при поддержке
компании
Технология Kalzip на уникальной большепролетной арке Лахта-центра
Лахта Центр: вызовы и ответы самого северного небоскреба в мире
Не так давно, в 2021 году, в Петербурге были озвучены планы строительства, в дополнение к Лахта Центру, двух новых небоскребов. В тот момент мы подумали, что это неплохой повод вспомнить историю первой башни и хотя бы отчасти разобраться в технических тонкостях и подходах, связанных с ее проектированием и реализацией. Результатом стал разговор с Филиппом Никандровым, главным архитектором компании «Горпроект», который рассказал об архитектурной концепции и о приоритетах, которых придерживались проектировщики реализованного комплекса.
Реклама
Лахта Центр – проект хорошо известный, если не сказать нашумевший. Его строительство было формально завершено в конце 2018 года, но работы по благоустройству территории и отделке интерьеров все еще продолжаются параллельно тому, как город реализует новые транспортные развязки, мосты и набережные вокруг комплекса. Можно сказать, что проектирование и реализация небоскреба высотой 462 м на его итоговой площадке, на северном берегу Невской губы Финского залива, заняли около 7 лет. Но на самом деле история началась раньше, и в общей сложности проект самой высокой и самой северной башни Европы развивали и осуществляли вдвое дольше – более 15 лет.
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Проект-прообраз, победивший в конкурсе 2006 года для участка на Охтинском мысу, на месте археологических раскопок крепости Ниеншанц, был разработан международным архитектурным бюро RMJM. Филипп Никандров, директор российского подразделения компании и соавтор концепции, как главный архитектор проекта руководил международной командой проектировщиков Охта Центра до приостановки проекта в конце 2010 года. В 2011 году проект был перенесен на новый участок на Лахте, для которого RMJM разработали новый мастерплан, сохраняющий идеи высотной доминанты. После победы компании «Горпроект» в тендере на проектирование Лахта Центра Филипп Никандров возглавил уже полностью российский авторский коллектив генпроектировщиков комплекса.

В целом небоскреб сохранил образность, предложенную в самом начале, – веретенообразный силуэт пламени, отсылающего к специализации, символике и логотипу компании, чьей штаб-квартирой служит комплекс. Но в процессе разработки композиции ансамбля многие элементы и детали проекта были кардинально переработаны в ответ на многочисленные корректировки функционала, а также – технические и природные вызовы, которые, в свою очередь, породили уникальные и инновационные технические решения. Все это складывается в весьма увлекательную историю. 

Мы попросили Филиппа Никандрова рассказать о технических нюансах проектирования, о преодоленных вызовах, так же как и об инновациях, внедренных авторами в процессе реализации. Их оказалось немало. Цитируем: 
 
​Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. 
 
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Как известно, вначале небоскреб планировался на Охте. В 2006 году состоялся конкурс с участием шести иностранных команд. Победил проект RMJM London Limited. На тот момент я был директором российского офиса европейской студии RMJM и впоследствии продолжил работу как главный архитектор Охта Центра. С этим проектом мы дошли до стадии «П», согласовали ее в 2010 году в Главгосэкспертизе, получили разрешение на строительство, но затем было принято сугубо политическое решение отменить стройку на Охте под давлением ЮНЕСКО и из-за юридических проблем городского законодательства (решением Верховного Суда в 2010 году был фактически отменен Высотный регламент ПЗЗ Санкт-Петербурга, что «подвесило» более сотни высотных проектов в буферной зоне вокруг исторического ядра).

Для небоскреба нашли новое место, расположенное дальше от исторического центра. Однако новая башня, увеличив свою высоту на 66 м, сохранила тему формообразования, вдохновленную планом пятиугольной охтинской крепости Ниеншанц. Но в целом Лахта Центр это, конечно, абсолютно другой проект. 

