Прокшино: шесть вариантов

Показываем проекты финалистов конкурса на концепцию общественного центра «Прокшино».

mainImg
Про победителя – проект IND Architects и Do buro – мы уже рассказывали. Теперь удалось собрать информацию по проектам остальных финалистов.

Напомним, что конкурс был объявлен летом группой компаний «А101» при поддержке Москомархитектуры. Финалистами стали семь команд: IND-DO (IND architects и DO buro), Citizenstudio+TA.R.I, BACE (Blank Architects + Clancy Engineering), SA lab, «Практика», «Хвоя» и AD hoc.

Задачей участников было разработать архитектурный облик здания детского сада и общественного городского центра «Прокшино» на территории одноименного жилого района. Также необходимо было представить концепцию фасадов жилых зданий вокруг камерной городской площади и концепцию благоустройства прилегающих территорий.

Ниже – шесть вариантов, предложенных финалистами.
АБ Хвоя
Концепция общественного центра «Прокшино»
АБ Хвоя

Авторское описание:
«Предложение для общественного центра Прокшино заключается в объединении двух функций – детского сада и собственно общественного центра в одном здании, расположенном в дальней от береговой линии части участка. Это решение позволит освободить от застройки большую часть конкурсной территории и сформировать на ней полноценный парк. Посетители общественного центра в хорошую погоду смогут посидеть на берегу ручья, маленькие дети из детского сада будут приходить сюда на прогулку, подростки смогут встречаться на открытом амфитеатре по дороге в школу или из школы, а в непогоду прохожие смогут укрыться под большим навесом амфитеатра.

Форма здания обусловлена ограничениями участка и требованиями норм, и в то же время она отражает внутреннюю структуру центра. Группы детского сада выстроены «лесенкой» для двусторонней инсоляции. Консоль внутреннего амфитеатра формирует крытую входную площадь, открывает вид с проспекта Магеллана на противоположный берег пруда и соблюдает необходимый отступ от ручья. Внутренние помещения выстроены уступами вдоль северной стеклянной стены, формируя сложное многоуровневое пространство с антресолями, а западный угол здания превращается в каскад, по которому можно забраться на крышу.

Внутренний и внешний амфитеатры формируют узнаваемый силуэт и запоминающийся образ дома. Случайная схожесть продольного фасада здания с продольным фасадом крокодила блестяще решает проблемы брендинга и нейминга, особенно учитывая внутреннее наполнение здания и максимально широкое раскрытие темы доброго крокодила в отечественной детской литературе».
  • zooming
    1 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    2 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    3 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    4 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    5 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    6 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    7 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    8 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    9 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    10 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
  • zooming
    11 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Хвоя
Citizenstudio+TA.R.I
Концепция общественного центра «Прокшино»
Citizenstudio+TA.R.I

Авторское описание:
«Мы определяем для себя характер места и, соответственно, характер пространства, как точку диффузии. Будучи полноценным городским общественным пространством, совмещая в себе широкую палитру функций общественного центра, проект, в то же время, оборачивается частью естественного, органического ландшафта – биосферы, визуальных взаимосвязей.

Мы сознательно подчеркиваем роль существующего ландшафта, его особенностей, усиливаем эти характерные черты, при этом стараемся привнести и встроить в ландшафт общественно-социальную функцию, добавить игровой элемент. Коммуникации, пути и общественные пространства «прорезают» ландшафт, сами становясь частью нового ландшафта коммуникаций».
  • zooming
    1 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    2 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    3 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    4 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    5 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    6 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    7 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    8 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    9 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    10 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    11 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
  • zooming
    12 / 12
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Citizenstudio+TA.R.I
Blank Architects + Clancy Engineering
Концепция общественного центра «Прокшино»
Blank Architects + Clancy Engineering

Авторское описание:
«В проектном предложении мы выявили для себя главный принцип – трансформация от городской среды к природной по мере движения к воде. При движении к главному кварталу архитектура становится более спокойной и сдержанной. Главные объекты – это общественный центр, детский сад, и сама площадь, спускающаяся к воде.

Площадь перед общественным центром объединяет различные функциональные зоны квартала, становится местом встреч и проведения локальных мероприятий. Минималистичный ландшафт подчеркивает архитектуру зданий и делает акцент на панормамные виды на водоем. Характер территории трансформируется от урбанистического ландшафта на городской площади до живописного натурного берега озера с массивами декоративных злаков. Данный эффект поддерживает смена типов мощения от тротуарной плитки до деревянных настилов у воды. Сквозь злаковые массивы проложены прогулочные дорожки и панорамные площадки с которых удобно наблюдать за местной экосистемой.

Детский сад мы предлагаем сделать подобно мини городу. Дробная структура будет сомасштабна ребенку и организует собственную среду обитания, родственную взрослой городской среде, здание будет органично встроено в ткань квартала, несмотря на свою огороженную территорию.

