В 1973 году в Ленинграде был открыт новый аэровокзал, спроектированный коллективом ленинградских архитекторов под руководством А.В. Жука (А. В. Жук, Г. М. Вланин, Ж. М. Вержбицкий; инж. С. М. Кузьменко, Н. В. Максимов). Аэропорт Пулково-1 на момент открытия был самым большим пассажирским терминалом в СССР. Аэровокзал примечателен целым рядом архитектурных и технологических новшеств, во многом опередивших свое время. Сложные технологические циклы были организованы логично и ясно, траектории перемещения пассажиров оптимизированы, встречные потоки разделены средствами вертикального зонирования, доставка людей к самолету (и обратно) осуществлялась с помощью подземных движущихся тротуаров.
Аэропорт Пулково-1. Вид на кровле во время строительства
citywalls.ru / загружено ИБН
Просторный зал аэропорта, залитый светом из пяти конусообразных фонарей на грибовидных опорах, стал одной из эмблем нового Ленинграда, визитной карточкой города для прибывающих сюда самолетом. А перекрытие центральной части здания, подвешенное к грибовидным опорам на стальных тросах, по праву считалось достижением инженерной мысли.
Аэропорт Пулково-1, планы и разрез
Е.Б. Новикова “Интерьер общественных зданий (художественные проблемы)”. М. Стройиздат, 1984 / citywalls.ru / загружено Mary
Эта работа не только получила высокую оценку еще в советские годы и была удостоена Государственной премии СССР, но остается важным и любимым зданием для нескольких поколений петербуржцев.
Архитектор аэропорта Александр Владимирович Жук – легенда ленинградской архитектуры. Участник Великой Отечественной войны с первых ее дней, корифей Ленпроекта и заведующий кафедрой архитектуры в Академии Художеств, Александр Владимирович построил немало зданий, признанных эталонами высокого ленинградского модернизма.
Аэропорт Пулково-1, фотография 1984-1987 гг.
citywalls.ru / загружено Ладада
Аэропорт Пулково-1, 1975 г.
Несмотря на неудачную реконструкцию 2014 года и утраты частей архитектурного произведения, важнейшие элементы композиции сохранились, и здание продолжает исполнять свою функцию.
Архитекторы Санкт-Петербурга обеспокоены дальнейшей судьбой здания и недавно объявленными планами по его сносу. Мы не хотим, чтобы аэропорт Пулково-1 пополнил печальный список утрат выдающихся зданий и сооружений советского периода. Союз архитекторов Санкт-Петербурга инициирует процесс присвоения аэровокзалу статуса объекта культурного наследия и предлагает обсуждать его дальнейшую судьбу максимально открыто, на базе архитектурного конкурса, который позволит определить наилучший способ приспособления здания-памятника.
1. А. С. Головин, генеральный директор Архитектурной мастерской «Головин & Шретер»
2. А. И. Кицула, генеральный директор Архитектурного бюро «Я. К.»
3. С. В. Липгарт, руководитель Архитектурного бюро Liphart Architects
4. М. А. Мамошин, генеральный директор Архитектурной мастерской Мамошина
5. Федор Опарин, архитектор
6. Евгений Решетов, партнер «Rhizome Group»
7. Георгий Снежкин и Илья Спиридонов, АБ «ХВОЯ»
8. Петр Советников и Вера Степанская «KATARSIS architects»
9. Илья Филимонов, архитектор
10. Н. И. Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44»