В 2011 году генпроектировщиком Лахта Центра стал «Горпроект», где я продолжил работу по двум значимым объектам, концепции которых разрабатывал еще с командой RMJM: это Лахта Центр и спиралеобразная башня Эволюция в Москва-Сити. Так получилось, что оба проекта реализовывал один и тот же генподрядчик (Renaissance Construction) и фасадный подрядчик (Gartner), но Эволюция строилась на несколько лет раньше, и инновационные фасадные решения для двояковыпуклых оболочек мы впервые опробовали на объекте в Москва-Сити, прежде чем применить их на Лахта Центре.

Небоскреб Лахта Центра очень сложен в техническом отношении. Он считается сложным даже по сравнению с другими меганебоскребами планеты. И архитектурные, и технологические решения нашего здания во многом инновационны не только для России, но и для всего мира. Лахта Центр стоит на берегу Финского залива – отсюда высокие ветровые нагрузки, суровая зима, резкие перепады температур. Более того, он расположен не просто на берегу, а на намывной территории, грунты достаточно слабые, грунтовые воды стоят высоко. Сложная геометрия, большая высота, значительные пролеты перекрытий и смелые выносы консолей также сформировали ряд вызовов, для которых было необходимо найти решения в процессе проектирования.
 
Я рад, что нам удалось реализовать столь амбициозный замысел.

  
Рекорды Лахта Центра

Заливка фундамента Лахта Центра попала в книгу Гиннесса как мировой рекорд непрерывного бетонирования. Для здания разработали не только особую марку бетона, но и новые нормативы сталежелезобетонных конструкций: их использовали в несущих колоннах и в аутригерах – выносных опорах башни. Все узлы и конструкции просчитали с использованием BIM, параметрического моделирования и визуального программирования. Модели и мокапы испытывали в аэродинамической трубе, проверяя их устойчивость к ветровым нагрузкам.

Мы выбрали для более детального рассказа несколько самых впечатляющих технических решений – тех, которые определяют внешний вид, пластику, а следовательно, архитектуру здания. С долей условности их можно объединить под названием «оболочки и их конструкции».
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Холодногнутый витраж

Еще один рекорд: фасад башни Лахта-Центра – самый большой по площади холодногнутый витраж в мире. 

Грани фасада синхронно поворачиваются, изгибаясь плавной спиралью по всей высоте и образуя скульптурный фрактал, цветок-факел. Архитекторы поставили перед собой задачу добиться максимально гладкой, цельной поверхности каждой грани, – поэтому предложенный в первоначальном проекте прием поверхности-сетки из треугольников, позволяющий создать гибкую форму, но чреватый визуальным дроблением поверхности, отвергли. А остановились на холодногнутом остеклении. 

«До этого самым большим холодногнутым витражом был фасад нашей же башни Эволюция, – поясняет Филипп Никандров, – теперь мировой рекорд перешел Лахта-Центру». У башни Эволюция несколько иные параметры: высота меньше – 246 м, общий поворот спирали круче –
156° от основания до макушки, и 3° для каждого этажа: это башня-твистер с осью поворота в центре формы. Лахта Центр почти вдвое выше (напоминаем, 462 м), высота остекленных поверхностей более 35о м. И хотя этот небоскреб иногда относят к башням-твистерам, его форма в целом не является спиралеобразной, однако каждая грань от земли до шпиля делает лаконичный спиральный поворот на 90°. Поворот этажа каждого из пяти крыльев относительно оси более сдержан, чем в башне Эволюция – 0,82°. Площадь каждого отдельного стеклопакета Лахта Центра – 11 м2.
Лахта-центр в процессе монтажа фасадов
Фотография: Архи.ру

Как и в башне Эволюция, гнутые стеклянные поверхности внешнего контура состоят из параллелограммов, но, в отличие от московского небоскреба, в Лахта Центре контуры стекол не параллельны ребрам объема, а наклонены под углом: их боковые контуры складываются в стройную сетку диагональных линий, которая визуально подчеркивает и даже усиливает направление поворота граней. Конструктивно-декоративный прием – в данном случае конструкция фасадной оболочки наделена существенным орнаментальным эффектом – работает в то же время на цельность формы: в шпиле линии и формы продолжаются, но уже без стекла, а виде решетки из полированной нержавеющей стали. 
Лахта-центр в Санкт-Петербурге
© Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Технология холодногнутого остекления была опробована гораздо позднее «горячего» моллирования. «Исходник», закаленное плоское стекло в составе стеклопакета, изгибают под нагрузкой без нагрева.  

