Надежда на историю будущего

В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.

mainImg
Виртуальная модель палат конца XVII века разработана студиями Geometrical и Craft-In по инициативе музея Басманного района Басмания и общественной организации Слобода при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина в рамках программы «Прогулки за Кукуй». Модель создавалась с сентября по декабрь 2021 года и в конце года была презентована в сопровождении подробного рассказа об истории дома и его частичной реставрации в 1950-е годы. 



Модель опубликована на сайте музея Басмания и также доступна на sketchfab. Она рассчитана на внешнее обозрение дома и основана на исследованиях Николая Аввакумова, известного реставрацией палат Лукьяна Голосова (дома Ярошенко) на Хитровке.

В процессе работы над моделью данные о памятнике конца XVII века были дополнены новыми исследованиями, но основаны они на работе группы реставраторов Моспроекта-2 под руководством Инессы Казакевич – в начале 1950-х палаты были исследованы, а в 1956 году частично восстановлены: тогда на парадном, обращенном к улице фасаде докомпоновали, на основании так называемых «хвостов» – стесанных остатков декора, три белокаменных оконных наличника с высокими сандриками-фронтонами и «ионическими» завитками в их основании.
  • zooming
    «Хвосты» оконных обрамлений. Дом ван дер Гульста в Старокирочном переулке
    Фотография © Александр Иванов / 01.2022
  • zooming
    Оконные обрамления, восстановленные в 1956 году. Дом ван дер Гульста в Старокирочном переулке
    Фотография © Александр Иванов / 01.2022

Оконные обрамления у палат разные: на обращенном к улице фасаде они явно указывают на конец XVII века, а на противоположном, дворовом, тяготеют скорее к третьей четверти века. Существует две версии: согласно первой, парадный фасад был перестроен в раннепетровское время, и следовательно палаты построены раньше, так как Ван дер Гульсты работали еще для царя Алексея Михайловича. Согласно другой версии различие оформления происходит из разного значения фасадов (вторая версия кажется более верной). 
Палаты Ван дер Гульстов
Фотография © Александр Иванов / 01.2022

Между тем на чертежах проекта реставрации отсутствует, к примеру, карниз на консолях, восстановленный реставраторами по остаткам на докомпонованном фрагменте фасада. Предшествующие гипотетические реконструкции, сделанные в конце 1980-х годов Николаем Аввакумовым, Георгием Евдокимовым и Григорием Стриженовым, в новой виртуальной модели также уточнены: в частности, модель показывает, что на торцевых фасадах палат не было никаких окон и они, вероятно, были полностью «глухими». 
Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
© Басмания, музей Басманного района
Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
© Басмания, музей Басманного района

Модель хорошо проработана и детализирована. Профили нарисованы по реставрационным чертежам 1950-х. Присутствуют ставни, решетки, расстекловка (впрочем она показана достаточно условно), печные трубы, стропила, тесовая кровля и даже фигурки на ее коньке. На северо-западном углу отслоившаяся обмазка показывает красный кирпич стен: к слову об обмазке – на реконструкциях конца 1980-х годов палаты показывали с красными стенами и белым декором, но сейчас, исходя из остатков сохранившейся побелки, Николай Аввакумов делает вывод, что палаты были белыми. 
  • zooming
    1 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    2 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    3 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    4 / 4
    Палаты ван дер Гульста, 3D модель, 2021. Модель разработана Geometrical и Craft-In при поддержке посольства Нидерландов и Фонда Потанина по инициативе музея Басмания и ЭКО Слобода
    © Басмания, музей Басманного района

Представляя модель, Николай Аввакумов подчеркнул, что она – никоим образом не проект реставрации палат, а именно визуализация для показа и сравнения с существующим домом, – поскольку принципы современной реставрации, в отличие от практики 1950-х годов, ориентированы на ценность показа подлинных фрагментов, которые получают приоритет перед реставрационной докомпоновкой. Последняя дает более целостное представление о памятнике, но неизбежно грешит неточностью, поскольку восстановление во многих случаях происходит по аналогиям других построек. Иными словами, реставрируя палаты, имеет смысл не восстанавливать все элементы «в натуре», а законсервировать и открыть для обозрения подлинные остатки – тем более что виртуальная модель теперь позволяет составить более яркое представление о здании конца XVII века, чем это было возможно раньше по рисункам и макетам.