Общественный центр становится сердцем сообщества, объединяет людей вокруг культуры, образования, создает неформальную атмосферу для общения. В эпоху интернета, когда все знания можно найти онлайн, центр создает место, где люди могу встречаться в физическом пространстве, чтобы находить единомышленников и объединяться. Здание имеет клинообразную форму, оформляющую фронт главной площади, и создает ее логическое продолжение».
  • zooming
    1 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    2 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    3 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    4 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    5 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    6 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    7 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    8 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    9 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    10 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    11 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    12 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    13 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    14 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    15 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    16 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    17 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
  • zooming
    18 / 18
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Blank Architects + Clancy Engineering
SA lab
Концепция общественного центра «Прокшино»
SA lab

Авторское описание:
«Перед началом работы мы попросили нейросеть Midjourney сгенерировать для мудборда изображения по запросу «жилой комплекс с общественным пространством на берегу». Полученные варианты ценны тем, что выявляют общий принцип, по которому нейросеть сконструировала изображения. Она собрала отдельные ячейки в целые здания по правилу «от частного к общему», вследствие чего дома обладают уникальной геометрией. Именно так в природе образуется всё живое: клетки одна за другой соединяются друг с другом и разрастаются в структуры.

Генеральный план территории совмещает несколько градостроительных сеток. Соединив их оси, можно заметить участок, выпадающий из общей системы, – это территория общественного пространства. Геометрия данного участка стала основой для создания логики формообразования на уровне генерального плана, архитектуры и малых архитектурных форм. Отдельные элементы геометрической структуры перенесены на вертикаль фасадов, окна расположены нелинейно, а некоторые ячейки на стенах словно случайным образом окрашены в другой цвет. Таким способом архитектурный паттерн удаётся оживить и создать пористую, многослойную текстуру в габаритах многоэтажных домов.

Проект Out of the box разработан с мыслями о людях, детство и молодость которых придутся на ближайшие десятилетия. Архитектура, созданная нами, должна быть актуальной не только для людей, которые поселятся в этих домах, но и для тех, кто в них повзрослеет. Детям, родившимся сегодня, в 2040 году исполнится 18 лет. Здания, которые они будут видеть у себя во дворе, детский сад и общественный центр к этому времени не устареют – они смогут меняться вместе с людьми и всегда будут приятны для восприятия, благодаря атипичности, вариативности и возможности замечать в них новое».
  • zooming
    1 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    2 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    3 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    4 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    5 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    6 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    7 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    8 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    9 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    10 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
  • zooming
    11 / 11
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    SA lab
АБ Практика
Концепция общественного центра «Прокшино»
АБ Практика

Авторское описание:
«Точкой притяжения района становится здание общественного центра, объединяющее функции культурного досуга, развивающего детского центра, развлекательной площадки, места реализации различных увлечений горожан.

Архитектурное решение использует два приема: модульная сетка с гибкой планировкой и возможностью возводить перегородки в любом месте (в этих зонах расположены помещения для коворкинга, обучения, обслуживания посетителей); нестандартные объемы с общественной функцией – библиотека, амфитеатр, зал с трансформируемыми перегородками, лекторий.

Основа архитектурного решения детского сада – пять блоков двухэтажных групповых ячеек, примыкающих к фойе с выходом на территорию.

Фасадные решения определяются применением материалов белых и светло-серых тонов в сочетании с декором «под дерево» и отдельных элементов из натуральной древесины. Набор фасадных паттернов с разнообразной пластикой в ограниченной цветовой гамме в сочетании с зеленью природной территории задает цветовой код проекта. Аналогичная цветовая гамма фасадов применяется и в зданиях общественного центра и детского сада».
  • zooming
    1 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    2 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    3 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    4 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    5 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    6 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    7 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    8 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    9 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    10 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    11 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    12 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    13 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    14 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    15 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    16 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    17 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    18 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
  • zooming
    19 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    АБ Практика
AD hoc
Концепция общественного центра «Прокшино»
Ad Hoc Architecture

Авторское описание:
«Посещение общественного пространства Прокшино должно быть путешествием любопытства, где чувства и воображение пробуждаются с момента входа на территорию. Цель проекта – создать пространство, в котором будет интересно перемещаться и находиться. Пространство, насыщенное сюжетами.

Важным элементом благоустройства в нашем проекте является прогулочная тропа «зеленый ручей». Тропа идет в овраге, среди существующих деревьев, и замыкается выходом к амфитеатру у воды. Зеленый ручей проходит между детским садом и общественным центром, которые соединены мостом в уровне земли.

Изгибающаяся лента амфитеатра создает у воды пространство для встреч и общения. Таким образом, береговая линия является самым насыщенным местом для отдыха, общения и развлечения. У воды перед зданием общественного центра и амфитеатром расположена событийная площадь, на которой возможно проведение всех открытых сезонных мероприятий.

Здание общественного центра сформировано так, что при взаимодействии с окружающими его садами и дорожками образовываются уличные проходы и пространства по которым интересно перемещаться, открывать новые места и виды».
  • zooming
    1 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    2 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    3 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    4 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    5 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    6 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    7 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    8 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    9 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    10 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    11 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    12 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    13 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    14 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    15 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    16 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    17 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    18 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture
  • zooming
    19 / 19
    Концепция общественного центра «Прокшино»
    Ad Hoc Architecture

Узнать о конкурсе подробнее можно на его сайте.

25 Ноября 2022

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
WAF 2023: малые награды
Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.