Проектируя устойчивое будущее

Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

mainImg
Господин Пейрюд начал с представления компании и ее сегодняшней стратегии. Компания «Сен-Гобен» возникла 350 лет назад как королевская мануфактура по изготовлению зеркал при дворе Людовика XIV. Сейчас ее продукция – стекло, теплоизоляция, гипсовые плиты, сухие строительные смеси, системы звукоизоляции. В 2018 году оборот компании составил более 41 млрд.евро. Устойчивое развитие лежит в сердце стратегии компании. Борьба с изменениями климата является фундаментальной основой стратегии и ответственности «Сен-Гобен». Группа сделала официальное заявление о том, что ставит перед собой цель стать углеродно нейтральной компанией к 2050 году. Наша задача – внести свой вклад в ограничение глобального потепления на 1,5 градусов. Производство строительных материалов очень энергоемкое, составляет 40 % от общего количества выбросов СО2. Урбанизация наносит непоправимый вред окружающей среде, количество городских жителей стремительно растет, и численность городского населения удвоится к 2050 году. Уже сейчас «Сен-Гобен» делает значительный вклад, поставляя решения, позволяющие повысить энергоэффективность зданий, комфорт жилых помещений, производя легкие конструкции, позволяя тем самым снизить потребление энергии и ресурсов. Мы помогаем преобразованию рынков в сторону низко-углеродных решений, и этот подход показывает наше уважительное отношение к планете и полный фокус на благосостоянии человечества.

Поэтому цель «Сен-Гобен» – постепенно свести к нулю выбросы парниковых газов. За последний период выбросы СО2 на заводах снижены на 25%, а потребление воды на 84%. Можно выделить три основных фокуса: 1) выпуск экологически чистых строительных материалов (о чем см. ниже в интервью с Антуаном Пейрюдом); 2) снижение выбросов СО2 на производстве и путем строительства зеленых зданий; 3) вторичная переработка сырьевых компонентов, например, стекла, гипсовых плит и других материалов. Антуан Пейрюд рассказал об экспериментальном «Доме с позитивным энергопотреблением», который производит больше энергии, чем потребляет. Привел пример удачной реновации в Москве библиотеки 1960-х, которая стала инновационным зданием Академии «Сен-Гобен», а само здание стало образцом зеленого строительства (подробности см. в интервью). Антуан Пейрюд почеркнул, что устойчивое развитие связано с комфортом. Важно, как люди чувствуют себя в здании. На эту тему проводились исследования, и выяснилось, что, с точки зрения комфорта, на первом месте находится чистота воздуха, на втором – акустика, отсутствие шума, на третьем – температурный режим. Все эти задачи можно решить, применяя материалы и решения «Сен-Гобен». «Устойчивое развитие – часть стратегии Сен-Гобен, потому что мы хотим строить комфортную среду обитания. Наша цель – ответить на глобальные вызовы не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня», – подытожил Антуан Пейрюд.

По поводу акустики состоялась отдельная презентация специалистов «Сен-Гобен» Алексея Арчакова и Николая Ильинского. Они представили красноречивые медицинские данные. Врачи видят в шумовом загрязнении источник старческой тугоухости, а снижение шума на 10% снижает сердечные заболевания и продлевает срок жизни людей. 67 % строящихся в России домов не соответствуют акустическим нормам, потому что в панельных домах есть щели, а в монолитных шум распространяется по жестким связям. Мучительно в многоквартирном доме годами слышать ссоры соседей. Стеновые панели и акустические потолки «Сен-Гобен» со звукопоглощающим материалом решают проблему: снижают уровень шума, проходящего через конструкции. А в офисах затуханию звука способствуют перегородки Ecophon.

На сессии BIM руководитель технической группы по мультикомфортным решениям «Сен-Гобен» Макс Кобышев рассказал о готовящемся приложении по стройматериалам и попросил архитекторов в зале – будущих пользователей – сообщить о своих потребностях при трансфере данных. Выяснилось, что готовые наборы материалов типа «Комфорт», «Премиум», «Эконом», не нужны, а нужна библиотека материалов с количественными характеристиками, чтобы можно было составлять из них свои наборы к конкретному проекту, и чтобы приложение было интегрировано в распространенные архитектурные программы.

Интервью с Антуаном Пейрюдом
СЕО «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ
zooming
Антуан Пейрюд, глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ
© Предоставлено компанией «Сен-Гобен»
 
Archi.ru:
Архитекторы – фанаты инновационных материалов. Поговорим о материалах с точки зрения их экологичности и эстетики. Предлагаю начать со стекла.