Между тем координатор Архнадзора Константин Михайлов напомнил на презентации, что начиная с 2021 года 3D модели обязательны, согласно законодательству, при реставрационных работах с объектами ОКН. 

Существенная особенность 3D модели – она рассчитана не столько на просмотр «в безвоздушном пространстве», сколько на AR – дополненную реальность. Модуль augmented reality авторы еще дорабатывают, но предполагается, что музей Басмания будет водить экскурсии по Старокирочному переулку, демонстрируя как реальный памятник архитектуры, так и его реконструкцию – через телефон. Сейчас авторы ориентированы на AR в айфонах и айпедах, устройства системы Андроид пока не рассматривают. 

Между тем картинки, демонстрирующие наложение виртуальности на реальность, пока носят временный демонстрационный характер и сделаны «для красоты» (в дополненной реальности градиентного размытия не будет). 
  • zooming
    1 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    2 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    3 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    4 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района
  • zooming
    5 / 5
    Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
    © Басмания, музей Басманного района

Ну что же, ждем экскурсий с дополненной реальностью. 

Далее скажем несколько слов о значении памятника – оно достаточно велико не только потому, что это редкий пример палат «нарышкинского стиля» за пределами Садового кольца, но еще и потому, что дом, вместе с палатами Щербакова на Бакунинской, стал началом градозащитного движения в его современном понимании в Москве. На защите дома Анны Монс от обстройки заводским корпусом НИИТП в 1987 году и палат Щербакова от сноса в 1986 году сформировалось как профессионалы и градозащитники несколько замечательных реставраторов, историков и журналистов, там же появились и районное движение Слобода, и музей, который сейчас называется Басмания, но существует без помещения, храня часть своей коллекции в одной из школ Бауманского района. Архнадзор появился позднее, но и он, как подчеркнул там же на презентации Рустам Рахматуллин, генетически восходит к тем протестам 1980-х. Сейчас круг, как будто, замкнулся и мы опять вернулись к судьбе тех «первых» памятников. 
Наложение 3D модели 2021 года на фотографию существующего положения. Не является демонстрацией работы AR
© Басмания, музей Басманного района

Палатам Щербакова повезло больше, их отреставрировали на XVIII век, хотя они несколько лет стоят закрытыми и, кажется, никак не используются. Дому Анны Монс – который называют в честь любовницы Петра I только по легенде, потому что владение Монсов находилось в Немецкой слободе, но легенда тоже важна, – повезло меньше: Роскосмос, которому здание принадлежало до 2016 года, его не реставрировал и не использовал, хотя, как сообщают, от электричества не отключал. К отреставрированным наличникам прислонили какую-то плиту, колонки разрушились, теперь уже кажется, что давно; по стенам текла вода из-за отсутствия водослива, а проект реставрации никак не появлялся и никакие работы не начинались. Затем, в 2020, дом переходил из одних частных рук в другие; сейчас он принадлежит индивидуальному предпринимателю. Теперь, в 2021 году, снесли недостроенный корпус НИИТП (точных приборов), палаты стало видно со Старокирочного. Хотя не так давно делегации ДКН удалось посетить дом внутри, что в частности отразилось в фотографиях Александра Иванова, опубликованных здесь; часть фотографий автор любезно разрешил нам использовать. (Подробнее история дома Анны Монс в Красной книге Архнадзора).
Строительная площадка, 01.2022. Справа отсаток бывшего корпуса НИИТП, слева палаты Ван дер Гульстов
Фотография: Юлия Тарабарина

