Академия художеств имени Репина 2022: мастерская Владимира Григорьева

Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева.

mainImg

Факультет архитектуры существует в Императорской Академии художеств со дня основания в 1757 году. Сегодня это один из самых больших факультетов Академии, где развивают традиции ленинградской-петербургской школы, основанные на изучении наследия. Все преподаватели факультета – члены творческого Союза архитекторов Санкт-Петербурга. После второго курса студенты обучаются в персональных мастерских. Представляем лучшие работы бакалавров 2022 года, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева.
Жилой квартал на Матисовом острове

Александр Черкашин 

Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Жилой квартал на Матисовом острове
© Александр Черкашин

В проекте воссоздается Перевозная улица, которая раньше делила остров на жилую и промышленную части – она становится главной осью участка. Западный квартал, расположенный на месте фольгопрокатного завода Чарльза Берда, повторяет ступенчатую структуру цехов, выходивших на набережную, и создает кулису для водонапорной башни, приспособленной под общественные функции. Конфигурация домов в восточном квартале напоминает дворы-колодцы. В центральной части территории запроектированы школа и детский сад.

Основной материал новой застройки – кирпич. Первые этажи жилых зданий зрительно отделены швеллером, балконы имеют п-образную форму, что напоминает об истории места. Важную роль в формировании образа выполняет благоустройство внутренних дворов и общественных территорий. Просторная и озелененная набережная Невы становится центром притяжения, местом для прогулок и отдыха горожан. 
  • zooming
    1 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    2 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    3 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    4 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    5 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    6 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    7 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    8 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин
  • zooming
    9 / 9
    Жилой квартал на Матисовом острове
    © Александр Черкашин

 
Школа-пансион в Зеленогорске
Петр Иванов 

Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Школа-пансион в Зеленогорске
© Петр Иванов

В основу проекта положен принцип бережного отношения к контексту. Основная масса застройки сосредоточена в нижнем углу участка, благодаря чему удалось сохранить большое количество деревьев и пешеходную тропу, ведущую к Щучьему озеру. Лес служит местом отдыха для учащихся, а также разделяет школу с монументальными формами от более дробных объемов общежитий. Существующая просека ведет на площадь, откуда посетители попадают в гипостильный зал рекреации, к которому примыкают различные образовательные кластеры и универсальные классы. 
  • zooming
    1 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    2 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    3 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    4 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    5 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    6 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    7 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    8 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    9 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
  • zooming
    10 / 10
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Петр Иванов
Школа-пансион в Зеленогорске
Николай Трофименков 

Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Школа-пансион в Зеленогорске
© Николай Трофименков

Поскольку участок расположен в живописном сосновом лесу, было важно сохранить как можно больше деревьев и связать новые объекты с окружающей средой.

Кластер школы формирует одноэтажное здание рекреации с зонами неформального обучения и несколько учебных блоков, между которыми располагаются дворы для отдыха и занятий на свежем воздухе. Объемы учебных блоков имеют разную форму и высоту от двух до четырех этажей. Форма согласуется с функцией, а ступенчатая структура помогает связать большое здание с окружающей средой: центр искусств формирует амфитеатр, столовая спускается террасами со второго этажа к земле, а здание рекреации со свободной планировкой проницаема со всех сторон. Общежития для детей и учителей располагаются в разных частях парка и представляют собой небольшие группы зданий с внутренними дворами.
  • zooming
    1 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    2 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    3 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    4 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    5 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    6 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    7 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    8 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    9 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    10 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
  • zooming
    11 / 11
    Школа-пансион в Зеленогорске
    © Николай Трофименков
Комплекс яхт-клуба на Петровском острове 
Елизавета Малюшина 

Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
© Елизавета Малюшина

На косе Петровского острова с 1930-х годов располагался Речной яхт-клуб, от которого сохранилось несколько объектов: полукруглый волнолом, слип, рабочая гавань и здание яхт-клуба архитектора Владимира Маслова. Главным образующим элементом генерального плана являются три тупиковых канала, выкопанных с северной и южной стороны участка для увеличения количества стоянок яхт. Каналы позволяют организовать нижний уровень набережной в виде причальных сооружений вдоль подпорной стены. Благодаря этому появляется маршрут для прогулок, несколько амфитеатров и спусков к воде, что связывает территорию яхт-клуба с акваторией.

