все – те, которые нам понравились, 9 из 11. Плюс! Не попавший в число победителей (! а вот так!) объект Александра Бродского.
Традиции троглодитов
Реконструкция отеля Les Roches 5* по проекту Pietri Architectes на Лазурном берегу предлагает современную интерпретацию местных строительных и курортных традиций.
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
Бюро UNK architects и UNK design создали интерьеры кампуса «Летово. Джуниор» при участии NF studio, которая отвечала за образовательную технологию, учитывающую потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.