  
Уникальная система антиобледенения

Лахта-центр – самый северный меганебоскреб в мире. Никто не строил подобных зданий на такой широте и в таком влажном климате. Над обитаемой частью возвышается 100-метровый шпиль – большую часть года он окружен облаками.

Для того, чтобы избежать образования наледи в холодное время года, на фасадах Лахта Центра использованы пьезо-датчики, которые применяются в авиастроении. При образовании льда на внешней поверхности стальных облицовок фасада автоматически включается их обогрев. 

  
Рельсовая система обслуживания фасада (СОФ)

Устройства антиобледенения, так же как и динамическая архитектурная подсветка, интегрированы в систему облицовки рельсов СОФ, установленной  снаружи параллельно фасаду на его гранях, повторяя их спиральную форму. Рельсовая система также позволяет мыть, заменять стеклопакеты и элементы облицовки.

 
Двухниточные фасады и платиновый LEED

Двухниточные /по-английски «фасад с двойной кожей», double-skin/ фасадные оболочки Лахта Центра, в комплексе с другими энергоэффективными архитектурными и инженерными решениями, позволили петербургскому небоскребу получить экологический сертификат LEED Platinum – высшую оценку международного зеленого стандарта в строительстве. Лахта-центр – единственное в России и Европе высотное здание выше 200 м, получившее платину.

Суть в том, что фасад состоит из двух слоев – «ниток». Внутренний слой может иметь проемы, открываемые фрамуги. Внешний слой, в свою очередь, обеспечивает зданию визуальную цельность и элегантность при взгляде снаружи, скрывая хаос открытых окон, а также снижая силу ветра и нивелируя сквозняки.

Между оболочками двух «ниток» – около метра «буферного» пространства, в котором можно свободно передвигаться, обслуживать и мыть стекла. В нижней части оно открыто, что обеспечивает пассивное проветривание и помогает избежать «эффекта парника» и перегрева. Благодаря воздушной прослойке и системе солнцезащиты «двойная нитка» фасада ощутимо сокращает теплопотери. В Лахта Центре подобный пассивный двухниточный фасад смонтирован на стилобатных зданиях с атриумом.
 

  
«Висячие сады»

В башне применена активная система интеллектуального двухниточного фасада с двусветными буферными зонами, которые служат рекреационными пространствами при офисах. В них расположены зимние сады, места для отдыха; здесь можно проводить рабочие совещания. Клапаны автоматически управляемых фрамуг по углам буферных зон открываются при перегреве для проветривания. Здесь прохладнее, что, в частности, комфортно для растений: температура представляет собой нечто среднее между «внутри» и «снаружи», но при необходимости, к примеру для встреч или конференций, воздух можно подогревать. 

   
Стеклянные импосты
высотой до 17 м 

Стекло в качестве опоры кажется чудом. В стилобатной части Лахта Центра использованы уникальные цельностеклянные конструкции. Витражи Арки главного входа в башню держатся на стеклянных «ребрах»-импостах, склеенных из цельных полос стекла до 16 м высотой. А в интерьере стилобатной части, в атриуме около планетария, высота «ребер», которые держат витраж со стороны общественных пространств, достигает 17 м.

Cтойки-импосты произведены на заказ в Германии: они набраны из восьми слоев просветленного стекла и укреплены изысканными стальными крепежами, подвешенными к консолям. Кажется, что ажурный витраж буквально парит в пространстве.

«Основная конструкция стилобатной части зданий не стоит на колоннах, а парит как гигантская балка между двух мега-опор, нависая консолью на торцах», – рассказывает Филипп Никандров, –
 
​«В зданиях нет традиционных колонн. В них есть консоли и пролеты с выносом до трех десятков метров и более. Это торжество парящей архитектуры. По многим моментам стилобатная часть оказалась гораздо сложнее в проектировании и реализации, чем высотная».