Антуан Пейрюд:
Да, архитекторы любят, чтобы в зданиях было как можно больше стекла, потому что это красиво. Я хорошо знаком с технологией производства стекла, так как 12 лет работал в этой области. Процесс производства сильно эволюционировал в последние годы. Компания Сен-Гобен производит энергоэффективное стекло. Мы наносим на стекло атомы серебра – этот невидимый слой отражает тепловое излучение, предотвращает нагревание внутри помещения в жарких странах и препятствует потерям тепла в холодных регионах. Благодаря этим свойствам, можно говорить о снижении потребления энергии на обогрев и кондиционирование воздуха в здании, следовательно сократить эмиссию парниковых газов. Вы знаете, что зеркало – это стекло, покрытое серебром, причем серебро отражает весь свет. В нашем стекле слой серебра фильтрует инфракрасные лучи и ультрафиолетовые лучи, но пропускает видимую часть света. Напыление на поверхности отражает прохладу и сохраняет ее в помещении в жаркий день. Например, COOL-LITE – это наш бренд, триплекс с тремя слоями серебра. Если вы живете на юге, вам подойдет эта модель. Если живете в северной стране, вам надо, чтобы тепло сохранялось в помещении, тогда вам интереснее стекло с низким содержанием серебра. Вы также можете комбинировать разные типы стекла.

Компания Сен-Гобен работала с такими звездами архитектуры, как Фрэнк Гери и Жан Нувель. В каких зданиях использовалась продукция «Сен-Гобен»?

Да, мы много работали с известными архитекторами, например с Фрэнком Гери при строительстве фонда Луи Вюиттон в Париже. Там как раз применено стекло sgg COOL-LITE SKN 172, о котором я говорил выше. Там же употреблено стекло sgg DIAMANT, которое абсолютно прозрачное, отсюда и название «Алмаз» (как вы знаете, в норме стекло на срезе зеленое, а это – белое). Для архитекторов прозрачность стекла имеет принципиальное значение в эстетическом плане. Так, в фонде Луи Вюиттон оно позволяет человеку, находящемуся в здании, как бы полностью погрузиться в парковое окружение.
  • zooming
    1 / 3
    Арх. Фрэнк Гери. Фонд Louis Vuitton
    © 2014 Todd Eberle
  • zooming
    2 / 3
    Арх. Фрэнк Гери. Фонд Louis Vuitton
    © 2014 Todd Eberle
  • zooming
    3 / 3
    Арх. Фрэнк Гери. Фонд Louis Vuitton
    © 2014 Todd Eberle

Мы также сотрудничали с такими выдающимися архитекторами как Жан Нувель, Кенго Кума, Жан-Мишель Вильмот. Нувель спроектировал с использованием нашей продукции музей в Катаре,
  • zooming
    1 / 3
    Арх. Жан Нувель. Национальный музей Катара
    Фото © Iwan Baan
  • zooming
    2 / 3
    Арх. Жан Нувель. Национальный музей Катара
    Фото © Iwan Baan
  • zooming
    3 / 3
    Арх. Жан Нувель. Национальный музей Катара
    Фото © Danica O. Kus

а Кенго Кума – музей Виктории и Альберта в Данди. Оба здания вошли в список лучших проектов 2019 года по версии журнала Time Magazine.
  • zooming
    1 / 3
    Kengo Kuma Associates. Филиал Музея Виктории и Альберта в Данди
    © Hufton+Crow
  • zooming
    2 / 3
    Kengo Kuma Associates. Филиал Музея Виктории и Альберта в Данди
    © Hufton+Crow
  • zooming
    3 / 3
    Kengo Kuma Associates.Филиал Музея Виктории и Альберта в Данди
    © Hufton+Crow

Какие еще виды инновационного стекла применяются в архитектуре?
Их множество: шумоизолирующее стекло, стекло, устойчивое к ветровым нагрузкам. К примеру, Штаб-квартира «Сен-Гобен» в районе Дефанс в Париже, башня «Око» в Москва-Сити, Лахта-центр в Петербурге имеют полностью стеклянную оболочку. Поскольку это небоскребы, а Лахта-центр – самое высокое здание в Европе, наверху очень сильный ветер, и стекло имеет специальные характеристики, чтобы выдержать ветровые нагрузки.

В том же Луи Вюиттон в Париже мы применили противопожарное стекло, которое выдерживает огонь в течение 90 минут. Мы работаем над тем, чтобы увеличить световую проницаемость стекла, но уменьшить теплоотдачу. У нас есть бренд COOL-LITE XTREME 60/28 и 70/33, в котором совмещены два параметра: световая трансмиссия высокая, 70 %, а энергетическая трансмиссия – низкая, 33 %.
«Сен-Гобен» также производит подогреваемое стекло, которое применяется в стеклянных перекрытиях атриумов для того, чтобы снег таял. Принцип тот же, что и в стекле для автомобилей, но электрическое поле создают не провода, а атомы серебра на поверхности. Достаточно нажать кнопку, и через три секунды стекло нагревается и освобождается от наледи. Существуют даже радиаторы из ламинированного подогреваемого стекла, но они очень дорого стоят.

В докладе вы говорили об экологической стратегии «Сен-Гобен» и, в частности, о строительстве зеленых зданий. Приведите конкретные примеры, пожалуйста.