На месте разобранного корпуса НИИТП планируется строить одно из зданий Кампуса МГТУ (проект ТПО «Прайд» и Сергея Кузнецова широко обсуждался общественностью год назад). 
Строительный стенд. Проект Научно-образовательные кластеры «Арктические технологии», «Оборонные технологии», «Бауманский аэрокосмический кластер»
Фотография: Юлия Тарабарина

По словам Константина Михайлова и Рустама Рахматуллина, открывшийся сейчас вид на дом и еще не начатая стройка – это окно возможностей, когда проект еще можно скорректировать, открыв доступ к  палатам Ван дер Гульстов. Прозвучало также, что есть надежда, что собственник дома начнет его реставрацию.

Все это пока звучит довольно-таки гипотетично в духе надежд, «окна возможностей» и деликатных пожеланий общественности к собственнику дома Анны Монс и проектировщикам «Прайда», которых в зале не оказалось. Однако будет очень странно, если то и другое не будет сделано, – если рядом с пафосным и ультрасовременным, как обещают, кампусом технического университета продолжит гнить недоступный взгляду памятник конца XVII века. У нас все же не Рим, зданий XVII века не так много даже в столице, беречь бы их и охранять. Так что, думаю, модель создана не зря, и экскурсии будут, и реставрация случится и будет грамотной – с привлечением ведущих специалистов. А?

На открытой сейчас в Музее Москвы юбилейной выставке Москомархитектуры и Института Генплана один из видеороликов прекрасного Михаила Зыгаря посвящен общественным протестам, он начинается как раз с Немецкой слободы 1980-х и мягко, но твердо ведет к той мысли, что ТТК отвернули, с общественниками научились договариваться и даже – как хорошо, что они у нас есть, такие дотошные. Самое время воплощать «Историю будущего» в жизнь, чтобы, ну например в данном конкретном месте, оно стало чуточку более прекрасным. И еще – в доме очень уместно бы смотрелся музей Немецкой слободы. Вы так не считаете? 