  
Здание-Арка 

Подробнее о том, как устроена Арка главного входа с точки зрения конструкций и геометрии – со слов главного архитектора проекта.
cic =

Филипп Никандров, «Горпроект»

Арка – отдельное здание-вход в высотную доминанту комплекса. С учетом огромного числа работников и посетителей башни логистика функций, связанных с прибытием в комплекс – ресепшен-стойки, зоны ожидания, турникеты, пункты контроля, бюро пропусков, кафе и прочее, – не умещается в пятне застройки собственно башни и требует значительного по площади многосветного и многоуровневого пространства вестибюля, связанного с прилегающей площадью и зоной подъездов-входов, защищенной от осадков навесом. Роль такого приглашающего входного элемента и выполняет арка. Исторически и семиотически именно арочная форма сигнализирует о функции главного входа. Наша арка напоминает склонившуюся птицу, развернувшую крылья, как бы приглашая войти внутрь комплекса. 

В интерьере центральное место занимает белоснежная рампа, она поднимается спиралью на консольно парящий антресольный уровень, где расположено кафе и выход на общественную площадь перед башней. В нашем случае арка очень пологая и имеет сложную несимметричную геометрию двоякой положительной кривизны (конус вместо цилиндра в центральной части), повышаясь в сторону башни. Проекция кровли на горизонтальной плоскости имеет дугообразную форму длиной
около 125 м (158 м, включая смежные зоны порталов-проездов), но сам пролет зоны вестибюля составляет
98 м. Максимальная высота вершины арки с восточной стороны – 18 м, с западной – 24 м. 

Сложность стальной конструкции определена сочетанием арочных ферм, перекрещенных в пространстве. Основные несущие конструкции – это четыре арки, которые имеют разную стрелу подъема и соединены между собой фермами с шагом 6.6 метра. Все арочные фермы собраны из стальных холодногнутых труб. С горизонтальной составляющей распора, раздвигающей опорные части арки, справились по технологии строительства вантовых мостов: в плиту перекрытия заложены 14 гильз каналообразователей, в каждом из которых размещены по 10 высокопрочных стальных канатов
диаметром 12.5 мм. С помощью специальных устройств эти канаты натягиваются, компенсируя раздвигающую силу распора. Затем в каналообразователи закачивается специальный раствор, трансформирующий пучки канатов в монолитный трос. Все четыре арки с каждой стороны приходят на одну нитку опоры, опорные элементы арок закреплены не жестко, а неподвижно-шарнирным способом, подобно суставу в анатомии.
 
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-центр в Санкт-Петербурге. Виды работ: монтаж кровли арки главного входа по немецкой фальцевой системе Kalzip, монтаж кровли Kalzip МФК Лахта-2
    Фотография: предоставлена строительной компанией Экотех
  • zooming
    1 / 9
    МФК «Лахта-центр». Восточный фасад Арки
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    2 / 9
    МФК «Лахта-центр». План на отметке +8,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    3 / 9
    МФК «Лахта-центр». Северный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    4 / 9
    МФК «Лахта-центр». Южный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    5 / 9
    МФК «Лахта-центр». Западный фасад
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    6 / 9
    МФК «Лахта-центр». Разрез 1-1
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    7 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли на отметке +23,400
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    8 / 9
    МФК «Лахта-центр». Фрагмент кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым
  • zooming
    9 / 9
    МФК «Лахта-центр». План кровли
    © Горпроект / предоставлено Филиппом Никандровым

Кровля Kalzip из нержавеющей стали

Арка сложной сводчатой формы с высотой 24 метра и шириной пролета в 98 метров имеет площадь кровли около 7000 м2, а длина ее изогнутой поверхности – 140 метров. Кровля покрыта панелями Kalzip на скользящих кляммерах. Это первый проект компании Kalzip в России из нержавеющей стали для такого рода кровли.

