Зеленый проект 2013: новые идеи, новые проекты и новые друзья!

В Москве 26 – 27 ноября 2013 года состоялся IV Фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект» с международным участием.

Реклама
За прошедшие 4 года «Зеленый проект» набрал силу и в настоящее время является эффективным средством приобщения многих участников архитектурно-строительной отрасли к такому важному и перспективному направлению в архитектуре, строительстве и градопланированию, как Экоустойчивость и Энергоэффективность.

С каждым годом Фестиваль демонстрирует, что все больше специалистов и компаний отрасли стремятся поделиться своими наработками и достижениями в области «зеленого» строительства с широкой аудиторией, показать свою сопричастность с процессами, глубоко затрагивающими в наши дни все прогрессивное мировое сообщество. С другой стороны, год от года организаторам приходится повышать требования к качеству и содержанию экспонируемых на Фестивале архитектурных и дизайнерских проектов.
Возможно, благодаря тому, что при подготовке каждого «Зеленого проекта», акцент неизменно делается на важности внедрения «зеленого» мировоззрения в сферу профильного образования, Фестиваль в целом заметно помолодел. Сегодня у нас на глазах на авансцену выходит новое архитектурно-строительное поколение – молодые профессионалы, изначально ориентированные на продвижение «зеленых» идей во все сферы социальной активности. В этом году в фестивале приняли участие студенты из 25 профильных ВУЗов РФ. На выставке были представлены проекты учащихся Белорусского Национального Технического Университета, Миланского Политехнического Университета (Италия) и студенческие концептуальные проекты по созданию безбарьерной среды обитания из Центра инноваций и архитектуры экоустойчивых городов L'Ecole de design Nantes (Франция).

На Фестивале состоялся блок семинаров Московского Государственного Строительного Университета (МГСУ) и Казанского Государственного Архитектурно-Строительного Университета: семинар «Экоархитектура и экологические поселения»; дискуссионный клуб «Основные стратегии устойчивого развития поселений»; семинар «Вопросы аэродинамики и микроклимата при формировании биосферно-совместимой среды поселений»; семинар «Эко-брендинг как фактор устойчивого развития малого города на примере г. Кулдига (Латвия)»;семинар «Роль экологического образования в формировании и развитии экопоселения»; семинар «Опыт успешного развития экологического поселения на примере экологической долины «Нью Враджа Дхама» в Венгрии», дискуссионный клуб «Основные стратегии устойчивого развития поселений», ФГБОУ ВПО «МГСУ»,  ФГБОУ ВПО «КГАСУ» и другие конференции и мастер-классы.
На нынешний Фестиваль приехали участники и гости из Франции, Италии, Венгрии, Ирландии, а также из стран ближнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии. Зарубежные участники «Зеленого проекта 2013» представили свои  инновационные «зеленые» технологии, архитектурные работы, выступили с лекциями и провели целый ряд мастер-классов.

Архитектор Флорент Орсони – Глава Центра инноваций и архитектуры экоустойчивых городов L'Ecole de design Nantes (Франция) выступил с мастер-классом «Доступность для всех, возможность получить новый опыт шоппинга в центре города жителям с ограниченными возможностями?».

Тамаш Фиаловски – архитектор венгерского бюро «Epitesz Studio», автор многочисленных воплощённых проектов, обладатель национальных и международных призов, сертифицированный проектировщик пассивных домов, ведёт семинары «проект общественных зданий» в Будапештском Техническом Университете на кафедре Архитектуры на своем мастер-классе разказал о проектировании пассивных домов.

Мастер-класс архитектора Джованни Траверсо, руководителя Судии Траверсо-Виги (Traverso–vighy), (Италия) – «Новый подход и методология экологически рационального проектирования зданий» был посвящен экспериментальному объекту Tvzeb с нулевым энергопотреблением и интегрированными системами энергосбережения.

Лука Скакетти один из известнейших итальянских промышленных дизайнеров, автор многих знаменитых серий и идей из области дизайна интерьеров. С 1993 года читает лекции «Элементы архитектуры» и «Городской дизайн» в Академии искусств Брера в Милане. Участник многочисленных профессиональных съездов и конференций в Италии, Европе, Азии и Соединенных Штатах, автор эссе и статей о трансформации архитектурного языка и об отношениях между современностью и традицией, истории архитектуры и методологии дизайна выступил с мастер-классом – «Итальянский подход к созданию Проекта».
Архитектор Евгенио Морелло – руководитель исследовательской группы «Лаборатория градостроительного моделирования «Фаусто Курти» (The Urban Simulation Laboratory «Fausto Curti») отдела архитектуры и градостроительных исследований Миланского политехнического университета в Италии, прочитал  мастер-класс на тему «Моделирование солнечного климата города».