18 Января 2022

Похожие статьи
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несгибаемый
Появились детали проекта башни неназываемого бюро в ММДЦ Москва-Сити. Изучаем башню, ее соседей, форму внутри и снаружи и ставим проект в контекст работы иностранцев в России. Надо сказать, неназываемый архитектор уже сейчас занимает в этой истории особенное место. Он, как кажется, очень смелый архитектор. Так где сложная, продырявленная скульптурная форма? Вот в чем вопрос...
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Технологии и материалы
Конструктор фасадов
Показываем, как устроены фасады ЖК «Европейский берег» в Новосибирске – масштабном проекте комплексного развития территории на берегу Оби, реализуемом по мастер-плану голландского бюро KCAP. Универсальным приемом для создания индивидуальной архитектуры корпусов в микрорайоне стала система НВФ с АКВАПАНЕЛЬ.
Тихий офис – продуктивный офис
Тихий офис – ключ к продуктивности. Миллионы компаний тратят средства на эргономику и оборудование, игнорируя главного врага эффективности: шум. В офисах open space сотрудники теряют до 66% потенциала лишь из-за разговоров коллег, что напрямую влияет на прибыль и успех бизнеса.
​Крыша в цветах
ПВХ-мембраны – один из ключевых материалов для современной кровли, сочетающий высокую гидроизоляцию, долговечность и эстетическую гибкость. В отличие от традиционных рулонных покрытий, они легче, прочнее, а благодаря разнообразной палитре – позволяют реализовать полноценный «пятый фасад».
Четыре сценария игры
Летом 2025 года АБ «МЕСТО» совместно с префектурой района Строгино завершила комплексное благоустройство на Таллиннской улице. Были реализованы четыре уникальные игровые площадки общей площадью 1500 кв. м. – многослойная среда для развития и приключений, которая учит и вдохновляет.
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
Сейчас на главной
Нейронка архитектора
Кто только не говорит об искусственном интеллекте. Наконец-то он вошел в нашу жизнь, и уже год, или два как архбюро используют возможности ИИ. Иначе отстанешь. И обсуждают его, обсуждают. Публикуем небольшой отчет от круглом столе, посвященном ИИ. Он был организован на фестивале Зодчество архитекторами KPLN.
Исцеление красотой
«Рецепты для разбитых сердец» – так называется первая Международная биеннале современного искусства в Бухаре, которая проходит прямо сейчас. Она длилась 10 недель и завершится 20 ноября. Если у вас есть возможность сесть в самолет и провести пару дней в красивейшем городе, атмосфера которого дополнена художественными интервенциями – успевайте. Совершенно целительная история. Из Москвы и Санкт-Петербурга – прямые рейсы.
Игра реальности и воображения
Фестиваль «Открытый город» устоялся в своих форматах и приобрел черты повторяемости. Но изучить там есть что, да и для образования он, надо думать, полезен. Не фестиваль ли стал «драйвером» для многочисленных студенческих летних практикумов, все более распространенных? Показываем, как оформлены результаты воркшопов.
На тему клуба
В МАРХИ состоялась защита проектов студентов лаборатории Kleinewelt – на тему небольшого общественного здания клуба. Задача была максимально погрузиться в деталь, чтобы через нее осмыслить городское пространство. Так появились клуб-скалодром, клуб-труба, граффити-лабиринт и другие свежие идеи для Басманного района.
Архитектурный рисунок в эпоху ИИ
Объявлены победители The Architecture Drawing Prize 2025. Это 15 авторов, чьи работы отражают главные векторы развития архитектурной мысли сегодня: память места, экологическую ответственность и критику цифровой культуры.
Бетонный мяч
MVRDV выиграли конкурс на проект спортивной арены с жильем и гостиницей для Тираны в форме сферы с диаметром более 100 м.
Шорт-лист WAF Interiors: Retail
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Retail, в которой развернулась битва между огромным моллом и небольшими магазинами, высокотехнологичными и уютными пространствами, где сам процесс покупки должен быть в радость.
Летний мираж
В этом году петербургский музыкальный фестиваль и поп-ап проект К-30 устраивал вечеринки на бывшей ткацкой фабрике на Синопской набережной. Временный павильон спроектировало бюро ХВОЯ: четыре грузовых контейнера вместили необходимые функции и излишества вроде сада камней, а за атмосферу отвечала невесомая консольная крыша, которая меняла настроение пространства за счет подсветки.
Белые ступени
Бюро .dpt спроектировало для Юрьевца лестницу с функцией смотровой площадки. Она соединяет верхнюю и нижнюю части города, открывает вид на Волгу и Богоявленскую церковь, не разрушая сложившийся контекст: марши следуют рельефу и огибают деревья, а сквозь металлическую решетку прорастает трава.
Пики Осетии