Сложная геометрия крыши, большой размер применяемых панелей, так называемых «картин», и необходимость адаптации проекта к климату Санкт-Петербурга стали вызовом для мастеров компании-подрядчика ЭКС ПП «Экологические технологии» из Москвы. Для подъема панелей на кровлю было разработано специальное подъемное оборудование. Также специалистами компании был предложен дизайн водосточной системы, оптимально учитывающий климатические особенности берега Финского залива.

В архитектурном решении кровли для Филиппа Никандрова было очень важно соблюсти дизайн-код по материалам. «Как на нью-йоркском небоскребе Крайслер есть два главных материала: сталь и камень, так и на Лахта Центре это нержавеющая сталь и стекло», – говорит архитектор.

Сложная геометрия входной арки требовала устройства фальцевой кровли. Как правило ее выполняют из алюминия. Архитектор предложил выполнить ее из нержавеющей стали по технологии Kalzip. Это был один из первых опытов в мире на таком знаковом объекте. И все получилось. «В итоге стальная кровля Арки Главного входа сверкает на солнце в унисон со всеми остальными стальными фасадными элементами комплекса», – резюмирует автор.
  • zooming
    1 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 3
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip


 


Монтаж фальцевой кровли Kalzip, осуществленый компанией OOO «ЭКС ПП Экологические технологии»
cic =

Строительная компания Экотех, Москва

Монтаж кровли такого знакового объекта, как стилобатная часть Лахта-центра, был непростым и иногда превращался в шоу, которое собиралась смотреть вся стройплощадка. Работу затруднял тяжелый климат Петербурга с частыми дождями и порывистым ветром. Общая площадь покрытия Арки Главного входа составила 7000 м2. Кровля была выполнена по запатентованной немецкой системе высокопрофильного промышленного фальца Kalzip из нержавеющей стали 316 L, UGISAND 0,6 мм по скользящим клип-опорам.

Профильные листы кровли закрепляются в одной точке каждая, остальное ездит по скользящим клипам. Таким образом, линейное расширение гасится. Такое исполнение предназначено для устройства покрытия самых сложных конфигураций и гарантирует долговечность, не требуя обслуживания. Максимальная длина составной картины составила более 140 м. Сложная геометрия кровли потребовала применения картин свободных форм. Выбирая способ соединения панелей между собой, остановились на заклепочных стыках (в качестве альтернативного метода рассматривалась сварка).

В некоторых случаях монтаж требовал нестандартных решений. Длина одной из частей картины превысила 45 метров, поэтому для подачи таких картин к месту монтажа была изготовлена специальная траверса. Этот процесс и стал своеобразным шоу, которое сбежались смотреть работники соседних участков. Из других изобретений – оригинальная система ходовых дорожек и беспрецедентный случай монтажа полутораметровых консолей профлиста с усилением оцинкованными балками: проблема возникла по причине строительных нестыковок и была успешно решена.

  • zooming
    1 / 9
    Оборудование Kalzip
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    2 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    3 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    4 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    5 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    6 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    7 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    8 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip
  • zooming
    9 / 9
    Лахта-Центр в Санкт-Петербурге. Процесс монтажа кровли
    Предоставлено Kalzip

  
***

Как известно, у мега-башен современного мира есть несколько измерений. С одной стороны, их главная задача – поражать воображение высотой, масштабом, силуэтом. Их видно издали, их ищут глазами: кто-то не без скепсиса – кто-то, напротив, в восторгом от победы человеческих усилий над реальностью, начиная от земного тяготения и заканчивая северным обледенением. Так или иначе, а небоскреб становится символом своего города.