И его коллега,  Барбара Пига, архитектор и координатор исследовательский группы «Лаборатория градостроительного моделирования «Фаусто Курти» (The Urban Simulation Laboratory «Fausto Curti») отдела архитектуры и градостроительных исследований Миланского политехнического университета (Италия), выступила с лекцией «Развитие кампуса «Леонардо». Социальный подход к архитектуре»

Николь Сенжье – директор Совета Архитектуры, Градоустройства и Окружающей среды (C.A.U.E , Франция) в своем выступлении рассказала о  «Концепции развития малых «зеленых» городов Франции».

Мастер-класс архитектора Дмитрия Жукова был посвящен теме экологичного образа жизни в домах из возобновляемых строительных материалов с  эффективными системами эксплуатации зданий и назывался «Атриумные дома – как пример экоархитектуры».

Мастер-класс Ильи Заливухина руководителя архитектурно-градостроительной компании «ЯУЗАПРОЕКТ» – «Концепция развития Московской Агломерации» – был посвящен принципам организации территории города и развития Московской агломерации. В основе авторской архитектурной концепции – использование незастроенных, промышленных территорий и территорий вдоль ж/д для организации нового транспортного каркаса с устройством полноценной скоростной системы общественного и личного транспорта.

Архитектор Шон Харрингтон – руководитель арх.бюро EC3 Design (Ирландия) провел мастер-классом «Изумрудный остров – мировой лидер экоустойчивого строительства».

В рамках Фестиваля состоялись церемонии награждения участников архитектурных конкурсов «Фасадометрия» (организатор – компания Хенкель Баутехник»), «Керамогранит в Архитектуре» (организатор – компания Эстима Керамика), «Драгоценное тепло» (организатор – компания Сибур), «Архивызов» (организатор – компания Наяда).
Призеров традиционного смотра-конкурса Фестиваля «Экоустойчивая среда обитания» определило архитектурное жюри, в состав которого вошли российские и зарубежные архитекторы. По решению жюри авторами самых «зеленых» проектов и призерами смотра-конкурса «Экоустойчивая среда обитания» в этом году стали:

В номинация проекты:
1 место – Коллектив авторов Pablo Lorenzino, Анастасия Котенко, Костина Е.Г, Миненков А.С., Хрусталева Н.Ю., Моисеенкова Н.А., Миненкова Е.Ю., Баженова Е.С.
Проект застройки квартала 11, входящего в состав среднеэтажной смешанной застройки района D2 «Технопарк» инновационного центра «Сколково».

2 место – Леонидов Роман, Сороковов Павел (проект дома), Волгина Елена (проект интерьера)
Проект «Delta 150»

3 место – Виссарионов Юрий Геннадьевич, Савкин Константин Михайлович, Зиборов Дмитрий Васильевич
Проект Арт-кафе Трансформер в г.Сочи
В номинация постройки:
1 место – Giovanni Traverso, Paola Vighy, Engineering Consultant: SIA Studio Ingegneri Associati, Vicenza
Проект – TVZEB

2 место – Etienne MEGARD
Проект – LE GALET

3 место – Gerhard Kopeinig, Elisabeth Löckor, Michael Berger
Проект – Passivehouse Renovation Nature Park School Zirbitzkogel Grebenzen

Номинация студенческие проекты:

1 место – Марус Яна (руководители - Казанцев П.А., Тухбатуллин А.Н., Савостенко В.А.)
Проект – Жилая группа в микрорайоне на полуострове Шкота, г. Владивосток
Дальневосточный федеральный университет

2 место – Максимов Константин (руководитель – Забрускова М.Ю.)
Проект – Жилой комплекс в Новой слободе острова-града Свияжск
Казанский государственный архитектурно-строительный университет