Наша новая штаб-квартира в районе Дефанс в Париже, Saint-Gobain Tower, претендует на получение сразу трех экологических сертификатов: международных LEED и BREEAM и французского HQE. Это фактически стеклянная оранжерея с множеством растений и дневного света. В ней создана исключительно комфортная и здоровая среда для сотрудников.
Новое здание Штаб-квартиры «Сен-Гобен» в Париже
© Предоставлено компанией «Сен-Гобен»

Насколько мне известно, до сих пор в состав строительных и отделочных материалов входили вредные летучие соединения типа фенола или формальдегида. Я читала, что специалисты «Сен-Гобен» заменили формальдегид сахаром. Можно узнать подробности?

Да, у нас есть такие разработки. Одна из последних инноваций – использование биоорганики для теплоизоляции. Формальдегид вреден для здоровья, он вызывает аллергические заболевания. Мы не просто снизили его содержание в связующем для теплоизоляции, а полностью заменили биоорганическим веществом – вариантом кукурузного сахара.

Расскажите про ваш «Модульный Дом с позитивной энергией». В России обычно говорят «активный дом», но дом с позитивной энергией звучит лучше, добавляет новый смысловой оттенок.

«Модульный Дом с позитивной энергией» (Saint-Gobain Modular Positive Energy House), который построен под Анжером во Франции, производит больше энергии (61 кВт/м2/год), чем потребляет (39 кВт/м2/год). В нем применено 15 брендов «Сен-Гобен»: стекло, акустические перегородки, теплоизоляция, гипсовые плиты, сухие смеси и так далее. В доме исключительно чистый воздух, поскольку наши отделочные материалы не содержат вредных веществ, оптимальная теплоизоляция, максимально использован потенциал солнечного света и тепла. Геотермальное отопление, основанное на разнице температуры в глубине земли и воздуха, солнечные батареи и солнечные водонагреватели превращают этот дом в устройство, производящее энергию.
«Модульный Дом с позитивной энергией»
© Предоставлено компанией «Сен-Гобен»

В России зеленая архитектура не очень развита, поскольку здесь относительно дешевые газ и электричество. У «Сен-Гобен» есть экологические здания в России?

Да, это Академия «Сен-Гобен» в Москве. Она демонстрирует еще одно направление деятельности «Сен-Гобен» в области устойчивого развития – это реновация зданий, важный архитектурный тренд нашего времени. Обновление старых зданий всегда имеет целью эстетические и функциональные улучшения. Академия «Сен-Гобен» - реконструкция типовой районной библиотеки 1961 года. Двухэтажное кирпичное здание мы обернули энергоэффективной оболочкой, установили энергоэффективные окна, утеплили крышу и установили солнечные батареи. Экономия на отоплении составила 85%. Поверх двух слоев кирпичной кладки мы добавили два слоя Isover Optima GW (270 мм) и панели Isover Vent Façade Top (30 mm). Стены настолько толстые, что батареи не нужны. Отопление и охлаждение производится за счет потолочных систем. А лифт, спускаясь вниз, даже производит энергию! Сенсорное освещение экономит электричество: лампы выключаются, когда в помещении никого нет. Резервуары на крыше собирают воду, которая нагревается через вакуумные трубки. Таким образом, мы экономим энергию с помощью теплоизоляции, а также с помощью компьютерных систем, отслеживающих процессы в здании. Поскольку в Академии «Сен-Гобен» обучают специалистов, это настоящий экологический смарт-хаус и по форме и по содержанию.
  • zooming
    1 / 3
    Академия «Сен-Гобен» в Москве
    © Предоставлено компанией «Сен-Гобен»
  • zooming
    2 / 3
    Академия «Сен-Гобен» в Москве
    © Предоставлено компанией «Сен-Гобен»
  • zooming
    3 / 3
    Академия «Сен-Гобен» в Москве
    © Предоставлено компанией «Сен-Гобен»

Экологическая активистка Грета Тунберг утверждает, что устойчивое развитие требует от нас всяческих лишений: пересесть с автомобиля на велосипед, прекратить летать на самолетах, стать вегетарианцем. Вы же в докладе говорили о связи устойчивого развития с комфортом. Нет ли здесь противоречия?

Мы производим материалы для зданий и должны обеспечить в них здоровую среду для человека. Никакого противоречия с экологией здесь нет. Как я говорил в докладе, на первом месте, с точки зрения комфорта, находится чистота воздуха, и мы исключили вредные летучие соединения из наших материалов. Шумовое загрязнение стоит на втором месте по важности, а в Европе – даже на первом: 80 млн. европейцев считают, что наибольший дискомфорт идет от шума. И мы создали бренд «Тихий дом» с изоляцией, поглощающей шум. Наши акустические панели абсорбируют звуковые волны, окна, ламинированные специальной пленкой, препятствуют звукам снаружи проникать в помещение. Термальный комфорт тоже важен, и теплоизоляция и другие продукты «Сен-Гобен» обеспечивают его, экономя энергию на отопление и охлаждение. Вполне реально, сохраняя и увеличивая комфорт человека, сберечь ресурсы планеты. 

20 Декабря 2019

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.