С другой стороны, у каждого небоскреба есть и другое измерение – человеческое. Все же он не египетская пирамида и рассчитан на пребывание множества людей внутри. И тут важен уже не силуэт и высота, даже не числовые рекорды – важен комфорт людей, приходящих на работу и на встречи. Входы, атриумы, общественные пространства: небоскреб – это вертикальный город, и при всех хайтек-особенностях и экстра-характеристиках, он должен быть и комфортным, и эффектным для личного восприятия. Согласимся с Филиппом Никандровым – проектирование и реализация нижних ярусов небоскреба оказываются более ответственными, важными и сложными задачами, чем даже работа с собственно башней. Они должны соответствовать общему размаху, но в их случае качество считывается не на расстоянии, а вблизи. Получается, что если саму башню строят в расчете на «город и мир», то ее вход – в расчете на людей. И для людей. В чем заключается и ценность, и сложность. 

С наградами проекта Лахта Центр можно познакомиться здесь, на его странице в нашем каталоге. 

Поставщики, технологии

25 Марта 2022

Kalzip, RGC - Российская стекольная компания | X-ONE: другие статьи и новости
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Заметки о Ломоносове
Исследовали, благодаря открытой экскурсии Москомархитектуры, два самых звучных образовательных кластера. Здание Ломоносов уже построено и действует. Изучили достоинства, вложили персты в раны недостатков. Главное достижение – архитектура здания современная, – засчитано.
Выше всех
«Газпром» обещает построить в Петербурге башню высотой 703 метра. Рядом с Лахта центром должен появиться небоскреб Лахта-2, а автор – тот же, Тони Кеттл, только он уже не работает в RJMJ.
Пространство взаимодействия
К востоку от стадиона, метро и парка Динамо отчасти вырос и продолжает расти городок ВТБ Арены Парка, чья архитектура построена на современных принципах, начиная от комфортного благоустройства вкупе с немалой высотностью и заканчивая взаимодействием разных подходов к форме, объединенных общим кодом.
Кристалл музыки
Остро-современное и сложное в техническом отношении новое здание концертного зала «Зарядье» соединяет нелинейность с мощной ретроспективой шестидесятых. Между тем оно вовсе не консервативно – скорее его можно понять как метафору и даже «кристаллизацию» музыки, искусства одновременно эмоционального и математически-отвлеченного.
Технологии и материалы
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Сейчас на главной
Вода и ветер точат камень
По проекту бюро Asadov в районе Дубая, где сосредоточена инфраструктура для кино- и телепроизводства, будет построен жилой комплекс Arisha. Чтобы создать затененные пространства и интригующий силуэт, архитекторы выбрали воронкообразную композицию, а также заимствованные у природы пластические приемы – выветривания и осыпания. Пространства кровли, стилобата и подземного этажа расширяют возможности для досуга в контуре рукотворного «оазиса».
Цирк в Мневниках: сравнение разрезов
Показываем все шесть конкурсных проектов нового Большого цирка, перенесенного в Мневниковскую пойму. Как стало известно сегодня, победителем по итогам общественного голосования на «Активном гражданине» стал всё тот же проект, показанный нам, в качестве победившего, в январе. Но теперь можно посмотреть на разрезы, виды сверху... Некоторые проекты новый ракурс очень освежает.
Комментарии экспертов. Цирк
Объявлены результаты голосования: москвичи (29%) и дети (42%) проголосовали за первоначально победившее в конкурсе здание цирка в виде разноцветного шатра. Мы же собрали по разным изданиям комментарии экспертов архитектурно-строительной среды, включая авторов конкурсных проектов. Получилась внушительная подборка. Эксперты, в основном, приветствуют идею переноса в Мневники, далее – приветствуют обращение к общественному голосованию, и, наконец, кто-то отмечает уместность эксцентричной архитектуры победившего проекта для типологии цирка. Читайте мнения лучших людей отрасли.
Мосты и лестницы