3 место – Юрченко Екатерина Сергеевна (руководители – Вавилова Т.Я., Тлустый Я.Р.
Проект – Комплекс объектов инфраструктуры особо охраняемой природной территории «Самарский ботанический сад»
Самарский государственный архитектурно-строительный университет
Архитекторы, занявшие в смотре-конкурсе «Экоустойчивая среда обитания»
Первые места, по традиции, были удостоены главной награды Фестиваля – призовой статуэтки «АИСТ».
В следующем году «Зеленый проект» отметит свое 5-летие. Организаторы придают этой знаменательной дате особое значение, тем более, что фестиваль «Зеленый проект» уже включен в план мероприятий и будет проходить под эгидой «Года Науки и образования Россия – ЕС 2014», учрежденного Евросоюзом и Россией! Есть все основания полагать, что «Зеленый проект 2014» станет заметным событием не только в научной жизни нашей страны, но и государств Европейского Содружества.

04 Декабря 2013

«Драгоценное тепло» для современной архитектуры...
27 ноября в рамках IV Фестиваля инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект» прошла церемония награждения победителей архитектурного смотра-конкурса на лучший проект с применением пенополистирола.
Стартовал архитектурный конкурс «Драгоценное Тепло»
Четыре номинации и призовой фонд в 1 миллион рублей ждут своих победителей! Проекты малоэтажных зданий, быстровозводимых конструкции и энергоэффективных домов оценят российские и зарубежные независимые архитекторы и специалисты строительной отрасли.
Технологии и материалы
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Сейчас на главной
Город без города
DK architects Григория Дайнова спроектировали, в рамках ППТ благоустройства побережья Каспия, Итальянскую улицу среди парков. На ней будут действовать европейские правила и культурные традиции, улица будет фрагментом привычной общественной среды для туристов – такое принято на Ближнем Востоке. В домах, ее составляющих, – кафе, магазины, офисы и бутик-отели. Фрагмент города – без города, имплантированная на Восток сумма представлений об Италии.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пресса: Город, спрятавший свои памятники
Псков: тяжелая судьба генплана и интуиционная реставрация.