Перпендикулярно главной аллее располагаются каналы, которые вместе с поставленными между ними домами и эллингами задают четкую структуру генерального плана и делят пространство на несколько функциональных зон: парк, территорию парусной школы, зону хранения швертботов, зону ремонта килевых яхт и их зимнего хранения под навесами, зону хранения яхт в эллинге, рекреационную зону с гостиницей и бассейном, парадную площадь с главным зданием яхт-клуба.
  • zooming
    1 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    2 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    3 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    4 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    5 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    6 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    7 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    8 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    9 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
  • zooming
    10 / 10
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Елизавета Малюшина
Комплекс яхт-клуба на Петровском острове 
Иван Казадаев 

Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
© Иван Казадаев

В основе планировочного решения лежат два приема. Существующая ортогональная сетка подчеркнута главными аллеями, расходящимися от них дорожками, а также пирсами, ей же подчиняются северная часть марины. Здание нового яхт-клуба проектируется на западном берегу на оси продления защитного мола, образуя подкову.

За одной из аллей в северной части марины находятся детская яхт-школа, спортивные площадки и рекреационные зоны. В южной части марины располагается здание яхт-клуба и зона открытого хранения яхт.

Подъезд к яхт-клубу осуществляется с Петровской косы через проходную, за которой следует главная аллея. Она ведет к подземной и наземной парковкам, разворотному кольцу и главному зданию марины.
  • zooming
    1 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    2 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    3 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    4 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    5 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    6 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    7 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    8 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
  • zooming
    9 / 9
    Комплекс яхт-клуба на Петровском острове
    © Иван Казадаев
Парк в Мурино
Алина Байздренко 

Руководители: Владимир Григорьев, Сергей Шмаков, Дмитрий Мелентьев, Алена Половинкина
Парк в Мурино
© Алина Байздренко

Форма участка, близкая к квадрату, а также однообразное окружение стали поводом обратиться к центрической композиции с равномерным распределением функций. Парк окружает «занавес» из плотной стены деревьев, которые ограждают посетителей от привычных им бетонных пейзажей жилой застройки. Зелень тянется к центру и формирует анфиладу «комнат-полян», через которые проходит кольцевой маршрут. «Ботаническая ось» начинается у главного входа в парк и ведет к павильону тропической флоры, объем которого вписан в окруженный водоемами холм. Центр парка окружен лесом, проходя через который посетитель обнаруживает секретные сады и пешеходный мост вокруг них. 
  • zooming
    1 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    2 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    3 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    4 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    5 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    6 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    7 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    8 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко
  • zooming
    9 / 9
    Парк в Мурино
    © Алина Байздренко