Дом на берегу Волги в Саратовской области архитекторы бюро SNOU снабдили большим количеством террас, которые соединяются воздушными мостами – этот элемент присутствует также и в интерьере. Простым объемам и линейной компоновке противопоставлена скульптурная винтовая лестница, которая позволяет спуститься из спальни или кабинета в сад.
Воронка комикса
Эффективное не всегда должно быть сложным: PR-специалист Кристина Шилова рассказывает, как мини-комикс привлек внимание к архитектурному конкурсу и обеспечил рекордные охваты музею «Дом Китобоя». В коллажной истории спасенная после сноса калининградского Дома Советов панель рассказывает о своем путешествии – и собирает лайки.
Пресса: «Очевидно, что я неудобна. Со мной тяжело работать»...
На вопрос «Как вас сейчас представить?» Елизавета Лихачева ответила кратко: «Искусствовед». Позади шесть лет директором Музея архитектуры, музеефикация дома Мельникова, год и девять месяцев у руля Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Работы достаточно и сегодня. Мы с трудом нашли время для разговора в ее плотном деловом графике.
На пути к осознанности
Бюро BIG представило проект Международного аэропорта Гелепху – ключевую часть своего мастерплана «Город осознанности» для Бутана.
Классика для статуса
По проекту архитектурной студии AN Architects отель в Великом Новгороде поднял свой статус с трех звезд до уверенных пяти. В интерьерах много мрамора и натурального дерева, номера оформлены в английском стиле, в ресторане же используются русские мотивы: резные наличники, традиционный орнамент, кольчуга.
Женская доля: что говорят архитекторы
Задали несколько вопросов женщинам-архитекторам. У нас – 27 ответов. О том, мешает ли гендер работе или, наоборот, помогает; о том, как побеждать, не сражаясь. Сила – у кого в упорстве, у кого в многозадачности, у кого в сдержанности... А в рядах идеалов бесспорно лидирует Заха Хадид. Хотя кто-то назвал и соотечественниц.
Акценты для луга
Мы раньше и города такого не знали, Княгинино. А там каждый пятый житель студент, прямо мечта Азимова. Реализованный по проекту ГОРА «Студенческий луг» расположен далековато от университета, зато близко к центру. Главный акцент – покрытая гонтом вышка-«обсерватория». Существенно еще то, что, согласно плану, каждый павильон закреплен за одним из факультетов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета.
«Аристократизм, приватность, de luxe… разнообразие»
У Мытного двора в Петербурге не так давно, примерно полгода назад, сменился владелец, класс жилья, проект и архитектор. О проекте мы уже рассказывали по итогам рассмотрения на Градостроительном совете Петербурга. А сегодня беседуем с представителями девелопера о ЖК «Евгеньевский», теперь – de luxe, авторства Евгения Герасимова. Он построен на теме аристократизма и отсылках к разным видам исторической архитектуры, по части которых бюро «Евгений Герасимов и партнеры» – большие мастера.
Полезные связи
Zaha Hadid Architects представили проект мастерплана Наполи-Порта-Эст, который призван оживить заброшенные промышленные кварталы Неаполя и соединить их с центральной частью города.
Архитектура в рельефе
Трансформация исторического здания педагогического института в отель и офисы по проекту CBA architectes дала городу Руан новую смотровую площадку.
Пресса: Советский модернизм, который мы теряем
Общественная дискуссия вокруг судьбы Большого Московского цирка и сноса комплекса зданий бывшего СЭВа вновь привлекла внимание к проблеме сохранения архитектуры послевоенного модернизма
18 лет ожидания
Стартовала реализация проекта Zaha Hadid Architects, начатого еще в 2007-м: это Центр средиземноморской культуры для южноитальянского города Реджо-ди-Калабрия.
Здоровый дух
Для спортивной базы в Зеленогорске бюро «Луч» предложило корпуса, которые свободно размещаются в сосновом лесу, гармонируя с ним скатными кровлями, природными материалами и цветовой гаммой. Также проект предусматривает приспособление бывшего финского усадебного дома, сохранившегося на участке.
Архигибкость деревянной архитектуры