В Северной Осетии с нуля строится новый всесезонный туристско-рекреационный кластер «Мамисон» – уже запущен первый отрезок канатной дороги и горнолыжных трасс. Проект комплексного развития этой территории подготовил Институт Генплана Москвы: в будущем здесь появятся две туристические деревни, разнообразные по сложности трассы, санаторные комплексы, а также маршруты, которые позволят лучше узнать историко-культурное наследие региона.
Шорт-лист WAF Interiors: Education
Продолжаем серию обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и представляем пять объектов из номинации Education, каждый из которых демонстрирует различные подходы к образовательным пространствам для детей и взрослых.
Шорт-лист WAF Interiors: Public Buildings
В преддверии фестиваля WAF начинаем публикацию серии обзоров интерьеров, вышедших в финал конкурса WAF Interiors, и предлагаем читателям ARCHI.RU попробовать свои силы в оценке мировых интерьерных тенденций и выбрать своего победителя в каждой номинации, чтобы потом сравнить результаты с оценкой жюри.
Глубокие корни архитектурного авангарда
Выставка «...Веснины. Начало» в Музее архитектуры дает совершенно нетривиальный взгляд на историю трех братьев-авангардистов. Стартуя от города Юрьевца, где они родились, выставка показывает, преимущественно, первую, раннюю часть их работ. О которой многие не знают, а кто-то не думает. Поэтому интересно.
Кода для кода
В Стэнфордском университете в Калифорнии открылся СоDa – новый корпус вычислительных технологий и обработки данных. Проект разработан бюро LMN Architects.
​Фехтовальный жест
Белая кираса и защитная маска из перфорированного металла – в проекте Центра фехтования в Уфе эти метафоры воплотились в особенностях фасадной оболочки. Но, чтобы сосем развеять сомнения, что внутри, авторы поставили главный козырек на две перекрещенные шпаги.
Хай-Лайн деревянщика
Проект бюро Totan и Saga предполагает превращение московского монорельса – а один километр из пяти, ближе к улице Эйзенштейна, там уже разбирают – в парк на высоте 6 метров с панорамными видами и разнообразными павильонами, которые используют и сохраняют конструкции станций.
Серебряный пёс Петербург
Павильон, представлявший на Зодчестве 2025 город Санкт-Петербург, вчера отметили золотым знаком фестиваля, и совершенно справедливо. Его авторы – Сергей Падалко и архитекторы бюро «Витрувий и сыновья».
Поговорим об истине и красоте
В этом материале – калейдоскоп впечатлений одного дня, проведенного на деловой программе Архитектона. Тезисно зафиксировали содержание дискуссий о возможностях архитектурной фотографии и графики, феномене инсталляций и будущем, которое придет на смену постмодернизму. А еще – на прогулке с Сергеем Мишиным тренировали «метафизическое зрение», которое позволяет увидеть параллельный Петербург.
Между землей и водой
На берегу озера Тосканка в Нижегородской области появился Центр экологического туризма – место, где современная архитектура и природа заключили прочный союз, обойдясь без дорогих спецэффектов.
Вопрос «Каскада»
Правительство Армении одобрило инвестиционную программу, подразумевающую завершение «Каскада», ключевой постройки Еревана 1980-х, согласно новому проекту Wilmotte & Associés. О судьбе, значении и возможном будущем «Каскада» рассказали Архи.ру историки архитектуры Карен Бальян и Анна Броновицкая.
Коридор между мирами
Зодчество 2025 ярко и разнообразно. До того, что создается впечатление пребывания разных аудиторий в разных «слоях»: они соседствуют, не особенно пересекаясь. И слава Богу. Кстати, о божественном: если смотреть на экспозицию в целом, кажется, впервые за историю фестиваля религиозная архитектура занимает на нем какое-то исключительное, фантастически объемное место. Смотрите и читайте наш фоторепортаж с фестиваля.
Приручение фламинго
Стенд МКА на Зодчестве 2025 посвящен муралам и объектам паблик-арта, сделанным за 8 лет в рамках программы ведомства «НетСТЕН». Где кого приручили, зачем и почему – читайте в нашей заметке.
Несколько причин прийти на «Зодчество»
В Гостином дворе открылся 33 фестиваль «Зодчество». Одновременно с ним на одной площадке пройдут еще два фестиваля: «Наша школа» и «Лучший интерьер». У каждого фестиваля есть своя деловая, выставочная и конкурсная программы. Мы посмотрели анонсы и сделали небольшую подборку событий из всех трех фестивальных программ.
Дикие травы
Для дома в Тверской области Easybureau спроектировало так называемый малоуходный сад: неприхотливые растения-«бунтари» осваивают пространство с некоторой долей непредсказуемости и создают живописный ландшафт, не требуя частого вмешательства человека. Посадки дополняют две лужайки, огород из бетонных колец-грядок, костровище, а также уголок нетронутого леса с подберезовиками.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Образ твой, IZBA
Образовательный проект #ARСHSTARTAP подвел итоги летнего воркшопа для студентов. Работали над реальными площадками для муниципий и компаний. Показываем те проекты, которые оказались лучше других представлены визуально.