19 Августа 2022

Похожие статьи
Большой дом
Студенты ГУЗ под руководством Максима Гурвича и Михаила Корси разработали целую линейку идей для небанальных многоквартирных – и многофункциональных – домов. Работали они, впервые в истории Университета землеустройства, с реальным заказчиком – компанией А101, при участии ее специалистов, и для реальной территории.
Свято место
Смелую тему – поиск образа храма вне конфессий – кураторы Osetskaya.Salov предложили участникам спроецировать в пять разных сред, в которых может существовать человек, от метавселенных до космического корабля. Получилось 5 роликов, созданных с активным использованием нейросетей. Показываем все.
Индивидуальный подход
Только человек с осколком зеркала в глазу не представлял себя хотя бы раз на месте бездомного. Понятно, почему тема давно стала хрестоматийной. В воркшопе АБ «ГОРА» и «Ночлежки» сделана попытка взглянуть на бездомных не как на массу, а как на личностей, разных людей с разными потребностями. Получилось 5 мини-проектов, лучший – про воду.
Баланс света
Воркшоп «Световая инклюзия. On/Off» интересен тем, что его итогом стала методичка – сумма рекомендаций для изменения нормативов в сторону большего комфорта для людей с особенностями, будь то колясочники, слабо видящие и слышащие или люди с особенностями психики.
Убежище
Вторым победителем программы воркшопов «Открытого города» стал проект «Убежище. Вне круга света», под кураторством основателей бюро TIArch и преподавателей КГАСУ Ильнара и Резеды Ахтямовых.
Кладбище внутри и снаружи
Воркшоп под руководством Института Генплана Москвы занял на «Открытом городе» одно из двух первых мест. Его тема – пути реорганизации городских кладбищ. Предложено два направления, для пригорода и для центра, диаметрально противоположные.
СПбГАСУ 2023: Санкт-Петербург
В очередной подборке дипломных работ выпускников СПбГАСУ – варианты преобразования бывших промышленных территорий Санкт-Петербурга. Проекты получили высокую оценку комиссии, а также награды на всероссийском конкурсе дипломных работ по архитектуре и дизайну.
СПбГАСУ 2023: Милан
Пять дипломных работ, подготовленных студентами СПбГАСУ в рамках сотрудничества с Миланским политехническим университетом (POLIMI). Все они посвящены проектам развития территории Ortomercato в Милане и отмечены профессорско-преподавательским коллективом POLIMI.
СПбГАСУ 2023: Арктика
Представляем пять «арктических» выпускных работ студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета. Все они посвящены развитию Салехарда, предлагают городу новые доминанты и стремятся учитывать требования к проектированию в условиях Крайнего Севера.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: бакалавры
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров, подготовленные в мастерских Никиты Явейна, Вячеслава Ухова, Евгения Жука и Николая Смелкова: 250-метровая башня, библиотека, конный клуб с мотелем и проект реставрации тихвинского Введенского Девичьего монастыря.
От «Правды» до Хабаровска
В этом году среди работ практикантов Института Генплана – идея для активации московского комбината «Правда» с постройками Ильи Голосова, благоустройство рабочего поселка на БАМе, от которого до ближайшего города – 12 часов езды на машине, и три версии превращения заброшенного пионерлагеря в образовательный хаб, подобный «Сириусу». Два участка из трех имеют заинтересованного заказчика, так что вероятно, что студенческие исследования не пропадут зря.
Санкт-Петербургская академия художеств 2023: мастерская...
Публикуем лучшие дипломные работы бакалавров Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, подготовленные в мастерской Владимира Григорьева: три варианта музейного комплекса на территории серого пояса, гидропарк в Приморском районе, а также мотель при конном клубе в Ольгино.
Уэс Андерсон в Волынщино
Студенты Британской высшей школы дизайна разработали под руководством Елены Бабкиной и Полины Лонтани эскизный проект интерьера спа-отеля в усадьбе Василия Долгорукова-Крымского в деревне Волынщино. В основе концепции – цвет как средство терапии и эстетика фильмов Уэса Андерсона.
СПбГАСУ 2023: бакалавры «Ландшафтной архитектуры»
Преподаватели нового направления СПбГАСУ выбрали и прокомментрировали лучшие работы третьего выпуска. Они посвящены ландшафтной ревитализации двух территорий: парка Ваккосалми в Сортавале и карьера в поселке Металлострой.
Магистры МАРХИ-2023
Выпускники кафедры «Архитектура жилых зданий» группы Владимира Юдинцева и Елены Ганушкиной решали в своих работах наболевшие проблемы Москвы: упорядочивали большие бесструктурные кварталы, активизировали межмагистральные территории и исследовали разнообразие исторической городской среды.
Форты, птицы и залив
Остров Котлин известен прежде всего тем, что на нем располагается город Кронштадт. Дипломная работа Анастасии Мишиной, выпускницы кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ 2022 года, посвящена формированию туристической среды не менее интересной западной части Котлина: с фортами «Риф» и «Шанец», местами гнездования птиц и одними из лучших видов на Финский залив.
Калуга-Сити
Калуга в очередной раз стала площадкой для отработки идей молодых архитекторов. Под руководством Михаила Корси и при содействии главного архитектора города Алексея Комова бакалавры Государственного университета по землеустройству подготовили проект нового делового центра. В нем есть коливинги, фуникулеры, теплицы на крышах и множество отсылок к старой Калуге.
Судьбы агломерации
Летняя практика Института Генплана была посвящена Новой Москве. Всего получилось 4 проекта с совершенно разной оптикой: от масштаба агломерации до вполне конкретных предложений, которые можно было, обдумав, и реализовать. Рассказываем обо всех.
Древолюция на древозаводе
Практикум 2022 года осваивал часть территории завода «Проект Обло», на которой 19 лет назад прошла самая первая Древолюция. Получилось 5 объектов, два – скорее урбанистических, осмысляющих всю территорию практически как античный город, но, в то же время, не без касательства к философии экзистенциализма. Получилось любопытно, жюри обсуждало проекты целый день. Рассказываем обо всех.
СПбГАСУ-2022: магистры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
СПбГАСУ-2022: бакалавры ДАС
Публикуем три работы, выполненные на кафедре Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и рекомендованные преподавателями.
Бакалавры Академии Глазунова 2022: Концепция развития...
Публикуем дипломные проекты бакалавров кафедры архитектуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Они посвящены гармонизации значимых мест Садового кольца путем восстановления памятников архитектуры, устройства парков и создания традиционной застройки.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.