Конкурс для начинающих архитекторов и студентов архиГИБКОСТЬ был организован фестивалем «Древолюция». Задачей было – придумать малогабаритные быстровозмодимые дома оригинальной формы, доступные для последующего воспроизводства в туристической отрасли. Показываем шесть проектов-победителей.
Стеклянная граница оптимума
Очень маленький дом с оптимальной планировкой – 21 м2 – тем не менее включает две роскошные вещи. Во-первых, сауну, хотя и в виде кабины; во-вторых, угол из структурного стекла, изнутри стекло – от пола до потолка. Вот это, правда, роскошь для дома с фанерным конструктивом, что признает и сам автор.
Высота 5642
Институт Генплана Москвы подготовил проект комплексного развития трех горнолыжных курортов Кавказа, получивших статус особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Первая из них – Эльбрус. На горе построят новые трассы, канатные дороги и гостиницы, модернизируют станции и приведут в порядок туристическую поляну Азау. Для расширения аудитории и всесезоннной привлекательности развивается сеть экотроп. Рассказываем обо всех этапах подробнее.
Щепотка ностальгии
Кафе-кулинария по проекту студии архитектуры и дизайна OBJCT открылось в Волгограде в здании бывшего Тракторного завода, который сейчас играет роль бизнес-парка. Чтобы воссоздать дух советского времени, архитекторы использовали мозаику, стеклоблоки, растения в кадках, а также терраццо. Фанера и красные акценты сделали интерьер светлым и свежим.
ИТ-городок
На примере первой реализованной очереди квартала «Ю» разбираемся, как будет устроен новый микрорайон Иннополиса. Бюро Т+Т Architects и HADAA сформировали и сбалансировали остроумный мастер-план с разными типами жилья, зеленой артерией, системой площадей и парком в центральной части.
Пресса: Александр Скокан: «Ужас в том, что “Аушвиц” — идеальный...
В начале 1945 года советские войска освободили польский город Освенцим, а с ним и самый известный лагерь смерти, одно из главных свидетельств Холокоста — «Аушвиц». 40 лет спустя архитектор Александр Скокан и художник Иван Лубенников разработали проект реконструкции советского раздела музея-мемориала. Обновленная экспозиция открылась 8 мая 1985 года и просуществовала вплоть до 2013-го, когда ее в очередной раз осовременили. По просьбе «Сноба» публицист, соучредитель и бывший главред архитектурного журнала «Проект Россия» Анатолий Белов встретился с Александром Скоканом, чтобы узнать о правоверном модернизме проектировщиков «Аушвица», искусстве добывать стройматериалы в эпоху позднего застоя и о том, каково жилось в бывшей гостинице для офицеров СС.
Долгожданный герой
Открытия библиотеки в своем районе жители Северного Боулдера в штате Колорадо ждали больше 25 лет. Архитекторы WORKac создали для них удобный и гостеприимный общественный центр.
Тяга к ремеслу
По проекту бюро KIDZ в Тель-Авиве открылась нео-изакая. Учитывая равнодушие горожан к сложным дизайнерским решениям, архитекторы сосредоточились на материалах, освещении и мебели. Такой подход соотносится с японскими понятиями «шокунин» и «коадавари», означающими искусного мастера и внимание к деталям. Единственным предметом декора стала лаковая миниатюра, найденная на блошином рынке.
Компактное построение
В буколическом окружении рисовых полей престижного района Бали Pererenan, на возвышении с видом на океан, Антон Кочуркин и 8Lines, выиграв конкурс, спроектировали апарт-отель. Его уже начали строить. Особенность проекта – оптимальные компактные планировки, он рассчитан на средний достаток.
Черный бутик
Пекинское бюро Fon Studio спроектировало временный концепт-бутик для марки авангардной одежды TBHNP в Шанхае.
Археологический подход
Конкурс на проект реконструкции западного крыла Британского музея в Лондоне выиграла Лина Готме, архитектор Национального музея Эстонии в Тарту.
Большой брат
Жилой комплекс Architecton построен в Екатеринбурге по проекту бюро Archinform на месте техникума 1930-х годов. Снос конструктивистского здания стал потерей для города, которую архитекторы попытались восполнить, сохраняя память места через эксперимент с формой.