Рассказ о том, как при восстановлении Пскова столкнулось три градостроительные концепции от разных авторов, кто кого съел и почему город теперь так выглядит. Получается, Псков теперь – фентези.
Коронованный корень
К бруталистской башне в самом сердце 12-го округа Парижа бюро Maud Caubet Architectes отнеслось как к королеве и увенчало её эффектной стеклянной «короной».
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Звери в пещере
В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Анималистика. И в шутку, и всерьез». Архитектурной частью занималась мастерская «Витрувий и сыновья», которая превратила один из залов в пещеру Альтамира. А во дворе музея появилась ёлка, претендующая на звание самой оригинальной и фотогеничной в городе.
Река и форм, и смыслов
Бюро ATRIUM славится вниманием к пластичной форме, современному дизайну и даже к новым видам интеллекта. В книге-портфолио Вера Бутко и Антон Надточий представили работу компании как бурный поток: текстов, графики, образов... Это делает ее яркой феерией, хотя не в ущерб системности. Но система – другая, обновленная. Как будто фрагмент метавселенной воплотился в бумажном издании.
Лунка и сопка
Гольф-поле, построенное на окраине Красноярска по проекту местного бюро Проектдевелопмент, включает Академию – крытую часть для отработки ударов. Здание построено из клееных балок, а его форма соответствует ландшафту и очертаниям сопок.
Жизнестроительство на своей шкуре
Какая шкура у архитектора? Правильно, чаще всего черная... Неудивительно, что такого же цвета обложка новой книги издательства TATLIN, в которой – впервые для России – собраны 52 собственных дома современных архитекторов. Есть известные, даже знаменитые, есть и совершенно малоизвестные, и большие, и маленькие, и стильные, и диковинные. В какой-то мере отражает историю нашей архитектуры за 30 лет.
Квартальная изолиния
Еще один конкурсный проект жилого комплекса на берегу Волги в Нижнем Новгороде подготовила «Студия 44». Группа архитекторов под руководством Ивана Кожина пришла к выводу, что неправильно в таком месте использовать регулярно-квартальную планировку и выработала индивидуальный подход: цепочку из парцеллированных многосекционных домов, которая тянется вдоль всей набережной. Рассказываем об особенностях и преимуществах приёма.
Двенадцать модулей эффективности для Гродно
В последний день ноября в Минске подвели итоги I Белорусского конкурса на разработку эффективной среды жилого квартала в Гродно. В конкурсе приняли активное участие российские архитекторы. Победу одержал проект «12 sq», разработанный авторским коллективом архитектурного бюро «НИТИ» из Уфы. Рассказываем подробно о победителе и остальных лауреатах конкурса
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Арх подарки
Собрали десять идей для подарков, так или иначе связанных с архитектурой. Советуем книги, впечатления, функциональные и просто красивые объекты: от оправ Кенго Кума и кинетических скульптур до кирпичей Фальконье и формочек для выпечки метлахской плитки.
Воспитание преемственностью
Объект культурного наследия на территории нового жилого комплекса часто воспринимается застройщиком как обременение. Хотя вполне может стать «продающей» и привлекающей внимание особенностью. Один из таких примеров реализован в петербургском ЖК «Кантемировский 11», где по проекту НИиПИ Спецреставрация фабрику начала XX века приспособили под школу и детский сад.
Левитация памяти
CITIZENSTUDIO спроектировали и реализовали памятник жертвам Холокоста в Екатеринбуге. В него включены камни из десяти мест массовой гибели евреев во время Великой Отечественной. На каждом табличка. И еще, хотя и щемяще-мемориальный, хрупкий и открытый. К такому памятнику легко подойти.
Пресса: Как Остоженка стала образцом архитектуры и символом...
Обозреватель Павел Зельдович поговорил с теми, кто формировал современный облик Остоженки. А фотограф Михаил Розанов любезно предоставил «Снобу» свои снимки. Кроме того, в материале использованы фото старой Остоженки Бориса Томбака и одного из главных архитекторов проекта Андрея Гнездилова.
Вершины социальной экологии
Четыре бюро – ATI Project, a-fact, Weber Architects и Parcnouveau – совместными усилиями выиграли конкурс на проектирование экологичного и «социального» жилого квартала Берталия-Лазаретто на окраине Болоньи.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Радушный мицелий
Проект гостинично-оздоровительного комплекса для эко-парка «Ясно-поле» отталкивается от технологии – по условиям конкурса, его будут печатать на 3D-принтере. В поисках подходящей «слоистой» фактуры арт-группа Nonfrozenarch обратилась к царству грибов.
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Канон севера
Проект храмового комплекса рядом со студенческим городком СПбГУ в Петергофе включает отсылки к северному модерну и конструктивизму. Мастерская «Прохрам» не боится сочетать «плинфу» и кортен, а также использовать не самые традиционные формы. Однако первый вариант, признанный архитектурным сообществом, пришлось всё же скорректировать в соответствии с пожеланиями заказчика. Помимо культовых сооружений комплекс предложит пригороду Петербурга социальные, образовательные и общественные площадки.
Учебник рисования?
Вообще так редко бывает. Ученики Андрея Ивановича Томского, архитектора, но главное – преподавателя академического рисунка, собрались и издали его уроки и его рисунки, сопроводив целой серией воспоминаний. Получилась книга теплая и полезная для тех, кто осваивает рисунок, тоже. Заметно, что вокруг Томского, действительно, образовалось сообщество друзей.
«Джинсовый» фасад
Спортивный зал в Ниме на юге Франции по проекту бюро Ateliers A+ получил фасад, вдохновленный текстильной историей города.
Террасное построение
ЖК «Ривер Парк» оформил берег Нагатинского затона надежно и уверенно. Здесь и общественная набережная, и приподнятые над городом дворы со связывающими их пешеходными мостиками, и кирпичные фасады. Самое интересное – отыскивать в этом внушительном и респектабельном высказывании нюансы реакции на контекст, так же как и ростки мегалитического мышления.
Остов кремля, осколки метеорита
Продолжаем рассказывать о конкурсных проектах жилого района, который GloraX планирует строить на набережной Гребного канала в Нижнем Новгороде. Бюро Asadov работало над концепцией через погружение в идентичность, а сторителлинг помог найти опорную точку для образного решения: генплан и композиция решены так, словно на прото-кремль упал метеорит. Удивлены? Ищите подробности в нашем материале.
Девица в светёлке
В интерьере шоу-рума компании «Крестецкая строчка» в петербургском пассаже бюро 5:00 am соединило театральность, неорусский стиль и современные детали: сундуки с «приданым», наличники и занавес сочетаются с нержавеющей сталью и стеклом.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.